Перспективный план по самообразованию " Развитие художественно-изобразительных способностей детей с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Назарова Любовь Александровна

План самообразования "Развитие художественно-изобразительных способностей детей с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисрвания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_hudozhestvenno.docx45.46 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие художественно-изобразительных способностей детей с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования»

«Творческая работа- это прекрасный, необычайно тяжелый и

изумительно радостный труд»

Николай Алексеевич Островский

Пояснительная записка.

Дошкольное детство- очень важный период в развитии ребенка. Но статистика показывает, что с каждым годом становится все больше детей с проблемами в развитии. Особое место среди этих детей занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР).

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка. Исследователи отмечают, что у дошкольников с ЗПР в достаточно большом проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии. Наиболее страдают движения, требующие тонких дифференцированных движений пальцев рук.

В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, а также учитывая специфику и коррекционную направленность, можно ослабить или ликвидировать многие психофизические нарушения у детей с ЗПР.

Изобразительная деятельность представляет собой особый вид деятельности ребенка, отражает его представление и впечатления о мире, наполнена чувствами и эмоциями, дает возможность для творчества, доставляет радость, удовольствие.

Рисование с использованием нетрадиционных материалов и нестандартных техник дает уникальную возможность развить творческие способности дошкольников с задержкой психического развития. При содействии взрослого они учатся мыслить, находить необычное применение обычным вещам. Дети начинают экспериментировать и творить не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и во время самостоятельной деятельности. У них возникают новые идеи, связанные с комбинированием разных техник и материалов.

Актуальность темы.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие- важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством  ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество- это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни, и свое место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений. Рисуя, вылепливая, выполняя аппликацию, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и рук. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.

Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. В процессе его реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

«Каждый ребенок –художник!» Научится творить мечтает каждый, не так ли? Ведь открыв для себя изобразительное искусство, человек получает личное и эстетическое развитие, умение выражать свои мысли и мироощущение с помощью красок, карандашей и других материалов. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, лепки, аппликации, тем больше у него возможностей передать свои возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Рисование- интересный и тоже время сложный процесс. В традиционной технике- гуашью, акварелью, цветными карандашами, восковыми мелками, и т.д.

Нетрадиционные техники рисования: кляксография, тычкование, оттиск, рисование с помощью зубной щетки, целофана, мятой бумаги и т.д. Это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Лепка- одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического восприятия, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающем нас мире.

Своеобразие лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передается форма предмета в трех измерениях. Своеобразным является и содержание детской лепки. В отличии от скульптора, изображающего в основном живые существа, дети лепят почти все окружающие предметы.

Нетрадиционные техники: тестопластика, пластелинография.

    Аппликация- один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. Специфика этого вида деятельности дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывать одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.

Нетрадиционные техники: из бумаги, круп, шерсти, ткани, ниток, ваты, опилок, природного материала, из макарон.

В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных замыслов.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

-Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

-Внимания и усидчивости;

 -Мышления;

-Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.

Цель: формирование изобразительных умений и навыков, развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

Обучающие:

-повысить собственный уровень знаний по теме посредством анализа психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста;

-провести диагностику художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста на начало и конец учебного года;

-отобразит и систематизировать формы организации детей, методы и приемы способствующих развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

-познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности;

-научить правилам безопасной работы с различными материалами и инструментами;

-формировать у детей осознанное к порядку выполнения работы;

Развивающие:

-развивать познавательную активность детей;

-развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.

-развивать композиционные умения;

-развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры;

-развивать самостоятельность, инициативность и творческий подход;

-развивать фантазию, творческое мышление и воображение.

Воспитательные:

-воспитывать у детей художественный вкус;

-развивать эстетическое мировосприятие;

-воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к занятиям-воспитывать зрительскую культуру.

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

-игра, которая является основным видом деятельности детей;

-сюрпризные моменты-любимые сказочные герои;

-решение проблемной ситуации, просьба о помощи;

-музыкальное сопровождение.

 Что же дает использование нетрадиционных методов в изобразительности?

Оно помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать то, что обычным способом сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру. Воспитывают любознательность, развивают тягу к экспериментированию, формируют пытливый ум, учат разным способам работы с материалом, раскрепощают сознание (у всех получается по- разному, нет единой формы образца, а значит у всех правильно-красиво, воспитывает уверенность в собственные силы, нацеливают на успех). Кроме того, нетрадиционные техники развивают воображение, координацию движений, глазомер, мелкую моторику руки и т.д.

Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:

-наблюдения с детьми;

-обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;

-объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;

-показ способов действия;

-игровые приемы;

-совместный анализ выполняемой работы.

Форма обучения: специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

Этапы работы по теме

Подготовительный этап:

-анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники продуктивных видов деятельности;

-организация и пополнение развивающей среды;

-проведение диагностики развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;

-проведение диагностики развития творческих способностей детей;

-подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов, способствующих развитию творческих способностей детей;

-разработка перспективного плана по развитию творческих способностей;

-составление плана взаимодействия с родителями и педагогами.

Основной этап:

-реализация намеченных мероприятий с детьми (непосредственно образовательная деятельность);

-осуществление взаимодействий с родителями и педагогами.

Заключительный этап:

-диагностика, оформление и анализ результатов.

-подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности.

-система работы по развитию творческих способностей дошкольников.

-работа с детьми (непосредственная деятельность, совместная, самостоятельная деятельность).

-повышение компетентности педагогов: консультации; мастер-класс; семинар-практикум; круглый стол и т.п.

-взаимодействие с родителями: родительские собрания; анкетирование родителей к изготовлению игр и пособий; библиотека для родителей.

Ожидаемые результаты работы по теме:

-у детей повысится уровень художественных способностей;

-дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;

-освоят технику нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации;

-повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;

-систематизация и повышение качества работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей у детей через нетрадиционные техники продуктивных видов деятельности.

Педагогическая диагностика

Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно также определить, воспользовавшись разработкой доктора педагогических наук профессора Т.С. Комаровой

«Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».

Анализ продукта деятельности

  1. Форма: 3 балла- передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения, движение передано неопределенно; 1 балл- искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены не верно, пропорции переданы неверно изображение статическое.
  2. Композиция: 3 балла- расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла- на полосе листа, в соотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл- композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана не верно.
  3. Цвет: 3 балла-передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна; 2 балла –есть отступление от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков; 1 балл- цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
  4. Ассоциативное восприятие пятна: 3 балла- самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла- справляется при помощи взрослого; 1 балл- не видит образов в пятне и линиях.

Анализ процесса деятельности

1.Изобразительные навыки: 3 балла- легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла- испытывает трудности при действиях с изобразительными материалами; 1 балл-рисует однотипно, материал использует не осознано.

2.Регуляция деятельности: 3балла- адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием;

2балла- эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке

(завышена, занижена) заинтересован процессом деятельности; 1 балл- безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует, заинтересован (равнодушен) к продукту своей деятельности.

3.Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла- выполняет задание самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность в изображения; 2 балла- требуется незначительная помощь, с вопросами не обращается, стремление наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл- необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, с вопросами не обращается, неинициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.

Шкала уровней:

0-8 низкий уровень; 9-16 средний уровень; 17-21 высокий уровень.

           

Перспективное планирование по теме самообразования

на 2023 – 2024 уч. год.

Старшая группа

Сентябрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Компот из ягод»

Рисование пальцами

Познакомить детей с техникой пальчикового рисования.Развивать умение рисовать двумя пальчиками одновременно.

 Развивать мелкую моторику рук.

Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки.иллюстрации.

2.

«Огуречик, огуречик»

Рисование руками

Познакомить детей с детей техникой рисования боковой стороной ладони.

 Закрепить у детей представление о зеленом цвете.Воспитывать у ребят внимание.

Гуашь в мисочках зеленого цвета, влажные салфетки, иллюстрации.

Работа с родителями

Консультация для родителей «Развиваем руку ребенка»

Октябрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

2

«Крошки-осьминожки»

Рисование ладошками

Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога). Придавать изображениям забавный образ. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность.

Ватман, гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки.

2.

«Петушок»

Рисование ладошками

Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью и дорисовывать их до определенного образа

Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки, иллюстрации.

 петушка.

 Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно.

 Развивать творческое воображение.

выразительности.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей «Рисование пальчиковыми красками»

Ноябрь

Работа с детьми

№ п/п

1.

2.

№ п/п

Тема

занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1

«Волшебный лес»

Печать листьями

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать лес, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности.

Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации.

2

«Деревья с разноцветными листьями»

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных

техниках. Способствовать

возникновению у детей

чувства радости от

полученного результата

Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон.

Декабрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Чудо- узор»

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками.

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять узоры. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Лист бумаги, поролон, пенопласт, цветная гуашь.

2.

«Укрась рукавицу» по замыслу

Различные

Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа.

Лист бумаги формы рукавицы, гуашь, кисть, ватные палочки, поролон.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Январь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Моя любимая игрушка»

Рисование мыльной пеной.

Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции.

Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

2.

«Волшебные каракули»

Фрактальный рисунок.

познакомить с технологией выполнения фрактального рисунка;

- выполнить изображение в нетрадиционной изобразительной технике.

Проводит педагог психолог.

Карандаши, бумага.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Февраль

Работа с детьми

№ п/п

1.

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1

Подарок для

папы»

Печать по трафарету, рисование пальчиком

Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции.

Открытка, гуашь разного цвета.

2.

«Салют»

Набрызг

Упражнять разбрызгивать краску по чистому листу. Учить подрисовывать недостающие линии кисточкой.

Старые зубные щетки, гуашь, бумага.

Март

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Открытка для мамы»

Печать по трафарету

Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка».

 Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Развивать глазомер.

 Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, картон гофрированный.

2.

«Весенние цветы»

Разные

Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники.Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму.

Развивать творческое мышление и воображение.

Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, кисти, поролон, ватные палочки.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Работа с педагогами

Апрель

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Ежики на опушке»

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой.

Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой».  Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

Тонированная бумага, гуашь в мисочках зелёного и коричневого, голубого цветов, жесткая кисть, салфетки, муляжи.

2.

«Загадочный каракуль»

Раскрашивание каракуль происходит по правилам.

Стабилизация эмоционального состояния, развития мелкой моторики рук, а также помогает достичь успеха в преодолении психических, речевых трудностей с тяжелыми нарушениями речи.

Проводит педагог психолог.

Готовые шаблоны с рисунками, чистые листы, большое количество цветных карандашей, фломастеры, простые карандаши.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Май

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Загадочный каракуль»

Раскрашивание каракуль происходит по правилам.

Продолжать стабилизацию эмоционального состояния,  развития мелкой моторики рук, а также помогает достичь успеха в преодолении психических, речевых трудностей с тяжелыми нарушениями речи.

Проводит педагог психолог.

Готовые шаблоны с рисунками, чистые листы, большое количество цветных карандашей, фломастеры, простые карандаши.

1.

«Веточка сирени»

Рисование ватными палочками

Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать чувство композиции.

Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь зелёная и сиреневая в мисочках, ватные палочки, кисти.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Перспективное планирование по теме самообразования

на 20124– 2025уч. год.

Подготовительная группа

Сентябрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Осенний  

ковер»

Печать листьями

Закрепить умение работать с техникой печати листья. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать красоту осеннего пейзажа, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности.

Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, белая бумага, иллюстрации.

2.

«Веточка рябины»

Рисование пальчиками, печать листьями.

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта.  Учить передавать в рисунке  характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листиков, овальные грозди)

Гуашевые краски, альбомные листы, кисточки, влажные салфетки, веточка рябины в вазе.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Октябрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

2

«Грибы на опушке

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, рисование крупами.

Создание сюжетных композиций из круп. Развитие чувства цвета и композиции.

Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой».  Учить дополнять изображение подходящими деталями.

 Бумага, крупы, акварельные краски, жесткая кисть, салфетки, муляжи грибов.

2.

«Что созрело в огороде»

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения работать над композицией рисунка — равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа   бумаги. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон, штампы овощей.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей «Путешествие в страну рисованию»

Ноябрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Дымковская игрушка»

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном, ватными палочками.

Совершенствовать умение детей в различных  

нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения детей передавать характер и особенности дымковских народных игрушек, характер узора, его цветовую гамму, развивать самостоятельность, творчество, совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков. Развивать чувство композиции.

Бумага, жесткая кисть, поролон, ватные палочки, цветная жидкая гуашь, иллюстрации.

2.

«Мое любимое дерево в разное время года»

Оттиск печатками, листьями, пенопластом, рисование пальчиками.

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Лист бумаги, листья-штампы, пенопласт, цветная гуашь.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Декабрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Домашнее животное – собака»

Различные

Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по контуру рисунка.

Лист бумаги, жесткая кисть, салфетки, гуашь, ватные палочки, поролон, иллюстрации.

2.

«Сказочный лес»

Рисование солью.

Учить создавать рисунки используя клей ПВА и соль. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность.

Альбомная бумага, клей ПВА, соль.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей «Что означают рисунки детей»

Январь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Зимний лес»

Рисование восковыми мелками, свечой.

Вызвать интерес детей к выполнению задания невидимыми материалами. Развивать воображение, самостоятельность планирования своего замысла.

Бумага, восковые мелки, кисть, акварельные краски.

2.

«Волшебный аквариум»»

Печать по трафарету, пальцами, листьями.

Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту подводного мира. Развивать чувство композиции.

Краски, листья, трафареты, бумага.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Февраль

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Сюрприз для папы»

Печать по трафарету, рисование пальчиком

Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции.

Открытка, гуашь разного цвета, трафареты.

2.

«Разноцветные шары»

Рисование мыльной пеной

Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. Закреплять умения подрисовывать недостающие линии кисточкой.

Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей «Пластилиновая живопись»

Март

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Букет незабудок для мамы»

Рисование ватными палочками

Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать аккуратность, чувство композиции.

Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь белая, голубая, желтая в мисочках, кисти, ватные палочки.

2.

«Какого цвета весна»

Кляксография

Учить, создавать образ,  используя трубочку. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техники.

Трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Апрель

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Веселые матрешки»

Граттаж.

Познакомить детей с техникой «граттаж». Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора.

 Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.

Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки.

2.

«Море»

Граттаж.

  Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в  технике «граттаж».Продолжать учить создавать композицию рисунка.

 Развивать чувство ритма.

Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки, одноразовые вилки.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

Консультация для родителей «Пасхальные яйца необычной раскраски»

Май

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Цветочная поляна»

Печатки из пластилина

Познакомить с техникой печать пластилином. Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки.

Иллюстрации цветов, гуашь разных цветов в мисочках, пластилин.

2.

«Нарисуй, что хочешь»

Рисование ватными палочками

Закреплять умение использование техники печать пластилином. Учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин. Развивать воображение, художественное восприятие.

Гуашь разных цветов в мисочках, пластилин, кисти.

Работа с родителями

Выставки детских рисунков для родителей.

 Список литературы:

  • Давыдова, Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г.Н. Давыдова. – М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. – 112 с.
  • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий, 2007. – 78
  • . Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования – 2-е изд., перераб. и доп. / Т.С.Комарова. – М.: Просвещение, 1976. – 158 с.: с ил.
  •  Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография / Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.: цв. вкл.
  • Михалюта, И. Значение нетрадиционной техники рисования в детском саду [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru
  • Недорезова О. В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. – Воронеж, 2006 г.
  • Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В. Никитина. – СПб.: Каро, 2014. – 96 с. + 16с. цв. вкл.
  • Рау М. Ю. Обучение изобразительному искусству дошкольников. – М.: изд. центр ВЛАДОС, 2013 г.
  •  Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.:ТЦ Сфера, 2004.-125 с        
  • Прокопова, И.П. Значение нетрадиционных методик рисования в формировании личности дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, в условиях детского сада компенсирующего вида [Электронный ресурс]. – 7 с. – Режим доступа: http://sch875.mskobr.ru prokopova_001.pdf
  •  Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике// Дошкольное воспитание. – 1995. - № 11. – С. 34-36.
  • •  Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992. – 320 с.
  • •  Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. – М.: Искусство, 1967. – 390 с.
  • •  Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: Творческий центр, 2008. – 160 с.
  • Полуяхтовой Т. З., Комова А. Е. «Родник фрактальной мудрости, или свежий взгляд на наши возможности». - М. : Изд. Дом «Деловая литература», 2002.
  • Дубоделова, А. Г. Фрактальное рисование как элемент арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста / А. Г. Дубоделова, Г. А. Филиппова.
  • Дубоделова, А. Г. Фрактальное рисование как элемент арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста / А. Г. Дубоделова, Г. А. Филиппова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 63-65.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-творческих способностей детей второй младшей группы через использование нетрадиционных техник рисования.

Презентация -  рекомендация педагогам по использованию нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе....

Проект «Развитие художественно-творческих способностей детей второй младшей группы через использование нетрадиционных техник рисования.»

Проект«Развитие художественно-творческих способностей детей второй младшей группы через использование нетрадиционных техник рисования.»...

План по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования».

Перспективный план по самообразованиюна 2017-2018 уч. год.Воспитателя МБДОУ Д/с «Звездочка» п. Первомайский Хилковой Татьяны Владимировны Тема: «Развитие творческих способн...

ПРОЕКТ по самообразованию "Развитие художественно-творческих способностей детей 2 младшей группы через использование нетрадиционных техник рисования"

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании....

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей с задержкой психического развитя"

Консультация о значении нетрадиционных техник рисования на психоэмоциональную сферу ребенка....

"Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития". Из опыта работы.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития....