Главные вкладки
Основы финансовой грамотности
На этой странице вы можете найти разработки занятий по основам финансовой грамотности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в дошкольной группе по финансовой грамотности
Тема: «Деньги. Монета. Банкнота.»
Подготовила и провела учитель истории и обществознания МБОУ «Каштановская СОШ» Родина Л. И.
Цель : раскрыть сущность понятия «деньги», «монета» , «банкнота»; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег .
Форма проведения : непосредственно образовательная деятельность.
Педагогические средства : беседа , дидактическая игра , изобразительная деятельность.
Оборудование :
- мяч
- копилка с набором разных монет и банкнот;
- бумага и цветные карандаши.
Предварительная работа : следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой.
Организация детской деятельности.
Учитель: -Дети, вы любите путешествовать? Почему? (Ответы детей). Путешествовать любят все: и взрослые, и дети. Во время путешествия люди узнают много нового, интересного, важного.
1.-Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие по стране-ЭКОНОМИКЕ. Отправляемся в путешествие! Закройте глаза и повторяйте за мной: «Вокруг себя повернись и в сказке очутись»
– Ребята, пока я к вам шла по дороге мне встретилась злая баба Яга, она хотела мне помешать, но когда я ей рассказала, что я иду к деткам она меня отпустила и ещё дала волшебный мешочек, а в нём призы, которые вы получите в конце занятия. А ещё мне баба Яга дала вот этот предмет.
Воспитатель демонстрирует копилку.
- Что это такое?
- Для чего же нужна эта копилка?
- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?
2. Игра «Для чего нам нужны деньги?»
- Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч ребёнку и называю , для чего нам нужны деньги , а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны :
для покупки продуктов питания;
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений ( воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги ?) ;
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.
- Если мы едим на автобусе, мы платим?
- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.
Учитель: -Я предлагаю поиграть с вами в игру «ЧТО МОЖНО КУПИТЬ ЗА ДЕНЬГИ?» Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет, то не хлопайте.
(Показывает картинки: ветер, кукла, радуга, молоко, …).
Воспитатель: -И так ребята- деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно.
А вспомните, пожалуйста, героев сказок, мультфильмов, где они покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги. (Ответы детей: «Муха-цокотуха»,"Буратино" «Трое из Простоквашино»,"Лисичка со скалочкой","Морозко" «Карлик - нос», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик», «Сказка о Попе и его работнике Балде» и т.д).
Учитель: -А сейчас предлагаю немного отдохнуть(физминутка)
Раз, два, три, четыре, пять.
Можно все пересчитать. (Ходьба с выставлением указательного пальца вперед.)
Сколько в комнате углов? ( Показать на углы с поворотами туловища.)
Сколько ног у воробьев? (Приподнимать поочередно ноги.)
Сколько пальцев на руках? ( Раскрыть пальцы рук.)
Сколько пальцев на ногах? ( Присесть, коснуться носков ног.)
Сколько в садике скамеек? (Полуприседания.)
Сколько в пятачке копеек?
3. Беседа о монетах.
- А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть ? Давайте посмотрим.
Рассматриваем сначала монеты.
- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?
Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.
- Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими , после этого дети смогут назвать данный признак ).
- Какие монеты вы знаете?
Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.
- Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.
Воспитатель достаёт банкноты.
- Как можно назвать эти деньги?
- Банкноты. А какие они?
- Бумажные, прямоугольные, шуршат.
Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.
- Какие банкноты вы знаете?
Дети называют банкнота, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.
4. – Итак, ребята , сейчас мы с вами поиграем в игру , которая называется « Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
- Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке).
5. – Ребята, придумайте и нарисуйте деньги для сказочного леса. Вы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в сказочном лесу.
После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану.
Что вы придумали: монету или банкноту?
Какой она формы?
Как она называется?
Что и почему на ней изображено?
6. Заключительная часть.
- О чем мы сегодня говорили?
- Какие бывают деньги?
- Чем отличается монета от банкноты ?
- Как можно назвать монеты и банкноты одним словом?
( деньги).
Учитель: -Ну, а нам пора отправляться в детский сад
Ну а чтобы вернуться в детский сад закрываем глаза и повторяем за мной: «Вокруг себя повернись и в детском саду очутись».
Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие?
Молодцы, ребята. А теперь настало время заглянуть в наш волшебный мешочек. Дети поочерёдно из мешочка достают содержимое шоколадные монеты и называют, что это.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Ваше Высочество Потребитель»
Цель:
- Привлечение внимания к вопросам потребительского образования.
- Познакомить учащихся с правовым статусом потребителя в российском государстве.
- Показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей, а также права и законные интересы продавцов.
- Формировать правильные действия в случае нарушения прав потребителя
Учитель.
Ежегодно во всем мире по решению Организации Объединенных Наций 15 марта отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей.
Учитель
Сегодня в нашем уроке принимает участие Адамян Анна Сергеевна – ведущий специалист Администрации Обливского района по инвестициям, налогам и защите прав потребителя.
А также у нас работает экспертная группа, которая к концу урока разработае памятку потребителя.
Сегодня на мы поговорим с вами о том, кто такие потребители, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей.
Сегодня мы встанем на защиту прав потребителя. Потребителей права должен знать каждый. А зачем?
Настанет время, и мы поймем, как здорово законы знать, и не быть «лохом»
Закон тебе поможет и спасет.
Учитель
Население нашей планеты составляет свыше 6 млрд. человек. И каждый человек строго индивидуален. Цвет кожи, глаз, рост, возраст, характер, профессия, социальное положение отличают нас друг от друга. Но есть моменты, которые объединяют нас. Например, то, что все мы потребители.
Кто же такой потребитель?
Как сказал Джон Кеннеди на выступлении в конгрессе 15 марта 1961 года:
«Потребители – это все мы. Это крупнейший экономический слой, который воздействует на любое частное или государственное экономическое решение. Но это единственный голос, которого зачастую не слышно»
Джон Кеннеди выделил четыре принципиальных права потребителей:
Право на информацию
Право на безопасность
Право на выбор
Право быть услышанным
Позже они легли в основу закона о защите прав потребителей во многих странах, включая Российскую Федерацию.
- Кодекс потребителя был дополнен ещё четырьмя правами, помимо тех, что озвучил американский президент:
* Право на возмещение ущерба
* Право на здоровую окружающую среду
* Право на потребительское образование
* Право на удовлетворение базовых потребностей.
9 апреля 1985 года Генеральная Ассамблея ООН закрепила руководящие принципы защиты прав потребителей. И отныне права потребителей юридически признаны.
В 1992 году Верховный Совет РСФСР принял первый в истории России закон направленный на защиту граждан РФ, имеющих намерение заказать или приобрести какой-либо товар или услугу. Документ получил название «Закон о защите прав потребителей».
- Закон РФ «О защите прав потребителей»
Закон объясняет, какими правами наделен потребитель в магазине, на транспорте, в больнице, в парикмахерской, в туристической поездке и т.д.
В нем также говорится, что необходимо предпринимать, если права потребителя нарушены.
С тех пор перечень потребительских прав, признанных международными организациями, существенно расширился. Согласно Закона РФ « О защите прав потребителей», принятом 7 февраля 1992 года потребители имеют следующие права:
- На просвещение в области защиты своих прав (ст.3) курсы потребительской грамоты
- На надлежащее качество товаров (ст.4)
- На безопасность товаров (ст.7)
- На информацию (ст.8-10) инструкция на русском языке
- На возмещение морального вреда (ст.15)
- На судебную защиту (ст.17)
- На государственную, общественную защиту (ст.40-46)
Учитель.
Ребята, а вы помните стихотворение С.Михалкова «Как старик корову продавал»? Рассмотрим эту известную всем сказку с точки зрения соблюдения прав потребителя.
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал
Хоть многим была коровенка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
- Хозяин, продашь нам корову свою
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
- Не много ли просишь, старик за нее
- Да где наживаться! Вернуть бы свое!
-Уж больно твоя коровенка худа!
- Болеет, проклятая. Прямо беда!
- А много ль корова дает молока
- Да мы молока не видали пока…
Весь день на базаре старик торговал.
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
- Да так ли! Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много ль корова дает молока?
- Не выдоишь за день - устанет рука.
Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Буренка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому –
Такая скотина нужна самому!
Вопрос: Если богач все же купил бы корову, какие права покупателя были бы нарушены?
Ответ: ст. 4 Закона «Качество товара» гласит: продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
Ст. 10 «Информация о товарах» гласит: изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Ст. 12 «Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре».
Задание:
Вам попала информация о товарах, продающихся в России, нужно определить, в чём состоит нарушение права потребителя на информацию?
- “6 pennarelli a base dacqua
6 fastrmaler 6 fibre tir pens, cappucciono e tappo di sicurezza, sicherts kappe sowie endkappe, safety cap and stpper. Fabbricato in Italia – Made in Italy”
- «Элитный кофе высшего качества с пониженным содержанием кофеина.
Способ приготовления: положите в чашку одну чайную ложку кофе, добавьте горячую, но не кипящую воду.
Изготовитель – Z. Импортёр –S.
Хранить в плотно закрытой банке в сухом прохладном месте. Для того чтобы открыть банку, поверните крышку против часовой стрелки».
- «ZX – парфюмерная вода / 30 ml.
Сделано в B. Изготовитель – D. Импортёр – V.
Хранить при t +15….20 С, при низкой влажности воздуха, исключая попадание солнечных лучей. Срок годности 2 года.
Меры предосторожности: не распылять вблизи открытого огня. Беречь от детей, избегать попадания в глаза. Использовать в пищевых целях опасно для жизни и здоровья!»
- Скидки.
Довольно часто покупателей вводят в заблуждение рекламными объявлениями. Указываются заниженная цена, завышенные скидки. Вы приходите в магазин, а там совсем другие цены. На ваш недоумённый вопрос продавец пожимает плечами: мол, были скидки, да все закончились, т.к. их срок действия истёк.
Ответ.
Это серьёзное нарушение закона «О защите прав потребителя». Пока висит рекламное объявление, пока «крутится» ролик на телевидении или радио, продавец обязан буквально соблюдать все оговоренные рекламные условия.
- Обувь.
Вы купили ботинки, а они вам «жмут». Можете ли вы обменять их в подобном случае?
Ответ.
Обувь входит в число тех товаров, которые согласно закону «О защите прав потребителя», могут быть заменены даже в том случае, если у покупателей нет претензий к её качеству. «Жмут» - вполне достаточная причина для обмена. Замены можно потребовать не позднее 14 дней после дня покупки, и в случае, если вы не успели прогуляться в новых туфлях по улице.
Если на обувь установлен гарантийный срок в 1-2 месяца, значит вам предлагают обувь низкого качества, или у продавца нет прямой связи с производителем.
Помните: гарантийный срок ношения сезонной обуви начинается не с момента покупки, а с начала сезона.
Подлинность штриха можно проверить самостоятельно (учащиеся по образцу выполняют данное задание):
- Сложить все цифры, стоящие на чётных местах.
- Полученную сумму умножить на 3. Результат назовём Х.
- Сложить все цифры, стоящие на нечётных местах (без контрольной цифры).
- Прибавьте к этой сумме число Х.
- От полученной суммы, назовём её YX – оставим только Z.
- Выполним простое арифметическое действие: 10-Z.
- Если результат соответствует контрольной цифре в штрихе – коде значит, перед вами не подделка.
Пример. Проверим штрих – код кофе «Якобс»: 4000508082504 (контрольная цифра 4):
0+0+0+0+2+0=2
2х3=6
4+0+5+8+8+5=30
30+6=36
От 30 оставляем 6.
10-6=4
Результат соответствует контрольной цифре.
О том, как можно защитить свои права и кто встанет на их защиту в нашем районе нам расскажет Адамян Анна Сергеевна.
Слово экспертной группе Памятка потребителя.
Отправляясь в магазин, помните:
- Вы имеете право задавать продавцу любые вопросы о заинтересовавшем вас товаре. Если продавец не владеет нужной информацией, лучше срезу развернуться и уйти из этого магазина.
- Продавец обязан выдать вам товарный чек или другой документ, удостоверяющий факт покупки. Не выбрасывайте чек и не оставляйте его в магазине! Чек это ваша возможность защитить свой права.
- Продавец не имеет права без вашего согласия предоставлять дополнительные платные услуги.
- Помните, что на каждый товар устанавливается гарантийный срок. Если в сопроводительных документах гарантийный срок не указан, то согласно закону гарантия устанавливается на 6 месяцев.
- Если до конца гарантийного срока в приобретенном товаре обнаружились недостатки, вы можете требовать:
- Бесплатного устранения недостатков;
- Уменьшения покупной цены;
- Замены на товар аналогичной марки
- Расторжения договора купли-продажи.
- В случае, когда приобретённый вами товар потребовал ремонта, замены или уценки, продавец (или изготовитель) обязан осуществить транспортировку крупных и тяжёлых товаров своими силами и за свой счёт.
Учитель
Итак, подведём итоги нашего урока:
- мы узнали об истории дня потребителей
- познакомились с законом РФ о «Защите прав потребителей»
- узнали, как нужно себя вести в конкретных ситуация, и
- кто защитит права потребителей в Обливском районе.
Большое спасибо, Анна Сергеевна, за интересный рассказ.
Приглашаю всех для общей фотографии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Потребитель « гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»
Основные права потребителей, закрепленные Законом РФ «О защите прав потребителей» 1. На просвещение в области защиты своих прав 2. На надлежащее качество товаров 3. На безопасность товаров 4. На информацию 5. На возмещение морального вреда 6. На судебную защиту 7. На государственную, общественную защиту
“ 6 pennarelli a base dacqua 6 fastrmaler 6 fibre tir pens , cappucciono e tappo di sicurezza , sicherts kappe sowie endkappe , safety cap and stpper . Fabbricato in Italia – Made in Italy”
«Элитный кофе высшего качества с пониженным содержанием кофеина. Способ приготовления: положите в чашку одну чайную ложку кофе, добавьте горячую, но не кипящую воду. Изготовитель – Z. Импортёр –S. Хранить в плотно закрытой банке в сухом прохладном месте. Для того чтобы открыть банку, поверните крышку против часовой стрелки».
« ZX – парфюмерная вода / 30 ml . Сделано в B. Изготовитель – D. Импортёр – V. Хранить при t +15….20 С, при низкой влажности воздуха, исключая попадание солнечных лучей. Срок годности 2 года. Меры предосторожности: не распылять вблизи открытого огня. Беречь от детей, избегать попадания в глаза. Использовать в пищевых целях опасно для жизни и здоровья!»
Грамотный потребитель Всегда честен с собой и окружающими и соблюдает законы; Разумно распоряжается имеющимися средствами; Всегда читает инструкцию и следует ей; Сохраняет товарные, кассовые чеки. Гарантийные талоны и квитанции; Предъявляет только обоснованные претензии
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каштановская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор МБОУ «Каштановская СОШ»
Приказ №
__________________ /Пузикова Т.В./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Возраст: 10-14 лет
Количество часов: 32
Учитель: Родина Любовь Ивановна
Квалификационная категория: высшая
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ «Каштановская СОШ» ____________ / В. Б. Секиркина/
2018
Раздел 1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016г.);
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 23.06.2015 № 609);
- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
- Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
- Примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).
- Образовательной программы МБОУ «Каштановская СОШ» в рамках ФГОС для 5-9 кл. Пр. №100 от 31.08.2016.
- Положение о рабочей программе МБОУ «Каштановская СОШ» Пр. №100 от 31.08.2016
- Положение об организации внеурочной деятельности МБОУ «Каштановская СОШ» Пр №72/4 от 01.09.2015
-Учебная программа по финансовой грамотности Елены Вигдорчик, Екатерины Лавреновой , Москва, Вита, 2014
- Учебный план МБОУ «Каштановская СОШ» на 2018 – 2019 учебный год.
Место занятия в учебном плане.
По годовому календарному графику МБОУ «Каштановская СОШ» на 2018 – 2019 учебный год в 5 – 7 классах предусмотрено 35 учебных недель. По учебному плану школы на внеурочное занятие «Финансовая грамотность отводится 1 час в неделю. Всего 35 часов. Так как три занятия выпадают на праздничные дни (08.03;03.05; 10.05) фактически будет проведено 32 занятия.
В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 5 – 7 классов в сфере экономики семьи.
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Это определило цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Раздел 2
Планируемые результаты изучения предмета
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
- плакат;
- серия иллюстраций;
- фотоальбом;
Раздел 3. Содержание внеурочного занятия
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов).
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов).
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).
Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (10 часов).
Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час)
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
Раздел 4. Календарно – тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема | Форма организации занятия | Основные виды деятельности | ||
По плану | Факт. | |||||
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов). | ||||||
1 | 07.09 | Введение | Беседа | Знакомство с содержанием и задачами курса. | ||
2 | 14.09 | Почему так важно изучать финансовую грамотность? | беседа, групповая работа | Коллективно-творческая работа, решение проблемных ситуаций | ||
3 | 21.09 | Деньги | Практическое занятие, групповая работа | Работа с материалом презентации | ||
4 | 28.09 | Драгоценные металлы. Монеты. Купюры | Практическое занятие, групповая работа | Работа с интернет ресурсами. | ||
5 | 05.10 | Доходы семьи | Практическая работа | Составление схемы возможных источников доходов семьи | ||
6 | 12.10 | Расходы семьи | Практическое занятие, групповая работа | Работа со статистическим материалом. Составление бюджета семьи | ||
7 | 19.10 | Предметы первой необходимости и товары длительного пользования | Групповая работа | викторина | ||
8 | 26.10 | Услуги. Коммунальные услуги | Работа в группах | Решение практических задач | ||
9 | 09.11 | Семейный бюджет | Работа в группах | Ролевая игра | ||
10 | 16.11 | Долги. Сбережения. Вклады | Работа в группах | Решение практических задач | ||
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов). | ||||||
11 | 23.11 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | Лекция. Работа в группах | решение практических задач | ||
12 | 30.11 | Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов | Работа в группах | Решение практических задач | ||
13 | 07.12 | Страхование | Лекция с элементами беседы | Решение логических задач | ||
14 | 14.12 | Страховая компания. Страховой полис | беседа | Встреча с работниками страховых учреждений | ||
15 | 21.12 | Страхование имущества, здоровья, жизни | Беседа | Анализ ситуаций | ||
16 | 28.12 | Принципы работы страховой компании». | Ролевая игра | Решение практических задач. Анализ ситуаций | ||
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов). | ||||||
17 | 18.01 | Налоги. Виды налогов | Беседа | Аналитическая работа | ||
18 | 25.01 | Социальные пособия | Практическое занятие, групповая работа | Разбор ситуаций | ||
19 | 01.02 | Социальные выплаты | Работа в группах | Решение практических задач | ||
20-21 | 08.02 15.02 | Государство – это мы | Практическое занятие, групповая работа. | Подготовка и защита проекта | ||
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (10 часов). | ||||||
22 | 22.02 | Как спасти деньги от инфляции | Практическое занятие, групповая работа | Решение проблемной ситуации | ||
23 | 01.03 | Банковские услуги | Практическое занятие, групповая работа | Встреча с работниками банка. | ||
24 | 15.03 | Вклады (депозиты), кредит, залог | Практическое занятие, групповая работа | Анализ ситуации | ||
25 | 22.03 | Собственный бизнес | Практическое занятие, групповая работа | Составление собственного бизнес плана | ||
26 | 05.04 | Примеры бизнеса, которым занимаются подростки | Групповая работа | Разбор ситуации | ||
27-28 | 12.04 19.04 | Валюта в современном мире | Групповая работа | Решение логических задач | ||
29-30 | 26.04 17.05 | Благотворительность | Групповая работа | Подготовка мини- проекта | ||
31 | 24.05 | Личный финансовый план | Индивидуальная работа | Подготовка проекта | ||
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час) | ||||||
32 | 31.05 | Поведение итогов по курсу «Финансовая грамотность». | Практическое занятие, групповая работа | Защита проекта |
Для внесения изменений
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок обществознания и алгебры в 7 классе.
Тема урока: Производство: затраты, выручка, прибыль. Решение задач.
Цели и задачи: обсудить проблему ограниченности ресурсов при постоянном росте потребления; исследовать рациональные мотивы производства.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться объяснять значение понятий выручка, прибыль, затраты, единичное, серийное и поточное производство, разделение труда; исследовать причины изменения масштабов производства продукции в современном обществе;
Метапредметные:
- Коммуникативные: оценивать свои учебные достижения; развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли. Отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; определять собственное отношение к явлениям современной жизни;
- Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии. К волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий;
- Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; сравнивать с использованием различных информационных ресурсов; структурировать найденную информацию; сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- Личностные: формировать умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для решения задач, мультимедийная презентация.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока
- Организационный момент
- Мотивационно-целевой этап. Просмотр отрывка из мультфильма «Дюймовочка».
Вопрос классу: как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить, и что будем делать?
Беседа: Игра с вопросом «Зачем?»
- Какое основное ваше занятие?
- Зачем вам нужно образование?
- Зачем нужна профессия?
- Зачем нужна зарплата?
- Зачем нужно удовлетворять свои потребности?
- Введение в новый материал:
План урока
- Затраты производства.
- Всё ли выгодно производить.
Почти всё, что нам необходимо в повседневной жизни, не существует в природе в готовом виде. Для удовлетворения своих потребностей люди должны постоянно что-либо производить. Для этого нужно затратить время, энергию, деньги. Хотим затратить меньше, но получить большую выгоду. Об этом сегодня будем говорить. Кроме тоже что мы хотим от жизни взять. Мы должно нести затраты.
Что же такое затраты производства? (учебник стр. 85)
Какие бывают затраты?
Постоянные и переменные (учебник стр. 85)
Постоянные затраты – не контролируемые, не управляемые
Переменные – управляемые
Как можно уменьшить переменные затраты? (рациональное использование ресурсов, энергосбережение, новые технологии, повышение квалификации работников)
Решение задачи.Задача 1.
Владелец фирмы вел свою документацию крайне неаккуратно. Он пропустил часть записей о затратах производства фирмы. Некоторые из них удалось восстановить по сохранившимся документам. Они составили: расходы на аренду помещения - 25 тыс. руб., зарплата рабочих - 50 тыс. руб., расходы на закупку сырья - 75 тыс. руб., транспортные расходы - 20 тыс. руб. Известно, что постоянные затраты производства составили 100 тыс. руб.
Найдите общие и переменные затраты.
Решение
Посколькуизперечисленныхзатрат
толькоарендапомещенияотноситсякпостояннымзатратам,то, сложивостальные, можнонайтипеременныезатратыфирмы.
50 000 + 75 000 + 20 000 = 145 000 - переменныезатраты.
145 000+100 000 = 245 000 –общиезатраты
Итак, чтобы организовать производство сначала нужно понести затраты.
А вспомните,пожалуйста, какова основная цель любого производителя?
Главная задача любого производства, организовать так своё производство, и производить такой товар, после продажи которого получить выручку, которая не только возместит его расходы, но и даст дополнительные средства – прибыль.
Работа с учебником стр. 89 что такое выручка, а что такое прибыль?
Задача №2
Индивидуальный предприниматель Иванов открыл мастерскую по производству мебели в п. Каштановском. Для этого он арендовал пустующие мастерские, помещения под склад и офис, выплачивая определенную сумму один раз в месяц. Иванов принял на работу бригаду из десяти человек, которые получают зарплату от количества сделанных комплектов. Каждый день его рабочие собирали по одному комплекту мебели, пока не появился срочный заказ от Администрации Обливского района на производство ста комплектов мебели для ветеранов ВОВ к 73-годовщине со Дня Победы. Работа на предприятии стала более интенсивной. Заработная плата рабочих выросла, но увеличились затраты на покупку материала для сборки мебели. В конце месяца Иванов заплатил ежемесячный налог и закупил новое оборудование для производства, выплатил заработную плату своим рабочим и самому себе.
Какие виды затрат производства указаны в тексте?
(Постоянные - аренда помещения, зарплата самому себе, и переменные - зарплата рабочих и закупка материала для сборки мебели.)
Принесло ли предприятие прибыль Иванову?
(Предприниматель получил прибыль, поскольку, покрыв все затраты, смог купить новое оборудование.)
Задача №3
Предприниматель открыл завод в Обливской по производству йогурта в литровых упаковках. На аренду помещения и заработную плату управляющего персонала он потратил 1 млн руб. в месяц. Расходы на заработную плату рабочим, транспорт и сырье составили еще 2 млн в месяц. Помогите предпринимателю определить цену одного литра йогурта, чтобы он мог получить минимальную прибыль, если известно, что за месяц завод производит 200 000 литров йогурта.
Решение: 1. Общие затраты производства составили 1 млн. руб + 2 млн. руб. = 3 млн. руб.
2 3000000200000 л. = 15 рублей – минимальная стоимость литра йогурта, которая позволит вернуть предпринимателю затраченные деньги.
Ответ. Цена 1 литра йогурта должна быть более 15 рублей.
Задача № 4
В книге доходов и расходов купца сделаны следующие записи:
Прибыль | 200 | 500 | 600 | |||
Убытки | 500 | 200 | 300 |
Необходимо выяснить прибыльное ли дело у купца или он имеет долг?
Решение: 1. 200+500+600=1300 – прибыль
2 500+200+300=1000 – убытки
3 1300-1000=300
Задача 4
| 1 мастер | 2 мастер |
|
Затраты | 6 мот по 60 р | нитки 300 р бисер 120 р |
|
Выручка | 500 р | 7оо р |
|
Прибыль |
|
|
|
Смогут ли начинающие предприниматели получить планируемый доход?
- Безработная Н. решила вязать свитера, сдавать в магазин на реализацию и зарабатывать не менее 10 000 р. в месяц. Цена реализации 1250 р. за один свитер (стоимость аналогичного фабричного изделия 1500р.). На изготовление одного свитера Н. затрачивает около 6 дней и 0,5 кг шерсти (минимальная цена 50р. за 100г). Оплата электроэнергии – 150 р. в месяц.
Решение:
- 500г 100г = 5
- 50 р.= 250 р – затраты на 1 изделие
- 30 дней 6 дней = 5 изделий за месяц
- 250 р 5 = 1250 р. – затраты на 5 изделий
- 1250 р. 5 изд. = 6250 – выручка
- 6250 р. – 150 р (за электроэнергию) – 1250 р. (за пряжу) = 4850 р. – прибыль
Вывод: планируемого дохода Н. не получит, даже если будет работать без выходных.
- Домохозяйка К. решила шить кухонные полотенца, сдавать в магазин на реализацию и зарабатывать не менее 10 000 р. в месяц. Цена реализации 90 р. за одно изделие (стоимость аналогичного изделия, выпущенного текстильной фабрикой, 100р.). Из 1 м полотна выкраиваются 2 полотенца. Стоимость 1 м ткани 50 р. За 1 рабочий день (8ч) К. может изготовить 15 полотенец. Оплата электроэнергии за месяц 150 р.
Решение:
- 15 шт 30 дней = 450 полотенец в месяц
- 450 2 = 225 (м ткани)
- 225 м 50 р. = 11 250 р – общие затраты на материал
- 90 р 450 шт = 40 500 р. – выручка
- 40 500 р. – 150 (электроэнергия) – 11 250 (за ткань) = 29 100 р. – прибыль
Вывод: К. получит доход больше, чем планировала.
Дом. Зад. § 10 стр. 90 зад. 4, 5
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОИЗВОДСТВО Что такое экономика? Какова цель любой экономики? Это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения. Удовлетворение потребностей человека А каким же средством достичь эту цель?
Узнаем, что такое затраты, выручка, прибыль; Научиться распределять затраты и находить прибыль.
Производство Затраты Выручка Прибыль Это процесс создания различных видов экономического продукта.
( стоимость) – сумма всех расходов необходимых для производства определенного количества продукции. Постоянные Переменные Аренда Оплата труда управляющего персонала Налог На сырье электроэнергию транспорт сдельная оплата труда Затраты
Снижение затрат экономное и бережное расходование ресурсов внедрение технических новшеств и новых технологий повышение мастерства работников совершенствование разделения труда
Задача 1 Владелец фирмы вел свою документацию крайне неаккуратно. Он пропустил часть записей о затратах производства фирмы. Некоторые из них удалось восстановить по сохранившимся документам. Они составили: расходы на аренду помещения - 25 тыс. руб., зарплата рабочих - 50 тыс. руб., расходы на закупку сырья - 75 тыс. руб., транспортные расходы - 20 тыс. руб. Известно, что постоянные затраты производства составили 100 тыс. руб. Найдите общие и переменные затраты. Решение Поскольку из перечисленных затрат только аренда помещения относится к постоянным затратам, то, сложив остальные, можно найти переменные затраты фирмы. 50 000 + 75 000 + 20 000 = 145 000 - переменные затраты. 145 000+100 000 = 245 000 – общие затраты
Выручка – это денежная сумма, которую производитель получает, продав свою продукцию. Прибыль – превышение доходов от продажи товаров или услуг над затратами на их производство и реализацию. Выручка = прибыль ? Выручка = прибыль + затраты прибыль = выручка - затраты
Задача 2 Индивидуальный предприниматель Иванов открыл мастерскую по производству мебели в п. Каштановском. Для этого он арендовал пустующие мастерские, помещения под склад и офис, выплачивая определенную сумму один раз в месяц. Иванов принял на работу бригаду из десяти человек, которые получают зарплату от количества сделанных комплектов. Каждый день его рабочие собирали по одному комплекту мебели, пока не появился срочный заказ от Администрации Обливского района на производство ста комплектов мебели для ветеранов ВОВ к 73-годовщине со Дня Победы. Работа на предприятии стала более интенсивной. Заработная плата рабочих выросла, но увеличились затраты на покупку материала для сборки мебели. В конце месяца Иванов заплатил ежемесячный налог и закупил новое оборудование для производства, выплатил заработную плату своим рабочим и самому себе. Назовите постоянные и переменные издержки ды затрат производства указаны в тексте? (Постоянные - аренда помещения, зарплата самому себе, и переменные - зарплата рабочих и закупка материала для сборки мебели.) Принесло ли предприятие прибыль Иванову? (Предприниматель получил прибыль, поскольку, покрыв все затраты, смог купить новое оборудование.)
Задача 3 Предприниматель открыл завод в Обливской по производству йогурта в литровых упаковках. На аренду помещения и заработную плату управляющего персонала он потратил 1 млн руб. в месяц. Расходы на заработную плату рабочим, транспорт и сырье составили еще 2 млн в месяц. Помогите предпринимателю определить цену одного литра йогурта, чтобы он мог получить минимальную прибыль, если известно, что за месяц завод производит 200 000 литров йогурта . Решение 1. Общие затраты производства составили 1 млн + 2 млн = = 3 млн руб. 2. 3 млн руб.: 200 000 л = 15 руб. - минимальная стоимость литра йогурта, которая позволит вернуть предпринимателю затраченные деньги. Ответ. Цена одного литра йогурта должна быть более 15 руб.
Задача № 4 В книге доходов и расходов купца сделаны следующие записи: Необходимо выяснить прибыльное ли дело у купца или он имеет долг? прибыль 200 500 600 Убытки 500 200 300
Смогут ли начинающие предприниматели получить планируемый доход? Безработная Н. решила вязать свитера, сдавать в магазин на реализацию и зарабатывать не менее 10000 рублей в месяц. Цена реализации 1250 рублей за один свитер (стоимость аналогичного фабричного изделия 1500 рублей). На изготовление одного свитера Н. затрачивает около 6 дней и 0,5 кг. Шерсти (минимальная цена 50 рублей за 100гр.). Оплата электроэнергии – 150 руб в месяц .
Вопросы Что такое производство? Что такое затраты производства? Какие затраты относятся к постоянным? Какие затраты относятся к переменным? Что такое выручка? Что такое прибыль?
Домашнее задание Пар 10 рубрика «Учимся прогнозировать успешность своего дела», с. 161 Учитывая советы рубрики, подумайте, какое предприятие, приносящее прибыль, вы бы могли открыть вместе с друзьями, родными.