Программа саморазвития воспитателя по теме "Развитие творчества старших дошкольников посредством нетрадиционных техник в аппликации"
методическая разработка (подготовительная группа)
Данный материал может быть полезен воспитателям, занимающимся художественно-эстетическим развитием дошкольников как приоритетным направлением в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа саморазвития | 42.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Звёздочка»
Программа социального партнёрства с семьёй
в подготовительной к школе группе «Непоседы»
Выбор темы исследования, посвященного проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно - творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности возник не случайно. Она проектировалась с учетом современных социально - культурных запросов, Федеральных государственных требований, накопленного опыта реализации программы, проблемных моментов в моей практике, интересов и возможностей детей.
Актуальность.
В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии 3 играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников. Развитию творческих способностей дошкольников придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность. Она способствует:
- Развитию способности нестандартно мыслить;
- Готовности к активности творческого характера.
- Умению создавать креативные продукты собственной деятельности;.
- Формированию эстетического отношения к миру.
- Развивается ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
- Совершенствуются технические умения и навыки в рисования, аппликации, ручном труде.
- Воспитывается художественный вкус и чувство гармонии.
Цель:
Создание условий для развития художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе применения нетрадиционных техник аппликации.
Задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую и методическую литературу о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста;
2. Провести диагностику художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста.
3. Отобрать и систематизировать формы организации детей, методы и приемы, способствующие развитию художественно - творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности.
4. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их психолого- педагогическую компетентность в области детского художественного творчества.
5. Формировать у детей позицию художника - творца, поддержка проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии.
Активизировать творческие проявления в процессе приобщения к искусству и собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа, творческого экспериментирования с изобразительными материалами, применения способов создания по собственной инициативе и в новых условиях, использование разнообразных изобразительных техник и их сочетаний.
6. Развивать у детей компоненты продуктивной деятельности:
- целеполагания,
- освоение средств и способов создания изображения, продукта деятельности,
- развитие технических и изобразительно - выразительных умений,
- умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.
7. Анализ результатов педагогической деятельности.
Предполагаемый результат:
- повышение уровня профессиональной компетенции в использовании нетрадиционных техник в аппликации для развития творческих способностей старших дошкольников,
- развитие самостоятельности , творческого подхода в художественной детской деятельности,
- педагогическое просвещение родителей о роли продуктивной деятельности для всестороннего развития ребёнка,
- взаимодействие семьи и детского сада в вопросе художественно-эстетического развития старших дошкольников.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Месяц | Форма работы | |||
Самореализация | С детьми | С педагогами | С родителями | |
1 этап – организационно - ознакомительный | ||||
Сентябрь | -Работа с документацией, составление плана работы. -Подбор литературы по теме самообразования. | Проведение диагностического обследования по развитию творческих способностей. | Обмен опытом в использовании нетрадиционных материалов в продуктивной деятельности. | -Выставка «Осенняя фантазия». -Консультация «Приобщаемся к народному творчеству». -Анкета «Нужно ли заниматься творчеством дома?» |
Октябрь | -Работа с личным кабинетом, интернетом. Изучение теории по теме. -Пополнение предметной развивающей среды нетрадиционными материалами для аппликации. | -Работа в творческой мастерской «Умелые ручки»: -Обрывная аппликация «Берёзка». - Аппликация из листьев «Осенняя фантазия». - Коллективная работа «Дары осени». | -Выступление на педагогическом часу, показ презентации «Аппликация бывает разной». | - Консультация «Нетрадиционная аппликация как средство развития творчества детей» - Мастер-класс «Такая разная аппликация!» |
2 этап - основной | ||||
Ноябрь | -Работа с личным кабинетом, интернетом. - Пополнение коллекции дидактических игр по художественно-эстетическому развитию. | -Работа в творческой мастерской «Умелые ручки»: -Модульная аппликация «Флаг России». -Аппликация из крупы: «Дикие животные», «Лесные птицы». - Коллективная работа -Аппликация из салфеток «Букет для мамы». | Консультация на педагогическом часу «Метод проектов в детском саду». | -Мастер-класс по нетрадиционной аппликации «Ниткография-это интересно!» -Консультация «Проектная деятельность как средство всестороннего развития ребёнка» |
Декабрь | - Разработка конспектов НОД по теме самообразования. -Участие в муниципальном творческом конкурсе «Новогодний калейдоскоп». -Оформление атрибутов к новогоднему утреннику «В гостях у сказки». | -Работа в творческой мастерской «Умелые ручки»: -Аппликация из ваты, ватных дисков и ватных палочек «Здравствуй, гостья зима!». - Аппликация в технике декупаж на тарелочке в сочетании с техникой аппликация из ваты «Зимние узоры». - Аппликация из ватных дисков «Ёлочка –красавица». - Коллективная работа. Аппликация из ниток «Снегири прилетели». | -Практикум «Рисуем нетрадиционным способом». | -Час творчества «Мастерим вместе с мамой». -Конкурс новогодних поделок. |
Январь | - Пополнение предметно-развивающей среды материалами для нетрадиционной аппликации. -Транслирование опыта в сетевое сообщество интернет. | - Работа в творческой мастерской «Умелые ручки»: -Изготовление пособия «Мышка-помощница». Аппликация из ниток, модульная аппликация. -Участие во всероссийском фестивале детских рисунков и поделок «Зима подружка, морозная красавица». -Участие во всероссийском конкурсе, посвящённом Блокаде Ленинграда в годы ВОВ. | - Семинар-практикум «Нетрадиционные техника в аппликации». | - Родительское собрание групповое в форме квест-игры «Нетрадиционная аппликация как способ всестороннего развития старшего дошкольника». |
Февраль | - Выступление на муниципальных педагогических чтениях с практикой опыта по нетрадиционной аппликации. - Посещение ММО воспитателей по теме «Практика применения современных образовательных технологий». -Транслирование опыта в сетевое сообщество интернет. | - Работа в творческой мастерской «Умелые ручки»: -Аппликация в технике торцевание «Боевая техника». - Аппликация обрывная в сочетании с торцеванием « Медаль для папы». -Аппликация из ниток, ткани, бумаги « Виды транспорта ». -Участие во всероссийском конкурсе «Почему люблю я папу, расскажу с большой охотой». | Фотоотчёт о работе в творческой мастерской на педагогическом часу. | - Консультация «Каким должно быть воспитание отца». - Анкетирование для пап «Какой я мужчина?» |
Март | Работа с личным кабинетом, интернетом. Участие в конкурсе детского сада на лучший патриотический уголок. -Транслирование опыта в сетевое сообщество интернет. | -Работа в творческой мастерской «Умелые ручки»:
-Аппликация в технике декупаж, с использованием гофрированной бумаги, картона « Фото-рамочка для мамы». - Аппликация из ватных палочек, гофрированной бумаги, в технике торцевание. Выставка «Цветы для мамы». - Ручной труд «Мартинички». - Аппликация из ниток,салфеток «Кокошник для Василисы Прекрасной ». -Участие во всероссийском фестивале детских рисунков и поделок «Каждый по-своему маму поздравит, каждый таланты поярче проявит!» | - Показ дидактического пособия «Сундучок-лепбук» на педагогическом часу. | - Весенний театрализованный праздник по сказке «Дюймовочка». - Стенгазета « С 8 Марта!». - Проект «8 Марта-международный женский день». - Папки- передвижки «Знакомимся с фольклором». - Консультация «Народные промыслы России». - Мини- выставка «Народные промыслы». |
Апрель | Подготовка к итоговому педсовету. Создание презентации. Пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми. | -Работа в творческой мастерской «Умелые ручки»: -Ленточная аппликация в сочетании с аппликацией из салфеток «Весенний хоровод». - Симметричная аппликация «Космические истории». -Аппликация из яичной скорлупы «Пасхальные мотивы». - Коллективная работа « Миру мир». Сочетание техник по выбору. | Показ открытого занятие «В гостях у Матрёшки». | - Групповой конкурс «Космические истории». - Консультация «Правильные развивающие игры». - Час творчества «Мастерим с мамой». - Круглый стол «Традиции нашей семьи». |
3 – этап - заключительный | ||||
Май | Выступление на итоговом педсовете. Презентация достижений детей в нетрадиционной аппликации «Умелые ручки ». | -Работа в творческой мастерской «Умелые ручки»: -Аппликация из гофрированной бумаги «Открытка ветерану» - Аппликация из крупы «Мой любимый транспорт»/ - Коллективная работа «До свиданья, детский сад» | Обмен опытом на итоговом педсовете. | -Конкурс макетов «Моя улица». -Буклет «Дорожные знаки». -Встреча с профессионалом «Моя профессия - водитель!». |
Используемая литература:
- Богатеева З.А. Занятия по аппликации в детском саду. Книга для воспитателей детских садов. — М.: Просвещение,1988.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.—
М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.—
М.: 1999.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. — М.: 1996.
- Котлякова Т.А. Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством дидактических игр: Учебно-методическое пособие.— Ульяновск:2012.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа.— М.: «Карапуз-Дидактика»; 2008.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».— М.: «Карапуз- Дидактика»,2007.
- Научно-методический журнал «Цветной мир», №3, 2008.
- Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.: Пособие для воспитателей.—2 издание — М.: Просвещение, 1982.
- Художественное творчество и ребёнок. Монография. Под редакцией Н.А.Ветлугиной .— М.: «Педагогика», 1972.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа. Программа, конспекты.— М.: Гуманитарный издательский центр Владос,2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие изобразительного творчества у старших дошкольников, используя нетрадиционные техники рисования».
В консультации рассматриваются вопросы психологии детского творчества. Даются рекомендации по нетрадиционным техникам рисования....
Доклад к методическому объединению для воспитателей на тему: «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"
Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Воображение ок...
Программа «Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования».
Рисование – очень интересный и в то же время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительно...
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»...
Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлинг):
Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлин...
Программа "Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования" младший возраст
Техника нетрадиционного рисования....
Выступление на заседании РМО для воспитателей «Художественно-эстетическое развитие детей посредством нетрадиционных техник рисования в соответствии с требованиями ФГОС»
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Основной принцип работы "Учение через увлечение" .Первоначально необходим...