Мастер-класс

Басак Ольга Юрьевна

Мастер-класс с родителями "Тюльпаны из гофрированной бумаги".

Мастер-класс: "Применение метода ТРИЗ- системный оператор в совместоной деятельности педагога с детьми"

Мастер-класс: "Особенность организации утреннего сбора, как один из эффективных методов развития речи дошкольников в проектой деятельности"

Мастер-класс:  "Метод "Паутинка", что это?"

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО» Метод проектной деятельности как форма реализации наставничества в дошкольном образовательном учреждении, июнь 2023г.

Мастер- класс "Взаимодействие с родителями посредством проектной деятельности", сентябрь 2023г.

Мастер- класс: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Познавательное развитие»., декабрь 2023г.

Мастер- класс "Я- наставник!", сентябрь, 2024г.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon master-_klass.pdf1.38 МБ
Файл master-klass.docx564.91 КБ
Файл master-klass_utrenniy_sbor.docx31.07 КБ
Файл pautinka.docx18.59 КБ
Файл master-_klass.docx24.54 КБ
Файл master-klass.docx23.39 КБ
Файл master-klass.docx21.46 КБ
Файл ya_nastavnik.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Применение метода ТРИЗ — системный оператор в совместной деятельности педагога с детьми».

Воспитатели: Басак О.Ю. и Рыкова Е.В.

(МКДОУ «ДСКВ №3 «Солнышко») 2019г.

В окно смотрели двое.

Один увидел дождь и грязь,

И небо голубое.

Другой листвы зеленой вязь

В окно смотрели двое.

Цель: повышение компетентности педагогов путем применения в образовательной деятельности элементов ТРИЗ, направленных на развитие познавательной активности дошкольников.

Задачи:

 1. Познакомить педагогов с методом «Системного оператора» и правилами игр ТРИЗ – технологии.

2. Совершенствовать навыки использования игрового оборудования.

3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к ТРИЗ – технологии.

Ход мастер-класса: «Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаем вашему вниманию мастер-класс на тему: «Использование элементов ТРИЗ - технологии в совместной деятельности педагога с детьми» .

 Так что же такое ТРИЗ? (это теория решения изобретательских задач) . ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность. «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше». Так считал основатель теории, Генрих Саулович Альтшуллер  и его последователи.

Основная цель ТРИЗ - технологии- это не сообщение новых знаний, а обучение способом самостоятельного добывания информации . Данную технологию можно использовать практически во всех видах детской деятельности: как в образовательной деятельности, так и в играх и в режимных моментах.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это возможность для самостоятельного поиска ответов на вопросы, решения задач, анализа, а не повторение детьми готового материала.

Эта технология позволяет добиваться практического результата, дает возможность ребенку почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы. Методы и приёмы ТРИЗ формируют исследовательские умения у детей, развивают воображение, мышление и связная речь, фантазию.

Переходя от теории к практике, хотим представить вашему вниманию следующие игры ТРИЗ, используемые нами в совместной деятельности с детьми:

1.Игра «Теремок» (по аналогии со сказкой ).  Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.. Возраст – от 4 до 7 лет. Гостями теремка становятся предметы, связанные между собой какой-либо системой. Для определения объекта используются медальки с изображением объекта. В «Теремок» попадают только те «объекты»,которые назвали, чем они похожи на ведущего. Объект, который «живёт в теремке» может быть известен детям. Педагог заранее сообщает, что в теремке решил поселиться, например, квадрат. «Я прямоугольник,- говорит ребенок, - у меня такие же прямые углы, как и у квадрата. Пусти меня к себе жить» (Квадрат запускает «гостя», если ребенок не может найти сходство - помогают остальные дети).

Педагоги проигрывают сказку, называя похожие признаки еще у ромба и круга, не останавливаясь на одном примере.

3. Игра «Хорошо-плохо»

Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

Игра «Хорошо-плохо» проводится в несколько этапов.

I этап. Выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать: карандаш, шкаф, книга, лампа и т. д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо», а что «хорошо»; что нравится и не нравится; что удобно и неудобно и т. д.

II этап. Детям предлагаются для игры объекты или явления, вызывающие у ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной оценке: кукла - «хорошо», лекарство - «плохо» и т. д. В данном случае обсуждение идет в том же порядке, как и на I этапе, только взрослый должен помочь ребенку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта или явления.

III этап. Когда дети научатся выделять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению положительных и отрицательных качеств в зависимости от условий, в которые ставятся эти объекты и явления.

IV этап. Игра проводится с разделением группы детей на две команды. В ходе игры одна команда называет только положительные, а другая только отрицательные стороны объекта или явления, предложенного для обсуждения.

Педагог предлагает коллегам назвать положительные и отрицательные качества осени. (Например: положительные- красивая, золотая, теплая и т.д.; отрицательные- дождливая, холодная, морозная и т.д.)

3.  Метод «Системного оператора» («Волшебный экран»).

  Использование метода ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. А поскольку в ТРИВЗе все волшебно и загадочно, то для детей это «Волшебный экран».

Цель: развивать свободное общение детей с воспитателем, формировать грамматический строй речи, способствовать практическому овладению нормами связной речи, формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г.С.Альтшуллер).

 Для детей старшего возраста доступна девятиэкранка, для детей младшего возраста используются «урезанные» варианты: Вертикальная и Горизонтальная трехэкранка, Пятиэкранка.

В каждом окошке находится какая – то загадка или тайна:

В окошке №1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и ответить   на вопрос: «Кто (что) это? Что делает?

В окошке № 2 – это что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобы   рассказать: какое оно, из чегосостоит?

В окошке № 3 мы должны подумать и сказать, где живет или находится объект?

В окошке № 4 познакомимся с прошлым объекта.

В окошке № 5 мы узнаем, каким он был раньше, из чего состоял.

В окошке № 6 – где он жил в прошлом.

В окошке № 7 представим, каким он может быть в будущем.

В окошке № 8 – из чего он будет состоять в будущем.

В окошке № 9 – где он может жить или находиться в будущем.

В старшем дошкольном возрасте начинаем работу с полной версии «системного оператора» - «девятиэкранника», с помощью которого мы развиваем у детей системное мышление и учим познавать окружающий мир и мир природы.

Составляя «Волшебный экран», мы с детьми играем. Но выполняя игровые действия, мы обязательно соблюдаем алгоритм деятельности – «мыслительные шаги»:

- выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.

- определяется подсистема природного объекта (дети определяют, из каких частей он состоит);

- определяется надсистема объекта (его видовая принадлежность по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится);

- рассматривается процесс развития объекта в прошлом (выясняем историю возникновения данного объекта);

- рассматривается развитие объекта в будущем (детям предоставляется возможность представить себе, каким объект станет: его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п.)

https://kssovushka.ru/uploads/images/39394%D0%9F1.%D0%91.2017.4-1.png

Ход игры:  педагоги отгадывают загадку о предмете, который появляется на волшебном экране,  и путем наводящих вопросов, открывают все окошки системного оператора (например: тема «яблонька»).

https://kssovushka.ru/uploads/images/39394%D0%9F1.%D0%91.2017.4-2.png

- что это? (дерево) Какое оно? (красивое, живое - что делает?)

- из чего состоит?

- где находится (варианты ответов)

- чем дерево было в прошлом?

- где оно могло находиться?

- раз мы уже знаем, что это яблоня, какой она станет весной (цветущей), и у нее появятся (цветы), а какой она станет осенью (плодоносящей) и – яблоки.

- яблоки так и останутся на дереве? (варианты ответов).

Вывод: в результате работы по использованию технологии ТРИЗ в познавательном развитии дошкольников у детей:

- развивается познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

- формируется системное представление об окружающем мире;

- растет словарный запас, развиваются творческие способности.

 ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, поддерживает их интерес к познанию мира природы



Предварительный просмотр:

Тема мастер-класса: «Особенность организации утреннего сбора, как один из эффективных методов развития речи дошкольников в проектной деятельности».

Воспитатель: Басак О.Ю.

(МКДОУ «ДСКВ №3 «Солнышко») 2019г.

Цель опыта работы: развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности.

Для реализации данной цели были поставлены задачи.

Задачи:

-Развивать речь дошкольников, психические процессы (памяти, мышления, внимания, воображения), способствовать словотворчеству и грамматической стройности речи.

-Обогащение и активизация словаря;

-Давать возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.

-Помогать осваивать детьми окружающую действительность.

-Способствовать развитию творческих способностей, умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать,

-Подобрать дидактические игры и упражнения по развитию словаря детей.

Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями окружающей действительности. Перед ним открывается много интересного, нового и привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?» И задача взрослых четко и правильно отвечать на вопросы ребенка, помочь понять смысл каждого слова, запомнить его и правильно употреблять в речи. Для решения этой задачи, в своей работе с детьми использую инновационную технологию:

-проектная деятельность;

Проектная деятельность

Метод проектов — это педагогическая инновационная технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Проектная деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи.

И так с чего же мы начинаем: Утренний сбор- или общий круг.  Утренний сбор позволяет гармонично включить несколько образовательных областей- социально-коммуникативное, физическое и речевое развитие.

Целью организации утреннего круга являются организация свободного речевого общения детей, установление эмоционального контакта.

.Утренний сбор для наших детей - это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем ты думаешь, что чувствуешь. Общий круг дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты.

Общий круг предоставляет возможность увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью или разделить с друзьями огорчения. Приветствие (пожелания, комплименты, подарки), внимание друг к другу будут основой для того, чтобы наладить коммуникацию на весь день.

Важно помнить, что групповой сбор — это не занятие, поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяется ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми.

Общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жёсткой рамки нет, равно как нет жёстко закреплённой структуры.

1. Позывные для утреннего сбора.

1. Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: это может быть веселая музыка, звон колокольчика, какая-нибудь речевка. В любом случае, позывные возможно связать с требуемой темой.

2.С чего же начать подготовку к групповому сбору?

С выбора удобного места. Мы не ограничились ковром — просили родителей сшить для каждого из детей подушечку — так удобно, гигиенично, и не холодно. Для этого, объявляем конкурс «Подушка-подружка». Договариваемся с детьми, где и как будем использовать подушечки помимо сбора (в играх или для отдыха), где будем их хранить. Уголок уединения — вполне удобное место. Важно, чтобы место хранения подушечек было неподалеку от места проведения сбора.

3. Приветствие.

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается. Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому этапу. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, и приветствует его (ее): «Доброе утро, Катя! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Катя, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.

4. Игра.

Групповой сбор у нас проходит быстро, легко, по-деловому. Поэтому игры  проводятся как игры, а не как учебные действия. Что мы используем? Любые игры, не требующие большой подвижности. Например: пальчиковые, словесные, игры-фантазии, игры-цепочки, игры-шутки, элементы тренинга, психогимнастику. Это дает возможность весело поиграть и подготовить детей к эмоционально яркому воспроизведению образа в театральной постановке. В этом действе участвуют все и свободно выражают мимикой и жестами своё видение «расстроенного зайца», «испуганной мыши», «гордого петуха» или «обиженной подушки».

5. Новости.

Одной из самых любимых частей утреннего сбора для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Важно отметить, что после новости, рассказанной ребенком, другие могут задать ему вопросы. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы мы предлагаем детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

6. Обмен информацией.

Также важно, чтобы на утреннем сборе происходил общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/ сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня. Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.

7.Выбор темы проекта - как мы это делаем?

Когда мы организуем детей в круг, мы способствуем активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Важно создавать такие ситуации для размышления, высказывания своего мнения по вопросу, чтобы дети могли сообща подумать над разрешением ситуации. Дети живут по принципу «здесь и сейчас», так что всё, что происходит в детском саду и за его стенами, может дать толчок для новой темы — строящийся по соседству с детским садом дом, возвращение из путешествия с родителями,

В связи с тем, что интересы детей весьма разнообразны, в одно и то же время могут предлагаться сразу несколько тем проектов — «Дельфины», «Футбол», «Зимушка-зима». Наша задача  не в том, чтобы самому выбрать (назначить) одну из предложенных тем, а в том, чтобы помочь детям сделать свой выбор.

Здесь мы тоже прибегаем к разным хитростям, но чаще к подсчету голосов: кто за тот или иной проект, считаем поднятые руки. Что больше: 6 или 17? Давайте договоримся: сейчас нашей новой темой будет тема например "Дом", а вот следующей темой — "Зима". Дети предлагают идеи для плана: что можно сделать в Центрах?»

Таким образом, темы, набравшие меньшее количество голосов, остаются в запасе.

Выбор темы можно слегка направить в нужное русло или вовсе предопределить, используя способ «культурного продавливания».

Для этого мы прибегаем к таким приёмам, как:

•        мотивация на основе подхватывания и проговаривания пока ещё не оформленных детских идей: «Мальчики, я слышала ваш разговор о машинах и очень удивилась — вы знаете столько моделей! Может быть, вы расскажете всем детям об этом?»;

•        мотивация на основе формирования зрительного образа (использование наглядной информации, скомпонованной на информационной панели);

•        чтение, предварительная экскурсия;

•        «модель трёх вопросов».

В «модели трёх вопросов» разговор с детьми  выглядит так:

Что мы знаем        Что мы хотим узнать        Что сделать, чтобы узнать

Заполненная воспитателем «модель трёх вопросов» вывешивается в приёмной, там, где её хорошо видят родители. Так естественно и просто родители  включаются в образовательную работу группы. У детей появятся новые стимулы, новая информация и ресурсы по теме. А воспитатели получат подкрепление как в определении содержания, так и в организации деятельности по теме.

В ходе и совместного обсуждения идей во время группового сбора группа (дети и взрослые) в доверительной обстановке вырабатывает совместный план действий:

•        на весь проект;

•        на текущий день;

•        на перспективу.

Совместное планирование позволяет встраивать инициативу детей в образовательную программу и в структуру дня, придаёт осмысленность их деятельности, укрепляет активную социальную позицию (понимание того, что событийность дня зависит от их собственной инициативы и активности), стимулирует готовность инициировать и принимать перемены, даёт видение перспективы для себя и для других, позволяет каждому ребёнку сформировать образ предстоящего дня и выбрать варианты действий, партнёрств для самого себя и, по согласованию, для своих друзей, для воспитателей (для всех взрослых, включая членов семей).

Идеи тематического проекта вносятся в план непосредственно в момент их выдвижения — записываются на большом листе бумаги, вывешиваются на самом видном месте и сохраняются как общее достояние группы.

8. Предоставление права выбора центра активности.

Завершающим компонентом утреннего сбора является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на Доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.

У детей формируется познавательный интерес, и интеграция дает высокую результативность в этом плане, так отражает знание из различных областей. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс. Утренний сбор, как интегрированный процесс, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

9. Итоговый сбор, или Что у нас получилось?

Есть ещё одна форма группового сбора — итоговый сбор. Итоговый сбор мы проводим  ежедневно после того, как дети выполнят задуманное — реализуют свой план в каком-либо Центре активности (искусства, науки, математики, строительства, игры, песка и воды и т. п.). Задачи итогового сбора — организовать процесс рефлексии; продемонстрировать общие итоги работы в Центрах активности; обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; наметить последующие шаги (перспективы развития проекта). И ещё одна не менее важная, но скрытая от детей задача — заразить энтузиазмом и вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут сделать хорошо, если захотят («Смотри, какие интересные работы получились у Ани, Юры...»).

Вывод.

Таким образом, дети учатся: правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; развиваются все компоненты связной речи; обогащается и активизируется словарный запас; развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

С целью мотивации педагогических кадров для работы по внедрению элемента - «Утреннего сбора» предлагаю мастер класс. (приложение)

Приложение.

Один из методов и приемов сбора детей – звуковой сигнал (колокольчик).

Дети (педагог) берут стульчики, ставят их по кругу и садятся (могут сесть на ковёр, на именные подушки).

Минутка вхождения или установление сопричастности, общности детей и взрослых группы:

В нашей группе

УТРО В ДЕТСКОМ САДУ... Приветствие

Встанем (сядем) рядышком, по кругу,

Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

- ДОБРОЕ УТРО!!!

Упражнение «Приветствие»: Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, передает игрушку и приветствует его (ее): «Доброе утро, Маша! Я рада, что ты сегодня с нами».

«Новости выходного дня» (ты катись веселый мячик быстро, быстро по рукам; у кого веселый мячик, тот сейчас расскажет нам).

- Дети, я очень хочу поделиться с вами своей (радостной) новостью: «У меня дома, вчера расцвёл очень красивый цветок и мне он нравится. Или я вчера каталась на лыжах. А какие новости у вас?

Обмен информацией.

- Что же у нас за окном? Какой мелкий, моросящий дождик или идёт лёгкий, пушистый снег. Сегодня среда, 9декабря. Октябрь – это осенний месяц.

- Сколько сегодня нас в группе? Девочек? Мальчиков?

Динамическая пауза.

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом,

И как раз вместо глаз,

Угольки нашлись у нас.

Зайка вышел как живой.

Он с хвостом и головой!

За усы не тяни, из соломинок они!

Длинные, блестящие, словно настоящие!

Проблемная ситуация. «Дети пришли в гости поиграть с другими детьми, игрушки разбросали и не прибирают».

Игра по теме проекта (дети повторяют слова и движения)

Сорока – белобока кашку варила, деток кормила.

Каких деток кормила? Кто любит трудиться, и ей помогать!

Дрова рубили, воду носили, пол подметали, печку топили, тесто месили.

Вместе потрудились, вместе покушали! Вместе скажем друг другу «спасибо»!

Дети встают в круг, руки – на плечи друг другу и произносят слова приветствия:

Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро.
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы:
“Один за всех и все за одного”.

 Берут подушки и садятся на них, создавая круг. Повторяют правила, составленные самими детьми:

Говорит один – тот, у кого в руках “волшебный мячик” (микрофон, клубок и т.п.).

Говорить кратко, но самое значимое, интересное.

Не перебивать говорящего.

Проводится игра “Покажи свое настроение”: тот, у кого в руках мяч (он передается по кругу), показывает мимикой какое у него сейчас настроение, другие пытаются его разгадать. (В другом варианте дать одному ребенку картинку с нарисованным “настроением”, он пытается воспроизвести его на своем лице, остальные отгадывают, что же он изображает)

Дети, я очень хочу поделиться с вами своей радостной новостью: я с сыном вчера, в воскресенье, ездили в парк, где катались на лыжах и с горки на санках. А какие новости у вас? Мяч продолжает передаваться по кругу, давая возможность высказаться каждому. Новости не регламентируются (только по одной короткой новости), не селекционируются (только хорошие новости), не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей), не запрещаются (об этом мы не говорим). Новости принимаются как факт.

Дети, представьте, что я корреспондент детского журнала “Радуга”. (Вводится микрофон) По очереди обращаясь к каждому ребенку, задаю вопросы:

- Что ты хочешь сегодня сделать?

- Когда у тебя появилась эта идея (замысел)?

- Что тебе нужно для выполнения своей идеи?

- Где это можно найти?

- С чего ты начнешь?

- Тебе нужны помощники?

- Кого бы ты хотел видеть своим партнером?

- Как вы распределите свою работу? И т.п.



Предварительный просмотр:

Мастер- класс на тему: «Метод «Паутинка», что это?»

Воспитатель МКДОУ «ДСКВ №3 «Солнышко»

                                                                     Басак Ольга Юрьевна

«Паутинка» – это развернутый план работы по проекту, в составлении которого дети принимают активное участие. Каждый ребенок предлагает, чем можно заняться и что сделать по данному проекту. 

Использование «Паутинки» способствует:

  • развитию индивидуальных способностей каждого ребенка;
  • развитию ребенка по собственной траектории;
  • развитию самостоятельности;
  • повышению самооценки неуверенных в себе детей.

«Паутинка» оформляется в виде таблицы, в которую включены все виды детской деятельности по образовательным областям – центрам. После того как дети выбрали тему, воспитатель разворачивает перед ними лист форматаА-3 с разметкой, которую он нанес заранее, до утреннего сбора. В середине листа педагог пишет тему и иллюстрирует ее рисунком или картинкой. От темы проводит стрелки к названиям центров активности, которые будут «работать» на тематической неделе. Под названием каждого центра дети пишут, рисуют или приклеивают картинки, чем они собираются заниматься.

Как правило, в первый день тематической недели дети отражают в плане-паутинке не все виды деятельности, которыми будут заниматься. Выбранная тема «работает» в группе от недели до месяца. В течение этого времени воспитатель предлагает детям дополнять план- паутинку: «У кого из вас появились новые идеи? Что еще можно сделать в центрах?». Также в течение недели меняются не только содержание деятельности детей в центрах активности. Измениться может сама тема недели.

 В работу над «Паутинкой» можно привлекать родителей воспитанников.

Начинается планирование с утреннего сбора в ходе которого дети обмениваются новостями.

Кто оказался самым внимательным, что у нас в группе новое появилось? (картинки, фотографии с изображением разных людей - маленьких и старых, грустных и веселых, т.д.) и еще я принесла для вас замечательную книгу, она так и называется «Люди». А я  вчера смотрела новую передачу, она тоже называлась «Люди». Я узнала много интересного о том, как и где живут разные люди, какие они не похожие друг на друга. Если вам будет интересно, я расскажу и вам обо всем, что узнала. Как вы думаете, какая нас ждет новая тема? Новая тема это наша общая новость.

Модель трех вопросов:

Что знают?

Что хотят узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Давайте заполним эту модель.

-Я , как воспитатель, возьму красный  маркер (для записи детских умозаключений) и запишу в таблицу, указав ваше имя в конце. Пишу печатными буквами.

«Мы с вами выбрали тему «Люди». Что мы можем сделать в наших центрах, чтобы больше узнать о людях? В каком центре это лучше всего (удобнее всего) сделать? Что мы можем сделать в центре искусства (науки, литературы и т.д.)? Что можно сделать в центре науки? У нас совсем нет идей для центра математики? Как вы думаете, что будет нам интересно? В каком центре мы приготовим работу?

А сегодня я приготовила для вас в центре искусства заготовки для рисования человечков.

В центре книги вас ждет книга «Люди».

Те, кто пойдет в центр науки, увидит, какие разные бывают дома у людей.

Вас всегда ждет центр игры и центр строительства. Подумайте и решите, кто в какой центр пойдет работать и какой план у вас будет на сегодня.

Например ребенок говорит: «Я пойду в центр искусства, буду рисовать разных людей.»

Тогда сказать: «Что тебе понадобится для рисования, с чего ты начнешь рисовать людей, кого бы ты хотела пригласить работать вместе с тобой? Алина, ты согласна с планом Даши? Можете ли взять с собой Матвея , что вы ему поручите?

Ребята, кто сделал свой выбор, пожалуйста, можете идти работать.

Тем, кто еще не решил, я напомню: у нас работает центр книги, в центре науки нас ждут интересные открытия. Я буду сегодня в центре математики, кто хочет пойти со мной?

Спасибо за работу,  дорогие «дети».

В приемной на информационной стене вывешиваем название проекта, план-паутинку для родителей для планирования совместной  работы по центрам активности.

Итог: Мы увидели, как при помощи метода «Паутинка» можно  вовлекать  всех участников образовательного процесса.

http://a2b2.ru/methods/32379_znakomstvo_s_planirovaniem_deyatelnosti_detey_v_centrah_aktivnosti__s_ispolzovaniem_metodiki_pautinka_tehnologii_lvsvirskoy_plan-delo-analiz



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №3 «Солнышко»

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО»

Метод проектной деятельности как форма реализации наставничества в дошкольном образовательном учреждении

Басак О.Ю.

Агеенко А.С.

«Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека)

Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций и широко используется всеми участниками образовательного процесса. Несомненно, проектная деятельность позволяет достичь высоких результатов совместной деятельности не только педагогов и их воспитанников, но и наставников с наставляемыми. А так же служит эффективным средством профессионально-личностного развития наставляемого, обуславливая формирование разнообразных сторон и творческих проявлений личности.        

Метод проектной деятельности направлен на выработку самостоятельных и профессиональных умений наставляемого, через освоение педагогических компетенций, необходимых для дальнейшего развития молодого специалиста.
Проблематик

Проблемы молодых педагогов заключаются в затруднении реализации педагогического процесса. С самого первого дня педагогической деятельности они погружаются в те же самые обязательства и выполняют ту же самую работу, что и педагоги с многолетним стажем, а администрация, коллеги и родители ждут от них безукоризненных знаний и умений в своей профессиональной деятельности.

Метод проектной деятельности актуален для молодого специалиста, поскольку позволяет рационально сочетать в практической деятельности, приобретенные теоретические знания. А практическое применение метода проектной деятельности, в практике наставляемого, рассматривается как альтернатива принципа сотрудничества, при котором создаются условия, для раскрепощения потенциала наставляемого.

В основе проектной деятельности лежит развитие умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критического и творческого мышления, что так важно для молодого педагога.

Моя цель, как наставника: развитие профессиональных компетенций молодого педагога посредством вовлечения его в проектную деятельность дошкольной образовательной организации

Мастер-класс молодого педагога  «Планирование и организация работы с детьми в центрах активности».

Цель: повышение профессионального мастерства молодых педагогов по вопросу планирования и организации самостоятельной детской деятельности в центрах активности.

Задачи:

- знакомить педагогов с формами организации детской деятельности в центрах активности;

- повышать уровень мастерства по вопросу проектирования;

- развивать интерес к педагогическим технологиям и способствовать широкому применению их в своей группе.

1. Организационный момент

Утренний сбор (эмоциональный настрой детей)

Нежные, добрые девочки, (воспитатель зовёт девочек)

Сильные, смелые мальчики (обращаясь к мальчикам)

Встанем в круг, за руки все возьмемся (берутся за руки)

И радостно друг другу улыбнемся! (улыбаются)

Всем доброго утра!

2. Введение в проблему

(введение в игровую ситуацию, используя приём «яркое пятно»)

Воспитатель обращает внимание детей на веревочку, лежащую на полу, и предлагает вместе потянуть за нее. Дети тянут за нее и вытягивают золотую рыбку.

- Кого вы поймали? (золотую рыбку)

- Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить? (о рыбах). А вы хотите поближе познакомиться с нашей рыбкой?

Выявление знаний детей о рыбах (дети садятся на коврик)

Тогда садитесь на коврик и расскажите, что вы уже знаете о рыбах? (ответы детей)

У меня есть карточки, которые помогут вам рассмотреть части тела рыб? (тело, покрытое чешуёй, голова, глаза, рот, хвост, плавники). Выкладываются карточки.

- А где живут рыбки? (в пруду, в речке, в море, в ручейках)

Рыбы – это животные, тело которых покрыто скользкой чешуёй. Рыбы – водные обитатели. Передвигаться им помогают плавники. С помощью жабр (активизация) рыбы дышат. А чем мы с вами дышим? (дыхательная гимнастика). Рыбки бывают большими и маленькими, разноцветными, пятнистыми, полосатыми. Рыбки живые, потому что они как и мы, едят, двигаются, только рыбки плавают, а мы ходим, бегаем, прыгаем. Они плавают в воде в разные стороны: вверх, вниз, вправо, влево.

- А хотите, чтобы наша рыбка ожила?

- Тогда давайте скажем волшебные слова:

«Да-да-да наливается вода,

Ла-ла-ла наша рыбка ожила»

Не забудьте взмахнуть руками и дунуть.

(Проводится игра «Рыбка плавает в водице»)

- А где живут рыбы в домашних условиях? (В аквариуме.)

- Посмотрите, какой я вам сделала красивый аквариум. Давайте скорей поместим в аквариум нашу золотую рыбку, а то она погибнет. Рыбы без воды жить не могут. Они погибают. (Дети прикрепляют рыбку.)

Рыбка: Спасибо, ребята, что вы меня спасли (говорит грустным голосом)

- Спросите у рыбки, почему она грустит? (дети спрашивают)

- Вы меня поселили в очень красивый аквариум, но я скучаю по дому и своим друзьям!

- Что же, ребята, нам делать? А давайте отпустим нашу рыбку обратно в речку? А чтобы она нас не забывала, подарим ей подарки, сделанные своими руками! (дети предлагают – нарисовать, слепить, сделать из фигур…)

3. Формулирование проблемы

Постановка цели:

Тогда приступим к делу – с помощью различных материалов сделаем рыбке подарки!

Но сначала давайте превратимся в рыбок и попробуем поплавать.

Физкультминутка.

Рыбки плавали, плескались,

Расправляя плавнички,

Все поплавали немножко?

За работу, умницы!

4.Выбор центров и презентация центров.

У нас сегодня работают 2 центра, где мы найдем нашей рыбке друзей. В центре «Творчества» вам нужно определить рыбок на ощупь и нарядить их в разноцветные чешуйки из разного материала, а  в центре «Конструирования» из геометрических фигур вам надо собрать необычных рыбок. В центрах лежат карты – подсказки и сидят взрослые помощники, которые вам будут помогать. Для того, чтобы узнать в каком центре вы будете заниматься, я предлагаю выбрать карточку и с помощью её найти свой центр.

Но сначала давайте вспомним правила работы в центрах: громко не разговаривать, не спорить, уметь договариваться, помогать друг другу. Ребята, как только вы услышите звон колокольчика, значит, все заканчивают работу и выходят ко мне на коврик.

5.Самостоятельная деятельность детей в центрах

(Дети берут карточки и расходятся по центрам.)

1 центр «Творчества»

- Посмотрите, у меня есть волшебный мешочек.  Вам нужно на ощупь найти рыбок и сделать им наряд из разных чешуек разного материала. Давайте рассмотрим и обследуем наши материалы. Потрогайте руками, какая бумага? (гладкая, холодная).

- А сейчас потрогайте вот эту бумагу. Проведите пальчиками по ней, какая она? (ребристая, неровная).

- А эта бумага какая? (пушистая, мягкая)

- Выберете рыбку и материал, из которого вы будете украшать её.

- Давайте повторим алгоритм работы с клеем. С чего начинаем?

Итог: Какая у тебя получилась рыбка? (гладкая,  …). Какую рыбку ты подаришь? (Я хочу подарить рыбке нового друга –пушистую, мягкую рыбку.)

2 центр «Конструирования»

- Мы будем собирать рыбок из геометрических фигур. Давайте рассмотрим наш алгоритм работы.

- Какого цвета будут наши фигуры? (красного, синего, зелёного, жёлтого).

- Из каких геометрических фигур мы будем собирать рыбок? (больших и маленьких квадратов, треугольников, кругов)

- У нас есть карточки с геометрическими рыбками. Выберите себе рыбку, которая вам понравится (дети выбирают). Посмотрите, в правом верхнем углу есть значок, какого цвета будет ваша рыбка. (Спросить у детей: каким цветом будет твоя рыбка? Значит, фигуры какого цвета ты будешь брать?)

- Ищите свои геометрические фигуры и приступайте к работе.

Итог: Какая у тебя получилась рыбка? (Я сделал рыбку из треугольников красного цвета; Моя рыбка синяя из квадрата и треугольников и т.д.)

6. Презентация результатов деятельности

(Общий сбор на коврике.)

- Расскажите, чем вы занимались в своих центрах. (Рассказы детей). Чему научились? Кому было трудно заниматься? Кому было легко работать? Кому было интересно?

Ребята, наши центры будут открыты до вечера, и вы сможете научить друг друга тому, чему нас научили взрослые.

- А сейчас давайте скорей подарим наши подарки рыбке и отпустим ее домой. (отпускают рыбку)

Ребята, мы сумели помочь нашей рыбке? Как вы думаете, она довольна подарками? Рефлексия «Улыбки»

Мы с вами сегодня сделали доброе дело. Какое? А если люди совершают хорошие поступки, то у них всегда хорошее настроение. А какое настроение у вас? Возьмите улыбки и покажите их нашим друзьям. Молодцы! Мне понравилось заниматься с такими дружными и трудолюбивыми ребятами. У меня вот какое настроение! Спасибо всем!



Предварительный просмотр:

Августовская педагогическая конференция

«Актуальные задачи муниципальной системы

образования по реализации государственной политики в области образования»

Тема: Взаимодействие с родителями посредством проектной деятельности.

автор:

воспитатели Басак Ольга Юрьевна

МКДОУ «ДСКВ № 3 «Солнышко»

2023г.

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по методике взаимодействия с родителями в ходе проектной деятельности.

Задачи.

  • Научить педагогов разным формам и методам вовлечения родителей в образовательный процесс.
  • Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью повышения педагогического мастерства.

   Форма проведения:

- с педагогами, без участия детей;

- лекция и практическая часть.

   Материал и оборудование:

Бабочка, цветные ленты, 2 большие коробки, бумага для фокус-группы, ручки, картинка кошки.

Ход мастер- класса

       Уважаемые коллеги, сегодня нашим талисманом будет бабочка. Почему, вы узнаете в самом конце нашей встречи.

      В наш стремительный век, время резких контрастов окружающей нас жизни, время информационных технологий, человеку приходится справляться с массой проблем. Мы уже не представляем себе жизнь без компьютеров, мобильных телефонов, интернета. И как бы нам  всем не опоздать сделать самое главное дело – заложить семена доброты и порядочности в наших детей. Наши современные дети больше всего любят общаться с телевизором и компьютером, т.е. дети выключены из жизни родителей, а отсюда всего шаг до взаимного непонимания, как в подростковом, так и в старшем возрасте.

Актуальность  проблемы состоит в том, что детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается  их систематическое педагогическое просвещение, так как от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.

    Уважаемые родители, а вы были когда-нибудь маленькими? Ну, конечно же были! И. конечно, помните себя в детском саду, или дома с мамой, а может  на улице, в песочнице. И у вас, наверняка были любимые игрушки, которые вы помните до сих пор. Интересно, что с ними стало? А теперь у вас свои дети. И если спросить любого из вас, что является для вас самым главным в жизни, ответ будет один – вырастить и воспитать своих детей достойными людьми: добрыми, отзывчивыми, самостоятельными и инициативными, счастливыми и уверенными в себе. Но всегда ли это получается? Увы, нет! Убедимся на простом примере. Попрошу выйти на сцену трех человек.

       Упражнение «Коробки». Один участник встает  в центре, ставит ноги (по-отдельности),  в  коробки. Участники, стоящие слева и справа от него, ставят одну ногу в коробку к игроку в центре. В таком положении вам нужно пересечь сцену (комнату), по окончании проводится обсуждение:

- Удобно ли вам было двигаться? Кому из участников было сложнее всего перемещаться? Почему?

- А  теперь попробуйте договориться и вернуться к нам. Что изменилось? В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее? Конечно, когда участники сбоку ему помогали и двигались в одном ритме и направлении с ним.

 Вот так и в жизни: в центре – ребенок, с одной стороны располагается детский сад со своими методами воспитания, требованиями и задачами, а с другой стороны – семья со своими средствами воспитания, со своими взглядами на жизнь, своими чаяньями и надеждами. И ребенку необходимо соответствовать и тем, и другим, выполнять, порой противоречивые,  требования педагогов и родителей. Очень часто родители испытывают определенные трудности в том, что не могут найти свободного времени дома для занятий с собственным ребенком, не уверены в своих возможностях. Часто родители просто самоустраняются от решения вопросов воспитания. Большинство родителей занятые повседневными житейскими проблемами,  воспринимают дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий. Они перекладывают проблемы воспитания на детский сад

      И очень важно найти такие формы общения с семьей, при которых возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции развития детей. Одной из таких форм является проектная деятельность.     Где каждый участник вправе определить тему и ее содержание. Перед каждым педагогом неизменно встают вопросы:

1.        Как можно вовлечь  родителей в проектную деятельность?

2.        Как (и какие?) выбрать формы взаимодействия?

3.         И как выбрать НУЖНЫХ  родителей?

Переходим к практической части нашего мастер-класса.

      Для практической части нам необходимо фокус- группа из 3-х человек.  Для вас дети приготовили тему проекта.

(Педагог показывает картинку, по которой фокус- группа и аудитория должны догадаться, как звучит тема проекта).

(Тема проекта «Почему у кошки язык шершавый»)

      Итак, определена тема проекта.  Ваша задача: поставить воспитательные задачи для педагога и родителей,  спланировать работу с родителями по данному проекту.

       Пока работает фокус-группа, мы с вами, уважаемые коллеги,  поиграем в одну занимательную игру  (с аудиторией), которая очень ярко отражает «среднестатистического» родителя сегодняшнего дня.

          Упражнение «Кокон»

Прошу выйти на сцену 6  участников . один из участников -это  «ребенок». Остальные- мамы (раздать слова текста и ленты)

Вечер. Мама привела ребенка из детского сада домой.

Ребенок хочет рассказать маме о прошедшем дне.  Мама: «Не сейчас, мне некогда!» (завязывает «ребенку» рот)

Ребенок хочет помочь маме в домашних делах.  Мама – отказывает! (связывает ему руки)

Ребенок не знает, чем заняться начинает бегать по дому.  Мама – ругает его!  (связывает ему ноги)

Тогда ребенок садится и слушает взрослые разговоры. Мама снова его ругает (завязывает уши)

Ребенок сидит и тупо смотрит телевизор, а вы говорите, что пора спать (завязывает «ребенку» глаза)

        На что похож ребенок? На кокон. Гусеница в коконе развивается и превращается в красивую бабочку. А ребенок? Подумайте о том, как часто вы говорите  «Нет» своему ребенку.

       А теперь слово нашей  фокус - группе: озвучивают поставленные воспитательные задачи для педагога и родителей, формы работы с родителями в ходе данного проекта.

      Готовы  ли вы ответить на вопросы?

Заключительная часть

      Подошло время рассказать, почему я выбрала талисманом своего мастер-класса бабочку. В одной притче говорится: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не так умен и не может знать все. Зажав в руке бабочку, спросил у мудреца: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? » А сам думает: «Скажет живая, я ее умерщвлю, скажет мертвая, я ее выпущу» Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках» »

      В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным. И запомните, что успешность воспитания и обучения ребенка зависит от

взаимопонимания и сотрудничества родителей и педагогов.

  1. Вечер. Мама привела ребенка из детского сада домой. Ребенок хочет рассказать маме о прошедшем дне.  Мама: «Не сейчас, мне некогда!» (завязывает «ребенку» рот)

  1. Ребенок хочет помочь маме в домашних делах.  Мама – отказывает! (связывает ему руки)

  1. Ребенок не знает, чем заняться начинает бегать по дому.  Мама – ругает его!  (связывает ему ноги)

  1. Тогда ребенок садится и слушает взрослые разговоры. Мама снова его ругает (завязывает уши)

  1. Ребенок сидит и тупо смотрит телевизор, а вы говорите, что пора спать (завязывает «ребенку» глаза)



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждением «Детский сад комбинированного вида №3 «Солнышко»

Мастер- класс: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Познавательное развитие».

Воспитатель: Ольга Юрьевна Басак

2023г.

Мастер- класс: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Познавательное развитие».

Цель: закрепление правил дорожного движения с применением даров Фребеля.

Сегодня я предлагаю мастер- класс по использованию даров Фребеля, которые являются одним из модулей STEM образования.

Я считаю, Дары Фребеля – это уникальный мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка, развивая при этом умения сравнивать, анализировать, классифицировать и обобщать.

Предлагаю перейти к работе.

  1. Игра «Построй маршрут».

Оборудование: разлинованное поле в клеточку 3х3 формата А3, наборы 7, 8, 10, карточки с готовыми маршрутами, маленькие тематические картинки.

Методическая инструкция.

Воспитатель предлагает отправиться к бабушке в деревню и проложить маршрут с помощью карточек-маршрутов.

Варианты задания:

  • предлагается фотография готового маршрута, его нужно в точности повторить;
  • ребенок самостоятельно прокладывает маршрут от заданной точки к цели.
  1. Игра «Построй машину».

Оборудование : наборы 5, 6, 5В

Методическая инструкция.

Предлагается построить машину с опорой на фотографию или по собственному замыслу, используя один из представленных наборов. В процессе строительства используется весь материал «дара».

  1. Игра «Собери панель управления машиной».

Оборудование: наборы 7, 10, карточки с заданием.

Методическая инструкция.

Необходимо собрать панель управления машины по заданным условиям, основанными на законе отрицания (например: круг не должен быть ни синий, ни зеленый, ни красный).

  1. Игра «Дорожные знаки».

Оборудование: наборы 7, 8, 9, 10, 5Р

Методическая инструкция.

Детям предлагается пофантазировать и выложить из представленных наборов дорожный знак. В процессе работы можно использовать один из наборов или сразу несколько. Затем предлагается рассказать, что этот знак обозначает.

  1. Игра. «Преобразуй построенную машину в летательный аппарат»

Оборудование: наборы 5, 6, 5В

Методическая инструкция.

Предлагается        преобразовать        построенную        машину        в        новый летательный  аппарат, соблюдая правила:

  • Готовые фигуры не разрушаются.
  • Новые фигуры создаются путем трансформации предыдущей фигуры.

Вывод:

Дары Фребеля можно использовать не только в математике, но и в любой области познания. А приложив к этому еще и свою фантазию можно так ярко и впечатляюще познакомить ребенка с новым материалом, что он останется в памяти и будет в дальнейшем вызывать интерес.



Предварительный просмотр:

Августовская педагогическая конференция

«Векторы развития муниципальной системы образования для достижения приоритетов суверенной национальной системы образования».

Ключевые условия «Учитель. Школьная команда»

Открытая методическая площадка

 «Методическое сопровождение педагогических кадров. Система наставничества. Повышение квалификации»

воспитатель Москвина Ирина Васильевна,

 воспитатель Басак Ольга Юрьевна

 Тема мастер- класса

Тема:

«Я- Наставник. Я- Наставник? Я- Наставник!»

мастер- класса/ деловая игра

 Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы вновь возвращаемся к теме наставничества, насколько важно оно  для нас?

Наставничество явление не новое, оно уходит своими корнями далеко в прошлое. Из поколения в поколения наши предки передавали свои знания, опыт, традиции. Не  это ли  является наставничеством?

Наставничество - это не про обучение, это про целевые действия, которые ведут к результату!

Наставничество - это про передачу ОПЫТА, а не только ЗНАНИЙ. Мы можем очень много знать, но ничего не делать или делать, но не получать результат.

Мы живем во времена информационного изобилия, когда почти любая информация есть в свободном доступе. Её можно изучать годами.

Только вот людям нужны не знания, а решения! Нужен результат, ведущий из точки А в точку Б.

Но только вот с чего начать этот путь, куда и как идти, что и где искать, как долго? Можно впасть в бесконечный поиск…

А можно обратиться к тому, кто уже этот путь прошёл и знает маршрут.

Логично?

В настоящее время наш педагогический коллектив состоит: 22 % -молодые педагоги и 78 % педагоги со стажем от 10 до 40 лет педагогической деятельности. Наставничество ведется по направлению педагог – стажист - молодой педагог. 

Хочу сказать в этом направлении нами было сделано не мало ошибок, в большинстве случаев работа наставника сводилась к контролю над молодым педагогом. При этом мы не видели профессионального  роста  молодого специалиста, не понимали,  что мы делаем не так.

И тогда было принято решение обратить внимание на  работу педагогов- стажистов, готовы ли они быть Наставниками.

Было приведено масса семинаров, деловых игр, тренингов.

Чего мы этим добились :

- наши педагоги сами стали проявлять желание быть наставниками, был проведен конкурс «Я б в наставники пошел, пусть меня научат»

- изменился стиль общения с молодыми педагогами. Мы ушли от тотального контроля, дав возможность более творчески проявлять собственную инициативу молодым педагогам была дана возможность .

И как результат: молодые педагоги два года подряд участвуют в профессиональных конкурса,  занимая призовые места.

Один молодой педагог был отмечен грамотой  мера нашего района за  реализацию инновационной деятельности в работе с дошкольниками.

Деловая игра.

«Мозговой штурм»

 Исправьте ошибки и определите, что относится  к педагогу, наставнику и руководителю.

Молодой специалист

Ориентирован на достижение определенных целей и выполнение задач в организации или коллективе. Ему необходимо руководить, координировать действия других и управлять.  Он выносит решения и дает указания.

Руководитель

Ориентирован на развитие личности, профессиональный рост другого человека. Его цель — помочь осваивать новые навыки, развивать себя и достигать своих целей.

Наставник:

Ориентирован на получение опыта и формирование профессиональных компетенций , наблюдение за работой опытных педагогов и  повторение лучшего опыта.

Игра «Какой ты наставник?»

Сегодня мы предлагаем вам поиграть в игру, где вы сможете оценить себя, разобраться- сможете ли вы быть наставником, насколько вы удовлетворены своими успехами, увидеть зоны трудности.

 Представляем вашему вниманию игровое поле «4 стихии наставничества», где:

Первая стихия- это земля. Наставник дающий четкие указания и контролирующий выполнение задач. Как вы считает, к какому стиля руководства относится тип наставничества? (директивный, то есть инструктирующий стиль.)

Рассуждение. Игра «Хорошо или плохо?»

Вывод. При таком стиле наставник является авторитетом, но при этом наставляемый творчески не развивается, хотя, при этом четко выполняет инструкции. Поможет ли ему это в будущем, большой вопрос!

Вторая стихия- это вода. (либеральный) Здесь сочетается инструктирование и поддержка наставляемого. Это стиль, при котором наставник участвует в процессе принятия решений, но решения принимаются в большей степени наставляемым. Наставник просто ставит перед обучаемым вопросы и предлагает ему объяснить, что, как и почему он будет делать.

Третья стихия- это огонь. (демократический) В этом стиле присутствует мотивация без инструкций. Что это значит?

Что это значит? (рассуждения)

 Наставнику поддерживает самостоятельное принятие решение  и независимую активность подопечного.

Четвертая стихия- это воздух. Здесь присутствует чистое делегирование без инструкций и поддержки. Наставник дает возможность наставляемому самостоятельно действовать.

Мозговой штурм «Наставник»

«КОМПАС  УСПЕХА»

Уважаемые коллеги! Мы предлагаем сейчас заполнить «Компас успеха» — насколько вы удовлетворены своими успехами в целом; разобрать, что действительно важно сегодня; увидеть свои зоны трудности и роста; оценить прогресс. В каждом сегменте нужно отметить точку от 0 до 10 баллов. где 0 – минимум, а 10 – максимум, распределяйте как считаете нужным. Получившиеся точки соедините плавной линией. Это колесо вашей педагогической деятельности.

  Есть ли сектора, которые набрали наименьшее количество баллов? Каким получилось ваше Колесо – ровным или не очень? Обратите внимание на секторы: приспособление к новым условиям и требованиям, умение устанавливать контакты с коллегами, методические трудности, самообразование.

Если они у вас сильно западают (0-3) – вы ЗЕМЛЯ (новичок);

если данные секторы круга набрали примерно (3-5) – вы ВОДА (ученик);

 (5-8) - вы ОГОНЬ (осторожный профессионал);

 (8-10) – вы ВОЗДУХ (мотивированный профессионал).

Возможно, некоторые секторы круга будут закрашены практически полностью: это ваши сильные стороны, здесь можно брать ресурсы, и на них можно опереться в жизни.

Итак, в игровом поле 4 стихии отмечаем точкой, к какой категории наставников вы относитесь.

ПОДЕЛИТЕСЬ: СОВПАДАЕТ ЛИ ЭТО С ВАШИМИ ОЩУЩЕНИЯМИ

Рефлексия «Идеальный наставник».

Вам предстоит быть наставником. Подумайте, пожалуйста, какими профессиональными и личными качествами должен обладать человек, чтобы стать хорошим наставником?  Предлагаем вам описать качества идеального наставника с помощью прилагательных, начинающих на одну из букв кроссворда.

Вывод: Важно понимать, что наставником может быть каждый из вас. Наставник на основе своего опыта и знаний имеет главную цель – подсказать, поправить, обратить внимание на ошибки или предупредить о возможных сложностях, которые могут возникнуть.  Вы уже для кого-то являетесь примером и опорой.

Остается за вами малое: выделить основные дефициты и проработать их: эмоциональную составляющую, развитие лидерских качеств или навыков целеполагания.

«Каждый великий вдохновитель вдохновляется великим наставником»

Благодарю всех участников за активную работу!