Технология "Дети-волонтеры"
методическая разработка (подготовительная группа)
Технология «Дети-волонтеры» как ресурс реализации образовательной программы дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология "Дети-волонтеры" | 38 КБ |
Перспективный план работы | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология «Дети-волонтеры» как ресурс реализации
Образовательной программы дошкольного образования»
3 этапа подготовки волонтёров.
1 этап – создание отряда: объяснение понятия «волонтёр», обсуждение прав и обязанностей волонтёров, выбор названия, девиза, эмблемы и атрибутов отряда.
2 этап: тренировка навыков эффективной коммуникации подготовка волонтёров к деятельности. По мнению автора технологии «Дети – волонтёры» Н. П. Гришаевой, важным моментом в организации работы волонтёрского отряда является обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе определенных знаний и коммуникативных навыков. Поэтому, согласно рекомендации автора, в группе с первых дней была создана и начала работать Школа волонтёров.
Для занятий Школы, или волонтёрских проб, выделено регулярное время в расписании два раза в неделю. В её работе задействованы воспитатели, педагог - психолог, учитель – логопед, музыкальные руководители.
Вначале важно помочь детям преодолеть скованность, застенчивость, коммуникативные барьеры в общении, поэтому в работе были использованы интерактивные методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой в парах, слышать других, обсуждать, предлагать свои варианты решения проблемы, развивающие активность детей. Совместно с педагогом – психологом проводили игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей.
3 этап: разработка, подготовка, проведение планируемых мероприятий.
На занятии в Школе волонтёров обсуждаем с детьми цель их пребывания в группах младших дошкольников, совместные занятия, виды помощи, которые они могут предложить детям. Выбираем игры, разучиваем новые, проигрывая их между собой, учим объяснять и соблюдать правила игры. Подобрав интересный материал по запланированной теме, вначале презентуем его детям в своей группе.
Волонтёрские пробы в 1 полугодии проводились в познавательной, трудовой деятельности и игре.
Учитывая опыт обучения младших дошкольников пальчиковой гимнастике, игровому массажу, и разучиванию небольших стихотворении, во 2 полугодии было решено перенести волонтёрские пробы в образовательную деятельность. Во время проведения Клубного часа, при организации работы в студии, когда приходит много детей, и они, выполнив работу, быстро сменяют друг друга, воспитателю требуется помощник. При обсуждении дел в Школе волонтёров было принято решение попробовать привлечь детей в качестве помощников в нашей студии «Умелые руки».
Заранее подготовленные дети встречали ребят, показывали образец поделки, объясняли последовательность действий её изготовления, помогали, если требуется, в работе. Результат показал, что дети справились с заданием. Это помогло принять решение осуществить волонтёрские пробы в образовательной деятельности.
Проведение каждого такого занятия тщательно планируется взрослыми, затем обсуждается в Школе волонтёров с детьми. Детям ставятся задачи, объясняется и отрабатывается алгоритм выполнения учебного задания. Затем проводится пробное занятие с участием детей группы. После этого дети - волонтёры становятся участниками образовательной деятельности в другой группе.
За период с января месяца мы провели совместно с воспитателями и специалистами, три занятия с участием детей - волонтёров: разучивание танца «Топотушки» на музыкальном занятии в группе раннего возраста, обучение навыку передачи и ловле мяча в разновозрастной группе, а так же занятия по изодеятельности в младшей подгруппе разновозрастной группы.
Просмотр видеоматериала
Технология «Дети-волонтеры» как ресурс реализации образовательной
программы по изобразительной деятельности.
Задачи:
- закрепление технических навыков рисования;
- формирование изобразительных умений.
1 этап (подготовительный):
- Занятия Школы волонтеров: ознакомление с темой и содержанием предстоящей деятельности.
2 этап:
- Занятие совместно с детьми младшего дошкольного возраста.
Тематика занятий:
- «А что у нас в спортивном зале».
- Закреплять умение правильно держать кисть, рисовать предметы, состоящие из линий; менять направление движения руки в зависимости от линий разного типа: вертикальных, горизонтальных, округлых.
- «Закат». «Вечер».
- Создание беспредметной живописной композиции с использованием 3-ех основных цветов.
- Учить смешивать краски для получения нового цвета, используя прием размывания от пятна к пятну.
- Учить тщательно промывать кисть при смене цвета краски.
- Тематический клубный час «Доброе сердце».
- Выбор изобразительных материалов, показ образца действий.
Трудности и ошибки: при наличии листочка для показа действий, дети-волонтеры могут сами увлечься собственным процессом рисования. Не всегда и не все дети могут дать правильную инструкцию действий для другого ребенка.
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы волонтёрского отряда «Апельсин»
подготовительная группа
Задачи:
Приобщение старших дошкольников к волонтёрской деятельности как форме гражданского соучастия, реальной помощи и поддержке тех, кто в ней нуждается.
Формирование у детей 5- 6 лет таких качеств личности, как сопереживание, сочувствие, милосердие.
Обогащение социального опыта детей.
Сентябрь:
Интегрированное занятие: «Путешествие в мир добрых дел и поступков».
Беседа: «Чтобы счастье и радость дарить, надо добрым и милосердным быть».
Чтение и анализ художественных произведений в течение месяца «Кто скоро помог, тот дважды помог».
Презентация «Шкатулка добрых дел».
Октябрь:
Событийное мероприятие: «Посвящение в волонтёры»
Знакомство с детьми группы раннего возраста, младшей, разновозрастной групп, гостевание, совместные игры. «Мы - веселые ребята».
Оказание детям группы младшего возраста помощи в использовании алгоритма умывания: «Я умею делать сам».
Разучивание физкультминуток с детьми разновозрастной группы
Инициирование благотворительной акции по сбору семян для подкормки птиц в зимний период «Братья наши меньшие».
Чтение стихов об осени для детей разновозрастной группы.
Ноябрь:
Чтение, инсценирование стихов для детей группы раннего возраста «Веселый - грустный» (из цикла «Игрушки» А.Барто).
Изготовление и обмен подарками с детьми разновозрастной группы в рамках Триады здоровья: «Бюро подарков».
Разучивание пальчиковой гимнастики с детьми разновозрастной группы «Зима».
Оказание помощи детям разновозрастной группы в строительстве снежных построек на участке.
Помогать детям разновозрастной группы ухаживать правильно за комнатными растениями «Польза домашних растений».
Подвижные игры во время прогулки с детьми разновозрастной группы.
Оказание помощи в складывании вещей в кабинках младшим в своей группе.
Инициирование выставки поделок «Марья – искусница» ко Дню матери, изготовленных руками детей и родителей, организация посещения выставки детьми раннего возраста и разновозрастной группы.
Декабрь:
Развешивание кормушек на территории детского сада «Столовая для птиц».
Оказание помощи детям группы раннего возраста в сборе игрушек, в расставлении их на свои места: «Умеешь сам – научи другого».
Оказание помощи в складывании вещей в кабинке детям разновозрастной группы после прогулки.
Разучивание пальчиковой гимнастики с детьми группы раннего возраста «Рукавичка».
Вырезание снежинок для украшения группы раннего возраста к Новому году:
«Добрые дела».
Изготовление поделок для украшения ёлочки на участке детского сада с детьми разновозрастной группы: «Мастерская Деда Мороза».
Оказание помощи в зарисовке желаемых подарков в письме к Деду Морозу детям разновозрастной группы.
Январь:
«Прокачусь я с горки ледяной!» - оказание помощи детям разновозрастной группы в освоении правил безопасного поведения при скатывании с горки во время прогулки.
Приглашение детей разновозрастной группы на выставку «Домик для сказочного героя».
Событийное мероприятие для детей разновозрастной группы «Колядки».
Совместное рисование сюжетов о зиме с детьми разновозрастной группы «Зимушка- зима».
Презентация самостоятельно изготовленных книжек – малышек для детей группы раннего возраста и разновозрастной группы.
Показ сказки «Репка» детям группы раннего возраста.
Февраль:
Изготовление и обмен «валентинками»: «Ты мой друг и я твой друг»
Рассказ детям младшей группы об Армии, чтение стихов.
Военно- спортивная игра «Мы - защитники» с детьми разновозрастной группы.
Изготовление игрушек из бумаги и картона для детей группы раннего возраста (самолётики, бинокли) «Своими руками».
Совместные игры с детьми группы раннего возраста.
Разучивание физкультминутки с детьми группы младшего возраста.
Март:
Сюжетно- ролевые игры с детьми группы раннего возраста «Дочки- матери», «Дом».
Оказание помощи в изготовлении подарков для мам детям разновозрастной группы «Вот цветочек маме».
Разучивание игр с детьми разновозрастной группы на развитие доброжелательного отношения друг к другу «Цветочек счастья», «Наш тесный круг».
Инициирование участия в акции «Зелёный кошелёк» (сбор макулатуры).
Апрель:
Весёлые конкурсы для детей разновозрастной группы «Веселинка в гостях у малышей».
Участие в Неделе Добра «Путешествие в волшебную страну Добра».
Разучивание подвижной игры с детьми группы раннего возраста во время прогулки «У медведя во бору».
Загадывание загадок, рисование сюжетов о весне с детьми разновозрастной группы «Весна пришла».
Показ спектакля детям разновозрастной группы и группы раннего возраста в рамках театральной недели.
Май:
Возложение цветов к стеле Победы «С добротой по жизни».
Оказание помощи детям группы раннего возраста и разновозрастной группы в уборке веточек, прошлогодних листьев на участках «Чистый участок».
Подвижные игры с детьми разновозрастной группы на спортивном участке «Ты, да я, да мы с тобой»
Дети- .волонтёры помогают детям разновозрастной группы познакомиться с «Игровыми центрами» в рамках проведения клубного часа.
Экскурсия с детьми группы раннего возраста по территории детского сада «Летняя сказка».