План мероприятий по развитию словесного творчества старших дошкольников посредством сказок
проект по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Ермакова Людмила Андреевна

         

Цель формирующего этапа  – продолжить работу по развитию словесного творчества детей, направленную на повышение качества детских сочинений.

Задачи:

1.  Разработать Проект по обучению детей творческому рассказыванию, включающий серию занятий, заданий по данной проблеме. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

2.  Провести серию занятий с детьми подготовительной группы.

Формирующий эксперимент длился с октября 2015 года по март 2016 года.

Основой эксперимента стало создание Проекта «По дороге в сказку».

Цель проекта: Развитие словесной творческой деятельности старших дошкольников и коммуникативно-речевых способностей детей через их самовыражение, саморазвитие, а так же на основе сотрудничества и сотворчества детей и взрослых; возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта и дальнейшей совместной деятельности; продолжать развивать творческие способности детей.

Мы наметили содержание работы с детьми, включающую следующие разделы:

I.    Чтение художественной литературы, беседы, обсуждение прочитанного.

II.  Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету.

III. Целенаправленные наблюдения на прогулках.

IV.Задания на развитие творческого воображения и фантазии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Цель формирующего этапа  – продолжить работу по развитию словесного творчества детей, направленную на повышение качества детских сочинений.

Задачи:

  1. Разработать Проект по обучению детей творческому рассказыванию, включающий серию занятий, заданий по данной проблеме. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
  2. Провести серию занятий с детьми подготовительной группы.

Формирующий эксперимент длился с октября 2015 года по март 2016 года.

Основой эксперимента стало создание Проекта «По дороге в сказку».

Цель проекта: Развитие словесной творческой деятельности старших дошкольников и коммуникативно-речевых способностей детей через их самовыражение, саморазвитие, а так же на основе сотрудничества и сотворчества детей и взрослых; возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта и дальнейшей совместной деятельности; продолжать развивать творческие способности детей.

Мы наметили содержание работы с детьми, включающую следующие разделы:

  1. Чтение художественной литературы, беседы, обсуждение прочитанного.
  2.  Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету.

III. Целенаправленные наблюдения на прогулках.

IV.Задания на развитие творческого воображения и фантазии.

На всех этапах опытного обучения серьезное внимание уделялось развитию всех сторон речи: грамматической, лексической, фонетической во взаимосвязи с развитием связной речи и ознакомлением с художественной литературой.

Для НОД (непосредственной образовательной деятельности) ознакомлению с художественной литературой были отобраны произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), которые соотносились тематически, по имени разных героев, или объединялись общими персонажами, но имели разные сюжеты и различное развитие действий (событий).

Каждая НОД по литературе знакомила детей с содержанием и художественной формой произведения, обращало их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, включало творческие задания.

После чтения произведений дети отвечали на вопросы, выясняющие, как они поняли содержание произведения, и заметили ли необычные слова и выражения, сказанные персонажами, какими словами характеризуются герои произведения, чем отличаются эти характеристики, насколько они совпадают с представлениями самих детей.

В ходе ознакомительного этапа формирующего эксперимента проводилось чтение и обсуждение литературных сказок современных писателей (произведений Джанни Родари,  Пьера Грипари, Жака Превера) во второй половине дня.

Дошкольникам  читались следующие сказки:

Д.Родари:

«Большая морковка», «Дудочник и автомобили», «Волшебный барабан», «Хитрый Буратино», «Дерево на котором растут туфли», «Как лису хоронили», «Страна без ошибок», «Дети и куклы».

Пьера Грипари:

«Добрый маленький чертёнок», «История пары туфель», «Дом дядюшки Пьера».

Жак Превер:

«Страус», «Морской слон», «Недовольный Дромадер».

С помощью чтения отобранных сказок мы стремились разрушить у дошкольников стандарт восприятия сказочного произведения, разнообразить сюжеты детских сочинений, уделяли внимание работе над смысловой стороной слова, формировали умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, формировали навыки пересказа (понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т.д.).

Так, при ознакомлении со сказкой Д.Родари «Большая морковка» мы учили дошкольников осмыслять идею произведения, понимать сходство и различие в построении сюжетов, в идеях похожих сказок (было предложено сравнить сказку Д.Родари «Большая морковка» с русской народной сказкой «Репка»). Внимание детей было направлено на выявление выразительных средств в сказке, понимание целесообразности их использования. Одним из важных этапов работы со сказкой стало задание придумать разные варианты ее окончания.

Так же на этом этапе в работе с жанром сказки особое внимание уделялось диалогу действующих лиц, их движениям и мимике, детей учили создавать сочинения на основе контаминации сказок и драматизировать их (разыгрывать по ролям), передавая характер персонажей, используя образные слова и интонационную выразительность. Эта работа проводилась со всеми  детьми группы.

Так же дети выполняли творческие задания, направленные на:

- уточнение понимания смысла образных слов и выражений с переносным значением;

- включение в диалог персонажей новых действий и передачу импровизированного диалога с новыми (разными) интонациями;

- выполнение пластических этюдов, изображающих того или иного героя в разных ситуациях;

- придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;

- соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров;

- подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;

- драматизация наиболее интересных отрывков произведений;

- развитие отдельных сценических навыков, исполнение (повторение) реплик героев;

- рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения;

- соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения, которое может усилить понимание сюжета литературного произведения.

Дети  учились составлять сценарий сказок по мотивам знакомых литературных произведений, выразительно исполнять роль. Большое влияние на деятельность детей оказали беседы о театре, включение их в подготовку сценария, ознакомление с понятиями «режиссер», «актеры», «сцена», «декорации».

На этом этапе мы стали больше уделять внимания развитию умений детей импровизировать. Воспитатели группы занимались с детьми индивидуально, развивали у них умение выразительно показать то или иное движение, давали дополнительные интонационные упражнения. Педагоги  брали на себя роль организаторов и режиссеров.

В ходе формирующего эксперимента были разработаны и проведены занятия  на которых дети учились самостоятельно сочинять сказки, волшебные истории, т.е. создавать тексты, отличающиеся содержанием построения речи.

На первом занятии детям была предложена сказка Д.Родари «Дудочник и автомобили». Посредством анализа творческого авторского текста дети учились понимать характеры сказочных героев, ситуаций, развивали умение придумывать сказки и активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях.

Второе занятие по чтению сказки Пьера Грипари «История пары туфель» было направлено на обучение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки героев. Также был сделан акцент на обучение дошкольников понимать и выделять главную идею сказки, развивая этим их воображение и речь.

На последнем занятии по изучениюсказки-стихотворения Джанни Родари «Дети и куклы» дошкольникам было предложено ознакомиться с новым видом сказки и ее особенностями. На занятии решались следующие задачи:

- научить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки-стихотворения;

- научить понимать и сопереживать главным героям сказки;

- развить воображение и речь, учить отличать сказку-стихотворение от обычной сказки. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Речевому развитию детей содействовали инсценировки по сказкам Джанни Родари. Так, на данном этапе была запланирована и проведена инсценировка сказки «Хитрый Буратино». После чтения и анализа сказки детям были розданы роли, воспитатель оговорил сложные моменты, объяснил непонятные слова и выражения.

Кроме работы с детьми нами была проведена работа с родителями, которые стали не только участниками образовательного процесса, но и помощниками в развитии словесного творчества у детей данной группы. Прежде, чем начать осуществление Проекта, мы провели анкетирование родителей по теме исследования.(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Они принимали участие в изготовлении атрибутов и декораций к инсценировке сказок, выполняли домашние задания с детьми. Мы в свою очередь познакомили родителей с планом Проекта, подготовили для них консультацию на тему «Родителям о развитии творчества у детей», Практикум «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников». (ПРИЛОЖЕНИЯ 4, 5) .

Для родителей мы вместе с детьми подготовили инсценировку сказки Дж.Родари «Хитрый Буратино», где дети не только выступали в роли героев сказки, но и проявили способности к словесному творчеству при составлении сценария сказки.

С целью – познакомить педагогов с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи; распространение педагогического опыта нами были подготовлены Мастер-класс для педагогов на тему «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста» (ПРИЛОЖЕНИЕ 6) и выступление на педсовете с консультацией «Формы работы по развитию словесного творчества дошкольников» (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).

Таким образом,  работа по развитию словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста была проведена в полном объеме. Нами были изучены возможности современной литературной сказки в развитии творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста. Для экспериментальной программы были отобраны произведения зарубежных сказочников с выраженным новаторским построением сюжета (открытый финал, наличие вариативных концовок), отличающиеся многообразием используемых образных средств.

Анализируя результаты проведенной работы, можно отметить, что дети всё же умеют фантазировать. Они могут наделять предметы волшебными свойствами независимо от реалистического восприятия. Ребята были внимательны, самостоятельно отвечали, показали активную работу воображения, мышления.

Дети могут входить в сказочные ситуации как активные ее участники. Совмещение реальной жизни и сказки не смущает их уже как раньше.

Очень важно расковывать фантазию детей. Проводить работу следует постоянно и систематически, наряду с реальными представлениями использовать и сказочные элементы. 

Анализируя проведенную работу по развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста, мы можем отметить следующее: в  процессе данной работы удалось активизировать память, мышление, речь и воображение детей, подготовить их к творческой деятельности. Дети стали более активны, пытались самостоятельно думать, фантазировать, составлять связный текст.

Дети учились придумывать рассказ, сказку с литературным сюжетом, соблюдая структуру повествования (начало, середина, конец).

На занятиях дошкольники научились проявлять творческую инициативу и выдумку. Дети учились рассказывать выразительно, образно, эмоционально, умело использовать доступные художественные приемы. На занятиях интенсивно активизировался словарь детей. Удалось добиться того, что рассказы детей стали длиннее, содержательней. У детей в процессе систематической работы накоплен опыт творческого сочинения. Примеры детских сказок представлены в приложении. (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речевого творчества старших дошкольников в процессе обучения сочинению сказок»

Художественная литература требует от читателей особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности,умения чувствовать образное слово, целостность произведения, понимания мо...

Дидактическая игра по развитию словесного творчества у дошкольников « Мы сказочники»

Дидактическая игра по развитию словесного творчества у дошкольников « Мы сказочники» Цель: Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления. Оборудование: Игровое поле ( ...

Проект Родное слово:" Фольклор как средство развития речи и словесного творчества старших дошкольников".

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора в совместной деятельности....

Брифинг "Формирование речевого творчества старших дошкольников посредством обучения сочинению сказок"

Брифинг (англ. briefing от англ. brief — короткий, недолгий) — краткая пресс-конференция, посвященная одной теме на которой вкратце излагается официальная позиция по определенному воп...

Формирование речевого творчества старших дошкольников посредством обучения сочинению сказок

Слайд2«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти исток...

Программа саморазвития воспитателя по теме "Развитие творчества старших дошкольников посредством нетрадиционных техник в аппликации"

Данный  материал может  быть  полезен воспитателям,  занимающимся  художественно-эстетическим развитием  дошкольников как  приоритетным направлением в своей  ра...

Развитие словесного творчества старших дошкольников через малые формы фольклора (загадки)

laquo;Русский фольклор – богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка – одна из ее ярчайших жемчужин».Цель: содействие развитию словесного творчества детей через приобщ...