МАСТЕР – КЛАСС «Создание динамичных художественных образов в процессе интеграции игровой и продуктивной видов деятельности»
консультация по рисованию

Волкова Елена Николаевна

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Организация образовательной деятельности с воспитанниками в в рамках раздела «Изобразительное искусство»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС

«Создание динамичных художественных образов в процессе интеграции игровой и продуктивной видов деятельности»

Профессиональный стандарт педагога определяет характеристики деятельности успешного профессионала, такие как: готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Практика и поиск новых путей повышения качества образовательной деятельности педагога-профессионала, позволяет определить в качестве средства оптимизации процесса развития дошкольников – метод моделирования, а именно - овладение модельной формой опосредования в изобразительной деятельности. Как профессионал я не могу менять основную технологию раздела «Изобразительное  искусство», т.к. она является основополагающей для всех разделов программы и определяет основную цель – развитие познавательных и творческих способностей.

Поэтому, я как мастер, хочу поделиться опытом моего педагогического творчества последних пяти лет совместной деятельности с воспитанниками в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в рамках раздела «Изобразительное искусство».

В основе всех видов изобразительного искусства, в том числе и графики, лежит рисунок. Слово «рисунок» пришло на смену старославянским словам «знамя», «знамение», означавшим «создание образа», и «чертеж», «начертание», указывавшим на технику выполнения изображения. С XVIII века слово «рисунок» стало термином, обозначающим изображение как создание образа с помощью линий, черт, важных для узнавания признаков предмета: формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусства.

В дошкольном возрасте в качестве модельной формы опосредования выступают графические характеристики основных структурных особенностей отдельного объекта. Это такое предметное изображение объекта, в основе которого лежат выделенные и переданные в форме графического изображения его существенные характеристики. Мы, педагоги, зачастую учим ребенка в рисунке передавать статическое изображения, считая, что для него оно более доступное, хотя исследования психологов доказывают, что ребенок как существенную характеристику объекта выделяет именно движение. Поэтому для того чтобы ребенок создал выразительный образ объекта я творчески сочетаю три средства: игра (словесная, имитационная, дидактическая), скульптура, графика.

Система занятий, направленная на создание выразительного образа объекта включает в себя 4 этапа. Предлагаю рассмотреть взаимосвязь всех средств: игры, скульптуры и графики на примере цикла образовательной деятельности по теме «Олимпиада».

 См. таблицу 1.

Таблица 1

Этапы

Содержание

Тема цикла образовательной деятельности «Олимпиада»

1 этап

Проживание действий объекта в игре, речи, с помощью жестов.

  • Словесные игры и упражнения.

- Беседа, рассматривание картинок из серии «Зимние виды спорта» /обратить внимание на позу: положение рук и ног при передаче движения/.

- Рассматривание скульптуры «Лыжник» /обратить внимание на величину и пропорции туловища, соответствие изображения лыжника и величины лыж/.

- Чтение стихотворений по теме.

  • Имитационные игры и упражнения.

- обыгрывание пластического этюда «Ходьба/Катание на лыжах»: эмоциональное проживание ситуации, передача позы, движения / обратить внимание на положение ног: широко расставленные (одну – вперед, другую – назад) и положение рук, в которых лыжник держит палки; направленные усилия и динамика движения, с помощью которого это усилие передается/.

  • Дидактические игры и упражнения.

- «Маленький конструктор»: выкладывание фигуры человека из готовых геометрических форм.

- Я рисую»: рисование фигуры человека пальчиком по манке (уточнение пропорций частей тела).

- «Пластилиновые жгутики»: выкладывание пластилиновыми жгутиками фигуры человека по контуру.

- «Я – человек»: обведение трафарета фигуры человека (простейшая форма) с проговариванием (голова, шея, плечи, руки, туловище, ноги и т.д.), закреплять навыки штриховки контурных изображений (сохранения направленности движения, регуляции силы нажима на карандаш).

- «Палочные человечки»: учить видеть сходство поз человека в реалистическом и схематическом изображениях; упражнять в передаче поз спортсменов в схематическом изображении.

- «Кто это?»: обрывание лишней бумаги по контуру фигуры человека (из частей), выкладывание и наклеивание.

/словесные и игровые приемы передачи движения заменяются изобразительными/

2 этап

Овладение действием замещения и моделирования реального предмета в скульптуре:

  1. Создание предметного изображения в пластилине.
  2. Создание объемного изображения объекта в движении.
  3. Моделирование взаимодействия изображаемых объектов в пластике.

Овладение действием детализации.

Тематика:  

  • «Лыжник»                      

  • «Ходьба на лыжах»

  • «Тренировка спортсменов»

3 этап

Овладение действием моделирования реального объекта в графике:

  1. Создание графического предметно-реального изображения.
  2. Создание графического изображения объекта в движении.
  3. Моделирование взаимодействия изображаемых объектов в графике.

Овладение действием детализации.

Тематика:

  • «Лыжник»

  • «Лыжная прогулка»

  • «Лыжные гонки»

4 этап

Развитие фантазии, творческого мышления и воображения:

  1. Развитие способности к решению и постановке творческой художественной задачи.
  2. Целенаправленное формирование авторской позиции художника – творца своих произведений.

Тематика:

  • «Олимпийские соревнования по зимним видам спорта»

Вам представлена основная идея технологии педагогического творчества.

Предлагаю Вам принять на себя две роли: одну -  роль моих воспитанников 4-5 лет, а так же в течение игры быть экспертами, анализируя приобретенный опыт.

- Итак, дорогие мои воспитанники, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто пришел к нам в гости: загадка: «Острые ушки, на лапках подушки. Усы – как щетинка, дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит, ночью бродит, на охоту ходит». (Участники игры озвучивают отгадку, я предлагаю им рассмотреть несколько игрушек.)

- Действительно, у нас сегодня в гостях кошечки. (Раздаю из корзинки.)

- Посмотрите на них и опишите свою кошку,  используя в речи слова: туловище овальное, мордочка круглая, ушки треугольной формы, хвост длинный и пушистый.

- Обведите пальчиком по линии контура кошечки, проговаривая: мордочка, ушки, спинка, хвостик, лапки, брюшко, грудка.

- А сейчас скажите мне, что любят и умеют делать кошки? 

- Кто мне скажет, что мы сейчас будем делать? (На столах лежит пластилин.)

- Посмотрите, как правильно нужно слепить кошку, которая лежит. 

- Мы берем пластилин. Раскатываем из него колбаску. Делим эту колбаску на две части, одну побольше, другую поменьше. Из одной половинки у нас будет туловище и ноги, а из другой – голова и хвост.  Сначала нам нужно взять большую часть. Скатаем из нее колбаску. С обеих сторон этой колбаски сделаем надрезы. Сглаживаем эти части, и делаем из них задние и передние лапки. Вот у нас получилось туловище и 4 лапки. Нам осталось сделать хвост и голову.

- Берем вторую часть пластилина и делим ее на две равные части. Возьмем одну из них и скатаем шарик – это и будет голова, а что есть у кошки на голове?  (Ответ). Правильно уши. Чтобы сделать уши надо немного отщипнуть и немного заострить. Голова для нашей кошки уже сделана. Прикрепляем ее к туловищу вот так, и примазываем.

- Посмотрите на хвост, какой он? (Ответы.) Правильно он длинный и пушистый!

Значит, из оставшегося кусочка пластилина скатываем колбаску, можно вот так его прогнуть и у нас получится красивый хвостик. Его нужно прикрепит к туловищу, вот сюда. Что бы он держался нам надо его пригладить.

Вот получилась лежащая кошечка.

- Предлагаю взять брусок пластилина, помять немного, чтобы размягчить его и попробовать слепить кошку. (Самостоятельная деятельность.)

- Рассмотрите свои поделки и опишите, что делает кошечка. (Ответы.)

- Наша кошечка лежала, вдруг собачка забежала. Что сделала наша кошечка? (Ответы.) Правильно, наша кошка испугалась, на лапки встала, спинку выгнула и «фыркнула». (Демонстрация трасформации поделки кошки.)

- Как   можно узнать, какое настроение у кошки? (по поведению, по внешнему виду: у испуганной кошки выгнута спинка, прижаты ушки шерсть у кошки встала дыбом).

- А теперь и вы сделайте кошку, которая испугалась собаки.

- Сейчас, я предлагаю нарисовать кошку, которая лежит, углем или сангиной.

На демонстрационном листе показываю способ, где посредством определенного линейного ритма передается фактура (шерсть) кошки.

- Наша кошка получилась пушистая. (Показ приема растирания угля (сангины).)

Самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа: следить за тем, чтобы изображение было достаточно крупным относительно размера листа, чтобы изображение шло от фактуры кошки, а не от контура, помочь выявить в изображении необходимые детали, и т.д.

Рассматривание получившихся работ.

- Что делает кошка? (Кошка лежит, лапки спрятала под себя.)

- Но когда она испугалась собаки, что сделала? (Ответы). Вскочила на лапки (показ прорисовывания лапок). Выгнула спинку, и шерсть у нее встала дыбом (показ определенного линейного ритма передачи фактуры: шерсти кошки). Хвост изогнулся, распушился и поднялся вверх (показ).

После этого предлагается прорисовать «Кошку, выгнувшую спину».

Индивидуальная работа: следить за тем, чтобы телу кошки были приданы нужные очертания для того, чтобы получился образ выгнувшейся кошки.

Рассматривание готовых рисунков. (Предлагаю разместить работы на доске.)

- Дайте имя своей кошечки и расскажите о ней.

А сейчас, я предлагаю наше занятие проанализировать, для этого нужно заполнить данную таблицу, определяя по этапам содержание деятельности, методы и приемы работы. См. таблицу 2.

Таблица 2

Этапы

Содержание

Тема цикла образовательной деятельности «Кошечка»

Методы и приемы

1 этап

Проживание действий объекта в игре, речи, с помощью жестов.

  • Словесные игры и упражнения.
  • Имитационные игры и упражнения.
  • Дидактические игры и упражнения.

2 этап

Овладение действием замещения и моделирования реального предмета в скульптуре:

  1. Создание предметного изображения в пластилине.
  2. Создание объемного изображения объекта в движении.
  3. Моделирование взаимодействия изображаемых объектов в пластике.

Овладение действием детализации.

3 этап

Овладение действием моделирования реального объекта в графике:

  1. Создание графического предметно-реального изображения.
  2. Создание графического изображения объекта в движении.
  3. Моделирование взаимодействия изображаемых объектов в графике.

Овладение действием детализации.

4 этап

Развитие фантазии, творческого мышления и воображения:

  1. Развитие способности к решению и постановке творческой художественной задачи.
  2. Целенаправленное формирование авторской позиции художника – творца своих произведений.

Предлагаю вашему вниманию игровые средства для совместной и самостоятельной деятельности детей по данной тематике:

  • Чтение художественных  произведений:  С. Маршак «Усатый-полосатый»;  английская песенка «Котята».
  • Подвижная игра «Кот и мыши».
  • Физминутка «Киска».
  • Дидактическая  игра   «Телевизор» - выкладывание фигуры кошки  из частей в соответствии с предложенной позой: лежит, бежит, гуляет.
  • Дидактическая  игра   «Маленький конструктор»  - выкладывание по образцу фигуры кошечки из готовых геометрических фигур различных размеров.
  • Дидактическая  игра   «Собери картинку»  - собрать картинку домашнего животного из 4 - 6 частей.
  • Дидактическое упражнение «Обведи и раскрась» - обведение трафаретов кошек и закрашивание с передачей линейного ритма /вертикальных штрихов/.
  • Дидактическое упражнение «Я рисую» - рисование контура кошечки пальчиком по манке.
  • Дидактическое упражнение «Пластилиновые жгутики» - выкладывание по контуру пластилиновыми жгутиками силуэта кошки.

- Какие темы занятий можно включить в данный цикл на втором, третьем и четвертом этапах на ваше усмотрение?

- Как Вы считаете, возможно ли использование данной модели для планирования и проведения занятий с детьми по изобразительной деятельности по другим темам?

Я надеюсь, что созданная модель совместной деятельности с детьми по формированию умения передавать объект в движении, будет успешно использоваться в практике вашей собственной деятельности.

-Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам высказать мнение  о том опыте, который вы сегодня приобрели. Я думаю, лепестки «цветика-семицветика» помогут вам сделать это быстро и эффективно.

Когда участник  выбирает лепесток, определенного цвета, то отвечает:

  • Красный лепесток - «У меня возникли положительные чувства».

  • Чёрный лепесток – «Критика, недоверие, осторожность».

  • Жёлтый лепесток – «Это стоит делать».

  • Оранжевый лепесток – «Я действительно, приобрел новый, важный для меня практический опыт»

  • Зелёный лепесток – «Имею предложения».

  • Белый лепесток – «Чистый лист» – ничего нового не узнал».

  • Синий лепесток  - «Есть недостатки».

Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.

Список литературы:

  1. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. // М.: Владос, 2002
  2. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. -1982 - №11.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. // СПб.: Союз, 1997
  4. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.
  5. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности.// Ребенок в детском саду. – 2005 - № 1.
  6. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. // М.: ВЛАДОС, 2001
  7. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. // М.: Столетие, 1998
  8. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. // М., 2006
  9. Комарова Т.С. Детское изобразительное  творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2.
  10. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. // М.: Сфера, 2009
  11. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия: интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. // М.: Сфера, 2009
  12. Маркова Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным.  Игры и упражнения для развития координации и точности движений и отработки правильного нажима.// Дошкольное воспитание. – 1996.- № 2.
  13. Художественное творчество и ребенок под ред. Ветлугиной Н.А. // М.: Педагогика, 1972
  14. Программа «Развитие»  под ред. Дьяченко О.М. // М.: «Гном», 2002


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс « Создание динамичных художественных образов в процессе интеграции игровой и продуктивной видов деятельности» Городской фестиваль педагогического мастерства «Практическая мастерская дошкольного образования» Воспитатель Волкова Елена Николаевна

Слайд 2

Художественно-эстетическое развитие

Слайд 3

Создание выразительного образа объекта

Слайд 4

Цикл образовательной деятельности по теме «Олимпиада»

Слайд 5

Цикл образовательной деятельности по теме «Олимпиада» Словесные игры и упражнения: Беседа, рассматривание картинок из серии «Зимние виды спорта» /обратить внимание на позу: положение рук и ног при передаче движения/ Рассматривание скульптуры «Лыжник» /обратить внимание на величину и пропорции туловища, соответствие изображения лыжника и величины лыж Чтение стихотворений по теме

Слайд 6

Цикл образовательной деятельности по теме «Олимпиада» Имитационные игры и упражнения: Обыгрывание пластического этюда «Ходьба/Катание на лыжах» Эмоциональное проживание ситуации, передача позы, движения Обратить внимание на положение ног: широко расставленные (одну – вперед, другую – назад) и положение рук, в которых лыжник держит палки; направленные усилия и динамика движения, с помощью которого это усилие передается

Слайд 7

Цикл образовательной деятельности по теме «Олимпиада» Дидактические игры и упражнения: «Маленький конструктор»: выкладывание фигуры человека из готовых геометрических форм Я рисую»: рисование фигуры человека пальчиком по манке (уточнение пропорций частей тела) «Пластилиновые жгутики»: выкладывание пластилиновыми жгутиками фигуры человека по контуру

Слайд 8

Цикл образовательной деятельности по теме «Олимпиада» Дидактические игры и упражнения: «Я – человек»: обведение трафарета фигуры человека (простейшая форма) с проговариванием (голова, шея, плечи, руки, туловище, ноги и т.д.), закреплять навыки штриховки контурных изображений (сохранения направленности движения, регуляции силы нажима на карандаш) «Палочные человечки»: учить видеть сходство поз человека в реалистическом и схематическом изображениях; упражнять в передаче поз спортсменов в схематическом изображении «Кто это?»: обрывание лишней бумаги по контуру фигуры человека (из частей), выкладывание и наклеивание. /словесные и игровые приемы передачи движения заменяются изобразительными/

Слайд 9

Цикл образовательной деятельности по теме «Олимпиада» «Лыжник» Овладение действием детализации

Слайд 10

Цикл образовательной деятельности по теме «Олимпиада» «Ходьба на лыжах» Овладение действием детализации

Слайд 11

Цикл образовательной деятельности по теме «Олимпиада» «Тренировка спортсменов» Овладение действием детализации

Слайд 12

Цикл образовательной деятельности по теме «Олимпиада» «Лыжник» Овладение действием детализации

Слайд 13

Цикл образовательной деятельности по теме «Олимпиада» «Лыжная прогулка» Овладение действием детализации

Слайд 14

Цикл образовательной деятельности по теме «Олимпиада» «Лыжные гонки» Овладение действием детализации

Слайд 15

Цикл образовательной деятельности по теме «Олимпиада» «Олимпийские соревнования по зимним видам спорта» Целенаправленное формирование авторской позиции художника – творца своих произведений

Слайд 16

Моделирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анализ теоретических основ развития детского художественного творчества показал, что феномен творчества как сложного культурно – исторического явления и вида деятельности человека исследуе...

Мастер - класс "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности"

Мастер - класс "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности"...

Консультация для воспитателей "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности"

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности....

Мастер-класс "Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе интеграции музыки и театра"

Мастер-класс "Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе интеграции музыки и театра" повышение компетенций педагогов в процессе создания театрализованной хороводной игры по знак...

КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...