Конспект НОД "В гостях у сказки. Литературная гостиная"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 5 « Солнышко»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему:
«В гостях у сказки »
Литературная гостиная
Провела:
воспитатель
Березина
Дарья
Борисовна
г. Малоярославец
2015
Цель: создать условия для активного использования литературного опыта в речевой практике, закрепление стилистических и жанровых особенностей сказки.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок « Сивка-бурка», « Царевна-лягушка» в обработке М. Булатова и др.
Ход деятельности:
В литературной гостиной встречает детей бабушка Загадушка
Бабушка Загадушка( Б.З.)
Добрый вечер – добрым людям!
Мы знакомы с вами будем?
Так знакомы? Или нет?
Не-е-ет?
- Я – бабушка Загадушка. Сказки детям сказываю, загадки загадываю. Ну-ка отгадайте мою первую загадку:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…
И коли кот направо ходит,
То знаем мы: он песнь заводит.
А коль налево соберется,
Как та история зовется?
- Верно, история называется сказкой! Я очень люблю рассказывать сказки. А любите ли вы их слушать? Какие сказки вы знаете? ( Ответы детей) Разные бывают сказки. Бывают сказки авторские. Почему их так называют? ( ответы детей) Да, их сочинил один автор. Какие авторские сказки вам известны? ( « Сказки – несказки» В.В. Бианки, « Терем-теремок» С.Я. Маршака и др.)
- Бывают сказки народные. Почему их так называют? ( ответы детей). Да, народные сказки придумал не писатель или поэт, а народ. Их передавали из поколения в поколение: бабушки рассказывали сказки своим внукам. Те , став взрослыми, рассказывали эти сказки своим детям. У каждого народа есть свои сказки. Но русские народные легко отличить от других сказок, в них есть особенные сказочные слова. Знаете ли вы такие слова? ( ответы детей). Сказки отличаются от других произведений тем, что у многих из них особенное сказочное начало. Ну-ка, отгадайте мою вторую загадку. Определите, подходит такое начало к сказке или нет:
- « За горами, за морями, не на небе – на земле, жил старик в одном селе…»
- « Как-то раз мы пошли в лес».
- « И стали жить –поживать да добра называть»
- А вот вам и третья загадка: определите, подходит ли такой конец в сказке:
- « И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
- « С тех пор мы никогда не ссорились».
- « Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»
- Молодцы, отгадали все мои загадки, заслужили подарок. Вот он, в этом сундучке. Хотите узнать, что это?
НЕ куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
- Правильно, это книга с новой интересной сказкой. Открываем сундучок…Ой, что это? Вместо книги кусочек льда. Что же произошло? Как узнать? Какой волшебный предмет в сказках позволяет увидеть всё, что захочешь? ( Волшебное зеркало, блюдечко с наливным яблочком и т.д.)
- Тогда возьмем блюдечко с наливным яблочком, да и посмотрим:
Катись, катись, яблочко наливное,
По серебряному блюдечку,
Покажи нам гор высоту
И небес красоту,
Всю родимую Русь – матушку.
- Вы видите что-нибудь? А я вижу Снежную королеву. Мчится она в карете, лошади белые, гривы у лошадей снежные. Чем же Снежная королева могла навредить нашей сказке? ( заморозить сказочных героев).
Бабушка Загадушка предлагает отправиться на помощь к сказочным героям, которых заморозила Снежная королева.
- Какие волшебные предметы можно взять с собой в сказку? ( Шапку-невидимку, сапоги-скороходы, волшебную палочку и т.п.) На каком транспорте можно отправиться? ( На Емелиной печке, в сапогах-скороходах, на Сивке-бурке, на Коньке-Горбунке, в санях-самоходах, на ковре-самолете).
- давайте отправимся в сказку на Сивке-бурке. Вот только как позвать волшебного коня?
( ответы детей).
Бабушка Загадушка обобщает, цитируя слова сказки:
- И то правда: выйдем в чистое поле, в широкое раздолье, да и гаркнем богатырским покриком: « Сивка-бурка, вещий каурка, стать передо мной , как лист перед травой». Закройте глаза и представьте себе, что вот он, конь богатырский, « бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». Прибежал и стал перед нами как вкопанный.
Проводится игра « Сивка-бурка». Дети встают в круг, держась за руки, среди них - Иванушка. За кругом спиной к детям стоит Сивка-бурка. Дети поднимают сцепленные руки высоко вверх – это высокие деревья. Проговаривают слова – обращения к Сивке-бурке. Тот должен быстро, тихо вбежать в круг и точно перед Иванушкой остановиться как вкопанный.
- Вот только конь один, а нас много. Чтобы быстрее оказаться в сказке, сядем на ковер – самолет( звучит спокойная музыка).
- Мы с вами в сказочной стране Лукоморье. вот и избушка. Стоит на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Какие слова помогут найти в неё вход? ( « Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом…»). Повернулась…А на печи Баба-яга, костяная нога…Из какой она сказки? ( ответы детей).
Баба-яга. Зачем ко мне пожаловали, добры молодцы да красны девицы? Волей или неволей? Дело пытаете или от дела лытаете? ( Ответы детей). Ага, значит, сказки любите. А какой в них толк?( ответы детей). И то правда: сказка – ложь, да в ей намек, добрым молодцам урок!
- Расскажу я вам, как в царство Снежной королевы добраться, если отгадаете мою загадку. Вы говорите, что сказки мудрости учат? Тогда скажите, какие сказки подходят к таким пословицам:
- Как аукнется, так и откликнется ( « Гуси-лебеди», « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Лиса и журавль»).
- Не было бы счастья, да несчастье помогло.(Царевна-лягушка»)
- Не рой яму другому – сам в неё попадешь. ( « Лисичка со скалочкой»)
- Хорошо, покажу я вам дорогу: идите прямо и никуда не сворачивайте. А чтобы не заблудились, вот вам волшебный клубок: куда он покатится, туда вы ступайте.
Дети следуют за клубком, педагог проговаривает слова сказки: « Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам…».
Воспитатель: - Ребята, вы чувствуете, как холодно стало? Наверное, где-то рядом Снежная королева. А вот и ледяной замок злой волшебницы. Как вы думаете, чего боится Снежная королева? ( Тепла, доброты) ( Предлагает вспомнить и назвать разные добрые слова: улыбка, солнце и пр.) Растаяла Снежная королева…Но смотрите, что она сделала с героями сказок ( на столах проявляющиеся картинки с силуэтами сказочных героев).Коварная волшебница сделала их серыми, заставила замолчать. Что же делать?
( предложения детей).
- Какое средство используют в сказках, чтобы оживить героев? ( Живую воду)
Дети смачивают водой проявляющиеся картинки, которые на глазах становятся цветными.
- Смотрите, ребята, как оживают сказочные герои. Из какой они сказки? Как и положено в сказках : добро победило! Садитесь на ковер –самолет, отправляемся в детский сад. Нас бабушка Загадушка заждалась.
В группе бабушка Загадушка вместе с детьми открывает волшебный сундучок и достает из него книгу сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект "В гостях у сказки"
звери приходят в гости в сказку ....
Конспект «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
Программное содержание: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - Развивать умение обращаться за помощью к взрослому.Образовательная область «Речевое развитие» - Продолжать п...
Конспект «В гости к сказке».
Конспект НОД в 1 младшей группе...
Конспект "В гости к сказке"
Представлен конспект ОД по образовательной области "Речевое развитие" для детей средней группы....
"В гостях у сказки"-литературная викторина
Литературная викторина в старшей группе "В гостях у сказки", которая позволяет создать положительную эмоциональную атмосферу и хорошее настроение по средствам художественной литературы при е...
Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки» Литературная викторина в подготовительной группе
Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки»Литературная викторина в подготовительной группе...
Конспект «В гостях у сказки». Кляксография, ниткография, рисование по сказкам
Задачи:- образовательная:1. приобщить детей к народной культуре на примере русских сказок.2. активизировать словарь детей.- развивающая:1. продолжать развивать воображение.2. умение ана...