Лексическая тема: "Посуда"
консультация (подготовительная группа)

Алибекова Селми Тагировна

Лексико-грамматические игры на тему "Посуда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksiko-grammaticheskie_igry_na_temu_posuda.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лексико-грамматические игры и упражнения по теме: «Посуда»

(старшая группа)

Цель: расширение и активизация словаря по теме «посуда», развитие грамматического строя речи, развитие связной речи.

Игры и упражнения рекомендуется проводить с использованием натуральных предметов в бытовых ситуациях на кухне, так же можно использовать картинки.

 «Назови и покажи какую посуду ты знаешь»

Цель: расширение и активизация словаря.

Ложка, вилка, нож, тарелка, кастрюля….

«Наведи порядок»

Цель: активизация словаря, образование относительных прилагательных.

-Назови и разложи посуду. На первую полку кухонную посуду, на вторую – столовую посуду, на третью – чайную посуду.

Кухонная – кастрюля, сковорода, половник, чайник…

Столовая – тарелка, ложка, вилка, нож…

Чайная – чашка, сахарница, чайная ложка, блюдце…

Игра «Я накрываю на стол»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, употребление существительных в винительном падеже.

- Какую посуду ты поставишь на стол, если будешь пить чай?

Я буду пить чай. – Я поставлю на стол чашку, блюдце, чайник, чайную ложку, сахарницу, конфетницу…

- Какую посуду ты поставишь на стол, если будешь обедать?

Я накрываю стол к обеду. – Я поставлю глубокую тарелку для супа, мелкую тарелку для второго, положу столовую ложку, вилку, нож.

«Часть и целое»

Цель: активизация словаря, употребление существительных в родительном падеже с предлогом.

- Скажи, что есть у чайника. – У чайника есть носик, ручка, крышка, донышко, стенки.

- Скажи, что есть у кастрюли. – У кастрюли есть дно, стенки, крышка, ручки.

- Скажи, что есть у чашки. – У чашки есть стенки, дно, ручка.

«Для чего нужна посуда»

Цель: расширение и активизация глагольного словаря.

- Скажи, для чего нужна посуда.

В посуде готовят, жарят, варят, заваривают, хранят еду

Что делают с посудой? – Посуду покупают, моют, вытирают, разбивают, убирают, ставят (на стол)…

«Кто больше подберет слов»

Цель: расширение и активизация глагольного словаря, словаря признаков.

Чашка (что делает?) – стоит, украшает, разбивается, лопается, падает…

Чашка (какая?) – красивая, фарфоровая, голубая, расписная, тонкая, легкая, детская, чайная, праздничная…

Ложка (какая?) – столовая, металлическая, блестящая, серебряная, новая, чистая, грязная, новая, старая, чайная…

То же с другими предметами посуды.

«Подбери слова и закончи предложение»

Цель: расширение и активизация глагольного словаря.

Мама суп … (варит, наливает, ест)

Бабушка котлеты … (жарит, готовит)

Папа чай … (наливает, заваривает, пьет)

Я чашку … (мою, вытираю, ставлю)

«Из чего делают посуду?» «Какая посуда?»

Цель: образование относительных прилагательных.

Моя вилка из металла. – Она металлическая.

Мой нож и пластмассы. – Он пластмассовый.

Моя тарелка из глины. – Она глиняная.

Моя чашка из стекла. – Она стеклянная.

Моя чашка из фарфора. – Она фарфоровая.

«Подбери слова»

Цель: упражнение в согласовании существительных с прилагательными в мужском, женском, среднем роде.

- Про какую посуду можно сказать «стеклянный», «стеклянная», «стеклянное»?

Стеклянный – стакан, бокал, чайник

Стеклянная – ваза, чашка, тарелка

Стеклянное – блюдо, блюдце

- Про какую посуду можно сказать «металлический», «металлическая», «металлическое»?

Металлический – нож, стакан, чайник, половник

Металлическая – кастрюля, сковорода, тарелка, ложка, вилка, кружка

Металлическое – блюдо

То же с другими словами – признаками.

«Было и нет»

Цель: употребление в речи имен существительных в родительном падеже.

Я убирал(а) со стола. На столе нет тарелки, нет чашки, нет ложки, нет кастрюли….

В магазине было много посуды. Я пришел(а) и все купил(а). И теперь в магазине нет тарелок, нет ложек, нет вилок, нет чашек, нет кастрюль….

«Большой – маленький»

Цель: образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

- Я назову большую посуду, а ты маленькую.

Чашка – чашечка

ложка – ложечка

половник – половничек

блюдце – блюдечко

кастрюля – кастрюлька

нож – ножичек

 «Один – много» «Договори слово»

Цель: образование и употребление имен существительных в родительном падеже во множественном числе.

Посмотри, на столе одна ложка, а на полке много … ложек.

Посмотри, на столе одна вилка, а на полке много… вилок.

Посмотри, на столе один нож, а на полке много …. ножей.

«Посчитай от 1 до 10 и обратно»

Цель: согласование имен существительных с числительными.

        один чайник, два чайника, …, пять чайников, ….

        одна глиняная ваза, две глиняные вазы, …, десять глиняных ваз.

И т.д.

 «Расскажи о посуде»

Цель: развитие связной речи.

Составление рассказов о посуде, называть части посуды, материал из которого сделана посуда, какую посуду используют на завтрак, на обед, на полдник, ужин и для каких целей.

1. План рассказа

2. Назови что это.

3. Назови части.

4. Из какого материала сделана?

5. Для чего используют?

Это чайник. У чайника есть носик, ручка, крышка, стенки и донышко. Чайник сделан из стекла. В нем заваривают чай.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации элементарного бытового труда и игровой деятельности в младшей группе. Тема «Поможем кукле Кати встретить гостей» (лексическая тема «Посуда»)

Конспект организации элементарного бытового труда и игровой деятельности в младшей группе.Тема «Поможем кукле Кати встретить гостей» (лексическая тема «Посуда»)...

Конспект занятия с использованием регионального компонента как вариативной части образовательной программы на тему: "В гостях у тетушки Аксиньи" (лексическая тема "Посуда")

Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к быту донских казаков....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «В гости к бабушке Федоре» лексическая тема «Посуда»

Конспект образовательной деятельности  по развитию речиТема: «В гости к бабушке Федоре»лексическая тема «Посуда»...

Конспект НОД по теме: "Составление описательного рассказа по предметным картинка "Посуда" в рамках лексической темы "Посуда"".

Совершенствование у детей умений составлять описательный рассказ о предмете, с опорой на графическую схему....

Занятие для детей старшей логопедической группы по лексической теме «Посуда» тема: Посуда

Занятие для детей старшей логопедической группы по лексической теме «Посуда»тема: Посуда...

Рекомендации для родителей по лексической теме: "Посуда. Виды посуды".

Рекомендации для родителей по лексической теме: "Посуда. Виды  посуды"....