Консультация «Подружись с карандашом»
консультация по рисованию

Волкова Елена Николаевна

Развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Подружись с карандашом»

                                           Воспитатель  Волкова  Е.Н.

Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.

Изучение детских рисунков свидетельствует о том, дети не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное.

Поэтому овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития способности к рисованию.

Большое значение в формировании правильных способов действия с карандашом и кистью, в развитии формообразующих движений и их качеств имеет организация ориентировочно-исследовательской деятельности детей, направленной на ознакомление с действием руки перед изображением предмета. Результатом этой деятельности является формирование представлений детей о движении руки при изображении. В связи с этим мы выделяем обследование предметов перед их изображением и включение в этот процесс движения руки по контуру предмета, что дает возможность связать последующее действие (при рисовании) с обследуемой и изображаемой формой предмета.

Учитывая эффективную роль пассивных движений (движение руки ребенка рукой педагога) на ранних этапах формирование двигательных навыков, во второй младшей, а иногда и в средней группе используется этот метод; в более старших группах основное место отводится подражательным действиям детей.

Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достигнуть, разнообразя способы работы уже известными в широкой практике цветными карандашами и красками и используя новые материалы (графитный и угольный карандаши, сангину, акварель, цветные восковые мелки), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику.

Усвоение всеми детьми одних и тех же навыков и умений не препятствует индивидуальным проявлениям в творческом решении изобразительной задачи. Более того, овладение графическими навыками позволяет детям свободно применять их при создании изображения.

ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ

И ЕЕ РОЛЬ В СОЗДАНИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

Основная цель обучения рисованию в детском саду — научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их.

Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.

Освоение техники рисунка— самостоятельная и важная задача.  Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от рисования вообще. Иногда, не зная технических приемов рисования, дети сами пытаются найти их. Чаще всего это бывают неправильные приемы: рука с инструментом движется неловко, загораживает рисунок, не позволяя видеть появляющиеся на бумаге линии. В результате форма предмета в рисунке искажается, вызывая огорчение маленького художника.

Под техникой рисунка (от греческого искусная и искусство, мастерство) следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предмета.

Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста.  То определение техники рисунка, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые можно назвать рисовальными движениями. Овладение линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для маленького ребенка специальную задачу, решить которую ребенок самостоятельно не может.

Показ взрослого выступает перед ребенком как образец действия, которому нужно следовать и усвоить который дети могут только благодаря обучению.

Русский ученый В. М. Бехтерев относился к детскому рисунку как к «объективному свидетелю проявлений и развития детской психики» и большое значение в связи с этим придавал изучению характера детских рисунков. При анализе детских рисунков, по мнению ученого, должно быть принято во внимание развитие координации пальцев руки ребенка. Большую роль он отводил обучению маленького ребенка умениям правильно держать карандаш и пользоваться им. В. М. Бехтерев подчеркивал, что усвоение ребенком неправильных приемов с трудом преодолевается впоследствии и вредным образом отражается на рисовании и письме.  В своей работе, посвященной исследованию детского рисунка, он писал: «Для того чтобы изучать первоначальную эволюцию детского рисунка, необходимо с самого начала, как только развивается хватательная способность детской ручки, приучить ребенка к правильному держанию карандаша между тремя пальцами. Эта наука обыкновенно для ребенка не дается сразу, так как первоначально дитя предпочитает карандаш зажимать просто в кулак или же между первым и вторым фалангами второго и третьего пальца, пропуская карандаш между большим и вторым пальцем. Необходимо поэтому систематически приучать ребенка к правильному держанию карандаша между пальцами, без чего не представляется возможности следить за первоначальными фазисами развития детского рисунка, так как при более позднем обучении ребенка держанию карандаша первоначальное развитие детского рисования не может быть прослежено с достаточной полнотой» (Бехтерев В. М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПб., 1910, сб.)  В. М. Бехтерев предлагает учить детей правильно держать карандаш с полутора до двух лет, иначе закрепится неправильный навык.

Е. А. Флерина выдвигает задачу развития движений руки ребенка. Она отмечает, что форма изображений на ранних ступенях детского рисования (имеются в виду дети 3—4 лет) обусловлена движением руки и усилением зрительного внимания к полученным результатам. Она указывает два пути развития руки: 1) включение нужных движений в игры; 2) использование перед рисованием один раз в неделю системы игровых упражнений типа: «намотаем клубочек ниток», «ровненькие дорожки», «дождь кап-кап» и т. д.  Разработанные ею игровые упражнения прочно вошли в практику обучения рисованию детей 3—4 лет. В интересной форме воспитатель дает им возможность упражняться в повторении однородных движений, осваивать технику рисования округлых и прямолинейных предметов.  В отношении детей старших возрастов неоднократно указывается на необходимость развития смелости движений, быстрого темпа и энергичного нажима, а также ритмичности движений, тщательности штриховки.

Е. И. Чарушин придавал огромное значение руководству детским творчеством со стороны взрослого, предлагая направлять содержание детских рисунков, оказывать помощь детям в формировании образа, в поисках средств выразительности. Он проявлял заботу о том, чтобы техника работы карандашами и красками не затрудняла, а облегчала детям создание изображения. Техническую легкость процесса изображения Е. И. Чарушин считал одним из побудителей создания образа. Он указывает, что если ребенок неправильно держит карандаш и кисть (в кулаке, скрюченными пальцами), то рука быстро утомляется, изображение затрудняется и ребенок лишается радости творчества. Художник считает необходимым показывать детям правильные способы пользования карандашом и кистью, отдельные приемы изображения.

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

Навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. Закономерности их формирования и развития те же, что и любых других двигательных навыков. Поэтому обучение техническим навыкам и умениям рисования будет успешным лишь в том случае, если педагог учтет физиологические и психологические особенности, условия и пути их образования. С этой целью воспитателям необходимо познакомиться с психологией формирования навыков и умений.

А. В. Запорожец подчеркивает, что ознакомление с формой, величиной и другими пространственными свойствами предметов оказывается невозможным без движения руки или глаза, в известной последовательности обследующих различные участки предмета.

Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервно-мышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений. Освоение движений ребенком осуществляется под влиянием воспитателя. Особенно важно это влияние при овладении действиями с предметами и орудиями.

Сталкиваясь с предметами, инструментами, орудиями, ребенок самостоятельно, без обучающего воздействия взрослого, не может раскрыть специфику их употребления и часто, не зная способов действия с ними, используем предметы неадекватно: стучит карандашом по столу, берм его в рот, бросает и т. п.  Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями рук. Развитие движении руки во многом зависит от овладевания орудиями и инструментами.

Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для ее осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его.

Техника рисования включает и движения, и восприятие их, т. е. движение под контролем зрения и двигательных (осязательных и кинестетических) ощущении. Изобразительное движение руки при рисовании, лепке, аппликации связано с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестетически и зрительно: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение.  При восприятии движения у ребенка образуется представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия.

Поэтому первый момент показа движения педагогом (показ формообразующего движения, технического приема) очень важен, так как он кладет начало изображению. Ведь в результате восприятия движения и формируется представление о нем, на основе которого осуществляется движение.

На различных этапах овладения техническими навыками и умениями в рисовании зрительный контроль за движением и кинестетические (двигательные) ощущения соотносятся по-разному. Вначале зрительный контроль за движением руки будет иметь большое значение, так как опыт движения только образуется. Постепенно, по мере формирования движений, роль зрительного контроля несколько снижается: рука «приобретает представление» о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, так как без этого невозможно сколько-нибудь отчетливое расчлененное изображение. Передача свойств предмета (формы, величины, строения) требует постоянного зрительного контроля за движением. С образованием двигательных представлений, накопление опыта рисовальные движения становятся более свободными, уверенными, увеличивается произвольность регуляции движений по направленности, размаху, длительности и т. д. Зрительный контроль за процессом изображения осуществляется на основе имеющегося у ребенка представления о предмете. Направляя взором действия рук при здании рисунка, ребенок все время сверяет создаваемо с представлением того, что должно получиться, и исправляет изображение в соответствии с образовавшимся представлением.  Поэтому нужно, чтобы у ребенка было отчетливое представление о предмете.

Регуляция изобразительного движения через двигательные ощущения возможна в том случае, если сформировано представление о движении. Ребенок начинает приобретать его уже в процессе обследования, когда включается движение руки по контуру предмета и ребенок ощущает, как движется его рука: в каком направлении, каково движение по размаху, по продолжительности и т. д.

Ориентировочно-исследовательская деятельность при предварительном подробном обследовании предмета приводит к возникновению целостного образа того, что и как должно быть нарисовано.

В результате многократных повторений движений и восприятия получающегося изображения под руководством педагога у детей формируются обобщенные представления движений, заключающиеся в том, что изображение предметов одинаковой формы требует одних и тех же движений. Обобщенные представления связаны с обобщенными умениями.

Что же такое двигательные навыки и каковы особенности их формирования?

Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие, а затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия.

Умение характеризуется как способность использовать знания и навыки для решения разнообразных практических задач.

Механизмы отработки различных компонентов техник рисования будут разными. Навыки отрабатываются в результате многократного повторения действия, так как требуют доведения его до автоматизма (как держать карандаш и кисть, положение руки при рисовании прямых вертикальных я горизонтальных линий и др.).

Однако важно не только научить детей правильно держать карандаш, но и отработать более сложное и пластичное умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования. Для этого нужен не только навык, но и знание о том, каким должно быть положение руки с инструментом при выполнении той или иной изобразительной задачи. В это умение входит ряд навыков: правильно держать инструмент (исходное положение), положение руки с инструментом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий, положение руки с кистью при рисовании широких полос и тонких линий и др. Овладев, всеми этими навыками и зная, какой способ действия должен применяться в том или ином случае, дети приобретают умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования.

Таким образом, первая группа классификации включает не только навыки, но и умения. Вторая группа классификации включает навыки, отработка которых приведет к образованию умения регулировать рисовальные движения в отношении силы нажима, скорости, размаха, равномерности, слитности, плавности в соответствии с задачами изображения. Каждое, из названных качеств движения, отрабатывается как навык.

Навыки, выделенные в третью группу, перерастают в сенсомоторные умения, обусловливающие создание изображения: умения подчинять движение передаче любой формы, ее конфигурации, положения в пространстве, относительной величины, пропорций, что требует умения соразмерять, подчинять движения контролю взора. Эти относительно сложные умения требуют усвоения определенных знаний и овладения входящими в них навыками: произвольное прекращение движения в нужной точке, легкое, без излишнего напряжения движение, удержание направленности движения (но прямой, по дуге, по окружности и т. д.), изменение направления движения. Эти навыки обеспечивают передачу относительной величины и пропорций форм предметов.

Так, для того чтобы произвести формообразующее рисовальное движение, нужно ощутить и определить, каким должно быть это движение, соотнеся его с формой изображаемого предмета. Известно, что это движение будет различным в зависимости от формы изображаемого предмета. Для проведения движения необходимы: навык сохранения направленности движения, навык произвольного изменения направления движения, навык правильного положения руки при рисовании прямых (вертикальных, горизонтальных, наклонных), округлых и изогнутых линий. А так как рисование осуществляется карандашом или кистью, то важно еще и овладение способами действия с этими инструментами. При неправильных действиях формообразующее движение может быть произведено неточно, а, следовательно, и форма предмета искажена.

Таким образом, умение нарисовать предмет требует отработки не одного, а нескольких навыков и может быть окончательно сформировано тогда, когда навыки, входящие в его состав, отработаны.

Овладение умениями, входящими в третью группу нашей классификации, даст возможность свободно, легко, уверенно изображать предметы любой формы, сложной конфигурации. Однако приобретение этих умений невозможно без овладения навыками и умениями, входящими в I и II группы классификации.

Итак, предлагаемая классификация компонентов техники рисования делится на три группы, включающие в себя навыки и умения. Навыки будут отрабатываться путем правильной постановки действия и доведения его до автоматизма в результате повторения, упражнения. Умения же будут приобретаться детьми по мере отработки входящих в них навыков, осознания задачи изображения, а также усвоения знаний о том, как, в каких условиях эти навыки можно применять. Ясно, что одни компоненты техники должны быть отработаны раньше (навыки владения инструментом, навыки и качества движения, включенные во II группу нашей классификации, навык удержания направленности движения — по прямой, по дуге, по окружности), другие — позднее (умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования, умение регулировать движения по силе, темпу и т. д. в соответствии с задачами изображения). Умения, направленные на передачу формы предметов, ее пространственного положения, величинных отношений формируются в соответствии с овладением навыками и усложнением изобразительных задач.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. Рассмотрим особенности каждого инструмента.

Карандаш —твердый; при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги (например, при закрашивании неотрывное движение туда — обратно). Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим — более светлый цвет, сильный нажим — более интенсивный цвет. Карандашом можно провести неширокую линию; получение более широкой линии требует неоднократного движения, а закрашивание рисунка связано с многократным повторным движением. Чем большую поверхность нужно закрасить, тем более длительно будут совершаться эти движения.

Кисть — мягкая. Рисование ею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, которое создается в работе карандашом, поэтому при рисовании кистью рука не устает. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка, без затраты усилий. Но зато уменьшается ощущение характера движения, что затрудняет формирование отчетливых представлений о движении, а, следовательно, и самих движений. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой.

Угольный карандаш «ретушь» выглядит, как обыкновенный черный (цветной) карандаш. Он позволяет получить более широкую линию матового бархатистого черного цвета. Особенно выразительно выглядят нарисованные им деревья, покрытые инеем. При изображении березы для нанесения черных пятен на стволе также лучше использовать не черную гуашь, а угольный карандаш. Нанесенные им на высохшую белую краску ствола штрихи выглядят более естественно и выразительно, так как карандаш ложится неровно, с просветами, что больше соответствует фактуре березовой коры, чем сплошные черные пятна при рисовании красной. Угольный карандаш хрупок, поэтому нужно учить детей рисовать им легко, без сильного нажима.

Сангина — короткие палочки-карандаши, завернутые в бумажку. Они бывают разнообразных оттенков коричневого цвета. Особенно выразительно сангиной, как и угольным карандашом, получаются изображения деревьев. Сангина хорошо передает также шершавую поверхность древесной коры. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной ширины (утолщение ствола, тонкость веток), действовать с ними свободнее, чем с обычными цветными карандашами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОТРАБОТКИ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАДАЧ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе детского сада с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности.

В период от двух до трех лет характерно освоение несколько более сложных графических структур — круга с расходящимися от него во все стороны линиями, пересечения разных линий (вертикальных, горизонтальных, наклонных). Этот период свободного рисования, не обусловленный еще задачей изображения определенного предмета или явления. Постепенно в этих естественных упражнениях рука ребенка приобретает уверенность, смелость. Поэтому не следует торопиться переводить детей на содержательное изображение, ставить перед ними задачу что-то нарисовать.

 Какими же техническими навыками и умениями могут овладеть дети каждой возрастной группы?

В первой младшей группе освоение рисовальных движений происходит естественным порядком со значительными индивидуальными различиями. Лишь некоторые элементы рисунка могут отрабатываться путем подражания и многократных повторений: повторные кругообразные движения, пятнышки (приманиванием кисти), точки, движения по прямой в случайном направлении. К концу пребывания в первой младшей группе дети должны уметь правильно держать карандаш и кисть.

Во второй младшей группе эти навыки закрепляются. Наряду с этим дети овладевают действиями с инструментами, когда положение руки и пальцев естественно меняется при разных способах действия. Однако многие дети приходят во вторую младшую группу из семьи или из яслей, где обучение правильным способам действий с карандашом и кистью не проводилось. В связи с этим основное внимание вначале следует обратить на то, чтобы дети прочно усвоили, как нужно держать карандаш и кисть. Эффективен прием вкладывания карандаша в руку и правильная постановка пальцев каждому из этих детей. Важно, чтобы ребенок почувствовал карандаш в своей руке, а не только увидел его в руке педагога.

В группе четвертого года жизни отработка этого навыка продолжается и усложняется: движение руки ограничивается не только краем листа, но и другими точками, определяемыми изображением. (Остановка движения в нужной точке необходима и для рисования предметов прямоугольной формы.) Отработка того или иного навыка и качества движения тоже связана с повтором. С самого начала обучения задания даются так, что на одном занятии дети повторяют изображение предмета на листе бумаги несколько раз: рисуют не одну дорожку, а много, не один шарик, а несколько. Повторение одного и того же движения вызывает его ритмичность.

Уже во второй младшей группе начинается отработка навыков сохранения направления движения по окружности и по прямой. Этого требует рисование предметов округлой формы, прямых линий и состоящих из них предметов, а также предметов прямолинейного контура. Наблюдения показывают, что при отсутствии целенаправленного формирования умения изменять направление движения под углом дети трех лет не могут нарисовать предмет прямоугольной формы. Они не делают остановки на углах, чтобы сразу изменить направление движения, а продолжают его, постепенно скругляя углы. Иногда получается 1—2 угла, если дети смогли остановить движение и продолжать его снова, изменив направление. Но остановка на углах и резкий поворот движения, очевидно, случайны, так как дети не могут осознанно повторить их при рисовании всей формы: все последующие углы скругляются и получается неправильная округлая форма, а не прямоугольная. Это свидетельствует о том, что дети трех лет и даже отдельные дети четырех лет не могут еще достаточно произвольно управлять своими движениями. Они делают как получится.

Учитывая сложность формообразующего движения, требующего координации движения руки и зрительного контроля, целесообразно вначале обучать детей способу раздельного рисования сторон прямоугольной формы, фиксируя остановку на углах и поворот движения словом, например, «Сторона, остановились; еще сторона, остановились...» и т. д.

Навык удержания направленности движения по прямой необходим и для овладения закрашиванием (по прямой сверху вниз, или слева направо, или по косой). Отработка этих навыков продолжается вплоть до подготовительной группы.

Закрашивание рисунков — сложное комплексное умение, требующее целого ряда навыков и качеств движений: ритмичности, произвольного изменения размаха, легкого, без излишнего напряжения движения, произвольного прекращения движений в нужной точке, удержания направленности движения по прямой (наложение штрихов при закрашивании в одном направлении), регуляции силы нажима на карандаш. При закрашивании рисунков включаются движения разных звеньев руки: иногда движутся одни только пальцы (при закрашивании мелких частей изображения), иногда вся кисть, а иногда-и предплечье (при закрашивании более крупных частей и изображений).

Все эти движения и двигательные навыки уже начали складываться при изображении предметов; с появлением в программе требования закрашивать рисунки (во второй младшей группе) названные выше навыки, постепенно отрабатываясь, включаются в это умение.

Наиболее правильными и эффективными являются такие способы проведения линий, которые обеспечивают не только удобное, устойчивое движение руки при рисовании линии карандашом и кистью, но и возможность зрительного контроля за проведением линии на всем ее протяжении. Сразу после объяснения и показа способа рисования вертикальных прямых у детей спрашивают, где должна быть рука при рисовании. Затем им предлагают показать в воздухе положение руки с карандашом, правильное движение и только после этого рисовать.

Чаще всего у детей на основе самостоятельных действий с карандашом закрепляется какой-то способ рисования. Но иногда никакого определенного способа нет, а ребенок каждый раз примеривается, прилаживается, отыскивая наиболее удобный, тратя много лишнего времени, прежде чем что-то нарисовать.

При отсутствии обучения рациональным способам рисования горизонтальных линий затруднения наблюдаются даже у детей седьмого года жизни. Так, большинство детей, начав рисовать горизонтальные линии, повертывают лист бумаги на 90° и рисуют их как вертикальные.

В средней группе необходимо отрабатывать ряд навыков, входящих в умение правильно и красиво закрашивать рисунки карандашом и кистью: навык сохранения направленности движений (в одном направлении), навык своевременной остановки движения, навык регуляции размаха движений (в зависимости от величины закрашиваемой поверхности). Так, движение руки при рисовании овала отличается от движения руки при рисовании круга по направлению. Чтобы нарисовать предмет овальной формы, необходимо овладеть навыком изменения направления движения (переход от движения по одной дуге, к движению по другой дуге): вначале идет равномерное закругление, затем закругление приостанавливается, дуга несколько выпрямляется, потом снова движение переходит в равномерное закругление и снова выпрямляется. Наблюдения показывают, что усвоение этого умения происходит не легко. Не умея плавно изменить направление движения, некоторые дети делают резкую остановку и после этого меняют направление: смена направления движения под углом дает прямоугольную форму с углами, но не овал. На это следует обращать внимание при обучении детей.

В старшей группе идет дальнейшее совершенствование всех перечисленных навыков владения карандашом и кистью. В основном дети должны научиться по-разному держать карандаш и кисть при различных приемах рисования. Так, при закрашивании широких плоскостей рисунка карандаш может быть больше наклонен к бумаге, благодаря чему получаются более широкие штрихи, позволяющие закрасить рисунок быстрее. При рисовании мелких деталей удобнее держать карандаш почти вертикально, чуть ближе к концу, чем обычно.

Регуляция силы нажима на карандаш: отработка этого навыка нужна, но было бы неверным с самого начала добиваться от всех детей одинаковой силы нажима. В младших группах более целесообразно оставить ту силу нажима, которая свойственна тем или другим детям, устраняя лишь отступления от нормы: слишком сильный нажим, рвущий бумагу, или слабый, дающий невидимые на бумаге линии. И в последующих группах важно отрабатывать движения с умеренным нажимом на карандаш. Наряду с этим и старшей группе необходимо начинать учить проводить легкие линии, так как это позволяет находить нужную форму, исправлять неточность рисунка. В этой группе нужно учить произвольной регуляции силы нажима, использовать нажим как средство для получения нужного по интенсивности тона. Усвоение этого навыка даст детям возможность при закрашивании рисунков карандашами добиваться, когда нужно, разных оттенков одного и того же цвета, получать линии контура разной интенсивности. Умение регулировать силу нажима на карандаш формируется и при создании контура рисунка простым карандашом и при закрашивании рисунков, когда специально ставится задача передать оттенки цвета.

В старшей группе должен быть окончательно усвоен навык сохранения движения в определенном направлении. Совершенствуется и усложняется умение изменять направление движения в соответствии с формой изображаемого предмета. Перед детьми ставится задача изображения предметов более сложного контура, чем в предшествующих группах. Для этого необходимы: различные повороты движения, изменение направления движения, переход от движения в одном направлении к движению в другом направлении (переход от движения по прямой к движению по дуге и переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге). В этой группе должны быть окончательно сформированы движения, направленные на изображение округлых и прямолинейных форм разного характера (круги, квадраты треугольники, разные по величине; овалы, прямоугольники, трапеции, разные по пропорциям).

Передача простейшего строения предметов и различного пространственного положения частей требует разнообразных поворотов рисующей руки. Дети должны усвоить несколько правил пользования простым графитным карандашом: рисовать им нужно легко, линии проводить только один раз. Тогда неправильно нарисованное можно исправить, и после закрашивания это не будет заметно. Простым карандашом нужно прорисовывать только самое главное, без мелких частей и деталей. Привыкнув работать цветными карандашами, дети часто нарушают это правило и сначала все мелкие детали прорисовывают простым карандашом, а затем обводят цветными. На рисунок затрачивается больше времени, и он выходит грязным из-за прорисовки цветными карандашами по графитному.

В подготовительной к школе группе дети должны свободно владеть умением по-разному держать карандаш и кисть, менять положение руки соответственно характеру движения при рисовании прямых, дугообразны волнистых и зигзагообразных линий, различных форм округлого и прямолинейного контура, широких и узких полос, различно расположенных мазков. Новым является освоение движений, быстро изменяющих направление на противоположное, например, при рисовании завитков вправо и влево, петель-восьмерок (декоративное рисование), криволинейных форм (например, различные вазы, керамические фигурки животных) и т. д. Продолжается отработка совершенствование навыка регуляции силы нажима на карандаш. В подготовительной группе требования к передаче пропорций предметов и их частей усложняются: дети должны передавать предметы разной формы и величин с большей точностью. В связи с этим продолжается совершенствование умений подчинять движение руки соразмерению отрезков прямой и форм по пропорциям. Овладение этим комплексом умений невозможно без хорошего владения движениями рук, подготовленного формированием технических навыков в предшествующих группах, потребует развития глазомера, мыслительных процессов.

Развитие глазомерных действий — сложный процесс чтобы облегчить детям задачу отражения в рисунках предметов, необходимо при обследовании предмета перед их изображением применять внешние развернутые практические действия (смерить разведенными пальцами, полоской бумаги и т. д.), на основе которых и будет развиваться глазомер. Передача пропорций частей предметов в рисунке требует также развития процессов сравнения, сопоставления изображаемого и отдельных изображений.

В этой группе продолжается отработка умения изменит направление движения (переход от движения по прямой к движению по дуге и переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге).

ОБУЧЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИМ НАВЫКАМ И УМЕНИЯМ

Каковы же наиболее эффективные способы обучения детей этим навыкам?

Необходимость формирования представления для последующего изображения подчеркивает и Н. П. Сакулина, отмечая наряду с этим взаимосвязь всех процессов, лежащих в основе деятельности изображения. «Создать изображение, — пишет она, — ребенок может при условии, что он представляет себе предмет, который хочет изобразить, что владеет таким комплексом движений, которые позволяют ему передать форму предмета, его строение. Движения эти производятся под контролем зрительного восприятия. Не глядя на то, как действуют его руки, ребенок не может получить сколько-нибудь отчетливого изображения. Но взор не может контролировать действия, производимые рукой, если нет представления того, что должно получиться. Следовательно, критерием сенсорной оценки создаваемого изображения служит представление предполагаемого результата — изображения» (Теория и практика сенсорного воспитания о детском саду. Под ред. А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной. M. 1965, с.101 — 102)

Отсутствие у детей отчетливых представлений о предмете сделало бы невозможным его изображение, а, следовательно, и формирование графических навыков и умений в процессе создания изображения. Регулировать изображение в рисунке может только полное, отчетливое представление о предмете, которое образуется при внимательном рассматривании, а не при простом взглядывании.

Организованное и направляемое воспитателем восприятие детьми предмета называется обследованием. В начале обследования необходимо обратить внимание на предмет в целом, подбирая яркие и выразительные слова для его характеристики, затем перейти к анализу предмета, выделяя форму основной масти, потом остальных частей, определяя их величину и расположение по отношению к основной части. В заключение нужно вновь обратить внимание на весь предмет, чтобы закрепить целостное представление.

При обследовании предмета важно подчеркнуть именно то стороны его, которые определят характер изображения, провести связь с требуемой техникой рисунка: при рассмотрении дома — прямизну стен, ровный ряд окон; при рассмотрении предметов овальной формы — ее некоторую вытянутость по сравнению с округлой и т. д. Сложившееся в процессе обследования представление потом воплощается в рисунке с помощью изобразительных средств.

Организуя обследование предмета, педагог не только сам движением руки по контуру выделяет форму предмета, подчеркивая характер движения (плавное, слитное или прерывающееся при изменении направления), но и предлагает отдельным детям сделать то же самое.

Обучая детей изображению округлых форм, следует подчеркивать различный способ движения руки при рисовании форм, разных по пропорциям. Круг рисуется плавным, неотрывным, постепенно закругляющимся движением, а при рисовании предметов овальной формы нужно изменять направление движения — переходить от движения по одной дуге к движению по другой дуге (вначале идет равномерное закругление, затем закругление приостанавливается, дуга несколько выпрямляется, потом снова следует равномерное закругление и снова выпрямление). Такое расчленение движения и объяснение помогают детям в его освоении. Обучая детей способу изображения в рисунке предметов круглой и овальной формы, важно развивать разнонаправленные движения руки: слева направо и справа налево. Движения руки при рисовании круга слева направо и справа налево способствуют выработке свободы, легкости движений, развивают руку малыша. Это очень полезно для последующего овладения более сложными изобразительными движениями и техническими навыками.

Психологические исследования, проведенные под руководством А. В. Запорожца, показали важное значение слова, словесной инструкции в формировании двигательных навыков. Словесное воздействие повышает не только скорость усвоения навыков, но и их качество. Навыки приобретают осознанный, обобщенный характер, облегчается их перенос в другие условия, перестройка при изменении обстоятельств деятельности.

Только благодаря слову движения могут приобрести преднамеренный и сознательный характер, что качественно отличает произвольные движения от непроизвольных. Учитывая это, нужно сопровождать показ способа действия объяснением. Ребенок, понимая, что означает то или иное слово, какое движение с ним связано, в дальнейшем по одному словесному указанию сможет правильно выполнить нужное движение.

Существенное влияние на процесс формирования навыков оказывает умение детей предварительно объяснить способ действия. Слово может выполнять и регулирующую роль. Например, дети трех лет в начале обучения рисованию прямоугольных форм скругляют углы. Слово же помогает ребенку остановить движение руки. Воспитатель говорит в процессе рисования формы: «Вверх — остановились, прямо — остановка, вниз — остановились...» И случаи скругления углов уменьшаются.

Детей старшей и подготовительной групп можно учить к усвоению правил по технике рисования.

Правила рисования карандашом:

1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не близко к отточенному концу.

2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука — внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.

6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно.

7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.

10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо — если нужно закрасить посветлее.

Правила рисования краской.

1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому руке с кистью движется впереди линии.

3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.

4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.

5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда-обратно, как карандашом).

6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.

7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

Таким образом, при формировании технических навыков рисования используются следующие пути обучения: организация ориентировочно-исследовательской деятельности, обучение навыкам на основе подражания (организация показа двигательного образца), проведение упражнении с целью отработки движений руки, их качеств, повторение детьми словесной инструкции, запоминание правил и регуляция с их помощью движений. Все эти способы должны использоваться в единстве. Организуя показ того или иного движения, одновременно нужно объяснить способ действия. Это помогает осознанию воспринимаемого образца, и последующий процесс подражания строится на сознательной основе. Иногда для закрепления осознанности действия после показа и объяснения педагога можно предложить кому-то из детей повторить инструкцию, другому показать движение, объясняя, как он действует.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ

ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Для нормального формирования способностей к рисованию большое значение наряду со способностью восприятия имеет моторное развитие ребенка и особенно развитие движений его рук, координация руки и глаза.

Для творческого решения изобразительной задачи необходимо владеть техническими умениями. Стимулом к развитию и использованию умений является творческий замысел, эмоциональная и волевая направленность на создание определенного изображения, на выразительную характеристику явления.

Практика показала, что в большинстве случаев техническая неумелость и беспомощность тормозят реализацию творческого замысла с первых штрихов рисунка.

Владение основными навыками техники позволяет приступить к реализации замысла. Здесь вступают в силу эмоционально-волевые процессы творчества.

Индивидуальные особенности в овладении изобразительными движениями, техникой рисования у детей появляются очень рано. Дети по-разному овладевают движениями, направленными на изображение простых предметов: одним достаточно общего показа у доски, чтобы они смогли повторить движение и получить изображение; другие не могут перенести зрительно воспринятое движение в руку, им недостаточно зрительного образа, а нужно, чтобы рука кинестетически восприняла движение, почувствовала его. Таким детям после общего показа следует показать это движение, взяв руку ребенка в свою. Некоторые же дети (их, правда, немного, но они встречаются в каждой группе) осваивают движения с еще большим трудом. Им нужен не только зрительный показ, но и неоднократное движение с их рукой, так как глаз и рука этих детей тут же «забывают» движение и в следующий раз ребенок делает попытку вспомнить, пытается сделать и так, и так, а ничего не получается. Формирование движения рук у таких детей требует пристального внимания педагога на каждом занятии в течение длительного времени, пока правильное движение не закрепится окончательно.

Все сказанное об индивидуальных различиях в усвоении движений относится и к овладению инструментом. Одни дети производят движения быстро, энергично, и некоторая неточность движения их не смущает, а интересует лишь общая направленность его. Другие стараются произнести как можно более точное движение, чтобы передать форму изображаемого предмета во всех ее деталях. На первых порах движения этих детей могут быть несколько замедленными, осторожными, затем становятся все более уверенными, смелыми, но точность от этого не страдает. У некоторых детей точность движений не удается и при большой их осторожности.

Овладение формообразующими движениями в младшем возрасте является той основой, на которой затем строится усвоение более сложных технических навыков и умений.

Литература:

Т.С. Комарова Как научить ребенка рисовать – М: «Столетие», 1998

Приложение

Правила рисования карандашом:

1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не близко к отточенному концу.

2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука — внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.

6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно.

7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.

10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо — если нужно закрасить посветлее.

Правила рисования краской.

1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому руке с кистью движется впереди линии.

3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.

4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.

5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда-обратно, как карандашом).

6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.

7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

Классификация навыков и умений

Группы классификаций

Навыки

Умения

  1. Группа

Навыки и умения владением инструмента

1.Навык держания карандаша и кисти (исходное положение).

2.Навык положения руки с карандашом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий.

3.Навык ведения линий кистью.

4.Навык держания кисти при рисовании широких и тонких линий.

Умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования.

  1. Группа

Навыки, связанные с выработкой качеств движения, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке

1.Навык произвольной регуляции силы нажима.

2.Навык произвольного изменения амплитуды             (размаха движения).

3.Навык произвольного изменения скорости движения (его замедление и ускорение).

4.Навык прекращения движения в нужной точке.

5.Навык ритмичного проведения однородных движений.

Умение регулировать движение в соответствии с задачами изображения.

  1. Группа

Навыки и умения, обеспечивающие передачу пространственных свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций).

Навык удержания направленности движения               (по прямой, по дуге,                         по окружности).

1.Умение изменять направление движения (под углом, переход движения по прямой к движению по дуге и наоборот; переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге).

2.Умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине (прямоугольник, квадрат).

3.Умение подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине.

Возрастная периодизация отработки техники рисования

Группа

Навыки и умения

1 младшая группа

2 – 3 года

*Держать карандаш и кисть в руке тремя пальцами не слишком близко к концу.

2 младшая группа

3 – 4 года

*Закрепление этого навыка /прием вкладывания карандаша и правильная постановка пальцев каждому из детей/.

*Обмакивать кисть в краску, промывать ее в воде.

* Кисть движется по ворсу, при этом палочка находится в наклонном положении по отношению к листу бумаги.

*Навык сохранения направления движения по окружности и            по прямой.

Средняя группа

4 – 5 лет

*Обучение детей рациональным приемам рисования прямых, вертикальных и горизонтальных линий.

*Приемы: сразу после объяснения и показа способа рисования у детей спрашивают, где должна быть рука при рисовании, затем предлагается показать в воздухе положение руки с карандашом, правильное движение и только поле этого рисовать.

*Навыки:

  • сохранение направления движения;
  • своевременной остановки движения;
  • регуляция размаха движений;
  • изменение направления движения.

Старшая группа

5 – 6 лет

Навыки и умения:

  • по-разному держать карандаш и кисть при различных приемах рисования;
  • регуляция силы нажима на карандаш;
  • соизмерять движение с длиной линий, величиной частей.

Подготовительная группа

6 – 7 лет

*Свободно владеть умением по-разному держать карандаш и кисть.

*Менять положение руки соответственно характеру движения при рисовании прямых, дугообразных, волнистых и зигзагообразных линий, различных форм округлого и прямоугольного контура, широких и узких полос, различно расположенных мазков.

*Освоение движений, быстро изменяющих направление на противоположное (завитки влево-вправо, петель-восьмерок…).

*Рекомендовать детям, создавая и закрашивая рисунок, двигаться слева направо (не размазывая рисунок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация " подружись с водой"

консультация для родителей...

Консультация для родителей: "Карандаш-массажер"

laquo;Карандаш - массажер» для развития мелкой моторики детей с нарушениями речи....

Консультация "Игры с карандашами"

Консультация для родителей и педагогов...

Консультация «Подружимся с язычком»

Консультация для родителей Совместная работа родителей и детей, логопеда и воспитателей«Подружимся с язычком»...

"Подружись с карандашом".

В консультации говорится о важной роли родителя, чтобы ребенок полюбил рисовать....

Консультация для родителей «Подружитесь с карандашом»

Художественное творчество помогает освободится от всего негативного и заставляет задумываться в процессе о тех самых жизненных ценностях. Работа с цветными карандашами, как и любое искусство, гармониз...

Консультация для родителей: «Подружись с карандашом»

Уважаемые мамы и папы!Трудно переоценить важность упражнений по совершенствованию мелкой моторики для развития ребёнка. Один из самых увлекательных способов разработать эти навыки — рисова...