Школа молодого педагога

Волкова Елена Николаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Психофизиологические особенности развития детей и содержание работы в группах раннего возраста и детей 3 – 5 лет»

Слайд 2

« Психологические особенности развития ребенка в раннем возрасте» В раннем возрасте развиваются психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Поведение детей является импульсивным ; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Наблюдаемые предметы действительно « притягивают» ребенка , вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт. Преобладает непроизвольный вид запоминания . Мышление: наглядно-действенное. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком .

Слайд 3

Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность , в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие . В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами . Развитие психических функций неотделимо от развития эмоциональной сферы ребенка . Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.

Слайд 4

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

Слайд 5

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде « головонога » — окружности и отходящих от нее линий. Восприятие . К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки , что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Слайд 6

Развитие эмоциональной сферы. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Слайд 7

В ОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени. Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов. Восприятие . Использование простых сенсорных эталонов (геометрические формы, цвета ). Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.

Слайд 8

Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок, интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка. К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками . В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты. Начинает развиваться воображение . Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой . Ведущая деятельность — игра. Детская игра: переход от манипуляций с предметами к простым сюжетам. Предметно-манипулятивная игра – еще ведущая.

Слайд 9

Начинает зарождаться сюжетно-ролевая игра: можно наблюдать короткие сюжеты с одной-двумя ролями. Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие партнеров, характерна игра рядом, т.е. дети играют в одиночку, но приглядываясь к действиям других. Вместе с тем, они охотно участвуют в совместных шалостях, беготне. К 4 годам объединяются в небольшие группки по 2-3 человека. Начинают формироваться игры с правилами. Для детей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность . Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость. Ведущим типом общения становится ситуативно-деловое . Это означает, что взрослый привлекает ребѐнка в первую очередь как партнѐр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещѐ не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности. Кризис 3 лет завершается. Появляется чувство личности «Я есть», способность говорить о себе в 1 лице.

Слайд 10

В ОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ В среднем дошкольном возрасте восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Мышление наглядно-образное – может сравнить предметы, увидеть скрытые связи без манипуляции, специальных действий с ними. Увеличивается устойчивость внимания . Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие .

Слайд 11

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение. Продолжает развиваться воображение : предметы в игре используются в символической форме, кого-то или что-то обозначают, заменяют; ребенок учится разделять «Я» реальное» и «Я» как игровую роль».Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему . В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Продолжает развиваться грамматическая сторона речи.

Слайд 12

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен . Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются соперничество между детьми, стремление к лидерству. Ребёнок начинает сравнивать себя с другими детьми, что ведет к развитию образа «Я» ребенка и его детализации.

Слайд 13

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Значительное развитие получает изобразительная деятельность . Рисунок становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий . Двигательные навыки ребенка характеризуются позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети лучше удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Слайд 14

Восприятие 1-2 г. 2-3 г. 3-4 г. 4-5 л. Доминирует восприятие. Поведение детей является импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки , что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Использование простых сенсорных эталонов (геометрические формы, цвета). восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Слайд 15

Мышление 1-2 г. 2-3 г. 3-4 г. 4-5 л. наглядно-действенное. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком . наглядно-действенное: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление . Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы. наглядно-образное – может сравнить предметы, увидеть скрытые связи без манипуляции, специальных действий с ними.

Слайд 16

Внимание 1-2 г. 2-3 г. 3-4 г. 4-5 л. Непроизвольное Непроизвольное Остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени. Увеличивается устойчивость: доступна сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Слайд 17

Память 1-2 г. 2-3 г. 3-4 г. 4-5 л. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт. Преобладает непроизвольный вид запоминания. Непроизвольный вид запоминания В младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.

Слайд 18

Воображение 1-2 г. 2-3 г. 3-4 г. 4-5 л. Существует внутри других психических процессов Складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание; появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов; функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой. Предметы в игре используются в символической форме, кого-то или что-то обозначают, заменяют; ребенок учится разделять «Я» реальное» и «Я» как игровую роль».Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Слайд 19

Игра 1-2 г. 2-3 г. 3-4 г. 4-5 л. Предметная деятельность , в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие . В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Переход от манипуляций с предметами к простым сюжетам. Начинает зарождаться сюжетно-ролевая игра: можно наблюдать короткие сюжеты с одной-двумя ролями. Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие партнеров, характерна игра рядом, т.е. дети играют в одиночку, но приглядываясь к действиям других. Вместе с тем, они охотно участвуют в совместных шалостях, беготне. К 4 годам объединяются в небольшие группки по 2-3 человека. Начинают формироваться игры с правилами. Появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.

Слайд 20

Организация РППС в группах ДОУ Общие положения при создании развивающей среды в дошкольных учреждениях, основанные на современных подходах к образованию : 1.В каждой возрастной группе нужно создавать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной и т.д.). 2.Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для групп определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами.

Слайд 21

3 . Динамичность – статичность среды . Развивающая среда не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции своих интересов . 4 . Функциональность предметов развивающей среды. В обстановке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будет использовано, его следует вынести. Группа не должна походить на склад для хранения материалов и пособий.

Слайд 22

5 . Среда должна быть наполнена развивающим содержанием , соответствующим: - интересам мальчиков и девочек. « зоне ближайшего развития». В обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15 % материалов, ориентированных на более старший возраст . 6 . Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха. Это могут быть подиумы с мягкими подушками, легкие воздушные беседки из прозрачной ткани, мягкая мебель в тихой зоне возле цветов, аквариумов . Развивающая предметная среда группы должна способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы.



Предварительный просмотр:

Школа

Программы  

 «Развитие»

В качестве одного из ключевых понятий, на котором может основываться концепция развития ребенка, выступает понятие способностей. Развитие способностей дает ребенку возможность уже в дошкольном возрасте наиболее полно проявить себя в познании, творчестве, в самых разных видах детской деятельности.

Программа акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей. В основе программы, как указывают авторы, лежат два теоретических положения. Первое - это теория А. В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, т.е. обогащение развития ребенка. Второе — концепция Л. А. Венгера о развитии способностей. Согласно этой концепции сущность развития ребенка заключается в постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение средствами, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими в культуре способами. Культурные средства, которые активно присваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность.

Что же представляют собой интеллектуальные способности?

В развитии человека главное – становление его сознания. А сознание представляет собой все психические процессы: восприятие, мышление, воображение, память.

Фундамент умственного развития – ВОСПРИЯТИЕ. Это усвоение сенсорных эталонов, символов знаков. Уже на уровне образа ребенок как бы удваивает мир, разделяет его на обозначающее и обозначаемое. Использование таких обозначений позволяет ему обобщить свой непосредственный опыт выделить наиболее существенное. Это обобщение опирается на наглядное представление ребенка. Задача образования – это организация собственного опыта ребенка, при котором взрослый помогает обобщить и зафиксировать с помощью наглядных средств – эталонов, символов, условных обозначений, моделей. Дети учатся самостоятельно анализировать, быть свободными в своих действиях, самостоятельно организовывать свою деятельность.

Первый вид детского опыта – познавательный. Это наблюдение и экспериментирование. Например, признаки зимы           наблюдения и действия         знаки: условные обозначения.

Второй вид – это «проживание» различных ситуаций (это не только анализ, но и опыт своего отношения к действительности). Например, музыка, живопись        символическое отражение своего впечатления.

Отсюда выделить можно 2 способности: одна  - к выявлению и обозначению существующих свойств        МОДЕЛИРОВАНИЕ. Вторая – способность к символическому выражению отношения ребенка к реальности          СИМВОЛИЗАЦИЯ.  Это можно проследить в любой деятельности ребенка. Например, игра: врач лечит больного – действия и своё понимание этой роли в жизни: милосердие; мама – это доброта и забота. Вот так через игру ребенок переживает основные ценности и смысл отношений человека к действительности, людей друг к другу.

Организация познавательного опыта имеет общеразвивающий эффект. Проявляется это в следующем:

  • Возможность самостоятельно анализировать реальную ситуацию;
  • Развитие децентрации – умение менять свою точку отсчета;
  • Развитие замыслов – умение создавать идею будущего продукта и план ее реализации.

           ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕБЕНКА                                     «ПРОЖИВАНИЕ»

НАБЛЮДЕНИЕ              ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ                       ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                        МОДЕЛИРОВАНИЕ                                                             СИМВОЛИЗАЦИЯ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ                                                          ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сенсорные способности  проявляются в восприятии предметов и их свойств. Освоение детьми сенсорных эталонов, т.е. общепринятых образцов внешних свойств воспринимаемых объектов:

  • Цвет
  • Форма
  • Величина

Этапы развития:

  1. Предметно-манипулятивная деятельность: предэталоны, когда при восприятии одного предмета, другой используется как образец  /крыша, мячик/.

  1. Переход от использования предэталонов к применению эталонов: средствами восприятия выступают образцы свойств предметов. /Последовательность освоения: сначала взрослый правильно называет определенное свойство, не добиваясь этого от ребенка (ребенок учитывает определенные качества предметов). При этом слово выполняет обобщающую и закрепляющую функцию./

  1. Овладение сенсорными эталонами, систематизация  /например, цвета спектра, варианты геометрических форм, построение сериационных рядов/.

Процесс освоения сенсорных эталонов включает усвоение не только эталонов, но и действий по их использованию, направленных на обследование объекта.

Виды действий по использованию эталонов:

  1. Действия идентификации, т.е. установление тождества какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону (д/и «Спрячь мышку»).

  1. Действия по соотнесению предмета с эталоном, если какое-нибудь свойство воспринимаемого объекта не точно такое же,  как у эталона, но похожее на него и может быть отнесено к той же категории (д/и «Магазин»).

  1. Действия перцептивного моделирования, воссоздание воспринимаемого качества из материала эталона (д/и на выкладывание объекта из элементов различной формы).

Познавательные способности

Средством решения задач является наглядная пространственная модель (схемы, чертежи, планы). Модель передает строение предмета, его структуру, позволяет выделить самые существенные для решения задач стороны действительности, установить между ними отношения.

В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования.

  1. Действия замещения: от заместителей к условным обозначениям.

  1. Использование самих моделей: за каждым элементом модели видеть ту действительность, которую он замещает; уметь сопоставить отношения между реальными предметами.

  1. Построение моделей: выбор заместителей, установление соотношений между ними, соответствующих отношениям между замещающими объектами осуществляется самим ребенком.

Действия наглядного моделирования

Все действия наглядного моделирования на первых этапах своего развития осуществляются во внешнем плане, позднее решаются «в уме».

С возрастом меняются не только выполняемые детьми действия, но и сам тип моделей. Изначально они носят иконический характер, т.е. отражают внешние особенности моделируемых объектов, похожи на них: план,  схема, точные знаки.

В дальнейшем переходят к условно-символическому изображению отношений между объектами:  классификационное древо.

Типы моделей


Наглядно-пространственная модель

Творческие способности

Творческие способности непосредственно связаны с таким психическим процессом, как воображение. Воображение можно рассматривать как процесс, противоположный мышлению: если  мышление сжимает действительность, выделяя в ней только существенное и отбрасывая второстепенное, то воображение наоборот, расширяет, т.к. ставит задачу: отталкиваясь от какого-нибудь элемента реальности, создать новый образ.

Проведем сравнение: интеллектуальные способности представляют собой развитие познавательных способностей, где на поставленную задачу нужно найти одно верное решение, то развитие творческих способностей требует уже не одного, а нескольких решений, где и проявляется оригинальность и гибкость мышления.

В дошкольный период происходит развитие произвольного и творческого воображения. Проявляется произвольное воображение в предметных видах деятельности, требующих предварительного планирования. Первоначально воображение дошкольника неотделимо от реальных действий. Должна быть внешняя опора для воображения.

Особенностью образов воображения являются:

  • Их яркость и эмоциональность;
  • Легкость возникновения;
  • Изменяемость по любому поводу.

Воображение ребенка развивается в процессе всех видов деятельности и под влиянием условий жизни, воспитания и специального обучения.

Для развития воображения необходимо:

  • Накопление опыта;
  • Выработка умения мысленно объединять образы в новые сочетания.

При специальном обучении:

  • Происходит быстрое накопление опыта путем его обогащения, уточнения;
  • Вырабатывается умение создавать образы разными способами;
  • Вырабатывается способность к коллективному творчеству.

                                       РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

На первом этапе предполагается обогащение опыта детей, наблюдения.

На втором этапе важно умение описывать, используются модели, схемы-подсказки.

На третьем этапе развитие творческого воображения будет неполным без художественного творчества, когда ребенок действует, продуктивно создает образ.

На четвертом этапе происходит развитие связной речи – составление рассказов с опорой на схему. Осознал, прочувствовал, создал.

Использование речевых средств выразительности: сравнения, эпитеты и т.д.

Таким образом, процесс развития способностей имеет определенную логику. Знакомство с ней позволяет за каждым действием ребенка видеть определенный этап его развития.

Основной акцент в работе направлен не на то, КАКОЙ фактический материал дается детям, а на то, КАК он дается.

ОБУЧЕНИЕ:

  • КАКИЕ СРЕДСТВА?
  • В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ?
  • НА КАКОМ СОДЕРЖАНИИ?

Программа «Развитие» состоит из 13 разделов:

  • Сенсорное воспитание (направлено на развитие восприятия ребенка на основе культурных средств).
  • Ознакомление с пространственными отношениями (направлено на использование наглядных моделей для ориентировки и составление таких моделей).
  • Развитие элементов логического мышления (посвящен оперированию простейшими классами).
  • Развитие элементарных математических представлений (знакомит с основными количественными отношениями).
  • Овладение основами первоначальной грамоты (посвящен изучению звукового анализа слова, дифференциации звуков, умению правильно ставить ударение и т.д.)
  • Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (направлен на ознакомление с литературой, составлению рассказов).
  • Конструирование (посвящен конструированию по схеме).
  • Развитие экологических представлений (знакомит с представлениями о живой и неживой природе, особенностях растений и животных).
  • Изобразительное искусство (знакомит с композицией рисунка, графическими образами).
  • Игра (раздел посвящен свободной творческой игре и межличностным отношениям в ней)
  • Художественное конструирование (учит строить композиции на разные темы, при использовании сенсорных эталонов; при этом необходимое преобразование объектов развивает мышление)
  • Выразительное движение (учит передавать язык жестов и мимику).

Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности – игрой, конструированием, рисованием. Большое внимание уделяется организации деятельности по сенсорному воспитанию, на которой малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма величина.

     В средней группе появляются новые виды деятельности (ознакомление с природой, математика и ознакомление с пространственными отношениями).

     В старшей и подготовительной группах образовательная деятельность по математике и грамоте имеет не узко-прагматический характер (научить чтению и счету), но и общеразвивающий (дети проводят звуковой анализ слова, сравнивают числа между собой).  Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями – с помощью средств – моделей, схем (круги Эйлера, древо и т.д.) дети упражняются в анализе-синтезе, делать умозаключение, выводы.

При реализации программы «Развитие» воспитатель работает в режиме проектирования: вначале педагог определяет, на каком уровне находятся дети данной группы, как «входят» в программу и т.д.

Затем выбирается стратегия, т.е. конкретные способы реализации программы. Реализуя задуманное, педагог осуществляет гибкое руководство, постоянно ориентируется на ребенка, ни шагу вперед без уверенности освоения предыдущего материала. Работа в режиме проектирования дает воспитателю ту свободу творчества, без которой невозможно развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.

Педагогическая  диагностика  по  программе  Л.А Венгера  «Развитие+»

  • Диагностические занятия дают возможность педагогам определять продвижение детей в освоении программы «Развитие».  
  • Диагностические задания включены в образовательной деятельности по каждому разделу.    В процессе проведения диагностического задания педагог фиксирует уровень решения задачи каждым ребенком по всем показателям.
  • Анализ полученных результатов позволяет выявить особенности прохождения программы группой в целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по каждому разделу программы.

Группа

Разделы программы

Сенсорное

воспитание

Ознакомление с пространственными отношениями

Конструирование

Развитие

элементарных математических представлений

Овладение

основами первоначальной грамоты

ОХЛ

Развитие речи

Развитие

экологических представлений

Развитие

элементов

логического

мышления

Изобразительное искусство

Игра

II младшая

группа

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Май

Май

-

Декабрь

Март

Май

-

Май

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Апрель

-

-

Январь

Март

Май

Сентябрь- октябрь

Январь-февраль

Май

Средняя

группа

-

Декабрь

Февраль

Май

Октябрь

Май

Май

Февраль

Март

Май

Май

Декабрь

Январь

Апрель

Май

Февраль

Май

-

Февраль

Май

Сентябрь- октябрь

Январь-февраль

Май

Старшая

группа

-

Январь

Май

Февраль

Май

Декабрь

Март

Май

Май

Декабрь

Январь

Март

Май

Февраль

Май

Сентябрь

Ноябрь

Апрель

Май

Февраль

Май

Сентябрь- октябрь

Январь-февраль

Май

Подготови-

тельная к школе группа

-

Сентябрь

Ноябрь

Март

Май

Февраль

Май

Октябрь

Январь

Апрель

Май

Май

Февраль

Апрель

Май

Декабрь

Май

Декабрь

Февраль

Апрель

Май

Февраль

Май

Сентябрь- октябрь

Январь-февраль

Май

Группа

Разделы   программы

Сенсорное

воспитание

Ознакомление с пространственными отношениями

Конструирование

Развитие

Элементарных

 математических

представлений

Овладение

основами

первоначальной

грамоты

ОХЛ

Развитие речи

Развитие

экологических

представлений

Развитие

элементов

логического

мышления

Изобразительное

 искусство

Игра

II младшая

группа

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Май

Май

-

Декабрь

Март

Май

-

Май

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Апрель

-

-

Январь

Март

Май

Сентябрь- октябрь

Январь-февраль

Май

Средняя

группа

-

Декабрь

Февраль

Май

Октябрь

Май

Май

Февраль

Март

Май

Май

Декабрь

Январь

Апрель

Май

Февраль

Май

-

Февраль

Май

Сентябрь- октябрь

Январь-февраль

Май

Старшая

группа

-

Январь

Май

Февраль

Май

Декабрь

Март

Май

Май

Декабрь

Январь

Март

Май

Февраль

Май

Сентябрь

Ноябрь

Апрель

Май

Февраль

Май

Сентябрь- октябрь

Январь-февраль

Май

Подготови-

тельная к школе группа

-

Сентябрь

Ноябрь

Март

Май

Февраль

Май

Октябрь

Январь

Апрель

Май

Май

Февраль

Апрель

Май

Декабрь

Май

Декабрь

Февраль

Апрель

Май

Февраль

Май

Сентябрь- октябрь

Январь-февраль

Май


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метод наглядного моделирования

Слайд 2

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Слайд 3

Актуальность использования наглядного моделирования при формировании высших психических функций у детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, высшие психические функции формируются в процессе обучения и взаимодействия со взрослыми, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует навык практического использования приемов работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы активизируем внимание и мышление детей, учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

Слайд 4

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ВОСПРИЯТИЕ, МЫШЛЕНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ, РЕЧЬ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, ИНИЦИАТИВНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА: АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, СРАВНЕНИЕ И СОПОСТАВЛЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ: НАБЛЮДАТЬ, ВИДЕТЬ, СЛУШАТЬ, ДУМАТЬ, ВЛАДЕТЬ СИМВОЛАМИ

Слайд 5

Новизна Дошкольники начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Но главное для ребёнка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане, что свидетельствует об определенном уровне развития высших психических функций. Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т.д., педагог дает ребенку шаблон, используя который ребенок учится элементарному исследованию.

Слайд 6

Цель применения наглядного моделирования : изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

Слайд 7

Принципы: принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание работы по внедрению метода моделирования соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (решение поставленных целей и задач только на необходимом и достаточном материале, максимально приближенному к разумному «минимуму»); решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования ; принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования; принцип динамичности (от самого простого до сложного)

Слайд 8

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕБЕНК А НАБЛЮДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИМВОЛИЗАЦИЯ « ПРОЖИВАНИЕ »

Слайд 9

Сенсорные способности : Этапы развития :

Слайд 10

Виды действий по использованию эталонов :

Слайд 11

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ Действия наглядного моделирования

Слайд 12

Типы моделей Наглядно-пространственная модель

Слайд 13

Творческие способности РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Слайд 14

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Слайд 15

Использование геометрических фигур без учета внешних признаков объекта, ориентируясь на качественную характеристику объекта ( злой - добрый - добрые персонажи – светлые тона, злые персонажи – темные тона) Упражнения по распознаванию в абстрактных фигурах персонажей уже знакомых произведений Игра «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры» Задание : какие сказки могут обозначать эти фигуры? (»Три поросенка», «Три медведя», «Репка», «Волк и семеро козлят»)

Слайд 16

ОБУЧЕНИЕ:

Слайд 17

Разделы программы « Развитие+ » 1. Сенсорное развитие 2. Ознакомление с пространственными отношениями 3. Развитие элементов логического мышления 4. Развитие элементарных математических представлений 5. Овладение основами первоначальной грамоты 6 . Ознакомление с художественной литературой и развитие речи 7. Конструирова-ние 8. Развитие экологических представлений 9. Изобразитель-ное искусство 10. Игра

Слайд 18

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ направлено на развитие восприятия ребенка на основе культурных средств ИГРА посвящен свободной творческой игре и межличностными отношениями в ней ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ направлено на использование наглядных моделей для ориентировки и составление моделей РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ посвящен оперированию простейшими классами РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ знакомит с основными количественными отношениями ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ посвящен изучению звукового анализа слова, дифференциации звуков, умению ставить ударения, делению слов на слоги и т.д. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ направлен на ознакомление с литературой, составлению рассказов КОНСТРУИРОВАНИЕ посвящен конструированию по схеме РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ знакомит с представлениями о живой и неживой природе, особенностях растений и животных ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО знакомит с композицией рисунка, графическими и живописными образами

Слайд 19

Дополнительные р азделы программы « Развитие+ » 11. Режиссерская игра 13. Выразительное движение 12. Художественное конструирование РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА посвящена игре по сценарию, разыгрыванию сюжетов; учит сопровождению действия словом и выражению голосом действия персонажа ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ учит строить композиции на разные темы, при использовании сенсорных эталонов; при этом необходимое преобразование объектов развивает мышление ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ учит передавать язык жестов и мимику

Слайд 20

Педагогическая диагностика по программе Л.А Венгера « Развитие+ » Диагностические занятия дают возможность педагогам определять продвижение детей в освоении программы «Развитие». Диагностические задания включены в образовательной деятельности по каждому разделу. В процессе проведения диагностического задания педагог фиксирует уровень решения задачи каждым ребенком по всем показателям. Анализ полученных результатов позволяет выявить особенности прохождения программы группой в целом и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по каждому разделу программы.

Слайд 21

Педагогическая диагностика по программе Л.А Венгера « Развитие+ » Группа Разделы программы Сенсорное воспитание Ознакомление с пространственными отношениями Конструирование Развитие элементарных математических представлений Овладение основами первоначальной грамоты ОХЛ Развитие речи Развитие экологических представлений Развитие элементов логического мышления Изобразительное искусство Игра II младшая группа Ноябрь Декабрь Январь Февраль Май Май - Декабрь Март Май - Май Сентябрь Ноябрь Декабрь Январь Апрель - - Январь Март Май Сентябрь- октябрь Январь-февраль Май Средняя группа - Декабрь Февраль Май Октябрь Май Май Февраль Март Май Май Декабрь Январь Апрель Май Февраль Май - Февраль Май Сентябрь- октябрь Январь-февраль Май Старшая группа - Январь Май Февраль Май Декабрь Март Май Май Декабрь Январь Март Май Февраль Ма Сентябрь Ноябрь Апрель Май Февраль Май Сентябрь- октябрь Январь-февраль Май Подготовительная к школе группа - Сентябрь Ноябрь Март Май Февраль Май Октябрь Январь Апрель Май Май Февраль Апрель Май Декабрь Май Декабрь Февраль Апрель Май Февраль Май Сентябрь- октябрь Январь-февраль Май