Тренинг преодоления проявления агрессивного поведения ребёнка

 

Тренинг преодоления проявления агрессивного поведения ребёнка

 

Цель:Знакомство  родителей со стратегиями преодоления проявления агрессивного поведения у детей

Задачи:

- знакомство участников тренинговой группы;

- расширение информации о личности родителей и детей, осознание потребностей, анализ и оценка агрессивного поведения детей;

- составление плана поэтапного преодоления агрессивного поведения;

- обучение альтернативным способам поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов в ситуации, провоцирующих агрессию.

 

Входная рефлексия: Время: 5 мин.

- с каким настроением вы сегодня пришли на занятие?

- чего вы ждёте от сегодняшнего занятия?

 

Упражнение № 1 «Приветствие»Время:5 мин.

         Процедура проведения:Участники сидят в кругу. Водящий выходит в круг, выбирает следующего человека, подходит к нему, здоровается пожимая руки. Вышедший участник  свободной рукой приветствует другого. Образуется цепочка, в которой игроки держаться за руки. По команде ведущего громко говорят друг другу «Здравствуйте!».

 

Упражнение № 2 «Поменяйтесь местами те, кто…» Время:5 мин.

Процедура проведения: Участниками предлагается встать и поменяться местами в соответствии с правилами известной игры «Поменяйтесь местами те, кто…»  по какому-либо признаку.

«Поменяйтесь местами те, кто ... ».  Все сидят по кругу. Ведущий (без стула, в центре круга), например, говорит: Поменяйтесь местами те, кто:

любит болтать по телефону;

кто любит красный цвет;

кто любит мороженое;

у кого есть дома собака (кошка);

кто любит ходить в кино.

кто любит петь;

кто любит танцевать;

кому сколько лет;

кто первый раз участвует в тренинге;

любит ли читать фэнтези;

Любит ли смотреть телесериалы;

Любимый вид спорта (волейбол, баскетбол).

 

Упражнение № 3 «Самоанализ»Время:20 мин

Процедура проведения: По мнению многих специалистов, агрессивность – приобретенное поведение. Психолог предлагает подумать, какой пример родители сами подают ребенку (см. приложение – можно разобрать в качестве примеров или дать отдельно как рекомендации). Вопросы читаются с большими паузами, чтобы родители могли ответить на них (ответ можно записать).

- Насколько хорошо вы демонстрируете ребенку «спокойствие под обстрелом»?

- Как вы реагируете на стрессы и сложные жизненные обстоятельства, не проявляя агрессии?

- Как вы обычно реагируете на агрессивное поведение ребенка? Сохраняете ли вы спокойствие или кричите, критикуете, бранитесь, читаете нотации, шлепаете его?

- Может быть, именно ваша реакция порождает агрессию ребенка?

- Если это так, что вы предпримите, чтобы изменить свое поведение и подавать ребенку пример спокойствия? (см. приложение для примера).

Затем составить план изменений и записать его в «Дневник…»

 

Упражнение № 4 «Беседа»Время:10мин

Процедура проведения: Психолог предлагает поработать в парах для тренировки беседы с ребенком о том, что родителя беспокоит и какие последствия ждут ребенка. Затем участники меняются ролями.

Анализ упражнения:

- Легко ли было сказать о том, что беспокоит?

- Убедительно ли звучали слова родителя?

 

Упражнение № 5 «Приемлемая альтернатива» Время:10 мин

  Процедура проведения: Психолог предлагает обратиться к шагу № 2. Группа делится на подгруппы, каждой из которых выдается список приемлемых альтернатив. Подгруппы выбирают в результате обсуждения те альтернативы, которые считают наиболее приемлемыми. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы

 

Упражнение № 6 «Эффективное взаимодействие» Время:10 мин

Процедура проведения: Ребенок зачастую дерется потому, что не знает, как иным способом выйти из конфликтной ситуации. Задача взрослого – научить этому ребенка. С этой целью в группе обсуждаются наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Психолог предлагает в парах проиграть конфликтную ситуацию, отработать использование формулы «Я хочу, чтобы…»Участник в роли ребенка должен сказать, чего он хочет от другого человека. Заявление должно быть направлено на возникшую проблему: «Ты взял мою игрушку, и я хочу, чтобы ты мне ее отдал». Обзывать и унижать другого недопустимо. Затем участники меняются ролями.

  Анализ упражнения:

- Легко ли было просить предмет?

- Какие действия или слова побудили отдать предмет?

- Используется ли в семье такой способ влияния, как просьба?

- Насколько он эффективен?

 

Упражнение № 7 «Поощрение» Время:10 мин

Процедура проведения: Психолог предлагает обратиться к шагу № 3. Обсуждение в кругу возможных способов поощрения дружелюбного поведения ребенка. Группа делится на подгруппы, составляет список возможных способов поощрения. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняю его, перечисляя удачные приемы.

 

Упражнение № 8 «Штрафные санкции» Время:10 мин

Процедура проведения: Психолог предлагает обратиться к шагу № 4. Группа делится на подгруппы. Далее, используя материал первого занятия, необходимо выбрать те штрафные санкции, которые могут быть введены в ситуации повторяющейся агрессивного поведения. Затем каждая подгруппа зачитывает свои меры, а остальные участники дополняют.

 

Упражнение № 9 «Обязательства по изменению проблемного поведения ребенка» Время:10 мин

Процедура проведения: Психолог просит обратиться к «Дневнику…» и предлагает прописать по пунктам, как участники будут использовать четыре шага. Психолог обращает внимание на тот факт, что вероятность успеха на 90% зависит от того, начнется ли реализация плана в ближайшие сутки или нет. Он просит родителей записать, что они предпримут в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

Результат поэтапного изменения поведения ребенка.

 Исправление поведения – это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении поведения через родительское поощрение.

Движение ребенка к изменениям может быть очень медленным, но обязательно необходимо отмечать и поощрять каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не нужно спешить сдаваться. Необходимо помнить, что если не сработает один подход, то сработает другой.

Домашнее задание

Еженедельно фиксировать прогресс в поведении ребенка, ежедневно отмечать успехи в «Дневнике…»

Упражнение № 15. «Полянка» Время:5 мин.

Участники рисуют цветы с пожеланиями к участникам.

Выходная рефлексия:Время:10 мин.

- Чем полезна именно для вас данная встреча?

- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

- Какие конкретные приемы вы будете использовать?

- Ваши пожелания.

 


 

 

Приложение

 

Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики родители должны больше уделять времени своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

  В арсенале взрослых есть следующие основные способы контроля поведения ребенка:

  • негативные способы: наказания, приказы;
  • нейтральные способы: модификация поведения;
  • позитивные способы: просьба, мягкое физическое манипулирование.

Просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда бывают эффективны при взаимодействии с ним. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители, скорее всего, отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали. Это и будет примером мягкого физического манипулирования. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным.

  Приказы и наказания могут вызвать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться (поскольку ребенок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому), то он может перерасти в пассивно – агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло», например, подчеркнуто - медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья куда-то опаздывает в это время.

Техника модифицированного поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое – наказание или лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов своего ребенка: «А что мне за это будет?»

  Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. «Власть над собой – самая высшая власть» - утверждал Сенека. К сожалению пока и мы сами не всегда умеем управлять собственным гневом.

Шесть рецептов избавления от гнева

 

Рецепт

Содержание

Пути выполнения

   №1

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.

Слушайте своего ребенка.

Проводите вместе с ним как можно больше времени.

Делитесь с ним своим опытом.

Рассказывайте о своем детстве,

Детских поступках, победах и неудачах.

Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

   №2

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это возможно).

Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

   №3

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

Говорите детям прямо о своих чувствах, желания и потребностях:

«Я очень расстроена, хочу побыть одна».

«Дела на работе вывели меня из себя. Через некоторое время я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня»

   №4

В те минуты, когда вы расстроены или разгневанны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

Примите теплую ванну, душ. Выпейте чаю.

Просто расслабьтесь, лежа на диване.

Послушайте любимую музыку

   №5

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы дорожите.

Не позволяйте выводить себя из равновесия.

Умейте предчувствовать подступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумайте о чем-то приятном) и ситуацией.

   № 6

К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям.

 

Изучайте силы и возможности вашего ребёнка.

Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте всё загодя.

Если ребёнок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.

 

 

Соблюдение этих простых рецептов избавления от гнева помогут вам владеть собой и научиться управлять собственным гневом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressivnoe_povedenie_rebyonka.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг преодоления проявления агрессивного поведения ребёнка

Цель: Знакомство  родителей со стратегиями преодоления проявления агрессивного поведения у детей

Задачи:

- знакомство участников тренинговой группы;

- расширение информации о личности родителей и детей, осознание потребностей, анализ и оценка агрессивного поведения детей;

- составление плана поэтапного преодоления агрессивного поведения;

- обучение альтернативным способам поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов в ситуации, провоцирующих агрессию.

Входная рефлексия: Время: 5 мин.

- с каким настроением вы сегодня пришли на занятие?

- чего вы ждёте от сегодняшнего занятия?

Упражнение № 1 «Приветствие» Время: 5 мин.

        Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Водящий выходит в круг, выбирает следующего человека, подходит к нему, здоровается пожимая руки. Вышедший участник  свободной рукой приветствует другого. Образуется цепочка, в которой игроки держаться за руки. По команде ведущего громко говорят друг другу «Здравствуйте!».

Упражнение № 2 «Поменяйтесь местами те, кто…» Время: 5 мин.

Процедура проведения: Участниками предлагается встать и поменяться местами в соответствии с правилами известной игры «Поменяйтесь местами те, кто…»  по какому-либо признаку.

«Поменяйтесь местами те, кто ... ».  Все сидят по кругу. Ведущий (без стула, в центре круга), например, говорит: Поменяйтесь местами те, кто:

любит болтать по телефону;

кто любит красный цвет;

кто любит мороженое;

у кого есть дома собака (кошка);

кто любит ходить в кино.

кто любит петь;

кто любит танцевать;

кому сколько лет;

кто первый раз участвует в тренинге;

любит ли читать фэнтези;

Любит ли смотреть телесериалы;

Любимый вид спорта (волейбол, баскетбол).

Упражнение № 3 «Самоанализ» Время: 20 мин

Процедура проведения: По мнению многих специалистов, агрессивность – приобретенное поведение. Психолог предлагает подумать, какой пример родители сами подают ребенку (см. приложение – можно разобрать в качестве примеров или дать отдельно как рекомендации). Вопросы читаются с большими паузами, чтобы родители могли ответить на них (ответ можно записать).

- Насколько хорошо вы демонстрируете ребенку «спокойствие под обстрелом»?

- Как вы реагируете на стрессы и сложные жизненные обстоятельства, не проявляя агрессии?

- Как вы обычно реагируете на агрессивное поведение ребенка? Сохраняете ли вы спокойствие или кричите, критикуете, бранитесь, читаете нотации, шлепаете его?

- Может быть, именно ваша реакция порождает агрессию ребенка?

- Если это так, что вы предпримите, чтобы изменить свое поведение и подавать ребенку пример спокойствия? (см. приложение для примера).

Затем составить план изменений и записать его в «Дневник…»

Упражнение № 4 «Беседа» Время: 10 мин

Процедура проведения: Психолог предлагает поработать в парах для тренировки беседы с ребенком о том, что родителя беспокоит и какие последствия ждут ребенка. Затем участники меняются ролями.

Анализ упражнения:

- Легко ли было сказать о том, что беспокоит?

- Убедительно ли звучали слова родителя?

Упражнение № 5 «Приемлемая альтернатива» Время: 10 мин

        Процедура проведения: Психолог предлагает обратиться к шагу № 2. Группа делится на подгруппы, каждой из которых выдается список приемлемых альтернатив. Подгруппы выбирают в результате обсуждения те альтернативы, которые считают наиболее приемлемыми. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы

Упражнение № 6 «Эффективное взаимодействие» Время: 10 мин

Процедура проведения: Ребенок зачастую дерется потому, что не знает, как иным способом выйти из конфликтной ситуации. Задача взрослого – научить этому ребенка. С этой целью в группе обсуждаются наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Психолог предлагает в парах проиграть конфликтную ситуацию, отработать использование формулы «Я хочу, чтобы…»Участник в роли ребенка должен сказать, чего он хочет от другого человека. Заявление должно быть направлено на возникшую проблему: «Ты взял мою игрушку, и я хочу, чтобы ты мне ее отдал». Обзывать и унижать другого недопустимо. Затем участники меняются ролями.

        Анализ упражнения:

- Легко ли было просить предмет?

- Какие действия или слова побудили отдать предмет?

- Используется ли в семье такой способ влияния, как просьба?

- Насколько он эффективен?

Упражнение № 7 «Поощрение» Время: 10 мин

Процедура проведения: Психолог предлагает обратиться к шагу № 3. Обсуждение в кругу возможных способов поощрения дружелюбного поведения ребенка. Группа делится на подгруппы, составляет список возможных способов поощрения. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняю его, перечисляя удачные приемы.

Упражнение № 8 «Штрафные санкции» Время: 10 мин

Процедура проведения: Психолог предлагает обратиться к шагу № 4. Группа делится на подгруппы. Далее, используя материал первого занятия, необходимо выбрать те штрафные санкции, которые могут быть введены в ситуации повторяющейся агрессивного поведения. Затем каждая подгруппа зачитывает свои меры, а остальные участники дополняют.

Упражнение № 9 «Обязательства по изменению проблемного поведения ребенка» Время: 10 мин

Процедура проведения: Психолог просит обратиться к «Дневнику…» и предлагает прописать по пунктам, как участники будут использовать четыре шага. Психолог обращает внимание на тот факт, что вероятность успеха на 90% зависит от того, начнется ли реализация плана в ближайшие сутки или нет. Он просит родителей записать, что они предпримут в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

Результат поэтапного изменения поведения ребенка.

 Исправление поведения – это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении поведения через родительское поощрение.

Движение ребенка к изменениям может быть очень медленным, но обязательно необходимо отмечать и поощрять каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не нужно спешить сдаваться. Необходимо помнить, что если не сработает один подход, то сработает другой.

Домашнее задание

Еженедельно фиксировать прогресс в поведении ребенка, ежедневно отмечать успехи в «Дневнике…»

Упражнение № 15. «Полянка» Время: 5 мин.

Участники рисуют цветы с пожеланиями к участникам.

Выходная рефлексия: Время: 10 мин.

- Чем полезна именно для вас данная встреча?

- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

- Какие конкретные приемы вы будете использовать?

- Ваши пожелания.


Приложение

Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики родители должны больше уделять времени своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

        В арсенале взрослых есть следующие основные способы контроля поведения ребенка:

  1. негативные способы: наказания, приказы;
  2. нейтральные способы: модификация поведения;
  3. позитивные способы: просьба, мягкое физическое манипулирование.

Просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда бывают эффективны при взаимодействии с ним. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители, скорее всего, отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали. Это и будет примером мягкого физического манипулирования. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным.

        Приказы и наказания могут вызвать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться (поскольку ребенок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому), то он может перерасти в пассивно – агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло», например, подчеркнуто - медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья куда-то опаздывает в это время.

Техника модифицированного поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое – наказание или лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов своего ребенка: «А что мне за это будет?»

        Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. «Власть над собой – самая высшая власть» - утверждал Сенека. К сожалению пока и мы сами не всегда умеем управлять собственным гневом.

Шесть рецептов избавления от гнева

Рецепт

Содержание

Пути выполнения

   №1

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.

Слушайте своего ребенка.

Проводите вместе с ним как можно больше времени.

Делитесь с ним своим опытом.

Рассказывайте о своем детстве,

Детских поступках, победах и неудачах.

Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

   №2

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это возможно).

Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

   №3

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

Говорите детям прямо о своих чувствах, желания и потребностях:

«Я очень расстроена, хочу побыть одна».

«Дела на работе вывели меня из себя. Через некоторое время я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня»

   №4

В те минуты, когда вы расстроены или разгневанны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

Примите теплую ванну, душ. Выпейте чаю.

Просто расслабьтесь, лежа на диване.

Послушайте любимую музыку

   №5

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы дорожите.

Не позволяйте выводить себя из равновесия.

Умейте предчувствовать подступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумайте о чем-то приятном) и ситуацией.

   № 6

К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям.

Изучайте силы и возможности вашего ребёнка.

Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте всё загодя.

Если ребёнок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.

        

Соблюдение этих простых рецептов избавления от гнева помогут вам владеть собой и научиться управлять собственным гневом.