Календарно-тематическое планирование. 1 класс.ИЗО В.С.Кузин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
Начальное общее образование, 1 класс
Количество часов - 33
Учитель Черкасова Светлана Николаевна
Программа разработана на основе авторской программы В.С.Кузина (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI век», 2 – е изд.; дораб. и доп. – М. «Вентана- Граф»2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа предмету « Изобразительное искусство » разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом « Об Образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012г;
-Федеральным Государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования;
- образовательной программой НОО МБОУ Позднеевская СОШ;
- уставом МБОУ Позднеевская СОШ;
- авторской программой В.С. Кузина ,( Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI век», 2 – е изд.; дораб. и доп. – М. «Вентана- Граф»2013г.
Цель :
- развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства , выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном декоративно – прикладном, архитектурном, дизайнерском; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
- овладение элементарными умениями и навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
В основу программы положены:
- единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
- яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
- система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на
темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.
В программу также включены занятия, связанные сформированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.
Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - возможно проведение занятий, экскурсий в музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:
- формирование основ гражданственности;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного
развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Роль и место учебного предмета «Изобразительное искусство»
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 33 недели. В учебном плане МБОУ Позднеевская СОШ на 2014-2015 уч.год на предмет изобразительное искусство отведен 1 час в неделю, всего курс реализуется за 33 час.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
1 класс (33 ч)
Рисование с натуры (5 ч)
Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии,
использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками.
Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы
предметов.
Рисование на темы, по памяти и представлению(13 ч)
Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних - выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов.
Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных
сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции.
Декоративная работа (9 ч)
Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных
росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках),
знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых мелков.
Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги.
Лепка (4 ч)
Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.).
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.
Беседы (2 ч)
Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Декоративно-прикладное искусство», «Виды изобразительного искусства и архитектуры». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
Рекомендуемые произведения
Бродский И. Опавшие листья.
Ван дер Гус Г. Алтарь Портинари.
Васильев Ф. Камни. Сушка сетей; Оттепель.
Васнецов В. Снегурочка.
Васнецов Ю. Теремок; Коза и козлята; Коза; Кот,
петух и лиса; Петушок; Репка; Сорока-белобока.
Веселов С. Миска «Пряник».
Врубель М. Царевна-Лебедь.
Герасимов А. Натюрморт. Полевые цветы.
Грабарь И. Мартовский снег; Рябинка; Февральская лазурь.
Дейнека А. После дождя. Озеро Сенеж.
Каменский Ф. Молодой скульптор.
Коровин К. Зимой.
Кочергин Н. Чудо-юдо рыба-кит.
Крымов Н. Московский пейзаж. Радуга.
Кугач Е. Праздничный натюрморт.
Куинджи А. Берёзовая роща; Лунная ночь на Днепре; Солнечные пятна на инее; Эффект заката.
Кукунов М. Волк; Сова.
Купецио К. Анютины глазки.
Кустодиев Б. Ёлочный торг; Масленица (3 варианта); После грозы.
Левитан И. Берёзовая роща. Вечер. Закат; Вечерний звон; Золотая осень; Луг на опушке леса; Озеро. Русь; Цветущие яблони.
Лентулов А. Овощи. Натюрморт.
ОпекушинА. Памятник А. С. Пушкину в Москве.
Остроухов И. Золотая осень.
Пластов А. Коля рисует. Летом; Первый снег; Сенокос; Золотая осень.
Рачёв Б. Ловись, рыбка, и мала и велика!
Репин И. Автопортрет.
Решетников Ф. Прибыл на каникулы.
Ромадин Н. Розовый вечер.
Рябушкин А. Зимнее утро.
Саврасов А. Вечер; Грачи прилетели.
Серов В. Девочка с персиками; Портрет детей С. С. Боткина.
Сидоров В. Тихая моя родина.
Сомов К. Лето. Вечерние тени.
Стожаров В. Квас; Хлеб, соль и братина; Чай с калачами.
Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка.
Трубецкой П. Девочка с собакой. Друзья.
Фалалеева Л. Дед тянет репку.
Фирсов И. Юный живописец.
Хруцкий И. Цветы и плоды.
Чарушин Е. Колобок.
Шишкин И. Осень.
Юон К. Мартовское солнце; Русская зима. Лигачёво.
Содержание тем учебного предмета.
Виды занятий:
- Рисование с натуры (рисунок, живопись)
- Рисование на темы
- Декоративная работа
- Лепка
- Аппликация
- Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Тема 1: «В мире волшебных красок» 8 часов
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
· самостоятельной творческой деятельности;
· обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
· овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Тема 2: «Мы готовимся к празднику» 5 часов
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
· самостоятельной творческой деятельности;
· обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
· овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Тема 3: «Красота вокруг нас» 13 часов
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
· самостоятельной творческой деятельности;
· обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
· овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Тема 4: «Встреча с Весной–Красной» 7 часов
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
· самостоятельной творческой деятельности;
· обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
· оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
· овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций
Тематическое планирование.
Название темы | Количество часов |
Рисование с натуры | 5 |
Рисование на темы, по памяти и представлению | 13 |
Декоративная работа | 9 |
Лепка | 4 |
Беседы | 2 |
Итого | 33 часа |
Кадендарно-тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»
План. дата | Факт. дата | № урока | Тема урока | Вид изобразительной | Мониторинг |
|
|
| В мире волшебных красок – 8 часов |
|
|
04.09 |
| 1 | Волшебный мир красок | Рисование по представлению |
|
11.09 |
| 2 | Форма и цвет предметов | Рисование по представлению |
|
18.09 |
| 3 | Рисование с натуры фруктов | Рисование с натуры |
|
25.09 |
| 4 | Рисование с натуры овощей | Рисование с натуры |
|
02.10 |
| 5 | Рисование с натуры. Осенние | Рисование с натуры |
|
09.10 |
| 6 | Рисование на тему «Осенний | Рисование по представлению |
|
16.10 |
| 7 | Рисование на тему «Осенний |
|
|
23.10 |
| 8 | Аппликация «Осень» | Аппликация из бумаги |
|
06.11 |
| 9 | Лепка овощей и фруктов | Лепка из пластилина |
|
Иллюстрирование (7 часов) | |||||
13.11 |
| 10 | Рисование с натуры или по памяти рыб | Рисование с натуры |
|
20.11 |
| 11 | Рисование с натуры или по памяти птиц | Рисование с натуры |
|
27.11 |
| 12 | Иллюстрирование «Моя любимая сказка» | Рисование по представлению |
|
04.12 |
| 13 | Иллюстрирование «Моя любимая сказка» |
|
|
11.12 |
| 14 | Рисование с натуры. Елочная | Рисование по представлению |
|
18.12 |
| 15 | Рисование на тему «Новогодний праздник» | Рисование по представлению |
|
25.12 |
| 16 | Рисование на тему «Новогодний праздник» |
| Коллективное панно |
Декоративное рисование (10 часов) | |||||
15.01 |
| 17 | Аппликация «Геометрический | Аппликация из бумаги |
|
22.01 |
| 18 | Декоративное рисование «Элементы цветочного узора Городца» | Декоративное рисование |
|
29.01 |
| 19 | Декоративное рисование «Расти- | Декоративное рисование |
|
05.02 |
| 20 | Декоративное рисование «Расти- | Декоративное рисование |
|
19.02 |
| 21 | Рисование с натуры или по пред- ставлению игрушечных зверей
| Рисование с натуры или по представлению
|
|
26.02 |
| 22 | Лепка животных
| Лепка из пластилина
|
|
05.03 |
| 23 | Рисование на тему «Моя любимая мама»
| Рисование по представлению |
|
12.03 |
| 24 | Рисование на тему «Моя любимая мама»
| Рисование по представлению |
|
19.03 |
| 25 | Декоративное рисование «Дымковская игрушка»
| Декоративное рисование |
|
02.04 |
| 26 | Аппликация «Геометрический орнамент в квадрате»
| Аппликация из бумаги
|
|
|
|
| Рисуем весну (7 часов)
|
|
|
09.04 |
| 27 | Рисование на тему «Весна»
| Рисование по представлению
|
|
16.04 |
| 28 | Рисование на тему «Весна»
| Рисование по представлению
|
|
23.04 |
| 29 | Рисование с натуры или по памяти. Весенний цветок |
|
|
30.04 |
| 30 | Рисование на тему «День победы»
|
|
|
07.05 |
| 31 | Рисование на тему «День победы»
|
|
|
14.05 |
| 32 | Рисование на тему «Лето»
|
|
|
21.05 |
| 33 | Урок-обобщение. Этот удивительный, неповторимый мир живописи | Рисование по замыслу и представлению
| Итоговая работа |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник – М.: Дрофа, 2013;
- Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2013.
- Электронные образовательные ресурсы (презентации)
Оборудование:
-компьютер
- проектор
Результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» и система их оценки.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
§ чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
§ уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
§ понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
§ сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
§ сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
§ овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
§ умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
§ умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
§ овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
§ овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
§ использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
§ умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
§ умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
§ осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.