Календарно-тематическое планирование.1 класс, окружающий мир Н.Ф.Виноградова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  окружающему миру

           Начальное общее образование, 1 класс

           Количество часов – 66

           Учитель  Черкасова Светлана Николаевна

 

 

Программа разработана на основе авторской программы  Н.Ф.Виноградовой ( Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI век», 2 – е изд.; дораб. и доп. – М. «Вентана- Граф»2013г.

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 Рабочая программа учебного предмета  « Окружающий мир » разработана  в соответствии с:

- Федеральным Законом « Об Образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012г;

 - Федеральным Государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования;

-  образовательной программой НОО МБОУ Позднеевская СОШ;

-  уставом МБОУ Позднеевская СОШ ;

-   авторской программой  Н.Ф. Виноградовой ,( Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI век», 2 – е изд.; дораб. и доп. – М. «Вентана- Граф» 2013 г).

  

 Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

 

 

Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
  • ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно -  и социально – нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко– культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 

 

Роль и место учебного предмета. 

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 33 недели. В учебном плане МБОУ Позднеевская СОШ на 2014-2015 уч.год на предмет  окружающий мир  отведено 2 часа в неделю, всего курс реализуется за 66 часов.
   Изучение Окружающего мира «позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и об­разовательные цели естественно-научного и обществоведческого образова­ния младших школьников. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Человек и природа.(31 ч.)

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди. Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери  в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России. Реализовывать  в уголке природы действия по уходу за животными и растениями. Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных.

Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей).

Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.

Человек и общество (35ч.)

Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей. Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе.

Семья.   Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Родной город (село).  Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос.  Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества.

Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).

 

Тематическое планирование

 

Человек и природа

Времена года

12 ч

 

 

 

Природа вокруг нас

10 ч

Диагностическая работа

 

Природа неживая и живая

6 ч

 

 

Человек – часть природы

1 ч

 

 

Тело человека

2 ч

 

Итого:

 

31 ч

 

Человек и общество

Я - школьник

7 ч

 

 

Правила безопасной жизнедеятельности

6 ч

Диагностическая работа

 

Моя Родина

7 ч

Диагностическая работа

 

Родной край – частица Родины

3 ч

 

 

Человек – член общества

3 ч

 

 

Значение труда для человека и общества

5 ч

 

 

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

4 ч

Комплексная контрольная работа

Итого:

 

35 ч

 

ИТОГО:

 

66 ч

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир».

 

№ п/п

Дата план

Дата факт

Тема урока

 

мониторинг

1

02.09

 

 Природа вокруг нас.

Нас окружает удивительный мир.

 

2

04.09

 

Я – школьник.

Давай познакомимся.

 

3

09.09

 

Я – школьник.

Мы – школьники.

 

4

11.09

 

Я – школьник.

Правила поведения в школе.

 

5

16.09

 

Времена года.

Сентябрь – первый месяц осени.

(экскурсия в парк)

 

6

18.09

 

Природа неживая и живая.

Что нам осень подарила.

 

7

23.09

 

Природа неживая и живая.

Грибная пора.

 

8

25.09

 

Моя Родина

Семья.

Взаимоотношения в семье.

Диагностич. работа

9

30.09

 

Моя Родина

О маме.

 

10

02.10

 

Родной край – частица Родины

Любимые занятия.

 

11

07.10

 

Моя Родина

Воскресный день.

 

12

09.10

 

Значение труда для человека и общества

Как из зерна получилась булка

 

13

14.10

 

Природа вокруг нас

Человек и домашние животные.

 

14

16.10

 

Времена года

Октябрь уж наступил.

 

15

21.10

 

Природа неживая и живая

Явления природы.

 

16

23.10

 

Моя Родина

Где ты живешь. Памятные места города.

 

17

28.10

 

Правила безопасной жизнедеятельности

Правила поведения на дорогах. Беседа по
вопросам

Диагностич.работа

18

06.11

 

Значение труда для человека и общества.

Ты и вещи.

 

19

11.11

 

Значение труда для человека и общества.

Кто работает ночью

 

20

13.11

 

Тело человека

Что такое здоровье

 

21

18.11

 

Тело человека

Твои помощники – органы чувств

 

22

20.11

 

Правила безопасной жизнедеятельности

Правила гигиены

 

23

25.11

 

        Я – школьник

О режиме дня.

 

24

27.11

 

Я – школьник

О времени и часах.

 

25

02.12

 

Правила безопасной жизнедеятельности

Урок в спортивном зале

 

26

04.12

 

Времена года

Ноябрь – зиме родной брат. Экскурсия

 

27

09.12

 

Времена года

Дикие животные.

 

28

11.12

 

Природа вокруг нас

Звери - млекопитающие

 

29

16.12

 

Времена года

Что мы знаем о птицах

 

30

18.12

 

Родной край – частица Родины

Родной край

 

31

23.12

 

Моя Родина

Дом, в котором ты живешь

 

32

25.12

 

Значение труда для человека и общества

Зачем люди трудятся. Уважение к труду людей.

 

33

30.12

 

Основные нравственно-этические понятия (трудолюбие – леность).

 

34

13.01

 

Природа неживая и живая

Какая бывает вода.

Диагностич.работа

35

15.01

 

Человек – член общества

О дружбе. Как нужно относиться к друзьям.

 

36

20.01

 

Человек – член общества

Идем в гости

 

37

22.01

 

Моя Родина

С Новым годом!

 

38

27.01

 

Времена года

Январь – году начало, зиме середина

 

39

29.01

 

Природа вокруг нас

Хвойные деревья. Названия, внешний вид.

 

40

03.02

 

Природа вокруг нас

Жизнь птиц.

 

41

05.02

 

        Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Наша страна – Россия

 

42

17.02

 

Природа неживая и живая

Богата природа России

 

43

19.02

 

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Мы – россияне

 

44

24.02

 

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Народная сказка

 

45

26.02

 

Времена года

Февраль – месяц метелей и вьюг

Экскурсия.

 

46

03.03

 

Природа вокруг нас

Звери - млекопитающие

Диагностич.работа

47

05.03

 

Природа вокруг нас

Наш уголок природы.

Экскурсия.

 

48

10.03

 

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Мы – граждане России

 

49

12.03

 

Человек – член общества

О правилах поведения

 

50

17.03

 

Моя Родина

8 Марта – праздник всех женщин.

 

51

19.03

 

Времена года

Март – капельник.

Экскурсия.

 

52

31.03

 

Правила безопасной жизнедеятельности

Здоровая пища. Режим питания.

 

53

02.04

 

Ты и твое здоровье

Закаливание

 

54

07.04

 

Я – школьник

Какое бывает настроение

 

55

09.04

 

Времена года

Апрель – водолей.

 

56

14.04

 

Природа неживая и живая

Весенние работы

 

57

16.04

 

Весенние работы

 

58

21.04

 

        Значение труда для человека и общества

Кто работает на транспорте

 

59

23.04

 

Моя Родина

День космонавтики.

 

60

28.04

 

Времена года

Май весну завершает, лето начинает.

 

61

30.04

 

Природа вокруг нас

Жизнь земноводных весной.

 

62

05.05

 

        Человек – часть природы

Животное – живое существо

 

63

07.05

 

Времена года

Скоро лето

 

64

12.05

 

Правила безопасной жизнедеятельности

Ты - пешеход

 

65

14.05

 

        Я – школьник.  Комплексная контрольная работа.

Комплексная работа

66

19.05

 

Комплексное повторение пройденного.