Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фрёбеля".
учебно-методическое пособие по логопедии

Платонова Надежда Мадестовна

«Успех каждого ребенка» предлагаю познакомиться с новой технологий образовательного процесса -Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фрёбеля".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_dary_fryobelya.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фрёбеля.

Ознакомившись с национальным проектом «Образование» и федеральными проектами, входящие в национальный проект, региональными проектами в рамках национального проекта «Образование», с целью реализации  регионального проекта «Успех каждого ребенка» предлагаю познакомиться с новой технологий образовательного процесса -Мозаика игровая логопедическая на базе игрового набора «Дары Фрёбеля.

Дети дошкольного возраста любят играть с мозаикой и применение мозаики  игровой логопедической на базе игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе дает возможность в условиях индивидуального или  подгруппового логопедического занятия решать задачи по всем направлениям речевого развития. Необходимость включения продуктивной деятельности в логопедические занятия продиктована требованиями ФГОС ДОпо интеграции образовательных областей. С помощью логопедической мозаики специалист получает реальную возможность повысить речевую активность ребенка, поддержать его познавательный интерес и положительный эмоциональный настрой на занятии.  Мозаика выполнена из разноцветных геометрических фигур в количестве, необходимом для выполнения мозаичных картинок по лексическим темам. Игровая деятельность детей с предлагаемой мозаикой организуется с помощью дидактических игр и игровых упражнений, оформленных в виде технологических карт.  Технологические карты содержат описание совместной работы специалиста с ребенком на логопедическом занятии по 10 лексическим темам.  К каждой теме прилагается качественный и количественный перечень деталей, необходимых для создания мозаичной постройки.    Учитывая особые образовательные возможности ребенка с нарушениями речевого развития в мозаике « Дары Фрёбеля» предлагается 4 уровня сложности как в выполнении коррекционно-развивающих упражнений, так и в выборе рабочего поля. Используется принцип «от простого  к сложному»: от наложения фигур на цветной образец до самостоятельного выкладывания на листе пустого рабочего поля по образцу и без него. Уникальность игровой логопедической мозаики состоит в том, что с ее помощьюспециалист получает реальную возможность повысить речевую активность ребенка, поддержать его познавательный интерес и положительный эмоциональный настрой на занятии.

Детали набора: геометрические фигуры, палочки, кольца, полукольца и т.д., детали максимально символичны и расширяют возможности педагога использовать один и тот же предмет для решения коррекционно- развивающих задач по разным направлениям  логопедической работы. Например, фишки можно использовать и как элемент построения сюжетного изображения, и при выполнения ребенком заданий на развитие чувства ритма; палочки можно использовать на усвоение грамматического строя на уровне слова и предложения.

На индивидуальных , и на подгрупповых занятиях дети получают возможность одновременно с решением речевых задач, развивать и навыки  зрительно-пространственной ориентировки на плоскости, и другие задачи сенсорного развития. Создание сюжетных картинок создает условия для развития воображения, быстро получить практический результат продуктивной деятельности получить положительные эмоции.

Четыре уровня сложности предполагает:

  1. Выкладывание элементов изображений с помощью взрослого;
  2. Выкладывание элементов изображения самостоятельно, путем наложения элементов на схему;
  3. Выкладывание элементов изображения самостоятельно путем зрительного соотнесения с образцом-схемой;
  4. Выкладывание элементов изображения самостоятельно по инструкции.

Можно использовать и такую сложность: создание построек по памяти, по самостоятельному замыслу.

В пособии представлены следующие лексические темы:

«Фрукты», «Лес», «Моё тело», «Туалетные принадлежности», «Мебель», «Посуда», «Домашние животные», «Зима», «Птицы», «Весна»,»Дикие животные», «Лето», «Цветы», «Насекомые». К каждой предлагается рабочее поле, набор необходимых фигур.

Особенности планирования образовательной деятельности с использованием комплекта.

В основе планирования занятий с детьми с ТНР лежит тематический принцип. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на логопедических занятиях, на занятиях по окружающему миру и развитию  речи, по рисованию, аппликации, конструированию и в игровой деятельности. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всех специалистов с детьми с ОВЗ.

Использование мозаики  игровой логопедической на базе игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательном процессе обеспечит сенсорное развитие, развитие мелкой моторики, познавательно-исследовательской, поможет разнообразить образовательный процесс, интеграцию всех образовательных областей, комплексность решения образовательных задач, разнообразить детскую деятельность.

Далее рассмотрим следующие направления логопедической работы с применением игрового набора «Мозаика игровая  логопедическая на базе игрового набора «Дары Фрёбеля» на логопедических занятиях.

Предлагаю мастер-класс на базе «ДаырыФрёбеля» по разным лексическим темам, раскрывая содержание  и направления логопедической работы.

1 направление:  коррекция нарушений движений артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функций. Артикуляционная гимнастика «Фруктовая корзинка» - развитие подвижности артикуляционного аппарата. Лексическая тема «Фруктовая корзина».Содержание совместной деятельности следующее: 1) Ребенок выкладывает на рабочем поле корзинку.  2)Ребенок выполняет упражнения, одновременно складывая в корзинку фрукты.  «Яблоки» - широко открыть рот.  «Вишни» - открыть рот, округлить губы, закрыть рот. «Лимон» - сжать губы и наморщить нос. «Банан» - губы сомкнуты и растянуты в улыбке.«Сливы» - открыть рот, губы округлить как овал. «Корзинка» - открыть рот, поднять вверх боковые края языка «чашечка».

2 направление: развитие мелкой моторики. Игра «Мимоза» - составление мозаики из мелких деталей  на рабочем поле.

3 направление: расширение номинативного словаря. Лексическая тема «Лес».  Упражнение «Мы в лес пришли. Что в лесу мы нашли?» - употребление существительных В.п. мн.ч.. Перед ребенком лежат части набора и реальные объекты из которых ребенок самостоятельно или с помощью взрослого выбирает те из которых можно составить гриб, желудь. Определить какая фигура похожа на ягоду, какая - на орех. Логопед задает вопрос и побуждает ребенка к ответу словом.( Уровень сложности * (не говорящие дети).

4 направление: развитие словоизменения и словообразования в экспрессивной речи. Лексическая тема «Туалетные принадлежности». Игра «Что в ладошках?»- образование прилагательных ср.р., обозначающих форму предмета.  Задача: определить на ощупь по деталям набора объекта. Взрослый держит в закрытых лодочкой ладонях детали набора (круг, овал, квадрат). Не раскрывая ладоней, перекладывает деталь в сложенные лодочкой руки ребенка и предлагает назвать его форму. Игра «Разноцветное мыло» - образование прилагательных среднего рода, обозначающих цвет предмета. В шкафчике три полки, на каждой полке лежит мыло, надо помочь Мите разложить мыло. Ребенок выбирает соответствующее образцу мыло и сопровождает свои действия фразами: « На нижней полке лежит розовое мыло, и т.д.

5 направление: 1) развитие грамматического строя речи. Лексическая тема «Домашние животные», упражнение «Что делает кошка?» - закончить предложения дополнением, выраженным существительным в форме Тв.п. мн.ч.

      - Кошка катает клубок …  лапками.

- Кошка кусает клубок …..зубками.

- Кошка слушает бабушку---- ушками.

6 направление-обучение грамоте. Формирование навыка определения границ слова: выложить схему предложения и ответить  на вопрос: «Сколько слов в предложении?» - полным ответом. (Кошка катает клубок лапками).

7 направление :коррекция нарушений фонетической стороны речи. Звук «С». Лексическая тема ««Домашние животные» ,упр. «Миски для кисок» - ребенок выкладывает мозаичную картинку и составляет предложения:

- У серой киски серая миска, и т. д.

8 направление: развитие связной речи. Лексическая тема «Птицы». Заучивание наизусть стихотворения «Сорока». Ребенок выкладывает изображение сороки.

Сорока.

- Вот летит сорока,

Сорока-белобока.

Крошки хлебные нашла,

Клювом быстро собрала.  

В заключение следует отметить, что основной формой организации деятельности детей и методом образовательной работы является игра и игровые занятия и упражнения можно использовать в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями детей.Обучение детей качественному взаимодействию друг с другом и с взрослым, начиная с группы детей младшего возраста, в процессе игры с использованием игровой мозаики должно быть постепенным, осмысленным и планомерным. И в то же время при наличии игрового набора «Дары Фрёбеля» игровой потенциал можно расширить.  (Конец).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЗАНЯТИЯХ ПО ФЭМП В ДЕТСКОМ САДУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО НАБОРА «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»

В данном материале содержатся игровыеупражнения по ФЭМП в детском саду с использованием игрового набора "Дары Фребеля"...

Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»

Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»...

Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»

Игровой набор "Дары Фребеля" обеспечивает психолого-педагогические условия для реализации программы дошкольного образования и применяется в 5 областях: "Социально-коммуникативном развит...

Конспект игровой деятельности по конструированию с использованием игрового наборов «Дары Фрёбеля» №4 Тема: «Чудеса на мебельной фабрике» (Жизненные формы) старшая группа

Конспект составлен для детей старшей группы. На основе использования игрового набора "Дары Фрёбеля №4", который состоит из восьми одинаковых брусков , воспитанники возводят по схемам по схем...

Конспект игровой деятельности по конструированию с использованием игрового наборов «Дары Фрёбеля» №4 Тема: «Архитектор» (Формы познания), старшая группа

Материал создан для знакомства воспитанников с понятием "архитектор". В процессе деятельности у детей закрепляется навык логически мыслить и ставить детали конструктора "Дары Фрёбеля&qu...

Конспект игровой деятельности по конструированию с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» №4 Тема: «Калейдоскоп» (Формы красоты), старшая группа

В процессе деятельности воспитанники знакомятся с разделом дидактической системы ф.Фрёбеля- формы красоты. Детали конструктора перемещают дети по часовой стрелке, меняя их местоположение, получая новы...

Использование игрового набора  «Дары Фрёбеля»  в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР

Игровой набор «Дары Фребеля» - это конструктор, состоящий из деревянных, объемных и плоскостных деталей.  Использование в работе конструктора, яркого функционального развивающего сред...