Технология "Дети-волонтеры"
методическая разработка (подготовительная группа)

Волкова Елена Николаевна

Технология «Дети-волонтеры» как ресурс реализации образовательной программы дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технология «Дети-волонтеры» как ресурс реализации

Образовательной программы дошкольного образования»

3 этапа подготовки волонтёров.

1 этап – создание отряда: объяснение понятия «волонтёр», обсуждение прав и обязанностей волонтёров, выбор названия, девиза, эмблемы и атрибутов отряда.

2 этап: тренировка навыков эффективной коммуникации   подготовка волонтёров к деятельности. По мнению автора технологии «Дети – волонтёры» Н. П. Гришаевой, важным моментом в организации работы волонтёрского отряда является обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе определенных знаний и коммуникативных навыков. Поэтому, согласно рекомендации автора, в группе  с первых дней была создана и начала  работать Школа волонтёров. 

Для занятий Школы, или волонтёрских проб, выделено регулярное время в расписании два раза в неделю. В её работе задействованы воспитатели, педагог - психолог, учитель – логопед, музыкальные руководители.

Вначале важно помочь детям преодолеть скованность, застенчивость, коммуникативные барьеры в общении, поэтому в работе были использованы интерактивные методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой в парах, слышать других, обсуждать, предлагать свои варианты решения проблемы, развивающие активность детей. Совместно с педагогом – психологом проводили игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей.

3 этап: разработка, подготовка, проведение планируемых мероприятий.

На занятии в Школе волонтёров обсуждаем с детьми цель их пребывания в группах младших дошкольников, совместные занятия, виды помощи, которые они могут предложить детям.  Выбираем игры, разучиваем новые, проигрывая их между собой, учим объяснять и соблюдать правила игры. Подобрав интересный материал по запланированной теме, вначале презентуем его детям в своей группе.

Волонтёрские пробы в 1 полугодии проводились в познавательной, трудовой деятельности  и игре.

Учитывая опыт обучения младших дошкольников пальчиковой гимнастике, игровому массажу, и разучиванию небольших стихотворении, во 2 полугодии было решено перенести волонтёрские пробы в образовательную деятельность.  Во время проведения Клубного часа, при организации работы в студии, когда приходит много детей, и они, выполнив работу, быстро сменяют друг друга, воспитателю требуется помощник. При обсуждении дел в Школе волонтёров было принято решение попробовать привлечь детей в качестве помощников в нашей студии «Умелые руки».

Заранее подготовленные дети встречали ребят, показывали образец поделки, объясняли последовательность действий её изготовления, помогали, если требуется, в работе. Результат показал, что дети   справились с заданием. Это помогло принять решение осуществить волонтёрские пробы в образовательной деятельности.

Проведение каждого такого занятия тщательно планируется взрослыми, затем обсуждается в Школе волонтёров с детьми. Детям ставятся задачи, объясняется и отрабатывается алгоритм выполнения   учебного задания. Затем проводится пробное занятие с участием детей группы. После этого дети - волонтёры становятся участниками образовательной деятельности в другой группе.

 За период с января месяца мы провели совместно с воспитателями и специалистами, три занятия с участием детей - волонтёров: разучивание танца «Топотушки»  на музыкальном занятии в группе раннего возраста, обучение навыку передачи и ловле мяча в разновозрастной группе, а так же занятия по изодеятельности в младшей подгруппе разновозрастной группы.

Просмотр видеоматериала

Технология «Дети-волонтеры» как ресурс реализации образовательной

программы по изобразительной деятельности.

Задачи:

  • закрепление технических навыков рисования;
  • формирование изобразительных умений.

1 этап (подготовительный):  

  • Занятия Школы волонтеров: ознакомление с темой и содержанием предстоящей деятельности.

2 этап:

  • Занятие совместно с детьми младшего дошкольного возраста.

Тематика занятий:

  • «А что у нас в спортивном зале».
  • Закреплять умение правильно держать кисть, рисовать предметы, состоящие из линий; менять направление движения руки в зависимости от линий разного типа: вертикальных, горизонтальных, округлых.
  • «Закат». «Вечер».
  • Создание беспредметной живописной композиции с использованием 3-ех основных цветов.
  • Учить смешивать краски для получения нового цвета, используя прием размывания от пятна к пятну.
  • Учить тщательно промывать кисть при смене цвета краски.
  • Тематический клубный час «Доброе сердце».
  • Выбор изобразительных материалов, показ образца действий.

Трудности и ошибки: при наличии листочка для показа действий, дети-волонтеры могут сами увлечься собственным процессом рисования. Не всегда и не все дети могут дать правильную инструкцию действий для другого ребенка.



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы волонтёрского отряда «Апельсин»

подготовительная группа

Задачи:

Приобщение старших дошкольников к волонтёрской деятельности как форме гражданского соучастия, реальной помощи и поддержке тех, кто в ней нуждается.

Формирование у детей 5- 6 лет таких качеств личности, как сопереживание, сочувствие, милосердие.  

Обогащение социального опыта детей.

Сентябрь:

Интегрированное занятие: «Путешествие в мир добрых дел и поступков».

Беседа: «Чтобы счастье и радость дарить, надо добрым и милосердным быть».

Чтение и анализ художественных произведений в течение месяца «Кто скоро помог, тот дважды помог».

Презентация  «Шкатулка добрых дел».

Октябрь:
Событийное мероприятие:  «Посвящение в волонтёры»

Знакомство с детьми группы раннего возраста, младшей, разновозрастной групп, гостевание, совместные игры. «Мы - веселые ребята».
Оказание детям  группы младшего возраста помощи в использовании  алгоритма умывания: «Я умею делать сам».
Разучивание физкультминуток с детьми разновозрастной группы
Инициирование  благотворительной акции по   сбору семян  для подкормки птиц в зимний период «Братья наши меньшие».

Чтение стихов об осени для детей разновозрастной группы.

Ноябрь:
Чтение, инсценирование стихов для детей  группы раннего возраста «Веселый - грустный» (из цикла «Игрушки» А.Барто).

Изготовление и обмен подарками с детьми разновозрастной группы в рамках Триады здоровья: «Бюро подарков».

Разучивание пальчиковой гимнастики с детьми разновозрастной группы «Зима».

Оказание помощи детям разновозрастной группы в строительстве снежных построек на участке.

Помогать детям разновозрастной группы ухаживать правильно за комнатными растениями «Польза домашних растений».

Подвижные игры во время прогулки с детьми разновозрастной группы.

Оказание помощи в складывании вещей в кабинках младшим в своей группе.
Инициирование выставки  поделок «Марья – искусница»   ко Дню матери, изготовленных руками детей и родителей, организация посещения выставки детьми раннего возраста и разновозрастной группы.  

Декабрь:
Развешивание кормушек на территории детского сада «Столовая для птиц».
Оказание помощи детям группы раннего возраста в сборе игрушек, в расставлении их на свои места: «Умеешь сам – научи другого».

Оказание помощи в складывании вещей в кабинке детям разновозрастной группы после прогулки.

Разучивание пальчиковой гимнастики с детьми группы раннего возраста «Рукавичка».

 Вырезание снежинок для украшения группы раннего возраста к Новому году:
 «Добрые дела».

Изготовление поделок для украшения ёлочки на участке детского сада с детьми разновозрастной группы: «Мастерская Деда Мороза».

Оказание помощи в зарисовке желаемых подарков в письме к Деду Морозу детям разновозрастной группы.


Январь:
«Прокачусь я с горки ледяной!» -  оказание помощи детям разновозрастной группы в освоении правил безопасного поведения при скатывании с горки во время прогулки.

Приглашение детей разновозрастной группы на выставку «Домик для сказочного героя».

Событийное мероприятие для детей разновозрастной группы «Колядки».

 Совместное рисование сюжетов о зиме с детьми разновозрастной группы «Зимушка- зима».

Презентация самостоятельно изготовленных книжек – малышек для детей группы раннего возраста и разновозрастной группы.

Показ сказки «Репка» детям группы раннего возраста.


Февраль:

Изготовление и обмен «валентинками»: «Ты мой друг и я твой друг»  

Рассказ детям младшей группы об Армии, чтение стихов.

Военно- спортивная игра «Мы - защитники» с детьми разновозрастной группы.

Изготовление игрушек из бумаги и картона для детей группы раннего возраста (самолётики, бинокли) «Своими руками».  

Совместные игры с детьми группы раннего возраста.

Разучивание физкультминутки с детьми группы младшего возраста.

 
Март:

Сюжетно- ролевые игры с детьми группы раннего возраста «Дочки- матери», «Дом».

Оказание помощи в изготовлении подарков для мам детям разновозрастной группы «Вот цветочек маме».

Разучивание игр с детьми разновозрастной группы на развитие доброжелательного отношения друг к другу «Цветочек счастья», «Наш тесный круг».  

Инициирование участия в акции «Зелёный кошелёк» (сбор макулатуры).


Апрель:
Весёлые конкурсы для детей разновозрастной группы «Веселинка в гостях у малышей».  

Участие в Неделе Добра «Путешествие в волшебную страну Добра».
Разучивание подвижной  игры с детьми группы раннего возраста во время прогулки «У медведя во бору».

Загадывание загадок, рисование сюжетов о весне с детьми разновозрастной группы «Весна пришла».  

Показ спектакля детям разновозрастной группы и группы раннего возраста в рамках театральной недели.

  Май: 

Возложение цветов к стеле Победы «С добротой по жизни».

Оказание помощи детям группы  раннего возраста и разновозрастной группы в уборке веточек, прошлогодних листьев на участках «Чистый участок».
Подвижные игры с детьми разновозрастной группы на спортивном участке «Ты, да я, да мы с тобой»

Дети- .волонтёры помогают детям разновозрастной группы познакомиться с «Игровыми центрами» в рамках проведения клубного часа.
Экскурсия с детьми группы раннего возраста по территории детского сада «Летняя сказка».