Календарно-тематическое планирование , 1 класс, физтческая культура,А.А.Лях
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
Начальное общее образование, 1 класс
Количество часов - 99
Учитель Черкасова Светлана Николаевна
Программа разработана на основе авторской программы комплексной программы физического воспитания учащихся 1- 11 классов; В.И.Лях, А.А.Зданевич,2012 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» разработана в соответствии с:
-
- Федеральным Государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования;
- образовательной программой НОО МБОУ Позднеевская СОШ;
- уставом МБОУ Позднеевская СОШ;
- а так же на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1- 11 классов; В.И.Лях, А.А.Зданевич,2012 г
Цели и задачи
Учитывая возрастно-половые особенности младших школьников, целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности. В процессе овладения двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура»
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2. (издательство: Москва «Просвещение», 2010г.); авторской программы В. И.Ляха «Комплексная программа физического воспитания. 1-11 классы» (издательство: Москва «Просвещение», 2010 год), утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. С учётом этих особенностей.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Место учебного предмета «Физическая культура»в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 33 недели. В учебном плане МБОУ Позднеевская СОШ на 2014-2015 уч.год на предмет физическая культура отведено 3 часа в неделю, всего курс реализуется за 99 часов.
Все большая роль отводится физической культуре не только в деле профилактики заболеваний и укрепления здоровья, но и как совокупности эффективных психорегулирующих и воспитывающих средств и методов. "Физическая культура личности влияет на формирование ее мировоззрения, общей культуры и характера общественных отношений, является фундаментальным базовым слоем всякой культуры, сквозным фактором, важнейшим условием, определяющим самодостаточность личности". Оптимальная двигательная активность человека - необходимое условие нормального функционирования всех систем организма, включая интеллектуальную и эмоциональную сферы.
Содержание учебного предмета «Физическая культура»
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение, через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Подвижные и спортивные игры.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Общеразвивающие упражнения
* Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала.
Тематическое планирование учебного предмета «Физическая культура»
Название темы | Количество часов | Вид контроля |
Легкая атлетика | 28 часов | диагностика |
Гимнастика | 18 часов | диагностика |
Подвижные игры | 24 часа | диагностика |
Легкая атлетика | 29 часов | тест |
итого | 99 |
|
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов; В.И.Лях, А.А.Зданевич, 2012 г.
2. Методическое пособие. Поурочные планы по физкультуре В.А. Ковалько. , 1 класс, М.Просвещение 2012 год
3. Бревно гимнастическое напольное
4. Перекладина гимнастическая (пристеночная)
5. Стенка гимнастическая
6. Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)
7. Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)
8. Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч(мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные
9. Скакалка детская
10. Мат гимнастический
11.Кегли
12. Обруч пластиковый детский
13.Флажки: разметочные с опорой, стартовые
14. Рулетка измерительная
15. Щит баскетбольный тренировочный
16. Сетка для переноски и хранения мячей
17. Сетка волейбольная
18.Аптечка
Результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» и система их оценивания.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 1 класса
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 1 класса должны:
· иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о способах изменения направления и скорости движения;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о правилах составления комплексов утренней зарядки;
· уметь:
- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
- играть в подвижные игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения;
· демонстрировать уровень физической подготовленности (см. табл. 1).
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | девочки |
Скоростные | Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку, сек. | 6,5 | 7,0 |
Силовые | Прыжок в длину с места, см | 130 | 125 |
Сгибание рук в висе лежа (кол-во раз) | 5 | 4 | |
К выносливости | Бег 1000 м | Без учета времени | |
Передвижение на лыжах 1,5 км | Без учета времени | ||
Плавание произвольным стилем 25 м | Без учета времени | ||
К координации | Челночный бег 3 х 10 м, сек. | 11,0 | 11,5 |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Физическая культура».
План. дата | Факт. дата | Общая тема. | № урока | Тема урока. | Мониторинг. |
01.09 |
|
Тема: « Лёгкая атлетика»(28 ч.)
| 1
| Беседа: « Что такое физическая культура» |
|
03.09 |
| 2
| Строевые упражнения. Построение в шеренгу, колонну. |
| |
05.09 |
| 3 | Совершенствование строевых упражнений. Основы личной гигиены. |
| |
08.09 |
| 4 | Совершенствование строевых упражнений |
| |
10.09 |
| 5 | Обучение челночному бегу. Разучивание игры «К своим флажкам» |
| |
12.09 |
| 6 | Совершенствование навыков челночного бега |
| |
15.09 |
| 7 | Совершенствование навыков челночного бега |
| |
17.09 |
| 8 | Отработка навыков бега. Разучивание игры «Два Мороза» |
| |
19.09 |
| 9 | Техника выполнения прыжков в длину. Разучивание игры «Зайцы в огороде» |
| |
22.09 |
| 10 | Техника выполнения прыжков в длину. Игра «Два мороза» |
| |
24.09 |
| 11 | Техника медленного бега. |
| |
26.09 |
| 12 | Отработка техники прыжков и медленного бега. |
| |
29.09 |
| 13 | Техника бега с ускорением. |
| |
01.10 |
| 14 | Бег с ускорением |
| |
03.10 |
| 15 | Прыжки в длину с места. |
| |
06.10 |
| 16 | Прыжки в длину с места. |
| |
08.10 |
| 17 | Обучение технике ловли и передачи мяча на месте. |
| |
10.10 |
| 18 | Ловля и передача мяча на месте. |
| |
13.10 |
| 19 | Ловля и передача мяча в парах. |
| |
15.10 |
| 20 | Ловля и передача мяча в парах |
| |
17.10 |
| 21 | Ознакомление с техникой метания мяча |
| |
20.10 |
| 22 | Совершенствование техники ведения и метания мяча. |
| |
22.10 |
| 23 | Совершенствование техники метания мяча в цель. |
| |
24.10 |
| 24 | Упражнения с мячом( броски,ловля). Разучивание игры «Метко в цель» |
| |
27.10 |
| 25 | Совершенствование техники выполнения прыжков и метания. Разучивание игры «Прыгающие воробушки» |
| |
07.11 |
| 26 | Формирование навыков метания, тренировка силы рук. |
| |
10.11 |
| 27 | Совершенствование разученных упражнений на скорость, ловкость, выносливость. |
| |
12.11 |
| 28 | Техника длительного бега. | диагностика | |
14.11 |
|
Тема: « Гимнастика» (18 часов) Цели: - освоение общеразвивающих упражнений с предметами, развитие координационных, силовых способностей | 29 | Вводный урок. Развитие гибкости. |
|
17.11 |
| 30 | Обучение технике выполнения акробатических упражнений. |
| |
19.11 |
| 31 | Отработка техники выполнения акробатических упражнений |
| |
21.11 |
| 32 | Совершенствование навыков лазания, метания, прыжков. Развитие гибкости. |
| |
24.11 |
| 33 | Упражнения на развитие гибкости. |
| |
26.11 |
| 34 | Упражнения на развитие гибкости. Игра «Два Мороза» |
| |
28.11 |
| 35 | Обучение технике акробатических упражнений. |
| |
01.12 |
| 36 | Закрепление техники выполнения акробатических упражнений. |
| |
03.12 |
| 37 | Лазание по гимнастической стенке. Прыжки с высоты. |
| |
05.12 |
| 38 | Лазание по гимнастической стенке. Прыжки с высоты |
| |
08.12 |
| 39 | Совершенствование строевых упражнений. |
| |
10.12 |
| 40 | Вис соя спереди. |
| |
12.12 |
| 41 | Обучение перелазанию через гимнастического козла. |
| |
15.12 |
| 42 | Отработка навыков перелазания через гимнастического козла. |
| |
17.12 |
| 43 | Совершенствование и закрепление навыков перелазания через гимнастического козла. |
| |
19.12 |
| 44 | Закрепление элементов гимнастики в игре. |
| |
22.12 |
| 45 | Закрепление элементов гимнастики в игре. |
| |
24.12 |
| 46 | Упражнения в равновесии. | диагностика | |
26.12 |
|
Тема:«Подвижные игры (24 часа). Цели: - развитие разнообразных двигательных способностей, совершенствование двигательных умений, развитие творчества, воображения, внимания. | 47 | Прыжки через скакалку. Разучивание игры «Лисы и куры» |
|
29.12 |
| 48 | Прыжки через скакалку. |
| |
12.01 |
| 49 | Передача баскетбольного мяча. |
| |
14.01 |
| 50 | Обучение хватам и передаче большого баскетбольного мяча. |
| |
16.01 |
| 51 | Обучение хватам и передаче большого баскетбольного мяча |
| |
19.01 |
| 52 | Ведение баскетбольного мяча. |
| |
21.01 |
| 53 | Ведение баскетбольного мяча. |
| |
23.01 |
| 54 | Обучение ловле баскетбольного мяча. |
| |
26.01 |
| 55 | Отработка навыков ловли баскетбольного мяча. |
| |
28.01 |
| 56 | Совершенствование навыков ловли баскетбольного мяча. |
| |
30.01 |
| 57 | Развитие внимания и двигательных качеств. Разучивание народных игр «Тепа тош», «Такия тепар». |
| |
02.02 |
| 58 | Развитие ловкости, внимания. Игры «Золотые ворота», «Змейка». |
| |
04.02 |
| 59 | Развитие ловкости, внимания. Игры «Попади в обруч»», «Картошка»». |
| |
06.02 |
| 60 | Игровые эстафеты с волейбольным и баскетбольным мячами. |
| |
16.02 |
| 61 | Развитие внимания, мышления, двигательных качеств. Игры «Дедушка и детки», «Бой петухов», «День и ночь» | Творческая работа | |
18.02 |
| 62 | Развитие внимания, мышления, двигательных качеств. Игры «Дедушка и детки», «Бой петухов», «День и ночь» |
| |
20.02 |
| 63 | Развитие внимания, мышления, двигательных качеств. Игры «Дедушка и детки», «Бой петухов», «День и ночь» |
| |
23.02 |
| 64 | Ловля и передача мяча в движении. Игра «Метко в цель» |
| |
25.02 |
| 65 | Развитие выносливости и быстроты. Бросок и ловля теннисного мяча. |
| |
27.02 |
| 66 | Развитие двигательных качеств, посредством подвижных игр. (скакалки) |
| |
02.03 |
| 67 | Развитие двигательных качеств, посредством подвижных игр. (скакалки) |
| |
04.03 |
| 68 | Эстафеты. Соревнования со скакалками. |
| |
06.03 |
| 69 | Знакомство с элементами детской игры «Пионербол» |
| |
09.03 |
| 70 | Знакомство с элементами детской игры «Пионербол» |
| |
11.03 |
|
Тема: «Лёгкая атлетика» 29 часов Цели: - укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности - развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости - обучение разнообразным комплексам лёгкоатлетических упражнений общеразвивающей направленности | 71 | Развитие координационных движений. Учёт по прыжкам в высоту с прямого разбега. | диагностика |
13.03 |
| 72 | Развитие координационных движений. Учёт по прыжкам в высоту с прямого разбега. |
| |
16.03 |
| 73 | Техника выполнения прыжков в длину с небольшого разбега. |
| |
18.03 |
| 74 | Техника выполнения прыжков в длину с небольшого разбега. |
| |
30.03 |
| 75 | Отработка навыков разбега и отталкивания в прыжках. Урок подвижных игр. |
| |
01.04 |
| 76 | Отработка навыков разбега и отталкивания в прыжках. Урок подвижных игр. |
| |
03.04 |
| 77 | Урок подвижных игр. |
| |
06.04 |
| 78 | Упражнения на сохранение равновесия. |
| |
08.04 |
| 79 | Упражнения на сохранение равновесия. |
| |
10.04 |
| 80 | Отработка техники прыжков прыжков в длину с места. |
| |
15.04 |
| 81 | Отработка техники прыжков прыжков в длину с места. |
| |
13.04 |
| 82 | Упражнения на сохранение равновесия. |
| |
15.04 |
| 83 | Совершенствование техники бега с преодолением препятствий. |
| |
17.04 |
| 84 | Бег с препятствиями. |
| |
20.04 |
| 85 | Совершенствование техники выполнения прыжков . |
| |
22.04 |
| 86 | Совершенствование техники выполнения челночного бега. |
| |
24.04 |
| 87 | Совершенствование техники выполнения прыжков и челночного бега. |
| |
27.04 |
| 88 | Повторение и отработка техники метания мяча с места. |
| |
29.04 |
| 89 | Учёт по метанию мяча на дальность с места. |
| |
01.05 |
| 90 | Повторение техники выполнения челночного бега. |
| |
04.05 |
| 91 | Уровень физической подготовленности. Челночный бег. | Тест. | |
06.05 |
| 92 | Повторение техники выполнения прыжков в длину. |
| |
08.05 |
| 93 | Уровень физической подготовленности. Прыжок в длину. | Тест. | |
11.05 |
| 94 | Уровень физической подготовленности. Подтягивание. | Тест. | |
13.05 |
| 95 | Уровень физической подготовленности. Поднятие туловища в минуту. | Тест. | |
15.05 |
| 96 | Повторения техники выполнения бега на скорость. Правильное дыхание. |
| |
18.05 |
| 97 | Уровень физической подготовленности. Бег на скорость. | Тест. | |
20.05 |
| 98 | Уровень физической подготовленности. 6 –минутный бег. | Тест. | |
22.05 |
|
| 99 | Обобщающий урок. «Путешествие по лесу». Поиграем. |
|