План самообразования «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Комиссина Оксана Владимировна

План самообразования воспитателя

Комиссиной Оксаны Владимировны на 2014-2015 год

Тема: «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомление с литературными сказками»

Цель: выявить формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач.

Задачи:

1. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию любознательности в ознакомлении с литературными сказками старшего дошкольного возраста.

2. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Разработать систему работы по ознакомлению старшего дошкольного возраста с литературными сказками.

4. Разработать рекомендации и консультации родителям в воспитании и творческом развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovanie_podgot.gruppa.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя

Комиссиной Оксаны Владимировны на 2014-2015 год

Тема: « Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомление с литературными сказками»

Цель: выявить формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач.

Задачи:

1.Проанализировать основные теоретические подходы к понятию любознательности в ознакомлении с литературными сказками старшего дошкольного возраста.

2. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Разработать систему работы по ознакомлению старшего дошкольного возраста с литературными сказками.

4. Разработать рекомендации и консультации родителям в воспитании и творческом развитии детей.

                      Актуальность выбранной темы

Прекрасен сказок мир воздушный-

к нему с младенчества привык,

мне мил и дорог простодушный,

животворящий их язык.

К. М. Фофанов.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.

Не секрет, что дошкольный возраст является одним из важнейших моментов в жизни человека. Детство - это время развития умственного, физического, душевного, время приобретения знаний об окружающем мире, формирование личности и характера. Каждый человек рождается любознательным, с первых минут жизни он получает знания об окружающем мире.

^ А что же такое любознательность?

                                                                                                                        Любознательность - это склонность к приобретению новых знаний.

В программе говорится, что ребёнок в старшем возрасте проявляет интеллектуальную активность, у него проявляется познавательный интерес.

Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.
Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребёнка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей их области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребёнка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. 
Любознательность – это признак готовности ребёнка к школьному обучению, он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.
Одним из средств формирования любознательности у детей является детская литература, она воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства, помогает правильно воспринимать окружающий мир. Книга даёт детям представления об необычных взаимодействиях человека и окружающего мира.

 методы и приёмы: 

Словесные – Чтение, рассказывание ( знакомство детей с литературным текстом). Пересказ текста детьми. Беседы- Вопросы-ответы, которые способствуют углублению восприятия литературного текста.

Наглядные: демонстрация, показ иллюстраций с целью ознакомления с объектом наблюдений.

Игровые: дидактические и подвижные игры на закрепление полученных знаний.

С целью формирования любознательности, активности через чтение художественной литературы использую следующие формы работы с детьми:

1.занятия

2.литературные викторины

3.вечера загадок

4.литературные игры

5.организация выставок детского творчества

6.создание проектов

Ребенок становиться человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча в пору детства с высокохудожественными произведениями детской литературы, цель которых, как писал К.И. Чуковский, воспитывать в человеке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою!

К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа – являются сказки.

Таким  образом, ознакомление с художественной  литературой дошкольников  действительно  занимает  важное место во всей системе учебно - воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие речевых умений ребёнка, но и всей личности в целом: её сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения, наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания.

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов

Ожидаемый результат:

  1. Развитие у детей литературной речи, эстетического сознания ребёнка, формирование его мировоззрения, пополнение литературного багажа.
  2. Участие воспитанников во всероссийских  викторинах, в конкурсах детского творчества.
  3. Вовлечение родителей в совместную  творческую  деятельность.
  4. Результаты  диагностики  по чтению художественной литературы.

Литература:

  1. Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1992. – 64 с.
  2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 72 с.
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М.,Мозаика-Синтез,2007.

  1. А.Михайлова «Попробуй сочинить сказки»

  1. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.

Тема

Задачи

Пути реализации и формы работы

Способы оформления материала для использования в практической работе

Сроки выполнения

«Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста»

1.Отбор диагностики для определения уровня развития детей по ознакомлению с литературными сказками.

2.Определение условий образовательной деятельности с детьми.

3.Определение специальных форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.

4.Соотнесение задач обучения и темы занятий по чтению художественной литературы подготовительной к школе группе.

1.Проанализировать основные теоретические подходы к понятию любознательности.

2.Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми.

3.Определить роль методов и приёмов в ознакомлении с художественной литературой.

4.Систематизировать дидактические игры

 5.Анкетирование родителей

1.Составить перспективный план по ознакомлению с литературными сказками.

2.Создание предметно-развивающей среды и отбор художественной литературы с учётом рекомендаций ФГОС.

3.Составить план работы с родителями.

4.Взаимодействие с городской библиотекой.

Сентябрь-октябрь 2014

«Педагогические условия развития любознательности в процессе ознакомления с художественной литературой»

1.Разработать систему работы по формированию всестороннего творческого развития детей с литературными сказками.

1.Реализация перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы в соответствии с методами и приёмами

2. Внедрение в работу конструктора сказок по В.Я. Проппа

1.Сбор материала по данной теме

2.Разместить консультации для родителей в информационном уголке.

3.Изготовление дидактических игр

4.Оформить альбом иллюстраций и репродукций по сказкам, рассказам…

5.Создание книг из рисунков детей.

Ноябрь-апрель 2014-2015

«Внедрение полученных результатов»

1.Проверить эффективность используемой системы работы

2. Анализ, обобщение результатов

3.Размещение материалов в сети Интернет, публикация.

1. Консультация на тему: «Развитие любознательности старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»

2.Мастер-класс «Рисунки и поделки по сказкам»

3.Для родителей «Проекты по художественным произведениям»

4.Игра-КВН «Путешествие по сказкам»

1.Разработаны методические рекомендации по ознакомлению с литературными сказками старшего дошкольного возраста.

2.Организация выставок творческих работ совместно с родителями (проекты).

3.Организация выставок детского творчества -детских рисунков и детских работ.

4.Организация тетрализованных игр

Май 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования в соответствии с ФГОС»

Детское экспериментирование – это сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе экспериментирования дошкольник постепенно овладевает моделью ...

План по самообразованию "Развитие у детей старшего дошкольного возраста умений и навыков в художественно - продуктивной деятельности по средствам нетрадиционных техник рисования"

месяц Формы работы    С детьми подготовительной группыС педагогамиС родителямисентябрьСоциально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное...

Отчёт по самообразованию «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с художественной литературой» За период: сентябрь 2017 год – май 2018 год

Любознательность – это признак готовности ребёнка к школьному обучению, он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.Одним из средств формирования...

План самообразования " Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения

  Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной пром...

Проект по самообразованию "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой"

Проект по самообразованию "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой"...

ОТЧЁТ ПО ПЛАНУ САМООБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧИСТОГОВОРОК И СКОРОГОВОРОК» НА 2022-2023 ГОД.

В данном учебном году я работала по теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста  через использование чистоговорок и скороговорок».ЦЕЛЬ: Продолжать повышать уровня компете...