мастер - класс для педагогов ДО Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования.
методическая разработка на тему

Мошкова Марина Леонидовна

Самая нужная черта личности - активность познавательная. Это отношение к действию, постоянное состояние готовности к нему, усвоение социального опыта, накопление знания, способов действия, навыков и умений, уже ранее приобретённых человечеством. Активность познавательная - это способность, которую трудно развивать и невозможно скрыть. Простым наблюдением за деятельностью ребёнка можно установить, насколько он активен и стремится ли к новым знаниям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.doc45 КБ
Microsoft Office document icon modeli.doc49.5 КБ
Microsoft Office document icon obratnaya_svyaz.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon situatsii.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие познавательной активности у старших                                                дошкольников посредством метода проектирования.

Задачи мастер-класса:

 - Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

 - Способствовать профессиональной активности педагогов в овладении технологий проектирования.

Ход мастер-класса:

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Рада приветствовать вас на моем мастер – классе.

Тема которого «Развитие познавательной активности у старших                                                дошкольников посредством метода проектирования».

Я попрошу сейчас выйти ко мне 6 человек, чтобы помочь в проведении мастер – класса.

Пройдите, пожалуйста, к столу и возьмите понравившийся вам лист бумаги. (С одной стороны листа напечатано название этапа («персонажа») проекта ПРОБЛЕМА, ПОИСК, ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОДУКТ, ПОРТФОЛИО, ПРЕЗЕНТАЦИЯ, а с другой стороны напечатан текст каждого «персонажа») А сейчас пройдите на стулья и ознакомьтесь с текстом, который вы в дальнейшем озвучите.

2. Теоретическая часть.

       Предлагаю вспомнить определение познавательной активности

Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний. Ведь каждый ответ на вопрос ребенка порождает новый вопрос. В этом проявляется его познавательная активность.

Чтобы развивать познавательную активность и поднимать ее интенсивность, нам педагогам необходима эффективная технология. И такой технологией я считаю -  проектный метод. В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений широко используют метод проектов.

        Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний. Проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия, чего так часто не хватает детям. На сегодняшнем мастер-классе мы постараемся разобраться во всех тонкостях проектного метода.

3. Сказка

Мы часто детям рассказываем сказки, а сегодня я хочу рассказать сказку вам.  

(Выходят шесть «персонажей» проекта и в определенное для них время читают свой текст).

Жили, были дед и баба, и была у них взрослая внучка. А работала она воспитателем,  да в дошкольной организации. И пошла она как-то с ребятишками на прогулку, ребятишки по участку бегают да резвятся, а она приглядывает за ними во все глазоньки. Вот проходит мимо песочницы и слышит   разговор такой.

Говорит один мальчишечка, будто слыхивал, что группа ученых одна собирается в Арктику – землю далекую, чтоб исследовать ту землю дальнюю. Что за Арктика такая, где находится, не смог сказать он товарищам.

Услыхала она случайно разговоры те детские. И увидела она тут ПРОБЛЕМУ.

 

Проблема – «Ой бедные детушки, да не знают они про земли те далекие Арктические, да не близкие, да как попасть туда, и кто живет на них.

И решила она помочь детушкам, да включить их в познавательную деятельность, чтоб отправить их в путешествие да познать ту землю холодную.

Попросила она вежливо: «Ты ступай Проблема к ПЛАНИРОВАНИЮ, пусть подскажет, что делать то дальше нам».

И пришла ПРОБЛЕМА к ПЛАНИРОВАНИЮ, поклонилась и молвила:

 

Проблема – Цель я ставлю пред тобою следующую: формирование у детей представления об особенностях Арктики.

Планирование: – Помогу, конечно, детишечкам, но сначала скажи, что знают уже, да чего еще хотят узнать.  Ты рассказывай, а я записываю. Модель заполнять будем вместе мы, так называемый «Тремя вопросами». Без нее не спланировать путешествие в те земли холодные, арктические.

- Записали они все вопросы те, и план составили как пойти, да куда пойти, где правильные ответы на вопросы те детские найти.

И тут молвило ПЛАНИРОВАНИЕ.

Планирование. – Пусть займутся детушки поиском, пусть походят поспрашивают у родных батюшек и мамушек, посетят пусть библиотеки и музеи разные, да не забудут и «Гугл» заморский. 

Обратились они с этим к ПОИСКУ. Тут и ПОИСКА наступил черед.

Поиск. – Да работы предстоит больше большего, в один день     не управимся. Работа предстоит долгосрочная. Пусть узнают они все, что задумали.

Вот и начали  детушки   поиски. По музеям по библиотекам хаживают, у бабушек и дедушек все выспрашивают, вечерами да с родителями у «гугла» все выведывают. Глобус, да карты изучивают, путь и длинный, короткий прокладывают. На чем лучше добраться подыскивают. Опыты проводят, да экспериментируют: знать хотят, почему же вода то в море-океане соленая?

А воспитатель то тоже старается: книги умные им читает, и кинофильмы про Арктику показывает. Интересного много узнали, да с родителями на бумагу записали, а потом сверстникам рассказали, да всякие разные красивые картинки   показали.

- Тут ПРОДУКТ наконец появился.

Продукт – Материалу, у нас больше большего. Все покажем тут, весь товар лицом: тут и выставки, и альбомы есть, и макеты с арктической флорой и фауною. Но проблема у нас и не малая, как мне это все людям - представить.

- А тут на помощь пришла ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Вся красивая, да парадная.

Презентация: Я конечно помогу, все что вы наработали на электронные носители запишу, потом красиво покажу, кратко, но понятно расскажу! Приглашайте гостей, да родителей, да законных детей представителей!

- А когда вся работа закончилась, да детишки узнали много нового, появилось в группе детской «деловое" ПОРТФОЛИО.

Портфолио: – Вы собрали все материалы на хранение, да коллегам и проверяющим на рассмотрение. Да как много всего, ай спасибо вам! Вот проект, дак проект, загляденье.

- А воспитатель то не нарадуется. Получили детушки знания, о природных условиях Арктики, про животных ее обитателей. И увидела она, что помог тот метод проектный развить активность у детишек познавательную, научил он их находить связи насущные, что между вещами и явлениями.

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.

Практическая часть

Коллеги делятся на группы по  6 человек, каждая группа получает определенную ситуацию. Необходимо найти проблему и спланировать проектную работу. Каждая группа презентует свой проект. (Приложение 1)

На каждом столе находятся подсказки – шпаргалки для работы над проектом.

Оставшиеся участники

Заключительная часть

На практике я убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

А закончить эту часть мастер-класса мне хотелось бы высказыванием китайского философа Конфуция:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!».

 Я показала вам технологию,

Так подходящую к нашим условиям,

В ней все понятно, и все логично

Она помогает мне в работе отлично!

Рефлексия

«Плюс – минус – интересно» (Приложение 2)



Предварительный просмотр:

Модель трех вопросов

Что уже знаем?

Что хотим узнать?

Как узнать,

источники.

Саша. Вода течет.

Почему она не течет вверх?

Спросить у родителей.

Маша. Она мокрая и протекает.

Ну почему она мокрая?

Найти в интернете.

Даша.  Она вкусная, ее можно пить.

А в яблоке или в арбузе есть вода?

Провести дома опыты с мамой.

Оля. Вода попадает на Землю с неба.

Почему она не кончается?

Спросить у бабушки.

Рома. Вода – это море, река, лужа.

Почему она замерзает?

Найти ответ в энциклопедии.

Лера. Она может менять цвета и температуру.

Почему так говорят: вода нужна всему живому?

Спросить у взрослых.

Глеб. Она берется из под земли.

Почему люди на море не тонут, а могут держаться на воде?

Найти в интернете или в книгах.

        

Модель трех вопросов

Что уже знаем?

Что хотим узнать?

Как узнать,

источники.

Саша. Динозавры – древние животные.

Когда они жили?

Кто еще тогда жил на Земле?

Спросить у родителей.

Маша. Они были морские, наземные и летающие.

Откуда люди про них узнали?

Найти в интернете.

Даша.  Про них снимают и показывают мультики.

Почему они погибли в ледниковом периоде?

Провести дома опыты с мамой.

Оля. Они тоже рожали детенышей.

Они свои яйца высиживали как курицы?

Спросить у бабушки.

Рома.  Хищные и травоядные.

Зачем они ели друг друга? Коровы же не едят друг друга.

Найти ответ в энциклопедии.

Лера. Они были очень большие, выше деревьев.

Почему они снова не появляются?

Спросить у взрослых.

Глеб. Они умерли.

Они могли бы жить вместе с нами в доме?

Найти в интернете или в книгах.

Модель трех вопросов

Что уже знаем?

Что хотим узнать?

Как узнать,

источники.

Саша. Новый год – это праздник, который заканчивает старый год.

Почему он зимой?

Спросить у родителей.

Маша. Праздник этот проходит зимой.

Раньше чем украшали елку?

Найти в интернете.

Даша.  Украшают елки все и дарят подарки друг другу.

А почему украшают елку, а не сосну или березу?

Спросить у маминой подруги – она учитель в школе. .

Оля. Дед Мороз – это родной дедушка Снегурочки, а Снегурочка – это его внученька.

А кто у Снегурочки мама и папа?

Спросить у бабушки.

Рома.  В Америке тоже есть Санта Клаус.

Это его имя и фамилия?

А у нашего деда Мороза есть имя?

Найти ответ в энциклопедии.

Глеб. Дед Мороз живет в Лапландии.

А куда он прячется летом?

Найти в интернете или в книгах.

Модель трех вопросов

Что уже знаем?

Что хотим узнать?

Как узнать,

источники.

Саша.  В зоопарке живут животные.

Какие животные могут летать?

Спросить у родителей.

Маша.  Белки живут на деревьях, но у них нет крыльев.

У слона большие уши, почему он ими не машет как крыльями?

Найти в интернете.

Даша.  Летучие мыши живут только в скалах.

Почему они такие страшные?

Спросить у маминой подруги – она учитель в школе. .

Оля. Я видела летучую мышь по телевизору, она страшная, ее все боятся.

А ползать или ходить они умеют?

Спросить у бабушки.

Рома.  А я видел белку с крыльями в мультике «Ледниковый период».

Чем питается летающая белка?

Найти ответ в энциклопедии.

Глеб.  Крылья из перьев, а у белки и мыши мех.

А может еще и летающая собака есть?

Найти в интернете или в книгах.



Предварительный просмотр:

      ПЛЮС

     МИНУС

     ИНТЕРЕСНО

      ПЛЮС

     МИНУС

     ИНТЕРЕСНО

      ПЛЮС

     МИНУС

     ИНТЕРЕСНО



Предварительный просмотр:

Ситуация 1

Воспитатель получил предложение принять участие с обучающимися в конкурсе «Лучший проект»  на муниципальном уровне на тему:

«Вода – самый удивительный минерал Земли»

1 этап – Выбор темы проекта (если отсутствует на начальном этапе)

Возраст детей

Вид проекта

Проблема:                                                                                                             Цель:

Задачи:

2 этап - Планирование. 

Воспитатель использует различные методы:

  • «Модель трёх вопросов»
  • Составление «Системной паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).
  • Планирование проектов (конечный продукт)

3 этап - Реализация проекта. 

Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (формы работы с детьми и родителями по образовательным областям), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.

4 этап - Завершение проекта.

Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление (форма). Дети представляют (зрителям  или экспертам) продукт деятельности (форма).

Ситуация 2

Дети играют и общаются между собой. Воспитатель находится рядом с детьми и становится невольным свидетелем разговора между несколькими детьми.                                                                    Диалог:                                                                                                                               1 ребенок – Я с родителями в выходные ездил в Екатеринбург и мы были в зоопарке.                                                                                                                  2 ребенок – И что ты там видел интересного?                                              1 ребенок – Я видел летающую белку и летающую мышь!                                 3 ребенок – Да ты придумал! Ведь белки и мыши не умеют летать!

1 этап – Выбор темы проекта                                                                                                       Возраст детей                                                                                                                       Вид проекта                                                                                                   Проблема:                                                                                                             Цель:                                                                                                                                Задачи:

2 этап - Планирование. 

Воспитатель использует различные методы:

  • «Модель трёх вопросов»
  • Составление «Системной паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).
  • Планирование проектов (конечный продукт)

3 этап - Реализация проекта. 

Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (формы работы с детьми и родителями по образовательным областям), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.

4 этап - Завершение проекта.

Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление (форма). Дети представляют (зрителям  или экспертам) продукт деятельности (форма).

Ситуация 3

Календарное тематическое планирование

Тема 2 недели декабря «Новый год у ворот»

Воспитатель принимает решение реализовать работу по этой теме посредством проектного метода.

1 этап – Выбор темы проекта (если отсутствует на начальном этапе)

Возраст детей                                                                                                                   Вид проекта                                                                                                               Проблема:                                                                                                             Цель:                                                                                                                                          Задачи:

2 этап - Планирование. 

Воспитатель использует различные методы:

  • «Модель трёх вопросов»
  • Составление «Системной паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).
  • Планирование проектов (конечный продукт)

3 этап - Реализация проекта. 

Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (формы работы с детьми и родителями по образовательным областям), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.

4 этап - Завершение проекта.

Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление (форма). Дети представляют (зрителям  или экспертам) продукт деятельности (форма).

Ситуация 4

Подходит ребенок к воспитателю и задает вопрос.

- Нина Степановна, а почему динозавры не живут сейчас на Земле? Где они сейчас живут? Куда они подевались?

1 этап – Выбор темы проекта (если отсутствует на начальном этапе)

Возраст детей                                                                                                                   Вид проекта                                                                                                               Проблема:                                                                                                             Цель:                                                                                                                                          Задачи:

2 этап - Планирование. 

Воспитатель использует различные методы:

  • «Модель трёх вопросов»
  • Составление «Системной паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).
  • Планирование проектов (конечный продукт)

3 этап - Реализация проекта. 

Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (формы работы с детьми и родителями по образовательным областям), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.

4 этап - Завершение проекта.

Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление (форма). Дети представляют (зрителям  или экспертам) продукт деятельности (форма).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Развитие познавательной активности у старших дошкольников по средствам метода проектирования».

Мастер класс «Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования». Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старше...

Мастер - класс для педагогов ДОУ по теме: «Формирование межличностных взаимоотношений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

          Цель:Повышение педагогической компетенции воспитателей в    формировании положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со с...

Статья "Развитие познавательного активности у старших дошкольников посредством ознакомления с природой".

В данной статье я поделилась своим опытом работы по теме "Развитие познавательной активности через ознакомление с миром природы". После изучение теоретических аспектов по данной теме я переш...

Мастер-класс «Игровые технологии в развитии познавательной активности дошкольников»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных технологий и форм...

Мастер - класс «Экспериментирование, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Мастер - класс«Экспериментирование,как средство формированияпознавательной активности детейстаршего дошкольного возраста»...