Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Учись и учи других»
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Учись и учи других» составлена для обучающихся класса компенсирующего обучения, главной целью которой является преодоление учащимися трудностей в обучении, общении, социальной адаптации через развитие: познавательных процессов, интеллектуальных умений, основных мыслительных операций, пространственных представлений и эмоционально-волевой сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekcionnaya_programma.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 Многопрофильная»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор МОУ «СОШ № 5 Ротарь С.В. Многопрофильная»
Кошкарёва В.А.
«___» ________ 2011 г. «___» _________ 2011 г.
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий
«Учись и учи других»
в 6 классе (компенсирующее обучение)
на 2011-2012 учебный год
количество часов в неделю – 1ч.
Плеханов Вячеслав Юрьевич
Составлена на основе программ Прошла экспертизу на
«Программа профилактики заседании методического
трудностей обучения» объединения
(автор: Е.В. Меттус, протокол № 3
А.В. Литвина, 2007), от «30» августа 2011 г.
«Психологическое
развитие школьников
в \/-\/| классах»
(автор: Н.П. Локалова, 1995 г.)
Пояснительная записка
Название программы: Учись и учи других.
Рабочая программа рассчитана на 34 ч.
Программа коррекционно-развивающих занятий
«Учись и учи других» составлена для обучающихся 6-х классов
( компенсирующее обучение) на основе программ:
« Программа профилактики трудностей в обучении»
( авторы: Е.В. Меттус, А.В. Литвина, 2007),
« Психологическое развитие школьников \/-\/| классов»,
автор: Локалова,1995 )
УМК учителя - Пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10-12 лет ( авторы: Е.В. Меттус, А.В. Литвина,2007 г.),
« 120 уроков психологического развития школьников»
( автор: Н.П. Локалова,1995).
Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и задачи
школы, МО):
Цель:
Преодоление школьниками трудностей в обучении, общении, социальной адаптации через развитие:
- познавательных процессов;
- интеллектуальных умений, основных мыслительных операций;
- пространственных представлений;
- эмоционально- волевой сферы.
Задачи:
1. Повысить уровень знаний школьников об окружающей действительности: явлениях, событиях.
2. Повысить уровень мотивации учебной деятельности, общеучебных умений и навыков.
3. Способствовать развитию познавательных процессов: уровню развития восприятия, внимания, непосредственной и опосредованной памяти.
4.Развивать мыслительные, интеллектуальные способности: обобщение, исключение, классификация, аналогии.
5. Учить школьников устанавливать разные виды связей и отношений между понятиями: отношения противоположности, рядоположности, антонимии, синонимии, функциональности, общего и конкретного, целого и части.
6. Способствовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний.
Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный
период (по разделам программы)
1. Раздел. Память.
Знать:
- сущность понятий «память», «механическая память», « логическая память»,
- виды памяти « слуховая», « зрительная», « тактильная»;
- особенности памяти;
- что значит объём памяти;
- как тренировать произвольность памяти и расширить её объём.
- способы запоминания слов, информации, текста;
- зачем нужно иметь хорошую память;
Уметь:
- использовать разные способы и приёмы запоминания информации, текста, стихотворения;
- произвольно управлять своей памятью;
- использовать приёмы запоминания в учебной и вне учебной деятельности.
2. Раздел. Внимание.
Знать:
- сущность понятий « внимание», « произвольность внимания»,
« устойчивость внимания»;
- особенности внимания;
- как тренировать своё внимание;
- зачем нужно развивать внимание;
Уметь:
- произвольно управлять своим вниманием;
- использовать приёмы по развитию концентрации и устойчивости внимания;
3. Раздел. Мышление
Знать:
- сущность понятия « мышление»;
- основные мыслительные действия: обобщение, исключение, классификация, аналогии, установление причинно- следственных , последовательных связей;
- основные отношения между понятиями: противоположности, общего и конкретного, части и целого, рядоположности, функциональности.
Уметь:
- обобщать предметы и понятия по разным признакам, параметрам;
- исключать предметы, понятия по разным признакам (форма, цвет, размер, расположение в пространстве);
- классифицировать предметы, понятия по признакам;
- устанавливать связи по аналогии;
- устанавливать причинно- следственные, последовательные, временные связи;
- выделять главное и второстепенное;
- находить существенные признаки предмета;
- устанавливать отношения части и целого, общего и конкретного, вида- рода
-находить сходства и различия;
- выдвигать гипотезы, версии, аргументировать своё мнение;
- уметь работать с текстом;
- понимать скрытый смысл пословиц, поговорок.
Практическая деятельность:
- определение особенностей своей памяти, внимания;
- выработка приёмов запоминания слов, информации, текста;
- обобщение, исключение, классификация предметов по разным признакам;
- установление разных связей и отношений между словами;
- выдвижение версий, гипотез, аргументация своего мнения;
- работа с текстом;
- составление режима учебной работы и отдыха.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения уроков.
Ведущая технология, её цели и задачи, ожидаемые результаты:
используется технология коррекционно- развивающего обучения, которая предусматривает:
- развитие достаточной осведомленности в понятиях, знаний об окружающей действительности;
- развитие понятийного мышления;
-овладение частными интеллектуальными операциями, которые способствуют формированию системы знаний у школьников и усвоению учебного материала;
- формирование учебной мотивации и мотивации достижения успеха;
- развитие личностных компонентов познавательной деятельности:
познавательная активность, самостоятельность, навык планирования и контроля, рефлексии;
- развитие познавательных процессов.
Ожидаемый результат:
повышение уровня развития:
- восприятия устной и письменной информации;
- смысловой памяти, воображения;
- устойчивости, концентрации, объёма внимания;
- мыслительных действий и операций, необходимых для усвоения учебного материала;
- приобретение обучающимися навыков самостоятельной работы на уроке и при выполнении домашнего задания;
- адекватная самооценка своих возможностей.
Основные методы работы на уроке - методы обучения в группе:
1. Беседа.
2. Обучающая игра.
3. Мозговой штурм.
4.Метод проблемного изложения.
5. Метод диагностики.
6. Метод опроса и анкетирования.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая;
- работа в парах;
- индивидуальная;
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 Четверть | Год | итого |
Проведение тестирования | 2 | 2 | 4 | |||
практических работ | 2 | 3 | 3 | 3 | 11 |
Календарно- тематический план
№ п/п | Тема занятия | К-во часов | Цель занятия | Использованные методы и приёмы | Коррекционная задача |
1. | Раздел 1. Память. Знакомство. Беседа: «Что значит уметь учиться». | 1 | 1.Установить контакт с шестиклассниками 2.Создать атмосферу доброжелательнос-ти и эмпатии. | 1.Задание «Снежный ком». 2.Диагностика Р. Лурия «10 слов» | Развивать объём памяти. |
2 | Смысловая память. (диагностика) | 1 | Обучить методу смыслового, запоминания. |
«Смысловая память» 2. Игра «Пары слов» | Развивать смысловую память. |
3 | Как мы воспринимаем информацию. Зачем человеку хорошая память. | 1 | Развивать наглядно-образную и двигательную память. | Задание: «Запомни рисунок», «Повтори движение». | Развивать объём памяти. |
4 | Практическая работа. Определение ведущего типа памяти (слуховая, зрительная, зрительно- слуховая, двигательная) | 1 | Выявить основной, ведущий вид памяти | Наборы слов для запоминания. | Развитие видов памяти. |
5 | Секреты нашей памяти. | 1 | Развивать память и навыки опосредованного запоминания. | 1. «Домино», 2. «Испорченный телефон», 3. «Пиктограмма» | Тренировать непроизвольное и опосредованное запоминание. |
6. | Секреты успешной домашней работы. | 1 | Учить школьников выделять главное, ставить цель. | Заполнение таблицы «Мой план» | Учить анализировать, сравнивать. |
7. | Практическая работа. Тренируем разные виды памяти. | 1 | Познакомить школьников с разными способами запоминания. | 1. «Пиктограмма», 2. «Запомни рисунок», 3. «Повтори движение», 4. «Снежный ком» | Развивать объём памяти. |
8 | 2. Раздел. Внимание. Практическая работа. Особенности моего внимания. | 1 | Проверить уровень концентрации и устойчивости внимания | «Корректурная проба» Бурдона. | Развивать концентрацию внимания. |
9. | Нужно ли быть внимательным. Как проверить письменную работу. | 1. | Познакомить с приёмами развития внимательности и проверки своей работы. | Проверка своей письменной работы. | Развивать концентрацию и устойчивость внимания. |
10. | Как подготовиться к новому учебному дню. | 1 | Учить распределять время и контролировать его. | Составление плана выполнения домашней работы. | Учить анализировать и планировать свои дела. |
11 | Раздел 3. Мышление Развиваем наше мышление. Учимся выделять главное и существенное. | 1 | Учить находить существеннее, главные признаки предметов. | Задание: «Найди главное». | Учить анализировать задание, делить его на части, находить главное. |
12 | Практическая работа. Развиваем наше мышление. Диагностика словесно- логического мышления. | 1 | Учить находить существеннее, главные признаки предметов. | Задание: «Существенные признаки». | Учить анализировать задание, делить его на части, находить главное. |
13 | Развиваем наше мышление. Учимся обобщать предметы по разным параметрам. | 1 | Учить обобщать предметы по разным признакам, отношениям и логическим связям. | Задание: «Обобщение или отношение рядоположности» | Учить сравнивать предметы, находить общие признаки. |
14 | Практикум по навыкам сравнения. | 1 | Развивать произвольное внимание, умение сопоставлять, сравнивать, делать вывод. | «Найди сходство и различие». | Развивать устойчивость и произвольность внимания. |
15 | Существенные и несущественные признаки предметов. | 1 | 1. Учить находить главные признаки в предмете. 2.Отделять главное от второстепенного | «Найди существенные признаки предмета» | Развивать умение анализировать, сопоставлять. |
16 | Практическая работа. Практикум по навыкам обобщения. | 1 | Развивать произвольное внимание, умение сопоставлять, сравнивать, делать вывод. | «Чем похожи предметы» | Развивать умение сравнивать, находить общее. |
17 | Разные отношения между предметами. | 1 | Развивать умение устанавливать логические связи между предметами. | 1. «Найди противоположное», 2. «Установи последовательность событий». | Учить анализировать, определять логические связи между понятиями. |
18 | Анализ и синтез. Работа с текстом. | 1 | Учить анализирован текст. | Предметные и художественные тексты. | Развивать умение делить текст на смысловые части |
19 | Анализ и синтез. Способы применения предметов. | 1 | Развивать умение анализировать, сравнивать. | «Что бы это могло быть» | Развивать воображение, наглядно- образное мышление. |
20 | Обобщение и ограничение понятий | 1 | Раскрыть сущность понятия «обобщить», «ограничить». | «Обобщи и ограничь понятие». | Способствовать формированию системы знаний у обучающихся. |
21 | Общее, промежуточное, конкретное понятие. | 1 | Учить устанавливать отношения общего, промежуточного и конкретного. | «Найди промежуточное понятие» | Способствовать формированию системы знаний у обучающихся |
22 | Наглядно-образное и логическое мышление | 1 | Развивать наглядно- образное и словесно- логическое мышление | 1. Простые аналогии. 2.Найди закономерности. | Развивать навыки анализа, сравнения. |
23 | Практическая работа Концентрация внимания и мышление. | 1 | 1. Развивать концентрацию внимания и мышление. | 1. «Совмести фигуры». 2. «Анаграммы». | Развивать наглядно-образное мышление. |
24 | Классификация. | 1 | Развивать умение классифицировать предметы, делить их на группы по разным признакам. | «Соедини слова по смыслу». | Развивать способность выделять родовые и видовые понятия. |
25 | Практическая работа Проведение различий. | 1 | Учить объяснять различия между разными предметами, понятиями. | «Найди отличия» | Развивать умственное действие анализа. |
26 | Сходства и различия. | 1 | Учить устанавливать сходства и различия между предметами. | «Найди сходство и различие». | Развивать устойчивость и произвольность внимания. |
27 | Аналогии. | 1 | 1. Учить устанавливать связи по аналогии между словами. | 1. Дополни рисунок. 2. Подбери по аналогии. | Развивать ассоциативное мышление. |
28 | Понимание переносного смысла пословиц. | 1 | Учить понимать переносный смысл пословиц. | «Продолжи фразу» | Развивать умение устанавливать ассоциативные связи. |
29 | Аналогии. | 1 | Учить устанавливать связи по аналогии между словами. | 1. Дополни рисунок. 2. Подбери по аналогии. | Развивать ассоциативное мышление. |
30 | Понимание переносного смысла пословиц и поговорок | 1 | Учить понимать скрытый смысл пословиц. | Набор пословиц и поговорок | Развивать ассоциативные связи. |
31 | Повторная диагностика развития смысловой памяти | 1 | Выявить уровень развития смысловой памяти | Методика по определению уровня смысловой памяти | |
32 | Повторная диагностика уровня развития словесно- логического мышления | 1 | Выявить уровень развития словесно- логического мышления | Диагностика словесно- логического мышления Л.Я. Ясюковой. | |
33 | Мои успехи в учёбе | 1 | Учить оценивать свои успехи и достижения. | Лестница достижений | Способствовать формированию адекватной самооценки. |
34 | Чему я научился на занятиях. | 1 | Определить навыки анализа и синтеза. | Анкета | Развивать рефлексивные умения. |
Всего: | 34 |
Планирование контроля.
Проведение пре- и пост-тестов
(письменные ответы на задания тестового типа).
№ урока | тема | месяц |
№2, № 31 | Диагностика смысловой памяти | сентябрь (пре-тест) май (пост- тест) |
№12, №32 | Диагностика словесно- логического мышления | октябрь (пре-тест) апрель( пост- тест) |
Список использованной и рекомендуемой литературы
для педагогов
- Абрамова Г.С. Практическая психология.- М., 2005.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь- справочник по психодиагностике. - СПб., 2002.
- Локалова Н.П. Психологического развития школьников
\/-\/| классов.-М.: Луч 1995.
- Микляева А. В., Румянцева П. В. школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.- СПб., 2004.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Под общей ред. М. Р. Битяновой.- СПб.: Питер, 2003.
- Тихомирова А.Ф. Развитие познавательных способностей детей.-М., 2000.
- Фопель К.Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – Ч.3.- М., 2001.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся
1. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития школьников \/-\/| классов.-М.: Луч, 1995.
2 .Пономаренко Л.П. Комплекс игр и упражнений для развития мышления и творческих способностей школьников // Наша школа.-1995.-№ 6.
3. Прихожан А. Как обрести уверенность в себе.-М.,1994.
4.Спрингер С., Дейч Г., Левый мозг, правый мозг.-М.,1983.