Календарно-тематическое планирование. 1 класс. Технология Н.М.Конышева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
Начальное общее образование, 1 класс
Количество часов - 33
Учитель Черкасова Светлана Николаевна
Программа разработана на основе авторской программы Н.М Конышевой, 2013 год, изд. «Ассоциация».
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета « Технология» разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом « Об Образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012г;
-Федеральным Государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования;
- образовательной программой НОО МБОУ Позднеевская СОШ;
- уставом МБОУ Позднеевская СОШ ;
- авторской программой Н.М Конышевой, 2012 год, изд. «Ассоциация».
Основная цель заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных) , наглядно – образных и наглядно –действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобритательности, интуиции, а так же творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно –преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Роль и место учебного предмета «Технология»
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 33 недели. В учебном плане МБОУ Позднеевская СОШ на 2014-2015 уч.год на предмет русский язык отведен 1 час в неделю, всего курс реализуется за 33 часа.
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
Содержание учебного предмета «Технология»
«Умелые руки»
Значительное внимание в данный возрастной период приходится уделять развитию основных функциональных возможностей детей, на которых можно построить их полноценную познавательную деятельность. В частности, у первоклассников
недостаточно развита координация, мелкая моторика руки, поэтому предусмотренная в программе система практических операций способствует ускорению и гармонизации физического развития ребенка.
С учетом всего сказанного в программе первого класса можно выделить следующие приоритетные компоненты:
Культура и организация труда
Своевременная и правильная подготовка к уроку необходимых материалов, инструментов и приспособлений; правильное размещение их на рабочем месте.
Поддержание порядка на рабочем месте в течение урока. Уборка рабочих мест в конце урока.
Правила безопасной работы с ножницами и иглой. Использование макулатуры при работе с клеем.
Приемы обработки различных поделочных материалов
Обработка бумаги (сгибание, скручивание, обрывание, разрезание, сминание);лепка из пластилина; работа с природными и разными материалами; соединение деталей при помощи клея; сборка изделий из деталей «Конструктора»; витье и плетение из волокнистых материалов; пришивание пуговиц.
Работа с простейшими ручными инструментами
Приемы работы с карандашом, ножницами, иглой, стекой, фальцовкой (гладилкой).
Приемы и правила разметки деталей
Разметка сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки. Экономное расходование
материалов при разметке.
Умение работать с учебником и другими учебно-дидактическими материалами, познавательная самостоятельность. Умение работать под руководством учителя
Восприятие, оценка, анализ информации (рисунки, схемы, инструкции и пр.).
Организация работы в соответствии с поставленной задачей и учебной информацией.
Наблюдения и опыты в I классе: рассматривание образов объектов природы и окружающего мира (формы и окраска цветов, листьев, грибов, птиц, снежинок, насекомых; осенний, зимний и весенний пейзажи; букеты; салют; закладки, открытки);
сравнение форм, полученных способом вырезания и обрывания.
Логические задачи, задания на пространственное мышление: аппликации из геометрических фигур, разрезные картинки; достраивание симметричных форм; трансформация плоского листа в объемную форму. которые проходят через все ступени курса.
Тематическое планирование.
Название темы | Количество часов | Мониторинг |
Как работают мастера.
| 8 часов |
Творческая работа |
Работа мастера приносит людям радость | 8 часов | |
Мастер работает старательно и аккуратно | 9 часов | |
Мастер работает творчески | 8 часов |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Технология»
Дата план. | Дата факт. | № урока | Тема урока. | Практическая деятельность. |
КАК РАБОТАЮТ МАСТЕРА. 8 часов | ||||
2.09 |
| 1 | Вводный урок. Культура и организация труда. | Аппликация «Дерево» |
9.09 |
| 2 | Материал и образ. | Осенний коврик из цветной бумаги. |
16.09 |
| 3 | Складывание простых форм из бумаги. | Квадрат. « тюльпан» |
23.09 |
| 4 | Изготовление квадрата из прямоугольной полосы сгибанием. | |
30.09 |
| 5 | Разрезание бумаги по линиям. | Аппликация из треугольников « Парусник» |
7.10 |
| 6 | Приёмы наклеивания деталей. | Изготовление домика из бумаги. Аппликация. |
14.10 |
| 7 | Формы и образы природы. Экскурсия в парк. | Сбор природного материала.. |
21.10 |
| 8 | Работа с природным материалом. | Составление композиций из засушенных листьев. |
РАБОТА МАСТЕРА ПРИНОСИТ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ. 8 часов. | ||||
28.10 |
| 9 | Разметка деталей по шаблону. | Изготовление деталей для аппликации. |
11.11 |
| 10 | Выполнение работы по шаблонам. | Аппликация «Снеговик» |
18.11 |
| 11 | Разметка прямых линий по линейке и сгибанием. | Цепь из полос бумаги. |
25.11 |
| 12 | Создание образа по ассоциации с формой модуля. |
|
2.12 |
| 13 | Бумагопластика. | Подвески для ёлки. |
9.12 |
| 14 | Конструирование ребристых форм. | Ёлочные украшения. |
16.12 |
| 15 | Лепка из пластилина. | Лепка композиций на зимние темы |
23.12 |
| 16 | Работа с фольгой. | Изготовление «Зайца серебристого». |
МАСТЕР РАБОТАЕТ СТАРАТЕЛЬНО И АККУРАТНО. 9 часов | ||||
30.12 |
| 17 | Симметричное вырезание. | Вырезание бабочки. Снежинка. |
13.01 |
| 18 | Наклеивание ажурных симметричных форм. | Аппликация. « Танец бабочек на лужайке» |
20.01 |
| 19 | Приёмы обработки картона и плотной бумаги. | Отработка навыков сгибания бумаги. |
27.01 |
| 20 | Тематическая композиция на плоскости: сюжет, цвет, образ. | Открытка к 23 февраля. |
3.02 |
| 21 | Тематическая композиция на плоскости: сюжет, цвет, образ. | Открытка к 8 марта. |
17.02 |
| 22 | Приёмы работы с нитками и иглой. | Пришивание пуговиц |
24.02 |
| 23 | Пришивание пуговиц. | Композиция с деталями из пуговиц. |
3.03 |
| 24 | Плетение из ниток | . Закладка - косичка |
10.03 |
| 25 | Контрольная работа | Создание декоративных композиций по своему замыслу. |
МАСТЕР РАБОТАЕТ ТВОРЧЕСКИ. 8 часов. | ||||
17.03 |
| 26 | Конструирование деталей механического конструктора. | Конструирование букв алфавита. |
31.03 |
| 27 | Неожиданные материалы. Творческое комбинирование. | Изделия из капсул «Киндер - сюрприз». |
7.04 |
| 28 | Использование разных способов выкраивания из бумаги. | Декаративная композиция «Букет» |
14.04 |
| 29 | Повторение приёмов обработки бумаги. | Аппликация – задача «Птица» |
21.04 |
| 30 | Закрепление приёмов обработки бумаги. Логическая задача. | |
28.04 |
| 31 | Новые приёмы бумагопластики в конструировании. | Выполнение коллективного творческого проекта. Раскладная картинка «Домик хитрого гнома» |
5.05 |
| 32 | Новые приёмы бумагопластики в конструировании. | |
12.05 |
| 33 | Итоговое занятие. | Выставка по итогам года. |
19.05 |
| 34 | Творческая работа учащихся(по интересам) |
|
Учебно – методическое и материально – технологическое обеспечение.
1. Конышева Н.М. Технология, 4 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация 21 век
2. Конышева Н.М. Технология. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация 21 век
3. Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
4.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Печатные пособия.
1. Книги по декоративно – прикладному искусству.
2. Комплект наглядных пособий для организации уроков технологии.
Технические средства обучения.
1.Телевизор
2.Магнитофон
3. проектор
Материально-техническое обеспечение учебного предмета. Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учетом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что ее содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы. Для работы каждому ребенку необходимы следующие материалы: наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь; и инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска. Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно-методические материалы, составляющие учебно-методический комплект по технологии
Результаты освоения учебного предмета «Технология» и система их оценивания.
Личностные:
Ø знать правила культуры труда (о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока; об использовании макулатуры при работе с клеем);
Ø применять правила безопасной работы с ножницами и иглой;
Ø знать и применять правила рациональной разметки деталей на бумаге (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);
Ø использовать правила вырезания детали ножницами из листа бумаги: а) «режем средней частью лезвий, поворачиваем в руке не ножницы, а бумагу»; б) сначала форма обрезается «грубо», а затем вырезается точно по контуру.
Ø соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;
Ø использовать правила и приемы рациональной разметки;
Метапредметные результаты:
Ø самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие ей;
Ø воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с ней;
Ø внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и находить адекватные способы работы по их воссозданию;
Ø устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;
Ø создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения.
Предметные результаты:
Ø выполнять разметку по шаблону, на глаз и от руки;
Ø аккуратно и ровно сгибать бумагу, пользоваться гладилкой;
Ø аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;
Ø аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;
Ø аккуратно, быстро и равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;
Ø аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;
Ø выполнять простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;
Ø плести «косичку» из трех нитей;
Ø пришивать пуговицы;
Ø выполнять комбинированные работы из разных материалов;