Программа предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов "Твой компас на рынке труда"

Программа позволяет актуализировать процесс профессиональногго самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

Программа предпрофильной подготовки

для учащихся 9-х классов

«Твой компас на рынке труда»

                                                                           

Разработал: педагог-психолог

                                                     МБОУ «СОШ № 5»

                                                                          Плеханов В.Ю.

Нефтеюганск, 2012

Пояснительная записка

        Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально- экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ «Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.

Задачи:

  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
  • сформировать положительное отношение к самому себе, создание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

Примерный перечень формируемых знаний и умений 

Учащиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
  • правила выбора профессии;
  • понятие об психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

Учащиеся должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

1

Что такое профессиональная ориентация.

1

беседа

2

Понятие о профессии. Характеристики профессии.

1

беседа

3

Многообразие мира профессий

1

деловая игра

4

Представление о себе и проблема выбора профессии

1

игра

5-6

Выбор профессии и профессиональные способности

2

беседа

7-8

Рынок труда

2

беседа, встреча с представителями центра занятости г. Нефтеюганска

9

Профессиональное образование

1

деловая игра, диспут

10

Планирование своего профессионального будущего

1

беседа

11

Профессиональные учебные заведения города Нефтеюганска, Ханты-Мансийского АО

1

практикум

12-13

Встреча с представителями учебных заведений

2

встреча с представителями профессионального лицея, нефтегазового колледжа

14

Введение в  проблему профессионального самоопределения

1

тренинг

15

Изучение типа личности профессиональных способностей и склонностей

1

диагностика

16

Эмоциональное отношение к выбору профессии

1

тренинг

17

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.

диагностика, беседа, деловая игра

18

Мои жизненные ценности и профессия

1

тренинг

19

Характеристика списка дефицитных профессий.

1

презентация, беседа, диспут

20

Характеристика списка особо опасных профессий

1

презентация, беседа, диспут

21

Характеристика списка новых профессий

1

презентация, беседа, диспут

22

Мир новых профессий

1

тренинг

23

Высшие учебные заведения России

1

практикум

24

Изучение направленности к группам профессий. Карта профессий. Состояние рынка вакансий.  

1

диагностика

25

Планы на будущее

1

тренинг

26

Выбор профиля профессиональной направленности. Реалии выбора, проблемы неопределённости

1

диагностика, беседа, деловая игра

27

Профессиональная злелость

1

тренинг

28-35

Экскурсии

8

взаимодействие с учреждениями, предприятиями, организациями

Итого

35

Содержание программы

  1. Что такое профессиональная ориентация - 1 ч.

                Что такое профессиональная ориентация? Почему профессию нужно тщательно выбирать? Самый надежный способ выбрать профессию. Можно ли лучше узнать себя и как это сделать?

  1. Понятие о профессии. Характеристики профессии – 1 ч.

                Трудовая деятельность человека и профессии. «Профессионал», «любитель», «дилетант». Технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики профессии. Профессии вымирающие и профессии новые. Психологическая карта профессий. Психологические типы и классы профессий. Как можно познакомиться с разными профессиями?

  1. Многообразие мира профессий - 1 ч.

                Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

  1. Представление о себе и проблема выбора профессии - 1ч.

                Мотивы выбора профессии. Спрос и мода на профессии. Как определить свое место на «психологической карте профессий?» Профессиональные склонности и профессиональные способности.

5-6. Выбор профессии и профессиональные способности – 2 ч.

                Как определить свои профессиональные способности - пособие по самотестированию. Что такое общие и специальные способности? Оценка уровня физических способностей.

Оценка умственных способностей и особенностей характера. Как определить свое место на «психологической карте профессий» с учетом своих способностей? Почему так важно знать свои профессиональные способности?

7-8. Рынок труда - 2ч.

                Как устроен и как работает рынок труда? «Продавцы», «покупатели» и «товар» на рынке труда. «Посредники» на рынке труда. Профессионализм как товар - цена труда. Стабильность спроса на профессии. Что ты должен знать об экономике Ханты-Мансийского автономного округа?

  1. Профессиональное образование - 1ч.

                Зачем нужно профессиональное образование? Образование общее и образование профессиональное. Профессиональное образование - направления, уровни, ступени, формы обучения. Где можно получить профессиональное образование - профессионально- технические училища, лицеи, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии. Государственные и негосударственные профессиональные образовательные учреждения. Документы об образовании. Источники информации о профессиональных учебных заведениях. Что ты должен знать о возможностях получения образования в Ханты- Мансийском автономном округе?

  1. Планирование своего профессионального будущего - 1ч.

                Почему решения все равно придется принимать? Разные способы принятия решения. Самый надежный способ принятия решения. Планируем свое профессиональное будущее самостоятельно.

Какие бывают рабочие места? Айсберг рабочих мест. Где и как искать информацию о рынке труда, вакансиях и обучении? Источники информации - Государственная служба занятости, коммерческие фирмы, собственные объявления о поиске работы, телефонные звонки, друзья, родственники, коллеги. Как правильно их использовать. Как правильно составить резюме. 11 шагов к цели.

  1. Профессиональные учебные заведения города Нефтеюганска, Ханты-Мансийского АО - 1ч.

                Государственная аккредитация. Лицензия. Форма обучения. Специальности.

Условия приема в учебные заведения. Написание заявлений. Сбор документов для поступления. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?»

  1. Встреча с представителями учебных заведений - 2 ч.

                Встреча с представителями «Нефтеюганского профессионального лицея» и «Нефтеюганского нефтегазового колледжа».

14. Тренинг «Введение в  проблему профессионального самоопределения» - 1ч.

                Самопрезентация. Психологическая суть профессионального самоопределения. Техники «Составление информационной карты» и «Невербальное общение». Рефлексия.

15. Изучение типа личности профессиональных способностей и склонностей - 1ч.

                Диагностика: Тест Д.Голланда (определение типа личности); Дифференциально-диагностический опросник А. Климова «Я предпочту» (исследование склонностей и профессиональных интересов).

16. Эмоциональное отношение к выбору профессии - 1ч.

                Приветствие. Упражнения: «Мои эмоции и чувства…», «Шестое чувство», «Руанский монастырь». Рефлексия.

17. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда - 1ч.

        Понятие и определение уровня интеллектуальных способностей. Влияние интеллектуальных способностей на успешность в профессиональных сферах жизнедеятельности.

18. Мои жизненные ценности и профессия - 1ч.

                Приветствие. Упражнения: «Отдел кадров», «Мои ценности»,  «Мои цели». Рефлексия

19. Характеристика списка дефицитных профессий - 1ч.

        Понятие и виды дефицитных профессий. Важность и причины отсутствия желания людей работать в этих сферах жизнедеятельности.

20. Характеристика списка особо опасных профессий - 1ч.

        Понятие и виды особо опасных профессий. Необходимость и готовность людей к работе связанной с риском.

21. Характеристика списка новых профессий - 1ч.

        Характеристика видов новых профессий. Их востребованность в повседневной жизнедеятельности человека.

22. Мир новых профессий - 1ч.

                Приветствие. Упражнения «Профессиограммы», «Профсоюз». Рефлексия.

23. Высшие учебные заведения России - 1ч.

                Государственная аккредитация. Лицензия. Форма обучения. Специальности. Условия приема в учебные заведения. Написание заявлений. Сбор документов для поступления. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?»

24. Изучение направленности к группам профессий. Карта профессий. Состояние рынка вакансий.  

                Диагностика: методика  «Ориентир» И.Л. Соломина (выявление направленности человека на ту или иную группу профессий, составление карты профессий, информация о состоянии рынка вакансий).

25. Планы на будущее.

                Приветствие. Упражнения: «Я через 10 лет», «Мой товарищи через 10 лет». Рефлексия

26. Выбор профиля профессиональной направленности. Реалии выбора, проблемы неопределённости.

                Диагностика: «Анкета профи». Деловая игра «Профессиональная карьера». Трудности неопределённости в профессиональной направленности.

27. Профессиональная зрелость

                Приветствие. Упражнения: «Дорога в жизнь», «Эмоциональное отношение к выбору профессии». Рефлексия

28-35. Экскурсии.


Литература для учителя

  1. Бендюков        М.А., Соломин И.Л. Твой компас на рынке труда,- Санкт-Петербург.,

2000.

  1. Методика        преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой и Т.И. Шалавиной. - М., 1999.
  2. Воробьев        A.M. тренинг интеллекта. - М., 1989.
  3. Дидактические        материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой и А.Я. Журкиной. - М., 1998.
  4. Климов        Е.А. Как выбирать профессию? - М., 1990.
  5. Климов        Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону,

1996.

  1. Коломинский        Я.Л. беседы о тайнах психики.4- Минск, 1990.
  2. Кабаков        B.C., Порховник Ю.М., Зубов И.П. Менеджмент: проблемы, программа, решения.-Л., 1990.
  3. Методика        диагностики готовности к выбору профиля обучения // Под ред. С.Н. Чистяковой. - М., 2002.
  4. Мир профессий: В 6т. - М., 1985-1989.

Л Г. Переход к рынку: концепция и программа. - М., 1990.

  1. Профессиональные пробы школьников // Под ред. С.Н. Чистяковой, М. Просвещение. - М., 2000.
  2. Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управления. - М., 1987.