Исследование о влиянии СМИ на литературную норму языка и на языковую культуру населения, проведённые нами, позволили подтвердить главное предположение гипотезы. Мы нашли ответы на вопросы: как влияют на речевую культуру средства массовой информации? Почему речь работников СМИ в наше время не может служить образцом литературного языка? Цель работы достигнута: мы доказали тезис: «Низкая культура речи публичных людей – фактор снижения языковой культуры молодёжи». Для этого мы ставили определённые задачи ( в презентации).
Вложение | Размер |
---|---|
proekt2_-_kopia.docx | 108.04 КБ |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ВОРКУТА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Гимназия № 1» г. Воркуты
Индивидуальный проект
«Низкая культура речи публичных людей – фактор
снижения языковой культуры молодёжи
Работу выполнила: Юсуфова Махина,
ученица 9 класса
Руководитель: Жукова В.В., учитель
русского языка и литературы
Воркута
2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………… 3
1.1. Влияние СМИ на культуру речи………………………………………………………………………………………………… 3
1.2. Функции СМИ………………………………………………………………………………………………………………………………..5
2.1. Речевые ошибки в СМИ и их влияние на речь молодых людей……………………................. 5
2.2. Нарушение акцентологических норм…………………………………………………………………………………………. 8
2.3. Грамматические ошибки……………………………………………………………………………………………………………. 9
2.4. Примеры плеонастических ошибок в СМИ: 11
2.5. Нарушение чистоты речи 12
2.6. Речевые ошибки политиков………………………………………………………………………………………………………… 13
2.7. Речевые ошибки в рекламе………………………………………………………………………………………………………… 14
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………….15
Используемая литература 17
В современном мире СМИ называют 4-ой властью.
Именно средства массовой информации формируют убеждения, взгляды, умонастроения людей. Они создают облик современного человека. Влияют не только на его внутренний мир, но и на речевую культуру. Выяснилось, что самое большое влияние на речь человека оказывают именно СМИ (интернет – 35,92%, телевидение – 5,82%, радио – 2,81%, журналы – 1,94%). И это не удивительно. Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации, которые прочно вошли в жизнь человеческого общества. Они являются мощным средством воздействия на человека.
В своей работе я рассматриваю влияние СМИ на речевую культуру современной молодежи.
Поскольку данная тема очень актуальна, то цель данной работы состоит в том, чтобы доказать тезис «Низкая культура речи публичных людей – фактор снижения языковой культуры молодёжи».
Задачи:
- изучить виды речевых ошибок на телевидении;
- изучить ошибки в речи телеведущих, ток-шоу, политиков;
- проанализировать рекламные ошибки.
- проанализировать речь учеников МОУ «Гимназия №1»
- проанализировать отношение окружающих людей к неправильной речи учащихся
Объект исследования
Русская речевая культура в СМИ и речь учащихся МОУ « Гимназия №1» г. Воркуты
Предмет исследования
Речевые ошибки в СМИ и в речи учащихся МОУ «Гимназия №1» г. Воркуты
Гипотеза:
Речь представителей СМИ в наше время не является образцом литературного языка и является одним из негативных факторов влияния на речь молодёжи.
«Перед вами громада – русский язык», - сказал однажды великий писатель Н.В. Гоголь.
Язык является не только основным средством общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, но и неотъемлемой частью культуры.
Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относится:
-Содержательность.
-Логичность.
-Доказательность.
-Ясность и понятность.
-Убедительность.
-Чистота речи.
Испокон веков обращалось большое влияние на речь окружающих людей, выступающих. Недаром существует утверждение: «Речь говорящего – зеркало его души». Народные пословицы гласят: «Хорошую речь хорошо и слушать», «От учтивых слов язык не отсохнет». Известный академик, писатель и переводчик, Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни». И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Мы живём в век развития техники, информационных технологий. Трудно представить себе жизнь без телевизора, компьютера. Огромное влияние на массовое сознание, речевую культуру людей оказывают средства массовой информации. Сумели ли они сохранить национальное достояние, переданное нам нашими предшественниками, - русский язык? Опыт работы в данном проекте способствует воспитанию чувства гражданственности и патриотизма, интереса и любви к русскому языку. Мы получаем возможность опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения. Прежде, чем перейти к рассмотрению проблемы нашего исследования, следует сформулировать ряд проблемных вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе работы:
-Каковы причины возникновения речевых ошибок разного типа в СМИ?
-Как снизить негативное влияние СМИ на речевую культуру людей?
-Является ли реклама «двигателем прогресса» в развитии речевой культуры?
-Какие типы речевых ошибок встречаются в речи радио- и телеведущих?
-Какие ошибки допускают политики в своих выступлениях?
--Как сохранить русский язык – национальное достояние, переданное нам нашими предшественниками?
Информационная (сообщение о положение дел, разного рода фактах и событиях);
комментарийно-оценочная (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой);
познавательно – просветительская (передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствует пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей);
функция воздействия (СМИ неслучайно называют «четвёртой властью»: их влияние на взгляды и поведение людей очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально-политических акций, например, в ходе всеобщих выборов главы государства);
гедонистическая (речь здесь идёт не просто о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ её передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата)
В речи ведущих ток-шоу, политиков, людей, выступающих в передачах, в текстах авторов в интернете часто встречаются речевые ошибки. Это происходит вследствие низкого уровня образования ведущих и желания привлечь внимание аудитории. Времена, когда дикторы телевидения читали утвержденные и одобренные наверху политически корректные тексты, давно прошли. Можно сказать, что наше время – время прямого эфира: многочисленные ток-шоу, телевизионные мосты, прямые включения, комментарии очевидцев – все это теперь привычно. Но одновременно стало ясно, что в прямом эфире не избежать ошибок в речи. Ошибаются не только герои репортажей, которые не привыкли выступать публично, но и профессионалы – телеведущие.
Если учесть, что современный человек – это уже не человек читающий, а человек, смотрящий телевизор, получающий информацию в интернете, то роль СМИ в процессе формирования речевых норм является определяющей в последние годы. В настоящее время речь, звучащая с экрана и в эфире, написанная в интернете, вносит свой «вклад» в уничтожение языковой нормы, вместо того чтобы быть образцом точности и грамотности. В течение дня, смотря телевизор, находясь в интернете, можно заметить оговорки, не только речевые и грамматические, но порой и орфографические ошибки.
Ухудшает ситуацию и то, что литература, требующая вдумчивого чтения, подменяется литературой для легкого чтения, что можно отнести и к некоторым периодическим изданиям. Кроме того, многие средства массовой информации являются источником легкодоступной информации. А это значит, что по ряду причин художественная сила текстов отходит на второй план.
Мы считаем, что речевая культура в СМИ должна стать предметом постоянной заботы как теоретиков русской речи, так и практиков – профессионалов, формирующих речевой массив СМИ, который оказывает безграничное влияние на культуру речи масс. В настоящий момент, на мой взгляд, возникла острая необходимость повышения требований к культуре русской речи.
Средства массовой информации в значительной степени определяют нормы языка и общения, и тем более велика их ответственность за то, чтобы эти нормы отвечали лучшим культурным традициям. По нашему мнению, необходимо совершенствовать речевую культуру работников СМИ, а для этого следует обеспечить контроль за эфиром на всех каналах с участием консультантов-специалистов, а также необходимо организовать систематические занятия по ораторскому искусству и мастерству исполнения. Нам кажется, что целесообразным было бы создать эталонный канал, который мог бы служить примером для других
Правильность речи – это соблюдение действующих норм русского литературного языка. Прежде всего, говорящий должен владеть произношением и ударением, то есть соблюдать орфоэпические нормы. Изучая материалы исследования, мы обратили внимание, что наиболее часто допускаемые ошибки в употреблении звуков и ударении (речь дикторов телевидения, учащихся).
1. Туда, где ты носила белые банты… («Банты», гр. Браво) В «Словаре трудностей русского языка» // под ред. Розенталя Д.Э., Теленковой М.А. зафиксирована норма банты, с ударением на первом слоге.
2. Волки уходят в небеса… («Волки», гр. Би – 2) Ударение падает на второй слог, хотя во множественном числе должно употребляться волки.
(Ударение на первом слоге)
3. На столе свеча падает туфля… («От заката до рассвета», гр. Место встречи) Ударение падает на второй слог – нарушение принятой нормы. Ударение должно падать на первый слог – туфля.
4. Никотин заменяет дозой стиморОлла… («Стиморолл», гр. НЛО) Ссылаясь на рекламу по телевидению, ударение в этом слове падает на первый слог - стИморолл.
5. Салют Вера! («Салют Вера!», В. Меладзе) Ударение падает на второй слог – нарушение принятой нормы. Ударение должно падать на первый слог – Вера.
6. Когда муж пошел за пивом… («За пивом», гр. Академия) По норме, зафиксированной в словарях, ударение должно падать на первый слог (пивом)
7. Ты звонишь ей домой… («Студент» гр. Руки вверх) В «Словаре русского образцового ударения» // под ред. Штудинера М.А зафиксирована норма с ударением на второй слог – звонишь.
Цитата из СМИ: « Нельзя считать христиАнином…» (Источник: И. Юмашева «Утро России. Вести»). Правильно: Нельзя считать христианИном
Цитата из СМИ: Ребенок передается под опоку соответствующих органов…(Источник: «Россия», «Местное время»)
Результат воздействия на речь учащихся: Я мечтаю выйти из-под опоки родителей. (Правильный вариант: Опека)
Мы сделали вывод, что данная замена звуков происходит из-за того, что русские привыкли произносить ё вместо е. В русском языке действует тенденция к приспособлению заимствованных слов с «е» после твердого согласного, многие такие слова «обрусели» и произносятся теперь с мягким согласным перед «е». Другие сохраняют твердый согласный. Мы обнаружили нарушения этой нормы:
В процессе исследования мы пришли к выводу, что абсолютный лидер по уровню частотности среди орфоэпических ошибок – ошибки в ударениях:
Цитата из СМИ: «НоворОжденная» (Иван Федотов, «Губернские новости»). Правильно: «НоворождЁнная».
Цитата из СМИ: «Увеличены минимальные отпускные и Оптовые цены» («Новости») Правильно: «Увеличены минимальные отпускные и оптОвые цены»
Цитата из СМИ: «укрАинская кухня» (Юлия Высоцкая, НТВ «Едим дома»). Правильно: «украИнская кухня»
Ряд ошибок связан с нарушением грамматических норм. Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи, синтаксические предписывают нормативное построение словосочетаний и предложений. Мы рассмотрели ряд сложных случаев.
Одними из самых распространенных являются ошибки в употреблении грамматических форм разных частей речи.
1. Четвертый год иду с ума…(«Четыре слова», гр. Агата Кристи) Нарушена норма словоупотребления. Во фразеологическом словаре // под ред. Гурьевой Т.Н. зафиксирован фразеологизм схожу (сходить) с ума. (1. Становиться сумасшедшим. 2. Не давать себе отчета в поступках. 3. Проявлять чрезмерное восхищение, восторг).
2.Форель копченый, пиво холодный…(«Танцы - обниманцы», М.Гребенщиков) Нарушена норма словоупотребления. Форель слово женского рода, должно быть форель копченая, пиво слово среднего рода, должно быть пиво холодное.
3. В круги своя…. («Время», Ю. Михальчик, А.Киреев.) Нарушена норма словоупотребления. Во фразеологическом словаре // под ред. Гурьевой Т.Н. зафиксирован фразеологизм на круги своя.
4. И стань самым лучшим для меня… («Тебе понравится», Жасмин) Прилагательное лучший имеет превосходную степень, слово самый в данном контексте неуместно. Нарушена морфологическая норма.
5. Самая лучшая на земле… («Самая лучшая», А.Варум и ВИА «Сливки») Прилагательное лучший имеет превосходную степень, слово самый в данном контексте неуместно. Нарушена морфологическая норма.
6. Цитата из СМИ: Саша пьет утром свой какао…Источник: «Первый канал», «Пусть говорят». Правильный вариант: Свое какао.
7. Ошибка: «В мероприятии принялО участие 14 человек» (Илья Аникеев, «Губернские новости. Новости регионов»). Правильно: «В мероприятии прИняли участие 14 человек» 8. Ошибка: «В двадцать шести участках…» (Инга Юмашева «Утро России. Вести», правильно: «В двадцати шести участках…».
9. Ошибка: «В планах обеспечить квадратными метрами четырехсот пятьдесят детдомовцев» (Илья Аникеев, «Губернские новости») Правильно: «В планах обеспечить квадратными метрами четыреста пятьдесят детдомовцев».
10. Ошибка: «В спорткомплексе «Белый колодец» съехались участники» (Дальмира Бирюкова, «Губернские новости») Правильно: «В спорткомплекс «Белый колодец» съехались участники»
11. Ошибка: «Граждане задолжали банкам восемь целых и восемь десятых триллионОВ рублей» (В. Кораблёва «Новости») Правильно: «Граждане задолжали банкам восемь целых и восемь десятых триллионА рублей».
12. Ошибка: «Праздничная атмосфера продолжает ощущаться» («Вести») Правильно: «Праздничная атмосфера ощущается/все еще ощущается».
13. Ошибка: «Это самое гуманное наказывание» (Борис Корчевников, «Прямой эфир») Правильно: «Это самое гуманное наказание»
14. Ошибка: «Вернемся все-таки к Вашей любови» (Лариса Гузеева, «Давай Поженимся», 1 канал,) Правильно: «Вернемся все-таки к Вашей любви» (т.к. «любовь» здесь - имя нарицательное)
14.Ошибка: «10 гектар» (Илья Аникеев, «Губернские новости») Правильно «10 гектаров»
15. Ошибка: «Такое наказание назначено двоим братьям» («Вести - Самара»). Правильно: «Такое наказание назначено двум/обоим братьям»
Не склонение или неполное склонение сложных и составных числительных является нарушением литературной нормы. Нами замечено, что в спонтанной речи редко правильно склоняется числительное «полтора»: «В течение полтора суток город опустел» (правильно: «полутора суток»).
Мы обнаружили ошибки и в выборе падежной формы составного числительного, оканчивающегося на «два», «три», «четыре» в сочетании с одушевленным существительным. В таких конструкциях независимо от категории одушевленности винительный падеж сохраняет форму именительного, к примеру: «Всего за этот месяц доставили тридцать два раненых» (а не «тридцать двух раненых»)
На наш взгляд, не соответствует литературной норме и такое предложение: «Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам двадцатому году» (правильно: «…к две тысячи двадцатому году», так как в составном порядковом числительном склоняется только последнее слово).
Встречаются ошибки и такого рода: «Правительство обещает выплатить пенсии к десятому сентябрю» (правильно: «…к десятому сентября»).
Нередки погрешности и при употреблении собирательных числительных. Недопустимо их сочетание с существительными в официально-деловой лексике, (тем более в информационных программах). Например: «Не случайно оказались в этом регионе сразу двое сенаторов» (правильно: «два сенатора»).
Не всегда верно употребляются СМИ и числительные «оба» (муж.р) и «обе» (жен.р), например: «Введение другой валюты (кроме рубля) пагубно для обоих стран» (правильно: «…для обеих стран»).
Самой распространенной синтаксической ошибкой является нарушение норм управления, например:
1.Взвесил о том… Взвесил все «за и против»
2.Закон предусматривает о том…Закон предусматривает, что…
3.Утверждает о том… Утверждает, что…
4.Понимает о том… Понимает, что нужно…
5.Показыая в нескольких словах о том… Показывая, как это происходило…
Подобных погрешностей в речи представителей СМИ достаточно много.
Отдельную ступень в языковых погрешностях занимает речевая избыточность многих ораторов. Типичными для теле - радиоэфира являются погрешности следующего рода: «Пожар возник на очень высокой высоте», «Репортер проводил репортерское расследование», «Отличившиеся в этой операции награждены государственными наградами». Явления такого порядка в лингвистике принято называть тавтологией. Речевая избыточность может принимать форму плеоназма - употребление в речи близких по смыслу слов. Недопустимы также подобные высказывания: Глубокая (бездонная) бездна, подскочит вверх, подняться наверх, вздернутый кверху нос, наружная внешность, сегодняшний день, главный и основной, житница зерна, ладонь руки, я лично, ежедневный обиход, в марте месяце, празднично приодеться, промахнуться мимо, пропал зря (даром, напрасно), соединить воедино, построить сооружение, широкая панорама, хороший достаток, денежные купюры и др.
Лариса Вербицкая, телеведущая: «Эта традиция ВНОВЬ стала ВОЗРОЖДАТЬСЯ» РТР, «Утро»
Екатерина Стриженова, ведущая концерта: «ВЫ ЗНАЕТЕ, я даже НЕ ЗНАЮ, как объявить следующего исполнителя». ОРТ, «Праздничный концерт»
Лиля Гильдеева, ведущая: «Основываясь на этом, невозможно предотвратить ВСЕМИРНУЮ ГЛОБАЛИЗАЦИЮ». НТВ, «Сегодня»
Алексей Пивоваров, ведущий: «Обнаружены и уничтожены НЕЗАКОНННД БАНДФОРМИРОВАНИЯ». НТВ, «Сегодня» (А бывают законные бандформирования?)
Мария Ситтель, ведущая: «В результате землетрясения город был почти ПОЛНОСТЬЮ СТЕРТ С ЛИЦА ЗЕМЛИ». ОРТ, «Время» (Стерт с лица земли – полностью уничтожен)
2.5 Нарушение чистоты речи
Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов-«паразитов». Часто можно наблюдать в речи говорящего часто используемые слова типа: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете или междометие э и т.д.
В публицистике нормативным является использование разговорных элементов. Но чрезмерное их употребление засоряет речь. Свидетельство тому – откровенно грубая лексика: хавать, халява, козлы, облажаться, лезть в штаны и др.
Несомненно, разговорные элементы, просторечные вкрапления (именно вкрапления) имеют право на жизнь в публицистике. Однако чувство меры в использовании средств разговорного стиля у журналистов нередко отсутствует.
Цитата из СМИ: Премьер-министр утвердил поправки к ПДД, разрешающие ментам забирать любую машину…Источник: КП, «Заголовок».
Цитата из СМИ: В Европе поражает умение горожан парковать свои бибики…
Источник: «Первый канал», «Непутевые заметки».
Цитата из СМИ: Очуметь! Источник: «Моя прекрасная няня», СТС.
Человек, в совершенстве владеющий культурой речи, не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, подбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.
Высокий уровень речевой культуры – достижение, доступное далеко не всем из-за того, что СМИ оказывают значительное влияние на культуру речи общества, далекое от норм.
Следует заметить, что разговор в информационно-аналитических программах нередко тяготеет к грубовато-просторечной форме, а иногда подменяется ею. Свидетельство этому – откровенно грубая лексика: хавать, халява, козлы, облажаться, лезть в штаны и др.
Употребление иностранных слов иногда оправдано, но иногда их русские синонимы более уместны, и слова типа «конфронтация», «раунд», «саммит», «консенсус», «тинейджер», «шоу», «мимикрия», «брейн - ринг» можно не применять. Разрастающиеся масштабы заимствования губительны для русского литературного языка.
Грубые ошибки, недопустимые в литературной речи, неправильное управление, ошибки в выборе слов, сознательное использование грубой, нецензурной и просторечной лексики, жаргонизмов – всем этим грешат речи политиков. Отсутствие политкорректности, нарушение норм этики, языковая пошлость, агрессия, стремление унизить человека в словесном плане – все это мы наблюдаем из зала заседаний, где отдельные депутаты, не желая подлечить свою грамотность, с большей охотой берутся исправлять русский язык. У наших политиков нет уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации.
В качестве примера речевых ошибок, проанализируем речь некоторых политиков:
Владимир Жириновский
Эмоциональная речь Жириновского – один из главных козырей политика. Возможно, именно по этой причине в ней нередко проскакивают просторечные и жаргонные слова, а также попадаются ошибки в образовании сравнительной степени слов.
Итак, в свое время Жириновский успел рассказать людям о том, что коварство его политического оппонента «еще более хуже». Из школьного курса мы знаем, что слово «хуже» само по себе является сравнением, из-за чего использование слова «более» с ним недопустимо.
Наталья Поклонская
Поклонская чаще делает фактологические ошибки, чем лексические. К примеру, в своем интервью для «Вести-ФМ» депутат процитировала полководца Александра Суворова, почему-то приписав авторство Чацкому, герою Грибоедова из пьесы «Горе от ума».
Да и сама цитата получилась неправильной. «Служить хочу, да прислуживаться тошно», — сказала Наталья Поклонская. В то же время оригинальная фраза Суворова звучит так: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Забавно, что после этого один из театров Москвы пригласил Поклонскую на постановку «Горе от ума».
Владимир Мединский
Пост министра культуры не обязывает политика иметь энциклопедические знания, однако знать основные моменты Мединскому все же следовало бы. Так, в одном из интервью министр назвал Довлатова «выдающимся писателем XIX-го века». Стоит напомнить, что Сергей Довлатов ушел из жизни в 1990-м году, на момент смерти ему было 48 лет.
Более эпичным стало высказывание Мединского о «лишней хромосоме», которая якобы имеется у представителей русской нации, переживших большое количество трагедий и войн. Интересно, что наличие лишней хромосомы, как правило, говорит о наличии у человека «синдрома Дауна».
Особое внимание надо уделить рекламе. Она повсюду. Рекламодатели не сильно обеспокоены правописанием и нормами орфоэпии. Встречаются совершенно нелепые рекламные ошибки и недочеты. Они создаются специально рекламодателями с целью привлечения покупателей. Но русский язык достаточно сложен: стоит слегка расслабиться – тут же жди расплаты.
В рекламе лекарственного препарата. «Непросто «пшик», а Стопангин»-неоправданное употребление междометия. В рекламе распродажи пальто была допущена логическая ошибка в написании слова «писец». В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова слово «писец» означает переписчик, писарь. В данной рекламе подразумевалось слово «песец» – полярная лисица с ценным мехом, из которого можно сделать прекрасное тёплое зимнее пальто.
Очень много ошибок в рекламе, связанных с неправильным употреблением слов, что зачастую придаёт ей искажённый смысл – это логические ошибки. Примеры: «Настоящая итальянская плитка, сделанная в России» (комментарии, я думаю, не нужны). «За вас думает Тефаль!» (Как?). «Мы больше не используем зубную пасту. Мы пользуемся «Аквафреш».(Хотя «Аквафреш» - зубная паста, рекламный текст говорит об обратном).
Морфологические ошибки в рекламе, в том числе связанные с незнанием склонения имён существительных, могут отпугнуть потенциальных клиентов. Пример: «Подготовка к школе - в Южном Бутово. Опытные педагоги. Проверенные методики. Пробное занятие со скидкой. Ждём». ( Вряд ли стоит ждать наплыва учеников! Кто захочет , чтобы их детей к школе готовили люди, не знающие , что названия районов, оканчивающиеся на «о», изменяются по падежам).
Следует заметить, что разговорная тональность в информационно-аналитических программах, рекламе, выступлениях политиков нередко тяготеет к грубовато-просторечной, а то и вовсе подменяется ею.
Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.
Высокий уровень речевой культуры - неотъемлемая черта современного человека, следует не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений, однако добиться этого достаточно сложно в нынешней ситуации, когда СМИ, оказывающие значительное влияние на культуру речи общества, столь далеки от норм.
2.8. Практическая часть.
В заключение исследования мы решили провести анкетирование из 2-х анкет учащихся МОУ «Гимназия №1» г. Воркуты. Целями исследования стала речь молодёжи гимназии, факторов общественной жизни, оказывающих влияние на речь учащихся и отношение окружающих подростков людей к их ненормативной речи. Результаты исследования приводим ниже. Часть из диаграмм результатов исследования мы вынесли в презентацию.
Выводы по практической части исследования следующие.
1.Употребление слов, засоряющих речь, - неотъемлемая часть общения сверстников.
2.Такие слова позволяет им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией и узнавать новое.
3.Первое место и у юношей, и у девушек занимают слова-«паразиты» и жаргонизмы (матерные и юмористические).
4.Большинство окружающих равнодушно относятся к речи подростков.
5.Основная часть родителей лишь изредка делает замечание по поводу речи.
6.Эталоном речи для большинства учеников является речь родителей, учителей и СМИ.
Исследование о влиянии СМИ на литературную норму языка и на языковую культуру населения, проведённые нами, позволили подтвердить главное предположение гипотезы. Мы нашли ответы на вопросы: как влияют на речевую культуру средства массовой информации? Почему речь работников СМИ в наше время не может служить образцом литературного языка? Цель работы достигнута: мы доказали тезис: «Низкая культура речи публичных людей – фактор снижения языковой культуры молодёжи». Для этого мы ставили задачи:
- изучить виды речевых ошибок на телевидении.
- изучить ошибки в речи телеведущих, ток-шоу, политиков.
- проанализировать рекламные ошибки.
Мы выполнили эти задачи. Ответили на вопросы, которые ставили перед началом исследования:
-Каковы причины возникновения речевых ошибок разного типа в СМИ?
-Как снизить негативное влияние СМИ на речевую культуру людей?
-Является ли реклама «двигателем прогресса» в развитии речевой культуры?
-Какие типы речевых ошибок встречаются в речи радио- и телеведущих?
-Какие ошибки допускают политики в своих выступлениях?
-Как сохранить русский язык – национальное достояние, переданное нам нашими предшественниками?
Представляем своё видение решения проблемы.
-Каковы причины возникновения речевых ошибок разного типа в СМИ?
Наличием ошибок в СМИ уже никого не удивишь. На это есть ряд причин. Чаще всего, это объясняется экономией и нежеланием привлечь к работе дополнительных сотрудников, которые будут осуществлять контроль над тем, какой материал и в каком виде войдет в эфир. Но подобная ситуация не допустима, ведь СМИ в значительной степени определяют нормы языка и общения, и тем более высока их ответственность за то, чтобы эти нормы отвечали лучшим культурным традициям. Ошибки в средствах массовой информации допускаются не только в малотиражных газетах, авторских каналах, где дефицит средств не позволяет привлечь к работе корректора, но и в крупных общероссийских изданиях, и на телевидении. Скорее всего, причиной этого также является экономия. СМИ в значительной степени определяют нормы языка и общения, и тем более высока их ответственность за то, чтобы эти нормы отвечали лучшим культурным традициям. Но остается только надеяться.
Подводя итоги проделанной работы, хотим отметить, что проблема сохранения культуры речи актуальна в наши дни, когда снижается внимание к родному языку, происходит засорение русского языка. Мы проанализировали теорию по данной проблеме. В теоретическую часть поместили виды речевых ошибок и возможные варианты для того, чтобы избежать этих ошибок. Это теоретическая значимость нашей работы. В практической части мы проанализировали речевые ошибки СМИ. При помощи газет, журналов, телевизионных передач мы сделали подборку речевых ошибок, которые встречаются в речи телеведущих, политиков, в рекламе. В этом заключается практическая значимость нашей работы.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что одними из многочисленных причин снижения уровня речевой культуры являются наличие лени по отношению к изучению языковых норм, равнодушное отношение к красоте и правильности речи, вульгаризация речи, частота использования нелитературной и бранной лексики, необъяснимое использование иноязычных слов в повседневной жизни, без которых речь вполне возможна. Сама ситуация не выправится. Нужны законы, регулирующие поведение населения по отношению к учителям. Не одно десятилетие население позволяло неуважительное отношение к учителям. Эти люди привыкли варварски относиться ко всем и всему, что их окружает, в том числе и к русскому языку. В результате сформировалось косноязычие у современного поколения. Они дали потомство и воспитали его в соответствии со своими искажёнными представлениями о мире. Теперь эти люди – политики, дикторы, ведущие концертов, шоу, бизнесмены. Отобрали власть у учителя – получили деградацию общества и как следствие, деградацию языковой культуры.
-Как снизить негативное влияние СМИ на речевую культуру людей?
Средства массовой информации в значительной степени определяют нормы языка и общения, и тем более велика их ответственность за то, чтобы эти нормы отвечали лучшим культурным традициям.
Есть разработка в Государственной Думе (фракция «Единство») законопроекта «О русском как государственном языке Российской Федерации». Основная задача законопроекта – четко и ясно определить нормативные параметры русского языка как государственного языка России. В законопроекте предусмотрена ответственность за нарушение тех или иных норм языка, а также специальный запрет, ограждающий русский язык от необоснованного вторжения иноязычных слов, в том числе предусмотрен специальный сбор (штраф) за чрезмерное использование таких слов.
Не в столь далекие времена на Центральном телевидении и Всесоюзном радио к культуре речи дикторов и ведущих относились строго, был контроль над речью в эфире и продуманная система повышения языковой квалификации. Сегодня, к сожалению, многое в этом важном деле упущено – лишь на отдельных телерадиоканалах предпринимают меры, позволяющие хоть как-то предупреждать речевые ошибки дикторов.
-Как сохранить русский язык – национальное достояние, переданное нам нашими предками?
Современное языковое развитие проходит под влиянием двух конфликтующих сил: с одной стороны, отчетливо прослеживается активная линия воздействия на литературную норму со стороны освобожденного потенциала разговорной речи, ее продвижение в публичную сферу, в массовое общение. И эта сила поддерживается процессами заимствования иностранных слов, вызванными включением России в общемировую экономическую, политическую, культурную систему. С другой стороны, существует не менее сильное, хотя, может быть, менее замечаемое нами воздействие на литературный язык норм и языковых стандартов государственного языка времен тоталитаризма. В итоге мы имеем дело с общим снижением культурно-речевого уровня использования языка в СМИ, которое естественным образом отражается на повседневной языковой жизни общества, на «состоянии» русского языка.
Единственным противоядием такой тенденции может стать сознательная работа по повышению культуры речи. Культура речи – это та точка, где встречаются наука и жизнь. Есть все основания полагать, что именно в наше время, когда языковая раскованность нередко подменяется языковой распущенностью, разговор о культуре русской речи в печати, на радио и телевидении особенно необходим. По нашему мнению, необходимо совершенствовать речевую культуру представителей СМИ, а для этого следует обеспечить контроль за эфиром на всех каналах с участием консультантов-специалистов, а также необходимо организовать систематические занятия по ораторскому искусству и мастерству исполнения. Нам кажется, что целесообразным было бы создать эталонный канал, который мог бы служить примером для других.
1.Багиров Э.Г. О знаковой природе и своеобразии языка телевидения как средства массовой коммуникации // Предмет семиотики. Теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовой коммуникации. - М.,1995
2.Вакуров В. Н., Кохтев Н. Н., Солганик Г. Я. Стилистика газетных жанров. – М., 1998.
3.Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. – М., 2006.
4.Гаузенблас К. Культура языковой коммуникации. – М.: 2006.
5.Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. – М., 2005.
6.Ника Олина. Влияние средств массовой информации на уровень речевой
культуры-М.,2007
7.ФЗ «О средствах массовой информации» от 06.06.1995 № 87-ФЗ
Приложение.
Анкета №1
1) Какая речь кажется Вам хорошей? Почему? Что Вы цените в речи?
2) Как Вы оцениваете речь своих друзей, родных? Что Вам нравится, что не нравится в их речи?
3) Как окружающие отзываются о Вашей речи, как характеризуют ее?
4) Что Вам больше нравится, что вам лучше удается: рассказывать или описывать?
5) Какие затруднения Вы испытываете, когда пишите или говорите?
6) Исправляете ли при проверке сочинений, изложений написанные слова, потому что они чем-то не понравились (заменяете их другими, вообще вычеркиваете, не умеете исправлять, не исправляете)?
7) Понимаете ли Вы, что за ошибки допустили в письменных работах после исправления учителем?
Анкета №2
1. Встречаются ли в Вашей речи а) жаргоны, б) чрезмерные заимствования, в) канцеляризмы, г) слова-паразиты, д) речевые штампы,
е) многословие, ж) неправильное словоупотребление и расположение слов, з) сокращения, и) орфоэпические ошибки (можно выбрать несколько ответов)?
2. С какой целью вы употребляете жаргоны и другие слова, засоряющие Вашу речь? а) Самоутвердиться. б) Поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе. в) Обмениваться информацией и узнавать новое. г) Придать своей речи живость, юмор.
3. Используете ли Вы в своей речи жаргонные слова, если да то какие?
а) Матерные. б) Юмористические. в) Иногда и те и другие: все зависит от ситуации или компании.
4. Как относятся к вашей речи окружающие?
а) Негативно. б) Не обращают внимания на мою речь. в) Позитивно.
5. Как относятся родители к Вашей речи?
а) Никогда не делают мне замечаний. б) Они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как я говорю. в) Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.
6. Чья речь для Вас является эталоном?
а) моих друзей. б) моих родителей. в) моих учителей. г) то, как говорят на телевидении и радио.
7. Какой Ваш пол?
а) мужской б) женский.
Как нарисовать китайскую розу
Кто чем богат, тот тем и делится!
Фотографии кратера Королёва на Марсе
По морям вокруг Земли
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью