Путешествие в мир сказок
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему
выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области «Чтение художественной литературы» на конец учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_chteniyu_hudozhestvennoy_literatury.docx | 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Юргинского муниципального района
Кемеровской области
МБДОУ «Детский сад Юрга-2 «Солнышко»
Путешествие в мир сказок.
(конспект итогового НОД по чтению художественной литературы в подготовительной группе)
Автор – составитель: Кемерова Н.В.
Юргинский район, 2015 – 2016
Цель: выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области «Чтение художественной литературы» на конец учебного года.
Задачи:
- Выявить умение детей определять жанр художественного произведения,
- Закрепить названия любимых сказок,
- Выявить умение называть детских писателей;
- Закрепить умение читать по ролям сказки и стихи;
- Выявить знания программных стихотворений наизусть.
- Воспитывать усидчивость, умение ограничивать свои желания отвечать без разрешения взрослого.
- дать характеристику героям сказок; формировать художественно-речевые исполнительские способности;
- развивать интерес и любовь к сказкам;
- развивать речь детей в процессе беседы, умение употреблять в речи распространенные предложения;
- развивать воображение, память, внимание;
- воспитывать любовь к художественной литературе.
- вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
- выявить представления воспитанников о жанровых особенностях загадок, назначение загадок, их отличие от других литературных произведений.
- уточнить умение воспитанников устанавливать логические связи, умение описывать героя, обобщать, делать выводы. выявить умение выразительно вести диалог.
- развивать связную и диалогическую речь, содержательно отвечать на вопросы.
- воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать, не выкрикивать
Материал: коробка с масками картинки с изображением животных, грамзапись альбома «Времена года» П.И. Чайковского, книги.
Методические приемы: беседа, объяснение, игра, загадки
Ход НОД:
1. Орг. момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы совершим путешествие по сказкам.
-А вы любите сказки? Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?
Дети: Люди сочиняли сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках, зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделают жизнь счастливой. Если не будет сказок жизнь потускнеет, не смогут люди передавать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует идти, преодолевая трудности.
Воспитатель: Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделает жизнь счастливой.
Воспитатель: А что будет, если сказок не будет?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передать своим детям свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок, показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.
Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок, где происходят волшебные чудеса, превращения.
-Закройте глазки, произнесите такие слова.
Раз, два, три – ну–ка, сказка оживи!
Воспитатель: Ребята, что это у меня такое (Показывает клубочек)
Дети: клубочек
Воспитатель: Клубочек, да не простой, а волшебный. Он покажет нам много интересного. Поможет найти дорогу к сказкам. А как обычно начинаются сказки?
Дети: «Жили-были», давным - давно, жили-были, а дело было так «в некотором царстве, хотите верьте, хотите нет, в некотором государстве…»
Воспитатель: И покатился клубочек…
Воспитатель: Ой, ребята, что это за люди собрались вокруг костра? Давайте вспомним сказку, где в названии встречаются месяца?
Дети: «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака. (Инсценировка отрывка)
Воспитатель: В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица - все не так.
Была зима. Шел январь месяц. Много снега намело. Люди сидели в домах и топили печки. В такую-то пору под вечер злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и говорит падчерице:
Мачеха: Сходила бы ты в лес да набрала бы там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.
Сестра: Если пропадешь, то плакать о тебе никто не станет. Ступай, да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.
Воспитатель: Заплакала девочка, закуталась в старый платок и вышла из дома. Идет она. Еле ноги из сугроба вытаскивает. Пришла в лес. Села девочка на пенек и сидит. Все равно, думает, где замерзать. Вдруг вдалеке сверкнул огонек. Поднялась девочка и пошла на этот огонек.
Воспитатель: Кто помнит о чём эта сказка? Какие чудеса происходят в этой сказке?
Дети: В этой сказке продолжается непримиримая борьба между добром и злом. Милая, ласковая девочка-падчерица несет в себе добро. Она тяжело работает, выполняя прихоти бабушки и ее дочери. Кажется, что их радуют издевательство над бедной девочки. А когда женщины узнали о приказе молодой королевы принести из зимнего леса подснежников, жадность затмила их разум. Они теряют остатки человечности. Но, как говорится, мир не без добрых людей. Такими для девочки оказались братья-месяцы, которые не только спасли ей жизнь, но и помогли выполнить бессмысленное задание. Зато она пообещала сохранить тайну и никогда не рассказывать о волшебную поляну.
Воспитатель: Чему учит нас эта сказка?
Дети: В сказке добро победило зло, потому что на его защиту выступили мудрость, отзывчивость, справедливость братьев-месяцев. А победит добро в нашей жизни, зависит только от нас. Не делайте людям зла, помните, оно всегда возвращается.
Воспитатель: Ребят. А как можно по – другому назвать 12 месяцев?
Дети: Времена года.
Воспитатель: Какие мы знаем стихи про зиму? Весну? Кто мне может рассказать их?
Дети: Ф. И. Тютчев «Зима не даром злится», «Весенние воды»; Иван Суриков «Вот моя деревня», Поликсена Соловьева «Подснежник».
Физкультминутка.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз-два-три-четыре!
Полетели, закружили!
Воспитатель: И покатился клубочек дальше. Катится, катится, а навстречу ему письма-записки.
«Письма-записки»
Воспитатель:
О какой сказке идёт речь?
Растут братишки – как все похожи!
Сильны, удалы и пригожи!
Вот только младший сплоховал:
И неказист, и ростом мал.
Зато умён, зато смышлён
И сердцем добрым наделён.
И если вдруг беда нагрянет,
Опорой старшим братьям станет.
Он их от гибели спасёт
И счастье дому принесёт.
Дети: «Мальчик-с-пальчик» Ш. Перро:
Воспитатель: О чём эта сказка? Чему она нас учит?
Дети: Не главное быть большим и сильным, нужно быть сообразительным, умным. Вовремя прийти на помощь .
Воспитатель: «Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке. Рассердилась дочь. Пошла на реку, села на берегу и смотрит на своё отражение в воде. А соседская девочка стоит рядом и лепёшку жует. Стала Айога на девочку поглядывать. Шея у неё вытянулась – стала длинная-длинная. »
Дети: «Айога» нанайская сказка:
Воспитатель: «Так бежали за матерью дети много дней и ночей – по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след останется. Не вернулась мать… »
Дети: «Кукушка» ненецкая сказка:
Воспитатель: Что объединяет эти две сказки? О чём они? Какой урок нужно вынести из этих сказок?
Дети: Не нужно лениться, нужно не только любоваться собой, но и помогать – родителям, товарищам. Помните, добро порождает добро.
Воспитатель: А наш клубочек покатился дальше. И снова прикатился на полянку. А на полянке происходят чудеса.
Физминутка «Сказки».
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
Мы славная семья козлят.
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (встают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
Конкурс «Дальше, дальше…»:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)
21. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
22. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
23. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
24. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
25. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
26. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
27. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
28. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
29. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
30. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
31. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
32. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
33. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
34. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)
35. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
36. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
37. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
38. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
39. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
40. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)
41. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. (Путаница)
42. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)
43. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)
44. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)
45. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)
46. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)
47. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)
48. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)
49. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
50. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)
Воспитатель: И покатился клубочек дальше. Катится, катится, а навстречу ему Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»
- Дюймовочка - Г. Х. Андерсен
- Сказка о рыбаке и рыбке – А.С.Пушкин
- Слепая лошадь – К.Ушинский
- Теплый хлеб - К. Г. Паустовский
- Федорено горе – Корней чуковский
- Маугли - Кипплинг
- Приключения Незнайки - Николай Носов
- Конек – Горбунок – Петр Ершов
- Дикие лебеди – Г. Х. Андерсен
- Цветик-семицветик – Валентин Катаев
- Приключения Буратино или Золотой ключик - Алексей Толстой
- По – щучьему велению -
(Раздается стук в дверь. Звучит музыка. Появляется Баба-Яга).
Воспитатель: Ребята, кто это? В каких сказках она встречается?
Дети: «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Баба-Яга», «Финист-ясный сокол», «Василиса Прекрасная».
(Вместе с Бабой Ягой дети исполняют танец «Бабки Ёжки»).
Воспитатель: Дети, пока мы с вами играли с Бабой-Ягой, все книжки перепутались. Нам нужно все книги разделить на три группы: русские народные сказки, сказки зарубежных писателей и сказки русских писателей.
Баба – Яга: С этим заданием вы справились. А вот перепутанные сказки точно не назовете!
Игровое упражнение: «Сказочная путаница».
Воспитатель: Жили-были дед да баба, у них была репка. Дед ел, ел – не съел, баба ела, ела – не съела. Покатилась репка дальше. Катится, катится, а навстречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в теремке живёт? » - спросила репка. «Выгляни в окошко, дам тебе корытце», - ответила избушка.
Воспитатель: Какие сказки запутались в клубочке?
Дети: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золотой петушок» .
Баба – Яга: Молодцы! Вы со всеми моими заданиями справились отлично! А теперь мне пора возвращаться назад в сказку!
Воспитатель: А нам пора отправляться в детский сад. (Дети встают врассыпную на ковре, закрывают глаза, когда заканчивается музыка, занимают свои места).
Вот мы с вами и в детском саду.
Воспитатель: На какой улице находится наш детский сад? А где мы побывали? Какие сказки вспомнили? Кто их написал? Что помогало вам, справится с заданиями? Какое задание было самым интересным? А знание сказок вам помогало?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в страну сказок
Материал данного занятия учит правильно строить ответ на вопрос поставленный воспитателем, отвечать полным предложением. Воспитывает интонационную выразительность речи, упражняет...
Конспекты занятий по ФЭПМ "Мой веселый звонкий мяч", «Переполох в стране математики», «Путешествие по занимательной математике»,«Путешествие в страну сказок»
Конспект занятия по ФЭПМ "Мой веселый звонкий мяч"...
Итоговое мероприятие в средней группе по тематической неделе: «Неделя сказок» - «Путешествие по страницам сказок». Ивановская Светлана Степановна, воспитатель
Цель: Закрепить и расширить представление детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев).Задачи: Формировать чувства близости между родителями и детьми. Активизировать творческий потенциал...
Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа «Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа
Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа«Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа...
Сценарий игры - путешествия "Путешествие в страну сказок"
Сценарий активизирующего общения для детей младшего дошкольного возраста «Путешествие в страну сказок»...
Театрализованное путешествие. Конспект занятия »Путешествие в страну сказок»
Вызвать у детей интерес, любознательность , удовольствие от путешествия в страну сказок....
Вечер сказок «Путешествие в страну сказок»
Вечер сказок «Путешествие в страну сказок»Цель: Создать у детей радостное настроение, высокий эмоциональный подъём.Задачи:Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя.Формир...