Методические разработки
Разработки уроков-практикумов, методических рекомендаций для учащихся по работе над проектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-_praktikum_-1.doc | 328.5 КБ |
uroki-praktikumy_po_algebre_10-11_klassy.doc | 473 КБ |
kvadr._drobn.-ratsion_uravneniya_s_parametrom.doc | 540.5 КБ |
drobno-rats._urav._s_parametrom.docx | 59.82 КБ |
urok_prakttikum.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
- Урок-практикум 10 класс
Тема: Решение тригонометрических уравнений и неравенств
Цель:
- Обобщить, систематизировать и сформировать прочные знания и умения учащихся по данной теме используя задания разного уровня сложности.
Формировать:
- Навыки работы в группе;
- умение выполнять взаимопроверку, самопроверку;
- объективную самооценку своих знаний.
Проверить:
- Степень усвоения темы;
- умение применять знания по данной теме для решения как стандартных так и нестандартных задач.
- Развивать:
- Умение объяснять, аргументировать свое решение, убедительно и обосновано доказывать свою точку зрения;
- умение строить аналогии, обобщать и систематизировать;
- умение рефлексировать;
- интерес к предмету, положительные эмоции.
- Воспитывать:
- Ответственность и трудолюбие;
- Коммуникативность и толерантность.
- ПЛАН УРОКА
- Организационный момент (5 мин.)
- Повторение теоретического материала (10 мин.)
- Работа в группах (45-70 мин.)
- Тестирование (15 мин.)
- Домашнее задание (2 мин.)
- Итог урока (3 мин.)
ХОД УРОКА
- Организационный момент:
- Сообщение темы, цели и плана урока;
- правила работы в группах;
- критерии самооценки.
- Повторение теоретического материла:
В: Решая, тригонометрическое уравнение или неравенство к чему мы стремимся в конечном итоге?
О: Нужно прийти к простейшему тригонометрическому уравнению или неравенству.
У: На доске запишем простейшие тригонометрические уравнения.
В: Какие частные случаи мы выделяем среди простейших тригонометрических уравнений?
О: Частные случаи решения тригонометрических уравнений, когда Sin, cos, tg и ctg равны 0, 1, -1
В: какие виды тригонометрических уравнений мы рассмотрели и каковы способы их решения?
О:
- Однородные (cos , cos2 x );
- приведение к алгебраическому способом подстановки;
- методом разложения на множители (вынесение общего множителя за скобки, способ группировки, формулы тригонометрии и сокращённого умножения)
- Работа в группах:
Уровень 1:
А) № 1 проверяется устно;
Б) № 2 и № 3 проверяются по образцу каждой группой индивидуально по мере выполнения заданий.
Уровень 2:
А) выполняется № 1-4;
Б) решаются № 1-4 за закрытой доской;
В) проверка заданий.
Выставление итоговой самооценки.
- Тестирование
- Домашнее задание
- Итог урока
Урок-практикум
Тема: «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»
Ф.И. _______________________________________
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | Итоговая оценка | Оценка за самостоятельную работу | |||||||||
Самооценка | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
Нуждаешься ли ты в индивидуальной консультации?
Да ______ Нет ______
Затрудняюсь:
А) при решении простейших тригонометрических уравнений: ____
Б) при решении простейших тригонометрических неравенств: ____
В) при решении систем тригонометрических неравенств: ________
Г) при решении однородных тригонометрических уравнений: ____
Д) при решении тригонометрических уравнений методом разложения на множители: _________
Е) при решении тригонометрических уравнений, приводимых к алгебраическим методом подстановки: _______
Тест: Вариант: ________
№ 1 ______
№ 2 ______
№ 3 ______
№ 4 ______
№ 5 ______ Оценка: _________
ЗАДАНИЯ 1 УРОВНЯ
№ 1 Какие из данных уравнений не имеют корней?
а) sin = -0,02;
б) cos = -1,01;
в) tgx = 0;
г) sinx = ;
д) sinx = 102/101;
е) tgx = π
ж) cosx =
№ 2 Решите уравнения:
а) tgx = 1;
б) 2 cosx+1 = 0;
в) 2sin2x+sinx = 0;
г) ctg2x = 1;
д) 3cos2x-4sinx cosx+sin2x = 0;
е) cosx+cos3x=0;
ж) 2cos2x+5sinx – 4 = 0.
№ 3 Решите неравенство:
а) sinx;
б) cosx ;
в) 2cosx – 1 ;
г) tgx < -1.
ЗАДАНИЯ 2 УРОВНЯ
№ 1 Для каких из данных уравнений число π является корнем уравнения?
а) 2sinx = 0;
б) 3cosx = 0;
в) sinx = cosx;
г) .
№ 2 Решить уравнение:
а) sin (π – x) + cos (+x) = 0;
б) sin 7x – sin 3x – cos 5x = 0;
в) 2sin3 – cos 2x – sin x = 0.
№ 3 Изобразив схематически графики, определите, сколько корней имеет уравнение?
Cos x = x2
№ 4 Найти корни уравнения:
а) sinx = на
б) cos x = на [0; π].
ЗАДАНИЯ 3 УРОВНЯ
№ 1 составьте тригонометрическое уравнение вида sinx = a, решения которого включает точки, отмеченные на единичной окружности
№ 2 Решите уравнение:
а) 1- cos 6x = tg 3x;
б) sin x + 2 cos x =
№ 3 Решите систему:
№ 4 Решите неравенство:
а) sin ()>
б) <
Тест по теме: "Решение тригонометрических уравнений и неравенств"
I вариант
№ 1. Решить уравнение: cos 0,5x = - 1 .
a) ; в) ;
б) ; г) .
№ 2. Решить уравнение: .
a) ; в)
б) ; г) .
№ 3. Решить неравенство: .
a) ; в) ;
б) ; г) .
№ 4. Решить уравнение: 2 cos2 x = 3 sin x .
a) ; в) ;
б) ; г) .
№ 5. Решить уравнение: sin x + sin 5 x = 0 .
Найдите его наименьший положительный корень.
a) ; б) ; в) ; г) .
Тест по теме: "Решение тригонометрических уравнений и неравенств"
II вариант
№ 1. Решить уравнение: sin 0,5x = - 1 .
a) ; в) ;
б) ; г) .
№ 2. Решить уравнение: .
a) ; в)
б) ; г) .
№ 3. Решить неравенство: .
a) ; в) ;
б) ; г) .
№ 4. Решить уравнение: 2 sin2 x – 5 = - 5 cos x .
a) ; в) ;
б) ; г) .
№ 5. Решить уравнение: cos x + cos 5 x = 0 .
Найдите его наименьший положительный корень.
a) ; б) ; в) ; г) .
Тест по теме: "Решение тригонометрических уравнений и неравенств"
I вариант (решение).
№ 1. Решить уравнение: cos 0,5x = - 1 .
;
№ 2. Решить уравнение: .
;
№ 3. Решить неравенство: .
;
№ 4. Решить уравнение: 2 cos2 x = 3 sin x .
2(1 – sin2 x) – 3 sin x = 0 sin x = – 2 решения нет, т.к. Е (sin) = [ - 1;1]
– 2 sin2 x – 3 sin x + 2 = 0 sin x =
sin x = t
2 t2 + 3 t – 2 = 0
D = 9 + 4 ⚫ 4 = 25
t1 =
t2 =
№ 5. Решить уравнение: sin x + sin 5 x = 0 .
Найдите его наименьший положительный корень.
sin x + sin 5 x = 0 | sin 3x = 0 | cos 2x = 0 |
| ||
2 sin 3x cos 2x = 0 | ||
n = 1, то | n = 0, то | |
x1 = | x2 = |
Тест по теме: "Решение тригонометрических уравнений и неравенств"
II вариант (решение).
№ 1. Решить уравнение: sin 0,5x = - 1 .
;
№ 2. Решить уравнение: .
;
№ 3. Решить неравенство: .
;
№ 4. Решить уравнение: 2 sin2 x – 5 = - 5 cos x .
2(1 – cos2 x) – 5 + 5 cos x = 0 cos x = 1 cos x =
– 2 cos2 x + 5 cos x – 3 = 0 решения нет
cos x = t
2 t2 – 5 t + 3 = 0
D = 25 – 4 ⚫ 2 ⚫ 3 = 1
t1 =
t2 =
№ 5. Решить уравнение: cos x + cos 5 x = 0 .
Найдите его наименьший положительный корень.
cos x + cos 5 x = 0 | cos 3x = 0 | cos 2x = 0 |
| ||
2 cos 3x cos 2x = 0 | ||
n = 0 | n = 0 | |
x1 = | x = |
Домашняя работа № 1
I уровень
№ 1. Решить уравнения:
a) ; г) ;
б) ; д) ;
в) ; е) .
№ 2. Решить неравенство:
a) ; б) ; в) ;
II уровень
№ 1. Решить уравнения:
a) ; в) ;
б) ; г) .
№ 2. Решить систему:
a) б)
№ 3. Решить неравенство:
a) ; б) .
Литература:
- Ю.А. Конаржевский «Анализ урока»;
- Дидактические материалы по алгебре и началам анализа под редакцией Л.О. Денищевой.
- Дидиктические материалы по алгебре и началам анализа под редакцией М.И. Шабунина.
- И.Т. Бородуля «Тригонометрические уравнения и неравенства»
- Тесты «Алгебра и начала анализа» 10-11 П.И. Алтынов
Предварительный просмотр:
Методико-дидактический материал для учащихся по решению
Квадратных уравнений с параметром
Рассмотрим алгоритм решения уравнения не выше второй степени
Ах2 + Вх + С = 0 .
( - ∞ ; ∞ ) | при А + 0 и В = 0 и С = 0 |
Нет решений | при А = 0, В = 0, С ≠ 0 или А ≠ 0 и В2 – 4 АС < 0 |
Единственный корень х = – | при А = 0, В ≠ 0 |
Два различных действительных корня х1,2 = | при А ≠ 0, В2 – 4 АС > 0 |
Два совпадающих корня (один двукратный корень) х1,2 = | при А ≠ 0, В2 – 4 АС = 0 |
Пример 1. Решить уравнение а(х2 + 4) - х(х -4а -2) + 3 = 0.
Решение.
Приведем уравнение к виду Ах2 + Вх + С = 0,
получим: (а - 1)х2 + 2(2а + 1)х + (4а + 3) = 0
Решение данного уравнения зависит от первого коэффициента А и от знака дискриминанта D. Приравняем их к нулю и найдем контрольные значения параметра:
А = а – 1, а – 1 = 0, а = 1 – первое контрольное значение параметра;
D1 = (2a + 1)2– (а – 1)(4а + 3) = 5а + 4; D1 = 0, 5a + 4 = 0, а = - второе контрольное значение.
Изобразим ось параметра а, отметим на ней контрольные значения, расставим знаки дискриминанта в полученных промежутках: D < 0,
5a + 4 < 0, а < .
Рассмотрим выделенные случаи, продвигаясь по оси параметра слева направо:
I. а < . В этом промежутке D < 0, значит, данное уравнение решений не имеет
II. а = . D = 0, следовательно, уравнение имеет два совпадающих корня х1 = х2 = .
При подстановке значения параметра а = в записанную формулу корней, получим:
х1 = х2 = .
III. < а < 1 или а > 1 . На этих промежутках дискриминант является положительным, следовательно, уравнение имеет два различных действительных корня
IV. а = 1 . В этом случае уравнение становится линейным, оно имеет вид: 0 • х2 + ………. = 0, 6х + 7 = 0 . Это уравнение имеет единственное решение х = .
Ответ:
Нет корней | при a < ; |
Два различных корня | при < а < 1 , а > 1; |
Два совпадающих корня х1 = х2 = | при а = ; |
Единственный корень х = | при а = 1 . |
При решении уравнений не выше второй степени удобно пользоваться следующим предписанием:
- На области допустимых значений параметра с помощью равносильных преобразований привести уравнение к виду Ах2 + Вх + С = 0;
- Найти контрольные значения параметра из условий А = 0 и D = 0;
- Отметить все контрольные значения на оси параметра, определить знак дискриминанта в промежутках и рассмотреть все полученные случаи, продвигаясь по оси параметра слева направо;
- Записать ответ по количеству найденных решений, указывая соответствующие значения параметра.
№ 1. Решить уравнение: ах2 + 2х + 1 = 0.
Решение.
А = …, … - первое контрольное значение параметра,
D1 =………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………..
………………………………………...
…………………………………………
………………………………………...
Рассмотрим случаи:
I. …………………………………………………………………………………………..
II. ………………………………………………………………………………………….
III. …………………………………………………………………………………………
IV. …………………………………………………………………………………………
Ответ:
Нет корней | |
Два совпадающих корня | |
Два различных корня | |
Единственный корень |
№ 2. Решить уравнение ах2 + 2ах + а – 2 = х .
Решение.
А = …..,
….. - первое контрольное значение параметра,
D1 =………………………………………
Рассмотрим случаи:
I. …………………………………………………………………………………………..
II. ………………………………………………………………………………………….
III. …………………………………………………………………………………………
IV. …………………………………………………………………………………………
Ответ:
Нет корней | при |
Два совпадающих корня | при |
Два различных корня | при |
Единственный корень | при |
№ 3. Решить уравнение а(а + 1)х2 + (1 – 2а2)х + а2 – а = 0.
Решение.
А = ………………………………………………………………………………………..
D = ………………………………………………………………………………………..
I. а = 0 …………………………………………………………………...………………
II. а = 1 …………………………………………………………………………………..
III. а ≠ 0, а ≠ 1 х1 = ----------- = ------------ = , х2 = …………………..………
Ответ:
Единственный корень х = … | при |
Единственный корень х = … | при |
Два … корня | при |
№ 4. Решить уравнение ах2 + 8х – 4а – 16 = 0.
Решение.
А = ………………………………………………………………………………………..
D = ………………………… D = ( )2, D = 0 при а = … D > 0 при а ≠ ….
……………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………..
Ответ:
Единственный корень х = 2 | при |
Два различных корня | при |
Два совпадающих корня х1 = х2 = 2 | при |
№ 5. Решить уравнение 1 – х2 = .
Решение.
- При а = 0 уравнение не имеет смысла, следовательно, при этом значение параметра уравнений решений не имеет.
- Пусть а ≠ 0 . Преобразуем уравнение: ……………………………………….
(а + 1)х2 – х – а + 1 = 0
А = ………………………………………………………...……………………………...
D = ……………………………………………………………. D = 0 при а = ± …
…………………………………………..
…………………………………………..
…………………………………………..
…………………………………………..
……………………………………………………………………………………………..
Ответ:
при | |
при | |
при |
№ 6. Решить уравнение (а2 + 1)х2 + 2(х – а)(1 + ха) + 1 = 0.
Решение.
Преобразуем уравнение ……………………………………………………………...
А = ………………………………………………………………………………………..
D1 = ……………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………..................................................................................................................................
Ответ:
Нет корней | при а = ... |
Два ... корня х1 = ... | при ... |
№ 7. Решить уравнение (а2 – b2)х2 - 4abx – a2 + b2 = 0 .
Решение.
А = ………………………………………………………………………………………..
D1 = ……………………………………………………………………………………….
D > 0 при а ≠ 0 или b ≠ 0
I. а = b Подставим в уравнение: 0х2 – 4 = 0 , …………………………..
а) а = 0 , ….. = 0 , х – любое действительное число
б) а ≠ 0 , ….. , х = ….
II. а = - b ………………………………………………………………………………
а) а = 0 , ….. = 0 , х = ….
б) а ≠ 0 , ….. , х = ….
III. а ≠ b , a ≠ - b . При таких соотношениях параметров уравнение является квадратным (A ≠ 0), причем D1 > 0 , следовательно, ……………………………………………………………………………………………..
Ответ:
R | при ….... =….... = 0 |
Единственный корень | при а = b ≠ …., а = - b ≠…. |
Два корня | при а ≠ ±………. . |
№ 8. Решить уравнение ах2 - (а2 + 2b)x + 2а b = 0.
Решение.
А = … , ………… = 0,
D = ……………………….…… D = ( )2, ……………………………………
I. а = 0 ………………………………………………………………………………...
а) b = 0 ……………………………………………………………………………...
б) … ≠ 0 ……………………………………………………………………………..
II. b = а2/2 ≠ 0 ………….……………………………………………………………...
III. b ≠ а2/2 ≠ 0 …………………………………………………………………………
Ответ:
при а = 0, b = 0 ; | |
при а = 0, b ≠ 0 ; | |
Два совпадающих корня х1 = х2 = а | при b = а2/2 ≠ 0 ; |
Два различных корня х1 = а, х2 = 2b/а | при b ≠ а2/2 ≠ 0 . |
Пример 2. Решить уравнение х3 + (3 – а)х2 – ах + а(а – 3) = 0.
Решение.
Данное уравнение является кубическим относительно переменно х и в общем виде его решать мы не умеем.
Поступим так: будем считать х параметром, а – переменной.
Перепишем уравнение относительно а :
х3 + 3х2 – ах2 – ах + а2 – За = 0, получим: а2 - (х2 + х + 3)а + х2(х + 3) = 0, найдем его корни по формулам Виета: а1+ а2 а1 ⚫ а2
а1 = х2 , а2 = х + 3 .
Исходное уравнение равносильно совокупности двух уравнений, решим их относительно х.
х2 = а или х = а – 3 .
Второе уравнение имеет единственное решение при любых значениях а.
Решим уравнение х2 = а.
I. а = 0 , получим х2 = 0 , х = 0 ;.
II. а > 0 , уравнение имеет два различных корня х1,2 = ± ;
III. а < 0 , уравнение решений не имеет.
Для записи ответа сделаем "развертку по оси параметра": изобразим ось параметра а, отметим на ней контрольное значение а = 0. Решения исходного
уравнения изобразим сплошной линией
параллельной оси параметра с учетом
промежутков, для которых эти решения существуют.
Запишем все решения исходного уравнения для любого действительного значения параметра, продвигаясь по оси параметра слева направо:
Ответ:
Единственный корень х = а – 3 | при а < 0; |
Два корня х = 0 , х = – 3 | при а = 0; |
Три корня х = , х = –, х = а – 3 | при а > 0 . |
№ 9. Решить уравнение x3 + (1 – b)x2 – bx + b(b – 1) = 0 .
Решение.
…………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………..…………………………………………………………………………………………..…………………………………………………………………………………………………………………………..
I. …………………………………………………………………………………….…….
II. ……………………. , уравнение имеет два различных корня …….………….
III. ……………………. , уравнение решений не имеет ……………………………
………………………………...............
………………………………………….
………………………………………….
………………………………………….
Ответ:
Единственный корень | при |
Два корня или | при |
Три корня , , | при |
№ 10. Решить уравнение х4 + х3 – Зах2 – 2ах + 2а2 = 0.
Решение.
Перепишем уравнение относительно а: 2а2 - ( )а + = 0 , умножим на ,
а2 - ( )а + = 0,
найдем а1 и а2 по формулам Виета:
Решим полученные уравнения относительно переменной х .
х2 = 2а или х2 + х – а = 0
…………………………………………………………………….………………………………
…………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………….
Для записи ответа сделаем развертку по оси параметра и запишем ответ
Ответ:
Нет корней | при | |||
Единственный корень х = … | при а = … | |||
Два корня х = | ± | при а … | ||
2 | ||||
Два корня … | при а = 0 | |||
Четыре корня х = ± , х = | ± | при а … | ||
2 |
Рассмотрим примеры решения квадратных уравнений с параметрами другими способами.
Задание 1: Найти при каких значениях параметра а , уравнение х2 – 4х +а – 1 = 0
Имеет:
а)два корня;
б)два положительных корня;
в)два корня, каждый из которых больше 1?
Решение:
Запишем уравнение в виде: - х2 + 4х + 1 = а.
Построим в одной системе координат графики функций
Y= - х2 + 4х + 1 и Y = а, для разных значений параметра а .
- Y= - х2 + 4х + 1 – графиком является парабола, ветви направлены вниз, т.к. коэффициент при х2 меньше 0,
вершина имеет координаты: х0 == 2, y0 =5; А(2;5)
Найдём координаты дополнительных точек
х | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
y | 1 | 4 | 5 | 4 | 1 |
- Y = а – графиком функции являются прямые , параллельные оси ОХ.
Исследование:
- Передвинем прямые y = а параллельно оси ОХ;
- Пронаблюдаем за точками пересечения прямой и параболы;
- Абсциссы точек пересечения прямой и параболы будут корнями данного уравнения ;
- Количество точек пересечения прямой и параболы будет числом корней уравнения.
1 случай:
Если а 5, то прямая пересекает параболу в двух точках и уравнение имеет два корня, что является ответом на вопрос (а);
2 случай:
Если 1а 5 , то абсциссы точек пересечения прямой и параболы будут положительными, это является ответом на вопрос (б);
3 случай:
Если провести прямую х = 1 и найти точку пересечения прямой х = 1 с параболой, то она имеет координаты(1;4), т.е. при 4а 5 абсциссы точек пересечения прямой с параболой больше 1, что является ответом на пункт(в).
Ответ: а) при а 5 , уравнение имеет два корня;
б) при 1а 5 , уравнение имеет два положительных корня;
в) при 4а 5, уравнение имеет два корня , каждый из которых больше
единицы.
Задание 2 :
При каких значениях параметра m квадратный трёхчлен
х2 +2(m – 9)·х + m2 +3 m +4
будет полным квадратом?
Решение:
Квадратный трёхчлен будет полным квадратом, если он имеет два совпадающих корня, а это имеет место тогда и только тогда, когда D = 0.
D = (2(m-9))2 - 4·1·( m2 +3 m +4) = 4(m2 -18 m +81) - 4 m2 -12 m -4 =
= 4(m2 - 18 m +81 - m2 - 3 m - 4) =4(-21 m +77), D = 0.
21 m = 77,
m = .
ОТВЕТ:ПРИ m = ДАННЫЙ КВАДРАТНЫЙ ТРЁХЧЛЕН БУДЕТ ПОЛНЫМ КВАДРАТОМ.
Задание 3:Решить уравнение ++=0,
Решение:
Приведём к общему знаменателю:
= 0 ,
=0, О.Д.З.: а ≠ 0, а ≠ -3.
3х2 +ах + а + 4 = 0,
а2 -12а -48 = 0,
D1 = 144+4·48 =336; а1,2 = 6 ± 2.
Отметим ОДЗ и а1,2 на числовом луче.
Возможны следующие случаи :
- 6 -2 а 6 +2, уравнение корней не имеет, т.к. D 0,
- 6 -2 а 6 +2, уравнение имеет два корня,
Х1 = , х2 = .
Ответ:
- Корней нет при а (6 -2;6 +2);
- Два различных корня х1,2 =
при а (- ∞ ; 6 -2)[ 6 +2;+∞).
Задание 4
При каких значениях параметра a уравнение (1-2а)х2-6ах-1=0
и уравнение ах2-х+1=0 имеют общий корень?
РЕШЕНИЕ:
Обозначим через Q общий корень этих уравнений.
Тогда выполняются равенства:
(1-2а)Q2 - 6аQ - 1 = 0,
aQ2 – Q +1 = 0.
сложив эти равенства почленно, получим :
(1-а)Q2 - (6a+1)Q = 0.
Очевидно, Q не равно нулю, тогда:
(1-а)Q-(6a+1) =0, здесь возможны следующие варианты:
1). а=1, тогда последнее уравнение решения не имеет
(и, значит, два уравнения, заданные в условии,не имеют
общего корня);
2). а ≠1, тогда Q =; подставим это выражение во второе уравнение системы:
а·()2 – + 1=0;
= 0 и т.к. а ≠ 1,то
а(6а+1)2-(6а+1)(1-а)+(1-а)2=0;
а(36а2 +12а+1)-6а-1+6а2+а+1-2а+а2=0
36а3 + 12а2 +а – 6а – 1 +6а2 +а +1-2а +а2 =0;
36а3 +19а2 – 6а =0;
а(36а2 +19а – 6) =0;
а1 =0;
а2,3 = =;
а2 = = =, а3 = = = - .
Ответ: уравнения имеют общий корень при а = 0, а = и а = - .
Задания для самостоятельного решения с возможностью проверить свой ответ.
Решить уравнения | Ответ: |
1. (k -5)х2 +3kх – ( k-5) = 0. | при k = 0 х = 0, при k ≠ 0 х =·(-3 k±) |
2 = . | при а ≠ 3, а ≠ -1 х1 = а +3, х2 = а-1; при а = 3 х = 6. |
3. + = | При m ≠ 1, m ≠ 0 х1=2m и х2 =m+1; при m = 1 х = 3 . |
4 . - = . | При m ≠ 0 x1 = 3m, x2 = -2m, При m = 0 корней нет. |
5. + =. | при а ≠ 0,5, а ≠ -1,5 х1 = 2а-1 х2 = 2а +3; при а = 0,5 х =4; при а = -1,5 корней нет |
6. 4(k -1)2 · x + 4k(k – 1) + =0. | При k -1 (k ≠ -) и при k4 x = (-k ±); при k = - x = -; при k = 1 корней нет. |
Самостоятельно решить уравнения относительно переменой х или y
1.ах2 = 1;
2. y2 + cy = 0;
3. bх = х2;
4. ny2 – 8y +2 = 0;
5. х2 – ах – ( 2а +4) = 0;
6. ( а+1)·х2 – (а - 1)·х – 2а = 0;
7. х2 - 2( а-1)·х + 2а +1 = 0;
8. х2 -2х -8 – а( х – 4 ) = 0;
9. ( а -1)·х 2 + 2( а +1)·х + а – 2 = 0;
10. x·(mx - 22) + 2m = 0;
11. ( k +1)·x2 –x – k +1 = 0;
12. y2 – y + 1 = ;
13. х4 – 2ах + х + а2 – а = 0 ;
14. х4 + ( 1 – 2а)·х2 + а2 – 1 = 0 .
Самостоятельная работа
« Линейные и квадратные уравнения с параметром»
4 вариант
Решить уравнения:
«А»
1) (а -3 )х = 12 2) а х2 – 4а х + 5 =0 ;
«В»
3) (m + 4 ) х2 - (m + 5 ) х + 1 = 0 ;
4) при каком значении а число - является корнем уравнения ах2 -4 а х – 5 = 0 ?
«С»
5) при каком значении b уравнение ( b + 5 ) х2 – (b +6 )х + 3 = 0 имеет один корень ?
Предварительный просмотр:
Методико-дидактический материал для учащихся по решению
дробно-рациональных уравнений с параметром.
Уравнения, вида = 0 ( где P(x) и Q(x) – многочлены с параметром, называются дробно-рациональными уравнениями с параметром.
При решении дробно-рациональных уравнений можно использовать условие равенства дроби нулю:
= 0 P(x)=0,и Q(x)0.
Пример № 1. Решить уравнение: =
Решение: - = 0, = 0, { 2х = а + 2,
Х + 4 ≠ 0.
Найдём значения параметра а при котором х = -4 и исключим
их из числа возможных.
= -4, а + 2 =- 8 , а = - 10.
При а = - 10 , знаменатель дроби обращается в ноль.
Ответ: Единственное решение х =, при а ≠ - 10;
Нет решений, при а = -10.
После рассмотренного примера можно дать учащимся самостоятельно решить следующие примеры ( с последующей проверкой) или работая в парах:
№ 1. Решить уравнения:
1) = ; 2) = 7.
Задания с «дозированной » помощью:
№ 2. Решить уравнение:
= .
Решение:
= 0 , сист. ……, х≠ а, х≠ 2.
При а = 2 получаем верное числовое равенство, т.е. решением является любое число кроме…..,
При а ≠ 2 получаем неверное числовое равенство, т.е. уравнение…………………
Ответ: ………………,при а = 2;
……………….., при а≠ 2.
Следующие примеры можно предложить обучающимся решить работая в группах:
№ 3. Решить уравнение:
= ;
Решение:
- = 0 , ………………………………………………
Сист. (…….)х = - (…….) , х ≠ …,, х ≠ …,
По известному алгоритму решим полученное линейное уравнение и выполним проверку.
- Если а + 8 ≠ 0, т.е. а ≠ - 8 , то х = - - единственное решение.
Проверка: найдём значения параметра , при котором это решение не существует:
!) х ≠ -7, 2) х ≠ -2,
- ≠ -7. - ≠ -2,
7а +6 ≠ 7а + 56, 7а + 6 ≠ 2а + 16,
6 ≠ 56 – верно. 5а ≠ 10 , а ≠ 2.
2) Если а + 8 = 0, т.е. а = …, то подставим это значение параметра в уравнение и получим: ……= 50 -…………………равенство, т. е……………..
Ответ:
Единственное решение х = - , при а ≠ - ….., а ≠ - …..,
Нет решений при а = -8, а = 2.
№ 4. Решить уравнение: - = .
Решение:
Перенесём все члены уравнения в левую часть и приведём к общему знаменателю.
= 0, …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
По известному алгоритму решим линейное уравнение и выполним проверку.
1. Если………………….х = единственное решение.
Выполним проверку:………………………………………………………………..
При х ≠ -3,…………………………………………………………………………….
m≠………………………………….., m≠…………………………………..,
2.Если………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Ответ: Единственное решение……………..,при m ≠1, m ≠ - , m ≠ ;
Нет решений при ……………
Можно рассмотреть ещё один вид заданий с дробно-рациональными уравнениями с параметрами.
При каких значениях параметра а, уравнение = 0 имеет единственное решение?
Решение: сист. Х2 – ах +1 = 0, х ≠ -3.
- Х2 – ах +1 = 0 – квадратное уравнение,
D = а2 -4, D = 0, а2 -4 = 0,
При а = ± 2, два совпадающих корня х =
2. при х ≠ - 3, (-3)2 + 3а +1 = 0,
При а ≠ - , решений нет.
Ответ: при а = ± 2, единственный корень х = .
Предварительный просмотр:
Урок-практикум 5 класс
«Сложение и вычитание натуральных чисел»
Цель:
1)закрепить и отработать знания и умения, учащихся по выполнению действий с натуральными числами, выявить затруднения учащихся по данной теме;
2) формировать коммуникативные способности обучающихся, умение работать в группе:
- Умение и желание помочь однокласснику;
- Умение воспользоваться учебником,
опорными сигналами, рабочей тетрадью;
- Уметь переключать свое внимание на уроке;
- Учиться самооценке;
3) Развивать интерес к предмету, создать ситуацию успеха.
План урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
2. Работа в группах.
3. Итог урока. Выставление итоговой оценки.
Тематика заданий в карточках.
1.Запись натурального числа, используя сокращённые наименования;
2. Сравнение натуральных чисел и запись неравенства;
3. Координатный луч, определение координаты точки, умение отмечать точку на координатном луче по заданной координате;
4. Распознавать на чертеже отрезки, лучи, ломаные и уметь их обозначать;
5. Упрощение буквенных выражений и нахождение их значений при данных значениях переменной;
6. Решение уравнений;
7. Составлять числовые выражения по предложенной схеме и находить их значения.
Карточка №1
Вставьте пропущенное вместо точек:
- 123000 = ………тыс.; 3) 8………= 8 000 000 000 ;
- ………….. = 57 млн. ; 4) 4320 тыс. = ……………..
Карточка №2.
Соедините натуральные числа стрелками от меньшего к большему и запишите их сравнение, используя знаки неравенства:
а) ● 2001 б) ● 59
● 1200 ● 95
● 2100
● 60
●1189
● 105
Карточка №3.
Напишите координаты отмеченных точек на координатной прямой:
А) ВСТАВКА
Карточка № 4.
№1 ВСТАВКА
По предложенному рисунку записать:
- Отрезки;
- Лучи;
- Ломаные.
№2.
Записать два пересекающихся луча и два непересекающихся.
Карточка № 5.
№1
Упростите буквенное выражение:
А) 46ạ + 16а ; г) 29b + ( b + 4 );
Б) 54х-31х; д) 28 - ( 4y + 3y );
В) 45y + 13 + 7y; е) 15 - ( 2 + х ).
№2.
Найдите значение буквенного выражения
34 + х при х = 17.
Карточка № 6.
Решите уравнения:
а) 135 – х = 21; в) (24 – х) + 37 = 49 ;
б) 32 + х + 4 =73; г) 248 – ( y + 123) = 24.
Карточка № 7.
Запишите пример по предложенной схеме и выполните действия.
ВСТАВКА