План самообразования «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
План самообразования воспитателя
Комиссиной Оксаны Владимировны на 2014-2015 год
Тема: «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомление с литературными сказками»
Цель: выявить формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач.
Задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию любознательности в ознакомлении с литературными сказками старшего дошкольного возраста.
2. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Разработать систему работы по ознакомлению старшего дошкольного возраста с литературными сказками.
4. Разработать рекомендации и консультации родителям в воспитании и творческом развитии детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovanie_podgot.gruppa.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования воспитателя
Комиссиной Оксаны Владимировны на 2014-2015 год
Тема: « Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомление с литературными сказками»
Цель: выявить формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач.
Задачи:
1.Проанализировать основные теоретические подходы к понятию любознательности в ознакомлении с литературными сказками старшего дошкольного возраста.
2. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Разработать систему работы по ознакомлению старшего дошкольного возраста с литературными сказками.
4. Разработать рекомендации и консультации родителям в воспитании и творческом развитии детей.
Актуальность выбранной темы
Прекрасен сказок мир воздушный-
к нему с младенчества привык,
мне мил и дорог простодушный,
животворящий их язык.
К. М. Фофанов.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.
Не секрет, что дошкольный возраст является одним из важнейших моментов в жизни человека. Детство - это время развития умственного, физического, душевного, время приобретения знаний об окружающем мире, формирование личности и характера. Каждый человек рождается любознательным, с первых минут жизни он получает знания об окружающем мире.
^ А что же такое любознательность?
Любознательность - это склонность к приобретению новых знаний.
В программе говорится, что ребёнок в старшем возрасте проявляет интеллектуальную активность, у него проявляется познавательный интерес.
Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.
Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребёнка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей их области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребёнка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности.
Любознательность – это признак готовности ребёнка к школьному обучению, он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.
Одним из средств формирования любознательности у детей является детская литература, она воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства, помогает правильно воспринимать окружающий мир. Книга даёт детям представления об необычных взаимодействиях человека и окружающего мира.
методы и приёмы:
Словесные – Чтение, рассказывание ( знакомство детей с литературным текстом). Пересказ текста детьми. Беседы- Вопросы-ответы, которые способствуют углублению восприятия литературного текста.
Наглядные: демонстрация, показ иллюстраций с целью ознакомления с объектом наблюдений.
Игровые: дидактические и подвижные игры на закрепление полученных знаний.
С целью формирования любознательности, активности через чтение художественной литературы использую следующие формы работы с детьми:
1.занятия
2.литературные викторины
3.вечера загадок
4.литературные игры
5.организация выставок детского творчества
6.создание проектов
Ребенок становиться человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча в пору детства с высокохудожественными произведениями детской литературы, цель которых, как писал К.И. Чуковский, воспитывать в человеке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою!
К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа – являются сказки.
Таким образом, ознакомление с художественной литературой дошкольников действительно занимает важное место во всей системе учебно - воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие речевых умений ребёнка, но и всей личности в целом: её сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения, наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания.
Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов
Ожидаемый результат:
- Развитие у детей литературной речи, эстетического сознания ребёнка, формирование его мировоззрения, пополнение литературного багажа.
- Участие воспитанников во всероссийских викторинах, в конкурсах детского творчества.
- Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.
- Результаты диагностики по чтению художественной литературы.
Литература:
- Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1992. – 64 с.
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 72 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М.,Мозаика-Синтез,2007.
- А.Михайлова «Попробуй сочинить сказки»
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.
Тема | Задачи | Пути реализации и формы работы | Способы оформления материала для использования в практической работе | Сроки выполнения |
«Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста» | 1.Отбор диагностики для определения уровня развития детей по ознакомлению с литературными сказками. 2.Определение условий образовательной деятельности с детьми. 3.Определение специальных форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста. 4.Соотнесение задач обучения и темы занятий по чтению художественной литературы подготовительной к школе группе. | 1.Проанализировать основные теоретические подходы к понятию любознательности. 2.Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми. 3.Определить роль методов и приёмов в ознакомлении с художественной литературой. 4.Систематизировать дидактические игры 5.Анкетирование родителей | 1.Составить перспективный план по ознакомлению с литературными сказками. 2.Создание предметно-развивающей среды и отбор художественной литературы с учётом рекомендаций ФГОС. 3.Составить план работы с родителями. 4.Взаимодействие с городской библиотекой. | Сентябрь-октябрь 2014 |
«Педагогические условия развития любознательности в процессе ознакомления с художественной литературой» | 1.Разработать систему работы по формированию всестороннего творческого развития детей с литературными сказками. | 1.Реализация перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы в соответствии с методами и приёмами 2. Внедрение в работу конструктора сказок по В.Я. Проппа | 1.Сбор материала по данной теме 2.Разместить консультации для родителей в информационном уголке. 3.Изготовление дидактических игр 4.Оформить альбом иллюстраций и репродукций по сказкам, рассказам… 5.Создание книг из рисунков детей. | Ноябрь-апрель 2014-2015 |
«Внедрение полученных результатов» | 1.Проверить эффективность используемой системы работы 2. Анализ, обобщение результатов 3.Размещение материалов в сети Интернет, публикация. | 1. Консультация на тему: «Развитие любознательности старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками» 2.Мастер-класс «Рисунки и поделки по сказкам» 3.Для родителей «Проекты по художественным произведениям» 4.Игра-КВН «Путешествие по сказкам» | 1.Разработаны методические рекомендации по ознакомлению с литературными сказками старшего дошкольного возраста. 2.Организация выставок творческих работ совместно с родителями (проекты). 3.Организация выставок детского творчества -детских рисунков и детских работ. 4.Организация тетрализованных игр | Май 2015 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования в соответствии с ФГОС»
Детское экспериментирование – это сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе экспериментирования дошкольник постепенно овладевает моделью ...
Проект «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования - «Лаборатория маленьких волшебников».
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способности сами ставить вопросыи получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственноми нравственном уровне в сравнении с теми,...
План по самообразованию "Развитие у детей старшего дошкольного возраста умений и навыков в художественно - продуктивной деятельности по средствам нетрадиционных техник рисования"
месяц Формы работы С детьми подготовительной группыС педагогамиС родителямисентябрьСоциально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное...
Отчёт по самообразованию «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с художественной литературой» За период: сентябрь 2017 год – май 2018 год
Любознательность – это признак готовности ребёнка к школьному обучению, он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.Одним из средств формирования...
План самообразования " Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной пром...
Проект по самообразованию "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой"
Проект по самообразованию "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой"...