Психолого-педагогическая характеристика стиля общения педагога

Психолого-педагогическая характеристика стиля общения педагога

 

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.

Неправильное педагогическое общение порождает у учащихся страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, так как у них снижается желание и умение думать самостоятельно, увеличивается конформность поведения.
Общение учителя с учеником имеет самые разнообразные функции: информативную, нормативную, познавательную, коммуникативную, регулятивную, воспитательную.

Информативная функция заключается в отборе и передаче учителем той информации, которая необходима. Основной источник ее – учебный процесс. Информативное общение осуществляется главным образом посредством речи учителя.

Нормативная функция общения состоит в освоении школьниками норм морали через знание нравственных основ поведения.  Примеры соответствующих действий и регулирование способов взаимодействия и взаимоотношений.

Познавательная функция общения заключается в направленности познавательной активности школьников, создании условий для развития познавательной мотивации учебно-воспитательного процесса.

Коммуникативная функция общения предполагает установление связей и взаимодействия школьников в группах, установление контактов между группами детей и взрослых.

Регулятивная функция общения состоит в установлении различных форм и средств контроля, в выборе способов поощрения и наказания.

Воспитательная функция общения заключается в передаче способов сотрудничества и взаимодействия, в выработке умения общаться.
Знание этих функций помогает учителю организовать общение со школьниками на уроке и вне его как целостный процесс.

 

Структура профессионально-педагогического общения включает:

  1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).
  2. Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).
  3. Управление общением в ходе педагогического процесса.
  4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.

Этап моделирование требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Готовящийся к уроку материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия и продуман не только от лица учителя, но и о лица школьников, по возможности в разных вариантах.

На этапе, называемом «коммуникативной атакой», нужна техника быстрого включения класса в работу,  необходимо владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия.

На этапе управления общением необходимо умение поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия.

И, наконец, анализ общения направляется на соотнесение цели, средств и результата.

В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие.

 

Стили отношений

Исследователи вычленяют такие стили отношения учителя к классному коллективу как устойчиво – положительный, пассивно-положительный, неустойчивый. Но встречаются учителя, у которых отмечаются черты отрицательного стиля отношения к детям.

У педагога со стабильным положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в общении школьники раскованы, общительны, доверчивы. Отрицательное отношение к детям («Как мне надоел ваш класс», «Умничать научились, а писать грамотно – нет» и др.), неустойчивость позиции учителя, попадающего под власть своих настроений и переживаний, создают почву для возникновения недоверия, замкнутости, подхалимства. Все это налагает отпечаток на весь ход учебно-воспитательного процесса.

 

Стили руководства (взаимодействия)

В современной психолого-педагогической литературе существуют различные классификации стилей педагогического руководства. Чаще всего вычленяются три основных разновидности: авторитарный стиль, демократический и либеральный.

Учитель, придерживающийся демократических тенденций в стиле руководства, привлекает учащихся к принятию решений, касающихся жизни коллектива, характера деятельности, стимулирует развитие общественного мнения, самостоятельности, проявляет заинтересованность в переживаниях и личной жизни школьников. Учитель этого стиля руководства прислушивается к критическим высказывания учащихся; его установка на учащихся положительная. При непосредственном взаимодействии с учениками он пользуется не столько прямыми, сколько косвенными формами побуждения к действию (совет, просьба).

Пример: «Он как-то так строил урок, что сам не выделялся как человек все знающий. Никто не боялся сказать что-то свое, если даже не был уверен, что сказанное будет верным»; «Мы всегда выходили из класса с чувством какой-то наполненности души и можно даже сказать  - уважения к себе»; «К этой учительнице как магнитом тянуло после занятий, независимо от того, в каком классе ты учишься. Ее отношение к тебе как равному покоряло любого ученика».

Учитель авторитарного стиля руководства обращается главным образом к способам взаимодействия, основанным на подчинении. Он стремится к единоличному управлению классом и устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор. Авторитарный стиль руководства может обеспечить кажущуюся эффективность групповой деятельности, но создает крайне неблагоприятный психологический климат. При длительном сотрудничестве с учителем авторитарного стиля у учащихся развиваются отрицательный свойства – пассивность, неуверенность в себе, агрессивность.

Пример: «Наша учительница физики работала с нами три года и все это время держала нас в постоянном страхе. Она могла поставить на урок 10-15 двоек. У каждого их было столько, что мы их уже считали. Девочки выходили отвечать к доске со слезами на глазах. Естественно, было не до ответа. Мы только мучились, и единственной мыслью было – только бы она скорее меня, отпустила. Когда учительница заболевала, для нас наступал праздник. Конечно, она дала нам много знаний, причем прочных, но какой ценой они дались нам! До сих пор с содроганием слышу слово: «физика».

Учитель либерального стиля руководства не вмешивается в дела ребят без крайней необходимости, не проявляет особой инициативы в организации тех или иных дел. Ему свойственны нерешительность, колебания. Такой учитель не стремится к новшествам, остерегается и проявления инициативы школьников, установка на учащихся у него нейтральная. При нем, как правило, выделяется несколько наиболее деятельных учащихся, которые постепенно берут на себя некоторые его организаторские функции.                                

Пример: «Было у нас учительница математики. Математику она знала хорошо, преподавала ее неважно, в основном занимались мы сами, конечно, кто хотел. У нее было много слабостей, но мы к ней относились снисходительно, зная, что она много нам прощает, не помнит зла, не придирается по мелочам. Иногда мы над ней подсмеивались, но не обидно. Класс был сильный дружный и, когда что-то было нужно сделать, мы справлялись сами».

Стиль руководства формируется в зависимости от ряда объективных и субъективных предпосылок. К объективным предпосылкам относятся: образованность учителя, стиль руководства директора школы, развитость и сплоченность педагогического коллектива и др.; к субъективным – нравственно и эмоционально-волевое развитие личности учителя, особенности его темперамента, уровень притязаний, выражающихся в определенной самооценке и др.

Стиль отношений и характер взаимодействий в процессе руководства обучением и воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика

стиля общения педагога

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.

Неправильное педагогическое общение порождает у учащихся страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, так как у них снижается желание и умение думать самостоятельно, увеличивается конформность поведения.
Общение учителя с учеником имеет самые разнообразные функции: информативную, нормативную, познавательную, коммуникативную, регулятивную, воспитательную.

Информативная функция заключается в отборе и передаче учителем той информации, которая необходима. Основной источник ее – учебный процесс. Информативное общение осуществляется главным образом посредством речи учителя.

Нормативная функция общения состоит в освоении школьниками норм морали через знание нравственных основ поведения.  Примеры соответствующих действий и регулирование способов взаимодействия и взаимоотношений.

Познавательная функция общения заключается в направленности познавательной активности школьников, создании условий для развития познавательной мотивации учебно-воспитательного процесса.

Коммуникативная функция общения предполагает установление связей и взаимодействия школьников в группах, установление контактов между группами детей и взрослых.

Регулятивная функция общения состоит в установлении различных форм и средств контроля, в выборе способов поощрения и наказания.

Воспитательная функция общения заключается в передаче способов сотрудничества и взаимодействия, в выработке умения общаться.
Знание этих функций помогает учителю организовать общение со школьниками на уроке и вне его как целостный процесс.

Структура профессионально-педагогического общения включает:

  1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).
  2. Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).
  3. Управление общением в ходе педагогического процесса.
  4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.

Этап моделирование требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Готовящийся к уроку материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия и продуман не только от лица учителя, но и о лица школьников, по возможности в разных вариантах.

На этапе, называемом «коммуникативной атакой», нужна техника быстрого включения класса в работу,  необходимо владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия.

На этапе управления общением необходимо умение поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия.

И, наконец, анализ общения направляется на соотнесение цели, средств и результата.

В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие.

Стили отношений

Исследователи вычленяют такие стили отношения учителя к классному коллективу как устойчиво – положительный, пассивно-положительный, неустойчивый. Но встречаются учителя, у которых отмечаются черты отрицательного стиля отношения к детям.

У педагога со стабильным положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в общении школьники раскованы, общительны, доверчивы. Отрицательное отношение к детям («Как мне надоел ваш класс», «Умничать научились, а писать грамотно – нет» и др.), неустойчивость позиции учителя, попадающего под власть своих настроений и переживаний, создают почву для возникновения недоверия, замкнутости, подхалимства. Все это налагает отпечаток на весь ход учебно-воспитательного процесса.

Стили руководства (взаимодействия)

В современной психолого-педагогической литературе существуют различные классификации стилей педагогического руководства. Чаще всего вычленяются три основных разновидности: авторитарный стиль, демократический и либеральный.

Учитель, придерживающийся демократических тенденций в стиле руководства, привлекает учащихся к принятию решений, касающихся жизни коллектива, характера деятельности, стимулирует развитие общественного мнения, самостоятельности, проявляет заинтересованность в переживаниях и личной жизни школьников. Учитель этого стиля руководства прислушивается к критическим высказывания учащихся; его установка на учащихся положительная. При непосредственном взаимодействии с учениками он пользуется не столько прямыми, сколько косвенными формами побуждения к действию (совет, просьба).

Пример: «Он как-то так строил урок, что сам не выделялся как человек все знающий. Никто не боялся сказать что-то свое, если даже не был уверен, что сказанное будет верным»; «Мы всегда выходили из класса с чувством какой-то наполненности души и можно даже сказать  - уважения к себе»; «К этой учительнице как магнитом тянуло после занятий, независимо от того, в каком классе ты учишься. Ее отношение к тебе как равному покоряло любого ученика».

Учитель авторитарного стиля руководства обращается главным образом к способам взаимодействия, основанным на подчинении. Он стремится к единоличному управлению классом и устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор. Авторитарный стиль руководства может обеспечить кажущуюся эффективность групповой деятельности, но создает крайне неблагоприятный психологический климат. При длительном сотрудничестве с учителем авторитарного стиля у учащихся развиваются отрицательный свойства – пассивность, неуверенность в себе, агрессивность.

Пример: «Наша учительница физики работала с нами три года и все это время держала нас в постоянном страхе. Она могла поставить на урок 10-15 двоек. У каждого их было столько, что мы их уже считали. Девочки выходили отвечать к доске со слезами на глазах. Естественно, было не до ответа. Мы только мучились, и единственной мыслью было – только бы она скорее меня, отпустила. Когда учительница заболевала, для нас наступал праздник. Конечно, она дала нам много знаний, причем прочных, но какой ценой они дались нам! До сих пор с содроганием слышу слово: «физика».

Учитель либерального стиля руководства не вмешивается в дела ребят без крайней необходимости, не проявляет особой инициативы в организации тех или иных дел. Ему свойственны нерешительность, колебания. Такой учитель не стремится к новшествам, остерегается и проявления инициативы школьников, установка на учащихся у него нейтральная. При нем, как правило, выделяется несколько наиболее деятельных учащихся, которые постепенно берут на себя некоторые его организаторские функции.                                

Пример: «Было у нас учительница математики. Математику она знала хорошо, преподавала ее неважно, в основном занимались мы сами, конечно, кто хотел. У нее было много слабостей, но мы к ней относились снисходительно, зная, что она много нам прощает, не помнит зла, не придирается по мелочам. Иногда мы над ней подсмеивались, но не обидно. Класс был сильный дружный и, когда что-то было нужно сделать, мы справлялись сами».

Стиль руководства формируется в зависимости от ряда объективных и субъективных предпосылок. К объективным предпосылкам относятся: образованность учителя, стиль руководства директора школы, развитость и сплоченность педагогического коллектива и др.; к субъективным – нравственно и эмоционально-волевое развитие личности учителя, особенности его темперамента, уровень притязаний, выражающихся в определенной самооценке и др.

Стиль отношений и характер взаимодействий в процессе руководства обучением и воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.