Состав числа
план-конспект занятия (старшая группа)

Спирина Олеся Николаевна

Овладение составом числа позволит в дальнейшем легко решать примеры и математические задачи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_chisla._starshaya_gruppa.docx233.07 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители.

         На протяжении учебного года воспитанники старшей группы постигали азы математики. Дети  уже знакомы с порядковым (1,2,3,4 и т.д.) и обратным (10,9,8,7 и т.д.) счетом в пределах 10. Умеют соотносить изображение цифры с числом. Начали изучать состав числа, то есть раскладывать число на части. Ребенок 5 лет уже способен понять, что каждое число, кроме единицы, состоит из двух меньших. Овладение составом числа позволит в дальнейшем легко решать примеры и математические задачи.

Занимаясь с ребенком дома, помните, что в силу своих физиологических особенностей он не сможет быть внимательным, усидчивым более 25 мин.

Для занятий нам нужно:

  • фломастеры или карандаши
  • вы можете из  бумаги  нарезать прямоугольники или квадраты  размером не менее 3х3 см.
  • карточки с изображением цифр от 1 до 10, размером не менее 5х5 см.
  • лист бумаги А4.
  • можно использовать пуговицы, карандаши, спички (предварительно очистить головки от серы), ватные палочки, счетные палочки… всё что можно посчитать. Будьте внимательны! Мелкие предметы лучше не использовать!

Привлеките ребенка к изготовлению квадратов, прямоугольников. Этим вы закрепите умение ребенка разрезать бумагу по прямой.

Если ваш ребенок испытывает трудности в составе числа 5, вернитесь к составу числа 4, 3, 2 по предложенной схеме.

РАЗМИНКА.

1. Посчитай до 10. (один (а не раз), два, три и т.д.)

2. Посчитай от 10 (десять, девять, восемь и т.д.)

3. Назови цифру (взрослый показывает ребенку любую цифру от 1 до 10 в любом порядке (за один раз не более 5 цифр).

СОСТАВ ЧИСЛА 5.

Нарисуйте на листе бумаги А4 домик и на крыше нарисуйте цифру 5 или положите карточку с изображением цифры 5.

Положите перед ребенком 5 квадратов и спросите, как можно их разложить на 2 кучки.

Например, на верхний этаж домика число 5 разложили 4 и 1. Чтобы дальше использовать эти же квадраты можно  заменить их карточками с изображением цифр.

 Ребенку предлагается рассмотреть все числовые сочетания.

Знать состав числа очень полезно для решения так называемых «примеров с окошками». Если есть необходимость, в помощь можете взять счетные палочки.

3 + □ = 5 
4 + □ = 5 
1 + □ = 5

5 - □ = 4 
5 - □ = 2 
5 - □ = 3

Если ребенку трудно самостоятельно решать такие примеры, даже имея перед собой подсказки, попробуйте задать ему такие вопросы:

Сколько нужно добавить к трем пуговицам, чтобы стало четыре?

Сколько нужно отложить от четырех пуговиц, чтобы их стало три?

Знания по теме «состав числа» можно закреплять и на прогулке или в других в других обстоятельствах вне специально организованных  занятий.

Советы для мам

Понять, что такое состав числа дошкольникам довольно сложно. Вам помогут игровые приемы и маленькие хитрости:

1. На прогулке, в магазине и дома используйте любую возможность для практического применения счёта. Решайте бытовые задачки. Старайтесь, чтобы малышу было интересно.

2. В начале освоения нового материала разрешите считать с помощью привычного «калькулятора» — пальчиков. Постепенно приучайте ребенка к счету в уме. При систематических занятиях вопрос: «4 это 1 и сколько?» и ему подобные не вызовет затруднений.

3. Поделитесь с малышом «большим секретом»: в состав каждого числа входит единица и предыдущее число. Например, 6 — это 1 и 5, 9 — 1 и 8. Так дети быстро научатся раскладывать числа на части и легче освоят вычитание. «Сколько будет, если от 9 отнять 1?» Ответ — 8.

4. Дошкольникам нравится меняться с мамой ролями, задавать аналогичные вопросы. Предоставьте возможность проявить инициативу, поощряйте самостоятельность будущих первоклашек. Устраивайте соревнования на скорость решения примеров.

В заключении повторим, что прочное запоминание состава чисел возможно лишь при условии регулярных упражнений. Чтобы ребенок не утратил интерес к занятиям математикой, фантазируйте, меняйте игры и радуйтесь успехам малышей.

Дидактические игры на закрепление количества и счета

«Прятки»

Назвать цепочку чисел, пропуская несколько из них. Задача ребенка назвать пропущенные числа. Например, 1,2,3,…,5. Можно использовать карточки с изображением цифр в пределах 10.

«Сделай столько же»

s1200Взрослый показывает цифру и просит детей сделать столько же раз какое-либо движение (приседание, поднять руки вверх и т. д.). Затем ребенок должен объяснить сколько раз он приседал и почему.

«Посчитай яблоки»

Схематично изобразите несколько тарелок, в каждой из которых разное количество яблок. Попросите ребёнка обозначить цифрами количество яблок в тарелках. В какой тарелке больше яблок? Почему? Значит, цифра, обозначающая количество яблок в этой тарелке, больше остальных чисел. Таким образом, сравнивая количество яблок в каждой тарелке, рассмотрите каждую цифру.

Полезно поиграть с детьми в игру «Назови соседей». 

  • Назови числа, которые при счёте следуют за числом 4.
  • Назови число, которое при счёте идёт перед числом 5.
  • Назови число, которое стоит между числами 2 и 4.
  • Назови «соседей» числа 2.
  • Назови число, которое стоит справа от 1.
  • 697030591Назови число, которое стоит слева от 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП тема: «Место числа среди других чисел, состав числа 4, 5 из двух меньших чисел. Решение логических задач». (подготовительная группа)

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП тема: «Место числа среди других чисел, состав числа 4, 5 из двух меньших чисел. Решение логических задач».   (по...

Число 7 и цифра 7. Состав числа 7: раскладывание числа 7 на два меньших числа и получение из двух меньших одного большего числа.

Число 7 и цифра 7. Состав числа 7: раскладывание числа 7 на два меньших числа и получение из двух меньших одного большего числа....

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе, тема:"Независимость числа от пространственного расположения предметов, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры."

ООД «Познавательное развитие» (ФЭМП)Тема: "Независимость числа от пространственного расположения предметов, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигур...

Конспект «Независимость числа от пространственного расположения предметов, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.»

научить детей применять  Независимости числа от пространственного расположения предметов, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры...