Тема: Чтение, обсуждение стихотворений И.С.Сурикова «Зима», А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Помочь детям почувствовать лирический характер поэтических произведений. Расширять знания и представления о зимнем времени года у детей через стихотворные строчки,:воспитывать чувство любви к природе и окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_hud._lit.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Чтение, обсуждение стихотворений
И.С.Сурикова «Зима», А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
Цель: помочь детям почувствовать лирический характер поэтических произведений. Расширять знания и представления о зимнем времени года у детей через стихотворные строчки.
Задачи: - образовательная: рассказать детям о природе в зимнее время года, признаках зимы, о зимних играх и развлечениях;
- развивающая: развивать память, творческие способности, фантазию, воображение, логическое мышление;
- воспитательная: воспитывать чувство любви к природе и окружающему миру.
Ход НОД
. Дети и воспитатель стоят в кругу.
Воспитатель: загадывает загадку о зиме:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Дети: Зимой
Воспитатель: Показывает иллюстрации с изображением зимы. Задаёт вопросы детям.
Воспитатель: Какое время года изображено на картинках?
-Как вы догадались, что на всех картинках зима?
- Чем покрыта земля?
- На что похож снег, лежащий на земле?
Дети: снег лежит тонким слоем, как тоненькая пелёночка, пелена, сугроб похож на теплое одеяло, деревья в снегу.
Воспитатель: Действительно, все картинки разные, но все они о зиме. Зиму, ребята, можно изобразить не только на картине, но и словами.
Воспитатель: Послушайте стихотворения «Зима» Ивана Сурикова, А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя», Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…» и представьте себе то, о чем там говорится.
Чтение педагогом стихотворения:
И.С.Суриков «Зима»
Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро поле
Снегом забелело.
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы,
И зима настала.
Воспитатель:
-Как поэт И. Суриков сказал в стихотворении про снег, какой он? - А еще снег какой бывает? (мягкий, красивый, серебристый, искристый)
- А что делает снег? (кружится, падает, ложится)
- Как падают снежинки в стихотворении? Быстро или плавно, тихо, медленно кружась в воздухе?
- Как заснул тёмный лес? /крепко, непробудно/.
- Какими стали дни? /короткие – коротки/.
- А что говорится про зимнее солнце? /солнце светит мало/.
- Что случилось, когда настала зима? /вот пришли морозы/.
Чародейкою Зимою…*
Ф. Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Воспитатель: В литературных произведениях зима является к нам и доброй матушкой – зимой, и юной девочкой – снегурочкой, а то и седой колдуньей.
- А как Пушкин называет зиму? (Волшебница зима)
- Почему поэт называет её волшебницей? (Зима неживая, а здесь она устраивает чудеса. )
- Найдите в тексте, какие чудеса творит волшебница зима? (Зима пришла, рассыпалась, повисла на суках, легла коврами, брега сравняла с рекой)
- Зима совершает действия как человек, она в стихотворении живое существо. В литературе такой приём называется «Олицетворение», оживление персонажа.
- Кто ещё в стихотворении действует как живое существо? Почему? (Север. Он вздохнул, завыл. )
Как, по-вашему, нет ли элементов сказки в стихотворении? (Есть.)
- Что помогает нам перенестись в сказочный мир? (Описание зимы как живого образа, который устраивает чудеса, колдовство. Зима – волшебница.)
Воспитатель: Найдите те места в стихотворении, где поэт рассказывает о зиме сказочно красиво и при этом правдиво.
- Каким словом поэт называет колдовство зимы? (Проказы.)
Вот север, тучи нагоняя*
А. Пушкин
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Воспитатель: А теперь посмотрим, как изобразил зиму поэт Ф.И. Тютчев – певец русской природы.
. Похоже ли оно на сказку? Почему?
- Почему поэт называет зиму Чародейкою?
-Подберите к слову « чародейка» синоним. (Волшебница, кудесница)
Воспитатель: О зимнем лесе говорят, что он молчит. А поэт подметил, что «…Стоит он околдован, сном волшебным очарован…»
Как вы понимаете это?
- Найдите метафоры и эпитеты, которые помогают увидеть красоту зимнего леса.
- Какое настроение звучит в этом стихотворении?
- Каким чувством хочет поделиться с нами Тютчев?
Физминутка «Волшебный сон»
- Сядьте так, как вам удобно. Сейчас мы с вами немного отдохнём.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Вы спокойно отдыхаете… (2 раза)
Сном волшебным засыпаете.
Ваши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают… засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена
И рас – слаб – лен – на
Дышится легко,
Свободно, глубоко (длительная пауза)
Воспитатель: Вам понравились стихотворения? Чем?
Дети: Понравились, они красивые.
Воспитатель: Какова основная мысль стихотворений? (Любовь поэта к зимним картинам волшебницы зимы).
- Как поэтам удалось отразить свое восхищение и радость от картин зимы, ее настроения?
-Что общего в произведениях Ф.И.Тютчева, А.С.Пушкина и И.С.Сурикова?
-Чем отличаются произведения друг от друга?
- Что нового, интересного и необычного помогли вам увидеть в зимней природе авторы этих произведений
- Над чем заставляют задуматься эти произведения?
Повторное чтение стихотворения по желанию детей.
Воспитатель: Вот какие мы молодцы. Столько много успели на занятии. Так о чем мы сегодня говорили на занятии? (о зиме). Произведения каких поэтов мы слушали?
Понравилось ли вам занятие? Чем?
Непосредственная образовательная деятельность область «Познание»
для детей подготовительной группы.
Тема: Чтение, обсуждение стихотворений
И.С.Сурикова «Зима», А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
.
Выполнила: ВенедиктоваЛ.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему: "Чародейкою зимою.."
конспект[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3439032","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"265","width":"480"}}]] Музыкального руководителяДОУ № 62 Кра...
КОНСПЕКТ интегрированного взаимодействия воспитателя с детьми в I младшей группе на тему «Чародейка зима»
Взаимодействие воспитателя с детьми в процессе проведения непосредственной образовательной деятельности...
Тема: «Чародейкою зимою околдован лес стоит» Рассматривание и рассказывание на тему картины И.И Шишкина «Зима»
Программное содержание: · Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксич...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Чародейка Зима».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив подготовительной группеТема: «Чародейка Зима»....
ЗАНЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ТЕМА: «ЧАРОДЕЙКА ЗИМА РАЗУКРАСИЛА ДЕРЕВЬЯ»
нетрадиционная техника рисования...
Открытое интегрированное занятие по художественному творчеству. Тема: Приобщение к искусству. «Зимние мотивы в живописи и музыке «Чародейкою – зимою…»
Показать детям разнообразие видения образов зимы великими мастерами искусства....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО художественному творчеству на тему: »ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ ОКОЛДОВАН, ЛЕС СТОИТ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (согласно ФГОС ДО)группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет.
Конспект занятия Организационная информация1.1Доминирующаяобразовательная областьХудожественно - эстетическое1.2Виды деятельности детейПознавательно-исследовательская деятельность, коммуника...
Комментарии
Проведена большая работа над
Проведена большая работа над разбором стихотворений. Иногда кажется, что такие малыши еще не могут рассуждать, но как мы ошибаемся.