Тренинговое занятие: "Пять ключей "починки" поведения ребёнка"

Цель: выяснение ожиданий и опасений родителей, представление алгоритма изменения поведения ребенка.

 

Ход тренингового занятия:

         1. Введение в тренинг

          Психолог знакомит родителей с целью работы. Раскрывает условия, вводит правила группового взаимодействия. Рассказывает, в какой форме будет проводиться занятие и какой основной теме оно будет посвящено.

 

2. Групповая дискуссия.

- Что в поведении ребенка беспокоит меня больше всего?

- Как я справляюсь с данными ситуациями?

- Каковы результаты моих усилий?

Психолог дает возможность высказаться каждому участнику, рассказать о ситуациях проблемного поведения детей, о предпринимаемых родителями усилиях и их результативности. По окончании ведущий подчеркивает актуальность данных ситуаций и множественность подходов к их разрешению.

 

3. Основная часть

Информационный блок № 1

Психолог раскрывает родителям философию, лежащую в основе метода поэтапного изменения проблемного поведения ребенка, знакомит участников с алгоритмом по изменению поведения «5 ключей для «починки» поведения ребенка»:

1. Определить поведение-мишень.

2. Составить целостный план поэтапного изменения.

3. Ввести штрафные санкции.

4. Дать себе обещание приступить к изменениям.

5. Ограничить свое обязательство тремя неделями.

Упражнение «Поведение-мишень»

Первый этап – самый главный: родитель должен выделить ту особенность плохого поведения, которая беспокоит больше всего. У ребенка может быть несколько качеств, которые требуют исправления, поэтому нужно понимать, что работать в одно и то же время можно с одним, максимум с двумя из них. Таким образом, можно составить более точный план действий. Нельзя говорить: «Он не слушается», следует сконцентрировать свои усилия на конкретном качестве, которое надо искоренить, например: «Он дерзит».

Далее группа делится на две подгруппы. Каждой выдается карточка «Проблемное поведение ребенка», на которой перечислены особенности проблемного поведения ребенка. Участники совместно группируют схожие поведенческие проявления и определяют проблему. Затем каждая подгруппа зачитывает своеобразную характеристику ребенка, обсуждает частоту поведенческих проявлений, актуальность проблемы для группы.

Упражнение «Планирование»

Как только выделены негативные качества, необходимо составить целостный план по их преодолению, который:

- отталкивается от особенностей поведения вашего ребенка (существующее поведение);

- определяет новые качества взамен старых (желаемое поведение);

- подробно излагает способы изменения (стратегия);

- описывает, как вы будете добиваться своей цели, проводить переобучение (пошаговое планирование).

Психолог просит, опираясь на материал предыдущего упражнения, записать в колонке слева проблемное поведение, существующее на данный момент, в колонке справа – желаемое поведение, оно должно быть положительно, позитивно сформулировано.

 

Существующее поведение

Желаемое  поведение

Конфликтность

Доброжелательность

 

 

 

После обмена мнениями психолог обращает внимание на то, что остается еще два этапа: знакомство со стратегиями преодоления и пошаговое планирование конкретных проблем.

 

Информационный блок № 2 «Штрафные санкции»

В воспитании детей существует непреложный факт: дети непременно делают то, чего вы от них не ждете. Это им свойственно, поэтому у вас должен быть готов план на случай проблемного поведения, которое продолжается, несмотря на убедительные наставления, увещевания и строгий вид. Совершенно очевидно, что вы не можете оставить такое поведение без последствий. Ребенок должен научиться отвечать за  свои поступки, поэтому применение штрафных санкций является третьим ключом к изменению поведения.

Упражнение «Штрафные санкции»

Работа в подгруппах. Психолог просит, опираясь на предыдущий информационный материал, записать примерный перечень штрафных санкций, которые родители применяют, либо, по их мнению, такие санкции, которые в зависимости от возраста ребенка и обстоятельств плохого поведения можно применить. После обмена мнениями психолог может дополнить перечень примерными санкциями. После применения штрафных санкций необходимо попросить ребенка рассказать, что он сделал не так и что в следующий раз сделает иначе. Маленьким детям и тем, у кого есть сложности с запоминанием, нужно помогать находить правильные ответы.

Можно попросить ребенка отразить это в рисунке. Для исправления поведения ребенка очень важно помочь ему понять, что именно он сделал неправильно, чтобы снизить вероятность повторения такого поведения в будущем.

Психолог обращает внимание на недопустимость физического наказания (от шлепков до порки), приводит результаты психологических исследований (например, Леонарда Эрона) и делает вывод о том, что, чем жестче родители наказывают своих детей, тем агрессивнее те становятся в отношениях с другими детьми. Впоследствии такие дети вырастают в агрессивных родителей собственных агрессивных детей.

 

Информационный блок № 3

Психолог дает информацию о двух последних «ключах» примерно следующего содержания:

1) Даже самый лучший план изменения поведения ребенка не начнет действовать до тех пор, пока родитель не даст себе обещания приступить к его выполнению и не будет затем настойчиво придерживаться плана, чтобы добиться успеха. Так что дайте себе обещание приступить к изменениям.

2) Если вы хотите справиться с негативным поведением, то должны выделить себе испытательный срок – 21 день. Не рассчитывайте на мгновенный успех: изменения в поведении так быстро не происходят. Они станут заметны как минимум через три недели постоянных повторений, поэтому не стоит торопиться. Ограничьте свое обязательство тремя неделями и не сдавайтесь, пока не увидите положительных изменений.

4. Резюмирование

Психолог подводит итог разговора об алгоритме изменения проблемного поведения ребенка и об использовании его в последующей работе над конкретными проблемами.


 

Упражнение «Проживание состояния «YES»

Участники делают четыре карточки: «Прошлое», «Настоящее», «Будущее спустя n-е время  после изменения». Далее предлагает расположить карточки по линии времени. Участники становятся рядом с карточкой и стараются прочувствовать собственное состояние в заданный момент. Начинать необходимо с настоящего. Линии участников не должны пересекаться или быть продолжением друг друга.

Обмен мнениями:

-Что я чувствую в момент достижения цели, преодоления проблемного поведения моего ребенка?

- Что произойдет дальше?

 

5. Обратная связь

Участники устно отвечают  на вопросы:

- Чем полезна именно для вас данная встреча?

- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие

Тема: «Пять ключей «починки» поведения ребенка»

Цель: выяснение ожиданий и опасений родителей, представление алгоритма изменения поведения ребенка.

Ход тренингового занятия:

                1. Введение в тренинг

        Психолог знакомит родителей с целью работы. Раскрывает условия, вводит правила группового взаимодействия. Рассказывает, в какой форме будет проводиться занятие и какой основной теме оно будет посвящено.

2. Групповая дискуссия.

- Что в поведении ребенка беспокоит меня больше всего?

- Как я справляюсь с данными ситуациями?

- Каковы результаты моих усилий?

Психолог дает возможность высказаться каждому участнику, рассказать о ситуациях проблемного поведения детей, о предпринимаемых родителями усилиях и их результативности. По окончании ведущий подчеркивает актуальность данных ситуаций и множественность подходов к их разрешению.

3. Основная часть

Информационный блок № 1

Психолог раскрывает родителям философию, лежащую в основе метода поэтапного изменения проблемного поведения ребенка, знакомит участников с алгоритмом по изменению поведения «5 ключей для «починки» поведения ребенка»:

1. Определить поведение-мишень.

2. Составить целостный план поэтапного изменения.

3. Ввести штрафные санкции.

4. Дать себе обещание приступить к изменениям.

5. Ограничить свое обязательство тремя неделями.

Упражнение «Поведение-мишень»

Первый этап – самый главный: родитель должен выделить ту особенность плохого поведения, которая беспокоит больше всего. У ребенка может быть несколько качеств, которые требуют исправления, поэтому нужно понимать, что работать в одно и то же время можно с одним, максимум с двумя из них. Таким образом, можно составить более точный план действий. Нельзя говорить: «Он не слушается», следует сконцентрировать свои усилия на конкретном качестве, которое надо искоренить, например: «Он дерзит».

Далее группа делится на две подгруппы. Каждой выдается карточка «Проблемное поведение ребенка», на которой перечислены особенности проблемного поведения ребенка. Участники совместно группируют схожие поведенческие проявления и определяют проблему. Затем каждая подгруппа зачитывает своеобразную характеристику ребенка, обсуждает частоту поведенческих проявлений, актуальность проблемы для группы.

Упражнение «Планирование»

Как только выделены негативные качества, необходимо составить целостный план по их преодолению, который:

- отталкивается от особенностей поведения вашего ребенка (существующее поведение);

- определяет новые качества взамен старых (желаемое поведение);

- подробно излагает способы изменения (стратегия);

- описывает, как вы будете добиваться своей цели, проводить переобучение (пошаговое планирование).

Психолог просит, опираясь на материал предыдущего упражнения, записать в колонке слева проблемное поведение, существующее на данный момент, в колонке справа – желаемое поведение, оно должно быть положительно, позитивно сформулировано.

Существующее поведение

Желаемое  поведение

Конфликтность

Доброжелательность

После обмена мнениями психолог обращает внимание на то, что остается еще два этапа: знакомство со стратегиями преодоления и пошаговое планирование конкретных проблем.

Информационный блок № 2 «Штрафные санкции»

В воспитании детей существует непреложный факт: дети непременно делают то, чего вы от них не ждете. Это им свойственно, поэтому у вас должен быть готов план на случай проблемного поведения, которое продолжается, несмотря на убедительные наставления, увещевания и строгий вид. Совершенно очевидно, что вы не можете оставить такое поведение без последствий. Ребенок должен научиться отвечать за  свои поступки, поэтому применение штрафных санкций является третьим ключом к изменению поведения.

Упражнение «Штрафные санкции»

Работа в подгруппах. Психолог просит, опираясь на предыдущий информационный материал, записать примерный перечень штрафных санкций, которые родители применяют, либо, по их мнению, такие санкции, которые в зависимости от возраста ребенка и обстоятельств плохого поведения можно применить. После обмена мнениями психолог может дополнить перечень примерными санкциями. После применения штрафных санкций необходимо попросить ребенка рассказать, что он сделал не так и что в следующий раз сделает иначе. Маленьким детям и тем, у кого есть сложности с запоминанием, нужно помогать находить правильные ответы.

Можно попросить ребенка отразить это в рисунке. Для исправления поведения ребенка очень важно помочь ему понять, что именно он сделал неправильно, чтобы снизить вероятность повторения такого поведения в будущем.

Психолог обращает внимание на недопустимость физического наказания (от шлепков до порки), приводит результаты психологических исследований (например, Леонарда Эрона) и делает вывод о том, что, чем жестче родители наказывают своих детей, тем агрессивнее те становятся в отношениях с другими детьми. Впоследствии такие дети вырастают в агрессивных родителей собственных агрессивных детей.

Информационный блок № 3

Психолог дает информацию о двух последних «ключах» примерно следующего содержания:

1) Даже самый лучший план изменения поведения ребенка не начнет действовать до тех пор, пока родитель не даст себе обещания приступить к его выполнению и не будет затем настойчиво придерживаться плана, чтобы добиться успеха. Так что дайте себе обещание приступить к изменениям.

2) Если вы хотите справиться с негативным поведением, то должны выделить себе испытательный срок – 21 день. Не рассчитывайте на мгновенный успех: изменения в поведении так быстро не происходят. Они станут заметны как минимум через три недели постоянных повторений, поэтому не стоит торопиться. Ограничьте свое обязательство тремя неделями и не сдавайтесь, пока не увидите положительных изменений.

4. Резюмирование

Психолог подводит итог разговора об алгоритме изменения проблемного поведения ребенка и об использовании его в последующей работе над конкретными проблемами.


Упражнение «Проживание состояния «YES»

Участники делают четыре карточки: «Прошлое», «Настоящее», «Будущее спустя n-е время  после изменения». Далее предлагает расположить карточки по линии времени. Участники становятся рядом с карточкой и стараются прочувствовать собственное состояние в заданный момент. Начинать необходимо с настоящего. Линии участников не должны пересекаться или быть продолжением друг друга.

Обмен мнениями:

-Что я чувствую в момент достижения цели, преодоления проблемного поведения моего ребенка?

- Что произойдет дальше?

5. Обратная связь

Участники устно отвечают  на вопросы:

- Чем полезна именно для вас данная встреча?

- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?