Календарно-тематическое планирование. 1 класс. Литературное чтение. Программа "Начальная школа 21 век"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
Начальное общее образование, 1 класс
Количество часов - 132
Учитель Черкасова Светлана Николаевна
Программа разработана на основе авторской программы С.В. Иванова,( Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI век», 2 – е изд.; дораб. и доп. – М. «Вентана- Граф»2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного предмета « Литературное чтение » разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом « Об Образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012г;
- Федеральным Государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования;
- образовательной программой НОО МБОУ Позднеевская СОШ;
- уставом МБОУ Позднеевская СОШ;
- авторской программой Л.А.Ефросининой ,( Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI век», 2 – е изд.; дораб. и доп. – М. «Вентана- Граф» 2013 г).
Основная цель уроков литературного чтения в начальной школе - помочь ребёнку стать читателем; подвести к осознанию мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Основными задачами учебного предмета «Литературное чтение» являются:
- помочь ребенку стать читателем;
- подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова;
- обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания текста;
- формирование навыка самостоятельного чтения;
- формирование литературоведческих понятий; расширение круга чтения
Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»
Учебный предмет «Литературное чтение. Обучение грамоте» является первым этапом в системе изучения литературного чтения в начальной школе. В процессе обучения грамоте начинается реализация положений системно-деятельностного подхода — основы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В процессе изучения литературного чтения у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к чтению, понимание того, что правильная устная речь является показателем общей культуры человека. На уроках литературного чтения ученики получают начальное представление о нормах и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Литературное чтение является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении литературного чтения во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета литературное чтение в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, оно лежит в основе всех читательских умений, носит универсальны метапредметный характер.
Роль и место учебного предмета.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 33 недели. В учебном плане МБОУ Позднеевская СОШ на 2014-2015 уч.год на предмет литературное чтение отведено 4 часа в неделю, всего курс реализуется за 132 часа.
В авторскую программу изменения не внесены.
В I полугодии предмет «Литературное чтение» входит в курс обучение грамоте и обеспечивается учебником «Букварь», ч 1. Во II полугодии- учебниками « Букварь», ч. 2 и «Литературное чтение». Литературное чтение как самостоятельный предмет изучается со второго полугодия первого класса.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся |
---|---|---|
Виды речевой и читательской деятельности | Аудирование (слушание) Восприятие на слух произведений фольклорных и авторских. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания. Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой Чтение вслух и молча (про себя) Чтение вслух слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами. Знакомство с правилами чтения (что — [што], чтобы — [штобы], -ого — -о[ва]). Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу). Чтение молча (про себя) отрывков и небольших произведений. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое
Работа с текстом Текст и набор предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Структура текста: абзац, начало и концовка текста. Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения. Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато. Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чём произведение?), жанр (что это?) Иллюстрация к тексту произведения: рассматривание и отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации Работа с текстом художественного произведения Понимание заглавия, нравственного содержания, поступков героев. Пересказ содержания. Выявление отношения автора к героям и их поступкам Работа с текстом научно-популярного произведения Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении Библиографическая культура Знакомство с книгой и её аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены). Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме
Говорение (культура речевого общения) Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений). Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или героях и их поступках (1–3 предложения)) Письмо (культура письменной речи) Произведение как пример письменной речи. Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом-описанием, текстом-рассуждением |
Воспринимать на слух сказку, рассказ, стихотворение. Различать на слух произведения разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка). Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности. Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Сравнивать модели обложек Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). Читать выразительно скороговорки, загадки, потешки, сказки и рассказы по образцу (выразительное чтение учителя). Читать по ролям небольшие сказки, рассказы, шутки. Осваивать умение читать молча (про себя) под руководством учителя
Отличать текст от набора предложений. Определять абзацы и части текста. Характеризовать текст с точки зрения структуры: абзацы, наличие диалога в тексте. Сравнивать произведения разных тем и жанров. Учиться пересказывать подробно и сжато по готовому плану
Соотносить иллюстрации с эпизодами произведения Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения. Оценивать поступки героев произведений с нравственно-этической точки зрения. Высказывать своё суждение о героях и их поступках. «Вычитывать» из текста авторскую точку зрения, объяснять свою
Перечитывать текст и находить информацию о предметах, явлениях Характеризовать книгу: называть книгу (фамилию автора и заглавие), рассматривать иллюстрацию на обложке. Определять жанр и тему. Сравнивать модели обложек книг. Классифицировать книги по жанру, теме, авторской принадлежности
Находить в тексте произведения диалоги героев. Инсценировать и читать по ролям произведения с диалогической речью. Конструировать высказывание: (ответ) на вопрос о произведении и его содержании, о героях и их поступках. Создавать небольшие рассказы или истории о героях изученных произведений
Высказывать своё отношение к литературному произведению (Что нравится? Почему?) и обосновывать его. Находить в произведении описания героев, предметов или явлений |
Круг чтения | Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей-классиков XIX–XX вв. Произведения отечественных детских писателей XX в. и современных детских писателей. Виды детских книг: художественные и научно-популярные.
Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка. Темы чтения: о Родине, о природе, о детях, о животных; юмористические произведения | Сравнивать произведения разных жанров. Классифицировать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности Сравнивать книги с художественными произведениями, с книгами с научно-популярными произведениями. Определять жанры и темы книг (если таковые обозначены). Классифицировать книги по темам и жанрам |
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) | Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка-закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог | Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора. Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение). Использовать в речи литературоведческие понятия |
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) | Чтение по ролям и инсценирование Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты). «Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения). Пересказ от лица одного из героев произведения. Рассуждение о героях изученного произведения.
Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений |
Анализировать текст и распределять роли, читать выразительно роль выбранного героя (голос, мимика, жесты). Моделировать «живые картины» к изучаемым произведениям. Конструировать содержание описания картин к произведению или отдельным эпизодам. Интерпретировать текст произведения: пересказ от лица одного из героев произведения. Высказывать свою точку зрения о героях изученного произведения. Создавать небольшие истории о героях или с героями изученных произведений |
Чтение: работа с информацией | Представление об информации и сбор информации Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге |
Характеризовать произведение или книгу по информации, представленной в форме таблицы. Находить необходимую информацию о предметах или явлениях в учебной, научно-популярной и справочной книге. Заполнять таблицы, схемы, переводить табличную информацию в текстовую, делать выводы (суждение, аргументация, вывод) |
Тематическое планирование.
Название темы | Количество часов | Вид контроля |
Подготовительный период | 13 | Диагностическая работа |
Основной период. | 45 | Диагностическая работа |
Послебуквенный период | 74 | Комплексная контрольная работа |
| Всего 132 часа |
|
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «литературное чтение»
Дата план. | Дата факт. | Общая тема. | № урока | Тема урока. | мониторинг |
02.09 |
| Подготовительный период Цели: - формирование общих представлений о слове и предложении; - действия звукового анализа; - знакомство со схемой звукового состава слова. | 1 | Введение понятия «предложение». |
|
03.09 |
| 2 | Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение». |
| |
04.09 |
| 3 | Развитие восприятия художественного произведения. Стихотворения о Родине. Е.Серова «Мой дом»
|
| |
05.09 |
| 4 | Рассказ по сюжетной картинке. Произведения устного народного творчества. |
| |
09.09 |
| 5 | Интонационное выделение звука в словах. Сказка «Репка».
|
| |
10.09 |
| 6 | Выделение первого звука в словах. Д.Павлычко «Где всего прекрасней на земле?» |
| |
11.09 |
| 7 | Развитие восприятия художественного произведения. Рассказы о Родине. |
| |
12.09 |
| 8 | Звуковой анализ слова «мак». |
| |
16.09 |
| 9 | Звуковой анализ слов «сыр», «нос» | Самостоятельная работа. | |
17.09 |
| 10 | Рассказ по сюжетной картинке. |
| |
18.09 |
| 11 | Развитие восприятия художественного произведения. Сказки о природе. В. Белов «Родничок» |
| |
19.09 |
| 12 | Введение понятия «гласный звук. Обозначение гласного звука на схеме фишками красного цвета. |
| |
23.09 |
| 13 | Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».
| Самостоятельная работа. Самопроверка. | |
24.09 |
| Основной период.
Цели: - знакомство с буквами; - формирование навыка чтения, развития речи. | 14 | Знакомство с буквой А, а. |
|
25.09 |
| 15 | Развитие восприятия художественного произведения. Сказки о природе. М.Михайлов «Лесные хоромы» |
| |
26.09 |
| 16 | Буква Я, я в начале слова (обозначение звуками [й] и [а]) |
| |
30.09 |
| 17 | Знакомство с буквой О, о. |
| |
01.10 |
| 18 | Знакомство с буквой Ё, ё.
|
| |
02.10 |
| 19 | Развитие восприятия художественного произведения. Рассказы о детях. В. Железняков «История с азбукой» |
| |
03.10 |
| 20 | Знакомство с буквой У, у. |
| |
07.10 |
| 21 | Знакомство с буквой Ю, ю. |
| |
08.10 |
| 22 | Буква Ю, ю в начале слова. (обозначение звуками [ й] [у ]).
|
| |
09.10 |
| 23 | Развитие восприятия художественного произведения. Рассказы о детях. Л. Пантелев «Буква ТЫ» |
| |
10.10 |
| 24 | Знакомство с буквой Е, е. |
| |
14.10 |
| 25 | Буква Е,е в начале слова. (обозначение звуками й и э). |
| |
15.10 |
| 26 | Знакомство с буквой Ы. С. Маршак «Усатый – полосатый» |
| |
16.10 |
| 27 | Развитие восприятия художественного произведения. Сказки о животных. В.Сутеев «Дядя Миша»
|
| |
17.10 |
|
| 28 | Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков. |
|
21.10 |
| 29 | Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук. |
| |
22.10 |
| 30 | Знакомство с буквой М, м. |
| |
23.10 |
| 31 | Развитие восприятия художественного произведения. Литературные (авторские) сказки. Ш. Перро «Красная шапочка» |
| |
24.10 |
| 32 | Знакомство с буквой Р, р. |
| |
28.10 |
| 33 | Знакомство с буквой Л, л. |
| |
06.11 |
| 34 | Знакомство с буквой Й, й. |
| |
07.11 |
| 35 | Развитие восприятия художественных произведений. Малые жанры фольклора. |
| |
11.11 |
| 36 | Знакомство с буквой Г, г. |
| |
12.11 |
| 37 | Знакомство с буквой К, к.
|
| |
|
| 38 | Сопоставление звуков г и к по звонкости – глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слов. |
| |
|
| 39 | Развитие восприятия художественного произведения. Стихотворения о животных. А.Блок «Зайчик» |
| |
|
| 40 | Знакомство с буквой С, с. |
| |
|
| 41 | Сопоставление звуков з и с по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слов.
|
| |
|
| 42 | Знакомство с буквой Д, д. |
| |
|
| 43 | Развитие восприятия художественного произведения. Рассказы для детей М.Пришвин «Лисичкин хлеб» |
| |
|
| 44 | Сопоставление звуков д и т по звонкости-глухости. |
| |
|
| 45 | Знакомство с буквой Б, б. |
| |
|
| 46 | Знакомство с буквой П, п. |
| |
|
|
| 47 | Развитие восприятия художественного произведения. Стихотворения о детях. Е.Благинина «Тюлюлюй» |
|
|
| 48 | Знакомство с буквой Ф, ф. |
| |
|
| 49 | Знакомство с буквой Ж, ж. |
| |
|
| 50 | Знакомство с буквой Ш,ш. |
| |
|
| 51 | Развитие восприятия художественного произведения. Сказки С.Я.Маршака «Тихая сказка» |
| |
|
| 52 | Знакомство с буквой Щ, щ. |
| |
|
| 53 | Знакомство с буквой Х, х. |
| |
|
| 54 | Знакомство с буквой Ц, ц. |
| |
|
| 55 | Развитие восприятия художественного произведения. Сказки В.Сутеева «Ёлка». |
| |
|
| 56 | Знакомство с разделительной функцией Ь. |
| |
|
| 57 | Знакомство с особенностями Ъ. |
| |
|
| 58 | Развитие восприятия художественного произведения. Сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха» |
| |
|
| Послебуквенный период.
Цели: - формирование у младших школьников основных видов речевой деятельности (умение читать, слушать, говорить) - формирование системы первоначальных знаний и умений по литературе; - воспитание культуры речевого общения и развитие творческих способностей. | 59 | Алфавит. С.Я.Маршак «Ты эти буквы заучи…». В.Голявкин «Спрятался» |
|
|
| 60 | В.Сутеев «Три котёнка». А.Шибаев «Беспокойные соседки» |
| |
|
| 61 | Е.Пермяк «Про нос и язык». Г.Остер «Меня нет дома» |
| |
|
| 62 | Развитие восприятия художественного произведения. Стихотворения о родной природе. А.Блок «Снег да снег» |
| |
|
| 63 | А.Шибаев «На зарядку становись!» «Познакомились» |
| |
|
| 64 | Е.Чарушин «Как Никита играл в доктора». |
| |
|
| 65 | Развитие восприятия художественного произведения. Рассказы о животных. Г.Скребицкий «Пушок» |
| |
|
| 66 | Г.Цыферов «Маленький тигр». С.Чёрный «Кто?» |
| |
|
| 67 | Г.Остер «Середина сосиски». Я.Аким «Жадина». Стихотворения о дружбе. |
| |
|
| 68 | Э.Успенский «Если бы был я девчонкой. Украинская сказка «Рукавичка» |
| |
|
| 69 | Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
|
| |
|
| 70 | Г.Остер «Спускаться легче» |
| |
|
| 71 | В.Сутеев «Под грибом» |
| |
|
| 72 | Развитие восприятия художественного произведения. Русская сказка «Кот, петух и лиса» |
| |
|
|
| 73 | А.Шибаев «Что за шутки?» Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета» |
|
|
| 74 | Б.Житков «Как меня называли», А.Кушнер «Большая новость» |
| |
|
| 75 | Л.Пантелев «Как поросёнок говорить научился» |
| |
|
| 76 | Развитие восприятия художественного произведения. Литературные сказки. Бр. Гримм «Заяц и ёж». |
| |
|
| 77 | Е.Чарушин «Яшка» |
| |
|
| 78 | А.Кушнер «Что я узнал». |
| |
|
| 79 | Ю.Дмитриев «Медвежата. Г.Снегирёв «Медвежата» |
| |
|
| 80 | Развитие восприятия художественного произведения. Рассказы о детях. Н.Носов «Фантазёры». |
| |
|
| 81 | М.Карем «Растеряшка» |
| |
|
| 82 | В.Драгунский «Заколдованная буква». |
| |
|
| 83 | Н.Носов «Ступеньки» |
| |
|
| 84 | Развитие восприятия художественного произведения. Произведения о детях. Е.Ильина «Шум и Шумок» |
| |
|
| 85 | О.Дриз «Горячий привет» |
| |
|
| 86 | Г.Остер «Привет Мартышке» (отрывок) |
| |
|
| 87 | Е.Чарушин «Зайчата». Н.Сладков «Сорока и заяц», «Лиса и заяц» |
| |
|
| 88 | Развитие восприятия художественного произведения. Стихи о родной природе. Мусса Гали «Земные краски» |
| |
|
| 89 | Н.Носов «Затейники» |
| |
|
| 90 | Г.Сапгир «Людоед и принцесса или Всё наоборот» |
| |
|
| 91 | Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек» |
| |
|
| 92 | Развитие восприятия художественного произведения. Контрольный урок. Проверь себя. | Проверочная работа. Диагностика. | |
|
| 93 | А.Толстой «Ёж» (отрывок), В.Лунин «Волк ужасно разъярён…», Г.Цыферов «Зелёный заяц». |
| |
|
|
| 94 | В.Драгунский «Он живой и светиться» |
|
|
| 95 | В.Драгунский «Он живой и светиться» |
| |
|
| 96 | Русская сказка «Лиса и журавль». Н.Сладков «Лиса и мышь» |
| |
|
| 97 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» Русская сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». |
| |
|
| 98 | В.Сутеев «Кораблик». Кир Булычев «Скороговорка». В.Бианки «Лис и Мышонок» |
| |
|
| 99 | Проверь себя (повторение и обобщение изученного) | Тестирование. | |
|
| 100 | К.Ушинский «Играющие собаки». Л.Толстой «Косточка». И.Северянин «Её питомцы» |
| |
|
| 101 | В.Осеева «Кто наказал его?», «Потерянный день». Е.Пермяк «Торопливый ножик» |
| |
|
| 102 | В.Осеева «Три товарища», «Печенье». А.Барто «Я - лишний» |
| |
|
|
| 103 | Я.Аким «Мама». Э. Успенский «Всё в порядке». Проверь себя. |
|
|
| 104 | Л. Толстой «Солнце и ветер». В.Бианки»Синичкин календарь». |
| |
|
| 105 | Э.Мошковская «Лёд тронулся». И.Соколов-Микитов «Русский лес» |
| |
|
| 106 | Загадки. РН песня «Берёзонька»С.Я.Маршак «Апрель» |
| |
|
| 107 | М. Пришвин « Лесная капель»
|
| |
|
| 108 | И.Мазнин «Давайте дружить». Ю.Коваль «Бабочка». |
| |
|
| 109 | Развитие восприятия художественного произведения. Е.Трутнева « Когда это бывает?». |
| |
|
| 110 | С.Михалков «Аисты и лягушки». Е.Чарушин «Томкины сны». |
| |
|
| 111 | И.Жуков «Нападение на зоопарк»
|
| |
|
| 112 | М.Пришвин «Норка и Жулька». Э.Шим «Глухарь» |
| |
|
| 113 | Развитие восприятия художественного произведения. Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» |
| |
|
| 114 | М.Пляцковский «Добрая лошадь». В.Осеева «Кто хозяин?». |
| |
|
| 115 | В.Осеева «Просто старушка». В.Голявкин «Прот то, для кого Вовка учится». |
| |
|
| 116 | Е.Пермяк « Самое страшное» С.Востоков «Кто кого». И.Бутмин «Трус» |
| |
|
| 117 | Е.Пермяк « «Бумажный змей». В.Берестов «Серёжа и гвозди». |
| |
|
| 118 | Развитие восприятия художественного произведения. В.Чаплина «Мушка» |
| |
|
| 119 | М.Пляцковский «Урок дружбы». В.Ордов «Как Малышу нашли маму» |
| |
|
| 120 | А.Усачёв «Грамотная мышка» М.Яснов «В лесной библиотеке». В.Сутеев «Цыплёнок и Утёнок» |
| |
|
| 121 | Развитие восприятия художественного произведения. С. Баруздин «Человечки» |
| |
|
| 122 | С Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить». |
| |
|
| 123 | Д. Биссет «Дракон КОМОДО» |
| |
|
| 124 | А. Барто «Жук». Н.Сладков «На одном бревне», «Томка и корова» |
| |
|
| 125 | Развитие восприятия художественного произведения. Е.Ильина «Чик-чик ножницами». |
| |
|
| 126 | И. Соколов-Микитов «Радуга». Е. Трутнева « Эхо» |
| |
|
| 127 | И. Шевчук «Ленивое эхо». К. Чуковский «Загадка». И. Соколов-Микитов «Май» |
| |
|
|
| 128 | Развитие восприятия художественного произведения. Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» |
|
|
| 129 | Развитие восприятия художественного произведения. Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» |
| |
|
| 130 | А.Плещеев «Травка зеленеет». Я. Тайц «Всё здесь». К.Чуковский «Радость» |
| |
|
| 131 | И.Есеновский «Моя небольшая родина». Ю. Коринец «Волшебное письмо». |
| |
|
| 132 | Р. Валеева «Здравствуй, лето». | Итоговая диагностика. |