ОТЧЁТ ПО ПЛАНУ САМООБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧИСТОГОВОРОК И СКОРОГОВОРОК» НА 2022-2023 ГОД.
материал
В данном учебном году я работала по теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок».
ЦЕЛЬ: Продолжать повышать уровня компетентности и профессионализма по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста через чистоговорки и скороговорки.
ЗАДАЧИ:
1. Продолжать изучить и систематизировать теоретический и практический материал по данной теме
2. Разработать перспективный план по работе с детьми подготовительной группе.
3. Подготовить необходимый материал для организации и проведения организованной образовательной деятельности (ООД) и в режимные моменты для воспитанников - картотеки с чистоговорками и скороговорками.
4. Повысить компетентность родителей в вопросах по развитию чистой грамотной речи детей и в отработке произношении звуков через использование чистоговорок и скороговорок (буклетов, памяток и консультации, и индивидуальные беседы).
5. Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
6. Разработать консультаций для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад «Чебурашка»
ОТЧЁТ ПО ПЛАНУ САМООБРАЗОВАНИЯ
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧИСТОГОВОРОК И СКОРОГОВОРОК»
НА 2022-2023 ГОД.
В данном учебном году я работала по теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок».
ЦЕЛЬ: Продолжать повышать уровня компетентности и профессионализма по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста через чистоговорки и скороговорки.
ЗАДАЧИ:
1. Продолжать изучить и систематизировать теоретический и практический материал по данной теме
2. Разработать перспективный план по работе с детьми подготовительной группе.
3. Подготовить необходимый материал для организации и проведения организованной образовательной деятельности (ООД) и в режимные моменты для воспитанников - картотеки с чистоговорками и скороговорками.
4. Повысить компетентность родителей в вопросах по развитию чистой грамотной речи детей и в отработке произношении звуков через использование чистоговорок и скороговорок (буклетов, памяток и консультации, и индивидуальные беседы).
5. Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
6. Разработать консультаций для педагогов.
В учебном году мною были проведены следующие мероприятия:
1. Была изучена методическая литература: Скороговорки и чистоговорки для развития речи: кн. для педагогов ДОУ / В. Дмитриева. Новиковская, О. А. Мир вокруг тебя. Чистоговорки и скороговорки: кн. для педагогов ДОУ / О. А. Новиковская. Воспитание у детей правильного произношения М. Ф. Фомичёва
2. Составлена картотека чмстоговорок и скороговорок.
3. Изготовлены игры: словесная игра «Один - много», словесная игра «Какой, какая, какое».
4. Консультация для родителей: «Что такое чистоговорки? Для чего они нужны?», «Что такое скороговорки? Правила при работе со скороговорками».
5. Разработка буклетов «Чистоговорки в речи детей старшего дошкольного возраста».
6. Изготовлена папка передвижка для родителей на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок».
Воспитание звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в процессе обучения в организованной образовательной деятельности и воспитания всех сторон звуковой культуры речи в свободной деятельности.
Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции, от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания.
На всех этапах обучения звукопроизношению с детьми проводились упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, чистоговорок, скороговорок.
При решении любой задачи по развитию речи обращала внимание на звукопроизношение, учила дифференцировать звонкие и глухие звуки, шипящие и свистящие, сонорные. Развитию речевого дыхания способствует проговаривание скороговорок. Вначале напоминает текст, а затем дети несколько раз проговаривают его хором в разном темпе.
После этого можно приступала к индивидуальным упражнениям и проговаривать в быстром темпе. Л. В. Кривошеева указывает, что скороговорки – это своеобразный речевой материал, который предназначается для тренировки четкости произношения и дикции у человека.
Проговаривание чистоговорок и скороговорок у детей улучшается качества их дикции. Чистоговорки и скороговорки представляют собой фразы, построенные из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что говорить их нужно чисто (чистоговорки), скоро, быстро (скороговорки). Чистоговорки произносят в обычном темпе, а скороговорки - в ускоренном.
Скороговорки − незаменимый речевой материал не только для совершенствования дикции детей среднего дошкольного возраста, но и для развития сенсорных способностей и укрепления нервной системы. Они напоминают колыбельные, слова из народных песен, которые очень сильно впечатываются в нашу память с детства. Чистоговорки −это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого-то звука при регулярном их повторении. Выделяют чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущие смысловой нагрузки, и чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения, в котором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку.
Например, фразы «та-та-та − у нас дома чистота», «ты-ты-ты − сметану съели всю коты» не несут смысловой нагрузки, а вид обычного стихотворения имеет чистоговорка типа: Индюк из города идёт, Игрушку новую везёт. Игрушка не простая – Индюшка расписная. Произносить любые чистоговорки дети произносят сначала медленно, четко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. Затем темп следует увеличивать, но, не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем − громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.
Сначала подбираются небольшие по объему чистоговорки, состоящие из трех-четырех слов, и дети произносят их на одном выдохе, затем из четырех-шести слов и более, при чтении длинных чистоговорок дети учатся правильно делать паузы.
Упражнения с использованием чистоговорок и скороговорок можно применять как в организованной образовательной деятельности, так и вне ее: во время игр, например, «Кто лучше скажет», «Кто скажет быстро и не ошибется» и других.
Чистоговорки и скороговорки могут с большим успехом использоваться и в работе с детьми, имевшими дефекты звукопроизношения, как один из заключительных этапов по закреплению звуков и введению их в речь. По рекомендации Л. А.Колунова: полезно предлагать детям проговаривать шутки-чистоговорки, в которых звук неоднократно повторяется в различных слогах и словах. Так, при закреплении звука [к] можно использовать такую чистоговорку: «Ко-ко-ко − не ходите далеко», звука [х]: «Ха-ха-ха, ха-ха-ха − не поймала петуха». Такие упражнения обычно сопровождаются игрой. Наблюдения доказывают, что не все дети при повторении шуток-чистоговорок могут сохранять в них слоговую структуру, то есть произносить слоги ко и ха трижды. Некоторые ребята просто договаривают последнее слово, но и это очень важно, особенно если в игру включаются малоактивные дети.
Уточняя и закрепляя правильное произношение звуков, воспитатель обращает особое внимание на тех детей, которые с трудом или неправильно их усваивают, например, произносят звук [с], высунув язык. Предупредить недостаток звукопроизношения бывает легче, чем устранить его в более старшем возрасте, так как ребенок быстро привыкает говорить неверно. Правильность и четкость произношения звуков не всегда можно проследить при групповых ответах. Поэтому коллективное произнесение звуков, звукосочетаний, слов, фраз надо обязательно периодически чередовать с индивидуальным. Тогда воспитатель может контролировать правильность выполнения упражнения, в нужных случаях помогать, поправлять ребенка, показывать, как надо произносить звук, обращая внимание группы на точное выполнение задания. Таким образом, чистоговорки и скороговорки имеют большой потенциал в работе по формированию звуковой культуры речи. В процессе проговаривания скороговорок и чистоговорок у детей формируется правильное звукопроизношение, четкое и ясное произнесение слов в соответствии с языковыми нормами, развитие голосового аппарата, вырабатывается умеренный темп речи, правильное речевое дыхание, навыки умелого использования интонационных средств выразительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного через использование приемов мнемотехники».
Цель:Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.Задачи:-Изучить педагогические условия использования приемов мнемотехники как средства развит...

Отчёт по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностног...

План самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
В материале раскрыта актуальность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план ...

План самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми. Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;-развивать монологическую форму речи;- учить связно, последовательно и выразит...
План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»
laquo;Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»...