Проект Тема «Сказки – наши учителя» для воспитанников старшей группы (5 - 6 лет)
проект по художественной литературе (старшая группа) по теме

Аносова Ирина Владимировна

Главная роль в воспитании ребенка при нынешней социокультурной ситуации отведена семье и дошкольному учреждению. Воспитатель, не только воплощает задачу приобщения детей к фольклору сказок, но и рождения в них интереса к процессу чтения,  глубокого понимания ими содержания произведения.  Актуальностью является  то, что фольклор  сказок,  адресованный ребенку, нельзя изучать вне самого ребенка, особенностей его возраста и восприятия, которое способствует развитию социализации, коммуникации и художественного творчества.Важнейшим средством речевого развития является фольклор  сказки. Они используются для формирования звуковой культуры речи, усвоению морфологических закономерностей и синтаксической конструкции. Произведения являются образцом обогащения словаря ребенка и построения связного высказывания, который закрепляется при пересказе, творческом рассказывании.Успешная реализация проекта зависит от ряда факторов и прежде всего от той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной продуманной развевающей среды.Эффективность воспитания и обучения достигается путем работы педагога с детьми данного возраста в течение дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_skazki_nashi_uchitelya_anosova_i.v.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл

Проект

Тема «Сказки – наши учителя»

для воспитанников старшей группы (5 – 6 лет)

Автор проекта: 

Воспитатель I категории

Аносова И.В. 

г. Вуктыл

2015 – 2016г.г.

Проект «Сказки – наши учителя»

Автор проекта: Аносова Ирина Владимировна, воспитатель I категории МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл

Проблемно – ориентированный анализ

Главная роль в воспитании ребенка при нынешней социокультурной ситуации отведена семье и дошкольному учреждению. Воспитатель, не только воплощает задачу приобщения детей к фольклору сказок, но и рождения в них интереса к процессу чтения,  глубокого понимания ими содержания произведения.  Актуальностью является  то, что фольклор  сказок,  адресованный ребенку, нельзя изучать вне самого ребенка, особенностей его возраста и восприятия, которое способствует развитию социализации, коммуникации и художественного творчества.

Важнейшим средством речевого развития является фольклор  сказки. Они используются для формирования звуковой культуры речи, усвоению морфологических закономерностей и синтаксической конструкции. Произведения являются образцом обогащения словаря ребенка и построения связного высказывания, который закрепляется при пересказе, творческом рассказывании.

Успешная реализация проекта зависит от ряда факторов и прежде всего от той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной продуманной развевающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем работы педагога с детьми данного возраста в течение дня.

Базовой образовательной областью данного проекта является Развитие речи).  Развитие интегративного качества Овладение  необходимыми умениями и навыками является интеграция  образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Система педагогической работы связанна с обучением детей родному языку, ознакомлением с фольклором, то есть с произведениями русского народа и народами других культур предоставлена в работах В.В.Гербовой: «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозайка – Синтез, 2005)

Данный проект написан на основе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная  общеобразовательная программа / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2012. – 336С.

Прогнозируемый результат: может назвать любимую сказку, овладевает  способами ролевого поведения, использует художественные выразительные средства (интонация, мимика), умеет рассказать о содержании и инсценировать небольшой сюжет сказки.

Продукт непосредственно – образовательной деятельности –  театрализация сюжетов сказок:  «Теремок», «Два жадных медвежонка», «Заюшкина избушка»  совместно с родителями (слайд шоу).

Цель:

Содействовать развитию речи у детей 5 - 6 лет, на основе приобщения к фольклорным  сказкам в соответствии с новыми требованиями (ФГОС).

Задачи:

1. формировать интерес к фольклору  сказок.

2. развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь.

3. формировать умение слушать и понимать услышанное, учить пересказывать и рассказывать сказки, а также  понимать их смысловое значение.

4. учить анализу  сравнения сказок русских народных со сказками других народов.

Вид проекта:

практико-ориентированный.

Участники: Воспитатели группы.

Целевая группа: Дети 5 - 6 лет, родители детей.  

Масштаб проекта: долгосрочный – учебный год

Образ конечного результата        

Критерии оценки

Повышение уровня развития психических процессов (произвольной памяти, внимания детей, развитие речи).

Психологическая диагностика познавательных процессов.

Начальная, итоговая.

Владение детьми различными видами запоминания

Цикл мероприятий непосредственно – образовательной деятельности.

Открытые занятия для педагогов и родителей.

Повышение уровня знаний о фольклоре сказок.

Расширение кругозора о сюжетах в сказках.

Повышение интереса к рассказыванию и пересказыванию сказок наизусть.

Опрос детей по сказкам.

Выставки детских работ.

Викторина по сказкам.

Отзывы родителей и самих детей о проделанной работе по проекту

Привитие умения к анализу сказок.

Отзывы родителей и коллег.

Аудио и видео-записи занятий по работе проекта

Повышение уровня знаний в направление «Познавательно – речевое развитие», образовательная область «Коммуникация» .

Опрос детей по сказкам до начала проекта и после окончания работы, сравнительный анализ.

Отзывы родителей и самих детей о проделанной работе по проекту.

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками».        

Рассказывание и пересказ сказок в ролях (театрализация).

Отзывы родителей и коллег.

Аудио и видеозаписи занятий по работе проекта.

Риск:

1) Слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути преодоления:

Преподносить фольклорный материал  на позитиве, не перегружая объемом детей и родителей, педагогам проявлять большую заинтересованность проектом, делиться результатами работы на каждом этапе проекта. Приглашать родителей на итоговые занятия. Создать папку для родителей «Сказки наши учителя»

2) Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие.

Пути преодоления:

Индивидуальная работа с детьми и родителями.

Этапы работы:

1 этап: подготовительный

Цель: создать условия для ознакомления со сказками, вовлечение в реализацию проекта родителей.

 - подбор фольклорного материала

-первичная диагностика детей

-ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта

-подбор дидактического и методического оснащения проекта

-консультации со специалистами ДОУ

2 этап: мотивационно - практический

Цель: применять методы и приемы работы, направленные на коммуникативные, социальные, познавательные и регулятивные качества (УУД)

- цикл мероприятий по реализации проекта (3 блока)

- открытые занятия, инсценировки, рассказывание и пересказывание сказок по иллюстрациям, выставки книг и работ детей, просмотр мультфильмов.

-мероприятия с родителями, папки для родителей по реализации проекта

3 этап: заключительный

Цель: подведение итогов проекта

 - Итоговая диагностика познавательных процессов.

 - Викторина.

 - Сравнительный анализ.

-Рефлексия

-Отчет о реализации проекта

-Сбор полученного материала по проекту, монтаж

        

Реализация проекта

Для удобства реализации проекта, планирования работы, контроля и самоконтроля, анализа и рефлексии весь материал для ознакомления был разделен на «блоки». Использование аудио и видео записи, кукольные и настольные театры, картинок на фланели граф, сюжетных картинок (иллюстраций).

•        Из большого по содержанию материала  для ознакомления фольклора со сказками , берется с учетом возрастных особенностей детей.

•        Сказки выбраны не случайно, это «яркие», «понятные» произведения с характерными героями.

•        В проект включены сказки разных народов и культур.

•        Фольклор,  сопровождающийся словесно -  стихотворным стилем способствующий развитию в областях: социализации, коммуникации, художественного творчества.

Стратегия и механизмы реализации проекта

Тема 1 блока (сентябрь -  ноябрь)        

Знакомство с русскими народными сказками

Цель: знакомство с русским народным фольклором.

Задачи:

1.        Познакомить детей с русскими народными сказками.

2.        Провести предварительную словарную работу.

3.        Способствовать пересказыванию наизусть сюжет сказки.

4.        Закреплять выученный материал.        

Сказки:

  • Волк и козлята;
  • Маша и медведь;
  • Теремок;
  • Кот, петух и лиса;
  • Лиса и заяц;
  • «У страха глаза велики»;
  • «Мужик и медведь»;
  • «Жихарка»;
  • «Гуси – лебеди»;
  • «Зимовье»;
  • «Смоляной бычок»;
  • «Лиса и журавль»;
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  • «Петушок и бобовое зернышко».

Развивающая среда

Уголок театрализации, дидактические игры, выставка книг.

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание иллюстраций и книг

Рассказывание сказок, друг другу, родителям.

Совместная деятельность

 - «Литературная минутки» - каждый день.

 - непосредственно – образовательная деятельность по фольклору сказок

 - Инсценировка сказки

Ответственный        

Воспитатель

Работа с родителями        

Памятка для родителей «Сказки – наши учителя»

Тема 2 блока (декабрь– февраль)

Знакомство со сказками разных народов

Цель: знакомство с фольклором народов мира.

Задачи:

1. Познакомить детей со сказками других народов.

2. Провести предварительную словарную работу.

3. Способствовать рассказыванию и пересказыванию  сказок

4.        Закреплять выученный материал.

Сказки:

  • Рукавичка (украинская);
  • Лиса и заяц (коми);
  • Лиса, петух и тетерев (латышская);
  • «Пых» (белорусская);
  • « Медведь и мужик (коми);
  • «Мышь, лапоть и пузырь» (коми);
  • «Кот, коза и баран» (коми);
  • «Красная шапочка» (французская);
  • «Три поросенка» (английская);
  • «Заяц и ёж» (немецкая);
  • «Два жадных медвежонка» (венгерская);
  • «Огниво» (датская).

Развивающая среда        

Уголок театрализации, дидактические игры, выставка книг.

Самостоятельная деятельность детей        

Рассматривание иллюстраций и книг

Рассказывание сказок, друг другу, родителям.

Совместная деятельность         -

«Литературная минутки» - каждый день.

 - Открытое занятие по фольклору

 - Инсценировка сказки

Ответственный        

Воспитатель

Работа с родителями        

Памятка для родителей «Сказки – наши учителя»

Тема 3 блока (март - май)

Сравнительный анализ русской народной сказки со сказкой другого народа

Цель: учить сравнительному анализу сказок

Задачи:

  1. Учить анализу содержания сказки.
  2. Учить чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов.

  • Рус. нар. сказка «Теремок» - украинская сказка «Рукавичка»;
  • Рус. Нар. сказка «Мужик и медведь» - коми сказка «Медведь  и мужик»;
  • Рус. нар. сказка «Крылатый, лохматый, да масленый» - «Мышь, лапоть и пузырь» коми сказка
  • Рус. нар. сказка «Лиса и заяц» - «Лиса и заяц» коми сказка;
  • Рус. нар. сказка «Маша м медведь» - «Красная шапочка» (французская);
  • Рус. нар. сказка «Зимовье» - «Кот, коза и баран» (коми сказка).

Развивающая среда        

Уголок театрализации, дидактические игры, выставка книг.

Самостоятельная деятельность детей        

Рассматривание иллюстраций и книг

Рассказывание сказок, друг другу, родителям.

Совместная деятельность        

 - «Литературная минутки» - каждый день.

 - Открытое занятие по фольклору

 - Инсценировка сказки

Ответственный        

Воспитатель

Работа с родителями        

Памятка для родителей «Сказки – наши учителя»

В течение всего дошкольного детства основным "источником" развития личности ребенка выступает воспитатель. Именно он осуществляет стимуляцию и поддержку постоянного личностного роста, непрерывного творческого и духовного развития детей. Это фокусирует внимание исследователей и практиков на процессе личностного развития воспитателя, творческий потенциал которого составляет реальный вклад в потенциальное развитие взаимодействующих с ним детей, а также становится очевидным вопрос о необходимости формирования сущностных основ профессионального творчества педагога.

Список литературы.

  1.  Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателей дет. сада/Сост. Л.Н. Елисеева. – 5 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987. – 448 с.: ил. 
  2. Хрестоматия для маленьких/ Сост. Л.Н. Елисеев 4 – е изд., перераб. И доп.  М.: Просвещение, 1982. – 43ил. – Б – ка воспитателя дет. Сада.
  3. Хрестоматия по детской литературе: / Сост. А.Л. Табенкина, М.К. Боголюбская; Под ред. Е. Е. Зубаревой, - 10 –е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988. – 463 с. , 8л ил.:ил.
  4. Хрестоматия для дошкольников2 – 4 года. Пособие для воспитателей детского  сада и родителей. / Сост. Н.П. Ильчук и др. – 1 – е издание. М., АСТ, 1997. – 576., ил./
  5. Книга для чтения в детском саду и дома: К53 2 -4 года: / Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2006. – 272с
  6. Серия детских книг. Литературно – художественного издания Серия «Пять сказок». М.:ООО Издательство «Фламинго»2006.
  7. Коми народные сказки в пересказе на русском Петра Столповского. Сост. А.К.Микушев. – Сыктывкар: Коми кн. изд – во, 1996 – 256с.

Интернет-ресурсы

  1. http://olpictures.ru/geroi-skazok-kartinki.html - герои сказок анимации и колобок
  2. http://www.gfxfile.ru/1852-detskijj-klipart-zverjushki.html - герои сказок картинки
  3. http://www.elitefloor.ru/blog.php?rlzm=/vivod/?p=15786  - герои сказки теремок
  4.  http://pedsovet.su  - ссылка на шаблон презентации 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему:"Свет.День.Ночь" для воспитанников старшей группы(по учебно-методическому комплекту "Добрый Мир" Л.Л.Шевченко)"

Конспект занятия на тему:"Свет.День.Ночь" для воспитанников старшей группы(по учебно-методическому комплекту "Добрый Мир" Л.Л.Шевченко)"...

Проект Тема «Школа дорожных наук» для воспитанников средней группы (4-5 лет)

Этот проект направлен на обучение детей правилам безопасности движения в качестве пешехода, чтоб у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения. Актуальностью являетс...

Педагогический проект . Тема: «Развиваем речь, играя» с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности

Проект направлен на оптимизацию коррекционно-развивающего процесса путем комплексного использования современных образовательных технологий, создание условий для реализации игровой деятельности....

Конспект нод для кружковой работы «Куклы путешествуют. История возникновения игрушек в древней Руси и история возникновения игр у наших предков». Для воспитанников старшей группы

Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что л...

Проект развития творческого воображения и способностей воспитанников старшей группы МКДОУ «Берёзка» Подготовила: Котыгорох Александра Юрьевна. к LEGO - конструированию

Названиепроекта: Новый дом.Вид проекта: Творческий подгрупповойУчастники проекта:Педагоги, дети  старшей группы МКДОУ «Берёзка»Возраст детей: 5-6 летПродукт детской деятельности: &laq...

Познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для воспитанников старшей группы «Ты Кубань – ты наша Родина!».

Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной. Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира.Воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольног...

Сценарий театрализованного представления по сказке "Гуси - Лебеди" для воспитанников старшей группы

Цель: Формирование у воспитанников исполнительских навыков, через театрализованную деятельность. Задачи:Образовательная: Поддерживать желание воспитанников участвовать в театрализованной деятельн...