Технология "Дети-волонтеры"

Волкова Елена Николаевна

«Технология «Дети-волонтеры» как ресурс реализации образовательной программы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с № 7 «Мечта»

Воспитатель: Волкова Е.Н.

Тема: «Технология «Дети-волонтеры» как ресурс реализации образовательной программы».

В своей работе мы использовали 3 этапа подготовки волонтёров.

1 этап – создание отряда: объяснение понятия «волонтёр», обсуждение прав и обязанностей волонтёров, выбор названия, девиза, эмблемы и атрибутов отряда.

2 этап: тренировка навыков эффективной коммуникации и  подготовка волонтёров к деятельности. По мнению автора технологии «Дети – волонтёры» Н. П. Гришаевой, важным моментом в организации работы волонтёрского отряда является обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе определенных знаний и коммуникативных навыков. Поэтому, согласно рекомендации автора,   в группе  с первых дней была создана и начала  работать Школа волонтёров. 

Для занятий Школы, или волонтёрских проб,  выделено регулярное время в расписании два раза в неделю. В её работе задействованы воспитатели закреплённых за нами групп, педагог - психолог, учитель – логопед, музыкальные руководители, воспитатель ИЗО.

Вначале важно было помочь детям преодолеть скованность, застенчивость, коммуникативные барьеры в общении,  поэтому в работе были использованы интерактивные методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой в парах, слышать других, обсуждать, предлагать свои варианты решения проблемы, развивающие активность детей. Совместно с педагогом – психологом проводили игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей.

3 этап:  разработка, подготовка,  проведение планируемых мероприятий.

На занятии в Школе волонтёров каждый раз  обсуждаем с детьми цель их пребывания в группах младших дошкольников, совместные  занятия, виды помощи,  которые они могут предложить детям.  Выбираем игры, разучиваем новые,  проигрывая их между собой, учим объяснять и соблюдать правила игры. Подобрав интересный материал по запланированной теме, вначале презентуем его детям  в своей группе.

Волонтёрские пробы в 1 полугодии проводились в познавательной,   трудовой деятельности  и игре.

Учитывая наш  опыт обучения младших дошкольников пальчиковой гимнастике, игровому массажу, и разучиванию небольших стихотворении, во 2 полугодии было решено перенести волонтёрские пробы в образовательную деятельность.  Во время проведения Клубного часа, при организации  работы в  студии, когда приходит много детей, и они, выполнив работу, быстро сменяют друг друга,  воспитателю требуется помощник. При обсуждении дел в Школе волонтёров было принято решение попробовать  привлечь детей в качестве помощников в нашей студии «Умелые руки».

Заранее подготовленные дети  встречали ребят, показывали образец поделки, объясняли последовательность действий её изготовления, помогали, если требуется, в  работе. Результат показал, что дети   справились с заданием. Это помогло принять решение  осуществить волонтёрские пробы  в образовательной  деятельности.

Проведение каждого такого занятия тщательно планируется взрослыми, затем обсуждается в Школе волонтёров с детьми. Детям ставятся задачи,  объясняется  и отрабатывается  алгоритм  выполнения   учебного  задания. Затем проводится пробное занятие с участием детей  нашей группы. После этого дети - волонтёры становятся участниками образовательной деятельности в другой группе.

 За период с января месяца мы провели (учитывая длительный карантин) совместно с воспитателями групп и специалистами,  три занятия с участием детей - волонтёров: разучивание танца «Топотушки»  на музыкальном занятии в группе раннего возраста, обучение навыку передачи и ловле мяча в разновозрастной группе, а так же занятия по изодеятельности в младшей подгруппе разновозрастной группы.

Вот что у нас получилось. Предлагаем для просмотра видеоматериал.

Технология «Дети-волонтеры» как ресурс реализации образовательной

программы по изобразительной деятельности.

Задачи:

  • закрепление технических навыков рисования;
  • формирование изобразительных умений.

1 этап (подготовительный):  

  • Занятия Школы волонтеров: ознакомление с темой и содержанием предстоящей деятельности.

2 этап:

  • НОД совместно с детьми младшего дошкольного возраста.

Тематика занятий:

  • «А что у нас в спортивном зале».
  • Закреплять умение правильно держать кисть, рисовать предметы, состоящие из линий; менять направление движения руки в зависимости от линий разного типа: вертикальных, горизонтальных, округлых.
  • «Закат». «Вечер».
  • Создание беспредметной живописной композиции  с использованием 3-ех основных цветов.
  • Учить смешивать краски для получения нового цвета, используя прием размывания от пятна к пятну.
  • Учить тщательно промывать кисть при смене цвета краски.
  • Тематический клубный час «Доброе сердце».
  • Выбор изобразительных материалов, показ образца действий.

Трудности и ошибки: при наличии листочка для показа действий, дети-волонтеры могут сами увлечься собственным процессом рисования. Не всегда и не все дети могут дать правильную инструкцию действий для другого ребенка.



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы волонтёрского отряда «Апельсин»

старшей группы на 2016 – 2017 учебный год.

Цель: Приобщение старших дошкольников к волонтёрской деятельности как форме гражданского соучастия, реальной помощи и поддержке тех, кто в ней нуждается.

Формирование у детей 5- 6 лет таких качеств личности, как сопереживание, сочувствие, милосердие.  

Обогащение социального опыта детей
Сентябрь:

Интегрированное занятие: «Путешествие в мир добрых дел и поступков»

Беседа: «Чтобы счастье и радость дарить, надо добрым и милосердным быть»

Чтение и анализ художественных произведений в течение месяца: «Кто скоро помог, тот дважды помог»

Презентация:  «Шкатулка добрых дел»

Октябрь:
Событийное мероприятие:  «Посвящение в волонтёры»

Знакомство с детьми группы раннего возраста, разновозрастной группы, гостевание, совместные игры. «Мы - веселые ребята».
Оказание детям  группы раннего возраста помощи в использовании  алгоритма умывания: «Я умею делать сам»
Разучивание физкультминуток с детьми разновозрастной группы
Инициирование  благотворительной акции по   сбору семян  для подкормки птиц в зимний период: «Братья наши меньшие»

Чтение стихов об осени для детей разновозрастной группы.

Изготовление и вручение открыток ко Дню пожилого человека. «Собери цветы благодарности»

Ноябрь:
Чтение, инсценирование стихов для детей  группы раннего возраста «Веселый - грустный» (из цикла «Игрушки» А.Барто)

Изготовление и обмен подарками с детьми разновозрастной группы в рамках Триады здоровья: «Бюро подарков»

Разучивание пальчиковой гимнастики с детьми разновозрастной группы.  

 «Зима»

Оказание помощи детям разновозрастной группы в строительстве снежных построек на участке.

Помогать детям разновозрастной  группы ухаживать правильно за комнатными растениями «Польза домашних растений»

Подвижные игры во время прогулки с детьми разновозрастной группы.

Оказание помощи в складывании вещей в кабинках младшим в своей группе.
Инициирование выставки  поделок «Марья – искусница»   ко Дню матери, изготовленных руками детей и родителей, организация посещения выставки детьми раннего возраста и разновозрастной группы  

Декабрь:
Развешивание кормушек на территории детского сада «Столовая для птиц»
Оказание помощи детям группы раннего возраста в сборе игрушек, в расставлении их на свои места: «Умеешь сам – научи другого»

Оказание помощи в складывании вещей в кабинке детям разновозрастной группы после прогулки

Разучивание пальчиковой гимнастики с детьми группы раннего возраста.
 «Рукавичка»

 Вырезание снежинок для украшения группы раннего возраста к Новому году:
 «Добрые дела»

Изготовление поделок для украшения ёлочки  на участке детского сада с детьми разновозрастной группы :  «Мастерская Деда Мороза»

Оказание помощи в зарисовке желаемых подарков в письме к Деду Морозу детям разновозрастной группы:  «Собери цветы благодарности»

Дети- волонтёры доставляют почту «Мечты»

Январь:
«Прокачусь я с горки ледяной!» -  оказание помощи детям разновозрастной группы  в освоении правил безопасного поведения при скатывании с горки во время прогулки

 Приглашение детей разновозрастной группы на выставку «Домик для сказочного героя»

Событийное мероприятие для детей разновозрастной группы «Колядки»

 Совместное рисование сюжетов о зиме с детьми разновозрастной группы «Зимушка- зима»

Презентация самостоятельно изготовленных  книжек – малышек для детей группы раннего возраста и разновозрастной группы.

Показ сказки «Репка» детям группы раннего возраста.


Февраль:

Изготовление  и обмен «валентинками»: «Ты мой друг и я твой друг»  

Дети – волонтёры доставляют почту «Мечты»

Рассказ детям младшей группы об Армии, чтение стихов.

Военно- спортивная игра «Мы - защитники» с детьми разновозрастной группы

 Изготовление игрушек из бумаги и картона для детей группы раннего возраста (самолётики, бинокли) «Своими руками»  

Совместные игры с детьми группы раннего возраста.

Разучивание физкультминутки с детьми группы  раннего возраста

 
Март:
Концерт для мам
 «Собери цветы благодарности» -  

 Сюжетно- ролевые игры  с детьми группы раннего возраста «Дочки- матери», «Дом»

Оказание помощи в изготовлении подарков для мам детям разновозрастной группы «Вот цветочек маме» -

Дети – волонтёры доставляют почту «Мечты»

Разучивание игр с детьми разновозрастной группы  на развитие  доброжелательного  отношения друг к другу

 «Цветочек счастья», «Наш тесный круг»  

 Инициирование участия в акции «Зелёный кошелёк» (сбор макулатуры)

 «Проводы зимы. Масленица » -  праздник для детей детского сада.

Апрель:
Весёлые конкурсы для детей разновозрастной группы «Веселинка в гостях у малышей»  

Участие в Неделе Добра «Путешествие в волшебную страну Добра »
Разучивание подвижной  игры с детьми группы раннего возраста во время прогулки «У медведя во бору»

Загадывание загадок, рисование сюжетов о весне с детьми разновозрастной группы «Весна пришла»  

Показ спектакля детям разновозрастной группы и группы раннего возраста в рамках театральной недели «Золотая маска»

  Май: 

Возложение цветов к стеле Победы «С добротой по жизни»

оказание помощи детям группы  раннего возраста и разновозрастной группы в уборке веточек, прошлогодних листьев на участках «Чистый участок»
Подвижные игры с детьми разновозрастной группы на спортивном участке «Ты, да я, да мы с тобой»

Дети- волонтёры помогают детям разновозрастной группы познакомиться с «Клубами интересных дел» в рамках проведения клубного часа.
Экскурсия с детьми группы раннего возраста по территории детского сада «Летняя сказка».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология «Дети-волонтеры» как ресурс реализации образовательной программы по изобразительной деятельности.

Слайд 2

«Дети - волонтеры» в Изостудии



Предварительный просмотр:

Ссылка на видео  «Дети-волонтеры в изостудии: учимся сами, учим других»

https://youtu.be/AoB_6N6dqpk