мастер - класс для педагогов ДО Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования.
методическая разработка на тему
Самая нужная черта личности - активность познавательная. Это отношение к действию, постоянное состояние готовности к нему, усвоение социального опыта, накопление знания, способов действия, навыков и умений, уже ранее приобретённых человечеством. Активность познавательная - это способность, которую трудно развивать и невозможно скрыть. Простым наблюдением за деятельностью ребёнка можно установить, насколько он активен и стремится ли к новым знаниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.doc | 45 КБ |
modeli.doc | 49.5 КБ |
obratnaya_svyaz.doc | 29.5 КБ |
situatsii.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования.
Задачи мастер-класса:
- Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
- Способствовать профессиональной активности педагогов в овладении технологий проектирования.
Ход мастер-класса:
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Рада приветствовать вас на моем мастер – классе.
Тема которого «Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования».
Я попрошу сейчас выйти ко мне 6 человек, чтобы помочь в проведении мастер – класса.
Пройдите, пожалуйста, к столу и возьмите понравившийся вам лист бумаги. (С одной стороны листа напечатано название этапа («персонажа») проекта ПРОБЛЕМА, ПОИСК, ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОДУКТ, ПОРТФОЛИО, ПРЕЗЕНТАЦИЯ, а с другой стороны напечатан текст каждого «персонажа») А сейчас пройдите на стулья и ознакомьтесь с текстом, который вы в дальнейшем озвучите.
2. Теоретическая часть.
Предлагаю вспомнить определение познавательной активности
Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний. Ведь каждый ответ на вопрос ребенка порождает новый вопрос. В этом проявляется его познавательная активность.
Чтобы развивать познавательную активность и поднимать ее интенсивность, нам педагогам необходима эффективная технология. И такой технологией я считаю - проектный метод. В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений широко используют метод проектов.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний. Проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия, чего так часто не хватает детям. На сегодняшнем мастер-классе мы постараемся разобраться во всех тонкостях проектного метода.
3. Сказка
Мы часто детям рассказываем сказки, а сегодня я хочу рассказать сказку вам.
(Выходят шесть «персонажей» проекта и в определенное для них время читают свой текст).
Жили, были дед и баба, и была у них взрослая внучка. А работала она воспитателем, да в дошкольной организации. И пошла она как-то с ребятишками на прогулку, ребятишки по участку бегают да резвятся, а она приглядывает за ними во все глазоньки. Вот проходит мимо песочницы и слышит разговор такой.
Говорит один мальчишечка, будто слыхивал, что группа ученых одна собирается в Арктику – землю далекую, чтоб исследовать ту землю дальнюю. Что за Арктика такая, где находится, не смог сказать он товарищам.
Услыхала она случайно разговоры те детские. И увидела она тут ПРОБЛЕМУ.
Проблема – «Ой бедные детушки, да не знают они про земли те далекие Арктические, да не близкие, да как попасть туда, и кто живет на них.
И решила она помочь детушкам, да включить их в познавательную деятельность, чтоб отправить их в путешествие да познать ту землю холодную.
Попросила она вежливо: «Ты ступай Проблема к ПЛАНИРОВАНИЮ, пусть подскажет, что делать то дальше нам».
И пришла ПРОБЛЕМА к ПЛАНИРОВАНИЮ, поклонилась и молвила:
Проблема – Цель я ставлю пред тобою следующую: формирование у детей представления об особенностях Арктики.
Планирование: – Помогу, конечно, детишечкам, но сначала скажи, что знают уже, да чего еще хотят узнать. Ты рассказывай, а я записываю. Модель заполнять будем вместе мы, так называемый «Тремя вопросами». Без нее не спланировать путешествие в те земли холодные, арктические.
- Записали они все вопросы те, и план составили как пойти, да куда пойти, где правильные ответы на вопросы те детские найти.
И тут молвило ПЛАНИРОВАНИЕ.
Планирование. – Пусть займутся детушки поиском, пусть походят поспрашивают у родных батюшек и мамушек, посетят пусть библиотеки и музеи разные, да не забудут и «Гугл» заморский.
Обратились они с этим к ПОИСКУ. Тут и ПОИСКА наступил черед.
Поиск. – Да работы предстоит больше большего, в один день не управимся. Работа предстоит долгосрочная. Пусть узнают они все, что задумали.
Вот и начали детушки поиски. По музеям по библиотекам хаживают, у бабушек и дедушек все выспрашивают, вечерами да с родителями у «гугла» все выведывают. Глобус, да карты изучивают, путь и длинный, короткий прокладывают. На чем лучше добраться подыскивают. Опыты проводят, да экспериментируют: знать хотят, почему же вода то в море-океане соленая?
А воспитатель то тоже старается: книги умные им читает, и кинофильмы про Арктику показывает. Интересного много узнали, да с родителями на бумагу записали, а потом сверстникам рассказали, да всякие разные красивые картинки показали.
- Тут ПРОДУКТ наконец появился.
Продукт – Материалу, у нас больше большего. Все покажем тут, весь товар лицом: тут и выставки, и альбомы есть, и макеты с арктической флорой и фауною. Но проблема у нас и не малая, как мне это все людям - представить.
- А тут на помощь пришла ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Вся красивая, да парадная.
Презентация: Я конечно помогу, все что вы наработали на электронные носители запишу, потом красиво покажу, кратко, но понятно расскажу! Приглашайте гостей, да родителей, да законных детей представителей!
- А когда вся работа закончилась, да детишки узнали много нового, появилось в группе детской «деловое" ПОРТФОЛИО.
Портфолио: – Вы собрали все материалы на хранение, да коллегам и проверяющим на рассмотрение. Да как много всего, ай спасибо вам! Вот проект, дак проект, загляденье.
- А воспитатель то не нарадуется. Получили детушки знания, о природных условиях Арктики, про животных ее обитателей. И увидела она, что помог тот метод проектный развить активность у детишек познавательную, научил он их находить связи насущные, что между вещами и явлениями.
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.
Практическая часть
Коллеги делятся на группы по 6 человек, каждая группа получает определенную ситуацию. Необходимо найти проблему и спланировать проектную работу. Каждая группа презентует свой проект. (Приложение 1)
На каждом столе находятся подсказки – шпаргалки для работы над проектом.
Оставшиеся участники
Заключительная часть
На практике я убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
А закончить эту часть мастер-класса мне хотелось бы высказыванием китайского философа Конфуция:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!».
Я показала вам технологию,
Так подходящую к нашим условиям,
В ней все понятно, и все логично
Она помогает мне в работе отлично!
Рефлексия
«Плюс – минус – интересно» (Приложение 2)
Предварительный просмотр:
Модель трех вопросов
Что уже знаем? | Что хотим узнать? | Как узнать, источники. |
Саша. Вода течет. | Почему она не течет вверх? | Спросить у родителей. |
Маша. Она мокрая и протекает. | Ну почему она мокрая? | Найти в интернете. |
Даша. Она вкусная, ее можно пить. | А в яблоке или в арбузе есть вода? | Провести дома опыты с мамой. |
Оля. Вода попадает на Землю с неба. | Почему она не кончается? | Спросить у бабушки. |
Рома. Вода – это море, река, лужа. | Почему она замерзает? | Найти ответ в энциклопедии. |
Лера. Она может менять цвета и температуру. | Почему так говорят: вода нужна всему живому? | Спросить у взрослых. |
Глеб. Она берется из под земли. | Почему люди на море не тонут, а могут держаться на воде? | Найти в интернете или в книгах. |
Модель трех вопросов
Что уже знаем? | Что хотим узнать? | Как узнать, источники. |
Саша. Динозавры – древние животные. | Когда они жили? Кто еще тогда жил на Земле? | Спросить у родителей. |
Маша. Они были морские, наземные и летающие. | Откуда люди про них узнали? | Найти в интернете. |
Даша. Про них снимают и показывают мультики. | Почему они погибли в ледниковом периоде? | Провести дома опыты с мамой. |
Оля. Они тоже рожали детенышей. | Они свои яйца высиживали как курицы? | Спросить у бабушки. |
Рома. Хищные и травоядные. | Зачем они ели друг друга? Коровы же не едят друг друга. | Найти ответ в энциклопедии. |
Лера. Они были очень большие, выше деревьев. | Почему они снова не появляются? | Спросить у взрослых. |
Глеб. Они умерли. | Они могли бы жить вместе с нами в доме? | Найти в интернете или в книгах. |
Модель трех вопросов
Что уже знаем? | Что хотим узнать? | Как узнать, источники. |
Саша. Новый год – это праздник, который заканчивает старый год. | Почему он зимой? | Спросить у родителей. |
Маша. Праздник этот проходит зимой. | Раньше чем украшали елку? | Найти в интернете. |
Даша. Украшают елки все и дарят подарки друг другу. | А почему украшают елку, а не сосну или березу? | Спросить у маминой подруги – она учитель в школе. . |
Оля. Дед Мороз – это родной дедушка Снегурочки, а Снегурочка – это его внученька. | А кто у Снегурочки мама и папа? | Спросить у бабушки. |
Рома. В Америке тоже есть Санта Клаус. | Это его имя и фамилия? А у нашего деда Мороза есть имя? | Найти ответ в энциклопедии. |
Глеб. Дед Мороз живет в Лапландии. | А куда он прячется летом? | Найти в интернете или в книгах. |
Модель трех вопросов
Что уже знаем? | Что хотим узнать? | Как узнать, источники. |
Саша. В зоопарке живут животные. | Какие животные могут летать? | Спросить у родителей. |
Маша. Белки живут на деревьях, но у них нет крыльев. | У слона большие уши, почему он ими не машет как крыльями? | Найти в интернете. |
Даша. Летучие мыши живут только в скалах. | Почему они такие страшные? | Спросить у маминой подруги – она учитель в школе. . |
Оля. Я видела летучую мышь по телевизору, она страшная, ее все боятся. | А ползать или ходить они умеют? | Спросить у бабушки. |
Рома. А я видел белку с крыльями в мультике «Ледниковый период». | Чем питается летающая белка? | Найти ответ в энциклопедии. |
Глеб. Крылья из перьев, а у белки и мыши мех. | А может еще и летающая собака есть? | Найти в интернете или в книгах. |
Предварительный просмотр:
Ситуация 1
Воспитатель получил предложение принять участие с обучающимися в конкурсе «Лучший проект» на муниципальном уровне на тему:
«Вода – самый удивительный минерал Земли»
1 этап – Выбор темы проекта (если отсутствует на начальном этапе)
Возраст детей
Вид проекта
Проблема: Цель:
Задачи:
2 этап - Планирование.
Воспитатель использует различные методы:
- «Модель трёх вопросов»
- Составление «Системной паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).
- Планирование проектов (конечный продукт)
3 этап - Реализация проекта.
Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (формы работы с детьми и родителями по образовательным областям), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.
4 этап - Завершение проекта.
Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление (форма). Дети представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности (форма).
Ситуация 2
Дети играют и общаются между собой. Воспитатель находится рядом с детьми и становится невольным свидетелем разговора между несколькими детьми. Диалог: 1 ребенок – Я с родителями в выходные ездил в Екатеринбург и мы были в зоопарке. 2 ребенок – И что ты там видел интересного? 1 ребенок – Я видел летающую белку и летающую мышь! 3 ребенок – Да ты придумал! Ведь белки и мыши не умеют летать!
1 этап – Выбор темы проекта Возраст детей Вид проекта Проблема: Цель: Задачи:
2 этап - Планирование.
Воспитатель использует различные методы:
- «Модель трёх вопросов»
- Составление «Системной паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).
- Планирование проектов (конечный продукт)
3 этап - Реализация проекта.
Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (формы работы с детьми и родителями по образовательным областям), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.
4 этап - Завершение проекта.
Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление (форма). Дети представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности (форма).
Ситуация 3
Календарное тематическое планирование
Тема 2 недели декабря «Новый год у ворот»
Воспитатель принимает решение реализовать работу по этой теме посредством проектного метода.
1 этап – Выбор темы проекта (если отсутствует на начальном этапе)
Возраст детей Вид проекта Проблема: Цель: Задачи:
2 этап - Планирование.
Воспитатель использует различные методы:
- «Модель трёх вопросов»
- Составление «Системной паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).
- Планирование проектов (конечный продукт)
3 этап - Реализация проекта.
Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (формы работы с детьми и родителями по образовательным областям), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.
4 этап - Завершение проекта.
Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление (форма). Дети представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности (форма).
Ситуация 4
Подходит ребенок к воспитателю и задает вопрос.
- Нина Степановна, а почему динозавры не живут сейчас на Земле? Где они сейчас живут? Куда они подевались?
1 этап – Выбор темы проекта (если отсутствует на начальном этапе)
Возраст детей Вид проекта Проблема: Цель: Задачи:
2 этап - Планирование.
Воспитатель использует различные методы:
- «Модель трёх вопросов»
- Составление «Системной паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).
- Планирование проектов (конечный продукт)
3 этап - Реализация проекта.
Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (формы работы с детьми и родителями по образовательным областям), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.
4 этап - Завершение проекта.
Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление (форма). Дети представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности (форма).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Развитие познавательного интереса дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми»
Мастер - класс для педагогов ДОУ...
Мастер класс «Развитие познавательной активности у старших дошкольников по средствам метода проектирования».
Мастер класс «Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования». Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старше...
Мастер - класс для педагогов ДОУ по теме: «Формирование межличностных взаимоотношений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»
Цель:Повышение педагогической компетенции воспитателей в формировании положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со с...
Статья "Развитие познавательного активности у старших дошкольников посредством ознакомления с природой".
В данной статье я поделилась своим опытом работы по теме "Развитие познавательной активности через ознакомление с миром природы". После изучение теоретических аспектов по данной теме я переш...
Мастер-класс «Игровые технологии в развитии познавательной активности дошкольников»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных технологий и форм...
Мастер - класс «Экспериментирование, как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Мастер - класс«Экспериментирование,как средство формированияпознавательной активности детейстаршего дошкольного возраста»...