Игровые логопедические приемы
консультация
Иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.И не обязательно проводить специальные занятия. Игра, только игра! Заранее подумайте, где и в какое время можно с ребенком это делать. Отдыхая вместе, у вас образуется больше время для общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективный способ коррекции речи для родителей
Eсли возможности заниматься с логопедом нет, то можно обучить своего ребенка такому полезному приёму, как самомассаж.
Самомассаж – это средство, дополняющее основной массаж, который проводит специалист. Самомассаж выполняется самим ребёнком, нуждающимся в коррекции произносительной стороны речи.
Самомассаж является полезным и удобным способом, так как его можно проводить в домашних условиях, и делать это несколько раз в течение дня. Хорошо, если выполнение самомассажа будет проводиться перед артикуляционной гимнастикой.
Один сеанс самомассажа для ребёнка-дошкольника может длиться от 5 до 10 минут. Каждое массажное движение можно повторять 4-6 раз. В одно занятие лучше включать несколько предлагаемых ниже упражнений, их можно варьировать в течение дня.
Перед выполнением процедуры самомассажа ребёнка нужно удобно расположить. Малыш может выполнять его, сидя на стуле или в кресле, или в положении лёжа. Во время обучения малыша приёмам самомассажа, взрослый сначала должен показать каждое движение на себе и прокомментировать его.
Самостоятельно ребёнок начинает выполнять движения, сидя перед зеркалом. Когда малыш хорошо усвоит все приёмы, и необходимость в зрительном контроле отпадёт, зеркало будет уже не нужно. Упражнения можно будет выполнять под тихую, спокойную музыку.
Чтобы малыш с удовольствием выполнял массажные движения, и получал от них удовольствие, лучше проводить самомассаж в игровой форме.
Итак, знакомимся с игровыми приёмами самомассажа:
• Для губ и щёк.
1. «Расчёска». Поглаживаем губы зубами.
2. «Молоточек». Легонько постукиваем зубами по губам.
3. «Пылесос». Всасываем поочерёдно верхнюю и нижнюю губу.
4. «Вкусняшка». Пожёвываем слегка то верхнюю, то нижнюю губу.
5. «Красим губы». Обводим контур губ указательным пальцем. При этом меняем форму губ: сначала – открываем рот, как во время произнесения звука А, затем – губы вытягиваем в форме трубочки, как будто произносим звук У, далее – губы улыбаются, как во время произнесения звука И.
6. «Пальчиковый душ»-1. Набираем воздух под верхнюю губку и мягко постукиваем по ней пальчиками, затем проделываем то же с нижней губой.
7. «Пальчиковый душ»-2. Теперь надуваем обе щеки и легко постукиваем по ним подушечками пальцев.
8. «Печём блинчики». Похлопаем легонько ладонями по щёчкам.
9. «Умываемся». Двумя ладонями совершаем лёгкие поглаживающие движения от средней линии лба вниз по щекам, направляясь к подбородку.
• Для мышц языка.
1. «Пошлёпаем язычок».
Кладём язык на нижнюю губу и шлёпаем его губами, многократно произнося при этом слог «пя-пя-пя».
2. «Поглаживаем язычок».
Продвигаем язык вперёд сквозь узкую щёлку между зубами, а затем постепенно убираем его назад, в рот.
3. «Печатная машинка».
Выдвигаем язык вперёд, легонько покусывая его зубами, а затем таким же образом убираем его обратно, в полость рта.
Эти простые рекомендации могут выполнить родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами.
Предложите ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
Надувать воздушные шарики;
Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи; Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять; Дуть на детские флюгера.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
Собирать, перебирать ягоды;
Помогать взрослому полоть грядки;
Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
Вырезание
Лепка из пластилина
В дождливые дни можно:
Собирать мозаики, конструкторы, пазлы, перебирать крупы;
Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
Складывать простые игрушки из бумаги(оригами); вышивать (крупным крестиком);
Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
Плести из бисера; Лепить из пластилина, пластика, теста.
Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)
Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка. Полоскать рот;
Жевать боковыми зубами;
Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные); Лизать эскимо, леденцы
НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРО АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ГИМНАСТИКУ!!!!!
В любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию грамматического строя речи, связной речи.
«Скажи наоборот» (высокий-низкий)
«Посчитаем» (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)
«Скажи ласково» (птица – птичка, ковер – коврик)
«Один – много» (стул – стулья, много стульев; дом – много домов) «Словообразование» (напр.: стол из дерева – какой? деревянный) «Подбирать определения» (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
«Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет) (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
Назвать слова с определённым слогом, звуком;
Составлять предложения с заданными словами;
«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»).
Играем, развивая фонематические процессы:
«Повтори за мной» (слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та…); «Назови первый (последний) звук в слове;
«Где спрятался звук - в начале? В середине? В конце?» - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ. Так же –с другими звуками.
Желаю вам успехов и здоровья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых театрализованных приемов в работе с детьми раннего возраста»
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осозна...

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СЕАНСА с дошкольниками 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Тема: «Путешествие на ЛЕГО-остров».
Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предпологающий чередование прпктических и умственных действий ребенка. Такой подход легко реализовать в о...

Интегрированное игровое логопедическое занятие в старшей логопедической группе «В гостях у бабушки Маши»
Конспект интегрированного игрового логопедического занятия, которое мы проводили в рамках недели "Игра и игрушки"....

Игровой логопедический самомассаж
Применение игрового логопедического самомассажа на индивидуальных и подгрупповых занятиях...
Конспект тематического занятия, посвященного Дню защитника Отечества – 23 февраля. (с логопедическими приемами)
- расширить представления детей о Российской армии - надежной защитнице нашей Родины;- познакомит детей с разными родами войск: сухопутными, морскими, воздушными и профессиями военнослужащих;- з...

Семинар практикум Логопедические приемы в формировании здорового образа жизни
Семинар практикум Логопедические приемы в формировании здорового образа жизни...

Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фрёбеля".
laquo;Успех каждого ребенка» предлагаю познакомиться с новой технологий образовательного процесса -Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фрёбеля"....