Программа предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов "Твой компас на рынке труда"
Программа позволяет актуализировать процесс профессиональногго самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов "Твой компас на рынке труда" | 37.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
Программа предпрофильной подготовки
для учащихся 9-х классов
«Твой компас на рынке труда»
Разработал: педагог-психолог
МБОУ «СОШ № 5»
Плеханов В.Ю.
Нефтеюганск, 2012
Пояснительная записка
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально- экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ «Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба).
Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
Задачи:
- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
- сформировать положительное отношение к самому себе, создание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.
Примерный перечень формируемых знаний и умений
Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- понятие об психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Что такое профессиональная ориентация. | 1 | беседа |
2 | Понятие о профессии. Характеристики профессии. | 1 | беседа |
3 | Многообразие мира профессий | 1 | деловая игра |
4 | Представление о себе и проблема выбора профессии | 1 | игра |
5-6 | Выбор профессии и профессиональные способности | 2 | беседа |
7-8 | Рынок труда | 2 | беседа, встреча с представителями центра занятости г. Нефтеюганска |
9 | Профессиональное образование | 1 | деловая игра, диспут |
10 | Планирование своего профессионального будущего | 1 | беседа |
11 | Профессиональные учебные заведения города Нефтеюганска, Ханты-Мансийского АО | 1 | практикум |
12-13 | Встреча с представителями учебных заведений | 2 | встреча с представителями профессионального лицея, нефтегазового колледжа |
14 | Введение в проблему профессионального самоопределения | 1 | тренинг |
15 | Изучение типа личности профессиональных способностей и склонностей | 1 | диагностика |
16 | Эмоциональное отношение к выбору профессии | 1 | тренинг |
17 | Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. | диагностика, беседа, деловая игра | |
18 | Мои жизненные ценности и профессия | 1 | тренинг |
19 | Характеристика списка дефицитных профессий. | 1 | презентация, беседа, диспут |
20 | Характеристика списка особо опасных профессий | 1 | презентация, беседа, диспут |
21 | Характеристика списка новых профессий | 1 | презентация, беседа, диспут |
22 | Мир новых профессий | 1 | тренинг |
23 | Высшие учебные заведения России | 1 | практикум |
24 | Изучение направленности к группам профессий. Карта профессий. Состояние рынка вакансий. | 1 | диагностика |
25 | Планы на будущее | 1 | тренинг |
26 | Выбор профиля профессиональной направленности. Реалии выбора, проблемы неопределённости | 1 | диагностика, беседа, деловая игра |
27 | Профессиональная злелость | 1 | тренинг |
28-35 | Экскурсии | 8 | взаимодействие с учреждениями, предприятиями, организациями |
Итого | 35 |
Содержание программы
- Что такое профессиональная ориентация - 1 ч.
Что такое профессиональная ориентация? Почему профессию нужно тщательно выбирать? Самый надежный способ выбрать профессию. Можно ли лучше узнать себя и как это сделать?
- Понятие о профессии. Характеристики профессии – 1 ч.
Трудовая деятельность человека и профессии. «Профессионал», «любитель», «дилетант». Технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики профессии. Профессии вымирающие и профессии новые. Психологическая карта профессий. Психологические типы и классы профессий. Как можно познакомиться с разными профессиями?
- Многообразие мира профессий - 1 ч.
Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
- Представление о себе и проблема выбора профессии - 1ч.
Мотивы выбора профессии. Спрос и мода на профессии. Как определить свое место на «психологической карте профессий?» Профессиональные склонности и профессиональные способности.
5-6. Выбор профессии и профессиональные способности – 2 ч.
Как определить свои профессиональные способности - пособие по самотестированию. Что такое общие и специальные способности? Оценка уровня физических способностей.
Оценка умственных способностей и особенностей характера. Как определить свое место на «психологической карте профессий» с учетом своих способностей? Почему так важно знать свои профессиональные способности?
7-8. Рынок труда - 2ч.
Как устроен и как работает рынок труда? «Продавцы», «покупатели» и «товар» на рынке труда. «Посредники» на рынке труда. Профессионализм как товар - цена труда. Стабильность спроса на профессии. Что ты должен знать об экономике Ханты-Мансийского автономного округа?
- Профессиональное образование - 1ч.
Зачем нужно профессиональное образование? Образование общее и образование профессиональное. Профессиональное образование - направления, уровни, ступени, формы обучения. Где можно получить профессиональное образование - профессионально- технические училища, лицеи, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии. Государственные и негосударственные профессиональные образовательные учреждения. Документы об образовании. Источники информации о профессиональных учебных заведениях. Что ты должен знать о возможностях получения образования в Ханты- Мансийском автономном округе?
- Планирование своего профессионального будущего - 1ч.
Почему решения все равно придется принимать? Разные способы принятия решения. Самый надежный способ принятия решения. Планируем свое профессиональное будущее самостоятельно.
Какие бывают рабочие места? Айсберг рабочих мест. Где и как искать информацию о рынке труда, вакансиях и обучении? Источники информации - Государственная служба занятости, коммерческие фирмы, собственные объявления о поиске работы, телефонные звонки, друзья, родственники, коллеги. Как правильно их использовать. Как правильно составить резюме. 11 шагов к цели.
- Профессиональные учебные заведения города Нефтеюганска, Ханты-Мансийского АО - 1ч.
Государственная аккредитация. Лицензия. Форма обучения. Специальности.
Условия приема в учебные заведения. Написание заявлений. Сбор документов для поступления. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?»
- Встреча с представителями учебных заведений - 2 ч.
Встреча с представителями «Нефтеюганского профессионального лицея» и «Нефтеюганского нефтегазового колледжа».
14. Тренинг «Введение в проблему профессионального самоопределения» - 1ч.
Самопрезентация. Психологическая суть профессионального самоопределения. Техники «Составление информационной карты» и «Невербальное общение». Рефлексия.
15. Изучение типа личности профессиональных способностей и склонностей - 1ч.
Диагностика: Тест Д.Голланда (определение типа личности); Дифференциально-диагностический опросник А. Климова «Я предпочту» (исследование склонностей и профессиональных интересов).
16. Эмоциональное отношение к выбору профессии - 1ч.
Приветствие. Упражнения: «Мои эмоции и чувства…», «Шестое чувство», «Руанский монастырь». Рефлексия.
17. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда - 1ч.
Понятие и определение уровня интеллектуальных способностей. Влияние интеллектуальных способностей на успешность в профессиональных сферах жизнедеятельности.
18. Мои жизненные ценности и профессия - 1ч.
Приветствие. Упражнения: «Отдел кадров», «Мои ценности», «Мои цели». Рефлексия
19. Характеристика списка дефицитных профессий - 1ч.
Понятие и виды дефицитных профессий. Важность и причины отсутствия желания людей работать в этих сферах жизнедеятельности.
20. Характеристика списка особо опасных профессий - 1ч.
Понятие и виды особо опасных профессий. Необходимость и готовность людей к работе связанной с риском.
21. Характеристика списка новых профессий - 1ч.
Характеристика видов новых профессий. Их востребованность в повседневной жизнедеятельности человека.
22. Мир новых профессий - 1ч.
Приветствие. Упражнения «Профессиограммы», «Профсоюз». Рефлексия.
23. Высшие учебные заведения России - 1ч.
Государственная аккредитация. Лицензия. Форма обучения. Специальности. Условия приема в учебные заведения. Написание заявлений. Сбор документов для поступления. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?»
24. Изучение направленности к группам профессий. Карта профессий. Состояние рынка вакансий.
Диагностика: методика «Ориентир» И.Л. Соломина (выявление направленности человека на ту или иную группу профессий, составление карты профессий, информация о состоянии рынка вакансий).
25. Планы на будущее.
Приветствие. Упражнения: «Я через 10 лет», «Мой товарищи через 10 лет». Рефлексия
26. Выбор профиля профессиональной направленности. Реалии выбора, проблемы неопределённости.
Диагностика: «Анкета профи». Деловая игра «Профессиональная карьера». Трудности неопределённости в профессиональной направленности.
27. Профессиональная зрелость
Приветствие. Упражнения: «Дорога в жизнь», «Эмоциональное отношение к выбору профессии». Рефлексия
28-35. Экскурсии.
Литература для учителя
- Бендюков М.А., Соломин И.Л. Твой компас на рынке труда,- Санкт-Петербург.,
2000.
- Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой и Т.И. Шалавиной. - М., 1999.
- Воробьев A.M. тренинг интеллекта. - М., 1989.
- Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой и А.Я. Журкиной. - М., 1998.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию? - М., 1990.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону,
1996.
- Коломинский Я.Л. беседы о тайнах психики.4- Минск, 1990.
- Кабаков B.C., Порховник Ю.М., Зубов И.П. Менеджмент: проблемы, программа, решения.-Л., 1990.
- Методика диагностики готовности к выбору профиля обучения // Под ред. С.Н. Чистяковой. - М., 2002.
- Мир профессий: В 6т. - М., 1985-1989.
Л Г. Переход к рынку: концепция и программа. - М., 1990.
- Профессиональные пробы школьников // Под ред. С.Н. Чистяковой, М. Просвещение. - М., 2000.
- Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управления. - М., 1987.