Педагогический проект . Тема: «Развиваем речь, играя» с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Проект направлен на оптимизацию коррекционно-развивающего процесса путем комплексного использования современных образовательных технологий, создание условий для реализации игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvivaem_rech_igraya.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Сказка» пгт. Джубга муниципального образования Туапсинский район
Педагогический проект
Тема: «Развиваем речь, играя»
Подготовил учитель-логопед
МБДОУ ДС № 1 «Сказка» пгт. Джубга:
Хрипунова Алла Антоновна
2017 – 2018 гг.
«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным -
вот задача первоначального обучения »
К.Д. Ушинский
Актуальность темы продиктована одной из важнейших задач коррекционной педагогики на современном этапе:
совершенствование логопедической работы, направленной на определение путей и способов эффективного преодоления нарушений речи у дошкольников.
Игра — одна из форм обучаемого воздействия специалистов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой познавательный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактическая игра — это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Разнообразные игровые ситуации, созданные логопедом, побуждают ребенка к своеобразному речевому общению, отвлекают его внимание от речевых дефектов, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной деятельности. Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий оптимизирует коррекционно-развивающий процесс, способствует повышению его результативности.
Актуальность темы определяется:
- реальными потребностями системы дошкольного образования ;
- ростом количества детей с речевыми нарушениями;
-необходимостью участия родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Коррекционно-развивающий процесс невозможен и без участия родителей,
Поэтому возникла идея разработать основные направления взаимодействия логопеда с родителями в процессе использования дидактических игр и упражнений для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из вышеизложенного, видна актуальность и значимость проблемы повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса через использование дидактических игр и упражнений, включения родителей в единое образовательное пространство.
Участники проекта
– дети старшей группы компенсирующей направленности, родители, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель.
Срок реализации проекта: сентябрь – май
Тип проекта– практико-ориентированный, коллективный, творческий, долгосрочный.
Цель проекта:
- оптимизация коррекционно-развивающего процесса через использование игровых технологий, развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста для дальнейшей успешной социализации;
- создание условий для реализации ведущего вида детской деятельности - игры, освоения детьми игровых навыков.
Задачи:
Для воспитанников
Обучающие:
- создать психологически комфортную речевую среду как условие речевого развития дошкольников;
- оптимизировать коррекционно-развивающий процесс путем использования игровых образовательных технологий;
- формировать коммуникативную функцию языка в соответствии с возрастными нормативами;
- формировать представление о взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения;
Воспитательные:
- воспитывать лингвистическое отношение к речи;
- воспитывать желание участвовать в игровой деятельности со сверстниками и взрослыми.
Развивающие:
- развивать логическое мышление в процессе выполнения речевых игровых заданий;
- закреплять навыки работы с интерактивной доской.
Для родителей:
- продолжить работу по созданию единого образовательного пространства «Детский сад – семья» с помощью разных форм взаимодействия, информировать родителей о значимости игры в жизни ребенка, вовлекать их в организацию игровой деятельности детей.
Новизна проекта заключается :
-в сочетании традиционных и инновационных форм работы (использование игровых технологий в НОД с включением ИКТ);
-в разработке и использовании в практической деятельности авторских дидактических игр и упражнений и стихотворно-игровых комплексов;
-во внедрении в практику работы форм и методов взаимодействия детского сада с семьей в вопросах коррекционного сопровождения детей.
Условия реализации проекта:
- наличие АООП ДО;
- наличие - Программно-методического комплекса «Развитие речи» Г.О. Аствацатуров, Л.Е. Шевченко.: ООО «Новый диск», 2008 г., обучающей программа «Домашний логопед». «ЭВРИКА ФИЛЬМ», 2008 г.
- наличие перспективного плана «Использование игровых технологий коррекционно-развивающем процессе»;
- наличие развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в кабинете логопеда, в группе компенсирующей направленности.
Планируемые результаты проекта:
- оптимизация коррекционно-развивающего процесса путем комплексного использования игровых технологий;
- формирование интереса к смысловой стороне слов, словообразовательным процессам у воспитанников старшей группы компенсирующей направленности в рамках реализации перспективного плана работы учителя-логопеда на 2017-18 гг;
– развитие самостоятельности в процессе поиска решения мыслительной задачи, речемыслительных операций;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах речевого развития воспитанников старшей группы компенсирующей направленности;
- повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития дошкольников.
Проектный продукт:
- Дидактическая игра «Много и одна»
- Схематические модели «Посуда», «Мебель», «Сложные слова», карточки-схемы дидактических игр
- Речевые дидактические упражнения для формирования лексико-грамматических представлений
- Буклет для родителей «Игры для развития речи»
- Интерактивная игра «Дары осени»
- Итоговое мероприятие «Играем и речь развиваем!»
- Фотоотчет о ходе реализации проекта
- Методическая разработка «Игровые приёмы постановки звуков»
Формы работы с детьми- индивидуальная, подгрупповая, фронтальная НОД/ОД.
Формы работы с педагогами- консультации, интегрированные формы взаимодействия.
Формы работы с родителями – оформление буклетов, проведение консультаций, мастер-класса, совместных мероприятий.
План реализации проекта
№ | Этапы. Содержание | |
I | Подготовительный Составление перспективного плана реализации проекта. Изучение электронных образовательных ресурсов, обучающих программ. Изучение методических материалов на сайтах МедиаВики, ФИРО для реализации ФГОС ДО. Обновление и обогащение предметно-развивающей среды. | |
II | Основной Работа с воспитанниками Проведение непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности на основе игровых технологий. Разработка и проведение интегрированного логопедического досуга «Во саду ли в огороде». Изготовление схематических моделей сложных слов, родственных слов для игровых упражнений. Итоговое мероприятие «Играем и речь развиваем!» Работа с родителями Разработка игротеки для родителей «Развиваем речь, играя» Разработка буклета «Игры для развития речи». Консультации «Играем и речь развиваем» Проведение мероприятия для детей и родителей «Развиваем речь, играя» в рамках реализации педагогического проекта Организация и проведение мастер-класса для родителей «Ловкие пальчики» Подготовка и проведение выставки дидактических игр для развития лексико-грамматических представлений Методическая работа Участие в подготовке и проведении семинара для педагогов «Роль игровых технологий для формирования лексико-грамматических представлений у дошкольников» Участие в работе Совета педагогов Разработка речевых дидактических упражнений по лексическим темам. Разработка мультимедийных дидактических игровых упражнений по лексическим темам. Разработка интерактивных игр и упражнений. Разработка и проведение интегрированного мероприятия «Речевые посиделки». Разработка игры «Много и одна». Разработка речевых маршрутных карт. | |
III | Заключительный Анализ результатов реализации проекта в ДОУ; корректировка содержания, подведение итогов. Трансляция результативности проекта на сайте ДОУ. Представление проекта на Совете педагогов ДОУ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности «А» по образовательной области «Коммуникация» на тему: "Насекомые""
Тема: «Насекомые».Направление: познавательно-речевоеЦель образовательной деятельности: познакомить и закрепить знания детей о насекомых.Интеграция и задачи образовательных областей:Коррекционно-образо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа разработана, для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи с учётом целей и задач Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми на...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Речь развиваем, про игру не забываем» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Форма проведения: семинар-практикумЦель: актуализация знаний родителей об особенностях коммуникативной деятельности старших дошкольников, знакомство с условиями для ее организации в группе. Форми...
План индивидуальной работы с воспитанником старшей группы компенсирующей направленности (тяжёлыми нарушениями речи)
Представлен план индивидуальной работы с одним из воспитанников старшей группы компенсирующей направленности (тяжёлыми нарушениями речи), составленный с учётом актуального состояния речевог...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по итогам обследования речи воспитанников старшей группы компенсирующей направленности МБДОУ№ 21
Материал полезен для аттестации....
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию воспитанников старшей группы компенсирующей направленности «Жить – Родине служить»
Проект по нравственно – патриотическому воспитаниювоспитанников старшей группы компенсирующей направленности «Жить – Родине служить» Актуальность проекта: Патриотичес...
Конспект квест-игры для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «Путешествие в город Правильной речи»
Конспект квест-игры для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «Путешествие в город Правильной речи»...