Развитие словесного творчества старших дошкольников через малые формы фольклора (загадки)
проект (старшая группа)

Тарасенко Наталья Евгеньевна

 «Русский фольклор – богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка – одна из ее ярчайших жемчужин».

Цель: содействие развитию словесного творчества детей через приобщение к фольклору (загадкам).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие словесного творчества старших дошкольников через малые формы фольклора (загадки)

(из опыта работы)

 «Русский фольклор – богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка – одна из ее ярчайших жемчужин».

Цель: содействие развитию словесного творчества детей через приобщение к фольклору (загадкам).

Задачи:

  1. Сформировать у детей умение узнавать загадку среди произведений других жанров.
  2. Способствовать развитию умения отгадывать загадки и доказывать верность отгадки; сочинять загадки, разнообразные по структуре и приемам создания художественного образа.
  3. Сформировать образную, выразительную речь детей посредством разгадывания и сочинения загадок.
  4. Расширить знания детей об окружающем мире с помощью малых форм фольклора (загадок).
  5. Развить произвольное внимание, зрительную и словесную память, логическое мышление, творческое воображение.
  6. Воспитать интерес к русскому народному творчеству, любовь к родному языку.

Методы и приемы

  • Наглядные (наблюдение; показ игрушек, предметов, картинок; рассматривание их)
  • Словесные (беседы по лексическим темам, высказывания детей из личного опыта, чтение художественной литературы, проблемные ситуации)
  • Практические (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, подвижные игры, проблемно-поисковая деятельность, моделирование)

Формы работы

Чтение, беседа, вопросы, объяснение, заучивание, повторение, сравнение, анализ и обобщение)

Формы организации детей

Загадки использовались:

  • в любых режимных моментах, в ходе которых возможно осуществлять наблюдение;
  • в совместной деятельности воспитателя с детьми (игры; вечера вопросов и ответов; вечера загадок; развлечения, досуги), прогулки;
  • как часть ООД, и как целая ООД. Например, загадки, дающие представления о многозначном значении какого-либо слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет всю ООД.

Например:

«Отгадайте, какое слово есть у каждого портного? Это слово вместо шубы ежик носит на спине, это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне?»         (иголка)

Такие загадки найдут продолжение в изо деятельности детей.

Загадки можно предложить в начале ООД. Они вызовут в этом случае интерес и дадут повод для более подробного разговора об объекте или явлении, заинтересуют детей. В завершении ООД, например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходства и различия между ними, дети приходят к выводам и выражают их словами.

Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить признаки предмета в сознании

детей. А так же обучение отгадыванию или составлению загадок может быть основной целью ООД.

Актуальность

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

В соответствии с Федеральными Государственными Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Речевое развитие» предполагает одной из задач развитие речевого творчества детей.

Большую ценность для умственного и речевого развития представляют загадки. Они не только уточняют, расширяют представления детей о каком- то предмете или явлении, но и развивают наблюдательность, учат думать, отвлеченно мыслить, подмечать характерные признаки предметов, т.е. способствуют речевому и умственному развитию.

Особое значение имеет загадка для развития речи дошкольников. Употребление различных средств выразительности (сравнений, метафор, различных определений, эпитетов) способствует формированию образной речи детей. Загадки обогащают словарь дошкольников за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

Про загадку сам русский народ говорил: «Без лица в личине». Это означает, что истинное «лицо» загаданного предмета скрыто под маской, т.е. под «личиной». Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое надо расшифровать (отгадать и доказать); описание это лаконичное и нередко оформляется в виде вопроса. Главной особенностью загадок является логическая задача. Решение ее активизирует умственную деятельность. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться – доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. В ходе игр-загадок у детей развивается активный словарь, происходит обогащение словарного запаса.

Использование загадок способствует развитию у них навыков описательной и доказательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль словами. При отгадывании загадок ребенок должен не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. А для этого ребенок должен знать многое о предметах и явлениях, о которых была загадка. Поэтому надо развивать в себе умение систематически наблюдать жизнь. Загадки учат нас видеть прекрасное, необычное в самых обычных предметах.

«Загадка – это миниатюрная логическая задача» - такую характеристику загадке дают ведущие отечественные педагоги. Решить ее можно при условии достаточного развития сенсорной культуры, наблюдательности, памяти. Следовательно, начинать обучать детей отгадывать загадки нужно с развития умения наблюдать, воспринимать предметы и явления с разных сторон.

Использование в работе со старшими дошкольниками отгадывания и придумывания загадок открывает широкие перспективы для формирования и обогащения словаря. Это объясняется такими особенностями загадок, как выразительность языка, способствующая освоению ребенком лучших образцов русской речи, традиционность и импровизационность, предполагающая возможность обогащения и активизации детского словаря. Загадки раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К.Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящегося, хотя и бессознательно в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь. Загадки - наиболее интересные и актуальные для старших дошкольников жанры литературы, которые можно считать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. А именно в этом виде деятельности создаются наиболее благоприятные условия для овладения дошкольниками словарем, а также для речевого самовыражения ребенка.

Предполагаемый результат:

  • Повышение интереса к устному народному творчеству.
  • Расширение знаний об окружающем мире, кругозора детей.
  • Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей, развитие умения отгадывать и сочинять загадки.
  • Привлечение родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе детского сада (подбор загадок по темам, разучивание загадок с детьми, чтение детям художественных произведений, в которых используются различные языковые средства выразительности).

Продукт деятельности:

  • Создание картотеки готовых загадок (народных и литературных).
  • Создание сборника загадок, придуманных детьми.
  • Вечера загадок, досуги, развлечения.

Используя загадки как речевой материал, я учитывала общую подготовленность детей к их отгадыванию. На занятиях самостоятельное составление загадок – довольно трудная задача для дошкольников. И в то же время, такие задания способствуют развитию активной речи, умственному воспитанию.  

Составляя загадки, дети учатся четко и кратко описывать предметы, явления, находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства предметов, отбрасывая все второстепенное и малозначащее.

«Загадка – это миниатюрная логическая задача» - такую характеристику загадке дают ведущие отечественные педагоги. Решить ее можно при условии достаточного развития сенсорной культуры, наблюдательности, памяти. Следовательно, начинать обучать детей отгадывать загадки нужно с развития умения наблюдать, воспринимать предметы и явления с разных сторон.

В литературе подчеркивается важность следующего момента: ребенок должен не только отгадать, но и суметь доказать отгадку, т.е. обратить внимание на все указанные в ней условия, выяснить, что в них существенное, а потом путем сравнения найти объекты, соответствующие заданным условиям. Это очень сложная задача для детей даже подготовительной к школе группы. Думать в нужном направлении детей побуждают с помощью разнообразных вопросов, схем, таблиц и других приемов.

Основные ошибки при отгадывании загадок детьми старшего дошкольного возраста:

  • невнимательно слушают загадку;
  • не имеют достаточных знаний о загаданном предмете;
  • не запоминают полностью содержание загадки;
  • не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке;
  • дети, не задумываясь, не размышляя, ищут ответ.

(Например, на загадку:

«Стоит Антошка на одной ножке», был дан правильный ответ (гриб). Услышав другую загадку: «Стоит Антошка на четырех ножках», - многие дети, не раздумывая, отвечают так же.)

  • другая ошибка была связана с тем, что дети плохо понимают метафоричность загадок, их иносказательность. (Так, загадка «Крашеное коромысло над рекой повисло» вызвала следующий ответ: «Это кто-то бросил коромысло вверх.)
  • многие дети дают нелепые ответы, называют первое, что им приходит в голову.

Опыт работы в направлении использования загадок для развития мыслительной деятельности и развития словаря позволяет сделать следующие выводы:

  1. В первую очередь нужно использовать загадки, требующие коллективных ответов.
  2. Загадки, требующие индивидуального ответа, на первых этапах работы с детьми старшего дошкольного возраста должны быть простыми, выделяющими один основной признак предмета. В основном это загадки о предметах, с которыми ребенок знаком.
  3. Придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок.
  4. Детям необходимо показать предметы – «живую» отгадку, обратить их внимание на точность описания предметов в загадке. Обучение отгадыванию загадок должно строиться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом ( рассматривание предмета).
  5. Необходимо обращать внимание детей на смысловую сторону загадок, подчеркивать меткость и яркость образов, присущие загадке. Чтобы загадки стали настоящим средством развития детского мышления, отгадывание нужно строить так, чтобы не допускать механических отгадок. При этом желательно объяснить, для чего созданы загадки (чтобы заинтересовать человека, заставить его задуматься), обратить внимание на то, что загадать загадку можно о любом предмете.
  6. Работу по развитию мыслительной деятельности через использование загадок проводить планомерно, систематически от простого к сложному, последовательно расширяя диапазон умственной активности; с опорой на конкретный план работы в данном направлении.
  7. Загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.

Правила для ребенка при отгадывании загадки:

  1. Дослушай загадку до конца, так как в ней важно каждое слово.
  2. Постарайся запомнить все признаки предмета, упоминаемые в загадке.
  3. Проверь про себя отгадку, учитывая все найденные в загадке признаки.
  4. Скажи громко отгадку.

Алгоритм для отгадывания загадок «Как разгадать загадку»

  1. Прочитай или внимательно прослушай загадку.
  2. Выдели все существенные признаки объекта загадки:

а) где надо искать, б) кого или что надо искать, в) связь с другими явлениями и предметами.

  1. Объедини все признаки, установи между ними связи.
  2. Сделай вывод.
  3. Представь образ, сравни с выводами. Совпадает? (Да. Скажи отгадку. Правильно? Да. Загадка разгадана. Нет. Иди к пункту «Выдели существенные признаки».)

Я часто использовала загадки во время НОД как введение в обсуждаемую тему, связующее звено между упражнениями и играми и как средство эмоциональной разгрузки.

Я использовала различные типы загадок:

  • прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Загадки могут быть как разговорной, так и стихотворной формы, народными, авторским.

а) Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков. Например:

« Он и сочен, и душист, а снаружи золотист,

Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.» (Апельсин.) Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).

б) Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному – двум признакам восстановить целостный образ).

Например:

«Между веток новый дом, нету двери в доме том.

Только круглое окошко – не пролезет даже кошка.» (Скворечник.)

«Один костер весь мир согревает.» (Солнце.)

« Кто не ведает границ? Кто летит быстрее птиц? Он то грозен, то мятежен, То как пух весенний нежен.

Кто свободней всех на свете? Догадались? Это…»        (Ветер.)

Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке. в) В загадку включено отрицательное сравнение. Например:

«Не лает, не кусает, а в дом не пускает.» (Замок.)

«Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.» (Ветер)

«Не ездок, а со шпорами. Не сторож, а всех будит.» (Петух).

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.

  • Загадки - обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

«Есть отличная примета:

Выпал снег – встречайте…»        (Не лето, а зима.)

«Быстро бегает от страха

По лесочку …»        (Не черепаха, а заяц)

  • Загадки, в описании которых использованы метафоры. Например:

«Рукавом взмахнул – деревья пригнул.»        (Ветер).

« Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился и отдельно поселился».        (Рукавица).

Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

  • Загадки – складки. Эти загадки легко разгадываются, т.к. ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок. Например:

« Тучи в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит…»        (Дождик.)

« Вот полозья, спинка, планки – а все это вместе…»        (Санки.)

Отгадывание загадок развивает умственную активность, сообразительность, быстроту реакции, способствует развитию речи и поэтического слуха: расширяет знания об окружающем мире. К тому же дети любят загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания.

Но для активизации речи детей важно не столько отгадывание, сколько составление загадок. Для этого я использовала основные правила составления загадок по методике ТРИЗ. Для облегчения запоминания алгоритма загадки я использовала графические схемы, что значительно упрощает данное задание, особенно при работе со слабыми детьми.

Последовательность работы по обучению детей составлению загадок

  1. Накопление знаний о свойствах, качествах предметов и объектов окружающего мира, их строении, назначении. На этом этапе дети учатся сравнивать объекты в играх: «Чем похожи эти предметы?», «Что в них общего?», «Чем отличаются?», «Придумай сравнение», «Что я назвала лишнее?», Скажи наоборот», «Найди все круглое (красное, квадратное…)», «Назови только «зеленые» слова» (огурец, ель, трава…) Закрепляются умения группировать предметы по сходству на основе определенного признака в играх «Подбери похожий предмет». Дети подбирают предметы, похожие по цвету, форме, размеру, качеству.

Через игру «Как сказать по-другому?» дети учатся подбирать слова- синонимы («Злая зима» - очень холодная, морозная, лютая…) Дидактическая игра «Скажи наоборот» требует подбора слов- антонимов. (большой- маленький, грустный-веселый; «Мышь в лаптях» - «Кот в сапогах», «Деревянный замочек» - «Золотой ключик» и т.д.)

  1. Отгадывание загадок в игре «Да – нет». Ведущий игры задумывает предмет, а участники задают вопросы, используя схемы. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы ведущий мог ответить: «Да», «Нет». Таким образом, дети отгадывают задуманный предмет.
  2. Составление загадок способом прямого описания характерных особенностей предмета без его называния с использованием схем (цвет, фигура, величина, материал и т.д.) Ребенок перечисляет признаки предмета, не называя его, а дети узнают его по описанию. В таких загадках дети учатся образовывать сложные прилагательные. Белый, большой, длинношеий, красноклювый, краснолапый. (Гусь, лебедь) ( Аня Т, 6 лет)
  3. «Чтение» загадок (сочинение загадок) по карточкам-схемам (мнемотаблицам) посредством сравнений (по Арбековой Н.Е.) («Принцип загадывания загадок на основе сходства предметов»): используется связующее звено – союз «как». Ребенок «прочитывает» загадку с помощью мнемотаблицы: «Оранжевая, как апельсин; треугольная, как пирамидка; сладкая, как сахар». (Морковь) «Желтая, как лимон; Круглая, как мяч; Сладкая, как сахар» (Репа) (Никита К., 6 лет) «Рыжая, как белка; хищная, как волк; лает, как собака» (перечисляются и сравниваются: форма, цвет, детали, способы действия ).
  4. Составление загадок по правилу: И одно свойство предмета есть, и другое свойство предмета есть, но не предмет: «И круглый, и желтый, и горячий, но не солнце» (Блин, колобок).
  5. Составление загадок по правилу: «Не предмет, а свойства эти есть» -

«Не крокодил, а зеленый». (Лук), «Не лук, а горький» (Чеснок) (Таня П., 7 лет)

  1. Составление загадок по правилу: «И у одного предмета есть, и у другого предмета есть. Что это?» : «Есть у шарика, есть у мышки, есть у тыквы. Что это?» (Хвостик)
  2. Составление загадок по правилу: Части предмета есть, а функций не выполняет. «Ноги есть, а не ходит.» (стул, шкаф …)
  3. Составление загадок способом перечисления действий предмета без его названия. Ржет, жует траву, возит грузы и людей. Кто это?( Лошадь) (Таня П., 6 лет)
  4. Составление загадок по правилу: «Какой?»-«Что бывает таким же?» (по Нестеренко А.А.) Ребенок выбирает предмет и называет существенные признаки, используя схемы. Затем он называет предметы, обладающие этими признаками. При этом используются связки: «как», «будто», «но не», «но без», «вместо».

а) «Рыжий, как лиса; Круглый, как мяч; Сладкий, как конфета; С семечками, как лимон.» ( мандарин).

б) Загадки, построенные на сравнении объекта с человеком. В основе лежит предлог «вместо», то есть детям предлагается сравнить путем замещения

частей тела человека с частями загадываемого объекта: «Вместо рук – крылья; Вместо носа – клюв; Вменсто одежды – перья» (Птица) (Ксюша Н., 7 лет)

в) Несколько сложнее детям дается сочинение загадок, в основе которых лежит отрицание «но не»: «Возит людей, но не автобус; Гудит, но не поезд; С крыльями, но не птица».(Самолет) (Даша С., 7 лет).

г) Наиболее сложный вид загадок, в основе которых лежит логическая связка

«как, но без». Если в предыдущем виде загадок дети идут от части к целому, то здесь надо идти от целого к части. Это труднее. : «Как свитер, но без рукавов» (Безрукавка) (Злата Б., 7 лет)

  1. Составление загадок по правилу: «Что делает?» -Что (кто) делает так же? (по А.А. Нестеренко): используются связки: «как», «будто», «но не», «но без».

«Высоко прыгает, как лягушка; Стрекочет, как стрекоза. Кто это такой?» ( Кузнечик).

«Дает молоко, но не коза; Жует траву, но не овца; Мычит, но не бык.» (Корова) (Ксюша Н., 7 лет)

Правила для ребенка при составлении загадки:

  1. Выбери предмет.
  2. Выбери способ правила составления загадки.
  3. Подбери признаки, действия и сравни с другим похожим предметом.
  4. Выразительно загадай загадку.

Результаты деятельности

Мы прочитали и отгадали множество загадок, подобрали и разработали

алгоритмы по отгадыванию и сочинению загадок, разработали критерии для определения уровня развития словаря и восприятия загадок.

Подготовлены и проведены:

  • Досуг «Загадки с грядки» (по теме недели «Овощи и фрукты»)
  • Досуг «Путешествие в осенний лес» (по теме недели «Осенний лес»)
  • Вечер загадок «Семейные загадки» ( по теме недели «Дом, а котором я живу»)
  • Экологическая игра «Грибное лукошко»
  • Развлечение «Необыкновенное путешествие» ( по теме недели

«Транспорт»)

  • Развлечение «Мир профессий» ( по теме недели «Профессии людей»)
  • ООД «Животные Крайнего Севера» (обучение разгадыванию загадок)
  • ООД «Вот так Африка!» (обучение разгадывнию загадок)
  • Развлечение «Загадки от Деда Мороза «Волшебные шары»» ( по теме недели «Проказы матушки Зимы»)
  • Досуг-посиделки «В русской избе» (по теме недели «Народная культура и традиции»)
  • Развлечение «Святки»
  • Досуг «Веснянка» ( по теме недели «Цветущая весна»)
  • Развлечение «Птицы – наши друзья» ( по теме недели «Весенние приметы»)
  • Викторина «Карусель сказок»
  • Экологический турнир «Земля – наш дом» (к Дню земли)
  • Вечер загадок «Космические загадки» (по теме недели «День космонавтики»)
  • НООД (обучение сочинению загадок) на тему: «Бытовая техника» ( по теме недели «Бытовая техника»)
  • СОД «Модель здоровья» ( по теме недели «Солнце, воздух и вода»)
  • Конкурс команд «Девочки» и «Мальчики» : «Из чего-же, из чего-же…?»

С детьми подготовительной группы подготовлено и поставлено

театрализованное представление для детей детского сада по русской народной сказке «Теремок», где дети играли роли, танцевали, играли в малоподвижные игры, отгадывали загадки.

Мною составлен сценарий по русской народной сказке «Заюшкина избушка», совместно с детьми подготовлено и показано представление по сказке внутри детского сада.

Для родителей подготовлены консультации на темы: «Что читать детям 6-7 лет», «Роль загадки в развитии старших дошкольников», «Учите детей

отгадывать загадки», «Учимся составлять загадки».

Проведено родительское собрание на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста», на котором выступила с темой: «Формирование связной речи дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ – технологий».

С помощью родителей создана картотека загадок по темам: «Растения»,

«Птицы» , «Цветы», «Зимние загадки», «Спортивные загадки», «Насекомые»,

«Профессии», «Игрушки», «Бытовые приборы», «Посуда», «Одежда» и тдр. Совместно с родителями изготовили альбомы «Загадки – складки», «Загадки – малышки», «Наши загадки».

Мною было подготовлено выступление на педсовет по теме: «Развитие связной речи у детей через технологии развивающего обучения (ТРО)» ( из опыта работы).

Для воспитателей детского сада проведена НООД по развитию речи на тему:

«Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»» ( с использованием загадок). На городском методическом объединении показана совместная деятельность по ручному труду на тему: «Ну и елка! Просто диво!»

В начале учебного года был выявлен уровень развития словаря и восприятия загадок детьми. Критерии уровня развития словаря и восприятия загадок детьми разработаны по методикам Т.А.Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной и Ю.Г.Илларионовой.

Критерии уровня развития словаря и восприятия загадок детьми

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.

Легко узнает загадку среди других жанров

Не всегда узнает загадку среди других жанров

Не узнает загадку среди других жанров

2.

Имеет представление о понятии «загадка»(знает

структуру загадки)

Имеет представление о понятии «загадка», но не

может это объяснить

Не имеет представления о понятии «загадка»

3.

Умеет отгадывать простые загадки (описательного характера и с

рифмующейся отгадкой) и объяснять отгадку

Не всегда может отгадать простые загадки или объяснить отгадку

Не дает правильного

ответа на загадку даже после наводящих

вопросов

4.

Умеет отгадывать сложные загадки (со сравнениями,

метафорами,

предполагающими несколько ответов) и объяснять отгадку

Не всегда может отгадать сложную загадку и

объяснить отгадку

Не дает правильного

ответа на загадку даже после наводящих

вопросов

5.

Умеет придумывать простые загадки

самостоятельно

Сочиняет загадку только при направляющей помощи

воспитателя

Не умеет сочинить простую загадку

6.

Умеет сочинить сложную загадку

самостоятельно

Сочиняет сложную загадку при направляющей помощи

воспитателя

Не умеет сочинять сложную загадку

7.

Помнит несколько

загадок на память

Помнит на память 1-2

загадки

Не знает на память

загадки

8.

Проявляет интерес к

загадкам

Проявляет интерес к загадке

не всегда

Не проявляет интереса к

загадкам

Проведенный анализ данных в начале исследования показал следующие результаты: с высоким уровнем развития словаря и восприятия загадок выявлен 1 ребенок (5%), со средним уровнем выявлено 6 детей (30%), с низким уровнем выявлено 13 детей (65%) из 20-и обследованных детей.

Большая часть детей достаточно легко узнавали загадку среди произведений других жанров, но дать определение, выделить ее структурные особенности практически не смогли. Детям интересны загадки. Многие дети их

отгадывают при условии отбора загадок в соответствии с возрастом. Но требование объяснить отгадку многих затрудняет, при доказательстве обычно отмечают только один признак загаданного предмета. Большая часть детей не смогли найти в тексте загадки такие изобразительно-выразительные средства, как метафоры и сравнения. А так же у большинства детей не

сформировано умение использовать их в собственной речи. Дети затруднялись в нахождении антонимов, слов-описаний и однокоренных слов.

Еще больше сложностей выявила работа с рифмой. Дети очень мало знают загадок на память. Все это объясняет низкий уровень умения сочинять

загадку.

Направление работы было определено: используя интерес и любовь к загадке, сделать ее помощником в словарном развитии, научить находить выразительные средства языка в произведениях, познакомить со структурой загадки, типами загадок, формировать умения отгадывать и самим придумывать загадки. В конце года было проведено повторное исследование уровня развития словаря и восприятия загадок детьми. Результаты его таковы: высокий уровень – 3 детей (15%), средний уровень – 16 детей (80%), низкий уровень – 1 ребенок (5%).

В результате повторного выявления уровней развития словаря и восприятия загадок выяснили, что у детей произошли положительные изменения в словаре: расширился словарный запас детей (антонимов, синонимов). Дети легко узнают загадку среди произведений других жанров. Часть детей могут дать ее определение (это вопрос, который надо разгадать), выделить части ее (структурные особенности). Детям интересны загадки, большинство детей умеют их отгадывать при условии отбора загадок в соответствии с возрастом. На требование объяснить отгадку большая часть детей могут отметить почти все признаки загаданного предмета (или все). Повысился уровень умений сочинить загадку, хоть и больше простую: описательную и с противопоставлением. Незначительно увеличился уровень умений сочинять сложную загадку (с использованием таких выразительных средств языка, как сравнения, метафоры), хотя у большей части детей сформировано умение находить их в тексте. Детям интересно не только отгадывать загадки, но и объяснять свой путь поиска отгадки. Детям понравилось придумывать загадки совместно во время ООД по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, в совместной деятельности. Некоторым понравилось самостоятельно сочинять загадки, чтобы потом их загадывать своим сверстникам или родным. Дети стали более внимательны во время ООД, задумываются не только о прямом, но и переносном значении слов. В разговорной речи они поправляют друг друга, пытаются точнее выразить свою мысль. Их устная речь стала более грамотной, логичной, яркой, разнообразной. Все это говорит об активизации их словаря, развития речи и творческих способностей.

Вывод: Загадки как один из жанров произведений устного народного творчества имеют огромное познавательное, воспитательное значение, способствуют обогащению словаря, развитию речевой активности детей.

Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей. Дети учатся понимать образность слова, скрытый смысл слов.

Использование загадок позволяет воспитывать любознательного, вдумчивого, творческого ребенка. Загадки обогащают знания детей, проверяют уровень интеллектуального развития, учат мыслить, обосновывать свое мнение, способствуют развитию образной, выразительной описательной и доказательной речи.

Используемая литература:

  1. Большая книга загадок. Сост. О.В. Узорова – М.: Астрель, АСТ, 2011
  2. Детям на потеху: Песни, загадки, пословицы. Сост. Э. Померанцева. – М.: Детская литература, 2003.
  3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
  4. Полинина Л. Азбука в загадках: Пособие для дошкольников. – Дрофа, Наталис, 2007.
  5. Русские народные загадки.Запись и сост. Г.М.Науменко – М.: Планета детства, Астрель, АСТ, 2009.
  6. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А.Сохина – М.: Просвещение, 1984.
  7. Источники интернета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у младших дошкольников посредством малых форм фольклора

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве...

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Тема по самообразованию: « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому ...

План мероприятий по развитию словесного творчества старших дошкольников посредством сказок

       Цель формирующего этапа  – продолжить работу по развитию словесного творчества детей, направленную на повышение качества детских сочинений.Задачи:1.  Р...

Мастер- класс для воспитателей на тему: «Развитие музыкального творчества у дошкольников через песенно - игровой фольклор»

   Песенно – игровой фольклор – это игры с пением, где текст подсказывает действие. Подбирая и выполняя определенные действия, дети, используют движения из области народно...

Проект «Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»

Проект«Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»...