Проект "Рейтинг"
Школьная система балльных оценок (абсолютная количественная шкала) не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса. В связи с чем в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний - система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента. Необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др.
Проблемой рейтингового контроля знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.
Тема данного проекта очень актуальна на сегодняшний день. Ведь сегодня меняются цели и задачи обучения, и, соответственно, меняются образовательные стандарты, учебные планы, идет процесс дифференциация образовательного процесса по профилям и уровням обучения. Решению данных задач способствует применением целого ряда педагогических средств, среди которых особое место занимает контроль и оценивание как необходимая составная часть учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_reyting.doc | 145.5 КБ |
podproekt_monitoring_motivatsii_shkolnikov.doc | 94 КБ |
polozhenie_o_proekte_reyting.docx | 26.14 КБ |
spravka.docx | 18.14 КБ |
analiz_realizatsii_proekta_v_2011-2012_u.g.docx | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
РЕЙТИНГ
результатов учебной деятельности обучающихся
МОУ СОШ№46 с углублённым изучением отдельных предметов
Реализация проекта предполагает стимулирование учебной деятельности обучающихся, повышение мотивации ученика к качественным результатам обучения через информирование всех участников образовательного процесса о результатах учебных достижений. Программа способствует развитию у учащихся способности к самооценке и рефлексии собственной учебной деятельности.
Актуальность
В условиях реализации системного управления качеством образования особое значение приобретают вопросы мотивации обучения как основы учебной познавательной активности, повышающей уровень познавательных процессов учебной деятельности обучающихся.
Проводя мониторинг учебных достижений учащихся МОУ СОШ№46 с углублённым изучением отдельных предметов, в конце каждой четверти и учебного года, отмечается снижение качества обучения при переходе из класса в следующий класс.
Проблема мотивации учащихся – невысокий уровень познавательных интересов обучающихся препятствующий осознанному и качественному подходу в освоении школьных предметов и выбору дальнейшего направления образования.
В силу возрастных особенностей школьников, вступления их в пубертатный период гормональной перестройки, снижается мотивация к учёбе, на первый план выходят другие приоритеты: значимыми становятся самоутверждение не посредством учебных достижений, а социально-значимых качеств личности.
Для повышения мотивации ученика очень важно создать условия для полноценного включения учащихся и их родителей в образовательное пространство школы.
Одним из эффективных инструментов повышения мотивации являются публичность положительных результатов обучающихся, их высокий рейтинг, сопоставительный анализ, и как итог рефлексия ученика. Данный проект позволяет представить всему школьному сообществу и родительскому коллективу достижения на каждом этапе обучения в течение учебного года.
Закон психологии гласит: всё, на что ты обращаешь внимание – растёт. Программа «Рейтинг» позволяет обратить внимание на успешность или не успешность каждого ученика и классного коллектива в динамике, указывает на путь позитивных изменений в показателях качества обучения.
Данный проект позволит родителям своевременно и систематически получать информацию о динамике учебной деятельности учеников, а также включить социум в процесс повышения качества образовательного процесса, повлиять на открытость, престиж и конкурентоспособность образовательного учреждения.
Цель:
Создание условий для повышения качества образовательного процесса через рейтинговую оценку результатов учебной деятельности учащихся
Задачи:
1.Создать условия для изучения содержания проекта, его технологической реализации и предполагаемой перспективы всеми участниками образовательного процесса.
2.Способствовать повышению качества обученности учащихся по предметам школьного курса через привитие им заинтересованности, успешности в обучении.
3.Формировать устойчивую мотивацию у учащихся к обучению через анализ и самооценку своей успешности.
4.Организовать систематическое обнародование результатов среди учащихся и родителей. Повысить открытость образовательного пространства школы для социума города.
5.Стимулировать и поощрять активность, настойчивость и высокие результаты учебной деятельности каждого ученика и классного коллектива.
6.Использовать психолого-педагогические исследования и результаты диагностики индивидуальных особенностей учащихся для повышения качества образовательного процесса.
Ожидаемые результаты:
- повышение качества образовательной деятельности учащихся и педагогов школы;
- улучшение взаимодействия родительского и учительского коллективов в решении вопроса реализации способностей и возможностей каждого ученика;
- гармонизация взаимоотношений в системе «учитель ↔ ученик↔ классный коллектив ↔ родитель», совместная деятельность всех участников образовательного процесса;
- повышение учебной мотивации школьника, классного коллектива и ориентация на непрерывное улучшение качества образования.
Механизм выполнения проекта:
За исходный материал берутся четвертные, полугодовые и годовые оценки.
По окончании учебной четверти, оценки выставленные учителями - предметниками в классный журнал и отражающие уровень предметных знаний каждого ученика, вносятся в электронную ведомость.
Результаты обрабатываются на компьютере и имеют следующую исходящую информацию:
- Рейтинг учащегося в классе
- Рейтинг класса на параллели
- Список отличников
- Список ударников
- Список потенциальных хорошистов
- Сравнительная диаграмма резерва хорошистов на каждой параллели
- Сравнительная диаграмма резерва хорошистов на каждой ступени обучения
- Сравнительная диаграмма количества отличников на каждой параллели
- Сравнительная диаграмма количества отличников на всей ступени обучения
- Сравнительная диаграмма качества обученности по математике на каждой параллели
- Сравнительная диаграмма качества обученности по русскому языку на каждой параллели
Рейтинг каждого ученика определяется по его степени обученности (СОУ) по всем предметам школьного курса и вычисляется по формуле:
(k «5»·1 + k «4»·0,64 +k «3»·0,36) : d
Где , k «5» количество предметов, по которым учащийся занимается на «5»,
k «4» количество предметов, по которым учащийся занимается на «4 и5»,
k «3» количество предметов, по которым учащийся занимается на «3»,
d - количество предметов.
Рейтинг класса вычисляется по формуле:
(k «5»·1 + k «4»·0,64 +k «3»·0,36) : m
Где , k «5» - количество человек, закончивших четверть только на «5»,
k «4» - количество человек, закончивших четверть на «5» и «4»,
k «3» - количество человек, закончивших четверть на «3»,
m- количество учащихся в классе.
Качество обученности по математике и русскому языку выражается через процент качества, показывающий отношение количества учащихся, осваивающих предмет на « хорошо» и «отлично» к общему числу учащихся в классе.
В конце учебного года результаты учебных четвертей анализируются, и рассматривается динамика изменений в рейтинге класса и каждого ученика.
Эти результаты представляются на информационных стендах, обсуждаются и рассматриваются на классных, родительских и ученических собраниях. Представление результатов среди родителей и учащихся стимулирует учебную деятельность ученика, обеспечивает регулярность обучения, повышает активность и настойчивость, что постепенно переходит в повышение мотивации учения.
Мотивация - довольно общее, широкое понятие, под которым имеется в виду направленность активности. Программа изучения и измерения мотивации осуществляется в формате реализации подпроекта «Мотивация учебной деятельности обучающихся», где используется методика, предложенная В.И.Петрушиным.
Данная методика предполагает выявление основных мотивов учебной деятельности. Отвечая на вопрос «Почему я учусь в школе», обучающиеся выбирают один или несколько из предложенных вариантов ответов
1 | Учусь потому, что на уроках интересно |
2 | Учусь потому, что заставляют родители |
3 | Учусь потому, что хочу получать хорошие оценки |
4 | Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии |
5 | Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя |
6 | Учусь потому, что хочу завоевать авторитет у товарищей |
7 | Учусь потому, что нравится узнавать новое |
8 | Учусь потому, что нравится учитель |
9 | Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей |
10 | Учусь потому, что хочу больше знать |
11 | Учусь потому, что люблю мыслить, думать соображать |
12 | Учусь потому, что хочу быть лучшим учеником |
Далее данные ответы группируются в 5 групп основных мотивов учебной деятельности
1 | Широкие социальные мотивы – подготовка к будущей профессии |
2 | Мотивация благополучия |
3 | Мотивация престижа |
4 | Мотивация постороннего (внешнего) давления |
5 | Мотивация содержания обучения |
6 | Узкие социальные мотивы |
Данная методика позволяет оперативно и качественно отслеживать основную мотивационную направленность обучающихся, а также своевременно и адресно предоставлять рекомендации по корректировке и формированию учебной мотивации как педагогам, так и самим обучающимся и их родителям.
План работы по проекту
Основные направления по реализации проекта | Сроки выполне ния | Ответствен ный | Перечень научной, технической и др. документации, подлежащей оформлению и сдачи | результат |
Подготовительный этап | ||||
1.Утверждение плана введения проекта «Рейтинг» на педагогическом совете | Август 2010года | Прохорова Н.В., заместитель директора по УВР | Описание концепции и модели исследований | |
2. Подготовка локальных актов, регламентирующих проведения исследований впоекте «Рейтинг» | Сентябрь 2010г. | Прохорова Н.В., заместитель директора по УВР | Положение о проекте «Рейтинг» | Положение о проекте «Рейтинг» |
3. Обучение классных руководителей по заполнению электронных ведомостей | Октябрь 2010г. | Пичугина М.А., заместитель директора по ИКТ | Электронные ведомости | Готовность классных руководителей к заполнению электронных ведомостей |
4. Обучение оператора по обработке электронных ведомостей и представлению результатов | Октябрь 2010г. | Прохорова Н.В., заместитель директора по УВР | Списки , диаграммы | Готовность оператора к заполнению электронных ведомостей |
5. Разработка механизма введения проекта «Рейтинг» | Ноябрь 2010г | Прохорова Н.В., заместитель директора по УВР | План основных работ (план внедрения) | |
6. Подготовка и определение местанахождения информационного стенда | Январь 2011г. | Прохорова Н.В., заместитель директора по УВР | Установка информационного стенда | |
7.Разработка подпроекта по изучению учебной мотивации школьников | Ноябрь 2012г. | Сорокина Е.В., педагог-психолог | Описание методики диагностики мотивации | Подпроект «Мониторинг диагностики мотивации школьников» |
Практический этап | ||||
1. Создание банка данных электронных ведомостей по итогам учебных четвертей «Формирование мотивации у обучающихся» | Конец каждой учебной четверти и учебного года | Пичугина М.А., заместитель директора по ИКТ, Классные руководители | Электронные ведомости | Заполненные электронные ведомости |
2. Обработка данных электронных ведомостей по каждому ученику, классу и параллели. | Конец каждой учебной четверти и учебного года 2010г. – 2013г. | Клепак О.В., оператор | Диагностика по результатам исследований (списки, диаграммы, таблицы) | Готовность диаграмм, таблиц, списков к представлению общественности |
3.Представление результатов диагностики (списки, диаграммы) на информационном стенде | Начало каждой учебной четверти , начало учебного года 2010-2013 | Прохорова Н.В., заместитель директора по УВР | Оформление информационного стенда | Информированность родительского и ученического коллективов |
4. Использование результатов исследований по проекту на классных родительских и ученических собраниях | На начало каждой учебной четверти 2010-2014г. | классные руководители | Протоколы классных родительских собраний | Информированность родительского и ученического коллективов |
5. Анализ и представление результатов учебной деятельности учащихся в формате проекта | в конце первого полугодия учебного года, январь 2011-2014 годы | Прохорова Н.В., заместитель директора по УВР | Презентация результатов в электронном виде, оформление стенда с материалами проекта, сертификаты «Лучший ученик», протокол совещания при завуче. | Публичное освещение успешности обучающихся, повышение мотивации к дальнейшему качественному освоению образовательных стандартов |
6.Анализ и представление результатов исследований в динамике за учебный год в формате проекта на педагогических, общешкольных родительских и ученических собраниях | в начале учебного года года 2010-2014 годы | Прохорова Н.В., заместитель директора по УВР | Презентация результатов в электронном виде, оформление стенда с материалами проекта, сертификаты «Лучший ученик», протокол совещания при завуче. | Публичное освещение успешности обучающихся перед участниками образовательного процесса, повышение мотивации к дальнейшему качественному освоению образовательных стандартов корректировка работы педагогического коллектива над повышением качества образования. |
7.Ведение системного мониторинга по мотивации школьников (на входе и выходе) | Сентябрь и апрель каждого учебного года 2010-2014 | Сорокина Е.В., Умрихина Л.Ю., педагоги-психологи | Аналитические справки по результатам диагностики | Промежуточная оценка эффективности проекта, корректировка проекта |
Обобщающий этап | ||||
1.Оформление аналитических материалов проекта в тематической папке | Каждая учебная четверть | Прохорова Н.В., заместитель директора по УВР | Систематизированная папка | Систематизация материалов проекта |
2. Анализ реализации подпроекта по учебной мотивации школьника | Май 2011-2014 годов | Сорокина Е.В., Умрихина Л.Ю., педагоги-психологи | Аналитическая справка | Систематизация материалов подпроекта, корректировка плана реализации проекта |
3.Анализ реализации проекта | Июнь 2011-2014 годов | Прохорова Н.В., заместитель директора по УВР | Сборник с аналитическими материалами проекта, систематизированная папка | Систематизация материалов проекта, корректировка плана реализации проекта |
4. Корректировка производственного плана учебно-воспитательного процесса. | В течение учебного года | Заместители директора по УВР | Производственный план | Эффективная реализация целей и задач школы |
5. Разработка шагов и стратегии на основе информации исследования по методам и средствам обеспечения мотивации познавательного интереса у обучающихся | Июнь 2013 года | Прохорова Н.В., заместитель директора по УВР | План действий (малые педагогические советы, индивидуальные собеседования) | Выработка плана методических и консультативных рекомендаций для корректировки педагогической деятельности всех участников образовательного процесса |
6. Корректировка программы и рабочего инструментария исследований | По мере необходимости | Прохорова Н.В., заместитель директора по УВР | План действий | Эффективная реализация проекта |
Научно-методическое обеспечение проекта:
- план и программа подготовки классных руководителей по заполнению электронных ведомостей
- программа Microsoft Excel.
- подпроект «Мотивация учебной деятельности обучающихся»
- тесты, анкеты и другие диагностические материалы для исследования мотивации.
Формы представления результатов:
- списки учащихся с указанием их рейтинга в классе;
- списки отличников и хорошистов;
- списки резерва хорошистов;
- сравнительные диаграммы;
- оформление информационного стенда;
- обнародование информации на классных и общешкольных родительских и ученических собраниях;
- систематизация и накопление диагностических материалов в специальных сборниках.
Ресурсы, используемые в проекте:
а) коллектив:
Заместитель директора по ИКТ проводит обучающий семинар-практикум с классными руководителями по формированию умений для заполнения электронных ведомостей.
Классные руководители заполняют электронную ведомость четвертных оценок по результатам учебных четвертей.
Оператор – учитель информатики обрабатывает данные электронных ведомостей и выдает установленные формы представления результатов.
Заместитель директора по УВР осуществляет руководство реализацией проекта, анализирует, оформляет, систематизирует и представляет результаты работы проекта всем участникам образовательного процесса.
Педагог-психолог проводит диагностику по учебной мотивации школьников на начало и конец учебного года в рамках реализации подпроекта «Мотивация учебной деятельности обучающихся».
б) помещения:
Специальные дополнительные помещения для реализации проекта не нужны.
Оборудованный кабинет информатики необходим для создания банка данных электронных ведомостей и их обработки.
В актовом зале проводятся собрания педагогов, родителей и учащихся.
В школьной рекреации устанавливается информационный стенд.
в) оборудование:
- компьютер необходим для создания банка электронных презентаций( внесение четвертных оценок классными руководителями в электронные ведомости) и их обработки оператором;
- мультимедийное оборудование для презентаций (проектор, экран, ноутбук, дистанционная мышка) понадобятся для проведения родительских учительских и ученических собраний;
- информационный стенд – для оформления на нём таблиц, графиков и списков;
- цветной и черно-белый принтер;
- бумага формата А 4.
Критерии эффективности реализации проекта
Оценка результатов проекта будет проводиться статистическим методом анализа в конце учебного года и первого полугодия по следующим параметрам и направлениям:
- количество учащихся на каждой параллели, имеющих высокий рейтинг;
- количество учащихся, удерживающих стабильно высокий рейтинг в течение всего учебного года;
- количество учащихся повысивших свой рейтинг на конец учебного года и первого полугодия;
- количество классов, имеющий самый высокий рейтинг на каждой параллели;
- количество классов значительно(не менее 5%) повысившие за год (полугодие) свой рейтинг;
- количество классов, повысивших качество обученности по математике и русскому языку;
изменение учебной мотивации школьников в сторону мотивации содержания, широких социальных мотивов и на этом фоне снижение мотивов постороннего (внешнего) давления будет являться свидетельством повышения мотивации к учебной деятельности повышения школьников и одним из критериев успешной реализации проекта. Также критерием изменения учебной мотивации будет выступать соответствие учебных мотивов возрастным особенностям обучающихся. Обучающимся среднего звена более присущи мотивы престижа, узкие социальные мотивы и постепенно на первый план выступают мотивы содержания обучения.
Вся информация представляется общественности на ученических, родительских, педагогических собраниях и информационном стенде.
Обучающиеся имеют возможность проследить динамику изменения своего личного рейтинга за весь учебный год, которая отражается в списках, составленных по форме:
№п/п | Фамилия, имя | Степень обученности | ||||
I четверть | II четверть | III четверть | IѴ четверть | год | ||
1 | Бойко Михаил | 55% | 58% | 59% | 60% | 62% |
В виде диаграмм представляется динамика изменения рейтинга класса, количества отличников и качество обученности математике и русскому языку.
Обучающимся, имеющим высокий рейтинг на ученических собраниях вручается сертификат «Лучший ученик» и свидетельство « Старательный ученик» учащимся значительно (не менее5%) повысившим свой рейтинг.
Вышеизложенные данные систематизируются в таблицу:
параллель | Высокий рейтинг ( человек/%) | Стабильный рейтинг ( человек/%) | Повысили рейтинг ( человек/%) |
6 классы | |||
7классы | |||
8классы | |||
Итого |
Изменение школьной мотивации проводится психологом школы в соответствии с реализацией подпроекта «Мотивация учебной деятельности обучающихся» в сравнительном анализе на начало и конец учебного года по методике В.И.Петрушина и оформляется в аналитической справке. Эта информация предлагается для педагогического коллектива
Критерием оценки процесса реализации проекта будет служить мнение педагогов, родителей и учащихся о нужности и целесообразности данного проекта. Мнение выявляется по результатам анкетирования из личных бесед, интервью с учащимися и родителями.
Анкетирование проводится классным руководителем, обрабатываются психологом школы и оформляются в аналитической справке. Данная информация предоставляется коллективу учителей.
Бюджет проекта
Проект в материальном плане не несёт больших затрат, так как школа обеспечена всей необходимой для проекта техникой: компьютерами, проектором, ноутбуком. Затраты идут лишь на расходные материалы.
Смета расходов на учебный год:
№ п/п | Наименование продукции | К-во (шт.) | Цена (руб.) | Сумма (руб.) | На какие цели |
I Расходные материалы: | |||||
1 | Офисная бумагаА-4 | 4 | 200 | 800 | Оформление справок, наглядности, сертификатов, свидетельств, сборников |
2 | Цветная бумага А-4 | 2 | 250 | 500 | |
3 | Черно-белый катридж для принтера SAMSUNG SCX -4100 | 2 | 2000 | 4000 | |
4 | Цветной катридж для принтера HP Deskjet6980 | 2 | 2500 | 5000 | |
итого | 10 300 |
Работа оператора - учителя информатики поощряется через премирование из премиального фонда школы.
Заключение
В свете модернизации Российского образования и требований современного общества от выпускника требуется прочный багаж знаний и умение им воспользоваться, а затем - самостоятельно пополнять. Востребованными в реальной жизни становятся такие качества личности как активность, ориентация на дело, высокая степень самостоятельности и личной ответственности за результаты деятельности, способность разрабатывать реальные планы будущего, готовность к самостоятельному решению жизненных проблем, готовность преодолевать жизненные трудности и препятствия.
Мотивация это желание преобразовывать себя и окружающий социум, побуждение к действию и направленная активность.
Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности.
По мнению ученых мотивационная сторона учения школьника наименее управляемая. Формирование мотивации подчас идет стихийно, являясь скорее результатом достижения отдельных передовых учителей, чем предметом целенаправленной систематической работы.
Данный проект предполагает управление процессом в формировании устойчивой мотивации к учению, а также способствует выработке прочных и качественных учебных знаний и умений по предметам школьного курса.
Таким образом, внедрение проекта «Рейтинг результатов учебной деятельности обучающихся » обеспечивает постоянное стремление учащихся поднять свой рейтинг и рейтинг класса , повышает их интерес к учебе, тем самым организует систематическую, ритмичную работу и как результат повышает мотивацию к учебной деятельности.
Предварительный просмотр:
ПОДПРОЕКТ
проекта «РЕЙТИНГ результатов учебной деятельности обучающихся
МОУ СОШ№46 с углублённым изучением отдельных предметов»
МОНИТОРИНГ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Существует один-единственный способ заставить кого-либо сделать что-то. Всего один. Надо заставить человека захотеть сделать это. Запомните, других способов нет.
Дейл Карнеги
Актуальность
Не секрет, что качество школьного образования напрямую зависит от уровня мотивации обучающихся, от их заинтересованности в тех знаниях, которые они приобретают.
В научном мире существует огромное количество разных трактований понятий «мотив», «мотивация». В нашем подпроекте мы будем понимать эти понятия следующим образом:
Мотив – это побуждения к деятельности связанные с удовлетворением потребностей человека; это побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется.
Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и ее направленность. Это внутренние двигатели заставляющие двигаться к той или иной цели.
Кто из преподавателей не мечтал, чтобы их ученики всегда хорошо готовились к уроку и активно занимались на нем? Чтобы их ученики отлично знали предмет и добивались по нему больших результатов? Но кто из учителей точно знает, как этого достичь? Как сделать так чтобы все дети в классе, в группе были успешными учениками?
Начинать во многих случаях следует с изучения наличного состояния мотивации. Важно своевременно заметить и предпринять шаги к ее повышению и оптимизации. Именно эту задачу и призван решать данный подпроект.
Еще одной важной задачей подпроекта является выявление мнения обучающихся о значимости и эффективности проекта «Рейтинг» – констатирующая, промежуточная и итоговая диагностика.
В связи с этим,
Цель подпроекта:
Организация и проведение психолого-педагогического исследования особенностей школьной мотивации обучающихся среднего звена, а также изучение мнения обучающихся о реализации проекта «Рейтинг» с целью своевременной корректировки и оптимизации повышения качества обучения.
Задачи:
- Провести констатирующее, промежуточное и итоговое изучение уровня школьной мотивации у обучающихся среднего звена.
- Анализировать полученные в ходе диагностики данные и предоставить рекомендации по повышению уровня школьной мотивации обучающихся.
- Изучить мнение школьников о ходе реализации и эффективности проекта «Рейтинг».
Ожидаемые результаты:
- Выявление уровня школьной мотивации обучающихся среднего звена.
- Отслеживание динамики изменения школьной мотивации обучающихся.
- Выявление мнения школьников о ходе реализации проекта «Рейтинг».
Механизм выполнения подпроекта:
Изучение уровня школьной мотивации осуществляется посредством анкеты «Мотивы учебной деятельности школьника», предложенной В.И. Петрушиным с модификацией для обучающихся разных параллелей классов.
Данная методика предполагает выявление основных мотивов учебной деятельности. Отвечая на вопрос «Почему я учусь в школе», обучающиеся выбирают один или несколько из предложенных вариантов ответов.
1 | Учусь потому, что на уроках интересно |
2 | Учусь потому, что заставляют родители |
3 | Учусь потому, что хочу получать хорошие оценки |
4 | Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии |
5 | Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя |
6 | Учусь потому, что хочу завоевать авторитет у товарищей |
7 | Учусь потому, что нравится узнавать новое |
8 | Учусь потому, что нравится учитель |
9 | Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей |
10 | Учусь потому, что хочу больше знать |
11 | Учусь потому, что люблю мыслить, думать соображать |
12 | Учусь потому, что хочу быть лучшим учеником |
Далее данные ответы группируются в 5 групп основных мотивов учебной деятельности.
1 | Широкие социальные мотивы – подготовка к будущей профессии |
2 | Мотивация благополучия |
3 | Мотивация престижа |
4 | Мотивация постороннего (внешнего) давления |
5 | Мотивация содержания обучения |
6 | Узкие социальные мотивы |
Методика позволяет оперативно и качественно отслеживать основную мотивационную направленность обучающихся, а также своевременно и адресно предоставлять рекомендации по корректировке и формированию учебной мотивации как педагогам, так и самим обучающимся и их родителям.
Кроме того, с помощью методики можно выявлять соответствие учебных мотивов возрастным особенностям обучающихся. Так, для обучающихся начального звена более характерны мотивы благополучия, узкие социальные мотивы и мотивы внешнего давления. Обучающимся среднего звена более присущи мотивы престижа, узкие социальные мотивы, постепенно на первый план выступают мотивы содержания обучения. Для старшеклассников более характерны широкие социальные мотивы, и мотивы содержания обучения.
Изучение мнения школьников о ходе реализации и эффективности проекта «Рейтинг» осуществляется с помощью двух методик, а именно Анкеты и Интервью, составленных Н.В. Прохоровой. Данные методики рассматривают осведомленность и отношение школьников к вышеуказанному проекту.
Анкетирование предполагает выбор обучающимися одного из предложенных ответов на 5 вопросов:
- Знаете ли Вы, о школьном проекте «Рейтинг»?
а) да,
б) нет.
- Интересен ли был Вам материал информационного стенда проекта «Рейтинг» – «Итоги успеваемости 2009-2010 уч.год», представленные на едином классном часе?
а) да,
б) нет,
в) не видел данный стенд.
- Отмечена ли ваша успеваемость или достижения в классе на данном проекте (вручили ли Вам Грамоту или Благодарственное письмо, отмечали ли Ваши достижения устно)?
а) да,
б) нет,
в) не знаю.
- Обсуждаете ли Вы свои школьные успехи со своими друзьями, одноклассниками, знакомыми, родителями?
а) да,
б) нет,
в) не знаю.
- Хотите ли вы повысить свои результаты обучения по школьным предметам?
а) да,
б) нет,
в) не знаю.
Интервьюирование обучающихся о школьном проекте «Рейтинг», предполагает индивидуальное собеседование с обучающимися по вопросам анкеты и подробное фиксирование их ответов.
План работы по подпроекту
Основные направления по реализации проекта | Сроки выполнения | Ответственный | Перечень научной, технической и др. документации, подлежащей оформлению и сдачи | Результат |
Подготовительный этап | ||||
1.Разработка подпроекта по изучению учебной мотивации школьников | Ноябрь 2010г. | Сорокина Е.В., педагог-психолог | Описание методики диагностики мотивации | Подпроект «Мониторинг диагностики мотивации школьников» |
2. Подбор диагностических методик для реализации цели подпроекта | Ноябрь 2010г. | Сорокина Е.В., педагог-психолог | Методики диагностики школьной мотивации и изучения мнения школьников о реализации проекта «Рейтинг» | |
Практический этап | ||||
1. Проведение констатирующего исследования мотивации школьников и изучения их мнения о реализации проекта «Рейтинг» | Октябрь – ноябрь 2010-2014г. | Сорокина Е.В., педагог-психолог, Умрихина Л.Ю., педагог-психолог | Аналитические справки по результатам диагностик по параллелям классов | Первичные результаты диагностики уровня мотивации школьников и изучения их мнения о реализации проекта «Рейтинг». |
2.Ведение системного мониторинга по мотивации школьников (на входе и выходе) | Сентябрь и апрель каждого учебного года 2010-2014 | Сорокина Е.В., педагог-психолог Умрихина Л.Ю., педагог-психолог | Аналитические справки по результатам диагностики | Промежуточная оценка эффективности проекта, коррек-тировка роекта |
Обобщающий этап | ||||
1. Анализ реализации подпроекта по учебной мотивации школьника | Май 2011-2014 годов | Сорокина Е.В., педагог-психолог Умрихина Л.Ю., педагог-психолог | Аналитическая справка | Систематизация материалов подпроекта, корректировка плана реализации проекта |
Научно-методическое обеспечение подпроекта:
- тесты, анкеты и другие диагностические материалы для исследования мотивации;
- анкеты и планы интервью для выявления мнения школьников о реализации проекта «Рейтинг»;
- MS Office Excel, Word.
Формы представления результатов:
- набор диагностических методик с подробным описанием назначения и процедуры проведения;
- аналитические справки по результатам диагностических методик.
Ресурсы, используемые в подпроекте:
а) коллектив:
- педагог-психолог проводит диагностику по учебной мотивации школьников и интервьюирование по реализации проекта «Рейтинг» на начало и конец учебного года;
- классные руководители проводят изучение мнения школьников о реализации проекта «Рейтинг» посредством анкетирования.
б) помещения:
Специальные дополнительные помещения для реализации проекта не нужны.
в) оборудование:
- компьютер необходим для обработки диагностических методик и написания аналитических справок;
- черно-белый принтер;
- черно-белый копир;
- бумага формата А 4.
Критерии эффективности реализации подпроекта
Оценка результатов подпроекта будет проводиться статистическим методом анализа в конце учебного года и первого полугодия по следующим параметрам и направлениям:
- изменение учебной мотивации школьников в сторону мотивации содержания, широких социальных мотивов и на этом фоне снижение мотивов постороннего (внешнего) давления будет являться свидетельством повышения мотивации к учебной деятельности повышения школьников и одним из критериев успешной реализации проекта.
- критерием изменения учебной мотивации будет выступать соответствие учебных мотивов возрастным особенностям обучающихся. Обучающимся среднего звена более присущи мотивы престижа, узкие социальные мотивы и постепенно на первый план выступают мотивы содержания обучения.
Изменение школьной мотивации проводится педагогами-психологами школы в сравнительном анализе на начало и конец учебного года по методике В.И.Петрушина и оформляется в аналитических справках. Эта информация представляется педагогическому коллективу.
Критерием оценки процесса реализации проекта будет служить мнение педагогов, родителей и учащихся о нужности и целесообразности данного проекта. Мнение выявляется по результатам анкетирования из личных бесед, интервью с учащимися и родителями.
Анкетирование проводится классным руководителем, обрабатываются педагогами-психологами школы и оформляются в аналитических справках. Данная информация предоставляется коллективу учителей.
Бюджет подпроекта
Подпроект в материальном плане не несёт больших затрат, так как школа обеспечена всей необходимой для него техникой. Затраты идут лишь на расходные материалы.
Смета расходов на учебный год:
№ п/п | Наименование продукции | К-во (шт.) | Цена (руб.) | Сумма (руб.) | На какие цели |
I Расходные материалы: | |||||
1 | Офисная бумагаА-4 | 2 | 200 | 400 | Оформление справок, наглядности, бланков методик |
2 | Картридж для принтера hp laser jet 1300 | 1 | 2700 | 2 700 | |
3 | Картридж для копира Canon FC 230 | 1 | 1000 | 1 000 | |
итого | 4 100 |
Заключение
Своевременная точная информация о наличном состоянии уровня учебной мотивации является важным условием, позволяющем повысить качество обученности школьников.
Данный подпроект позволяет отслеживать как мотивационный компонент образования школьников, так и ход реализации самого проекта «Рейтинг», оперативно реагировать на все изменения, вовремя корректировать, видоизменять, дополнять деятельность педагогического коллектива и администрации школы в рамках проекта. Причем реализуемые в подпроекте «Мониторинг мотивации школьников» диагностические процедуры не требуют значительных материальных и кадровых ресурсов, просты в проведении, обработке и анализе.
Таким образом, данный подпроект позволит повысить эффективность реализации школьного проекта «Рейтинг результатов учебной деятельности обучающихся».
Список использованной литературы
- Бадмаев В.Ц. «Психологическая работа учителя». Книга 1 с. 166 – 179.
- Бадмаев В.Ц. «Психологическая работа учителя». Книга 2 с. 140 – 141 № 3, с. 144 № 7, с. 146 № 10.
- Евтихов О.В., Трепашко Т.В. Грааль мудрости. Кн. 1. – СПб.: Речь, 2005. – 304 с.
- Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л,А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Фенкис», 1998. – 512 с.
- Магура М., Курбатова М. Секреты Мотивации Или мотивация без секретов. // Управление персоналом, № 13 – 14 (167, 168), июль.
- Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 576 с.
- Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.: ил. – (Серия «Краткий курс»).
- Непредуманные истории. Из жизни психологов и их клиентов / Под общ. ред. Е.Климовой, И. Млодик. (Здесь и теперь). – М.: Генезис, 2007. – 192 с.: с илл.
- Проект «РЕЙТИНГ результатов учебной деятельности обучающихся».
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ№46
-------------------Н.Ф.Иванисов
---- -----------------------2010г.
о реализации проекта
«Рейтинг результатов учебной деятельности обучающихся МОУ СОШ№46 с углублённым изучением отдельных предметов»
Проект направлен на стимулирование учебной деятельности обучающихся, повышение мотивации ученика к качественным результатам обучения через информирование всех участников образовательного процесса о результатах учебных достижений и способствует развитию у учащихся способности к самооценке и рефлексии собственной учебной деятельности.
ЦЕЛЬ:
- Создание условий для повышения качества образовательного процесса через рейтинговую оценку результатов учебной деятельности.
- Включение всех участников образовательного пространства в процесс формирования устойчивой мотивации школьников к качественному освоению государственных образовательных стандартов программ общего среднего образования.
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Проект способствует созданию условий для формирования устойчивой мотивации школьников второй ступени обучения к качественному освоению учебных программ.
1.2. Представляет собой систему мониторинга учебных достижений учащихся по итогам учебных четвертей, а также проведение на его основе системы специальных мероприятий для улучшения качества обучения.
1.3. Заместитель директора по учебно- воспитательной работе руководит и отвечает за реализацию проекта, ведет, оформляет и систематизирует необходимую документацию проекта.
2.ФУНКЦИИ ПРОЕКТА
2.1 Проект позволяет систематически информировать всех участников образовательного процесса (учителей, школьников, родителей) о результативности обучения школьников, по итогам четвертей и учебного года по следующим направлениям:
- Рейтинг учащегося в классе
- Рейтинг класса на параллели
- Список отличников
- Список ударников
- Список потенциальных хорошистов
- Сравнительная диаграмма резерва хорошистов на каждой параллели
- Сравнительная диаграмма резерва хорошистов на каждой ступени обучения
- Сравнительная диаграмма количества отличников на каждой параллели
- Сравнительная диаграмма количества отличников на всей ступени обучения
- Сравнительная диаграмма качества обученности по математике на каждой параллели
- Сравнительная диаграмма качества обученности по русскому языку на каждой параллели
- Способствует повышению качества обучения учащихся по предметам школьного курса через привитие им заинтересованности, успешности в обучении.
- Проект предусматривает стимулирование и поощрение активности, настойчивости за высокие результаты учебной деятельности ученика и классного коллектива.
- Предполагает проведение и использование психолого-педагогических исследований и результатов диагностики индивидуальных особенностей учащихся для повышения качества образовательного процесса.
- ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА И ФУНКЦИИ ЕГО УЧАСТНИКОВ
3.1. Классные руководители в конце каждой учебной четверти заполняют электронные ведомости успеваемости по четвертным или годовым оценкам, выставленными учителями – предметниками в классном журнале.
3.2. Учитель информатики- оператор проекта обрабатывает исходные данные по методике, предложенной В.П.Симоновым.
Рейтинг каждого ученика определяется по его степени обученности (СОУ) по всем предметам школьного курса и вычисляется по формуле:
(k «5»·1 + k «4»·0,64 +k «3»·0,36) : d
Где , k «5» количество предметов, по которым учащийся занимается на «5»,
k «4» количество предметов, по которым учащийся занимается на «4 и5»,
k «3» количество предметов, по которым учащийся занимается на «3»,
d - количество предметов.
Рейтинг класса вычисляется по формуле:
(k «5»·1 + k «4»·0,64 +k «3»·0,36) : m
Где , k «5» - количество человек, закончивших четверть только на «5»,
k «4» - количество человек, закончивших четверть на «5» и «4»,
k «3» - количество человек, закончивших четверть на «3»,
m- количество учащихся в классе.
Качество обученности по математике и русскому языку выражается через процент качества, показывающий отношение количества учащихся, осваивающих предмет на « хорошо» и «отлично» к общему числу учащихся в классе.
Итогом проведенной работы служит материал по направлениям, изложенным в п.2.1 данного положения.
3.3. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе оформляет, систематизирует данные материалы проекта в тематической папке и в электронном виде.
3.4. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе анализирует и представляет данную информацию всем участникам образовательного процесса: учащимся, родителям, педагогам на информационном стенде. Презентует материалы проекта на учительских, родительских и ученических собраниях.
3.5. Школьные психологи организуют и проводят психолого-педагогические исследования особенностей школьной мотивации обучающихся среднего звена по методике, предложенной В.И. Петрушиным, а также изучают мнение учащихся о ходе реализации проекта через анкетирование и интервью. Для отслеживания динамики изменений школьной мотивации, данная диагностика проводится в начале и в конце учебного года.
3.6. Учителя-предметники, классные руководители руководствуясь материалами проекта в целях повышения результативности и качества образовательного проекта, производят корректировку образовательной деятельности. Используют информацию проекта в проведении классных ученических и родительских собраний.
3.7. Заместитель директора и оператор проекта в конце полугодия и учебного года представляют информацию о динамике результатов учебной деятельности по основным параметрам за истекший период всем участникам учебно-воспитательного процесса.
3.8. Школьные педагоги – психологи в апреле-месяце проводят мониторинг изменения школьной мотивации и мнения учащихся о школьном проекте. Результаты представляют заместителю директора по УВР в виде аналитической справки, выступают на совещаниях учителей с конкретными рекомендациями по формированию устойчивой мотивации к учению.
3.9 Заместитель директора по УВР проводит системный анализ реализации проекта по результатам каждого учебного года.
4.ПООЩРЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА
4.1.По итогам полугодия и учебного года обучающимся, имеющим высокий рейтинг на ученических собраниях вручается сертификат «Лучший ученик» и свидетельство « Старательный ученик» учащимся значительно (не менее5%) повысившим свой рейтинг за истекший период.
4.2. Классным коллективам, педагогам и классным руководителям вручаются дипломы: за высокий рейтинг класса, за повышение рейтинга класса, за высокий рейтинг по математике и русскому языку.
4.3. Руководитель проекта, оператор, педагоги-психологи и классные руководители премируются за хорошую и качественную организацию работы по реализации проекта из премиального фонда школы.
4.4. Определение высокого рейтинга класса и динамики изменения рейтинга класса, а также показателей для поощрения педагогов и классных руководителей решает на каждом этапе комиссия, состоящая из руководителя проекта, педагогов-психологов педагогов, классных руководителей. Комиссия избирается в начале каждого учебного года коллективом учителей сроком на один год.
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
о проведении психологического исследования обучающихся 8-х классов
в рамках школьного проекта «Рейтинг»
По запросу администрации МОУ СОШ №46 с углубленным изучением отдельных предметов в рамках реализации школьного проекта «Рейтинг» педагогом-психологом Сорокиной Е.В. было проведено изучение уровня школьной мотивации, а также изучение мнения обучающихся об эффективности школьного проекта «Рейтинг» на параллели 8-х классов.
Данные исследования имели следующие цели:
- Изучение уровня школьной мотивации обучающихся параллели 8-х классов МОУ СОШ №46 с углубленным изучением отдельных предметов.
- Изучение действенности и эффективности школьного проекта «Рейтинг» в среде обучающихся параллели 8-х классов МОУ СОШ №46 с углубленным изучением отдельных предметов.
Поставленные цели реализовывались посредством трех диагностических методик:
- Анкета «Мотивы учебной деятельности школьника» В. И. Петрушина;
- Анкета изучения мнения обучающихся о школьном проекте «Рейтинг», составленная Прохоровой Н.В.;
- Интервьюирование обучающихся о школьном проекте «Рейтинг».
Исследование было проведено в октябре 2011г., в нем приняли участие 210 обучающихся 8-х классов МОУ СОШ №46 с углубленным изучением отдельных предметов.
Изучение мотивационного аспекта учебной деятельности восьмиклассников показало, что преобладающими в данной группе ребят являются широкие социальные мотивы (61,45%), т.е. мотивы подготовки к будущей профессии – большинство обучающихся в разных классах отмечают именно этот мотив как основной для приобретения знаний (Таблица 1).
На втором месте находятся мотивы содержания обучения, данный мотив отмечается у 50,76% восьмиклассников, что является логичным и объяснимым, поскольку при подготовке к будущей профессии важным является то, что именно изучается на уроках.
Третье место с небольшой разницей занимают мотивы внешнего давления (30,53%) со стороны родителей или педагогов и мотив благополучия (30,15%). Достаточно большой процент по данным группам мотивов может указывать на то, что отношение к выбору профессии, а также, соответственно, к содержанию обучения, только начинает формироваться. В принципе, подобное распределение мотивов, характерно для ребят данного возраста. Однако преподавателям можно порекомендовать больше внимания на занятиях обращать на такие аспекты учебно-воспитательного процесса, как формирование активного мотивационного компонента обучения, а также ориентирование на использование полученных знаний в жизни.
Постепенно у восьмиклассников намечается тенденция к смене приоритетов в получении образования. Для них уже чуть менее важной становится оценка со стороны сверстников, собственная успешность и благополучие в глазах одноклассников и педагогов, а также меньший процент в процессе приобретения знаний занимает любовь или не любовь к конкретному преподавателю или предмету. Важнее необходимость приобретения знаний по конкретным предметам в любом случае, независимо от внешних факторов. Именно поэтому на последнем месте находятся мотивы собственного престижа (6,49%) перед сверстниками и учителями.
Подобное распределение школьных мотивов может послужить основой для осознанного, качественного отношения к приобретаемым знаниям с одной стороны, а с другой, может стать причиной выборочного отношения к предметам: «буду учить только то, что мне в дальнейшем пригодится для поступления в ВУЗ». Такое отношение может в ряде случаев привести к снижению успеваемости по «не нужным» предметам.
В Таблице 2. представлены более подробные распределения мотивационных предпочтений восьмиклассников. Как и было отмечено выше, на первом месте для обучающихся стоит подготовка к будущей профессии, она значительно опережает все иные мотивы обучения и составляет 84,73%. Наименее важны такие аспекты, как желание стать лучшим учеником и желание завоевать авторитет у товарищей (по 6,11%).
Таким образом, распределение мотивов учебной деятельности у обучающихся параллели 8-х классов указывает на формирующееся осознанное отношение к собственному образованию.
Более подробное распределение мотивов учебной деятельности по каждому классу в целом можно увидеть в таблицах Приложения 1.
Две остальные методики, а именно Анкета и Интервью изучения мнения обучающихся о школьном проекте «Рейтинг», рассматривали осведомленность и отношение восьмиклассников к вышеуказанному проекту.
Анкетирование предполагало выбор обучающимися одного из предложенных ответов на 5 вопросов. В нем приняли участие 81 респондент обучающихся 8-х классов, кроме 8Б класса.
Большинство восьмиклассников (74,07%) знают о школьном проекте «Рейтинг» (Таблица 3.), причем наиболее осведомленным является 8Д класс, а наименее – 8А класс (29,41%).
Таблица 3.
Также более половины восьмиклассников (66,67%), считают материалы информационного стенда, являющегося частью проекта «Рейтинг» и представляющего индивидуальные и групповые школьные достижения ребят, интересными и полезными (Таблица 4.). Наименее интересен данный материал оказался для учеников 8 А класса (58,82%), несмотря даже на то, что их достижения были наиболее отражены (76,47%) в «Рейтинге» (Таблица 5.). Наименее отмеченной в проекте является успеваемость обучающихся 8 Д класса (4,55%).
Таблица 4.
Таблица 5.
Большинство (85,19%) обучающихся 8-х классов обсуждают свои школьные успехи с одноклассниками и родителями (Таблица 6.).
Таблица 6.
И, наконец, почти все восьмиклассники желают повысить свою успеваемость по школьным предметам – 95,06%, при этом все устраивает в результатах обучения по школьным предметам 1,23% из числа восьмиклассников, принявших участие в исследовании, и лишь 3,7% сомневаются в своем желании учиться лучше. Интересен тот факт, что сомневающиеся и не желающие учиться лучше нашлись только в 8А классе. Причина данного явления требует дополнительного изучения.
Таблица 7.
Последняя методика – интервьюирование обучающихся о школьном проекте «Рейтинг», предполагала индивидуальное собеседование с обучающимися по вопросам анкеты и подробное фиксирование их ответов. В интервью приняли участие 5 восьмиклассников – по одному обучающемуся из каждого класса. По итогам интервью была получена следующая информация.
3 человека из 5 знают о проекте «Рейтинг», а 2 не знают.
Все обучающиеся хотя бы раз изучали материалы информационного стенда, при этом 4 ребят отмечают, что материалы стенда им понравились, 2 назвали эти материалы полезными и по 1 ученику отметили следующее:
- было приятно, потому что у нашего класса лучший результат (8А класс),
- интересно сравнивать и быть первой (8В класс),
- информация не очень понравилась, поскольку нельзя позорить каждого ребенка при всей параллели, лучше сделать это в своем классе (8Б класс).
3 ребят отмечены грамотой (8В, 8А, 8Д), 1 ребенок не отмечен (8Б), и 1 не отмечен, но хотел бы чтобы в следующем году грамота была (8Г).
2 ученика обсуждают свои достижения с одноклассниками, друзьями, родителями и учителями (8В, 8Г), 1 – показал грамоту только маме (8А), 2 (8Б, 8Д) ни с кем свои достижения не обсуждали.
Все ребята, с которыми проводилось интервью, желали бы повысить свои знания и качество обучения по разным предметам (от одного до пяти предметов), в основном, это русский язык и математика.
На вопрос, считаете ли вы проект «Рейтинг» полезным и эффективным, 3 опрошенных сказали, что, да, считают, поскольку данные по этому проекту стимулируют учеников к повышению своей успеваемости, 1 ребенок не сказал ничего, и 1 отметил (8Б), что «для каждого должна быть своя программа, такие собрания и стенды нужны не всем, не все хотят лучше учиться, например, меня это не стимулирует, для меня важно только собственное мнение и мнение моих родителей».
На просьбу порекомендовать что-либо педагогам и администрации школы с целью повышения качества образования откликнулись 3 ученика:
- на некоторых предметах, например, на русском языке и математике, необходимо ввести дополнительные индивидуальные занятия (8Б),
- хочется более интересных, активных уроков, чтобы нас заинтересовать (8В),
- хочется, чтобы была пятидневная неделя, поскольку очень сильно устаю (8А).
Таким образом, выборочное интервью позволило детализировать анкетные вопросы, а также узнать мнение отдельных ребят о реализации проекта «Рейтинг».
Педагог-психолог МОУ СОШ №46 Е.В. Сорокина
с углубленным изучением отдельных предметов
Предварительный просмотр:
Анализ реализации проекта
«Рейтинг результатов учебной деятельности обучающихся
МОУ СОШ№46 с углублённым изучением отдельных предметов» по итогам 2011-2012 учебного года
Цель:1) провести мониторинг результативности обучения учащихся 6-8 классов в формате и по материалам проекта;
2) выявить основные мотивы учебной деятельности у учащихся 6-8 классов;
3)анализ результатов анкетирования учащихся 7,8 классов по выявлению отношения к проекту.
Анализ провела: заместитель директора по УВР Прохорова Н.В.
Материалы для анализа предоставили: Клепак О.В.- оператор проекта, Сорокина Е.В., Умрихина Л.Ю. – педагоги - психологи школы
Итоги анализа
В условиях реализации системного управления качеством образования особое значение приобретают вопросы мотивации обучения как основы учебной познавательной активности, повышающей уровень познавательных процессов учебной деятельности обучающихся.
Проект «Рейтинг результатов учебной деятельности обучающихся МОУ СОШ№46 с углублённым изучением отдельных предметов» предполагает стимулирование учебной деятельности обучающихся, повышение мотивации ученика к качественным результатам обучения через информирование всех участников образовательного процесса о результатах учебных достижений. В 2011-2012 учебном году проект реализовывался на параллелях 6-8 классов.
В конце каждой учебной четверти оценки выставленные учителями - предметниками в классный журнал и отражающие уровень предметных знаний каждого ученика, вносились классными руководителями в электронную ведомость.
Результаты обрабатывались оператором на компьютере и представлялись всем участникам образовательного процесса на стенде, а также на совещаниях при завуче. На информационном стенде представлялись следующие данные:
- Рейтинг учащегося в классе
- Рейтинг класса на параллели
- Список отличников
- Список ударников
- Список потенциальных хорошистов
- Сравнительная диаграмма резерва хорошистов на каждой параллели
- Сравнительная диаграмма резерва хорошистов на каждой ступени обучения
- Сравнительная диаграмма количества отличников на каждой ступени обучения
- Сравнительная диаграмма качества обученности по математике на каждой параллели
- Сравнительная диаграмма качества обученности по русскому языку на каждой параллели
Все участники образовательного процесса имели возможность проанализировать, сравнить и установить результативность учебной деятельности каждого ученика, класса и всей параллели в целом.
С помощью рейтинга всегда виден "статус-кво" данного ученика на фоне всего класса, и легко определить, как "близко" или "далеко" в данный момент времени до оценки в четверти или в году, на которую ученик рассчитывает.
Такая система оценки позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности, стимулирует соревновательность в учебном процессе, что отражает объективно существующую конкуренцию.
В конце учебного года подведён итог по каждому учащемуся и классу, в котором отражена динамика изменения рейтинга в течении всего учебного года и какой получен конечный результат.
Эффективность реализации проекта проявляется в том, что 29% учащихся 6-8 классов имеют высокий рейтинг по результатам обучения,53% его повысили и 14% показывают стабильный результат:
параллель | Высокий рейтинг ( человек/%) | Стабильный рейтинг ( человек/%) | Повысили рейтинг ( человек/%) |
6 классы (155чел.) | 60/39% | 27/17% | 77/50% |
7классы (131чел.) | 33/26% | 16/12% | 63/48% |
8классы (149чел.) | 35/24% | 17/11% | 92/62% |
Итого (435чел.) | 128/29% | 60/14% | 232/53% |
Интересно рассмотреть результативность по данным параметрам в каждом классе:
класс | Кол-во в классе | Высокий рейтинг(более 80%) | Повысили рейтинг | Стабильный рейтинг |
6А | 26 | 12/46% | 12/46% | 5/19% |
6Б | 25 | 8/32% | 4/16% | 4/16% |
6В | 27 | 15/56% | 10/37% | 9/33% |
6Г | 26 | 8/31% | 16/62% | 4/16% |
6Д | 26 | 10/38% | 25/96% | - |
6Е | 25 | 7/28% | 10/40% | 5/20% |
итого | 155 | 60/39% | 77/50% | 27/18% |
7А | 27 | 15/56% | 15/56% | 4/15% |
7Б | 27 | 8/30% | 12/44% | 3/11% |
7В | 27 | 7/26% | 21/78% | 4/15% |
7Г | 23 | 1/4% | 5/22% | 2/8% |
7Д | 27 | 2/7% | 10/37% | 3/11% |
итого | 131 | 33/26% | 63/49% | 16/12% |
8А | 26 | 5/19% | 15/58% | 4/15% |
8Б | 26 | 8/31% | 19/73% | 4/16% |
8В | 27 | 8/30% | 13/48% | 2/7% |
8Г | 21 | 1/5% | 16/76% | - |
8Д | 25 | 7/285% | 14/56% | 4/16% |
8Е | 24 | 6/25% | 15/63% | 3/13% |
итого | 149 | 35/24% | 92/62% | 17/11% |
ВСЕГО | 435 | 128/29% | 232/53% | 60/14% |
При проведении ученических собраний, обучающимся с высоким рейтингом были вручены сертификаты «Лучший ученик», а обучающимся повысившим свой рейтинг – свидетельство «Старательный ученик ».
Поощрение обеспечивает оптимальную мотивацию и открывает возможность для развития положительных свойств, но препятствует возникновению отрицательных. Для психологического развития ребенка важна стимулирующая роль поощрений, и может послужить развитию положительных качеств ребенка.
Рассмотри как менялся рейтинг каждого класса в течение учебного года:
Сравнительная диаграмма рейтинга классов на параллели 6 классов
за период 2011-2012 учебного года
Из диаграммы виден рост рейтинга в течение учебного года во всех классах, за исключением 6В класса. В этом классе у обучающихся проблема с изучением математики, так у два хорошиста ( Ткаченко Е., Халитов Т) имеют одну четверку по математике и Антоненко Г имеет одну тройку по математике. Учитель математики высшей категории Бойко В.М. не нашла путей решения данного вопроса в течении года, возможно педагог который постоянно работает в классах углублённого изучения математики предъявляет к другим профилям повышенные требования. Значительно вырос рейтинг в 6Е классе - на 6%.
Сравнительная диаграмма рейтинга классов на параллели 7 классов
за период 2011-2012 учебного года
.
В параллели 7-х классов также во всех классах наблюдается повышение рейтинга на конец учебного года. В 7А классе вырос с 58 до 68 %, в 7В – с 41 до 48%. Также нужно отметить, что в данной параллели рейтинги классов ниже рейтингов классов из параллелей 6 и 8 классов.
В параллели 8 классов значительная динамика роста наблюдается в 8А, 8Б, 8Д и 8Е классах. Высокий рейтинг удерживают 8А и 8Б классы.
Сравнительная диаграмма рейтинга классов на параллели 8 классов
за период 2011-2012 учебного года
Двенадцать классов из 17 имеют высокий рейтинг на конец учебного года. Лидерами здесь выступаю классы углублённого изучения предметов и классы с ранней профилизацией социально-экономического и информационно- технологического профилей.
класс | 7А | 6А | 8А | 8Б | 6Е | 6Б | 8Д | 6Д | 6Г | 6В | 8В | 8Е |
Напраленность класса | углублённое изучение математики | Социально-экономический | углублённое изучение английского языка | Информационно технологический | общеобразовательный | технологический | ||||||
рейтинг | 68 | 64 | 52 | 62 | 55 | 54 | 54 | 54 | 51 | 58 | 50 | 50 |
Проведённый анализ количества отличников в каждом классе рассмотрим в следующих диаграммах.
Сравнительная диаграмма количества отличников в параллели 6 классов
за период 2011-2012 учебного года
Самый результативный класс по количеству отличников оказался 7А класс – 8 человек, затем идет 6А класс-5 человек и 8Б класс, где 4 ученика за кончили учебный год на отлично. В сего по школе количество отличников увеличилось с 23 человек в первой четверти до 29. Наряду с этим есть классы в которых вообще нет отличников-6Д,7Б,7Г,7Д и 8Г.
Сравнительная диаграмма количества отличников в параллели 7 классов
за период 2011-2012 учебного года
Сравнительная диаграмма количества отличников в параллели 8 классов
за период 2011-2012 учебного года
В проекте рассматривается качество обучения по математике и русскому языку так как эти предметы наиболее значимы и являются обязательным на государственной итоговой аттестации .Рассмотрим в диаграммах как менялось качество обучения по данным предметам от четверти к четверти и какой итог получился в конце учебного года.
Сравнительная диаграмма
качества обученности по математике на параллели 6 классов
за период 2011-2012 учебного года
Из диаграмм видно, что в 6А, 7А,7Б,7В,7Д,8А,8Б,8В,8Д,8Е классах произошло повышение качества обучения по математике и в тоже время в 6Б,6В( учитель Бойко В.М.),6Г,6Д( Таборских Н.А.),7Г (Ракитина О.П.),8Г классах наблюдается снижение качества обучения.
Сравнительная диаграмма качества обученности по алгебре
на параллели 7 классов
Сравнительная диаграмма качества обученности по алгебре
на параллели 8 классов
Таким же образом рассмотрим динамику изменения качества обучения по русскому языку в 2011-2012 учебном году
Сравнительная диаграмма качества обученности по русскому языку на параллели 6 классов
Сравнительная диаграмма качества обученности по русскому языку на параллели 7 классов
Сравнительная диаграмма качества обученности по русскому языку
на параллели 8 классов
Отмечается положительная динамика роста качества обучения по русскому языку в двенадцати классах:6А,6Г,6Д,6Е,7А,7Б,7В,7Д,8А,8Б,8Г,8Е. Произошло снижение качества в двух классах: 6Б и7Г.
Итак, по всем основным критериям проекта успешности и результативности обучения школьников в 2011-2012 учебном году, отмечается позитивная динамика, что говорит о реальном и действенном влиянии проекта на учебный процесс.
Реализация проекта может служить одним из эффективных способов по созданию в школе благоприятных условий для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного процесса.
Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса и целей данного проекта. Формирование мотивов учения - это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учащимся и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.
Школьные педагоги - психологи Сорокина Е.В. и Умрихина Л.Ю. в октябре 2010 года провели изучение уровня школьной мотивации, а также изучили мнения обучающихся об эффективности школьного проекта «Рейтинг результатов учебной деятельности» на параллелях 6-8 классов.
Данные исследования имели следующие цели:
- Изучение уровня школьной мотивации обучающихся 6-8 классов МОУ СОШ №46 с углубленным изучением отдельных предметов.
- Изучение действенности и эффективности школьного проекта «Рейтинг» в среде обучающихся7-х и 8-х классов МОУ СОШ №46 с углубленным изучением отдельных предметов.
Поставленные цели реализовывались посредством трех диагностических методик:
- Анкета «Мотивы учебной деятельности школьника» В. И. Петрушина;
- Анкета изучения мнения обучающихся о школьном проекте «Рейтинг», составленная Прохоровой Н.В.;
- Интервьюирование обучающихся о школьном проекте «Рейтинг».
Всего в исследовании приняли участие 362 обучающихся 6-8 классов.
Изучение мотивационного аспекта учебной деятельности восьмиклассников показало, что преобладающими в данной группе ребят являются широкие социальные мотивы (61,45%), т.е. мотивы подготовки к будущей профессии – большинство обучающихся в разных классах отмечают именно этот мотив как основной для приобретения знаний (Таблица 1).
На втором месте находятся мотивы содержания обучения, данный мотив отмечается у 50,76% восьмиклассников, что является логичным и объяснимым, поскольку при подготовке к будущей профессии важным является то, что именно изучается на уроках.
Третье место с небольшой разницей занимают мотивы внешнего давления (30,53%) со стороны родителей или педагогов и мотив благополучия (30,15%). Достаточно большой процент по данным группам мотивов может указывать на то, что отношение к выбору профессии, а также, соответственно, к содержанию обучения, только начинает формироваться. В принципе, подобное распределение мотивов, характерно для ребят данного возраста. Однако преподавателям можно порекомендовать больше внимания на занятиях обращать на такие аспекты учебно-воспитательного процесса, как формирование активного мотивационного компонента обучения, а также ориентирование на использование полученных знаний в жизни.
Таблица 1.
Постепенно у восьмиклассников намечается тенденция к смене приоритетов в получении образования. Для них уже чуть менее важной становится оценка со стороны сверстников, собственная успешность и благополучие в глазах одноклассников и педагогов, а также меньший процент в процессе приобретения знаний занимает любовь или не любовь к конкретному преподавателю или предмету. Важнее необходимость приобретения знаний по конкретным предметам в любом случае, независимо от внешних факторов. Именно поэтому на последнем месте находятся мотивы собственного престижа (6,49%) перед сверстниками и учителями.
Подобное распределение школьных мотивов может послужить основой для осознанного, качественного отношения к приобретаемым знаниям с одной стороны, а с другой, может стать причиной выборочного отношения к предметам: «буду учить только то, что мне в дальнейшем пригодится для поступления в ВУЗ». Такое отношение может в ряде случаев привести к снижению успеваемости по «не нужным» предметам.
Таблица 2.
В Таблице 2. представлены более подробные распределения мотивационных предпочтений восьмиклассников. Как было отмечено выше, для обучающихся, на первом месте стоит подготовка к будущей профессии, именно она значительно опережает все иные мотивы обучения и составляет 84,73%. Наименее важны такие аспекты, как желание, стать лучшим учеником и желание завоевать авторитет у товарищей (по 6,11%).
Таким образом, распределение мотивов учебной деятельности у обучающихся параллели 8-х классов указывает на формирующееся осознанное отношение к собственному образованию.
Более подробное распределение мотивов учебной деятельности по каждому классу в целом можно увидеть в таблицах Приложения 1.
Интерес к школьно-учебному содержанию занятий – важный показатель внутренней позиции школьника. Реализация ребенком социальной позиции школьника (т.е. полноценное школьное учение) возможна только на основе формирования у него конкретных психических качеств, обеспечивающих возможность организовывать свою деятельность и поведение, подчиняя их определенным общественным образцам и правилам О наличии внутренней позиции школьника можно говорить, если общее стремление ребенка к школе сопряжено с ориентацией на сущностные моменты школьной - учебной деятельности, т.е. собственно школьное, учебное содержание занятий и специфическую именно для школы форму их существования, а также на авторитет учителя как носителя общественно выработанных способов деятельности и отношений.
Выделяют три уровня школьной мотивации:
Высокий уровень – ответственное отношение к учению. Все требования учителя воспринимаются адекватно. Характерно проявление учебных или иных поручений. Учащиеся тем или иным способом стараются расширить свои знания, найти новые источники информации, охотно берутся за рудную работу, на уроках адекватно участвуют в мыслительном поиске.
Средний уровень – адекватное отношение к школе. Умение принимать учебную задачу, находить способы ее решения. Научные знания привлекают сами по себе, осознаются как основа для самообразования и самовоспитания.
Низкий уровень – отсутствие стремления совершенствовать свои умения; ребенок не обращается к учителю за помощью, не старается исправить ошибки. Такой ученик неохотно принимается за трудную работу, особенно творческую, а если есть возможность, выбирает более легкую; не пытается применить усваиваемые умения, не ищет сфер их применения. Характерно равнодушие к своим успехам и неудачам в овладении умениями.
Семиклассники показали высокий уровень значимости школьных предметов (41,81%), т.е. ответственное отношение к учению. Все требования ученики воспринимаются адекватно. Характерно проявление учебных или иных поручений. Учащиеся тем или иным способом стараются расширить свои знания, найти новые источники информации, охотно берутся за рудную работу, на уроках адекватно участвуют в мыслительном поиске (Таблица 3.)
Таблица 3.
.
36,68% респондентов показывают средний уровень предметов т.е. адекватное отношение к школе, владеют умением принимать учебную задачу, находить способы ее решения. Научные знания таких школьников привлекают сами по себе, осознаются как основа для самообразования и самовоспитания.
Показали низкий уровень мотивации к школьным предметам 20,82% учащихся 7-х классов, это обуславливается отсутствием стремления совершенствовать свои умения, ребенок не обращается к учителю за помощью, не старается исправить ошибки. Такой ученик неохотно принимается за трудную работу, особенно творческую, а если есть возможность, выбирает более легкую; не пытается применить усваиваемые умения, не ищет сфер их применения. Характерно равнодушие к своим успехам и неудачам в овладении умениями.
Таблица 4
В
В таблице 4 представлены более подробный рейтинг предметов. На первом месте для обучающихся стоит предмет физкультура 56,17 и изобразительное искусство -53,17%. Самый низкий рейтинг у предмета - русский язык - 24,17%.
Таким образом, распределение мотивов учебной деятельности у обучающихся 7-х классов указывает на формирующееся осознанное отношение к собственному образованию.
Более подробное распределение мотивов учебной деятельности по каждому классу в целом можно увидеть в таблицах Приложения 1.
.
Мотивация - побуждения, вызывающие активность личности и определяющие ее направленность. Мотивация, обуславливая поведение и деятельность, оказывает влияние на самоопределение, на удовлетворенность человека своим трудом.
Проводя диагностическое обследование учащихся 6-х классов в среднем звене на предмет школьной мотивации, были получены следующие результаты:
Таблица 5.
Диагностика на параллелях 6-х классов показала, что у 54,16% шестиклассников – высокий уровень мотивации, у 29,9% - средний уровень, 15,26% с низким уровнем.
Более подробное распределение мотивов учебной деятельности по каждому классу в целом можно увидеть в таблицах Приложения 1.
В Таблице 6. представлен рейтинг предметов. Наиболее предпочитаемый предмет у обучающихся 6-х классов - физкультура 71,43%, затем идет география -71,06%, это связанно с тем, что для шестиклассников это более легкие предметы. Более низкий рейтинг по предметам - русский язык- 30,06%, МХК- 38,43%, английский язык- 41,71%. эти предметы являются более сложными, что очевидно и влияет на учебную мотивацию.
Более подробное распределение мотивов учебной деятельности по каждому классу в целом можно увидеть в таблицах Приложения 1
Таблица 6.
Таким образом, исследование показало что, у большинства обучающихся 6-х классов, учебная мотивация находиться на высоком и среднем уровне, что наиболее заметно по таким предметам как физкультура, география. Наиболее низкий уровень мотивации на таких предметах как МХК, русский и английский язык.
Отношение школьников к данному проекту изучалось через анкетирование и интервью. Анкетирование предполагало выбор обучающимися одного из предложенных ответов на 5 вопросов. В нем приняли участие 81 респондент обучающихся 8-х классов, 105-.7-х классов.
Большинство восьмиклассников (74,07%) знают о школьном проекте «Рейтинг» (Таблица 7.), причем наиболее осведомленным является 8Д класс, а наименее – 8А класс (29,41%).
Таблица 7.
Также более половины восьмиклассников (66,67%), считают материалы информационного стенда, являющегося частью проекта «Рейтинг» и представляющего индивидуальные и групповые школьные достижения ребят, интересными и полезными (Таблица 8.). Наименее интересен данный материал оказался для учеников 8 А класса (58,82%), несмотря даже на то, что их достижения были наиболее отражены (76,47%) в «Рейтинге» (Таблица 9.). Наименее отмеченной в проекте является успеваемость обучающихся 8 Д класса (4,55%).
Таблица 8
Большинство (85,19%) обучающихся 8-х классов обсуждают свои школьные успехи с одноклассниками и родителями (Таблица 6.). Таблица10
И самое важное, что почти все восьмиклассники желают повысить свою успеваемость по школьным предметам – 95,06%, при этом все устраивает в результатах обучения - 1,23% , и лишь 3,7% сомневаются в своем желании учиться лучше. Интересен тот факт, что сомневающиеся и не желающие учиться лучше нашлись только в 8А классе. Причина данного явления требует дополнительного изучения.
Таблица 11
Большинство семиклассников (53,33%) знают о школьном проекте «Рейтинг» (Таблица 12), причем наиболее осведомленным является 7А класс (86,36%), а наименее – 7Б класс (37,50%).
Таблица 12
Также более половины семиклассников (56,19%), считают материалы информационного стенда, являющегося частью проекта «Рейтинг» и представляющего индивидуальные и групповые школьные достижения ребят, интересными и полезными
Таблица 13.
Большинство (87,62%) обучающихся 7-х классов обсуждают свои школьные успехи с одноклассниками и родителями (Таблица15).
Таблица 14
Все семиклассники желают повысить результативность обучения по школьным предметам – 90,48%, при этом все устраивает в результатах обучения по школьным предметам 1,90% из числа восьмиклассников, принявших участие в исследовании, и лишь 7,62% сомневаются в своем желании учиться лучше. Причина данного явления требует дополнительного изучения.
Таблица 15.
Методика интервьюирование обучающихся о школьном проекте «Рейтинг», предполагала индивидуальное собеседование с обучающимися по вопросам анкеты и подробное фиксирование их ответов. В интервью приняли участие 5 восьмиклассников – по одному обучающемуся из каждого класса. По итогам интервью была получена следующая информация.
3 человека из 5 знают о проекте «Рейтинг», а 2 не знают.
Все обучающиеся хотя бы раз изучали материалы информационного стенда, при этом 4 ребят отмечают, что материалы стенда им понравились, 2 назвали эти материалы полезными и по 1 ученику отметили следующее:
- было приятно, потому что у нашего класса лучший результат (8А класс),
- интересно сравнивать и быть первой (8В класс),
- информация не очень понравилась, поскольку нельзя позорить каждого ребенка при всей параллели, лучше сделать это в своем классе (8Б класс).
3 ребят отмечены грамотой (8В, 8А, 8Д), 1 ребенок не отмечен (8Б), и 1 не отмечен, но хотел бы чтобы в следующем году грамота была (8Г).
2 ученика обсуждают свои достижения с одноклассниками, друзьями, родителями и учителями (8В, 8Г), 1 – показал грамоту только маме (8А), 2 (8Б, 8Д) ни с кем свои достижения не обсуждали.
Все ребята, с которыми проводилось интервью, желали бы повысить свои знания и качество обучения по разным предметам (от одного до пяти предметов), в основном, это русский язык и математика.
На вопрос, считаете ли вы проект «Рейтинг» полезным и эффективным, 3 опрошенных сказали, что, да, считают, поскольку данные по этому проекту стимулируют учеников к повышению своей успеваемости, 1 ребенок не сказал ничего, и 1 отметил (8Б), что «для каждого должна быть своя программа, такие собрания и стенды нужны не всем, не все хотят лучше учиться, например, меня это не стимулирует, для меня важно только собственное мнение и мнение моих родителей».
На просьбу порекомендовать что-либо педагогам и администрации школы с целью повышения качества образования откликнулись 3 ученика:
- на некоторых предметах, например, на русском языке и математике, необходимо ввести дополнительные индивидуальные занятия (8Б),
- хочется более интересных, активных уроков, чтобы нас заинтересовать (8В),
- хочется, чтобы была пятидневная неделя, поскольку очень сильно устаю (8А).
Таким образом, выборочное интервью позволило детализировать анкетные вопросы, а также узнать мнение отдельных ребят о реализации проекта «Рейтинг».
В интервью приняли участие также 6 семиклассников – по одному обучающемуся из каждого класса. По итогам интервью была получена следующая информация:
- 3 человека из 6 знают о проекте «Рейтинг», а 3 не знают,
- все обучающиеся хотя бы раз изучали материалы информационного стенда, при этом 5 ребят отмечают, что материалы стенда им понравились, 1 назвал этот материал не интересными,
- 5 ребят награждены грамотой (7А, 7Б, 7В, 7г, 7Д), и 1 не отмечен, но хотел, чтобы в следующем году грамота была (7Е),
- все 6 учеников обсуждают свои достижения с одноклассниками, друзьями, родителями и учителями,
- все ребята желают повысить качество обучения по разным предметам (от одного до пяти предметов).
Проанализировав учебную успешность при помощи рейтинговой системы оценивания результатов учебного труда школьников, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день проект «Рейтинг результатов учебной деятельности обучающихся» обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу, как учащихся, так и учителей.
Рейтинговая система оценки учебных успехов оптимально способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения и позволяет школьникам:
осознавать необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала;
четко понимать систему формирования итогового рейтинга класса и ученика;
углубленно осваивать изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинги рейтинг классного коллектива в течение четверти, учебного года.
Таким образом, внедрение рейтинговой системы оценки учебных достижений обеспечивает постоянное стремление обучающихся набрать больше баллов, повышает их интерес к учебной деятельности, тем самым организует систематическую, ритмичную работу и как результат повышает мотивацию к учебной деятельности.