Статья "Развитие познавательного активности у старших дошкольников посредством ознакомления с природой".
статья по окружающему миру (старшая группа)

Кочнева Ирина Владимировна

В данной статье я поделилась своим опытом работы по теме "Развитие познавательной активности через ознакомление с миром природы". После изучение теоретических аспектов по данной теме я перешла к практическому обоснованию. Мир природы близок ребенку, поэтому очень важно научить детей познавать его и делать правильные выводы. Воспеитатель должен быть проводником для ребенка  в этот прекрасный, интересный и загадочный мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ»

Актуальность представленной темы базируется на том, что исследователями дети дошкольного возраст являются наиболее обучаемыми и находятся на первой ступени познания окружающего мира, впитывают теоретические и практические основы. Педагоги прошлого Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление учащегося к познанию [3, c.114].

Ряд ученых (Л.Н. Клименко, М.И. Лисина) рассматривают познавательную активность в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Под познавательной активностью они понимают:

1. самостоятельную, инициативную деятельность ребенка, направленную на познание окружающей действительности [2, c.27];

2. самостоятельную деятельность по добыванию нужной информации, вычленению проблем и поиску пути их решения [4, с. 76].

Интересной является точка зрения Д.Б. Богоявленской, использующей термин «интеллектуальная активность», вместо «познавательной активности». Под «интеллектуальной активностью» ученый понимает личностное свойство, меру интеллектуальной инициативы. [1, c.63]

Следовательно, познавательная активность - это умственные процессы, посредством которых мы осмысливаем окружающий мир или узнаем, или испытываем наше окружение (внутреннее и внешнее). Примерами познавательной деятельности являются следующие: рассуждение, мышление, восприятие, принятие решений, слушание, наблюдение и т. д.

Первые годы - время, чтобы заложить прочную основу во всех областях развития. Выполнение определенных этапов во всех пяти областях развития и обучения помогает дошкольникам вырабатывать модели поведения и навыки, которые сделают их успешными.

Существует пять областей раннего развития детей. Чтобы дети выросли сильными, здоровыми, их образование в первые годы должно соответствовать определенным вехам развития в каждой из пяти областей. Хотя некоторые из этих навыков, кажется, развиваются естественным образом благодаря детской игре, они все еще являются областями навыков, которые следует учитывать при планировании урока, в частности ознакомления старших дошкольников с природой [5, c.441].

Когнитивное развитие относится к навыкам обучения и мышления. Это не запоминание фактов и мелочей. Когнитивные навыки включают в себя:

  • задавать вопросы;
  • развитие увеличенного объема внимания;
  • решение проблем;
  • визуальная дискриминация, сопоставление, сравнение, сортировка и организация;
  • понимание факта и вымысла (или различие между правдой и ложью);
  • понимание причины и следствия;
  • простое рассуждение.

Навыки физического развития являются важной частью любой дошкольной программы. Они включают в себя такие навыки, как:

  • Контроль мышц, баланс и координация (подъем по лестнице, открытие дверей и надевание пальто);
  • Осознание тела (сидя рядом с подругой, а не на коленях);
  • Отдых, физические упражнения, здоровье и питание (здоровый образ жизни и жизни);
  • Навыки самопомощи (например, кормление, чистка зубов, одевание и мытье рук).

Социально-эмоциональное развитие дошкольников охватывает широкий спектр навыков, таких как:

  • Регулирование своего поведения и эмоции;
  • Развитие дружеских отношений с другими детьми и здоровых отношений со взрослыми;
  • Создание позитивной индивидуальности (например, симпатии и доверия);
  • Развитие рабочей памяти, любопытства к миру и настойчивости;
  • Участие и участие в обучении.

Языковые навыки для дошкольников включают в себя:

  • Основополагающие навыки чтения возникающих навыков (концепции печати, фонематического осознания и фонетики);
  • Появление письма (соответствующие чертежи, продиктованные легенды и сообщения, начало формирования букв);
  • Говорить и слушать (участвовать в беседах, задавать и отвечать на вопросы, описывать вещи, добавлять детали, говорить громко, четко и в полных предложениях).

Дети - врожденные ученые и любят испытывать достопримечательности, запахи, звуки и текстуры на открытом воздухе. Природа предоставляет бесчисленные возможности для открытий, творчества, решения проблем и обучения вышеупомянутых навыков. Взаимодействие с окружающей средой позволяет детям учиться на практике и экспериментировать с идеями. Игры на свежем воздухе способствуют интеллектуальному, эмоциональному, социальному и физическому развитию детей. А находясь снаружи и в окружении природы, дети испытывают постоянно меняющуюся и свободно текущую среду, которая стимулирует все чувства.

Взаимодействие с окружающей средой позволяет детям учиться на практике и экспериментировать с идеями. В природе дети думают, задают вопросы и выдвигают гипотезы - тем самым развивая пытливый ум. Независимо от того, оценивают ли они расстояние между двумя камнями перед тем, как прыгнуть, или учитывают, куда попадают насекомые зимой, дети постоянно думают, когда они на природе. Этот опыт предлагает реальное, подлинное обучение, как ничто другое. Когда дети рискуют, пытаются и терпят неудачу и пытаются снова, они приобретают устойчивость и уверенность.

Приведем пример практических занятий направленных на ознакомление старших дошкольников с природой:

  • Строить и копаться в грязи;
  • Наблюдать, как черви извиваются из почвы;
  • Взгляд на облака;
  • Прыгать в лужах;
  • Слушать пение птиц;
  • Ощущать и описывать запах свежескошенной травы;
  • Собирать семена;
  • Построить вещи с ветками и грязью.

Дети могут свободно исследовать, передвигаться и шуметь - все это восхитительные формы самовыражения, которые часто ограничены в помещении. В природе дети могут бегать, прыгать, прыгать, пропускать, лазать, кататься и кричать, что расслабляет и уменьшает напряжение, беспокойство и беспокойство.

В природе дети могут играть в одиночку или общаться друг с другом, учиться делиться и решать проблемы. В естественном мире дети часто сотрудничают, чтобы составить игры и правила, потому что нет никаких предписанных наборов инструкций. При изучении на улице дети школьного возраста могут не находиться в непосредственной близости от взрослых, что дает им время для выработки своих собственных правил и решения своих собственных проблем без торможения. Игра на открытом воздухе также позволяет ребенку быть более физически активным, чем игра в помещении, потенциально сжигая больше калорий и положительно влияя на общую физическую форму ребенка.

Некоторые из этих мероприятий на свежем воздухе включают в себя:

  • Лазить по деревьям;
  • Погоня за другом;
  • Стоя на одной ноге;
  • Падения;
  • Перепрыгивание через лужи.

Таким образом, ознакомление старших дошкольников с природой, позволяет развивать не только познавательную активность детей, но также повышать уровень иных навыков. В дополнение к индивидуальным выгодам, получаемым от связи с природой, существует коллективная выгода, которую разделяют все мы. Дети во всем мире играют на улице, создавая единство общего опыта. Современные дети – будущее нашей планеты. Чтобы воспитать взрослых, которые увлечены защитой окружающей среды и сохранением нашей планеты, они должны сначала развить глубокую любовь к ней. Единственный способ дать детям возможность чувствовать себя комфортно на природе - это открыть дверь и позволить им исследовать чудеса природы.

Список использованных источников литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2016. – 211 с.
  2. Клименко Л.Н. Развитие познавательной активности студентов туристического вуза в процессе проектной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. - Москва, 2017. - 27с.
  3. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 656 с.
  4. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении: СПб.: Питер, 2018. - 320 с.
  5. Щетинина В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников // Вектор науки ТГУ - 2019. - № 4 (22). - С. 441-444.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мыслительных процессов в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников посредством использования моделирования при ознакомлении с природой

Натолкнуть ребёнка на поиск, дать работу детской мысли, воображению может только взрослый. Как говорил В.Сухомлинский, «…прежде чем давать знания, надо научить ребёнка думать, воспринимать, наблюдать»...

Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников посредством ознакомления с природой родного края.

Материал представлен как методические рекомендации воспитателям, родителям по воспитанию нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста....

мастер - класс для педагогов ДО Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования.

Самая нужная черта личности - активность познавательная. Это отношение к действию, постоянное состояние готовности к нему, усвоение социального опыта, накопление знания, способов действия, навыков и у...

«Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообр...

Методическая разработка «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ»

Бережное отношение к природе - это компонент экологической культуры, которую необходимо формировать у дошкольников. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в образовательно-воспита...