наставничество
Здесь можно познакомиться с информацией о наставничестве "учитель-ученик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа наставничества | 63 КБ |
план индивидуальной работы педагога наставника | 54.5 КБ |
индивидуальная траектория обучающегося | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каштановская средняяя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Воликова С. А.» Обливского района Ростовской области
ПРОГРАММА
НАСТАВНИЧЕСТВА
«УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»
по социально-гуманитарному направлению
сроки реализации 2023-2024 учебный год
Автор программы:
Родина Любовь Ивановна
Учитель истории и обществознания
п. Каштановский
2023 год
Содержание:
№ пп | Разделы | страница |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Структура программы. | 5 |
3 | Описание программы | 6 |
4 | Заключение | 9 |
5 | Список интернет ресурсов | 10 |
1.Пояснительная записка
Работа педагога тесно связана именно с наставничеством.
Наставничество – это передача не только опыта, но и знаний от наставника к наставляемому через общение с доверительным отношением друг к другу. Наставничество
А. поддерживает и поощряет наставляемого
Б. раскрывает его потенциал
В. передает знания, опыт
Наставляемый –ученик практики наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «ученик».
Наставник – участник практики наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Одним из ярких примеров наставничества «учитель-ученик» проявляется при подготовке учащихся к различным конкурсам и олимпиадам.
Ученик, в данном случае, активно раскрывает свои творческие способности и проявляет ответственное отношение к делу.
Цель наставничества: максимально полное раскрытие личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации для достижения высоких результатов в образовательной сфере.
Для достижения цели сформированы основные задачи наставничества «учитель-ученик»:
- Подготовка ученика к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности;
- Раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала ученика;
- Улучшение показателей школы в образовательной, социокультурной и других сферах;
- Умение делиться своим опытом с другими учениками и учителями;
- Повысить профессиональный уровень учителя в процессе работы и развить свои деловые качества.
Актуальность: выявление одаренных, целеустремленных детей из общего числа обучающихся.
Проблема: уменьшение числа одаренных детей, самостоятельное проявление учащихся в образовательной среде для достижения высоких результатов.
Средства реализации программы:
- взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности;
- консультация, отработка знаний и умений;
- устранение пробелов в знаниях наставляемого;
- проведение бесед с наставляемым;
- знакомство с дополнительной литературой, с интернет ресурсами;
- подготовка и участие в конкурсах.
Структура программы
- Форма наставничества.
- Портрет наставника, наставляемого.
- Ожидаемые результаты.
- Основные инструменты наставничества.
- Составление плана работы с наставляемым.
6)Результаты работы за год.
2.Описание программы
Портрет наставника – «учителя»:
- Учитель, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для самосовершенствования и самореализации наставляемого;
- Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками;
- Создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем;
- «Учитель» способен стать для «ученика» человеком, который окажет поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения; в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.
Портрет наставляемого – «ученика»;
- Одаренный ученик (1 человек).
- Обладающий организаторскими способностями, принимающий активное участие в жизни школы: конкурсы – школьного, муниципального уровней, олимпиады; общественная деятельность - является членом Совета старшеклассников школы.
Ожидаемые результаты наставничества:
- Проявление творческой активности и развитие уверенности в себе.
- Результатом правильной организации работы наставника будет высокий уровень включенности наставляемого в культурные и образовательные процессы школы.
- Наставляемый получит необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
- Умение преодолевать вынужденную замкнутость образовательного процесса и получение представления о реальном мире, своих перспективах и способах действия.
Основные инструменты наставничества:
- Составление этапов работы для создания положительных результатов.
- Совместное сотрудничество и достижение целей.
- Грамотное планирование работы.
- Умение использовать новые информационные технологии.
- Оформление результатов.
Предварительный просмотр:
План индивидуальной работы педагога - наставника Л. И. Родиной
с обучающимся на 2023 - 2024 учебный год
«учитель-ученик»
№ пп | Мероприятие | Срок реализации | ответственный |
1 | Подготовительный этап | Сентябрь 2023г. | Наставник |
2 | Подготовка стенгазеты "Наши учителя" ко Дню учителя с сочинениями учеников «Портрет идеального учителя" | Сентябрь- октябрь 2023 | Наставник, наставляемый |
3 | Подготовка к школьному туру олимпиады по истории и обществознания. Участие в школьном туре олимпиады по истории и обществознанию. | Октябрь 2023г | Наставник |
4 | Подготовка к муниципальному туру олимпиады по истории и обществознанию. Участие в муниципальном туре олимпиады по истории и обществознанию. | Ноябрь 2023г | Наставник |
5 | Работа с документацией; Проведение консультаций по предмету. | Декабрь 2023 - февраль 2024 | Наставник |
6 | Подготовка к Итоговой аттестации (ЕГЭ) | Октябрь 2023 - май 2024 | Наставник |
7 | Подготовка к краеведческой конференции | Февраль 2024г. | Наставник, наставляемый |
8 | Участие в конкурсе исследовательских работ «Отечество» | Февраль 2024г. | Наставник |
9 | Заключительный этап: оформление проделанной работы | Июнь 2024 | Наставник |
Ответственный:
Учитель-наставник:__________________
Ознакомлен:
Обучающийся:_________________
Дата: ____________________
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каштановская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Воликова С. А.»
Индивидуальная образовательная траектория обучения
по истории
для10– 11 класса
Срок реализации: сентябрь 2023 – май 2024 год
Учитель: Родина Любовь Ивановна
Рассмотрено: Согласовано
На заседании ШМО заместитель директора по УВР
Протокол №1 от /________/
«___» _________ 2023
2023 год
Пояснительная записка
Данная индивидуальная образовательная траектория обучения составлена для учащейся 10 класса Гутник Дарьи и направлена на углубленное изучение истории, подготовку к успешному участию к олимпиадам различного уровня, на получение высшего балла ЕГЭ по истории.
Данная программа поможет учащейся заполнить существующий пробел в освоении нестандартных и трудных тем. Значительное внимание уделено вопросам, смежным с программным материалом.
Индивидуальная программа построена в соответствии с программой курса истории для общеобразовательных учреждений под редакцией Торкунова А. А. Данилова и О. Н. Журавлёвой, И. Е. Барыкиной. Программа рассчитана на дополнительное углубленное изучение истории 1 час в неделю, 68 часов за два учебных года. На летние месяцы запланированы занятия для самоподготовки.
Цель программы–подготовка учащейся к экзамену по истории, к олимпиадам через актуализацию знаний по основным темам курса: углубление представления учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний посредством работы над проблемными задачами и тестовыми заданиями.
Задачи программы:
- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до конца XX века;
- акцентировать внимание учащихся на тех учебных аспектах и темах, которые являются для них трудными, сложными;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации.
Формы работы:
- Лекции
- Индивидуальные консультации
- Решение олимпиадных задач
- Просмотр иллюстраций
- Работа с Интернет ресурсами
Ожидаемые результаты: призовые места на школьном и муниципальном этапах предметных олимпиад, участие в интернет олимпиадах, высокие баллы на ЕГЭ.
Требования к результатам:
Личностные результаты: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.); формирование исторической компетентности; осознание своей идентичности как гражданина страны; локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
Метапредметные результаты: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; уметь осуществлять сравнение; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии; осуществлять расширенный поиск информации; выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент.
Предметные результаты: учащиеся должны знать: основные понятия и термины, используемые в исторической науке; основные этапы и особенности исторического процесса в России; содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды её истории; основные хронологические рубежи, календарные даты истории России; составлять хронологические и синхронистические таблицы; читать историческую карту с опорой на легенду; составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности; соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия; излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе; сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия; определять, объяснять, аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку;решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности.
Литература:
А.Н. Сахаров «История России конец XVII – XIX век»- М.: Просвещение , 2010 .
А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко «История России XX – начало XXI века.- М.: Просвещение ,2009 .
М.Н. Чернова, В.Я. Румянцев «Работа с документами на уроках истории».- М.: Айрис пресс 2008 .
Сахаров «История России XX – начало XXI века» - М.: Просвещение, 2010 .
Кацва Л.А. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающий в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.
В.А. Бердинских История России с древнейших времен до конца ХIХ века. Практикум. 10 класс. М.: Дрофа, 2010.
Полный справочник школьника по подготовке к итоговой аттестации по истории для учащихся 10-11 классов, М.: Просвещение, 2016 г.
В.В.Кириллов «История Отечества в схемах и таблицах», М.: Просвещение, 2012г.
Календарно-тематическое планирование
№ пп | Тема занятия | Дата проведения | |
план | факт | ||
2022 – 2023 учебный год | |||
1 | Введение. Структура КИМа. Критерии оценивания. | 03.09 | |
2 | Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество. | 10.09 | |
3 | Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. | 17.09 | |
4 | Владимир I. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Владимир Мономах. | 24.09 | |
5 | Политическая раздробленность Руси. | 01.10 | |
6 | Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Экспансия с Запада. Александр Невский. | 08.10 | |
7 | Начало объединения русских земель. Иван Калита. | 15.10 | |
8 | Дмитрий Донской. Куликовская битва. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский. | 22.10 | |
9 | Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель. | 29.10 | |
10 | Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497г. | 12.11 | |
11 | Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Опричнина. | 19.11 | |
12 | Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири ). Выполнение заданий первой части . Работа на бланках. | 26.11 | |
13 | Смутное время | 03.12 | |
14 | Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский. Россия при первых Романовых. | 10.12 | |
15 | Соборное уложение 1649г. Юридическое оформление крепостного права | 17.12 | |
16 | Церковный раскол. Никон и Аввакум. | 24.12 | |
17 | Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин | 14.01 | |
18 | Внешняя политика России в XVIIв. Вхождение Левобережной Украины в состав России. | 21.01 | |
19 | Становление древнерусской культуры: фольклор, живопись, письменность, зодчество. Формирование культуры Российского государства. Летописание. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Фёдоров. | 28.01 | |
20 | Тестирование в форме ОГЭ по тематическому блоку «История России VIII-XVII вв.». | 04.02 | |
21 | Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Абсолютизм. Создание регулярной армии и флота. Северная война. | 11.02 | |
22 | Дворцовые перевороты. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя. | 18.02 | |
23 | Социальные движения. Е.И. Пугачев. | 25.02 | |
24 | Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. | 04.03 | |
25 | Внутренняя политика в первой половине XIX в. М.М. Сперанский | 11.03 | |
26 | Отечественная война 1812 г. Движение декабристов. | 18.03 | |
27 | Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы. | 01.04 | |
28 | Начало промышленного переворота. Присоединение Кавказа. Крымская война. | 08.04 | |
29 | Реформы 1860–1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. | 15.04 | |
30 | Общественные движения второй половины XIX в. Россия в военно-политических блоках. Промышленный подъем. Формирование монополий. С.Ю. Витте. Русско-японская война. | 22.04 | |
31 | Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Революция 1905–1907 гг. Государственная дума. П.А. Столыпин. Аграрная реформа. Россия в Первой мировой войне. | 29.04 | |
32 | Светский характер культуры. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры. Наука и образование. М.В. Ломоносов. Н.И. Лобачевский. Д.И. Менделеев. Литература и искусство. | 06.05 | |
33 | Тестирование в форме ОГЭ по тематическому блоку «История России XVIII - начале XX вв.». | 13.05 | |
34 | Работа с историческими источниками | 20.05 | |
Самоподготовка (летнее задание) | |||
Выполнение олимпиадных заданий прошлых лет | июль | ||
Выполнение заданий по работе с картой. Работа с иллюстративным материалом | август | ||
2023 – 2024 учебный год | |||
35 | Революция в России в 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы. Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В.И. Ленин | ||
36 | Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. Распад Российской империи. Гражданская война. Красные и белые. | ||
37 | «Военный коммунизм». Новая экономическая политика. Образование СССР. Поиск путей построения социализма. | ||
38 | Формирование централизованной (командной) экономики. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Коренные изменения в духовной жизни. | ||
39 | Власть партийно-государственного аппарата. И.В. Сталин. Массовые репрессии. | ||
40 | СССР в системе международных отношений в 1920–1930-х гг. | ||
41 | СССР во Второй мировой войне. Начало, этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Битва за Москву. | ||
42 | Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Коренной перелом в ходе войны. Советский тыл в годы войны. Партизанское движение. | ||
43 | СССР в антигитлеровской коалиции. Изгнание захватчиков с советской земли. | ||
44 | Итоги Великой Отечественной войны. Советские полководцы Вов. Г.К. Жуков. Послевоенное восстановление хозяйства. | ||
45 | Тестирование в форме ЕГЭ по тематическому блоку «История России 1914 -1945гг.». | ||
46 | «Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущев. | ||
47 | «Застой». Л.И. Брежнев. Кризис советской системы. | ||
48 | Внешняя политика СССР в 1945–1980-е гг. Холодная война. Разрядка. | ||
49 | Перестройка. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». | ||
50 | Демократизация политической и культурной жизни. М.С. Горбачев | ||
51 | Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ. | ||
52 | Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б.Н. Ельцин | ||
53 | Переход к рыночной экономике. Принятие Конституции Российской Федерации. | ||
54 | Российская Федерация в 2000 – по настоящее время: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе. | ||
55 | Тестирование в форме ЕГЭ по тематическому блоку «История России 1945-2000-е гг.». | ||
56 | Выполнение заданий катрографического характера (задания 13 – 16) | ||
57 | Работа с иллюстрациями | ||
58 | Выполнение заданий на установление соответствия между историческими источниками и их характеристиками | ||
59 | Выполнение заданий на установление соответствия между памятниками культуры и их характеристиками | ||
60 | Выполнение заданий на установление лишних в ряду терминов по определённому критерию | ||
61 | Выполнений заданий на установление соответствия между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами | ||
62 | Выполнение заданий на заполнение таблицы элементами предложенного списка | ||
63 | Выполнение заданий на установление исторического термина по данному определению понятия | ||
64 | Выполнение заданий задач (задание 23) | ||
65 | Выполнение заданий на аргументацию (задание 24) | ||
66 | Написание исторического сочинения (задание 25) | ||
67 | Пробный ЕГЭ | ||
68 | Анализ пробного ЕГЭ. Работа над ошибками |