Профессиональный и личностный рост педагога.
учебно-методический материал
Лекция из КПК Тульского ИПК, 2021 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профессиональный и личностный рост педагога | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональный и личностный рост педагога.
Профессиональный рост педагога – целенаправленное, авторски-ориентированное самостроение педагога из внутренних качеств и внешних источников.
Саморазвитие педагога - непрерывный, сознательный, целенаправленный процесс личностного п профессионального совершенствования, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творчески воспринятых внешних факторов и направленный на повышение уровня его профессионализма, развития профессионально значимых качеств и аккумулирование педагогического мастерства, опыта, профессиональных знаний.
Личностный рост (ЛР) – это обязательный процесс самосовершенствования индивида, целенаправленное движение и стремление субъекта воплотить наяву того человека, которым он хотел бы быть в идеале («я» идеальное).
Личностный рост человека заключает в себе неуклонное и постоянное развитие потенциала личности. Потенциал является обобщённой системной характеристикой индивидуальных и психологических личностных особенностей индивида. В его основе лежат способности личности отталкиваться от устойчивых внутренних ориентиров и факторов в процессах жизнедеятельности, сохранять постоянство деятельности и целевых ориентиров при регулярно меняющемся воздействии среды. То есть, потенциал личности – это целый комплекс свойств психики, который даёт индивиду возможности принятия решений и регулирования своего поведения, но при этом исходит из своих личных критериев и представлений.
Личностный рост не тождествен продвижению человека по «лестнице возрастов»; это сложный многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий всегда индивидуально-своеобразную траекторию. Есть основания говорить лишь о самом общем «основном законе личностного роста», который, опираясь на известную формулу, «если – то», можно сформулировать так: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости.
Интраперсональные критерии личностного роста.
Принятие себя. Как можно более точное, полное и глубокое представление о себе и своём актуальном состоянии (включая реальные свои переживания, желания, мысли и т.д.); способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и защит; адекватная и гибкая «Я-концепция, чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение «Я»-реального и «Я»-идеального – вот основные тенденции ЛР поэтому критерию.
Ответственная свобода. Во взаимоотношениях с самим собой это означает прежде всего ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание и принятие своей свободы и субъектное. Это также означает ответственность за выбор ценностей и вынесение оценок, независимость от давления внешних оценок. И, наконец, это ответственность за актуализацию своей индивидуальности и самобытности, за то, чтобы остаться верным себе.
Целостность. Важнейшее направление ЛР – усиление и расширение интегрированности и взаимосвязанности всех аспектов жизни человека, а особенности – целостности внутреннего мира и самой личности. Точнее было бы говорить о сохранении и защите целостности, которой человек обладает изначально. Проблема в том, чтобы нарастающие индивидуализированность и дифференцированность не вели к утрате внутреннего единства человека, к потере конгруэнтности, к разрывам или диспропорциям, например, между интеллектом и чувствами, «Я»-реальным и «Я»-идеальным, вообще между личностью и организмом. Целостность и конгруэнтность являются непременным условием эффективной регуляции жизни человека.
Динамичность. Внутриличностное единство и согласованность не означают завершённости. Наоборот, личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле зрелая личность – это непременно становящаяся личность, то есть рост личности есть способ её существования. Поэтому важнейший критерий ЛР – динамичность, гибкость, открытость изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, развиваться через разрешение актуальных противоречий и проблем и постоянно «быть в процессе» - «скорее быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую-ту застывшую цель».
Интерперсональные критерии личностного роста.
Принятие других. В интерперсональном направлении ЛР проявляется прежде всего в динамике отношения к другим людям . Личность тем более зрелая, чем в большей мере она способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразию и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию им. А это, в свою очередь, связано с «основополагающим доверием к человеческой природе» и чувством глубинной сущностной общности между людьми.
Понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности вообще и в особенности – других людей. Важнейший критерий ЛР – готовность вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии.
Социализированность. ЛР ведёт ко все более эффективному проявлению фундаментального стремления человека – конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится всё более открытым и естественным, но при этом – более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и «жить с другими в максимально возможной гармонии».
Творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности – готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности».
Иерархия профессионально-личностных качеств педагога.
- Профессиональная гордость – способность качественно выполнять отдельные операции, умение осваивать новые технологии, развитие профессиональных знаний, практических трудовых навыков путём собственных усилий и раскрытие личностью в профессиональной деятельности тех природных задатков, которые не удалось раскрыть в детстве и подростковом возрасте. Чем сложнее работа, тем больше возможностей для самосовершенствования.
- Чувство профессионального стыда – переживание из-за собственных промахов, или неудач своих коллег и подопечных.
- Профессиональна совесть – умение личности самостоятельно оценивать свои успехи и промахи в работе и исправлять свои ошибки.
- Профессиональный долг и ответственность – обращение к профессиональной литературе, изучение опыта других специалистов, экспериментирование. Помимо вышеперечисленных профессионально-личностных качеств, основа для которых была заложена ещё в раннем возрасте, взрослому человеку необходим ещё ряд качеств для успешного профессионально-личностного роста. Эти качества формируются во время обучения и, во многом, в процессе профессиональной деятельности.
- Творческий подход к выполнению работы – периодический пересмотр устоявшихся и для многих незыблемых стереотипов осуществления профессиональной деятельности, использование своих внутренних резервов для совершенствования условий производства, качества выполнения операций, поиска новых решений.
- Влиятельность – умение доказывать свою правоту, влиять на различных индивидов с целью побуждения их к усвоению нового.
- Самостоятельность или независимость – умение самостоятельно выбирать вариант решения тех или иных проблем повседневной жизни, не поддаваясь при этом влиянию СМИ, партийных и общественных организаций, руководства.
- Адаптирование – умение самостоятельно усваивать новые требования, предъявляемые окружающим миром, и осуществлять выбор наиболее оптимального поведения в конкретной ситуации.
- Самоанализ – умение человека анализировать собственные достижения с тем, что он умел прежде, выделяя то, что мешает реализации в полной мере природных способностей, формировать модель будущей жизни, находить оптимальные варианты её осуществления, определять новые конкретные задачи саморазвития.
- Самокритика – умение человека критически оценивать себя и свои поступки, не повторять (путём жесткого самоконтроля) то, что он сам подверг внутреннему отрицанию: умение смотреть на себя как бы со стороны, умение самостоятельно давать себе положительную оценку за то, что, несмотря на значительные трудности, справился с поставленной задачей.
- Саморегулирование (самоконтроль) – умение самостоятельно управлять своим собственным физическим, психическим состоянием, содержанием и направленностью чувств, мыслей, действий и саморазвитием.
- Организованность – умение планировать ближайшее и отдалённое будущее, отказ человека от ограничений в постановке целей, умение не останавливаться на ранее достигнутом, не заниматься повторением уже ранее освоенного, а ставить новые цели для совершенствования.
Критерии эффективности процесса саморазвития педагога.
Процесс саморазвития педагога можно представить как процесс различных изменений следующих компонентов: мотивационно-целевого, когнитивного, эмоционально-волевого, конструктивно-деятельностного, рефлексивного и результативного, которые характеризуются неравномерностью развития и взаимосвязанностью , так как изменение одного из них является условием развития любого другого.
- Мотивационно-целевой компонент раскрывается через ценностные ориентации, личностные смыслы, потребности, интересы, мотивы внешнего стимулирования, мотивы внутреннего самоутверждения педагога, что определяет содержательную сторону деятельности педагога по саморазвитию.
- Когнитивный компонент включает в себя знание методик самоанализа и самодиагностики, технологические знания (система методов, средств, форм и механизмов личностно-профессионального саморазвития).
- Эмоционально-волевой компонент раскрывается через эмоционально-положительное отношение к содержанию и процессу саморазвития, осознание и позитивное восприятие собственного образа «Я» как профессионала, эмоциональную устойчивость, способность контролировать процесс саморазвития и не допускать неоправданных отклонений от намеченного плана.
- Конструктивно-деятельностный компонент включает самостоятельную интерпретацию условий творческого саморазвития, умение проектировать и реализовывать творческое саморазвитие путём оптимального выбора форм и технологий реализации целей и задач саморазвивающей деятельности, отслеживать ход этого процесса.
- Рефлексивный компонент отражает способность к самопознанию и самооценке профессиональной деятельности и своей личности, рефлексивному анализу процесса творческой самореализации, самоконтролю эффективности собственных действий, коррекции результата, стимулирует развитие способности педагога к работе над собой.
- Результативный компонент включает в себя новообразования профессиональных знаний и умений, личностно-значимых качеств, процессов «самости», результаты профессионально-педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональный и личностный рост педагога
Презентация к семинару по профессиональному росту педагога...
Тренинг «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА»
Каждый человек независимо от возраста способен к самосовершенствованию. Особый вид изменений – процесс личностного развития. Это чрезвычайно важный момент для межличностного общения.Показателем ...
Индивидуальная программа профессионального и личностного роста педагога
quot;Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр в образовательном процессе"...
Индивидуальная программа профессионального и личностного роста педагога
quot;Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников"...
Индивидуальная программа профессионального и личностного роста педагога
Индивидуальная программа профессионального и личностного роста педагога...
Программа профессионального и личностного роста педагога
Использование инновационных педагогических технологий в работе учителя-логопеда.Программапрофессионального и личностного роста педагогаУчителя-логопеда: Лисечко Натальи НиколаевныТема самообразования:...
Индивидуальная программа профессионального и личностного роста педагога
Индивидуальная тема самообразования: «Клуб «Заботливых родителей», как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ». Цель: усовершенствование к...