Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования книжки-игрушки
статья по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)
Чтение является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка. У детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток и на формирования интереса к чтению художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr._4._podgotovka_stati.doc | 594 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КНИЖКИ-ИГРУШКИ
Белоножко Полина Евгеньевна
студентка 4 курса специальности
44.02.04 Специальное дошкольное образование
Хабарова Людмила Павловна
научный руководитель, преподаватель,
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический
колледж имени И.А. Куратова», г. Сыктывкар
Аннотация: Чтение является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка. У детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток и на формирования интереса к чтению художественной литературы.
Ключевые слова: читательский интерес, книжка-игрушка, общее недоразвитие речи.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в образовательной области «Речевое развитие» (п. 2.6.) предусматривает «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы» в целях развития интереса детей к художественной литературе и чтению [3].
Е.В. Швакина считала, что «читательский интерес – это следующая ступень читательской зрелости, ступень значительно более серьезная, которая обязательно предполагает и наличие у читателя устойчивого интереса к книгам, но из него прямо не вытекает» [2].
Интерес к познанию чего-то нового, намеренное отношение детей дошкольного возраста к самостоятельному познанию, может помочь ему автономно регулировать самостоятельную учебно-познавательную работу, предопределять пути и способы достижения установленной цели.
Развитее интереса у детей к книге и чтению является одной из главных задач дошкольного образования. Одним из главных условий в развитии интереса к детской книге у детей является предметно-пространственная среда и квалифицированные педагоги.
В последнее время стало много детей, имеющие речевые нарушения, в частности общее недоразвитие речи.
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи [1].
Согласно ГОСТ 7.60-90 (п. 31), «книжка игрушка – это издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей» (фото 1).
Фото 1. Книжка-игрушка «Муха-Цокотуха»
по мотивам произведения К. Чуковского (автор Е. Мосейчук)
Конкретный перечень разновидностей книжек-игрушек составить сложно, ведь ежегодно современные издатели создают новые конструкции книжек-игрушек.
Книжки-игрушки позволяют решать разнообразные дидактические задачи, а именно, развивать, обучать и воспитывать детей, причем делать это в игровой форме, незаметно для самого ребенка: способствуют восприятию информации; активизируют коммуникативные способности; адаптируют в социальном обществе; развивают творческие способности; формируют способности к поиску новых решений; вызывают желание к познанию; вовлекают в процесс самообразования.
Для выявления уровня сформированности интереса к чтению художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи было проведено исследование, которое включало в себя диагностическую беседу «Моя любимая книга» (автор М.В. Артамонова) и методику А.Д. Кошелевой «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений».
Количественный анализ ответов диагностической беседы «Моя любимая книга» (автор М.В. Артамонова) позволил определить уровни проявления положительного отношения к книге, которые наглядно представлены в таблице 1.
Таблица 1
Итоговая таблица результатов диагностической беседы «Моя любимая книга» (автор М.В. Артамонова) на констатирующем этапе исследования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Уровни | Показатели уровней | |
Количественный | Процентный | |
Высокий | - | - |
Средний | 7 детей | 43,8% |
Низкий | 9 детей | 56,2% |
Таким образом, детей с высоким уровнем проявления положительного отношения к книге выявлено не было.
Низкий уровень проявления положительного отношения к книге показали 56,2 % детей. Дети слабо проявляют личные предпочтения к книгам или не проявляют вовсе, затрудняются рассказать о любимой книге, не знают автора данной книги.
Средний уровень проявления положительного отношения к книге показали 43,8 % детей. Дети слабо проявляют положительное отношение к книге, затрудняются рассказать о любимой книге, кратко называют некоторые её особенности, содержание.
Результаты проведённой методики «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений» (автор А.Д. Кошелева) представлены в таблице 2.
Таблица 2
Итоговая таблица результатов методики «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений» (автор А.Д. Кошелева) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Уровни | Показатели уровней | |
Количественный | Процентный | |
Высокий | - | - |
Средний | 3 ребёнка | 18,8% |
Низкий | 13 детей | 81,2% |
Таким образом, детей с высоким уровнем проявления эмоционального поведения при восприятии литературных произведений выявлено не было.
Низкий уровень эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений имеют 81,2 % детей. Дети не испытывают эмоций при прослушивании произведения, реагируют на отдельные моменты сюжета сказки только при изменении тембра голоса взрослого. Сопереживание и сочувствие персонажам отсутствуют. Эмоциональную оценку событий дети не проявляют, равнодушны к поступкам героев и событиям произведения.
Средний уровень эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений имеют 18,8 % детей. Дети эмоционально реагирует во время ярких эпизодов произведения. Изредка сопереживают и сочувствуют персонажам, редок используют невербальные способы выражения. Эмоциональную оценку событий дети проявляют, но непродолжительное время. Не испытывают желание делиться своими впечатлениями с друзьями.
Исходя из результатов педагогического исследования, можно сделать следующие выводы о сформированности интереса к чтению художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:
1) проявление положительного отношения к книге у большинства детей сформировано на среднем уровне;
2) многие дети не знают названия и автора своей любимой книги;
3) большинство детей не помнят, когда им читали книгу дома и в детском саду в последний раз;
4) эмоциональное поведение при восприятии литературных произведений у большинства детей сформировано на низком уровне;
5) многие дети не испытывают эмоций при прослушивании произведения;
6) большинство детей не проявляют сочувствие и сопереживание персонажам произведения.
Список литературы:
- Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / Р.Е. Левина – М.: Просвещение, 1967. – 53 с.
- Швакина, Е.В. Вместе с книгой мы растем [Электронный ресурс]: программа развития читательского интереса у детей / Е.В. Швакина. – Тисуль, 2012. – Режим доступа: http://knigi.dissers.ru/books/1/648-1.php.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) [Электронный ресурс]: информационно-правовой портал «ГАРАНТ.ру». – Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....
"Формирование познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством экскурсионной деятельности"
Статья отражает практический материал организации экскурсионной деятельности в группе компенсирующей направленности....
Статья "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием LEGO конструирования"
В сестье рассматриваются особенности LEGO конструирования в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР....
«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...
рецензия по теме «Особенности логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок»
ОТЗЫВрецензента о выпускной квалификационной работе(магистерской диссертации)...
«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...
Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ
Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...