Сообщение «Художественное развитие дошкольников в процессе создания сказочного образа»
методическая разработка по рисованию

Волкова Елена Николаевна

Создание предметного образа в цветовом пространстве, и передача через символику цвета смысловых характеристик героев, эмоционального состояния образов; своих чувств, свое авторское понимание и видение мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение

Тема    «Художественное развитие дошкольников в процессе создания сказочного образа»

             Воспитатель

                                 Волкова Е.Н.

         «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

                               От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

                                   которые питают источник творческой мысли. Другими словами,

                          чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В.А. Сухомлинский.

Ключевыми задачами программы «Развитие» является развитие познавательных и творческих способностей. Изобразительное искусство занимает особое место в ряду других занятий ребенка. Это один из видов деятельности, где появляется вполне реальный творческий продукт: художественная живопись, предметная графика, сюжетная композиция. Задачи программы в первую очередь направлены на введение ребенка в мир цвета и формы, живописной образности и художественной графики, изобразительного творчества и фантазии.

В своем выступлении я подробнее остановлюсь на овладение детьми символической формой опосредования – это создание предметного образа в цветовом пространстве, и передача через символику цвета смысловых характеристик героев, эмоционального состояния образов; своих чувств, свое авторское понимание и видение мира.

В сказочной тематике, как отмечала Е.А. Флерина, наиболее ярко проявляются особенности творчества детей – искренность, эмоциональность, непосредственность; содержательность; яркость, красочность, декоративность; выразительность. Сказка как особый литературный жанр имеет свои специфические особенности. В ней воплощаются живые представления о подлинном мире, отражается народный быт, окружающая природа и т.д. В то же время в сказке отражение живой, реальной действительности сочетается с богатством и своеобразием фантастических образов. Создание сказочного образа в рисунке предполагает предварительное формирование замысла: содержательной стороны будущего рисунка, представление о его композиции, о взаиморасположении персонажей, о цветовой характеристике рисунка.

Анализ детских работ показывает, что дети чаще всего выступают не как «авторы» собственного видения сказочного образа, а в большей степени копируют книжные иллюстрации художников. Работы получаются стереотипны, и по композиционному, и по образному, цветовому решению, слабо выражено взаимодействие объектов. В диагностических занятиях это выявилось в следующих показателях (Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы к проведению: старший дошкольный возраст. – М., 2001):

  1. показатель -  умение передавать особенности взаимодействия изображаемых объектов с помощью графического материала: низкий уровень – 0%;  средний уровень – 70%; высокий уровень – 30%.
  2. показатель -  освоение действий преобразования при изображении пространственных взаимоотношений объектов в композиции: низкий уровень – 0%;  средний уровень – 80%; высокий уровень – 20%.

Изобразительные способности представляют собой сложное образование, включающее в свою структуру ряд необходимых и специфических способностей. Отечественные психологи отмечают среди них в первую очередь «остроту видения», целостное, ясное восприятие, яркое воображение, зрительную память, точные (согласованные) движения рук.

Для развития художественного творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Л.С.Выготский, говоря о роли обучения, подчеркивал: обучение ведет за собой развитие.

Цель моей педагогической деятельности: поддерживая инициативность и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Использовать разнообразные методы и формы работы с детьми, направленные на развитие восприятия, образного мышления, воображения.
  2. Формировать положительное эмоциональное отношение к художественно-творческой деятельности.
  3. Совершенствовать овладение способами изображения, выразительными средствами графики, живописи.

Реализация поставленных задач осуществлялась поэтапно.

1 этап – развитие целостного восприятия, как накопление художественно-эстетического опыта познания окружающего мира.

В систему предварительной работы были включены экскурсии, целевые прогулки, где широко использовался прием наблюдения – целенаправленного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Когда дети не только выделяли свойства объекта: форму, строение, цвет, но и определяли его художественные достоинства: сочетание различных оттенков, разнообразие форм.

Тематические занятия в «Музейно-выставочный центре» обеспечивали обогащение художественно-эстетического, познавательного развития; формировали интерес к подлинным предметам старины и способность извлекать информацию из первоисточника. (Методическая экспозиция «Изба»: «Дом, дом, открой свою тайну»; «Игрушки из бабушкиного сундука»; «Как крестьянка семью одевала»; «История русского чаепития»; «Там чудеса, там леший бродит»).  

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомились с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; шла работа по развитию навыков восприятия произведений различных видов искусства; воспитанию эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения слышать, видеть, чувствовать, сопереживать.

Например, прием «Путешествие в картину». При знакомстве с произведением искусства, ребенку предлагалось проникнуть внутрь созданной художником картины, войти в «предполагаемые обстоятельства»: ощутить теплоту, свежесть, запах наполняющего картину воздуха, мысленно прикоснуться к изображаемым предметам, поговорить с героями картины. Исследовалось эмоциональное состояние героев и характер пространства картины. Можно отправляться в прошлое, придумывая исходящие события, предисторию персонажей до момента, запечатленного художником на картине. А после – в будущее, прогнозируя те изменения, которые могут произойти с героями впереди. Исследование произведения таким образом, позволяло каждому ребенку создать свою композицию по предлагаемой теме. (Перспективный план включает в себя занятия-путешествия, интегрированные занятия, проективную деятельность детей.)

Совместно с музыкальным руководителем проводились занятия по цветомузыкальному восприятию, направленные на развитие способности соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета. При работе с музыкальным произведением, создавалась ситуация, в которой к восприятию подключались все органы чувств ребенка: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Музыку можно «взять» в руки, «рассмотреть»: какая она – тяжелая или легкая, страшная или веселая, колючая или мягкая, радостная или грустная и т.д. Когда ребенку было трудно проанализировать свои чувства, перевести их в образ, я помогала ему наводящими вопросами: какое чувство возникло, и какого оно может быть цвета? Смешав несколько оттенков, предлагала выбрать цвет, наиболее подходящий его ощущениям. Передача сложившегося образа в живописной композиции, обогащает чувственно-эмоциональный опыт ребенка. Так мелодия становилась для него видимой, а цвет и линия начинали звучать музыкой. (Тематика: «Нарисуй музыку», «Потрогай и нарисуй», «Рисуем песенку дождя», «Вьюга» и др.)

Обыгрывание пластических этюдов, драматизация определенного сказочного сюжета, способствовали приобретению опыта восприятия, активному и творческому перерабатыванию материала в ходе специально созданных ситуаций фантазийного характера т.е. использовались методы «погружения» в сказочную ситуацию, когда ребенок «действовал» в своей картине, «жил» в ней. В такой игре каждый ребенок брал на себя роль, проигрывал ее, становясь тем или иным персонажем, учился понимать его мысли и чувства; мог стать элементом сказочного пространства (бушующим морем, избушкой «на курьих ножках»); вступить во взаимодействие с воображаемым пространством сказки (пробираться в дремучем лесу и др.). Целью таких игр являлось развитие возможностей полноценно воспринимать образы, что предполагает способность мыслить, чувствуя. Этапы, по которым проходила игра: вхождение в ситуацию; проживание ситуации; выстраивание своего отношения ко всему происходящему, к данной ситуации, опираясь на свой эмоционально-чувственный опыт; рождение художественного образа. Изображая героев своей будущей картины, дети подражали, вступали в диалог, придумывали что-то свое, прислушивались к мнению друг друга, осваивали свое собственное тело. Так к каждому ребенку приходила уверенность: «Я смог показать, смогу и нарисовать».

2 этап - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла предстоящей работы.

На этом этапе помогал такой прием как «составление» сюжета рисунка в ходе обсуждения. Например, - Что произойдет в нашей картине?   Как это нарисовать? Кто кого встретит в нашей сказке?  Что с ними может произойти? Чем все закончится? Что из нашей сказки мы возьмем в рисунок? Какие наши герои? Как нарисовать их характеры?  Как увидеть? Предложить попробовать изобразить это «через себя»: - Пройдите как лисичка. Как она идет? Где у нее голова, лапы, хвост? Что она хочет сделать? Какие у нее при этом глаза? Что она говорит?

Использование в процессе обучения дидактических игр и пособий закрепляло навыки пространственно-композиционного построения рисунка: дидактические игры «Далеко – близко», «Большой – маленький», «Законы мастерицы Композиции», «Составь картину», «В гостях у сказки», фотоальбомы: «Линия горизонта», «Перспектива», пособие «Волшебный песок». В создании предметного образа в цветовом пространстве и передаче через символику цвета смысловых характеристик героев, эмоционального напряжения образов, своего отношения к ним, помогали игры на закрепление знаний об основных и составных цветах, на различение и называние теплых и холодных оттенков, на выражение эмоциональной выразительности цвета. Овладение модельной формой опосредования шло через игры на составление предметного изображения из отдельных частей, пособий для передачи движения фигур на плоскости.  

Предварительная работа проводится в тесном сотрудничестве и взаимодействии с воспитателями, родителями. Это совместное с воспитателями планирование индивидуальной, подгрупповой работы с детьми вне занятий, включение отдельных элементов в режимные процессы (физминутки, наблюдения на прогулках, чтение художественных произведений). Консультации, рекомендации для родителей, выступления на групповых собраниях (тематика: «Прекрасное побуждает доброе», «Мир изобразительного искусства», «Чтобы каждый ребенок испытал радость творчества», «Как организовать домашние занятия по рисованию и лепке»).

В результате обучения дети создают многоплановый рисунок (выделяют передний, средний и дальний планы); определяют главный смысловой центр; воссоздают впечатление движения, изображают место действия, передают время действия. Проживая, «погружаясь» в сказку, каждый ребенок выражает свою пережитую и прочувствованную тему, отбирая образы, соединяя их в действия и строя замысел.

Выполнение диагностических заданий показало положительную динамику развития:

  1. показатель -  умение передавать особенности взаимодействия изображаемых объектов с помощью графического материала: низкий уровень – 0%;  средний уровень – 20%; высокий уровень – 80%.
  2. показатель -  освоение действий преобразования при изображении пространственных взаимоотношений объектов в композиции: низкий уровень – 0%;  средний уровень – 45%; высокий уровень – 55%.

Таким образом, целенаправленное обучение развивает творческие способности детей при создании художественно-выразительных образов. Обогащается содержательная сторона рисунков, выделяется яркая образная характеристика героев, формируется эмоционально-позитивное отношение к творческой деятельности. Дети с большим интересом выступают как «авторы» собственного видения сказочного образа.

Литература:

Программа «Развитие»  под ред. Дьяченко О.М. М.: «Гном», 2002

Художественное творчество и ребенок под ред. Ветлугиной Н.А. М.: Педагогика, 1972

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль.: Академия развития, 1996

Методические советы к программе «Детство». – СПб.: «Детство-Пресс», 2007

Венгер Л.А. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание 1982 № 12

Луговых Н., Мандрышкина Л. Об эмоциональном раскрепощении в процессе художественного творчества. - Дошкольное воспитание 1998 № 6,  с.78

Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок. - Обруч 1996 № 4 с.24

Некрасова-Каратаева О. О природе детского рисования. - Обруч 1997 № 5 с.9

Казакова Т., Лыкова И.  Сказочный образ в изобразительном творчестве, или «Оживи сказку». - Дошкольное воспитание 2006  № 5,  с.87

Костарева Л. Учу детей творить. - Дошкольное воспитание 2005 № 9, с.61

Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать. - Дошкольное воспитание 2005 № 9, с.80

Приложение

Для диагностики результатов деятельности используются критерии, характеризующие уровень художественно-эстетического развития, описанные Н. А. Ветлугиной.

Показатели, характеризующие эстетическое отношение,

интересы и способности

  1. Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт, способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации.
  2. Увлеченность, захваченность деятельностью – качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели.
  3. Искренность, правдивость, непосредственность переживания.
  4. Специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух и пр.), позволяющие успешно решать творческие задания.
  5. Изменение мотивов деятельности, доставляющей удовольствие своими результатами. (Этот показатель характеризует направленность воображения, подчинение его творческой задаче.)
  6. Возникновение потребности в творчестве.

Показатели, характеризующие способы творческих действий

  1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применение известного в новых ситуациях, создание новых комбинаций из усвоенных ранее элементов.
  2. Самостоятельный поиск, пробы наилучшего решения творческой задачи.
  3. Нахождение новых, оригинальных приемов решения, самостоятельность, инициатива.
  4. Быстрота реакций, находчивость в действиях, ориентировка в новых условиях, гибкость.

Показатели, характеризующие качество

художественной деятельности

  1. Нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств для воплощения образа.
  2. «Индивидуальный почерк» рисунков, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.
  3. Соответствие рисунков элементарным художественным требованиям.

Перспективный план занятий кружка «Сказки дядюшки Холста»

месяц

Старшая группа  

Подготовительная группа

Сентябрь

«Помощники Художника»

Проект «Профессия Художник»

Октябрь

Интегрированное занятие «Времена года. Осень.»

Интегрированное занятие

«Музыка и цвет»

Ноябрь

Занятие-путешествие «Первые художники»

«Как появились бумага и карандаш»

Декабрь

«В царстве красок»

Проект  «Где работают художники»

Январь

Интегрированное занятие «Времена года. Зима.»

Интегрированное занятие

«Цветное настроение»

Февраль

«В мастерской Художника»

«Как цвет художнику помогает»

Март

«Мы художники!»

«Художник и настроение»

Апрель

Интегрированное занятие «Времена года. Весна.»

Интегрированное занятие

«Сказка в музыке»

Май

«Мы идем в музей»

«Дружим со сказкой»

Планирование тематического цикла занятий по сказке «Колобок и лиса»

Занятия

Программное содержание

Индивидуальная работа

Предварительная работа

Рисование

/графика/

«Колобок и лиса»

Рисование

/живопись/

«Колобок и лиса»

(1 часть – фон)

Рисование

/живопись/

«Колобок и лиса»

(2 часть – детализация)

(3 часть – детализация)

Освоение действия преобразования пространственных моделей.

Освоение действия детализации.

Учить композиционно строить изображение на листе бумаги: располагать на листе соответственно выбранной пространственной ситуации. Находить пропорциональные друг относительно друга связи (размеры и объемы) предметов в композиции.

Закрепить навыки рисования неба, земли акварельными красками «по-мокрому». Учить передавать в рисунке определенное состояние погоды: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено.

Закрепление умения находить нужные пропорции героев сказки; передавать отношения по величине, определять место и величину изображений, простые движения.

Передача максимальной образной  выразительности изображаемых объектов: прорисовывать русскую народную одежду расписанную  узорами (сарафан, кофта, фартук).

Учить передавать в рисунке определенное место действия (лес, домик, тропинку  и т.д.).   Закреплять умение композиционно строить рисунок в пространстве листа (далеко-близко).

Чтение р.н.с. «Колобок»

Рассматривание иллюстраций: учить замечать, какие художественные средства используют художники для характеристики сказочных образов.

Обыгрывание разных эпизодов сказки через разные виды театрализованной деятельности:

  • Настольный театр;
  • Фланелеграф;
  • Моделирование;

Драматизация.

Цель: эмоционально-выразительное проживание образов героев сказки.

Рассматривание пейзажей: какую цветовую палитру используют художники, чтобы отобразить небо в разную погоду: солнечную, пасмурную, дождливую, ветреную.

Вопросы для обсуждения:

 - как вы узнали, что на картинке изображен ясный (пасмурный …)  день?

- какими красками художник нарисовал небо, тучи, облака?

Интегрированное занятие «Музыка и настроение»

Рассматривание иллюстраций Е. Рачева с изображением животных, одетых в русские народные костюмы. («Дошкольникам о художниках детской книги», М., Просвещение, 1991, стр. 95)

Рассмотреть русскую старинную женскую одежду: сарафан длинный (в каких местах располагаются узоры?), кофта с длинными широкими рукавами с вышитыми узорами.   На сарафан надет фартук. Внизу фартук украшен каймой и кружевом.

На ногах лапти: плетенная обувь из лыка липы  (у липы под корой есть лыко; его отрывают длинными полосами и плетут лапти).

Рассматривание иллюстраций: обратить внимание как художники используют в своих иллюстрациях пейзаж.

Дидактические игры «Далеко – близко», «Составь картину» - закрепление навыков пространственно-композиционного построения рисунка.

Планирование тематического цикла занятий по сказке «Гуси-лебеди»

Рисование

/графика/

«Гуси - лебеди»

Рисование

/графика/

«Гуси - лебеди»

Рисование

/живопись/

«Гуси - лебеди»

(1 часть – фон)

Рисование

/живопись/

«Гуси - лебеди»

(2 часть – детализация)

Рисование

/живопись/

«Гуси - лебеди»

(3 часть – детализация)

Освоение действия преобразования пространственных моделей.

Освоение действия

детализации.

Учить композиционно строить изображение на листе бумаги: располагать на листе соответственно выбранной пространственной ситуации.

Учить изображать сказочных персонажей во взаимосвязи через их расположение относительно друг друга. Закрепление умения рисовать фигуры детей, передавать отношения по величине, определять место и величину изображений, простые движения.

Закрепить навыки рисования неба, земли акварельными красками «по-мокрому». Умение передавать в рисунке определенное состояние погоды: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено.

Учить использовать цветовые характеристики для создания выразительных образов детей: фиксировать внимание на характерных особенностях  (старинная крестьянская одежда). Учить способам передачи динамики изображений.

Учить передавать в рисунке определенное место действия (лес,  тропинку, луг  и т.д.).   Закреплять умение композиционно строить рисунок в пространстве листа:  далеко-близко. Учить рисовать разными приемами кроны деревьев, составлять краски для получения нужного тона. Прорисовывать характерные детали для создания выразительного рисунка: печь, ухват, пирожок  и др. 

Чтение р.н.с. «Гуси – лебеди».

Рассматривание иллюстраций.

Беседа по разным эпизодам сказки: описание определенного места действия (изба, лес, тропинка, полянка, речка и т.д.), действий сказочных персонажей (гуси-лебеди уносят Иванушку;  Машенька с братцем спрятались под яблоней, а гуси-лебеди кружатся рядом и т.д.)

Обыгрывание разных эпизодов сказки через разные виды театрализованной деятельности:

  • Настольный театр;
  • Фланелеграф;
  • Моделирование;

Драматизация.

Цель: эмоционально-выразительное проживание образов героев сказки.

Наблюдения за погодными явлениями в природе, их цветовыми проявлениями.

Рассматривание пейзажей с изображением разного состояния погоды.

Обратить внимание на то, какими красками художники передают разное состояние погоды.

Интегрированное занятие «Песня дождя и ветра»

Тематическое занятие в МВЦ «Как крестьянка семью одевала»

Рассмотреть иллюстрации к сказке. Обратить внимание на характерные особенности старинной крестьянской одежды:  на Машеньке сарафан и платочек, на Иванушке – рубашка-косоворотка, длинные штанишки,  на ногах лапти;                   и  предметов:  изба, печь, ухват и др.

Рассматривание иллюстраций, пейзажей с целью развития композиционных умений детей: выделение главного образа композиции (предмета) на переднем плане - размером, цветом; передача пространства в рисунке: на переднем плане прорисовываются все детали; вдали все предметы уменьшаются по величине и детали не видны.

Дидактическая игра  «Законы Мастерицы Композиции».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема «Художественное развитие дошкольников в процессе создания сказочного образа»

Слайд 2

Цель Развитие познавательных и творческих способностей, т.е. овладение ребенком модельными и художественно-символическими средствами

Слайд 3

Овладение модельной формой опосредования – графическое моделирование предметных, социальных, вымышленных отношений между объектами Овладение символической формой опосредования – создание предметного образа в цветовом пространстве, передача через символику цвета смысловых характеристик героев Задачи Авторское понимание и видение мира

Слайд 4

Решение композиционно-пространственных задач Графический рисунок фиксация основных размерных, пропорциональных и пространственных особенностей изображаемого Лепка освоение формы, пропорций, пластики движений, действий преобразования объекта Живописный рисунок достижение художественной выразительности образов, использование цветовых характеристик

Слайд 5

1 цикл Задачи Композиционное построение рисунка: соотношение неба и земли / Тематика занятий: «Летний день: жизнь на небе и жизнь на земле», «Осенний пейзаж » / Построение пространственной схемы: расположение предметов относительно друг друга: дальше – ближе, вверху – внизу, больше – меньше / Тематика занятий : «Две сосны», «Корабли в море», «Дома трех поросят», «Вдали показался волшебный замок»/

Слайд 6

2 цикл Освоение моделирования взаимодействия изображаемых объектов в пластике Задачи : Учить соблюдать пропорции фигуры человека, животного. Формировать умение передавать особенности взаимодействия изображаемых объектов через пластическую трансформацию.

Слайд 7

Моделирования взаимодействия изображаемых объектов в графике Задачи: Закрепить умение композиционно строить рисунок в пространстве листа. Совершенствовать пропорциональность изображения человека и животного. Передавать выразительность простых движений.

Слайд 8

Создание живописной композиции Задача: Передача художественной выразительности через использование цветовых характеристик для создания выразительного образа. / Тематика занятий: «Лепим снежную бабу», «Мальчик и собака», «Всадник на лошади», «Борцы, «Акробаты», « Перетягивание каната», «Лыжник», «Я глажу кошку », «Я кормлю кролика», «Автопортрет» /

Слайд 9

3 цикл Задачи : Композиционное построение изображения на листе бумаги соответственно выбранной пространственной ситуации. Передача простых движений, отношений по величине, определение места и величины изображений. Освоение действий символизации. Умение передавать в рисунке определенное место действия, время года, состояния погоды. Тематика занятий: «Иван-царевич», «Колобок и лиса», «Гуси-лебеди», «Старик и золотая рыбка»

Слайд 10

Графика

Слайд 11

Живопись «Иван-царевич» « «Колобок и лиса» Создание фона

Слайд 12

«Гуси-лебеди»

Слайд 13

«Старик и золотая рыбка» Создание фона

Слайд 14

Знакомство с книжной графикой, рассматривание иллюстраций из детских книг, репродукций картин художников, детских работ Методы и приемы обучения

Слайд 15

Методы «погружения» в сказочную ситуацию: - создание сказочного образа в процессе обыгрывания пластических этюдов, драматизации определенного сказочного сюжета «Я смог показать смогу и нарисовать»

Слайд 16

«Составление» сюжета рисунка в ходе обсуждения Включение в процесс обучения дидактических игр и пособий способствует закреплению навыков построения композиционно-пространственного рисунка

Слайд 17

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов, явлений окружающего мира Художественное слово Показ способов изображения

Слайд 18

Сотрудничество Музыкальные руководители Занятия по цветомузыкальному восприятию Родители Консультации Рекомендации Выступления на родительских собраниях ( « Прекрасное побуждает доброе», «Мир изобразительного искусства », «Чтобы каждый ребенок испытал радость творчества» ) Воспитатели Планирование индивидуальной, подгрупповой работы с детьми Включение отдельных элементов в режимные процессы ( физминутки , наблюдения на прогулках, чтение художественных произведений )

Слайд 19

Диагностика результатов деятельности Показатели, характеризующие эстетическое отношение, интересы и способности Развитое творческое воображение , на основе которого преобразуется прошлый опыт, способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации . Увлеченность, захваченность деятельностью – качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели . Искренность, правдивость, непосредственность переживания . Специальные художественные способности ( образное видение, поэтический и музыкальный слух и пр. ) , позволяющие успешно решать творческие задания . Изменение мотивов деятельности , доставляющей удовольствие своими результатами. ( Этот показатель характеризует направленность воображения, подчинение его творческой задаче .) Возникновение потребности в творчестве .

Слайд 20

Показатели, характеризующие способы творческих действий Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, применение известного в новых ситуациях, создание новых комбинаций из усвоенных ранее элементов. Самостоятельный поиск , пробы наилучшего решения творческой задачи. Нахождение новых, оригинальных приемов решения, самостоятельность, инициатива. Быстрота реакций, находчивость в действиях , ориентировка в новых условиях, гибкость . Показатели, характеризующие качество художественной деятельности Нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств для воплощения образа. «Индивидуальный почерк» рисунков , своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения. Соответствие рисунков элементарным художественным требованиям .

Слайд 21

1 уровень – низкий ( 0%) 2 уровень – средний (67%) 3 уровень – высокий ( 33%) Уровни развития детей старшего дошкольного возраста В результате обучения дети: Создают многоплановый рисунок ( выделяют передний, средний и дальний планы ); Определяют главный смысловой центр; Воссоздают впечатление движения; Изображают место действия, передают время действия.

Слайд 22

«Формула успеха» «Волшебная сила искусства плюс волшебная сила игры плюс прекрасное знание дошкольной педагогики, детской психологии. И еще любовь к ребенку» Ф. С. Новоселова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие познавательной деятельности старших дошкольников в процессе создания экологических проектов

консультация для родителей по работе с гиперактивными детьми, пальчиковые игры...

развитие познавательной деятельности старших дошкольников в процессе создания экологических проектов

проведение занятий с детьми и занятий в совместной деятельности с использованием народного творчества...

«Педагогические особенности формирования здорового образа жизни и развития дошкольников в процессе физического воспитания»

Актуальность. Здоровье, это самая большая ценность. Каждому человеку присуще желание быть здоровым и сильным. Считается , что уровень здоровья зависит от наследственных факторов, так же, от действия о...

«Взаимодействие разных видов художественной деятельности при создании сказочных образов , как средство развития творчества детей пятого года жизни».

1.  Особенности  творческой изобразительной деятельности детей 5 года жизнии ее развитие. Виды изобразительной деятельности.2. Особенности влияния взаимодействия разных видов изобразительной...

Развитие выразительности художественного образа в рисунках старших дошкольников в процессе создания иллюстраций к детским сказкам

Статья посвящена развитию выразительности художественного образа в рисунках старших дошкольников в процессе создания иллюстраций к детским сказкам. Рассмотрены наиболее эффективные методы и прие...