Проект по самообразованию "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой"
проект (старшая группа)
Проект по самообразованию "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 Рябинка»
План
по самообразованию
Тема:
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой»
на 2021-2022 учебный год
Разработала воспитатель:
Максудова У.И.
Содержание
- Информационная карта проекта……………………………………………...….........3
- Введение…………………………………………………………………………………4
- Актуальность проекта………………………………….…………………..………...…4
- Проблема………………………………………………………………………………....5
- Новизна и педагогическая целесообразность проекта…………………………..........5
- Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты………………………………..…..5
- Концептуальное обоснование проекта..…………………………………………….....6
- Основные принципы работы в рамках проекта…………………………………….....7
- Педагогические технологии……………………………………………………………7
- Условия реализации проекта…………………………………………………………...8
- Этапы реализации проекта………………………………….……………………….....9
- Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по данной теме……………….…………………………......................................................9
- Взаимодействие с родителями. ………………………………………………….….....9
- Виды совместной деятельности с детьми и формы работы………………….……..11
- Риски и пути преодоления рисков………………………………………….…….…..11
- Сравнение показателей результативности проекта в сравнении с
традиционными методиками обучения.......................................................................11
- Вывод .. …………….…………………………………………….………….….......12
- Литература………………………………………………………………………...…...12
Приложение №1 Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития речи детей»
Приложение № 2 Анкета « Игра в жизни Вашего ребенка»
Приложение № 3 Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи у детей дошкольного возраста»
Приложение №4 Мнемотаблицы по заучиванию скороговорок
Приложение №5 Загадки, пословицы, потешки
Приложение №6 Пословицы по сказкам
Приложение №7 Беседы
Информационная карта проекта
Название проекта | «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой» |
Тип проекта | Познавательно-творческий |
Вид проекта | долгосрочный |
По количеству детей, вовлечённых в проект | Групповой |
Форма проведения | Дневная (совместная образовательная деятельность) |
По уровню контактов | На уровне образовательного учреждения |
Нормативно-правовое обеспечение | Концепция дошкольного воспитания (1989 г.) Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН 20.11.1989) Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «ДС №2 «Рябинка» |
Цели | -Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие речи у старших дошкольников посредством сказок. |
Задачи | - совершенствовать знания о речевом развитии детей старшего возраста; - обогатить развивающую среду группы по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО (создание и приобретение новых игр при участии родителей); - повысить компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации, анкетирование, совместную деятельность. |
Структура и срок реализации проекта | 1. Подготовительный этап. Срок реализации: сентябрь 2021 2. Основной этап. Срок реализации: с октября 2021 по апрель 2022 3. Обобщающий этап. Презентация проекта. Срок реализации: апрель 2022 |
Составитель проекта | Максудова У.И. воспитатель |
Введение
«Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста,
сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и
остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его
знакомство с миром литературы, с миром человеческих
взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом».
В. А. Сухомлинский.
В 2021-2022 учебном году мною начата работа по теме самообразования: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой».
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками.
Сказки раскрывают перед детьми выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Итак, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребёнка. Сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Актуальность
Актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют сказки, поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Проблема:
- у многих детей к старшему дошкольному возрасту уровень развития связной речи ниже положенной нормы.
Связная речь – смысловое, развернутое высказывание, которое должно обеспечивать взаимопонимание между людьми. Связная речь должна быть понятна для собеседника. Она развивается медленно. Ее развитие протекает совместно с развитием мышления
Основной функцией связной речи является коммуникативная функция, которая напрямую связана с общением и взаимопониманием между людьми.
Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания окружающей действительности.
Поэтому работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста очень важна и актуальна.
Новизна и педагогическая целесообразность проекта:
Новизна решения данной проблемы в том, что сформулированы и обоснованы, а также проверены в ходе инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения оптимальные условия познавательно-речевого развития каждого ребенка, в которые входят:
- условия для создания и применения проектного метода, активизирующего методическую деятельность педагога образовательного учреждения;
- диагностические методики педагогической деятельности и условия работы по развитию речи детей;
- комплекс учебно-воспитательных проблем, оказывающих определенное влияние на ход и результативность педагогической деятельности.
Цель:
Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие речи у старших дошкольников посредством сказок.
Задачи:
- совершенствовать знания о речевом развитии детей старшего возраста;
- обогатить развивающую среду группы по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО (создание и приобретение новых игр при участии родителей);
- повысить компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации, анкетирование, совместную деятельность.
Ожидаемые результат:
Воспитанники должны:
- У детей проявляется повышенный интерес к устному народному творчеству.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- Самостоятельно составляют рассказы по сюжетной картине и мнемотаблице;
- Умеют организовывать сюжетно - ролевые игры на основе имеющихся знаний об устном народном творчестве (сказки, потешки и т.д)
- Пересказывают небольшие литературные произведения (сказки, потешки)
- Получение глубоких знаний об окружающем мире,на основе устного народного творчества
Выход темы (продукт):
-Круги Луллия по сказкам;
-рабочая тетрадь с творческими заданиями по развития речи для детей 5-6 лет;
- консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников»;
-анкетирование родителей по теме «Игра в жизни вашего ребенка»;
-выступление на научно-практической конференции с презентацией проекта по самообразованию.
Методы и приёмы:
- организационные;
- мотивирующие;
- словесные;
- игровые;
- наглядные.
- наглядно-действенные приемы
Принципы реализации проекта:
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип систематичности и последовательности;
Концептуальное обоснование проекта:
Тема актуальна, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет:
- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствовать разговорную речь;
- обогащать словарь;
- формировать грамматический строй речи и т.д.
Основные принципы работы в рамках проекта
Проект ориентирован на формирование положительной социализации дошкольников, поэтому сочетает в себе дидактические принципы: наглядности, доступности, научности, индивидуального подхода, связи теории с практикой; а так же принципы социального воспитания:
- принцип центрации состоит в направленности воспитательной работы на умение правильно себя вести в коллективе;
- принцип коллективности социального воспитания заключается в том, что коллектив выполняет воспитательную функцию, дает человеку большой жизненный опыт и учит его правильно поступать в различных жизненных ситуациях;
- принцип природосообразности позволяет оценить связь человека с природой, зависимость модели поведения от возраста и пола конкретного индивидуума;
- принцип культуросообразности подразумевает под собой ориентацию личности на национальные и этнические ценности;
- под принципом дополнительности принято понимать комплексное использование всех перечисленных принципов.
Взаимодействие педагоги – родители основывается на соблюдении всеми участниками следующих принципов:
- доступности: каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах;
- доброжелательности всех участников содружества, соблюдения морально-этического устава, разработанного для формирования позитивных взаимоотношений родителей и педагогов;
- добровольности: в процессе реализации задач и содержания программы не допускается никакого принуждения.
Педагогические технологии:
Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:
личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в семье и дошкольном учреждении, предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании;
индивидуального подхода - воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников;
здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы, релаксация, закаливания, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье);
технология проектной деятельности одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее;
технология исследовательской деятельности: знакомство с историей своего рода; предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей;
в современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видео просмотры, подбирается иллюстративный материал (сканирование, интернет, принтер, презентация); дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; оформление групповой документации по проекту; создание презентации в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Условия реализации проекта
Создание условий для реализации проекта должно обеспечить развитие личности ребенка в сфере социально-коммуникативного развития на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и к другим людям.
Построение предметно-развивающей среды в ДОУ основано на методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова и др.М.: ФИРО, 2014
Психолого-педагогические условия |
Для успешной реализации проекта обеспечены психолого-педагогические условия. Это уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности через реализацию намеченных мероприятий. Проект соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитание детей через вовлечение в совместную деятельность с детьми. |
Материально – техническое обеспечение проекта |
- Круги Луллия по сказкам -Альбомы предметных картин (игрушки, транспорт) -Папки сюжетных картинок (Детский сад, времена года, части суток) -Д \и: «Назови одним словом» ,«Из какой сказки» -Дидактические пособия: «Загадки», «Расскажи сказку», «Скороговорки», «Фонетическая зарядка», «Потешки» - Мнемотаблицы по описанию животных, по составлению рассказ. ,по заучиванию поговорок и скороговорок. -Атрибуты для сюжетно-ролевых игр библиотека, магазин -Интерактивная доска |
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:
Работа по теме самообразования выстроена поэтапно.
1 этап-подготовительный этап.
– информационно-аналитический и методическая работа.
- сбор и анализ информации по данной проблеме,
- изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по речевому развитию в старшем дошкольном возрасте;
- подборка материала для дидактических игр.
2 этап – основной этап.
- Разработка и реализация плана работы по данной теме
3 этап – обобщающий этап.
- Приобретение и создание дидактических игр и пособий на развитие речи,
- Создание в группе центра по развитию речи и оформление картотеки.
- Диагностическое обследование детей в процессе наблюдения;
-Презентация темы по самообразованию «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления сказкой».
Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой»
С детьми | Самообразование | С родителями |
Сентябрь | ||
Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» | Изучение и обобщение психолого- педагогической и методической литературы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. | |
Октябрь | ||
Проведение тематических бесед: - «Какие бывают книги?»; "Библиотека - дом, где живут книги"; Волшебные сказки»; - «Чем отличаются добрые и злые герои сказок»; - «Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя», «Собери картинку» по сказкам, «Пазлы», «Лото». - Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках. | -Формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, загадок, стихов, потешек и т.д.) | Консультация: педагогический всеобуч «Ребенок 5-6 лет» (особенности развития детей) |
Ноябрь | ||
-Чтение и обсуждение сказки «По щучьему велению» - д/и «Собери и расскажи сказку» -Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок. - д/и «Расскажи сказку» по серии картинок | -Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию -Создание картотеки дидактических игр -Разработка конспектов ООД с использованием дидактических игр | Консультация «Мама, почитай мне сказку» |
Декабрь | ||
-Чтение и обсуждение сказки «Сивка-бурка» -Беседа «Изменим ситуацию в знакомых сказках». - Чтение и театрализация сказок В. Сутеева: «Под грибом»; «Кто сказал Мяу» и др. Рассматривание иллюстраций. -д/и «Придумай сказку» | -Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию -Создание картотеки дидактических игр -Разработка конспектов ООД с использованием дидактических игр | Консультация для родителей «Игра, как средство развития речи дошкольника». |
Январь | ||
-Беседа «Моя любимая сказка -Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». -Отгадывание загадок о сказочных героях. -д/и «Скажи какой» | -Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию -Создание картотеки дидактических игр -Разработка конспектов ООД с использованием дидактических игр | Консультация «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников» |
Февраль | ||
-Чтение и обсуждение сказки «Морозко» -Беседа "Положительные и отрицательные герои сказок, их характеристика». д/и «Я начну, вы продолжите» д/и «Кто внимательнее» д/и «Задумай слово» | Оформление картотеки «Комплекс дидактических игр и упражнений способствующих развитию речи у старших дошкольников» Оформление карточек - схем и картинок для разучивания скороговорок. | Анкетирование «Игра в жизни вашего ребенка» |
Март | ||
-Чтение и обсуждение сказки «Волк и семеро козлят» - д/и «Что для чего» - д/и «Играем со сказкой» - Чтение сказок А.С. Пушкина. | Оформление картотеки «Словесные дидактические игры» | Составление памяток для родителей по данной теме |
Апрель | ||
- Дидактическая игра «Расскажи сказку по героям». -Чтение русской народной сказки "Гуси-Лебеди". -Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. - д/и «Магазин» | Презентация проекта | Консультация «Сказка в жизни ребенка» |
Формы работы с родителями и детьми:
Родители
- индивидуальная работа,
- консультации,
- беседы,
- анкетирование.
Дети:
- Картотеки игр и упражнений,
- подборка литературного материала,
-сказки,
-потешки,
-прибаутки,
-рассказы,
-мини-этюды,
-тексты для драматизации,
-мнемотаблицы по сказкам,
-атрибуты к сюжетно-ролевым играм,
-разнообразные виды театра,
-дидактические куклы,
-ИКТ,
-альбомы с иллюстрациями сказок для рассматривания,
-самостоятельного рассказывания,
-модели сказок,
-методический материал (планирование работы, конспекты занятий) и т.д.
Риски и пути преодоления рисков
- низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка по речевому развитию. Задача педагога: заинтересовать родителей и привлечь их к активной работе по этому направлению.
Полученный результат:
Исходя из проведённой работы, были получены следующие результаты:
- У детей проявляется повышенный интерес к устному народному творчеству.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- Самостоятельно составляют рассказы по сюжетной картине и мнемотаблице; …..
- Умеют организовывать сюжетно - ролевые игры на основе имеющихся знаний об устном народном творчестве (сказки, потешки и т.д)
- Пересказывают небольшие литературные произведения (сказки, потешки)
- Получение глубоких знаний об окружающем мире,на основе устного народного творчества
Результаты диагностики за год, я получила следующие результаты:
2021 – 2022 учебный год
Анализ мониторинга отражает положительную динамику развития речи у большинства детей, показан положительный результат усвоения умений, знаний и навыков игровой деятельности, познавательного развития.
Развитие речи
| Высокий | Средний | Низкий |
Сентябрь 2021 г. | 12% | 78% | 10% |
Апрель 2022 г. | 21% | 79% | 0% |
Опираясь на результаты мониторинга, можно сказать, что материал разработанный в рамках проекта самообразования, воспитанниками старшей группы усвоен (с учетом возрастных требований).
Таким образом, очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения материала детьми сведён к минимуму, различия в высоком, среднем уровне, знания детей прочные, они способны применять их в практической деятельности.
Вывод
Подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно-воспринимаемого, погружая его возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
Литература:
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
- Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
- Иванова Э. И.: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
- Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
- Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
- https://www.maam.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.
- https://nsportal.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.
Приложение№1
Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития речи детей»
Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития речи детей»
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, однажды прядя к малышу, она остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличенное количество детей с нарушением речи. А ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Всякую выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенок хочет выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что ведет и тому, что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Каждый ребенок в процессе своего развития проходит определенные этапы. Забраться на очередную ступеньку ему помогают сказки, которые передаются из поколения в поколение.
Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют детям впервые, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Как правило, сказки несут в себе многовековую народную мудрость. Они очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни. Известно, что дети, которым постоянно читались сказки, намного быстрее учатся говорить и правильно формулировать свои мысли. Вовремя и правильно выбранная книга поможет вашему ребенку успешно пройти нелегкие этапы развития и взросления, а также справиться со многими психологическими проблемами.
Сказки бывают:
Народная сказка (позволяет детям усваивать моральные принципы и учиться на ошибках героев)
Сказки-истории (имеют отношение к конкретной ситуации, переживаниям ребенка)
Сказки-метафоры (описывают ситуацию, но иносказательно, символически)
Сказки – чудо преображения (в этих сказках идет речь о чудесах, происходящих с детьми, когда они сами разыгрывают какие-то сюжеты)
Сказки - «продолжалки» (ребенку, которому много читали и рассказывали сказок, можно предложить незаконченную историю, чтобы он завершил ее сам)
Что дает сказка?
Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке. Необходимо чутко относиться к выбору сказок, не читайте сокращенные или почти дословно переведенные сказки, они «пустые». Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека. Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время – когда ребенок и Вы в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа». Можно прямо перед сном, когда есть время поразмыслить и поговорить. При засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание. Читать нужно с удовольствием, не отвлекаясь, тогда ребенок получит больше пользы, а вы положительные эмоции. После сказки можно провести беседу, в которой обсудить поступки героев и попытаться привести ребенку похожие ситуации из реальной жизни.
«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового ребёнка.
Приложение№2
Анкета « Игра в жизни Вашего ребенка»
Уважаемые родители! Игра в жизни каждого ребенка имеет огромное значение. В процессе игры дети развиваются, учатся общаться, осваивают социальный опыт. Особого внимания требует вопрос выбора игрушек для ребенка. Для того чтобы детская игра была содержательной и эмоционально насыщенной не только в дошкольном образовательном учреждении, но в условиях семьи, просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.
1. Фамилия, имя ребёнка. Возраст. _____________________________________________________________________________
2. Какие условия созданы для игр ребенка в Вашей семье? (наличие игрового уголка, набор игрушек, соответствие их возрасту ребенка) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Где и как хранятся игрушки? Как Вы приучаете их беречь? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие игрушки у ребёнка любимые? Во что чаще всего играет ребёнок?
_____________________________________________________________________________
5. Какие черты характера особенно ярко проявляются у Вашего ребенка в процессе игры?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Кто и как часто покупает игрушки? По какому поводу их покупают? _____________________________________________________________________________
6. Часто ли ребенок ломает игрушки? Как Вы поступаете в таких случаях? _____________________________________________________________________________
7. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли разыгрываются? Какие темы игр используются в семье, каковы их сюжеты? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Занимаетесь ли Вы изготовлением игрушек-самоделок?
_____________________________________________________________________________
9. Какие игры своего детства Вы помните? Напишите их.
_____________________________________________________________________________10. Какая игрушка была в детстве у Вас?
_____________________________________________________________________________
8. Какие Вы применяете методы в руководстве сюжетно – ролевыми играми детей? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Если в семье есть брат или сестра, наблюдаете ли Вы, во что играют дети? Как они взаимодействуют в игровой деятельности? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Разрешаете ли Вы друзьям приходить к вашему ребенку? Ходите ли в гости вместе с ребёнком?
_____________________________________________________________________________
11. Как Ваш ребенок ведет себя в совместной ролевой игре со сверстниками?
_____________________________________________________________________________
12. Что интересного Вы видели в игровом уголке друзей, знакомых?
_____________________________________________________________________________
14. Дата заполнения анкеты. Подпись (расшифровка).
_____________________________________________________________________________
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Приложение№3
Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи у детей дошкольного возраста»
1. Д/и «Приготовим салат»
Цель: учить детей проговаривать свои действия во время деятельности (кулинария).
Ход игры: во время приготовления салата воспитатель задает вопросы о разных овощах, какой формы? Какого цвета? Какого вкуса? Какой на ощупь? Где растет? Дети режут салат и проговаривают свои действия. Дети пробуют салат и называют последовательность приготовления. Записывают схему-рецепт.
2. И/у «Назови правильно»
Цель: научить детей составлять описательные рассказы
Ход игры: на столе лежат карточки с картинками,
-Назовите обувь (иная категория, её цвет; сезон, когда её носят.
3. Д/и «Магазин»
Цель: научить детей находить отличительные особенности объекта, составлять описательные рассказы
Ход игры: дети играют в «магазин», но для того, чтобы купить вещь или продукт - нужно описать предмет, не называя его.
4. И/у «Отгадай»
Цель: научить детей находить отличительные особенности объекта, составлять описательные рассказы
Ход игры: ведущий задумывает какой-то объект и описывает его, не называя названия самого объекта. Игроки должны узнать его по описанию.
5. И/у «Найди отличия».
Цель: сравнение предметов одежды и обуви, предметов посуды, интерьера, научить детей находить отличительные особенности объекта, составлять описательные рассказы
Ход игры: детям предлагаются картинки однотипные, но с отличительными особенностями. Ребенок ищет отличия и называет, что от чего отличается.
6. И/у «Путаница»
Цель: научить детей находить отличительные особенности признаков времен года, составлять описательные рассказы по картинкам с элементами юмора.
Ход игры: Предъявляется картинка «Зима», на которой есть отдельные признаки другого времени года. Дети объясняют, что перепутано. Для старших дошкольников возможно составление рассказа по картинке с элементами юмора.
7. Д/и «Новая квартира»
Цель: закрепить классификацию мебели, знать её назначение, учить составлять рассказ из личного опыта, по картинке-передвижке (фотографии, рисунку ребенка).
Ход игры: шаблон квартиры, комнаты, кухни., картинки мебели (лучше вырезанные по контуру). Ребенку предлагается расставить подходящую мебель и проговорить свои действия и соображения по поводу необходимости этой мебели и её расстановке.
8. И/у «А у нас»
Цель: составление описательного рассказа, из личного опыта с опорой на фотографию.
Ход игры: дети приносят домашние фотографии и делятся впечатлениями, воспоминаниями о прошедших событиях.
9. И/у «Сочинялки»
Цель: развитие речевого творчества детей, закрепление рифмы, знаний об изучаемых объектах.
Ход игры: дети придумывают самостоятельно стишки, загадки, частушки.
10. И/у «Кто, где живет?»
Цель: учить составлять рассказ по предложенному плану-схеме.
Ход игры: дети рассказывают го своем доме по графической схеме-плану:
Название улицы,
какой он? (материал: кирпичный, деревянный, блочный,
Сколько этажей?
Сколько комнат?
Что видно из окон?
За что вы любите свой дом?
11. Д/и «Новоселье»
Цель: закрепить знания детей о бытовых приборах, научить детей находить функциональные отличительные особенности объекта, составлять загадки.
Ход игры: дети играют роль новоселов. Они покупают в магазине необходимые предметы для новой квартиры. Заявки поступают продавцу в виде загадок - описание бытовых приборов их основных функций.
12. И/у «Диалоги»
Цель: учить детей диалогической речи.
Ход игры: воспитатель читает детям стихи-диалоги (см. хрестоматию для чтения в д/с и книги детской литературы, дети проговаривают ответы:
-Ты куда идешь, медведь?
-В город елку посмотреть.
-А зачем тебе она?
-Новый год встречать пора.
-Где поставишь ты её?
-В дом возьму к себе, в жильё.
-Что ж не вырубил в лесу?
-Жалко, лучше принесу.
13.«Что напутал незнайка?»
Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.
В гости к детям приходит Незнайка со своим другом щенком. Незнайка хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает о щенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У щенка красный нос и большие лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их.
14«Кто сумеет похвалить»
Цель: подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Взрослый объясняет условия игры: «Пьеро принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Пьеро подарит картинку».
Лексический материал: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др.
Примерные ответы: кошка умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, ёжик серый, лиса рыжая, мальчик трудолюбивый и т. п.
15.«Какая, какой, какое?»
Цель: подбирать определения к предмету, явлению.
Взрослый называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.
Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто — тёплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, синее.
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, весёлая, грустная.
Мяч — резиновый, круглый, большой, красный.
Дом — деревянный, кирпичный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный.
16.«Скажи какой»
Цель: называть не только предмет, но и его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами.
Предлагаем детям ряд заданий:
1.По отдельным признакам узнать предметы; отгадать загадки. «Круглое, сладкое, румяное — что это?».
2. Дополнить словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар (какой?) - ... белый, сладкий; снег - ..., лимон - ….
17. «На выставке»
Цель: давать описание картины, используя образные слова и выражения.
Взрослый размещает на мольберте или в групповой комнате детские рисунки (желательно тематически подобранные или по лексическим темам) и организует выставку. Назначает экскурсовода, который проводит экскурсию по выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия. Если ребёнок в чём-то затрудняется, дети ему помогают. Воспитатель регулирует частоту смены экскурсоводов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод.
18.«Загадка»
Цель: выделять признаки предметов, придумывать загадки, используя образные слова и выражения.
У каждого игрока на столе картинка, перевёрнутая изображением вниз.
Задание: придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим. Выиграет тот, кто придумает самые интересные загадки, подберёт сравнения, описания, «красивые» слова для своей загадки.
Вариант игры
Цель: развивать воображение, умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова.
Взрослый выбирает одного-двух игроков, которые, используя кукол, шапочки или другие атрибуты, разыгрывают какой-либо эпизод, диалог из литературного произведения. Дети отгадывают, из какой сказки или рассказа этот отрывок. Кто отгадает первым и скажет, что предшествовало этому эпизоду, и какие действия в произведении за ним последуют, получит право загадывать следующую загадку. Игра повторяется несколько раз.
19.«Кто внимательнее»
Цель: выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты.
Игровое правило: выигрывает тот, кто больше заметит и назовёт сказочных выражений, образных слов.
Взрослый говорит примерно следующее: «Разные народы живут на земле. И у каждого народа есть свои сказки. Народные сказки легко можно отличить от авторских литературных произведений, потому что в них особенные сказочные слова, песенки. Сейчас я расскажу сказку, которую вы уже знаете. Внимательно слушайте и постарайтесь заметить такие слова». После чтения сказки дети называют специфические сказочные выражения. Каждый правильный ответ отмечается фишкой.
20.«Задумай слово»
Цель: систематизировать представления о значении слов, выражать свои мысли в краткой форме, подбирать слова-названия качеств, предметов, действий.
Ребёнок задумывает слово, которое все знают, но не называет его, а только рассказывает, что оно обозначает, т. е. какой предмет, что с ним можно делать или что он делает. Остальные участники игры отгадывают, что это за слово, например:
он пушистый, лакает молоко, мурлыкает (котёнок);
он красивый, голосистый, кукарекает (петух);
она металлическая, ею можно есть суп, кашу (ложка);
она оранжевая, длинная, вкусная, сочная (морковка);
оно белое, плывёт по небу (облако).
21.«Какое что бывает?»
Цель: классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.
Детям предлагают рассказать Незнайке, что бывает: зелёным — огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, военная машина, нитки;
широким — река, дорога, лента, бульвар, улица;
новым — шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, автомобиль, журнал, мебель;
маленьким — котёнок, мышка, лисёнок, брат, хомячок, мальчик;
вкусным — конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт;
пушистым — белка, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф, лиса;
холодным — чай, снег, молоко, лёд, погода, ветер, зима, комната, перчатки, солнце, мороженое, сосулька, компот;
высоким — дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура;
круглым — стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, лицо, глаза, солнце, помидор.
22.«Что для чего»
Цель: использовать в речи глаголы в неопределённой форме, конструкции сложноподчинённого предложения.
Материал: картинки с изображениями предметов (реальные предметы), которыми пользуются при умывании, одевании и т. д. (мыло, зубная щётка, щётка для ногтей, полотенце, зубная паста, заколка, лента для волос, ножницы, ваза, поднос, кружки, ложки, тарелки, носки, ботинки и т. д.), кукла.
Детей знакомят с куклой. Рассматривают с ними картинки (предметы), называют. Далее кукла показывает картинки по одной, а дети, не называя их, говорят, для чего нужен тот или иной предмет (чтобы чистить зубы, чтобы мыть руки, чтобы причёсываться и т. д.). В дальнейшем кто-то из детей (с завязанными или закрытыми глазами) отгадывает предмет по его функции и называет его.
23.«Чграем со сказкой»
Цель: развивать творческие способности (умение придумывать несколько вариантов окончания сказки, использовать разнообразные языковые средства).
Для этой игры можно использовать сказки Джанни Родари из цикла «Сказки, у которых 3 конца»: «Волшебный барабан», «Большая морковка», «Дудочник и автомобиль», «Хитрый Буратино» и другие.
Познакомив детей со сказкой, взрослый обращает их внимание на то, что сказка не окончена, но писатель придумал три разных финала, для того чтобы дети смогли поиграть с этой сказкой. Предлагает послушать три варианта концовки и выбрать тот, который больше понравится, или придумать свою концовку и нарисовать к ней рисунки. Можно предложить детям придумать весёлую, печальную или поучительную концовку.
Завершить игру можно выставкой рисунков и детским рассказыванием.
24.«Нарисуем картину словами»
Цель: развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.
Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать. Я прочту вам нежное стихотворение о весне, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чём я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину».
Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам.
25.«Придумай сказку»
Цель: самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.
Сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» можно предложить детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.
Сочиненные детьми сказки можно оформить в маленькие книжечки, в которых дети могут самостоятельно или с помощью родителей нарисовать иллюстрации.
26.«Я начну, а вы продолжите»
(По рассказу Н. Носова «На горке»)
Подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения.
Взрослый составляет незаконченные предложения. Ребёнок должен закончить предложение, используя образные обороты речи.
Был ясный морозный день, снег на солнце ... (сверкал, искрился, переливался, блестел).
Миша сел на санки и помчался с горы ... (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией).
Санки перевернулись, и мальчик ... (шлёпнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег).
Коле очень захотелось, чтобы горка получилась. Он трудился ... (не покладая рук, без устали, в поте лица).
27.«Объясни, покажи»
Цель: знакомиться с фразеологизмами.
Взрослый называет фразеологизмы (одна нога здесь, другая там; сгореть со стыда; ворон считать; морочить голову и др.).
Задаёт вопросы типа: Что означает это выражение? Когда так говорят? В каком случае так можно сказать? Предлагает подобрать картинку, которая подходит к тому или иному выражению. (Картинки, отражающие переносное и буквальное значение фразеологизмов, подбираются заранее.)
28.«Скажи по-другому»
Цель: осваивать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова.
Взрослый говорит устойчивое словосочетание. Выясняет, как ребёнок понимает его смысл. Предлагает передать этот смысл другими словами. Например:
— Что значит «растёт не по дням, а по часам»? Как сказать по-другому? Подберите слова, близкие по смыслу этому выражению. Подберите слова, противоположные по смыслу этому выражению.
Можно использовать такие фразеологизмы: как снег на голову; ахнуть не успел; летит как угорелый; зарубить на носу; надуть губы.
Приложение №4
Скороговорки. Мнемотаблицы для заучивания
Приложение №5
Загадки для детей 5-7 лет с ответами
Самые разные темы.
Она у прилавка стоит | Эти чудо – кирпичи |
Что сказать о парне строгом? | Тучек нет на горизонте, |
Белый носит он колпак, | Эх звоночки, синий цвет! |
Взял инструмент, | Растет на грядке, красный, |
Красный свет — | Сам пустой, |
Без крыльев летит, | Живет под крылечком. |
А вот кто-то важный | Маленький, желтенький комок, |
На стене на видном месте, | Мама-утка у него, |
Растет на грядке оранжевая, | Тает снежок, ожил лужок |
Расселась барыня на грядке, | Что растет вершиной вниз? |
Растет на грядке, | Без рук, без топоренка |
Сидит дед, во сто шуб одет, | Не зверь не птица |
Дали братьям теплый дом, | Черен, да не бык, |
С неба падают зимой | Солнце печет |
Покрывало бело — всю землю одело. | Крашено коромысло |
Кто раньше всех встает, (Петушок) | Кто на себе свой домик носит? |
Вьётся, извивается в небо | Пусты поля, мокнет земля |
Без рук, без ног, | Без рук, без ног, |
Снег на полях | На дворе горой |
Скатерть бела, | И зелен и густ |
Растёт она вниз головой | Ах, не трогайте меня! |
Летом гуляет | На желтенькой тарелочке |
Прозрачен, как стекло, | Белый-белый пароход |
Без рук, без ног, | Летом в пруду и в болоте |
Зимой и летом | Стоит над водой |
Кругла, да гладка, | Ползет сороконожка |
Ну-ка, кто из вас ответит? | В лесу у пня суета, беготня, |
Рос шар бел, | За рекой луга зазеленели |
Всем оно нам нравится | Заставит плакать |
Потянулся поясок | Растет в траве Аленка |
Воробей чего ты ждешь? | Красная девица |
Что за скрип? | У забора сиротливо |
Была зеленой, маленькой | Бабочка – коробочка, |
Красные сапожки | Неизвестно, где живет |
Как надела сто рубах, | Толстушка-ползушка |
Стоит изба из кирпича, | Это кто там по тропинке |
Не сидит она на месте, | Зимой беленький, |
Все жужжит она, жужжит | Сделали меня на славу, |
Я и желтый, я и белый | Глазищи, усищи, хвостище, |
Я скачу туда-сюда | Встает на заре, |
Её всегда в лесу найдёшь, | Я прихожу с подарками, |
Поглядите, поглядите — | Разных три имеет глаза, |
Под сосною у тропинки | Этот знак такого рода — |
На носу сидим, на мир глядим, | Один вход, три выхода. |
Глазки черные, | Узнаете молодца? |
Меня не растили, | Чуть дрожит на ветерке |
Он в берлоге спит зимой | В тихую погоду нет |
Отворилась тихо дверь, | Два братца |
Рыжая с пушистым хвостом, | Косолапый и большой |
Хитрая плутовка, | Один костер |
Не конь, а бежит, | Шагаешь — впереди |
Все меня топчут, | Кто в году четыре раза |
Я над речкой лежу, | Через речку лег, |
Над рекою поперек | Красный брат и белый брат |
Круглолица, | У избы побывал |
Это что за потолок? | Старик у ворот |
Шел я мимо, | Он пушистый, серебристый, |
По небу лебедь черный | Гуляю в поле, |
Из какого ковша | Рыбам зиму жить тепло: |
Кто поляны белит белым, | Без досок, без топоров |
Кто зимой в трубе | Вился, вился белый рой, |
Без рук, без ног | Деревянные кони |
Без рук рисует, | Бежит по снегу, |
Льется речка — | Его весной и летом |
Кто по снегу | Все лето стояли, |
Два коня у меня, | Доброе, хорошее |
Растет она вниз головою, | Лежало одеяло |
Зимой в поле лежал, | Летом бежит, |
На ветках — | Бегу я, как по лесенке, |
Солнце печет, липа цветет. | Ты весь мир обогреваешь |
На шесте — дворец, | Его просят, его ждут, |
В дверь, в окно | Всех прилетных птиц черней, |
Кругла да гладка, | Как надела сто рубах, |
Крашеное коромысло | Вверху зелено, |
Красный нос в землю врос, | Щеки розовы, |
Живут сестра и брат: | Стоит Алена — |
Раскаленная стрела | Расту в земле |
Над тобою, надо мною | Что за чудо-красота! |
Неизвестно, где живет. | Утром бусы засверкали, |
Меня ждут — не дождутся, | На дворе переполох— |
Круглый бок, желтый бок, | Не шит, не кроен, |
И зелен, и густ | Неказиста, шишковата, |
Заставит плакать всех вокруг, | Прежде чем его мы |
Летом — в огороде, | Золотая голова |
Повернулось к солнцу | Без окон, без дверей |
Кафтан на мне зеленый, | Наши поросятки |
Удивительное солнце: | В огороде стоит, |
Растет зеленый кустик, | Посреди двора |
Не огонь, а жжется. | Маленькая печка |
Раскололся тесный домик | На малину налетели, |
Я румяную Матрешку | Синий мундир, |
Глаза на ножке, | Красненька Матрешка |
Солнце жжет мою | Зелена, а не луг, |
Осень в сад Здесь дрозды, | Есть у ребят |
Не заботясь о погоде, | Что же это за девица: |
Под сосною у дорожки | На припеке у пеньков |
На зеленом шнурочке | Бежит с горушки, |
В колыбельке подвесной | Трав копытами касаясь, |
В этот гладкий коробок | Хвост пушистый, |
Все детки на ветках | Что за зверь лесной |
Мягок, а не пух, | Кто зимой холодной |
Восемь ног, | Водяные мастера |
Кто на своей голове | Сделал дыру, |
Маленький рост, | Сердитый недотрога |
Не портной, а всю жизнь | Кто на елке, на суку |
Днем спит, | Плотник острым долотом |
С ветки на ветку | Хожу в пушистой шубке, |
Маленький мальчишка | Шел я лугом по тропинке, |
Верещунья, белобока, | В тесной избушке |
Висит сито, | Чей домишко из иголок |
Мы — лесные жители, | Мы по ковру идем с тобой, |
Не солнце, не огонь, | Белая корзинка — |
Колосится в поле рожь. | Кто ни прикасается, — |
На большой цветной ковер | Спал цветок |
С ветки — на тропинку, | Домовитая хозяйка |
На лугу живет скрипач, | На зеленой хрупкой ножке |
Посреди поля | Стоит над водой, |
Все обходят это место: | Скачет зверушка, |
Кувшинчики и блюдца | Летом в болоте |
Самого не видно, | Сама ползет, |
У кого глаза на ногах, | Кудри в речку опустила |
Блещет в речке чистой | Вильнет хвостом |
Гладишь — ласкается, | У кого рога длиннее |
И в море не купаются, | Я умею чисто мыться |
Что за коняшки — | Из горячего колодца |
По лужку он важно бродит, | Вдоль по речке, по водице |
Живет спокойно, не спешит, | Через море-океан |
Маленькая, легонькая, | Панцирь каменный — рубаха, |
Не кузнец, | Зверь я горбатый, |
На дне, где тихо и темно, | Под водой живет народ, |
У родителей и деток | Колюч, да не еж. |
Пятак есть, | Под полом таится, |
Всех я вовремя бужу, | Клохчет, квохчет, |
Приложение№ 6
ПОСЛОВИЦЫ К САЗКАМ
«Репка»
«Капля по капле и камень точит» , «Там, где дружат — живут, не тужат»
«Колобок»
«Чем хвалимся, на том и провалимся»
«На языке медок, да на сердце – ледок»
«Теремок»
«В тесноте, да не в обиде»
«Кот и петух»
«Друг познается в беде»
«Муравей и голубка»
«Сам погибай, а товарища выручай»
«Маша и медведь»
«Глупый киснет, а умный все промыслит»
«Горе горюй, да руками воюй»
«Гуси-лебеди»
«Придет беда — не купишь ума»
«Каша из топора»
«Смекалка — второе счастье»
«Два мороза»
«С трудом и мороз не страшен», «Труд согревает»
«Лисичка-сестричка и волк»
«Первой касатке не верь»
«Морозко»
«Как проживешь, так и прослывешь», «Без смиренья нет спасенья»
«Двенадцать месяцев»
«Доброму Бог помогает»
«Зимовье зверей»
«Согласного стада волк не берет», «В согласии жить — никто не одолеет»
«Заюшкина избушка»
« На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай»
«Летучий корабль»
«Добро ввек не забудется»
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Умей обождать», «Мир не без добрых людей»
«Сивка-бурка»
«За добро добром платят»,
«Храброму смерть не страшна»
«Царевна-Несмеяна»
«Долг платежом красен»
«Стойкий оловянный солдатик»
«За честь хоть голову снесть»
«Как рубашка в поле выросла»
«За один раз дрова не срубишь», «Дело шутки не любит»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
“Чего нет, того и хочется”, “Кто многого желает, тот и мало не видает”
«Царевна-лягушка»
«Покорись беде и беда покорится»
«Иван царевич и серый волк»
«Что кому на роду написано, то тому Бог и даст»
Русские народные потешки
Ай качи качи качи
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи.
В пылу с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися бараночки
Улитка, улитка,
Высунь рога,
Дам тебе пирога.
Ледоход: лёд идёт.
Вышел на берег народ,
Смотрит, как река играет,
Лёд в кусочки разбивает.
Ах ты совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела -
Во траву свалилася,
В яму покатилася!
Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси - в гусли,
Утки - в дудки,
Овцы - в донцы,
Тараканы - в барабаны.
Ах ты, свинушка
С поросятками,
Ты зачем ходила к речке
За гусятками?
В речке гусятки
Купалися,
А твои поросятки
Забоялися!
Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.
На улице
Две курицы
С петухом дерутся.
Две девицы-красавицы
Смотрят и смеются:
- Ха-ха-ха, ха-ха-ха!
Как нам жалко петуха!
Заинька, выйди в сад,
Серенький, выйди в сад.
Зайка, зайка, выйди в сад,
Серый, серый, выйди в сад!
Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!
Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.
Барашеньки - крутороженьки
По лесам ходили,
По дворам бродили,
В скрипочку играли,
Ваню потешали.
А совища из лесища
Глазищами хлоп-хлоп!
А козлище из хлевища
Ножищами топ-топ
Скок-поскок,
Сколочу мосток.
Серебром замощу,
Всех ребят пущу.
Ам! Ам! Ам! Ам!
Я тебе конфету дам,
Но сперва за маму нашу
Скушай ложку манной каши!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Кушай, Ваня, кашу сам!
Скушай-ка за папу ложку,
Подрастешь еще немножко!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Есть не будешь, съем я сам.
И на целую версту
С каждой ложки подрасту!
Стану я большим совсем,
И тогда тебя я съем!
Ты вода-водица,
Всех морей царица,
Пузыри пускай,
Мой и полоскай!
Моем глазки, моем щечки,
Моем сына, моем дочку,
Моем кошку, моем мышку,
Моем серого зайчишку!
Моем, моем наугад,
Перемоем всех подряд!
С гуся-лебедя вода –
С нашей детки худоба!
Прилетели птички,
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Как на Ванькины именины
Испекли пирог былинный –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай, Ванечка-дружок,
Именинный пирожок –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай-кушай хорошо,
Скоро вырастешь большой –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый –
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый –
Кланялись бабусе.
Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый –
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый –
Кланялись бабусе.
У бабы Фроси пяток внучат.
Все каши просят. Все криком кричат.
Акулька в люльке, Аленка в пеленке,
Аринка на перинке, Степан на печке,
Иван на крылечке.
Баба тесто месила, кашу варила,
Молоко топила, внучат кормила.
Как каши наелись, молока напились,
Бабе поклонились, угомонились!
Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
- Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
- Еду сено косить.
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- На что тебе коровы?
- Молоко доить.
- А зачем молоко?
- Ребяток кормить.
Приложение№ 7
Беседы с детьми о сказках.
(Перечень вопросов задаваемых детям после прочтения сказки)
Волк и семеро козлят.
Ребята, какую сказку мы сейчас с вами прослушали.
Где жила коза с козлятами?
Куда уходила коза?
Как козлята узнавали, когда приходила коза?
Какой голосок у мамы козы?
Кто подслушал, как поет коза?
Что сделали козлята, когда услышали песню волка?
Кто помог волку изменить голос?
Как поступили козлятки, когда услышали тоненький голосок волка?
Как вы думаете, козлята испугались волка?
Сколько козлят осталось в избушке после того как побывал волк?
Что предложила коза волку?
Как же закончилась сказка?
Ребята, а если вы услышали что кто-то подошел к вашему дому, можно ли открывать ему дверь?
Как можно узнать, кто стоит за дверью? Что нужно для этого сделать?
Молодцы ребята! Конечно, ни волка, ни чужих людей нельзя впускать в дом, даже если вы остались одни дома.
Малыш и Карлсон.
С каким произведением мы сейчас с вами познакомились?
В какое время года произошло знакомство?
Какое время суток стояло на дворе?
Что услышал малыш?
Как малыш познакомился с Карлсоном?
Чем необычен Карлсон?
Почему малыш стоял не шелохнувшись? Какие чувства он испытывал?
Ребята, а вы помните любимую фразу Карлсона? (спокойствие, только спокойствие)
В какие моменты он ее проговаривал? Когда?
Как вы думаете, хорошим ли примером он был для малыша? Чему он мог научить его?
Вы бы хотели иметь такого друга? И почему?
А как вы считаете правильно ли поступил малыш запустив незнакомца в комнату?
А давайте представим, как бы изменилось произведение А Линдгренда «Малыш и Карлсон». если бы, малыш не заговорил с Карлсоном?
Красная шапочка.
С какой сказкой мы с вами познакомились?
А давайте перечислим с вами героев повстречавшихся нам в сказке.
Куда собралась Красная Шапочка с гостинцами?
Какой дорогой пошла Красная Шапочка?
Кого встретила она в лесу?
Что предложил серый волк Красной Шапочка?
Кто первый пришел к бабушке?
Почему бабушка разрешила войти волку в дом? Что произошло с бабушкой, когда вол вошел?
Как обманул волк Красную Шапочку?
Кто спас бабушку и Красную Шапочку?
Ребята, а правильно ли мама поступила, когда отправила Красную Шапочку одну к бабушке?
Можно ли детям разгуливать по лесу без взрослых?
Какая беда приключилась с Красной Шапочкой в лесу?
А можно ли останавливаться и разговаривать с незнакомыми людьми?
Что было бы если Красная Шапочка прошла мимо волка и не заговорила с ним? (волк бы не съел ни бабушку, ни Красную Шапочку)
Ребята, а что нужно спрашивать, когда стучат в дверь?
А можно ли открывать дверь незнакомым людям? Что может произойти?
Гуси-лебеди.
С какой сказкой мы с вами познакомились?
О каких главных героях шла речь?
Что наказали родители Маше, когда ушли на работу?
Послушалась ли Маша родителей? Что она сделала?
Дети, а кто похитил мальчика?
А почему гуси-лебеди похитили мальчика?
Что сделала Маша, чтоб вернуть своего братца?
Кого на своем пути встречала Маша?
Куда отнесли гуси-лебеди братца?
Удалось ли Маше спасти своего братца? Как?
Успела ли Маша вернуться домой с братом до прихода родителей?
Ребята, а как вы думаете, чтобы произошло с родителями когда они вернулись домой а Маши с братцем дома не оказалось дома?
А правильно ли Маша поступила, когда оставила своего братца одного во дворе?
Что нужно было сделать Маше, чтобы братца не похитили?
Ребята, а если вы пойдете гулять со своим братом или сестрой гулять и останетесь одни, можно ли разговаривать с незнакомыми людьми и брать у них то, что вам предлагают? Почему?
Белоснежка и семь гномов.
С какой сказкой мы с вами познакомились?
Давайте перечислим героев повстречавшихся в сказке
Почему злая королева была рассержена на Белоснежку?
Какое поручение дала злая королева охотнику?
Что произошло с Белоснежкой, когда охотник оставил ее одну в лесу?
Когда девушка увидела избушку, кого она там обнаружила?
Как поступили гномики, когда выслушали историю Белоснежки?
Что предприняла злая королева, чтобы попытаться избавиться от Белоснежки второй раз?
Что произошло с Белоснежкой, когда она надкусила яблочко? Ребята, а можно ли брать у незнакомых людей то что они предлагают вам?
Что было бы с девочкой, если бы она не заговорила с бабушкой и не взяла яблоко?
Вот видите, ребята если бы Белоснежка не взяла яблоко, то не уснула бы навеки. По этому, нужно слушать взрослых и не общаться с чужими людьми, тем более брать у них еду.
Хорошо закончилась сказка?
Кот, петух и лиса.
Давайте вспомним, что было в сказке?
Где жили кот, петух?
Куда рано утром уходил кот?
Что делал петушок, когда кота не было дома?
Что сделала лиса? И зачем?
Какая лиса в сказке?
Кто спасал петуха?
Какой кот в этой сказке? А петушок?
Почему с петушком случилась беда?
Ребята, а как вы думаете, чему нас учит сказка?
А вы знаете как нужно вести себя дома одни?
Правильно детки, ситуации бывают разные, и даже такие когда вы можете остаться дома одни. В это время незнакомый человек может позвонить в дверь. Запомните, чужим и незнакомым людям двери открывать нельзя. Как бы они вас не просили, и чтобы не предлагали.
Как заканчивается сказка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ
Исследователская работа педагога воспитателя МБДОУ "Туйаара" с.Чычымах Таттинский улус РС(Я)...
ПРОЕКТ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УРАЛЬСКОГО ПИСАТЕЛЯ П. П. БАЖОВА
Цель данного проекта: Создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....
Проект "Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом"
Актуальность темы:Изучить историю русского народного костюма, развивать интерес к национальной культуре, творческое развитие дошкольников....
Презентация проекта «Активизация связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством составления рассказа»
В отличие от традиционного подхода ведения занятия, при котором формируются стороны речи (звуковую культуру речи, лексическую и грамматическую),дополнительно я использую модули «Аудирование&raqu...
Проект.Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с государственными символами России» «Юные патриоты».
Проект.Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с государственными символами России» «Юные патриоты». Патри...
Проект "Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками"
Смысловое значение русских народных сказок - воспитание нравственных качеств : доброты, справедливости, милосердия. Сказки расширяют словарный запас, помогают правильно строить диа...