Консультация для родителей на тему: «Особенности формирования социальной компетентности старших дошкольников»
консультация
Консультация для родителей на тему: «Особенности формирования социальной компетентности старших дошкольников»
Подготовила воспитатель: Кузнецова С.П.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период его начальной социализации, приобщение к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия. Неповторимые особенности физического, психического, социального развития проявляется именно в дошкольном возрасте - в своеобразии способов, форм познания и деятельности дошкольников.
Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта – вот путь, способствующий, во-первых, раскрытию возрастного потенциала дошкольника и во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь.
Социальная компетентность - это качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений. Социальная компетентность рассматривается нами как сложное личностное образование, включающее совокупность следующих компонентов: мотивационного, когнитивного, эмоционального, поведенческого.
Особенности формирования социальной компетентности старших дошкольников определяются структурными компонентами, а также формами, методами, средствами, используемыми при организации педагогического процесса. Педагогу важно помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер.
Процесс формирования социальной компетентности ребенка происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все моменты воспитательно-образовательного процесса. Личный опыт ребенка должен организовываться так, чтобы он естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.
Бабаева Т.И. предлагает включить в него следующее содержание: развитие интеллекта, нравственных чувств и основ личности, которые должны решаться во взаимодействии.
Социальное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам), в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих».
Рассмотрим подробнее методы, формы и средства, способствующие формированию социальной компетентности у старших дошкольников.
Интересными на наш взгляд являются практические методы, предложенные Бабаевой Т.И., которым она отдает предпочтение. Организация детского опыта культуры общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками, активное использованию жизненных обстоятельств, она предлагает оформить в проблемные ситуации (игровые и реальные), в решении которых ребенок принимает непосредственное участие, которые включают в себя близкую ребенку жизненную задачу. Бабаева Т.И. предлагает также педагогам методические рекомендации по организации проблемных ситуаций.
Следующими методами, способствующими формированию социальной компетентности являются словесные методы.
Бабаева Т.И. рекомендует воспитателям достаточно активно использовать условные вербальные ситуации, т.е. обсуждение жизненных событий, поступков и отношений. Их содержание воспитатель может черпать из детской литературы, видеосюжета, книжной иллюстрации или картины, придумывать - тогда они выглядят как случай из жизни детей из другого детского сада, знакомого мальчика или девочки. Раскрывая перед детьми то или иное жизненное событие, воспитатель вызывает их на откровенный разговор, чтобы связать обсуждаемые проблемы с их личным опытом, вызвать соответствующие чувства, дать правильную оценку.
При использовании педагогами вербальных ситуаций она рекомендует избегать: 1)морализирования; 2) прямых аналогий с событиями в группе; 3)указания конкретных имен и поступков детей.
Их задача - пробудить определенные эмоциональные переживания, продемонстрировать свои чувства, навеянные обсуждаемой ситуацией, и помочь детям самостоятельно сделать нужные выводы.
Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, которые возникающие по инициативе воспитателя или стихийно, по ее мнению, обогащают эмоциональный мир дошкольников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.
Социальная компетентность дошкольника формируется успешно при условии эмоциональной «грамотности» ребенка, т.е. умения не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто дошкольник проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет «прочесть эмоцию», выраженную в мимике, жестах, интонации». Поэтому в программе «Детство» особое внимание уделяется развитию способности понимать эмоциональное состояние других, различать выражение эмоциональных состояний в реальной жизни и в искусстве, осознавать и регулировать собственные чувства.
У детей развивается способность понимать эмоциональное состояние человека, выраженное языком живописи, музыки, художественной литературы, театра, кино, фотографии. Одновременно развивается умение устанавливать созвучность эмоционального состояния человека и соответствующего настроения в искусстве.
Следующие методы и приемы Степанова Г.Б. предлагает использовать для формирования социальных форм поведения и усвоения моральных норм общества
- обсуждение последствий действия ребенка или взрослого;
- объяснение того, как необходимо поступить в той или иной ситуации, обсуждение конфликтов.
Также она предлагает педагогам в работе по формированию социальной компетентности детей применять:
- беседы о жизненных ситуациях, которые происходили в жизни взрослых и детей;
- чтение художественной литературы на нравственные темы;
- ясно формулировать правила поведения, объяснять детям как надо поступить в той или иной ситуации.
Рассмотрим наглядные методы, которые авторы предлагают использовать воспитателям для формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Главным и основным является окружающая обстановка, помогающая детям узнать и накопить достаточный социальный опыт, в которую входят как различные предметы и игрушки, окружающие ребенка, а также иллюстрации книг и картины художников.
Эффективными методами, способствующим формированию социальной компетентности, по мнению многих авторов, являются также игровые методы.
Бабаева Т.И. советует педагогам использовать в своей работе:
- игры- имитации со сменой эмоциональных и физических состояний. Воспитатель произносит слова (например, кошка играет, засыпает, пробуждается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга), а дети выполняют соответствующие действия.
- игры- имитации состояний погоды. Дети изображают, как кружатся снежинки, летят листья, раскачиваются деревья, солнышко восходит - цветок тянется к нему, распускается и улыбается; солнышко садится- цветок засыпает, закрывает лепестки и т.п.
Участие в образных играх - имитациях позволяет детям пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети и воспитатель передают состояние изображаемого образа, т.е. способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогают ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.
Игры – имитации являются также эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания, расширения впечатлений. В старшем дошкольном возрасте дети способны понять более широкий круг эмоциональных проявлений, находят черты их сходства и различия, устанавливают причины разного настроения. Их внимание обращают на особенности внешнего проявления эмоционального состояния (положение бровей, уголков рта, выражение глаз, жесты, позы, интонации). Постепенно дети приобретают эмоциональную чуткость, способность правильно реагировать на настроение и чувства близких людей.
Степанова Г.Б. также предлагает педагогам использовать в работе с детьми игры и ситуации, подразумевающие их сотрудничество и взаимопомощь, а также поощрять различные формы сюжетно - ролевой игры.
Для формирования эмоциональной сферы дошкольников, многие авторы предлагают использовать комплексы психоэмоциональных игр и упражнений.
Рассматривая формы работы с детьми, используемые педагогами для формирования социальной компетентности у старших дошкольников, авторы выделяют следующие:
- НОД;
- экскурсии и прогулки в природу;
- игры;
- самостоятельная деятельность детей.
Степанова Г.Б. предлагает педагогам в работе по формированию социальной компетентности большое внимание уделять воспитанию уважения к традициям и культуре своего народа, а также и других народов:
- прогулки за пределы ДОУ;
- посещение театров и музеев для знакомства с образцами мировой культуры;
- знакомство с литературой, живописью, музыкой разных народов.
Далее рассмотрим средства, предлагаемые авторами для использования педагогами в работе по формированию социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Одним из основных средств, Степанова Г.Б. выделяет дисциплину и определяет ее как процесс научения и образования, т.е. средства, с помощью которого и осуществляется социализация. Цель его состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку, сформировать этические и моральные нормы и развить самоконтроль для того, чтобы индивидуальное поведение соответствовало определенным стандартам, правилам, которые установились в данном сообществе. Рассматривая дисциплину, как средство развития самоконтроля, она выделяет ряд принципов, следуя которым взрослые способны повлиять на этот процесс:
- дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу;
- дисциплина более эффективна, когда действие ее постоянно, а не временно;
- дисциплинарное воздействие должно применяться сразу после нарушений, не должно ущемлять достоинство и безопасность ребенка, препятствовать формированию образа себя, физические наказания должны быть исключены.
Козлова С.А. особым средством формирования социальной компетентности считает художественную литературу, изобразительное искусство и музыку.
Художественная литература, по ее мнению, это источник знаний и чувств ребенка. В старшем дошкольном возрасте литература становится незаменимым средством приобщения к социальному миру, если она одобрена с учетом ее высокой информативности и влияния на эмоциональную сферу развивающейся личности дошкольника, т.е. та из которой ребенок может почерпнуть новую для себя информацию и в которой ярко представлена мораль. Книга должна быть обязательно иллюстрирована, т.к. очень часто восприятие текста зависит от иллюстраций, они конкретизируют окружающий мир через наглядность и образность.
Уточняет и расширяет представления старших дошкольников об окружающем мире изобразительное искусство и музыка. Произведения больших художников и композиторов затрагивают душу ребенка и способны не только информировать о каких-то предметах, явлениях, но и вызывать поистине высокие нравственные чувства.
Козлова С. А. в своей программе «Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру» также выделяет методы и средства, которые можно использовать в работе с детьми по формированию социальной компетентности.
Первым самым объемным и значимым средством она предлагает использовать социальную действительность, которая по ее мнению, воздействует на ребенка, питает его ум и душу. Социальная действительность содержит все, что необходимо для конкретизации детских представлений и воспитания чувств. Главное, по - мнению Козловой С.А., показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить «социальный опыт», понять свое место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Формирование социальной компетентности станет средством в том случае, когда материал, преподносимый детям взрослыми понятен, доступен, личностно значим для них. Поэтому очень важной педагогической задачей, по ее мнению, является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал.
Другим средством социального развития дошкольников могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или видит их в своем окружении. «Ведь в предмете заложен социальный опыт человечества, уровень развития общества, технического прогресса. Именно поэтому предметы рукотворного мира так важны в процессе социализации. Мир разнообразен, значит и предметы, окружающие ребенка, должны быть разнообразны по свойствам, качествам, функциям, назначению». Но при этом для педагога очень важно обращать внимание детей на эти предметы, создать условия для действия с ними, только в этом случае предмет становится средством познания мира.
Особое место в предметном мире, конечно же, занимает игрушка (техническая, сюжетная, народная). Через нее ребенок познает его разнообразие, она отражает «уровень социального и технического развития общества, даже его ведущие моральные ценности и идеологические установки». Техническая игрушка может помочь в ознакомлении с достижениями технической мысли, способами управления ими; игрушка сюжетная помогает обогатить представления детей о мире взрослых, их деятельности; народная игрушка поможет приблизиться к национальным корням собственного народа. Особое значение в плане развития социальных чувств и поступков занимает кукла.
Таким образом, с целью формирования всех структурных компонентов социальной компетентности, педагог может использовать разнообразные методы (практические, словесные, наглядные, игровые), организационные формы (НОД, экскурсии, прогулки, игры, самостоятельная деятельность детей) и средства (дисциплина, изобразительная деятельность, художественная литература, музыка, социальная действительность, предметы рукотворного мира, игрушки) с помощью которых дошкольники знакомятся с социальным миром, учатся управлять своим поведением, действовать в соответствии с правилами общества. Они становятся источником познания при определенных условиях: эмоциональной насыщенности педагогического процесса; создания эмоционально- комфортного климата в коллективе детей и взрослых; вовлечения детей в разнообразную деятельность, стимулирующую социальную активность и тем самым помогают социальному развитию дошкольников, т.е. формированию их социальной компетентности.
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики сформированности социальной компетентности дошкольников путем вовлечения детей в разнообразную деятельность, стимулирующую социальную активность.
| ||||||
| ||||||
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_kuznetsova_2.docx | 29.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему: «Особенности формирования социальной компетентности старших дошкольников»
Подготовила воспитатель: Кузнецова С.П.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период его начальной социализации, приобщение к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия. Неповторимые особенности физического, психического, социального развития проявляется именно в дошкольном возрасте - в своеобразии способов, форм познания и деятельности дошкольников.
Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта – вот путь, способствующий, во-первых, раскрытию возрастного потенциала дошкольника и во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь.
Социальная компетентность - это качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений. Социальная компетентность рассматривается нами как сложное личностное образование, включающее совокупность следующих компонентов: мотивационного, когнитивного, эмоционального, поведенческого.
Особенности формирования социальной компетентности старших дошкольников определяются структурными компонентами, а также формами, методами, средствами, используемыми при организации педагогического процесса. Педагогу важно помнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер.
Процесс формирования социальной компетентности ребенка происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все моменты воспитательно-образовательного процесса. Личный опыт ребенка должен организовываться так, чтобы он естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.
Бабаева Т.И. предлагает включить в него следующее содержание: развитие интеллекта, нравственных чувств и основ личности, которые должны решаться во взаимодействии.
Социальное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам), в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих».
Рассмотрим подробнее методы, формы и средства, способствующие формированию социальной компетентности у старших дошкольников.
Интересными на наш взгляд являются практические методы, предложенные Бабаевой Т.И., которым она отдает предпочтение. Организация детского опыта культуры общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками, активное использованию жизненных обстоятельств, она предлагает оформить в проблемные ситуации (игровые и реальные), в решении которых ребенок принимает непосредственное участие, которые включают в себя близкую ребенку жизненную задачу. Бабаева Т.И. предлагает также педагогам методические рекомендации по организации проблемных ситуаций.
Следующими методами, способствующими формированию социальной компетентности являются словесные методы.
Бабаева Т.И. рекомендует воспитателям достаточно активно использовать условные вербальные ситуации, т.е. обсуждение жизненных событий, поступков и отношений. Их содержание воспитатель может черпать из детской литературы, видеосюжета, книжной иллюстрации или картины, придумывать - тогда они выглядят как случай из жизни детей из другого детского сада, знакомого мальчика или девочки. Раскрывая перед детьми то или иное жизненное событие, воспитатель вызывает их на откровенный разговор, чтобы связать обсуждаемые проблемы с их личным опытом, вызвать соответствующие чувства, дать правильную оценку.
При использовании педагогами вербальных ситуаций она рекомендует избегать: 1)морализирования; 2) прямых аналогий с событиями в группе; 3)указания конкретных имен и поступков детей.
Их задача - пробудить определенные эмоциональные переживания, продемонстрировать свои чувства, навеянные обсуждаемой ситуацией, и помочь детям самостоятельно сделать нужные выводы.
Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, которые возникающие по инициативе воспитателя или стихийно, по ее мнению, обогащают эмоциональный мир дошкольников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.
Социальная компетентность дошкольника формируется успешно при условии эмоциональной «грамотности» ребенка, т.е. умения не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто дошкольник проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет «прочесть эмоцию», выраженную в мимике, жестах, интонации». Поэтому в программе «Детство» особое внимание уделяется развитию способности понимать эмоциональное состояние других, различать выражение эмоциональных состояний в реальной жизни и в искусстве, осознавать и регулировать собственные чувства.
У детей развивается способность понимать эмоциональное состояние человека, выраженное языком живописи, музыки, художественной литературы, театра, кино, фотографии. Одновременно развивается умение устанавливать созвучность эмоционального состояния человека и соответствующего настроения в искусстве.
Следующие методы и приемы Степанова Г.Б. предлагает использовать для формирования социальных форм поведения и усвоения моральных норм общества
- обсуждение последствий действия ребенка или взрослого;
- объяснение того, как необходимо поступить в той или иной ситуации, обсуждение конфликтов.
Также она предлагает педагогам в работе по формированию социальной компетентности детей применять:
- беседы о жизненных ситуациях, которые происходили в жизни взрослых и детей;
- чтение художественной литературы на нравственные темы;
- ясно формулировать правила поведения, объяснять детям как надо поступить в той или иной ситуации.
Рассмотрим наглядные методы, которые авторы предлагают использовать воспитателям для формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Главным и основным является окружающая обстановка, помогающая детям узнать и накопить достаточный социальный опыт, в которую входят как различные предметы и игрушки, окружающие ребенка, а также иллюстрации книг и картины художников.
Эффективными методами, способствующим формированию социальной компетентности, по мнению многих авторов, являются также игровые методы.
Бабаева Т.И. советует педагогам использовать в своей работе:
- игры- имитации со сменой эмоциональных и физических состояний. Воспитатель произносит слова (например, кошка играет, засыпает, пробуждается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга), а дети выполняют соответствующие действия.
- игры- имитации состояний погоды. Дети изображают, как кружатся снежинки, летят листья, раскачиваются деревья, солнышко восходит - цветок тянется к нему, распускается и улыбается; солнышко садится- цветок засыпает, закрывает лепестки и т.п.
Участие в образных играх - имитациях позволяет детям пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети и воспитатель передают состояние изображаемого образа, т.е. способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогают ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.
Игры – имитации являются также эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания, расширения впечатлений. В старшем дошкольном возрасте дети способны понять более широкий круг эмоциональных проявлений, находят черты их сходства и различия, устанавливают причины разного настроения. Их внимание обращают на особенности внешнего проявления эмоционального состояния (положение бровей, уголков рта, выражение глаз, жесты, позы, интонации). Постепенно дети приобретают эмоциональную чуткость, способность правильно реагировать на настроение и чувства близких людей.
Степанова Г.Б. также предлагает педагогам использовать в работе с детьми игры и ситуации, подразумевающие их сотрудничество и взаимопомощь, а также поощрять различные формы сюжетно - ролевой игры.
Для формирования эмоциональной сферы дошкольников, многие авторы предлагают использовать комплексы психоэмоциональных игр и упражнений.
Рассматривая формы работы с детьми, используемые педагогами для формирования социальной компетентности у старших дошкольников, авторы выделяют следующие:
- НОД;
- экскурсии и прогулки в природу;
- игры;
- самостоятельная деятельность детей.
Степанова Г.Б. предлагает педагогам в работе по формированию социальной компетентности большое внимание уделять воспитанию уважения к традициям и культуре своего народа, а также и других народов:
- прогулки за пределы ДОУ;
- посещение театров и музеев для знакомства с образцами мировой культуры;
- знакомство с литературой, живописью, музыкой разных народов.
Далее рассмотрим средства, предлагаемые авторами для использования педагогами в работе по формированию социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Одним из основных средств, Степанова Г.Б. выделяет дисциплину и определяет ее как процесс научения и образования, т.е. средства, с помощью которого и осуществляется социализация. Цель его состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку, сформировать этические и моральные нормы и развить самоконтроль для того, чтобы индивидуальное поведение соответствовало определенным стандартам, правилам, которые установились в данном сообществе. Рассматривая дисциплину, как средство развития самоконтроля, она выделяет ряд принципов, следуя которым взрослые способны повлиять на этот процесс:
- дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу;
- дисциплина более эффективна, когда действие ее постоянно, а не временно;
- дисциплинарное воздействие должно применяться сразу после нарушений, не должно ущемлять достоинство и безопасность ребенка, препятствовать формированию образа себя, физические наказания должны быть исключены.
Козлова С.А. особым средством формирования социальной компетентности считает художественную литературу, изобразительное искусство и музыку.
Художественная литература, по ее мнению, это источник знаний и чувств ребенка. В старшем дошкольном возрасте литература становится незаменимым средством приобщения к социальному миру, если она одобрена с учетом ее высокой информативности и влияния на эмоциональную сферу развивающейся личности дошкольника, т.е. та из которой ребенок может почерпнуть новую для себя информацию и в которой ярко представлена мораль. Книга должна быть обязательно иллюстрирована, т.к. очень часто восприятие текста зависит от иллюстраций, они конкретизируют окружающий мир через наглядность и образность.
Уточняет и расширяет представления старших дошкольников об окружающем мире изобразительное искусство и музыка. Произведения больших художников и композиторов затрагивают душу ребенка и способны не только информировать о каких-то предметах, явлениях, но и вызывать поистине высокие нравственные чувства.
Козлова С. А. в своей программе «Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру» также выделяет методы и средства, которые можно использовать в работе с детьми по формированию социальной компетентности.
Первым самым объемным и значимым средством она предлагает использовать социальную действительность, которая по ее мнению, воздействует на ребенка, питает его ум и душу. Социальная действительность содержит все, что необходимо для конкретизации детских представлений и воспитания чувств. Главное, по - мнению Козловой С.А., показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить «социальный опыт», понять свое место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Формирование социальной компетентности станет средством в том случае, когда материал, преподносимый детям взрослыми понятен, доступен, личностно значим для них. Поэтому очень важной педагогической задачей, по ее мнению, является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал.
Другим средством социального развития дошкольников могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или видит их в своем окружении. «Ведь в предмете заложен социальный опыт человечества, уровень развития общества, технического прогресса. Именно поэтому предметы рукотворного мира так важны в процессе социализации. Мир разнообразен, значит и предметы, окружающие ребенка, должны быть разнообразны по свойствам, качествам, функциям, назначению». Но при этом для педагога очень важно обращать внимание детей на эти предметы, создать условия для действия с ними, только в этом случае предмет становится средством познания мира.
Особое место в предметном мире, конечно же, занимает игрушка (техническая, сюжетная, народная). Через нее ребенок познает его разнообразие, она отражает «уровень социального и технического развития общества, даже его ведущие моральные ценности и идеологические установки». Техническая игрушка может помочь в ознакомлении с достижениями технической мысли, способами управления ими; игрушка сюжетная помогает обогатить представления детей о мире взрослых, их деятельности; народная игрушка поможет приблизиться к национальным корням собственного народа. Особое значение в плане развития социальных чувств и поступков занимает кукла.
Таким образом, с целью формирования всех структурных компонентов социальной компетентности, педагог может использовать разнообразные методы (практические, словесные, наглядные, игровые), организационные формы (НОД, экскурсии, прогулки, игры, самостоятельная деятельность детей) и средства (дисциплина, изобразительная деятельность, художественная литература, музыка, социальная действительность, предметы рукотворного мира, игрушки) с помощью которых дошкольники знакомятся с социальным миром, учатся управлять своим поведением, действовать в соответствии с правилами общества. Они становятся источником познания при определенных условиях: эмоциональной насыщенности педагогического процесса; создания эмоционально- комфортного климата в коллективе детей и взрослых; вовлечения детей в разнообразную деятельность, стимулирующую социальную активность и тем самым помогают социальному развитию дошкольников, т.е. формированию их социальной компетентности.
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики сформированности социальной компетентности дошкольников путем вовлечения детей в разнообразную деятельность, стимулирующую социальную активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по средству формирования социальной компетентности старших дошкольников
Мы привыкли считать образовательное учреждение местом, где идёт подготовка детей к будущей жизни, передаются соответствующие знания, умения и навыки, но жизнь для детей идёт уже сейчас, сп...
Консультация для родителей на тему: "Игры для развития мышления старших дошкольников"
в консультации приводятся примеры игр на развитие мышления у старших дошкольников...
Консультация для родителей на тему «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему "Особенности формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников".
Первые представления о форме, размерах и взаимном располажении предметов в пространстве дети накапливают в процессе игр....
Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности старших дошкольников с речевыми нарушениями
В статье рассматривается понятие социальной компетентности, анализируются структурные компоненты социальной компетентности у старших дошкольников при нарушении речи и нормативном развитии, рассматрива...
Консультация для родителей на тему: «Как развивать пространственное мышление старшего дошкольника?»
Консультация для родителей на тему:«Как развивать пространственное мышление старшего дошкольника?» Пространственное мышление обеспечивается различными психическими процессами: восприя...
Консультация для родителей на тему: “ Особенности развития количественных представлений у дошкольников».
Консультаци для родителей на тему: "Особенности развития колличественных представлений у дошкольников"....