Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Путешествие по Санкт-Петербургу. Легенды и мифы Исаакиевского собора.»
методическая разработка (подготовительная группа)
Я очень крепко связан с моим городом, потому что я – его продолжение.
Бахрам Багирзаде
Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой
культуры личности ребёнка, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и
культурному наследию.
Приобщение детей к историческим ценностям, воспитание толерантности и нравственно-эстетических качеств, и
всестороннее развитие личности. Воспитание петербуржца, который любит свой город и заботится о нем - одна из самых
важных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_peterburgovedenie.docx | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД на тему «Путешествие по Санкт-Петербургу. Легенды и мифы Исаакиевского собора.»
Воспитатель: Михеева Э.Э. 1 группа.
Цель: Расширять представления детей о родном городе, формировать чувство привязанности к своему городу, своим близким.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города, историей строительства Исаакиевского собора.
- Формировать интерес к «малой Родине».
- Развитие связной речи.
- Развитие восприятия, памяти, логического мышления.
- Воспитание патриотизма средствами эстетического воспитания: музыка, художественное творчество.
- Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций на тему:
- «Санкт-Петербург и его достопримечательности».
- Рассматривание фотографий о родном городе.
- Беседа на тему:
- «Достопримечательности нашего города».
- Чтение стихов о городе.
- Оборудование: магнитофон, картинки с видами города, книги:Г.П. Бутиков «Государственный музей «Исаакиевский Собор».»,Л.К. «Чудесный город. Петербургская тетерадь.»
- Ход:
- Звучит музыка О. Кваши «Санкт-Петербург - Гордая Белая Птица» .
- В: Дети, вы знаете, где мы с вами живем?
- Д: Мы живем на планете Земля!
- Мы живем в стране Россия.
- Мы живем в Санкт-Петербурге.
- В: Наш с вами город ребята стоит на реке Неве, эта река протекает через весь наш город. Обратите внимание на центральный проспект Петербурга, он получил свое имя благодаря монастырю, который был построен в честь покровителя нашего города – Александра Невского. Начинается Невский проспект у Адмиралтейства (почти у самой Невы). На Невском проспекте расположены самые красивые дома, музеи, театры, крупнейшие магазины, рестораны, кинотеатры. Естественно, что Невский проспект тоже стал символом нашего города.
- Люди очень часто при знакомстве обмениваются друг с другом визитными карточками: там указано все самое главное о них. Давайте представим себе, как бы выглядела визитная карточка нашего города. Наверное, на ней нужно написать имя города и его возраст.
- Ответы детей: Город Санкт-Петербург, основан 27 мая 1703 года.
- В: Вы сказали все правильно, а еще обязательно поместить на неё герб города. Давайте вспомним, ребята, что такое герб?
- Дети: Герб-это отличительный знак любого города, страны.
- Герб города.
- В: Молодцы, ребята. Герб – прежде всего это щит. Герб должен отражать особенность положения и роль города, страны. Положение (географическое) нашего города таково: он и на море, и на реке. И на гербе мы видим два якоря: морской (двузубый) и речной (четырехзубый).
- Роль города: в то время, когда создавался герб, Санкт-Петербург был столицей Российского государства. Поэтому на гербе мы видим символ императорской власти – скипетр. Щит красного цвета – это цвет власти и могущества. Итак, мы знаем, что на гербе два якоря (морской и речной). Это значит. Что Петербург морской и речной порт. Скипетр означает, что город – столица. Сейчас, в наше время, столица России – Москва. Но герб решили сохранить прежний. Ведь нередко мы слышим, как Санкт-Петербург называют «Северной столицей». А какой символ города вы знаете?
- Дети: Флаг города!
- Флаг города.
- В: Правильно, ребята, флаг нашего города очень похож на герб. Только он вытянут в виде прямоугольника. Гимн нашего города называется «Гимн Великому городу», композитор Р. Глиэрт. Послушайте его, посмотрите на герб Петербурга, и вы увидите, как сочетается величественная, торжественная музыка и золото с серебром нашего герба. Обычно гимн исполняется при торжественном поднятии и спуск флага и других важных случаях.
- В: Вы сказали, что мы живём в городе Санкт-Петербург. Город – это большой населенный пункт, где живут люди. Понятно, город большой, там живет много людей, а что еще мы можем сказать о городе?
- Ответы детей……
- В: - Мы с вами говорим о городе, а знаете, что все города отличаются друг от друга? Чем наш город отличается от всех городов нашей страны? Давайте прочтем стихи
- Санкт-Петербург
Он царя Петра творенье,
Город славы, город-сад.
Кораблей заморских флаги,
Вдоль Невы дворцов парад.
(В. Степанов) - Моему городу
Среди болот, дорог и вьюг,
Как исполин из сказки,
Явился миру Петербург,
Волной любви обласкан!
Его скульптуры и дворцы,
Фонтаны, скверы, парки,
Его ограды и мосты,
Кораблик на Фонтанке,
Его кресты, его гранит –
Веков узор так прочен! –
Все восхищает и пленит
В сиянье белой ночи.
Люблю тебя я, город мой,
Не знаю краше места!
Мне жизнь, единая с тобой,
Дарована в наследство!- В: У нашего города есть множество достопримечательностей. Все города неповторимы. Иногда достаточно посмотреть на изображение какого-либо здания, памятника, чтобы сказать, в каком городе это находится. Такие изображения называют достопримечательностями города это и Медный всадник, и кораблик с Адмиралтейства и сфинкс. Сфинксов у нас два, и привезли их из Египта. Им по 3,5 тысячи лет. У сфинкса тело льва, голова человека (портретное изображение фараона - египетского царя).
- Упражнение «Мост нагнулся над рекой»
- (Цель физкультминутки: удержать умственную работоспособность, обеспечить кратковременный активный отдых детей во время образовательной деятельности, способствовать физическому и речевому развитию в целом.)
|
|
|
|
|
|
|
|
А теперь мы отдохнули и продолжим дальше.
Сегодня мы с вами поговорим об Исаакиевском соборе.
Мифы и легенды Исаакиевского собора
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, расположенный на одноименной площади, — один из крупнейших православных храмов города.
Его история началась почти сразу после основания Санкт-Петербурга — в начале 18 века. Тогда была возведена церковь преподобного Исаакия Далматского, которая впоследствии много раз перестраивалась.
В четвертый и последний раз собор начали строить в начале 1818 года, и возводился он почти полвека. Первые периоды строительства связаны с Петром Великим, Екатериной Великой, Павлом I и Александром I, а закончен собор был в правление Александра II. Такой затянувшийся процесс не мог остаться незамеченным.
Собор привлекал особое внимание жителей и по другим причинам, и связано это было с его размером и богатым убранством.
Колонны, выполненные из малахита, удивляют красотой и величием и не могут не вызывать восхищения. На изготовление одной такой колонны уходило 14 тысяч килограммов камня!
Высококачественный малахит добывали на заводах купца Демидова, а создавались колонны по особенной технологии: сперва изготавливались панели из бронзы, на которые приклеивался малахит, после чего непосредственно собирались отдельные сооружения.
Куда делся малахит?
Легенда гласит, что после такого огромного заказа на добычу малахита, месторождения его иссякли: языческая богиня узнала, что весь он пошел на изготовление колонн православного храма, и запрятала камень в глубины.
На самом же деле Демидов продал весь добытый малахитовый камень и снизил на него цены на рынке. Разработка месторождений ценного минерала стала слишком трудоемкой и затратной, а выручка от продажи его не восполняла затрат.
Почему строительство длилось почти полвека?
Другая легенда повествует о причинах длительного строительства собора. Говорят, что Монферрану предрекли, будто он скончается, как только построит собор, поэтому архитектор не очень торопился.
На самом деле Монферран умер через короткое время после завершения строительства храма. Причиной ухудшения самочувствия архитектора было неуважительное отношение к нему императора Александра II.
Есть воспоминания, в которых говорится о том, что Александр II увидел среди святых, приветствующих Исаакия, скульптуру с чертами Монферрана. Императору это не понравилось, и он не поблагодарил архитектора. Через 27 дней Монферран скончался.
Бюст архитектора О. Монферрана
Монарх не позволил сбыться и мечте архитектора — быть похороненным в Исаакиевском соборе. После смерти Монферрана его супруга отвезла тело в Париж и там предала земле. В соборе есть только бюст, напоминающий о заслугах Монфррана.
Строительные леса как символ династии
Еще одна легенда объясняла долгое присутствие лесов вокруг собора. Несмотря на окончание строительства и сдачу объекта в эксплуатацию, в соборе еще долго устраняли недоделки, используя строительные леса. Жители Северной столицы привыкли к затянувшейся стройке и связали леса с существованием правящей царствующей династии Романовых. Считалось, что как только уберут леса, рухнет и династия.
В 1916 году в первый раз после окончания строительства убрали леса, а весной 1917 года император Николай II отрекся от монархического титула. Считается, что лики статуй ангелов на фасадах Исаакиевского собора повторяют внешность членов императорской семьи.
Почему собор уцелел во время Великой Отечественной войны?
Существует легенда, которую и легендой-то назвать нельзя. Это больше предание, в котором кроется вполне реальная история. Она объясняет, почему собор не был разрушен в годы войны.
Рассказывают, что такое предсказание сделал пожилой артиллерийский офицер. Он предположил, что фашисты используют купол Исаакиевского собора как место ориентира и что не будут в это место стрелять, дабы не потерять удобное место для пристрела.
Так оно и оказалось: фашисты не расстреляли собор, и это позволило сохранить многие ценные экспонаты.
- А теперь давайте поиграем.
- Пальчиковая гимнастика: (дети встают в круг, дети «шагают» пальчиками обеих рук, на каждое название загибают по одному пальчику).
- - Люблю по городу гулять,
- Люблю смотреть, люблю считать:
- Набережная – раз
- Финский залив – два
- Главный Невский проспект – три
- Дворцовая площадь – четыре
- Крейсер «Аврора» – пять
- Кукольный театр – шесть
- В цирк иду я – семь
- А в порту корабли – это восемь
- На вокзале поезда – это девять
- И домой мне пора – это десять.
- Задание на дом: посетить с родителями Исаакиевский собор и сфотографироваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну сказок» с использованием проблемного обучения и игровых технологий
Цель: Закрепить знания детей о хорошо знакомых сказках, развивать интерес и любовь к сказкам, создать радостное, эмоциональное настроение.Задачи: 1. Систематизировать знания детей о литературных сказо...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы "Путешествие по Петербургу"
Путешествуя по Петербургу с ребёнком можно не только любоваться красотами родного города, но и закреплять приобретенные умения и навыки....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Путешествие по волшебным планетам»
Обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе...
план-конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы" Путешествие в страну Рисовандию".
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 8Пушкинского района Санкт-Петербурга План - конспектнепрерывной ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Мой любимый Санкт-Петербург»
Цель: продолжать знакомить детей с родным городом Санкт- Петербургом.Задачи: - вызывать познавательный интерес к городу; - вызывать у детей чувство восхищения красотой родного гор...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Путешествие по Петербургу "
Представлена игра-путешествие по центру города, отражены главные достопримечательности исторического центра Санкт-Петербурга. Используются загадки, стихотворный материал и другиеатрибуты путешес...