Консультация «Чудеса для детей из ненужных вещей»
консультация по рисованию

Волкова Елена Николаевна

Оформление игрового пространства  участка детского сада  в соответствии с выбранным игровым, тематическим или «сказочным» сюжетом 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Чудеса для детей

из ненужных вещей»

Воспитатель Волкова  Е.Н.

                         Чем меньше разнообразия представляет среда,

                         в которой обращается человек, тем менее дает

                         ему впечатлений и тем скуднее становится его

                         нравственный мир.

                                                                                                  М. Е. Салтыков-Щедрин

        Лето – удивительная пора! И каждый взрослый или ребенок с нетерпением ждет, когда же наступит это прекрасное время. Для детей лето – особый период, когда можно вдоволь нагуляться, окрепнуть, подрасти. Находясь в соприкосновении с природой, ребенок реально познает мир, его звуки, краски, получает яркие впечатления.

        Учитывая все это, педагоги дошкольных учреждений организуют и проводят работу с детьми, создавая комфортные и педагогически целесообразные условия для пребывания дошкольников на свежем воздухе: озеленяют, оформляют групповые участки, оборудуют теметические площадки.

        Игровое пространство каждого участка планируется и оформляется в соответствии с выбранным игровым, тематическим или «сказочным» сюжетом. Поэтому при покраске дворового оборудования важно учитывать запланированный сюжет оформления. Выбранная тематика находит свое отражение и в «Уголке для родителей», «Календаре наблюдений» и т.п.

Герои сказки, игрового сюжета могут быть представлены как:

  • Куклы, мягкие игрушки;
  • Полуобъемные модули;
  • Прорисованные на оборудовании;
  • Значки – символы;
  • Маски, костюмы.

«Герои» могут служить для оформления и обозначения определенного вида деятельности (например, «цыпленок» - игры в песочнице;  «Теремок» - домик;  музыкант Гусля – музыкальная площадка;  Винтик – Автогородок  и т.д.).  А также и для разыгрывания сюжета: путешествия по плану; для игры-драмматизации, а в дальнейшем и импровизации.

Для этого в первую очередь необходимо изготовление плана-схемы участка, тематического проекта с символическими обозначениями. Цель которого – закрепление умений детей ориентироваться в пространстве участка и возможность планировать самостоятельно свою игровую деятельность. План-схему можно изготовить из картона, самоклеющейся бумаги (условные обозначения). Он может быть выполнен и в форме полуобъемного макета (из бросового материала). В дополнение к нему можно сделать «значик», «флажки» для обозначения маршрута следования.

В старшем дошкольном возрасте хорошо иметь план-схему территории детского сада, и близлежащего микрорайона. В приложении могут быть таблицы с правилами безопасности по ОБЖ.

Можно изготовить и большие объемные фигуры из автомобильных покрышек «Веселых человечков». В землю надо вкопать столбик, на него, как на пирамидку, «нанизать» покрышки. Для прочности и устойчивости пространство между столбиком и покрышками следует засыпать землей, голову можно сделать из деревянного чурбака, шляпу-ведро и поля шляпы – вырезать из резины, нос и глаза из пробок, рот из пластмассовой бутылки.

В физкультурный уголок – «Физкультурника». На основу (дермантин) нашить карманы для спортивного инвенторя, голову, руки, кросссовки сделать из потолочной плитки. И спортивный друг готов.

Для решения задач нравственного воспитания можно сделать объемное «Чудо-дерево», на которое могут вешаться ленточки или яблоки разных цветов, обозначающие хорошие или плохие поступки. Оценивают дети себя сами. Этой же цели могут служить камешки, окрашенные в черный и белый цвета, которые будут складываться в ведерки с изображением героев сказки с разным эмоциональным состоянием: веселое и грустное настроение. Эта тема может найти продолжение и в уголке для родителей в рубрике «А что у нас сегодня?»

Создание игрушек, декораций из вполне доступных материалов: бумаги, картона, ткани и т.п. позволяет педагогам поверить в собственные способности и возможность своими руками обогатить игровую среду. А с детьми можно совместно изготовить атрибуты из бросового материала для сюжетных игр. Например: хлебобулочные и кондитерские изделия (из соленого теста, глины) для игры в «Кафе»; кораблики для игр с водой; домики, деревья, цветы и др. для режиссерских игр и игр с песком; музыкальные бусы, погремушки для оркестра.

Все нетрадиционные материалы можно включить в общую таблицу материалов известных.

Классификация нетрадиционных материалов

  1. Бумага и картон:
  • Техническая бумага, наждачная бумага;
  • Изделия из картона (коробки, упаковки, стаканчики и др.);
  • Гофрированный картон:

- упаковочный тарный (трехслойный, пятислойный);

- упаковочный кондитерский.

  1. Материалы различного происхождения:
  • Природные материалы;
  • Дерево (опилки, стружка, шпон);
  • Кожа, мех, перо, крупа;
  • Металл (проволока, жестяные банки, тюбики из-под крема);
  • Пластмассы (трубочки фломастеров, стержней, изоляция с телефонных проводов, упаковки с ячейками в коробках конфет, капсулы «киндер-сюрпризов», поролон, пенопласт, флаконы и др.).
  1. Волокнистые материалы:
  • Натуральные (вата, марля, шпагат, пенька, нитки);
  • Синтетические (синтепон, поролон).

Список предложенных материалов далеко не полный, и, конечно, перечисленные материалы не являются редкими и новыми.

        При работе с нетрадиционными материалами необходимо принимать во внимание различные качества и свойства. Для их изучения и практического применения можно воспользоваться предлагаемой схемой.

Примерный план анализа свойств изучаемого материала:

  1. Происхождение или получение.
  2. Строение материала.
  3. Структурно-размерные физические показатели (толщина, структура, прочность, жесткость).
  4. Способность к изменениям при нагрузке и восстановлению первоначальной формы (упругость, гибкость).
  5. Оптические показатели (цвет, оттенок, светопроницаемость).
  6. Химические свойства (обработка, окраска).

При внесении элемента художественного конструирования в работу с нетрадиционными материалами нужно учитывать следующие факторы:

  • Соответствие выбора материала его возможностям;
  • Соответствие формы изделия его назначению;
  • Пропорциональность и соразмерность частей;
  • Красота и выразительность;
  • Общее композиционное решение.

Бумага – самый привычный и доступный для поделок материал. Для изготовления игрушек из бумаги вам потребуются ножницы, линейка, клей-карандаш, клей ПВА, бельевые прищепки, скрепки (для временного скрепления деталей), степлер, циркуль, крандаши, ластик.

        Наждачная бумага – неожиданный и очень эффективный материал. Он имеет плотную структуру, выдерживает определенные нагрузки, т.е вполне может заменить ряд материалов, применяемых в качестве фона. Цветовая гамма у наждачной бумаги благородная, поэтому на ней очень хорошо выглядят любые композиции. Особое качество данного материала – шероховатая поверхность. Это полезное свойство дает возможность использовать наждачную бумагу как фон, на котором можно закреплять детали без клея, путем сцепления (например, рисунок пухом).

        Гофрированный картон. Чтобы получить материал для работы, необходимо упаковочный гофрированный картон намочить в воде, затем подсушить и, сняв один слой бумаги, открыть гофрированный слой. Благодаря гибкости материала, ему легко можно придать любую форму (округлую, треугольную, четырехугольную). Гофрированный картон легко разрезается ножницами, прочно склеивается клеем ПВА. Изделия можно отделать самыми разнообразными материалами: цветной бумагной, тканью, тесьмой, семенами и др.

Изделия из коробок. Коробка большая, средняяя или совсем маленькая коробочка – это уже объемное изделие, и поэтому прежде чем приступить к работе, нужно определиться, что мы хотим получить в конечном итоге. Наше изделие может состоять из одной базовой формы (коробки) или из нескольких составляющих. Все конструкции, состоящие из нескольких коробок, можно разделить на две группы.

  1. Состоящие из совершенно одинаковых коробок, напрмер из спичечных коробков.  Большое значение в этом случае имеет расположение коробок относительно друг друга, меняя которое, можно получать самые иразнообразные формы изделия.
  2. Состоящие из разных по величине и форме коробок.

Расположение.  Расположить коробку можно в зависимости от ее формы: горизонтально, вертикально.

Оформление. После того как выбрана форма изделия, ее необходимо украсить. Для этого прежде всего коробку обклеивают, обертывают цветной бумагой или просто расписывают красками. После этого коробки собирают в необходимую конструкцию, склеивают между собой и делают дальнейшее оформление, создавая законченный образ.

Виды пластических материалов и их использование

Полихлорвинил (искусственная кожа) – эластичный, мягкий, легко обрабатываемый материал. Его можно применить и для аппликационных работ и плетения. Технология выполнения аппликаций из полихлорвинила такая же, как из бумаги. Все детали хорошо вырезаются ножницами. Подготовленные по эскизу детали приклеиваются на фон-основу клеем ПВА.

Пенопласт – легкий, мягкий, пористый, достаточно пластичный материал. Хорошо обрабатывается различными инструментами. Благодаря своим качествам находит широкое применение, особенно в оформительских работах. Из него вырезают отдельные детали и изготавливают большие панно. Пенопласт легко режется, красится, склеивается с другими материалами. Тонкие листы и полоски пенопласта достаточно гибки, что дает возможность изготавливать из него интересные объемные работы. Необходимо помнить, что не все марки пенопласта обладают такой пластичностью. Пенопласт резут остро отточенным перочинным ножом, канцелярским ножом.

Все изделия можно разделить на следующие группы:

  1. Силуэтные работы, в которых используют листы пенопласта

толщиной до 10 мм. Вначале подготавливают эскиз. Его переносят на материал. При этом нажим карандаша должен быть слабым, без вмятин. Когда выполнена разметка, приступают к вырезанию. По нанесенным линиям несколько раз проводят ножом, пока пенопалст не прорежется полностью. Таким способом можно сделать различные эмблемы, панно.

  1. Сборные игрушки. Для работы понадобятся листы пенопласта

толщиной до 5 мм. Такие игрушки состоят из отдельных деталей. Для работы вначале подготавливают эскизы деталей игрушки, каждую переносят на картон и вырезают. Потом по полученным шаблонам вырезают детали из пенопласта и скрепляют их проволокой. Мелкие детали подкрашивают.

  1. Гнутые изделия. Для работы используют полоски пенопласта.

Поделку  выполняют на любой жесткой основе – толстом картоне или фанере.   Вначале подготавливают эскиз контурного рисунка. Плавность линий, мсягкие переходы – необходимое требование, предъявляемое к рисунку:  в нем не должно быть резгих изгибов, малых окружностей. (пенопласт при обработке может лопнуть). Подготовленный эскиз переносят на основу. Потом берут полоски пенопласта, сгибают по контурным линиям, оставшиеся части отрезают. Сгибы делают несколько больше, чем нужно, так как пенопалст самопроизвольно разгибается. Подготовленные детали приклеиваются на основу быстросохнующимся клеем. Готовые работы можно покрасить в нужный цвет.

Поролон – пористый, легкий, гибкий, легко обрабатываемый материал. Хорошо окрашиввается красителями для ткани. Для обработки поролона требуются обыкновенные ножницы. Материал плотно сдавливают пальцами и после этого выполняют нужный разрез.

Изделия из поролона – это в основном цветы, сувениры. Для работы используют тонкие (до 5 мм.) листы поролона разного цвета.

Изделия из кондитерских упаковок. Пластиковые ячейки конфет – очень мягкий и приятный материал. Он прекрасно обрабатывается инструментами, его можно: склеивать, сшивать, скреплять проволокой, переплетать, использовать щелевое соединение. Например, оформление вазочки – самый простой вид использования ячеек. Для оформления необходимо стеклянную баночку, или флакон из-под шампуня обернуть всей плоскостью ячеек, получив красивую рельефную поверхность. Края ячеек соединяют между собой в трубу и сшивают, склеивают или закрепляют канцелярскими скрепками.

Цветы – для этого потребуются ячейки, разные по цвету и форме, проволока, цветная бумага, клей, нитки, игла и ножницы.

Процесс выполнения:

  1. Вырезать одну ячеку.
  2. Оформить край лепестками или бахромой.
  3. Завить бахрому или лепестки ножницами.
  4. Насадить венчик цветка на проволоку.
  5. Закрепить цветок снизу на проволоке-стебле.
  6. Выполнить сердцевину (из пенопласта, поролона, пластилина, бумаги), тычинки (из ниток, проволоки, бумаги).
  7. Оформить стебель листиками.

Цветы можно формировать из нескольких ячеек или из нескольких лепестков.

        Кроме изделий, из пластиковых ячеек можно выполнять отдельные детали для оформления всевозможных работ. Например, мозаика из разноцветных частиц, детали игрушек.

Изделия из пластмассовых капсул «киндер-сюрпризов». Использованию в работе значительно помогает их яркий вид, интересная форма, которая может являться основой для самых разнообразных изделий как целиком, так и по половинкам, и, конечно, доступность в обработке.

Различные виды соединения, которые можно использовать при работе:

  • Клеевое;
  • Соединение через прокол (выполняется шилом) – ниточное (гусеница); - проволочное (паровозик); - сквозное (ручки, ножки).
  •  Щелевое (соединение основных деталей).

Половинки капсул – хорошая, устойчивая подставка для любого изделия или надписей-указателей.

Игрушки можно выполнять из одной целой формы: птичку, собачку, поросенка, пчелку, человечека с помощью отделочных материалов: бумаги, проволоки, меха, ткани и т.д.

Изделия из флаконов. Для этого необходимо внимательно рассмотреть его со всех сторон, представить на что он похож. Например, вытянутый флакон своей формой напоминает кораблик. Стоит только сделать мачту и оформить его отделочными деталями. Круглый флакон можно использовать в качестве основы для фигуры человека или животного.

Пластмассовый флакон можно обрезать, придав ему причудливую, оригинальную форму. Для этого на него карандашом наносят рисунок. Затем ножницами осторожно прокалывают отверстие в центре нарисованной фируры, надрезают до линии окружности и после этого вырезают по рисунку.

Большой популярностью для оформления пользуются изделия из пластиковых бутылок. Предметы, выполненные из них, оригинальны, легки и современны. Поперек и вдоль бутылки разрезаются ножницами достаточно легко. Можно сделать совки для сыпучих веществ, мебель для куклы, декоративные цветы, деревья, вазы, элементы карнавальных костюмов (корона).

Одноразовые цветные тарелочки легко превращаются в красочные цветы. Коробки из-под торта – в сказочные домики.

Понятие «мусор» для художника не существует. Любой предмет, любую случайную находку можно преобразить и сделать художественным произведением, веселой игрушкой. Веточка легко превратится в «балерину» - достаточно обнаружить в ней линию танца и помочь ее превращению; камешек может стать рыбкой, а обычная поролоновая губка – веселым мышонком.

Литература:

М.И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей», Ярославль: «Академия развития», 1997

М.И. Нагибина «Чудеса из ткани своими руками», Ярославль: «Академия развития», 1997

М.И. Нагибина, Т.В. Городкова, «Мягкие игрушки – мультяшки и зверушки», Ярославль: «Академия развития», 1997

М.И. Нагибина «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры», Ярославль: «Академия развития», 1997

Л.В. Пантелеева «Детское рукоделие»,

О.С. Молотобарова «Кружок изготовления игрушек-сувениров»,

С. Соколова «Сказки и маски», Ярославль: «Академия развития», 1997

Л.А. Пенькова «Под парусом Лето плывет по Земле», М.: Линка-Пресс, 2006

Н.М. Конышева «Чудесная мастерская», М., 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудеса для детей из ненужных вещей

В преддверии новогодних праздников в детском саду «Березка» с 19 по 23 декабря стартовала экологическая акция «Елочка расти». Цель акции: Формирование у детей экологического сознания, культуры природо...

Конспект совместной деятельности «Чудеса для детей из ненужных вещей» (старший дошкольный возраст 0

Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для  творчества. Наверняка в каждом взрослом еще осталась капелька детской гениальнос...

Новогодние чудеса для детей из ненужных вещей!

В преддверии новогодних праздников в детском саду «Березка» с 19 по 23 декабря стартовала экологическая акция «Елочка расти». Цель акции: Формирование у детей экологического сознания, культуры природо...

Консультация для родителей "Чудеса для детей из ненужных вещей"

Рекомендации по изготовлению поделок из бросового материала....

Рекомендации для родителей "Чудеса для детей из ненужных вещей"

Данные рекомендации помогут родителям творчески провести время со своими детьми, а также избавить окружающую среду от бытового мусора....

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Чудеса для детей из ненужных вещей»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24684002","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель:Формировать экологическую культуру и нравственное воспитания детей дошкольного возраст...