Семинар практикум Логопедические приемы в формировании здорового образа жизни
материал
Семинар практикум
Логопедические приемы
в формировании здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар практикум Логопедические приемы в формировании здорового образа жизни | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар практикум
Логопедические приемы
в формировании здорового образа жизни
Подготовила учитель-логопед:
Соловьёва О.В.
Цель: ознакомить коллег с применением здоровье сберегающих технологий в логопедической практике; передача основных идей своего педагогического опыта, совместное обсуждение этих идей; способствовать преемственности и обмену опытом.
Форма проведения: семинар - практикум.
Аудитория: педагоги ДОУ.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Казалось бы, обычное слово для вежливого человека, но приветствуя, таким образом, друг друга, мы желаем здоровья, это слово таит в себе и тепло, и встречи, и пожелание здоровья.
Сегодня мы говорим о здоровье сберегающих технологиях для себя. Говоря о здоровье сберегающих технологиях для детей, мы ни на минуту не забываем о вас. Поэтому я и приготовила для вас комплекс упражнений направленных на улучшения работы дыхания, развитию мелкой моторики пальцев рук, общей моторики, улучшение соматического здоровья; отсутствие напряжения и скованности.
Артикуляционная гимнастика
Это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, но и для правильной работы мышц лица.
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
А сейчас остановимся на одних из важных логопедических упражнений
«Лопаточка» (широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15сек)
«Чашечка» (Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 сек)
«Часики» (Высунуть широкий язык. Тянуться попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет взрослого. Удерживать язык в таком положении 10 сек)
«Лошадка» (Цокать языком .Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 раз).
«Грибок» (Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 10 раз).
«Качели» (Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет).
«Вкусное варенье» (Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта).
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
1.Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.
2.Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
3.Перед выполнением дыхательных упражнений ребенок должен успокоиться.
4.Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после приема пищи. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
5.Выбор и дозировка дыхательных упражнений зависит от возраста, физического развития, типа нервной системы, динамической восприимчивости, психологического состояния, характера нарушений и коррекционно-педагогических задач.
6. Дыхательную гимнастику проводят регулярно, начиная с минимальных дозировок и минимального количества упражнений, с постепенно возрастающей нагрузкой.
А теперь мы с вами выполним дыхательные упражнения.
Вдох и выдох носом. Вдох носом, выдох ртом. Вдох ртом, выдох носом. Вдох и выдох ртом.
Упражнение «Хомячок» — пошмыгать носом, рот закрыт.
Упражнение «Собачке жарко».
При этих упражнениях нужно чувствовать движения стенки живота.
С помощью следующих упражнений развивается длительный выдох.
Упражнение «Согреть руки» — выдох со звуком х-х-хо.
Упражнение «Остудить воду» — выдох со звуком ф-ф-ф.
Зрительная гимнастика
Специальные упражнения для глаз способствуют:
- профилактике нарушения зрения,
- развитию подвижности глаз,
- снятию утомления с глаз,
- расслаблению зрительной системы,
- положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения,
- на тренировку аккомодационных мышц,
- укрепление глазодвигательных мышц,
- упражнения зрительной гимнастики используем и как компонент общей релаксации.
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Развитию мелкой моторики пальцев рук уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занимать прочное место в нашей жизни.
Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.
Логопедический массаж и самомассаж
Логопедический массаж – совокупность приемов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами.
При систематическом проведении массажа улучшается:
- функция рецепторов проводящих путей,
- усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
Также используются:
- массаж и самомассаж лица;
- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
- аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
Рассмотрим более подробно один из видов массажа — это самомассаж, он активизирует движение лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица.
(Рекомендации: Длительность 5—10 мин. Каждое упражнение выполняется
4—5 раз).
Предлагаю всем вместе проделать самомассаж, делает каждый на себе.
Для самомассажа мышц головы и шеи:
«Я хороший» — поставить ладони обеих рук на голове ближе ко лбу, соединить пальцы в центре, провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковую поверхность или к плечам (движения медленные, поглаживание).
Для лицевой мускулатуры
«Рисуем дорожки» — двигать пальцами от середины лба к вискам.
«Пальцевый душ» — легко постукивать пальцами по лбу.
«Глазки спят» — закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки, удерживать 3—5 с.
«Нарисуем усы» — двигать указательным и средним пальцами от середины верхней губы к углам рта.
«Веселый клоун» — двигать указательным и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, затем вверх к скуловой кости.
«Испечем блинчики» — похлопать ладошками по щекам.
«Умыли личико» — легкие поглаживающие движения ладонями обеих рук от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Логопедическая ритмика
это одна из форм кинезотерапии, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, под счет, словесное и стихотворное сопровождение.
Предусматривает развитие:
- совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;
- регуляция мышечного тонуса;
- активизация всех видов внимания и памяти
Помогает:
- получить энергию;
- снижает утомляемость;
- улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
- повышает продуктивную работоспособность
Даже простые ежедневные упражнения могут поддержать тело человека в хорошей форме. А как тренировать мозг? Какой должна быть зарядка для ума? Интересно, что поддерживать ясность ума помогает не только решение умственных задач, но и специальные физические упражнения. То есть, гимнастика головного мозга. Стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности.
КИНЕЗИОУПРАЖНЕНИЯ, которые формируют связи между нейронами, облегчают образование новых. Упражнения можно выполнять в любое время, выделяя на это хотя бы несколько минут.
Кинезиоупражнения будут полезны и актуалны людям пожилого возраста, т. к. кинезиоупражнения - отличная профилактика АЛЬЦГЕЙМЕРА!
Итак, вы сегодня познакомились с приемами работы для , а именно: приёмы логопедического массажа, упражнения для развития правильного дыхания и с упражнениями на развитие артикуляционного аппарата. Надеюсь, данная информация вам пригодится. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Приемы его формирующие.
Дать детям понятие о здоровом образе жизни. Научить основным приемам его формирования.Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью.Понятие здоровья и здорового образа жизни...
Семинар для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
· «ЗДОРОВЬЕ» - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (Большая советская энцикл...
Семинар «Нетрадиционные формы формирования здорового образа жизни в ДОУ»
«Нетрадиционные формы формирования здорового образа жизни в ДОУ» ...
Приложение Семинар «Нетрадиционные формы формирования здорового образа жизни в ДОУ»
Презентация «Нетрадиционные формы формирования здорового образа жизни в ДОУ» ...
Приложение Семинар «Нетрадиционные формы формирования здорового образа жизни в ДОУ»
Презентация «Нетрадиционные формы формирования здорового образа жизни в ДОУ»-часть2 ...
Приложение Семинар «Нетрадиционные формы формирования здорового образа жизни в ДОУ»
Презентация «Нетрадиционные формы формирования здорового образа жизни в ДОУ»- часть 3 ...
Семинар на тему: «Формирование здорового образа жизни и правил безопасного поведения средствами игровых технологий».
Семинар на тему: «Формирование здорового образа жизни и правил безопасного поведения средствами игровых технологий»....