Календарно-тематическое планирование.1 класс, окружающий мир Н.Ф.Виноградова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
Начальное общее образование, 1 класс
Количество часов – 66
Учитель Черкасова Светлана Николаевна
Программа разработана на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой ( Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI век», 2 – е изд.; дораб. и доп. – М. «Вентана- Граф»2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного предмета « Окружающий мир » разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом « Об Образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012г;
- Федеральным Государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования;
- образовательной программой НОО МБОУ Позднеевская СОШ;
- уставом МБОУ Позднеевская СОШ ;
- авторской программой Н.Ф. Виноградовой ,( Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI век», 2 – е изд.; дораб. и доп. – М. «Вентана- Граф» 2013 г).
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
- Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
- ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко– культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Роль и место учебного предмета.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 33 недели. В учебном плане МБОУ Позднеевская СОШ на 2014-2015 уч.год на предмет окружающий мир отведено 2 часа в неделю, всего курс реализуется за 66 часов.
Изучение Окружающего мира «позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Человек и природа.(31 ч.)
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди. Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России. Реализовывать в уголке природы действия по уходу за животными и растениями. Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных.
Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей).
Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.
Человек и общество (35ч.)
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей. Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе.
Семья. Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Родной город (село). Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос. Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества.
Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).
Тематическое планирование
Человек и природа | Времена года | 12 ч |
|
Природа вокруг нас | 10 ч | Диагностическая работа | |
Природа неживая и живая | 6 ч |
| |
Человек – часть природы | 1 ч |
| |
Тело человека | 2 ч |
| |
Итого: | 31 ч |
| |
Человек и общество | Я - школьник | 7 ч |
|
| Правила безопасной жизнедеятельности | 6 ч | Диагностическая работа |
Моя Родина | 7 ч | Диагностическая работа | |
Родной край – частица Родины | 3 ч |
| |
Человек – член общества | 3 ч |
| |
Значение труда для человека и общества | 5 ч |
| |
Наша Родина – Россия, Российская Федерация | 4 ч | Комплексная контрольная работа | |
Итого: | 35 ч |
| |
ИТОГО: | 66 ч |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир».
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока
| мониторинг |
1 | 02.09 |
| Природа вокруг нас. Нас окружает удивительный мир. |
|
2 | 04.09 |
| Я – школьник. Давай познакомимся. |
|
3 | 09.09 |
| Я – школьник. Мы – школьники. |
|
4 | 11.09 |
| Я – школьник. Правила поведения в школе. |
|
5 | 16.09 |
| Времена года. Сентябрь – первый месяц осени. (экскурсия в парк) |
|
6 | 18.09 |
| Природа неживая и живая. Что нам осень подарила. |
|
7 | 23.09 |
| Природа неживая и живая. Грибная пора. |
|
8 | 25.09 |
| Моя Родина Семья. Взаимоотношения в семье. | Диагностич. работа |
9 | 30.09 |
| Моя Родина О маме. |
|
10 | 02.10 |
| Родной край – частица Родины Любимые занятия. |
|
11 | 07.10 |
| Моя Родина Воскресный день. |
|
12 | 09.10 |
| Значение труда для человека и общества Как из зерна получилась булка |
|
13 | 14.10 |
| Природа вокруг нас Человек и домашние животные. |
|
14 | 16.10 |
| Времена года Октябрь уж наступил. |
|
15 | 21.10 |
| Природа неживая и живая Явления природы. |
|
16 | 23.10 |
| Моя Родина Где ты живешь. Памятные места города. |
|
17 | 28.10 |
| Правила безопасной жизнедеятельности Правила поведения на дорогах. Беседа по | Диагностич.работа |
18 | 06.11 |
| Значение труда для человека и общества. Ты и вещи. |
|
19 | 11.11 |
| Значение труда для человека и общества. Кто работает ночью |
|
20 | 13.11 |
| Тело человека Что такое здоровье |
|
21 | 18.11 |
| Тело человека Твои помощники – органы чувств |
|
22 | 20.11 |
| Правила безопасной жизнедеятельности Правила гигиены |
|
23 | 25.11 |
| Я – школьник О режиме дня. |
|
24 | 27.11 |
| Я – школьник О времени и часах. |
|
25 | 02.12 |
| Правила безопасной жизнедеятельности Урок в спортивном зале |
|
26 | 04.12 |
| Времена года Ноябрь – зиме родной брат. Экскурсия |
|
27 | 09.12 |
| Времена года Дикие животные. |
|
28 | 11.12 |
| Природа вокруг нас Звери - млекопитающие |
|
29 | 16.12 |
| Времена года Что мы знаем о птицах |
|
30 | 18.12 |
| Родной край – частица Родины Родной край |
|
31 | 23.12 |
| Моя Родина Дом, в котором ты живешь |
|
32 | 25.12 |
| Значение труда для человека и общества Зачем люди трудятся. Уважение к труду людей. |
|
33 | 30.12 |
| Основные нравственно-этические понятия (трудолюбие – леность). |
|
34 | 13.01 |
| Природа неживая и живая Какая бывает вода. | Диагностич.работа |
35 | 15.01 |
| Человек – член общества О дружбе. Как нужно относиться к друзьям. |
|
36 | 20.01 |
| Человек – член общества Идем в гости |
|
37 | 22.01 |
| Моя Родина С Новым годом! |
|
38 | 27.01 |
| Времена года Январь – году начало, зиме середина |
|
39 | 29.01 |
| Природа вокруг нас Хвойные деревья. Названия, внешний вид. |
|
40 | 03.02 |
| Природа вокруг нас Жизнь птиц. |
|
41 | 05.02 |
| Наша Родина – Россия, Российская Федерация Наша страна – Россия |
|
42 | 17.02 |
| Природа неживая и живая Богата природа России |
|
43 | 19.02 |
| Наша Родина – Россия, Российская Федерация Мы – россияне |
|
44 | 24.02 |
| Наша Родина – Россия, Российская Федерация Народная сказка |
|
45 | 26.02 |
| Времена года Февраль – месяц метелей и вьюг Экскурсия. |
|
46 | 03.03 |
| Природа вокруг нас Звери - млекопитающие | Диагностич.работа |
47 | 05.03 |
| Природа вокруг нас Наш уголок природы. Экскурсия. |
|
48 | 10.03 |
| Наша Родина – Россия, Российская Федерация Мы – граждане России |
|
49 | 12.03 |
| Человек – член общества О правилах поведения |
|
50 | 17.03 |
| Моя Родина 8 Марта – праздник всех женщин. |
|
51 | 19.03 |
| Времена года Март – капельник. Экскурсия. |
|
52 | 31.03 |
| Правила безопасной жизнедеятельности Здоровая пища. Режим питания. |
|
53 | 02.04 |
| Ты и твое здоровье Закаливание |
|
54 | 07.04 |
| Я – школьник Какое бывает настроение |
|
55 | 09.04 |
| Времена года Апрель – водолей. |
|
56 | 14.04 |
| Природа неживая и живая Весенние работы |
|
57 | 16.04 |
| Весенние работы |
|
58 | 21.04 |
| Значение труда для человека и общества Кто работает на транспорте |
|
59 | 23.04 |
| Моя Родина День космонавтики. |
|
60 | 28.04 |
| Времена года Май весну завершает, лето начинает. |
|
61 | 30.04 |
| Природа вокруг нас Жизнь земноводных весной. |
|
62 | 05.05 |
| Человек – часть природы Животное – живое существо |
|
63 | 07.05 |
| Времена года Скоро лето |
|
64 | 12.05 |
| Правила безопасной жизнедеятельности Ты - пешеход |
|
65 | 14.05 |
| Я – школьник. Комплексная контрольная работа. | Комплексная работа |
66 | 19.05 |
| Комплексное повторение пройденного. |
|