План самообразования " Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения
материал (старшая группа)

Недведская Ирина Викторовна

    Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспортного травматизма стали актуальной в нашей стране.

Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Много в нашем городе широких, красивых улиц, дорог; большой поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План  самообразования

Тема:

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».

На 2022 -2023гг.

                                                                              Воспитатель :    Недведская И.В.

    Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность.

    Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспортного травматизма стали актуальной в нашей стране.

Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Много в нашем городе широких, красивых улиц, дорог; большой поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети.

Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.

Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации.

Именно в дошкольном возрасте  закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.

Поэтому очень важно, как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.

В обучении детей безопасному поведению на улицах, должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Важно еще, что данная тема тесно переплетается с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все это составляет основу воспитания грамотного и уверенного в себе пешехода и водителя.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию - «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».

Цель:

Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

Расширять, совершенствовать и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения детей на улице, знакомить с назначением дорожных знаков.

Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.

Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.

Познакомить с действиями инспектора ГИБД.

Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей.

Предполагаемый результат обучения:

Расширятся знания детей о правилах дорожного движения: умение правильно переходить проезжую часть дороги, правила в общественных транспортах: ожидание, посадка, во время движения, выход;

Дети научатся распознавать дорожные знаки:

информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;

предупреждающие знаки – «Дети»;

запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;

предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;

знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»;

знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Научатся предвидеть опасные ситуации, дорожные ловушки и обходить их;

Обогатится словарный запас детей;

Повысится осознанное отношение к ПДД у родителей воспитанников, ответственность за жизнь своих детей;

Сплотится коллектив сотрудников и родителей в вопросах детской безопасности на дорогах.

Формы работы с детьми:

1. Знакомство с художественной литературой.

2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.

3. Развлечения и досуги.

4. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ  С ДЕТЬМИ

        

СЕНТЯБРЬ

   1.Подбор  материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения»

     2.  Просмотр и обсуждение мультфильма «Светофор» (серия «Смешарики»). Цель: запомнить правила дорожного движения.

    3.  Отгадывание загадок по ПДД. Цель: обучать детей находить отгадку по описанию.

    4.  Сюжетно-ролевая игра «Такси». Цель: Закрепить знания детей о професии «таксист»

Октябрь

    1.Беседа с детьми «Виды светофоров и их назначение». Рассматривание макета светофора.

    2. Конструирование из цветной бумаги и картона  модели  светофора.

    3.Постройка из конструктора « Улица с перекрестком» и обыграть это.

    4.Беседа с детьми «Перекресток - что это? Что и кто помогает регулировать перекресток?»

    5. Дидактические игры

    6. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

Ноябрь

1.Чтение рассказа Б. Житкова «Светофор»

2.П/и «Сигналы светофора»

3.Рисование «Светофорчик»

4. Беседа с детьми о запрещающих знаках

5. Тематическая прогулка "Правила для пешеходов"

Декабрь

   1.Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций, которые могут    встретиться  на дороге.

  2.Рисование дорожных знаков по желанию.

  3.Постройка  из строительного материала «Железнодорожный вокзал» и обыграть его.

   4. Чтение стихотворения "Бездельник светофор" С. Михалков

   5. Дидактические игры

   6. Беседа "Правила перехода улиц и дорог"

   7. Чтение рассказа "Машина, которую рисовать научили" И. Серяков

   8.Беседа «Новогодние фейверки. Правила безопасности.»

Январь

 1. Беседа «Световые сигналы автомобиля

 2. Беседа «Зачем нужен регулировщик?»

 3.Конкурс на лучший рисунок «Регулировщик на перекрестке»

 4.Беседа о информационно-указательных знаках
 5. Изготовление из картона (бумаги) предписывающих знаков
 6. Чтение рассказа "Светофор" Б. Житков
 7. Дидактические игры "Узнай дорожный знак", "Я иду через дорогу", "Умелый пешеход"
 8. Подвижные игры "Самый быстрый", "Умелый пешеход", "Зимняя дорога"

9.Беседа на тему «Осторожно, скользкая дорога! »

10. Чтение стихотворения А. Ганюва «Гололёд».
 11. Рассматривание рисунков дороги с несколькими полосами движения

Февраль

1. Беседа на тему «Как безопасно перейти дорогу? » 2. Беседа о том, где можно и где нельзя играть.
3. Чтение и обсуждение рассказа Дорохова «Влиятельная палочка». 
4. Дидактические игры "Отвечай быстро", "Регулировщики"
8. Подвижные игры "Стоп", "Не ошибись"
9. Заучивание стихотворения Михалков С. "Постовой"

10.Беседа о знаках сервиса, рисование "Знаки сервиса"
11. Конструирование "Улица города"

Март

1. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».
2. Рисование специальных видов транспорта
3. Дидактические игры "Поставь правильно дорожные знаки", "Бегущий светофор"
4. Заучивание стихотворения "Запрещается – разрешается" В. Семурина.

 5.Рассказ об  опасных ситуациях на дороге и объяснение, где должны сидеть в автобусе дети и взрослые. Предложить детям, используя игрушки, рассказать о поездке в транспорте.
6. Рисование различных марок и видов машин 
7.Изготовление фотоальбома «Дорожные знаки»

Апрель

1.Оформление папки-передвижки «Правила дорожного движения»

 2. Беседа «Я и мой велосипед».

 3.Загадывание  загадок по правилам дорожного движения.

 4.Рисование различных видов пешеходных переходов.

 5.Чтение худ. произведений С. Волков «Правила дорожного движения.
6. Целевая прогулка "Покажи и назови известный дорожный знак"
7. Игра "Чья команда назовет больше дорожных знаков", "Движение по спирали"
8. Чтение рассказа "Ученый дружок" И. Серяков

Май

1.Чтение: А. Дорохова «Подземный переход».

2.Целевая прогулка «Пешеходный переход»

3.Беседа «Виды дорожных знаков»

4. Дидактическая игра "Поставь правильно знак"
5. Рисование дорожных знаков: "Пешеходный переход", "Подземный пешеходный переход", "Наземный пешеходный переход", "Движение пешеходов запрещено"
6. Прогулка на перекресток

7.Загадывание загадок о правилах дорожного движения

Работа с родителями

Сентябрь

1.Анкетирование родителей

2. Памятка родителям о дорожной безопасности

Октябрь

1.Консультация «Совместная прогулка детей и родителей».

Ноябрь

1.Привлечь родителей к  изготовлению фотоальбома « Дорожные знаки».

2. Памятка для родителей «Дети и дорога».

Декабрь

1.Памятка «Фликер – надёжный защитник!»

Январь

1.Консультация «Дисциплина на улице – залог безопасности».

Февраль:

2.Папка-передвижка «Зимние игры на улице:чем они опасны?»

Март

1.Памятка для родителей – водителей «Правила перевоза детей в автомобиле».

Апрель:

1. Выставка детской литературы для чтения по ПДД.

2. Папка-передвижка «Добрая дорога детства».

Май:

1. Памятка «Улица – лучший учебник» (Правила дорожного движения).

2. Консультации на тему: “Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице”.

        Использованная литература

Елжова Н.В. ПДД в детском саду, 2013

Кобзева Т.Г. Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников.

Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено.

Кузнецова Н.М. Учебно – методическое пособие «Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних»

Лиходед В. Уроки светофора.

Петрова К.В. Как научить детей ППД. Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013

Пикулева Н. Дорожная азбука.

Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Сост. Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989. – 62 с

Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду, 2013

 



Предварительный просмотр:

План  самообразования

Тема:

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».

На 2022 -2023гг.

                                                                              Воспитатель :    Недведская И.В.

    Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность.

    Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспортного травматизма стали актуальной в нашей стране.

Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Много в нашем городе широких, красивых улиц, дорог; большой поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети.

Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.

Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации.

Именно в дошкольном возрасте  закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.

Поэтому очень важно, как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.

В обучении детей безопасному поведению на улицах, должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Важно еще, что данная тема тесно переплетается с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все это составляет основу воспитания грамотного и уверенного в себе пешехода и водителя.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию - «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».

Цель:

Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

Расширять, совершенствовать и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения детей на улице, знакомить с назначением дорожных знаков.

Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.

Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.

Познакомить с действиями инспектора ГИБД.

Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей.

Предполагаемый результат обучения:

Расширятся знания детей о правилах дорожного движения: умение правильно переходить проезжую часть дороги, правила в общественных транспортах: ожидание, посадка, во время движения, выход;

Дети научатся распознавать дорожные знаки:

информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;

предупреждающие знаки – «Дети»;

запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;

предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;

знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»;

знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Научатся предвидеть опасные ситуации, дорожные ловушки и обходить их;

Обогатится словарный запас детей;

Повысится осознанное отношение к ПДД у родителей воспитанников, ответственность за жизнь своих детей;

Сплотится коллектив сотрудников и родителей в вопросах детской безопасности на дорогах.

Формы работы с детьми:

1. Знакомство с художественной литературой.

2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.

3. Развлечения и досуги.

4. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ  С ДЕТЬМИ

        

СЕНТЯБРЬ

   1.Подбор  материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения»

     2.  Просмотр и обсуждение мультфильма «Светофор» (серия «Смешарики»). Цель: запомнить правила дорожного движения.

    3.  Отгадывание загадок по ПДД. Цель: обучать детей находить отгадку по описанию.

    4.  Сюжетно-ролевая игра «Такси». Цель: Закрепить знания детей о професии «таксист»

Октябрь

    1.Беседа с детьми «Виды светофоров и их назначение». Рассматривание макета светофора.

    2. Конструирование из цветной бумаги и картона  модели  светофора.

    3.Постройка из конструктора « Улица с перекрестком» и обыграть это.

    4.Беседа с детьми «Перекресток - что это? Что и кто помогает регулировать перекресток?»

    5. Дидактические игры

    6. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

Ноябрь

1.Чтение рассказа Б. Житкова «Светофор»

2.П/и «Сигналы светофора»

3.Рисование «Светофорчик»

4. Беседа с детьми о запрещающих знаках

5. Тематическая прогулка "Правила для пешеходов"

Декабрь

   1.Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций, которые могут    встретиться  на дороге.

  2.Рисование дорожных знаков по желанию.

  3.Постройка  из строительного материала «Железнодорожный вокзал» и обыграть его.

   4. Чтение стихотворения "Бездельник светофор" С. Михалков

   5. Дидактические игры

   6. Беседа "Правила перехода улиц и дорог"

   7. Чтение рассказа "Машина, которую рисовать научили" И. Серяков

   8.Беседа «Новогодние фейверки. Правила безопасности.»

Январь

 1. Беседа «Световые сигналы автомобиля

 2. Беседа «Зачем нужен регулировщик?»

 3.Конкурс на лучший рисунок «Регулировщик на перекрестке»

 4.Беседа о информационно-указательных знаках
 5. Изготовление из картона (бумаги) предписывающих знаков
 6. Чтение рассказа "Светофор" Б. Житков
 7. Дидактические игры "Узнай дорожный знак", "Я иду через дорогу", "Умелый пешеход"
 8. Подвижные игры "Самый быстрый", "Умелый пешеход", "Зимняя дорога"

9.Беседа на тему «Осторожно, скользкая дорога! »

10. Чтение стихотворения А. Ганюва «Гололёд».
 11. Рассматривание рисунков дороги с несколькими полосами движения

Февраль

1. Беседа на тему «Как безопасно перейти дорогу? » 2. Беседа о том, где можно и где нельзя играть.
3. Чтение и обсуждение рассказа Дорохова «Влиятельная палочка». 
4. Дидактические игры "Отвечай быстро", "Регулировщики"
8. Подвижные игры "Стоп", "Не ошибись"
9. Заучивание стихотворения Михалков С. "Постовой"

10.Беседа о знаках сервиса, рисование "Знаки сервиса"
11. Конструирование "Улица города"

Март

1. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».
2. Рисование специальных видов транспорта
3. Дидактические игры "Поставь правильно дорожные знаки", "Бегущий светофор"
4. Заучивание стихотворения "Запрещается – разрешается" В. Семурина.

 5.Рассказ об  опасных ситуациях на дороге и объяснение, где должны сидеть в автобусе дети и взрослые. Предложить детям, используя игрушки, рассказать о поездке в транспорте.
6. Рисование различных марок и видов машин 
7.Изготовление фотоальбома «Дорожные знаки»

Апрель

1.Оформление папки-передвижки «Правила дорожного движения»

 2. Беседа «Я и мой велосипед».

 3.Загадывание  загадок по правилам дорожного движения.

 4.Рисование различных видов пешеходных переходов.

 5.Чтение худ. произведений С. Волков «Правила дорожного движения.
6. Целевая прогулка "Покажи и назови известный дорожный знак"
7. Игра "Чья команда назовет больше дорожных знаков", "Движение по спирали"
8. Чтение рассказа "Ученый дружок" И. Серяков

Май

1.Чтение: А. Дорохова «Подземный переход».

2.Целевая прогулка «Пешеходный переход»

3.Беседа «Виды дорожных знаков»

4. Дидактическая игра "Поставь правильно знак"
5. Рисование дорожных знаков: "Пешеходный переход", "Подземный пешеходный переход", "Наземный пешеходный переход", "Движение пешеходов запрещено"
6. Прогулка на перекресток

7.Загадывание загадок о правилах дорожного движения

Работа с родителями

Сентябрь

1.Анкетирование родителей

2. Памятка родителям о дорожной безопасности

Октябрь

1.Консультация «Совместная прогулка детей и родителей».

Ноябрь

1.Привлечь родителей к  изготовлению фотоальбома « Дорожные знаки».

2. Памятка для родителей «Дети и дорога».

Декабрь

1.Памятка «Фликер – надёжный защитник!»

Январь

1.Консультация «Дисциплина на улице – залог безопасности».

Февраль:

2.Папка-передвижка «Зимние игры на улице:чем они опасны?»

Март

1.Памятка для родителей – водителей «Правила перевоза детей в автомобиле».

Апрель:

1. Выставка детской литературы для чтения по ПДД.

2. Папка-передвижка «Добрая дорога детства».

Май:

1. Памятка «Улица – лучший учебник» (Правила дорожного движения).

2. Консультации на тему: “Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице”.

        Использованная литература

Елжова Н.В. ПДД в детском саду, 2013

Кобзева Т.Г. Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников.

Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено.

Кузнецова Н.М. Учебно – методическое пособие «Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних»

Лиходед В. Уроки светофора.

Петрова К.В. Как научить детей ППД. Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013

Пикулева Н. Дорожная азбука.

Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Сост. Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989. – 62 с

Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду, 2013

 



Предварительный просмотр:

План  самообразования

Тема:

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».

На 2022 -2023гг.

                                                                              Воспитатель :    Недведская И.В.

    Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность.

    Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспортного травматизма стали актуальной в нашей стране.

Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Много в нашем городе широких, красивых улиц, дорог; большой поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети.

Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.

Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации.

Именно в дошкольном возрасте  закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.

Поэтому очень важно, как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.

В обучении детей безопасному поведению на улицах, должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Важно еще, что данная тема тесно переплетается с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все это составляет основу воспитания грамотного и уверенного в себе пешехода и водителя.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию - «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».

Цель:

Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

Расширять, совершенствовать и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения детей на улице, знакомить с назначением дорожных знаков.

Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.

Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.

Познакомить с действиями инспектора ГИБД.

Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей.

Предполагаемый результат обучения:

Расширятся знания детей о правилах дорожного движения: умение правильно переходить проезжую часть дороги, правила в общественных транспортах: ожидание, посадка, во время движения, выход;

Дети научатся распознавать дорожные знаки:

информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;

предупреждающие знаки – «Дети»;

запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;

предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;

знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»;

знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Научатся предвидеть опасные ситуации, дорожные ловушки и обходить их;

Обогатится словарный запас детей;

Повысится осознанное отношение к ПДД у родителей воспитанников, ответственность за жизнь своих детей;

Сплотится коллектив сотрудников и родителей в вопросах детской безопасности на дорогах.

Формы работы с детьми:

1. Знакомство с художественной литературой.

2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.

3. Развлечения и досуги.

4. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ  С ДЕТЬМИ

        

СЕНТЯБРЬ

   1.Подбор  материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения»

     2.  Просмотр и обсуждение мультфильма «Светофор» (серия «Смешарики»). Цель: запомнить правила дорожного движения.

    3.  Отгадывание загадок по ПДД. Цель: обучать детей находить отгадку по описанию.

    4.  Сюжетно-ролевая игра «Такси». Цель: Закрепить знания детей о професии «таксист»

Октябрь

    1.Беседа с детьми «Виды светофоров и их назначение». Рассматривание макета светофора.

    2. Конструирование из цветной бумаги и картона  модели  светофора.

    3.Постройка из конструктора « Улица с перекрестком» и обыграть это.

    4.Беседа с детьми «Перекресток - что это? Что и кто помогает регулировать перекресток?»

    5. Дидактические игры

    6. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

Ноябрь

1.Чтение рассказа Б. Житкова «Светофор»

2.П/и «Сигналы светофора»

3.Рисование «Светофорчик»

4. Беседа с детьми о запрещающих знаках

5. Тематическая прогулка "Правила для пешеходов"

Декабрь

   1.Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций, которые могут    встретиться  на дороге.

  2.Рисование дорожных знаков по желанию.

  3.Постройка  из строительного материала «Железнодорожный вокзал» и обыграть его.

   4. Чтение стихотворения "Бездельник светофор" С. Михалков

   5. Дидактические игры

   6. Беседа "Правила перехода улиц и дорог"

   7. Чтение рассказа "Машина, которую рисовать научили" И. Серяков

   8.Беседа «Новогодние фейверки. Правила безопасности.»

Январь

 1. Беседа «Световые сигналы автомобиля

 2. Беседа «Зачем нужен регулировщик?»

 3.Конкурс на лучший рисунок «Регулировщик на перекрестке»

 4.Беседа о информационно-указательных знаках
 5. Изготовление из картона (бумаги) предписывающих знаков
 6. Чтение рассказа "Светофор" Б. Житков
 7. Дидактические игры "Узнай дорожный знак", "Я иду через дорогу", "Умелый пешеход"
 8. Подвижные игры "Самый быстрый", "Умелый пешеход", "Зимняя дорога"

9.Беседа на тему «Осторожно, скользкая дорога! »

10. Чтение стихотворения А. Ганюва «Гололёд».
 11. Рассматривание рисунков дороги с несколькими полосами движения

Февраль

1. Беседа на тему «Как безопасно перейти дорогу? » 2. Беседа о том, где можно и где нельзя играть.
3. Чтение и обсуждение рассказа Дорохова «Влиятельная палочка». 
4. Дидактические игры "Отвечай быстро", "Регулировщики"
8. Подвижные игры "Стоп", "Не ошибись"
9. Заучивание стихотворения Михалков С. "Постовой"

10.Беседа о знаках сервиса, рисование "Знаки сервиса"
11. Конструирование "Улица города"

Март

1. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».
2. Рисование специальных видов транспорта
3. Дидактические игры "Поставь правильно дорожные знаки", "Бегущий светофор"
4. Заучивание стихотворения "Запрещается – разрешается" В. Семурина.

 5.Рассказ об  опасных ситуациях на дороге и объяснение, где должны сидеть в автобусе дети и взрослые. Предложить детям, используя игрушки, рассказать о поездке в транспорте.
6. Рисование различных марок и видов машин 
7.Изготовление фотоальбома «Дорожные знаки»

Апрель

1.Оформление папки-передвижки «Правила дорожного движения»

 2. Беседа «Я и мой велосипед».

 3.Загадывание  загадок по правилам дорожного движения.

 4.Рисование различных видов пешеходных переходов.

 5.Чтение худ. произведений С. Волков «Правила дорожного движения.
6. Целевая прогулка "Покажи и назови известный дорожный знак"
7. Игра "Чья команда назовет больше дорожных знаков", "Движение по спирали"
8. Чтение рассказа "Ученый дружок" И. Серяков

Май

1.Чтение: А. Дорохова «Подземный переход».

2.Целевая прогулка «Пешеходный переход»

3.Беседа «Виды дорожных знаков»

4. Дидактическая игра "Поставь правильно знак"
5. Рисование дорожных знаков: "Пешеходный переход", "Подземный пешеходный переход", "Наземный пешеходный переход", "Движение пешеходов запрещено"
6. Прогулка на перекресток

7.Загадывание загадок о правилах дорожного движения

Работа с родителями

Сентябрь

1.Анкетирование родителей

2. Памятка родителям о дорожной безопасности

Октябрь

1.Консультация «Совместная прогулка детей и родителей».

Ноябрь

1.Привлечь родителей к  изготовлению фотоальбома « Дорожные знаки».

2. Памятка для родителей «Дети и дорога».

Декабрь

1.Памятка «Фликер – надёжный защитник!»

Январь

1.Консультация «Дисциплина на улице – залог безопасности».

Февраль:

2.Папка-передвижка «Зимние игры на улице:чем они опасны?»

Март

1.Памятка для родителей – водителей «Правила перевоза детей в автомобиле».

Апрель:

1. Выставка детской литературы для чтения по ПДД.

2. Папка-передвижка «Добрая дорога детства».

Май:

1. Памятка «Улица – лучший учебник» (Правила дорожного движения).

2. Консультации на тему: “Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице”.

        Использованная литература

Елжова Н.В. ПДД в детском саду, 2013

Кобзева Т.Г. Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников.

Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено.

Кузнецова Н.М. Учебно – методическое пособие «Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних»

Лиходед В. Уроки светофора.

Петрова К.В. Как научить детей ППД. Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013

Пикулева Н. Дорожная азбука.

Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Сост. Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989. – 62 с

Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду, 2013

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения» на 2019-2020 уч. год

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...

План самообразования Тема самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, ув...

Проект по самообразованию по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»

Проект по самообразованию по теме:«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»...

План работы по самообразованию. Тема самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения». 07.10.2024 г.

АктуальностьВсе мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промыш...