Проект Тема «Сказки – наши учителя» для воспитанников старшей группы (5 - 6 лет)
проект по художественной литературе (старшая группа) по теме
Главная роль в воспитании ребенка при нынешней социокультурной ситуации отведена семье и дошкольному учреждению. Воспитатель, не только воплощает задачу приобщения детей к фольклору сказок, но и рождения в них интереса к процессу чтения, глубокого понимания ими содержания произведения. Актуальностью является то, что фольклор сказок, адресованный ребенку, нельзя изучать вне самого ребенка, особенностей его возраста и восприятия, которое способствует развитию социализации, коммуникации и художественного творчества.Важнейшим средством речевого развития является фольклор сказки. Они используются для формирования звуковой культуры речи, усвоению морфологических закономерностей и синтаксической конструкции. Произведения являются образцом обогащения словаря ребенка и построения связного высказывания, который закрепляется при пересказе, творческом рассказывании.Успешная реализация проекта зависит от ряда факторов и прежде всего от той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной продуманной развевающей среды.Эффективность воспитания и обучения достигается путем работы педагога с детьми данного возраста в течение дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazki_nashi_uchitelya_anosova_i.v.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл
Проект
Тема «Сказки – наши учителя»
для воспитанников старшей группы (5 – 6 лет)
Автор проекта:
Воспитатель I категории
Аносова И.В.
г. Вуктыл
2015 – 2016г.г.
Проект «Сказки – наши учителя»
Автор проекта: Аносова Ирина Владимировна, воспитатель I категории МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл
Проблемно – ориентированный анализ
Главная роль в воспитании ребенка при нынешней социокультурной ситуации отведена семье и дошкольному учреждению. Воспитатель, не только воплощает задачу приобщения детей к фольклору сказок, но и рождения в них интереса к процессу чтения, глубокого понимания ими содержания произведения. Актуальностью является то, что фольклор сказок, адресованный ребенку, нельзя изучать вне самого ребенка, особенностей его возраста и восприятия, которое способствует развитию социализации, коммуникации и художественного творчества.
Важнейшим средством речевого развития является фольклор сказки. Они используются для формирования звуковой культуры речи, усвоению морфологических закономерностей и синтаксической конструкции. Произведения являются образцом обогащения словаря ребенка и построения связного высказывания, который закрепляется при пересказе, творческом рассказывании.
Успешная реализация проекта зависит от ряда факторов и прежде всего от той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной продуманной развевающей среды.
Эффективность воспитания и обучения достигается путем работы педагога с детьми данного возраста в течение дня.
Базовой образовательной областью данного проекта является Развитие речи). Развитие интегративного качества Овладение необходимыми умениями и навыками является интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Система педагогической работы связанна с обучением детей родному языку, ознакомлением с фольклором, то есть с произведениями русского народа и народами других культур предоставлена в работах В.В.Гербовой: «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозайка – Синтез, 2005)
Данный проект написан на основе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2012. – 336С.
Прогнозируемый результат: может назвать любимую сказку, овладевает способами ролевого поведения, использует художественные выразительные средства (интонация, мимика), умеет рассказать о содержании и инсценировать небольшой сюжет сказки.
Продукт непосредственно – образовательной деятельности – театрализация сюжетов сказок: «Теремок», «Два жадных медвежонка», «Заюшкина избушка» совместно с родителями (слайд шоу).
Цель:
Содействовать развитию речи у детей 5 - 6 лет, на основе приобщения к фольклорным сказкам в соответствии с новыми требованиями (ФГОС).
Задачи:
1. формировать интерес к фольклору сказок.
2. развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь.
3. формировать умение слушать и понимать услышанное, учить пересказывать и рассказывать сказки, а также понимать их смысловое значение.
4. учить анализу сравнения сказок русских народных со сказками других народов.
Вид проекта:
практико-ориентированный.
Участники: Воспитатели группы.
Целевая группа: Дети 5 - 6 лет, родители детей.
Масштаб проекта: долгосрочный – учебный год
Образ конечного результата | Критерии оценки |
Повышение уровня развития психических процессов (произвольной памяти, внимания детей, развитие речи). | Психологическая диагностика познавательных процессов. Начальная, итоговая. |
Владение детьми различными видами запоминания | Цикл мероприятий непосредственно – образовательной деятельности. Открытые занятия для педагогов и родителей. |
Повышение уровня знаний о фольклоре сказок. Расширение кругозора о сюжетах в сказках. Повышение интереса к рассказыванию и пересказыванию сказок наизусть. | Опрос детей по сказкам. Выставки детских работ. Викторина по сказкам. Отзывы родителей и самих детей о проделанной работе по проекту |
Привитие умения к анализу сказок. | Отзывы родителей и коллег. Аудио и видео-записи занятий по работе проекта |
Повышение уровня знаний в направление «Познавательно – речевое развитие», образовательная область «Коммуникация» . | Опрос детей по сказкам до начала проекта и после окончания работы, сравнительный анализ. Отзывы родителей и самих детей о проделанной работе по проекту. |
Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками». | Рассказывание и пересказ сказок в ролях (театрализация). Отзывы родителей и коллег. Аудио и видеозаписи занятий по работе проекта. |
Риск:
1) Слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути преодоления:
Преподносить фольклорный материал на позитиве, не перегружая объемом детей и родителей, педагогам проявлять большую заинтересованность проектом, делиться результатами работы на каждом этапе проекта. Приглашать родителей на итоговые занятия. Создать папку для родителей «Сказки наши учителя»
2) Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие.
Пути преодоления:
Индивидуальная работа с детьми и родителями.
Этапы работы:
1 этап: подготовительный Цель: создать условия для ознакомления со сказками, вовлечение в реализацию проекта родителей. | - подбор фольклорного материала -первичная диагностика детей -ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта -подбор дидактического и методического оснащения проекта -консультации со специалистами ДОУ |
2 этап: мотивационно - практический Цель: применять методы и приемы работы, направленные на коммуникативные, социальные, познавательные и регулятивные качества (УУД) | - цикл мероприятий по реализации проекта (3 блока) - открытые занятия, инсценировки, рассказывание и пересказывание сказок по иллюстрациям, выставки книг и работ детей, просмотр мультфильмов. -мероприятия с родителями, папки для родителей по реализации проекта |
3 этап: заключительный Цель: подведение итогов проекта | - Итоговая диагностика познавательных процессов. - Викторина. - Сравнительный анализ. -Рефлексия -Отчет о реализации проекта -Сбор полученного материала по проекту, монтаж |
Реализация проекта
Для удобства реализации проекта, планирования работы, контроля и самоконтроля, анализа и рефлексии весь материал для ознакомления был разделен на «блоки». Использование аудио и видео записи, кукольные и настольные театры, картинок на фланели граф, сюжетных картинок (иллюстраций).
• Из большого по содержанию материала для ознакомления фольклора со сказками , берется с учетом возрастных особенностей детей.
• Сказки выбраны не случайно, это «яркие», «понятные» произведения с характерными героями.
• В проект включены сказки разных народов и культур.
• Фольклор, сопровождающийся словесно - стихотворным стилем способствующий развитию в областях: социализации, коммуникации, художественного творчества.
Стратегия и механизмы реализации проекта
Тема 1 блока (сентябрь - ноябрь) | Знакомство с русскими народными сказками |
Цель: знакомство с русским народным фольклором. Задачи: 1. Познакомить детей с русскими народными сказками. 2. Провести предварительную словарную работу. 3. Способствовать пересказыванию наизусть сюжет сказки. 4. Закреплять выученный материал. | Сказки:
|
Развивающая среда | Уголок театрализации, дидактические игры, выставка книг. |
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание иллюстраций и книг Рассказывание сказок, друг другу, родителям. |
Совместная деятельность | - «Литературная минутки» - каждый день. - непосредственно – образовательная деятельность по фольклору сказок - Инсценировка сказки |
Ответственный | Воспитатель |
Работа с родителями | Памятка для родителей «Сказки – наши учителя» |
Тема 2 блока (декабрь– февраль) | Знакомство со сказками разных народов |
Цель: знакомство с фольклором народов мира. Задачи: 1. Познакомить детей со сказками других народов. 2. Провести предварительную словарную работу. 3. Способствовать рассказыванию и пересказыванию сказок 4. Закреплять выученный материал. | Сказки:
|
Развивающая среда | Уголок театрализации, дидактические игры, выставка книг. |
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание иллюстраций и книг Рассказывание сказок, друг другу, родителям. |
Совместная деятельность - | «Литературная минутки» - каждый день. - Открытое занятие по фольклору - Инсценировка сказки |
Ответственный | Воспитатель |
Работа с родителями | Памятка для родителей «Сказки – наши учителя» |
Тема 3 блока (март - май) | Сравнительный анализ русской народной сказки со сказкой другого народа |
Цель: учить сравнительному анализу сказок Задачи:
|
|
Развивающая среда | Уголок театрализации, дидактические игры, выставка книг. |
Самостоятельная деятельность детей | Рассматривание иллюстраций и книг Рассказывание сказок, друг другу, родителям. |
Совместная деятельность | - «Литературная минутки» - каждый день. - Открытое занятие по фольклору - Инсценировка сказки |
Ответственный | Воспитатель |
Работа с родителями | Памятка для родителей «Сказки – наши учителя» |
В течение всего дошкольного детства основным "источником" развития личности ребенка выступает воспитатель. Именно он осуществляет стимуляцию и поддержку постоянного личностного роста, непрерывного творческого и духовного развития детей. Это фокусирует внимание исследователей и практиков на процессе личностного развития воспитателя, творческий потенциал которого составляет реальный вклад в потенциальное развитие взаимодействующих с ним детей, а также становится очевидным вопрос о необходимости формирования сущностных основ профессионального творчества педагога.
Список литературы.
- Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателей дет. сада/Сост. Л.Н. Елисеева. – 5 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987. – 448 с.: ил.
- Хрестоматия для маленьких/ Сост. Л.Н. Елисеев 4 – е изд., перераб. И доп. М.: Просвещение, 1982. – 43ил. – Б – ка воспитателя дет. Сада.
- Хрестоматия по детской литературе: / Сост. А.Л. Табенкина, М.К. Боголюбская; Под ред. Е. Е. Зубаревой, - 10 –е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988. – 463 с. , 8л ил.:ил.
- Хрестоматия для дошкольников2 – 4 года. Пособие для воспитателей детского сада и родителей. / Сост. Н.П. Ильчук и др. – 1 – е издание. М., АСТ, 1997. – 576., ил./
- Книга для чтения в детском саду и дома: К53 2 -4 года: / Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2006. – 272с
- Серия детских книг. Литературно – художественного издания Серия «Пять сказок». М.:ООО Издательство «Фламинго»2006.
- Коми народные сказки в пересказе на русском Петра Столповского. Сост. А.К.Микушев. – Сыктывкар: Коми кн. изд – во, 1996 – 256с.
Интернет-ресурсы
- http://olpictures.ru/geroi-skazok-kartinki.html - герои сказок анимации и колобок
- http://www.gfxfile.ru/1852-detskijj-klipart-zverjushki.html - герои сказок картинки
- http://www.elitefloor.ru/blog.php?rlzm=/vivod/?p=15786 - герои сказки теремок
- http://pedsovet.su - ссылка на шаблон презентации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему:"Свет.День.Ночь" для воспитанников старшей группы(по учебно-методическому комплекту "Добрый Мир" Л.Л.Шевченко)"
Конспект занятия на тему:"Свет.День.Ночь" для воспитанников старшей группы(по учебно-методическому комплекту "Добрый Мир" Л.Л.Шевченко)"...
Проект Тема «Школа дорожных наук» для воспитанников средней группы (4-5 лет)
Этот проект направлен на обучение детей правилам безопасности движения в качестве пешехода, чтоб у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения. Актуальностью являетс...
Педагогический проект . Тема: «Развиваем речь, играя» с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности
Проект направлен на оптимизацию коррекционно-развивающего процесса путем комплексного использования современных образовательных технологий, создание условий для реализации игровой деятельности....
Конспект нод для кружковой работы «Куклы путешествуют. История возникновения игрушек в древней Руси и история возникновения игр у наших предков». Для воспитанников старшей группы
Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что л...
Проект развития творческого воображения и способностей воспитанников старшей группы МКДОУ «Берёзка» Подготовила: Котыгорох Александра Юрьевна. к LEGO - конструированию
Названиепроекта: Новый дом.Вид проекта: Творческий подгрупповойУчастники проекта:Педагоги, дети старшей группы МКДОУ «Берёзка»Возраст детей: 5-6 летПродукт детской деятельности: &laq...
Познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для воспитанников старшей группы «Ты Кубань – ты наша Родина!».
Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной. Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира.Воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольног...
Сценарий театрализованного представления по сказке "Гуси - Лебеди" для воспитанников старшей группы
Цель: Формирование у воспитанников исполнительских навыков, через театрализованную деятельность. Задачи:Образовательная: Поддерживать желание воспитанников участвовать в театрализованной деятельн...