ОТСМ - РТВ - ТРИЗ технологии

Волкова Елена Николаевна

Использование методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии в работе с детьми раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Елена Николаевна

Воспитатель МБДОУ д/с № 6

Использование методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии

в работе с детьми раннего возраста

«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму»

Китайская мудрость

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Однако, как показывает практика, предложенные в традиционных программах и технологиях методы не позволяют в полной мере реализовать поставленные задачи и развить у детей исследовательские навыки.

Но как поддержать детскую любознательность, как организовать деятельность ребенка, чтобы интерес поисковый не угас?

В качестве основных средств решения данной проблемы  возможно использование адаптированных к работе с детьми раннего возраста методов и приёмов общей теории сильного мышления (ОТСМ), теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), развития творческого воображения (РТВ). При этом взрослый не объясняет результаты собственного познания, а создает условия по формированию у малышей СПОСОБОВ познания и обучает ПРИМЕНЕНИЮ этих способов в конкретной деятельности детей.

В содержание данной технологии входят разнообразные методы, творческие задания и игры, способствующие развитию воображения, речи, формированию мышления.

Эффективность применения данной технологии заключается в её инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений детей с учётом их возрастных особенностей.

Цели ОТСМ-ТРИЗ-РТВ как педагогической технологии совпадают с теми, что предлагает педагогика:

  1. Развитие у ребенка естественной потребности познания окружающего мира.
  2. Формирование навыков работы с информацией, которую ребенок получает из окружающей действительности.

Задачи:

  1. Развивать интерес к окружающим предметам и активным действиям с ними.
  2. Развивать любознательность и познавательную активность: умения сравнивать, различать, обобщать.
  3. Обогащать и активизировать словарный запас.
  4. Формировать способность к диалогической речи, умение отвечать на вопросы.
  5. Воспитывать определенные качества: целенаправленность, настойчивость в достижении результата.

ОТСМ-ТРИЗ-РТВ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах).  Для этого необходимо  создать такую предметную среду, чтобы ребенок раннего возраста постоянно провоцировался на поиск, на встречу с неизвестными ему предметами окружающего мира (ТРИЗовцы говорят - объекты), с неизвестными свойствами и действиями уже знакомых объектов. И главное: ребенок должен мотивированно исследовать. Это возможно при использовании имеющегося сейчас и здесь в группе детского интереса, через создание необычного момента, через погружение ребенка в цепочку практических действий: анализ, обобщение, концентрация внимания на цели, достижение цели, фиксирование результатов поиска.

Были изучены материалы современных образовательных технологий, в частности, опыт педагогов, работающих по ОТСМ-ТРИЗ-РТВ - технологии. В ОТСМ – ТРИЗ работа с детьми с 2,5 лет начинается с ознакомления детей с базовой модели:  объект-признак-значение признака.  

На 1 этапе  дети знакомились с анализаторами и их возможностями в познании окружающего мира. Чем быстрее у маленького ребенка сформируется понятие о том, что у человека есть такие средства восприятия, как глаза, уши, нос, язык, руки, тем более внимательным он будет к своим органам чувств. Главное, он будет учиться некоторым операциям рефлексии, то есть пониманию, какой орган чувств даёт информацию его мозгу и каким способом эту информацию можно проверить и использовать. Уже здесь он учится первым способам действий, которые позволяют ему самостоятельно добывать и перерабатывать информацию. Здесь все должно 1000-кратно повторяться САМИМИ ДЕТЬМИ И ПЕДАГОГОМ, НО НЕ ПЕДАГОГОМ, А ДЕТИ ТОЛЬКО СМОТРЯТ.

Ознакомление с возможностями органов чувств мы начинаем с тактильного анализатора – руки.

 1. Предложить детям показать свои руки, сосредоточить на них внимание, повторить фразу, сказанную воспитателем: «У нас есть руки, и ими можно трогать объекты. Руки могут ощущать».

 2. Организовать процессы обследования объектов руками. Предложить детям повторять фразы: «Руки - помощники умной головы». «Руки трогают, а голова понимает признаки объектов». Руки ощущают значения признаков: форма.

4. Во время любой деятельности предлагать детям закрепить понятие о том, что у человека есть руки и они могут дать умной голове информацию о значениях признаков.

5. Самостоятельная исследовательская деятельность ребёнка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с тактильного анализатора.

И так постепенно вводятся все анализаторы: зрение, слух, обоняние, вкус. Большой помощью на данном этапе стали технологические карты  методического комплекса « Я познаю мир», автор Т. С. Сидорчук.

Процесс познания объектов органами чувств у человека сводится к выявлению признаков объектов. Необходимо разделять понятия «имя признака» и «значение имени признака». Имя признака - обобщающее слово, название признака: цвет, форма, величина (его нельзя увидеть, потрогать). Значения признаков многообразны: мокрый – сухой, колючий – гладкий, красный – белый и др. Человек воспринимает их анализаторами.  Например, красный - мы воспринимаем зрением, а имя признака « цвет» - понимаем в качестве обобщающего слова и не воспринимаем зрением.

Необходимо первоначально направить усилия на целенаправленное формирование обобщенного понятия имя признака, а значения данного признака находить с помощью органов чувств.

Формирование способности анализировать, сравнивать, обобщать, идет через работу по алгоритму с именами признаков и их значениями. Сначала с детьми проводятся игровые упражнения по поиску признака в ближайшем окружении. В процессе игр-экспериментирований, обследования объектов с помощью разных анализаторов идет накопление чувственных представлений детей о каком-либо признаке (цвет, форма, размер), в пассивный и активный словарь детей вводятся новые слова – значения признака (прилагательные). Далее  детям предъявляется значок имени признака и говорится, что теперь значок будет спрашивать: «Какой объект по … (форме, цвету, размеру)». В процессе игровых упражнений у детей формируется умение отвечать на вопросы и задавать их от имени значка.

Например: при ознакомлении с признаком «форма» дети в течение определенного времени ощупывают руками разные предметы в ближайшем окружении и ищут объекты круглой, квадратной, прямоугольной формы  и т.д. При этом взрослый постоянно проговаривает с детьми несколько раз данное имя признака. Например: «какая по форме пирамидка». Через несколько дней мы показываем схематическое изображение данного имени признака. От имени этого значка задает вопрос. Например: «Этот значок спрашивает нас, какой объект по форме?» В течение длительного времени (2-2,5 недели) мы обращаем внимание детей на значок имени признака и от его имени задаем вопрос к объекту. Дети ищут значение данного признака в окружении. В возрасте 2-3 лет детям надо давать возможность знакомиться с одним именем признака достаточно длительное время.

Меняя ежедневно конкретный объект, добавляя систематически вновь пройденные признаки,  дети формируют навык способа познания – исследование любого объекта по его признакам.

При введении базовой модели ОТСМ (общей теории сильного мышления) «объект – признак-значение признака», были сделали разнообразные игры для детей, которые, во-первых, стимулируют и поддерживают в активной форме практические исследовательские действия детей, во-вторых, в игровой форме помогают закреплять новый материал, в третьих, стимулируют детей на первые шаги в коммуникации.

Игра «Волшебные варежки». Цель игры: найти в ближайшем окружении объекты такого же цвета, что и цвет варежек на твоих руках». Ребенок ходит, ползает, заглядывает в ящики, на полочки прикладывает свои руки в варежках к объектам, сравнивает, находит объекты и складывает в ящики соответствующего цвета. Детям раннего возраста нужно показать, что объекты ПО ЦВЕТУ бывают одноцветные и многоцветные, тёмные и светлые. Начали собирать копилку объектов красного цвета. Обычная коробка (контейнер). И список оттенков: алый, огненный и т.д. Идёт развитие речи ребёнка и обследование объектов по признаку цвет. Дети находят в группе, приносят из дома все объекты красного цвета. Это может быть всё, что угодно: кусочки ткани, бумаги разных оттенков красного цвета игрушки, бросовый материал.

Игра «Ароматные баночки». Цель: узнать объект по запаху, пополнить словарный запас (душистый, ароматный, шоколадный, слабый, резкий). Внутри каждой баночки находится объект, имеющий запах (фрукты, чеснок, веточка ели, и т.д.). Глаза завязаны, работает только обоняние, нос. Некоторые дети пытаются подключить тактильный анализатор - руки.

Игра «Шумовые коробочки и объекты», направлена на исследование объектов по признаку «звук». Объекты дети не видят, только уши могут дать голове информацию о значениях признаков звука.

Игра «Коробочка ощущений» (Чудесный мешочек). В этой игре работает тактильный анализатор – руки. В коробочке находится объект, который исследуется по признакам. Ребенок должен понять, что не все признаки можно ощутить руками. Он не может сказать, что объект такого - то цвета, потому что он его не видит, а цвет ощущают глаза.

Работа с детьми 2-3 лет по данной модели проходит в игровой форме ежедневно индивидуально и с малыми подгруппами детей в повседневной ситуации.

В настоящее время дети познакомились с четырьмя именами признаков: цвет, форма, размер, части. Значительно расширился словарь детей; дети проявляют познавательный интерес, любознательность и активность к окружающему их миру. В перспективе введение всех рекомендуемых 12 признаков: температура, влажность, размер, рельеф,  запах, форма, части, количество, цвет, место, звук, вкус.

В арсенале технологии ТРИЗ, РТВ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В своей работе используем следующие методы развития творческого воображения (РТВ).

В первой младшей группе используется упрощенный вариант Метода «Мозговой штурм» (МШ).

Задачи.

1.Формировать умение участвовать в обсуждении: отвечать на вопросы воспитателя.

2. Формировать умение давать большое количество идей в рамках заданной темы.

В первой младшей группе используется упрощенный вариант МШ. Например:

1. Воспитатель спрашивает детей: «Кто стучится?» или «Что в мешочке?», «Кто в домике живет?» и т.д.

2. Педагог выслушивает варианты ответов малышей. Критика запрещена. Поощряется любая идея.

3. Воспитатель подводит итог, как уточнение обсуждаемой проблемы: посмотрим, кто же стучится или достанем из мешочка игрушку, посмотрим, кто в домике живет.

Метод МШ можно использовать при проведения занятий по любому разделу программы, режимных процессов, прогулок.

Круги Ллулия. В первой младшей группе используются 2 круга разного диаметра, поделенные на 4 сектора. Вместо стрелки иметь сплошной круг с вырезанным одним сектором. Диаметр демонстрационных кругов 70 и 50 см. Для групповой работы диаметр кругов 40 и 30 см.

Задачи.

1.Уточнять знания детей в различных предметных областях.

2.Развивать вариативность воображаемых образов.

С использованием кругов Луллия проводятся следующие серии игр. 

1 серия – «Объект-части».

Задача: учить находить части у объекта.

Рассмотреть картинки на большом круге, назвать изображенное. Тоже с маленьким кругом. Вопросы: «Что это?» (машина). «А это что?» (уши). «Есть у машины уши?» (нет). Воспитатель вращает маленький круг до тех пор, пока не будет в секторе изображения колеса, и дети не скажут, что у машины есть колесо.

2 серия – «Объект-место».

Задача: учить находить типичное место обитания живых объектов.

Рассмотреть картинки, назвать изображенное. Вопросы: «Что это?» (лес). «А это что?» (рыбка). «Рыбка живѐт в лесу?» (нет). Воспитатель вращает маленький круг до тех пор, пока не будет в секторе изображения медведя, и дети не скажут, что медведь живет в лесу.

3 серия – «Объект-материал».

Задача: учить называть материал, из которого сделан объект.

Рассмотреть картинки, назвать изображенное. Вопросы: «Что это?» (ткань). «А это что?» (книга). «Книга сделана из ткани?» (нет). Воспитатель вращает маленький круг до тех пор, пока не будет в секторе изображения платья, и дети не скажут, что платье сшито из ткани.

4 серия – «Объект-форма».

Задача: учить определять и называть форму объектов.

Рассмотреть картинки, назвать изображенное.Вопросы: «Что это?» (круг). «А это что?» (платок). «Платок круглой формы?» (нет). Воспитатель вращает маленький круг до тех пор, пока не будет в секторе изображения мяча, и дети не скажут, что мяч круглой формы.

Метод «Морфологический анализ».

Задача: учить детей изменять объекты при взаимодействии с разными вариантами цвета, формы, размера.

В первой младшей группе характеристики объекта заносятся на «волшебную дорожку» - это горизонтальные показатели (цвет, форма, размер, части). Вертикальные показатели – путешествуют по «волшебной дорожке» представители природного, рукотворного или сказочного мира. В первой младшей группе берется один вертикальный показатель (изображение объекта на картинке или модель объекта).        

Например, игра  «Как петушок себе цвет подбирал».

Задачи.

1.Уточнить знания детей о цвете: красный, желтый, зеленый, синий.

2.Побуждать детей фантазировать на основе изменения значений признака «Цвет».

Ход игры.  В гости к детям приходит Петушок (бесцветный силуэт). Дети здороваются с ним, знакомятся. Воспитатель отмечает, что Петушок белого цвета и спрашивает детей, как сделать его красивым (выслушивает все варианты без замечаний). Педагог предлагает детям отправить Петушка гулять по «волшебной дорожке». Дети называют цвета, живущие на этой дорожке. Петушок гуляет по дорожке и окрашивается в соответствующий цвет. Петушок просит детей принести игрушки соответствующего цвета, назвать игрушку и ее цвет. Воспитатель обобщает, что все игрушки красного цвета. Петушок просит детей найти красный цвет в одежде детей. Петушок оставляет у себя красный гребешок и бородушку и отправляется дальше гулять по дорожке. В конце занятия петушок благодарит детей за то, что они сделали его красивым, нарядным, разноцветным.

Метод «Синектика». С детьми первой младшей группы используются два вида аналогий: прямая, личная (эмпатия). Достоинствами метода являются огромные возможности для развития фантазии, воображения.

Задача: учить находить прямые аналоги знакомым предметам.

Виды прямой аналогии:

А). По цвету. Показать игрушку, иллюстрацию, например, ѐлочку. Какая по цвету ѐлочка? (зеленая). Найдите картинки (игрушки) такого же цвета, как ѐлочка. Дети называют изображенное на картинке (игрушку) и его цвет (трава зеленого цвета, зеленый листик, карандаш зеленого цвета и т.д.). Воспитатель обобщает: все они (перечисляет) зеленого цвета, как ѐлочка.

Б). По форме. Показать игрушку, иллюстрацию – мяч. Какой формы мяч? Найдите картинки (игрушки) такой же формы, как мяч. Дети называют изображенное на картинке (игрушку) и его форму. Воспитатель обобщает ответы детей.

В). По величине. Показать игрушки, например, большой домик – маленький домик. Что это? (домики). Этот домик, какой по величине? (большой). А этот? (маленький). Найдите игрушки такой же величины, как большой (маленький) домик. Дети находят и раскладывают игрушку по величине. Воспитатель обобщает.

Личная аналогия или личная эмпатия – отождествление самого себя с кем-либо или чем-либо, умение сопереживать объекту в этом состоянии.

Задача: учить детей представлять себя в качестве кого-либо, показывать несложные действия объектов.

Дети «превращаются» в объекты без показа действий воспитателем. Педагог описывает проблемную ситуацию, дети показывают действия объекта в проблемной ситуации. Например, Воспитатель говорит: «Дети, вы – зайчики. Зайчики прыгают, веселятся. Зайчики устали. Ножки устали у зайчиков. Зайчики сели на пол (ковер), ножки вытянули, отдыхают ножки. Отдохнули. Зайчики весело прыгают

Типовые приёмы фантазирования. С детьми первой младшей группы используются следующие типовые приемы фантазирования: увеличение-уменьшение, деление-объединение, оживление.

Задача: учить детей делать фантастические преобразования объекта по какому-либо признаку.

Увеличение – уменьшение. Дети преобразуют объект по величине. К детям приходит волшебник Великан (Кроха). Он дотрагивается до предмета, который увеличивается (уменьшается) в размере. Например, рассмотреть детский и взрослый стулья. Что это? Этот стул по размеру какой? (большой). А этот? (маленький). Приходит волшебник Великан. Он дотрагивается до маленького стула и стул становится большим, как стол. Нужен нам такой стул? Зачем?

Дробление – объединение. Волшебник «Дели» дотрагивается до грузовика и он распадается на части. Какие? (кабина, кузов, колеса). С волшебником «Соединяй» дети знакомятся во второй половине года. Этот волшебник дотрагивается до частей и вновь грузовик может перевозить грузы.

Оживление. Волшебник «Оживляйка» делает живым все неживое и оно двигается, разговаривает и т.д. Волшебник дотронулся до стульчика (чашки) и стульчик стал бегать (чашка не только ходит, но и разговаривает). Покажите, как стульчик побежал (что сказала чашка?).

Г. С. Альтшуллер разработал методы ТРИЗ, один из которых можно использовать в работе с детьми первой младшей группы: системный анализ.  Универсальность метода заключается в том, что он способствует формированию у человека системного мышления и воображения, позволяет выделять функцию, признаки объекта, рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможности преобразования во времени.

Этапы работы.

1 этап. Установление системных связей.

Задачи.

1.Учить детей называть систему, выделять основные признаки объекта: цвет, форма, размер, назначение. Контрольные вопросы: Что (кто) это? (мяч). Какого цвета (формы, размера) мяч? Как можно играть с мячом? Для чего нам нужен мяч? (играть). 

2.Учить детей выявлять составляющие системы (части) и рассказывать об их назначениях. Контрольные вопросы: Что это у петушка? Что делает петушок крылышками? Как называется эта часть у петушка? Зачем петушку ноги? 

3. Познакомить детей с местом обитания, функционирования объектов. Контрольные вопросы: Где живет лиса? Кто ещѐ живет в лесу? Где стоит кровать? Что еще есть в спальне?

4. Учить рассматривать развитие системы во времени: настоящее, прошлое, будущее (задача решается во втором полугодии учебного года). Контрольные вопросы: Вы сейчас какие: большие или маленькие? Что вы умеете делать? А раньше, какими вы были? Что умели делать? Какими вы будете, когда вырастите? Что будете уметь делать? 

II этап. Знакомство детей с системным оператором – волшебными экранами.

Волшебные экраны – универсальная модель организации занятий с детьми по ознакомлению с окружающим и природой. На занятии можно использовать все 9 экранов или меньшее их количество. Это зависит от поставленных задач на занятии.

Например, «Цыпленок в гостях у детей».

Задачи.

1. Систематизировать знания детей о цыпленке: признаки (цвет, форма, размер, функции), части и их назначение, настоящее, прошлое, будущее цыпленка.

2. Упражнять в умении связно отвечать на вопросы воспитателя.

3. Формировать доброжелательное отношение к домашним птицам.

Ход занятия.

К нам в гости пришел кто? (показать картинку с изображением цыпленка). Дети здороваются с цыпленком, знакомятся с ним. Поместим цыпленка на волшебный экран.

        4.

1. Цыпленок.

7.

                                    2.

1 экран. Что умеет делать этот цыпленок? (пищит, клюют зернышки, машет крылышками, вертит головкой, пьѐт воду, бегает и т.д.). Покажите, как цыпленок вертит головкой (клюют зернышки, пищит и т.д.). Обобщение воспитателя: цыпленок умеет….. Кто из вас видел живого цыпленка? Нравится он вам?

2 экран. Что есть у цыпленка для того, чтобы он бегал? Воспитатель помещает на экран модель-изображение ног цыпленка. Что есть у цыпленка для того, чтобы он не замерз? Воспитатель помещает на экран изображение перьев. И т.д. Обобщение воспитателя: у цыпленка есть …..

4 экран. А раньше, каким был цыпленок? (маленьким, яйцом). Да, яйцом. Воспитатель помещает изображение яйца на экран. Умело яйцо бегать, пищать? Что же могло яйцо? (лежать, упасть). Обобщение воспитателя: цыпленок появился из яйца. Он рос внутри яйца. Когда цыпленок вырос, он пробил скорлупу и родился. Это было в прошлом.

7 экран. Что будет с цыпленком, когда он вырастет? (петушок или курочка). Воспитатель помещает на экран изображение петушка (или курочки). Что умеет делать петушок? Покажите, как петушок будет кричать. И т.д. Обобщение воспитателя: когда цыпленок вырастет, он станет петушком и будет уметь …..

Что мы узнали о цыпленке? Хотите увидеть живого цыпленка?

Практическая деятельность детей: слепить для цыпленка зернышки.

Используя в своей работе технологию ОТСМ-ТРИЗ-РТВ, можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ, РТВ являются эффективным средством расширения индивидуального опыта ребёнка и организации детской деятельности, что способствует повышению познавательной активности, расширяет кругозор и словарный запас.

Использование ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологий помогает нам применять принципы развивающего обучения, сделать образовательный процесс эффективным и познавательным. Умения и навыки исследователя, полученные ребенком в раннем возрасте, закладывают общую модель его мышления – системное, способное видеть общее в конкретном и выделять из конкретного общие черты.

Оценивание результатов применения ОТСМ-ТРИЗ-РТВ - технологии происходит в процессе использование игр и пособий в работе с детьми, и в специально организованных образовательных ситуациях. Например, перед детьми конкретный объект – игрушка, предмет. Каждый ребенок выбирает себе значок признака, по которому он  будет объект характеризовать.  Оценивается способ действия: для определения признака форма объект надо потрогать руками, для определения признака цвет или части посмотреть глазами, для определения запаха – понюхать носом.

Наряду с положительными сторонами данных технологий есть и трудности в подборе материала. Готовых игр нет. На составление картотеки, подбор иллюстрированного материала требуется длительное время, предметная картинка должна быть яркая, реальных контрастных цветов и не должна быть перегружена деталями.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса с использованием данной технологии требует детальной проработки её использования в качестве средства реализации целей и задач образовательной  программы дошкольного образования.

Рекомендуем тем, кого заинтересовала наша практика  пошаговый алгоритм реализации технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в ДОУ:

  1. Анализ литературы по теме технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.
  2. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса с использованием данной технологии.
  3. Насыщение предметно-развивающей среды дидактическими пособиями, материалами по ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии в работе с детьми раннего возраста Воспитатель МБДОУ д /с № 6 Елена Николаевна Волкова «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму » Китайская мудрость

Слайд 2

Ранний возраст

Слайд 3

На третьем году жизни у ребенка активно развивается мышление, которое имеет наглядно-действенный характер. А к концу третьего года жизни, ребенок начинает фантазировать в «уме», при этом использует предметы-заместители в процессе игровой деятельности. Поэтому именно игровая деятельность предоставляет огромные возможности для развития у детей раннего возраста умения сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость, что в дальнейшем послужит основой для развития детского воображения и творчества.

Слайд 5

Эффективность применения технологии

Слайд 6

Развитие у ребенка естественной потребности познания окружающего мира . Формирование навыков работы с информацией , которую ребенок получает из окружающей действительности. Цели ОТСМ-ТРИЗ-РТВ как педагогической технологии

Слайд 7

Развивать интерес к окружающим предметам и активным действиям с ними. Развивать любознательность и познавательную активность: умения сравнивать, различать, обобщать. Обогащать и активизировать словарный запас. Формировать способность к диалогической речи, умение отвечать на вопросы. Воспитывать определенные качества: целенаправленность, настойчивость в достижении результата. Задачи ОТСМ-ТРИЗ-РТВ как педагогической технологии

Слайд 8

Развивающая предметно-пространственная среда

Слайд 9

Ознакомления детей с базовой моделью: Знакомство с анализаторами и их возможностями в познании окружающего мира

Слайд 10

Ознакомления детей с базовой моделью: «Объект-Признак-Значение признака»

Слайд 11

Метод «Мозговой штурм» ( упрощенный вариант МШ) Задачи. 1.Формировать умение участвовать в обсуждении проблемы: отвечать на вопросы воспитателя. 2. Формировать умение давать большое количество идей в рамках заданной темы.

Слайд 12

«Круги Луллия » (серия игр) Задачи. 1.Уточнять знания детей в различных предметных областях. 2.Развивать вариативность воображаемых образов. 1 серия – « Объект-части ». 2 серия – «Объект-место». 3 серия – «Объект-материал». 4 серия – «Объект-форма».

Слайд 13

Метод «Морфологический анализ» Задача: учить детей изменять объекты при взаимодействии с разными вариантами цвета, формы, размера или добавления какой-либо части. игра «Как петушок себе цвет подбирал»

Слайд 14

Метод « Синектика » Виды прямой аналогии: А). По цвету. Б). По форме. В). По величине. Задача: учить находить прямые аналоги знакомым предметам.

Слайд 15

Метод « Синектика » Личная аналогия или личная эмпатия – отождествление самого себя с кем-либо или чем-либо, умение сопереживать объекту в этом состоянии. Задача: учить детей представлять себя в качестве кого-либо, показывать несложные действия живых объектов. игра «Зайчики»

Слайд 16

Типовые приёмы фантазирования Увеличение-уменьшение, деление-объединение, оживление. Задача: учить детей делать фантастические преобразования объекта по какому-либо признаку. Волшебник «Великан» и волшебник «Кроха» Волшебник «Дели» и Волшебник «Соединяй»

Слайд 17

ТРИЗ: системный анализ 1 этап. Установление системных связей. Задачи. 1. Учить детей называть систему, выделять основные признаки объекта: цвет, форма, размер, назначение. 2. Учить детей выявлять составляющие системы (части) и рассказывать об их назначениях. 3. Познакомить детей с местом обитания, функционирования объектов. 4. Учить рассматривать развитие системы во времени: настоящее, прошлое, будущее (задача решается во втором полугодии учебного года).

Слайд 18

ТРИЗ: Знакомство детей с системным оператором – волшебными экранами Игра «Цыпленок в гостях у детей». Задачи. 1. Систематизировать знания детей о цыпленке: признаки (цвет, форма, размер, функции), части и их назначение, настоящее, прошлое, будущее цыпленка. 2. Упражнять в умении связно отвечать на вопросы воспитателя. 3. Формировать доброжелательное отношение к домашним птицам.

Слайд 19

ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии в организации детской деятельности

Слайд 20

Игротека ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии

Слайд 21

Пошаговый алгоритм реализации технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в ДОУ: Анализ литературы по теме технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса с использованием данной технологии. Насыщение предметно-развивающей среды дидактическими пособиями, материалами по ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии.