наставничество

Здесь можно познакомиться с информацией о наставничестве "учитель-ученик"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каштановская средняяя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Воликова С. А.» Обливского района Ростовской области

ПРОГРАММА

 НАСТАВНИЧЕСТВА

«УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»

по социально-гуманитарному  направлению

сроки реализации 2023-2024 учебный год

                                                                                            Автор программы:

        Родина Любовь Ивановна

Учитель истории и обществознания

п. Каштановский

2023 год

                         

     

Содержание:

№ пп

Разделы  

страница

1

Пояснительная записка

3

2

Структура программы.

5

3

Описание программы

6

4

Заключение

9

5

Список интернет ресурсов

10

1.Пояснительная записка

Работа педагога тесно связана именно с наставничеством.

Наставничество – это передача не только опыта, но и знаний от наставника к наставляемому через общение с доверительным отношением друг к другу. Наставничество  

А. поддерживает и поощряет наставляемого

Б. раскрывает его потенциал

В. передает знания, опыт

Наставляемый –ученик практики наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «ученик».

Наставник – участник практики наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Одним из ярких примеров наставничества «учитель-ученик» проявляется при подготовке учащихся к различным конкурсам и олимпиадам.

Ученик, в данном случае, активно раскрывает свои творческие способности и проявляет ответственное отношение к делу.

Цель наставничества: максимально полное раскрытие личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации для достижения высоких результатов в образовательной сфере.  

Для достижения цели сформированы основные задачи наставничества «учитель-ученик»:

  1. Подготовка ученика к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности;  
  2. Раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала ученика;
  3. Улучшение показателей школы в образовательной, социокультурной и других сферах;
  4. Умение делиться  своим опытом с другими учениками и учителями;
  5. Повысить профессиональный уровень учителя в процессе работы и развить свои деловые качества.

Актуальность: выявление одаренных, целеустремленных детей из общего числа обучающихся.

Проблема: уменьшение числа одаренных детей, самостоятельное проявление учащихся в образовательной среде для достижения высоких результатов.  

Средства реализации программы:  

  • взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности;
  • консультация, отработка знаний и умений;
  • устранение пробелов в знаниях наставляемого;
  • проведение бесед с наставляемым;
  • знакомство с дополнительной литературой, с интернет ресурсами;
  • подготовка и участие в конкурсах.

Структура программы

  1. Форма наставничества.
  2. Портрет наставника, наставляемого.
  3. Ожидаемые результаты.
  4. Основные инструменты наставничества.
  5. Составление плана работы с наставляемым.

6)Результаты работы за год.

2.Описание программы

Портрет наставника – «учителя»:

  1. Учитель, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для самосовершенствования и самореализации наставляемого;
  2. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками;
  3. Создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем;
  4. «Учитель» способен стать для «ученика» человеком, который окажет поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения; в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.

Портрет наставляемого – «ученика»;

  1. Одаренный ученик (1 человек).
  2. Обладающий организаторскими способностями, принимающий активное участие в жизни школы: конкурсы – школьного, муниципального уровней, олимпиады; общественная деятельность - является членом Совета старшеклассников школы.

Ожидаемые результаты наставничества:

  1. Проявление творческой активности и развитие уверенности в себе.
  2. Результатом правильной организации работы наставника будет высокий уровень включенности наставляемого в культурные и образовательные процессы школы.
  3. Наставляемый получит необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
  4. Умение преодолевать вынужденную замкнутость образовательного процесса и получение представления о реальном мире, своих перспективах и способах действия.

Основные инструменты наставничества:

  1. Составление этапов работы для создания положительных результатов.
  2. Совместное сотрудничество и достижение целей.
  3. Грамотное планирование работы.
  4. Умение использовать новые информационные технологии.
  5. Оформление результатов.



Предварительный просмотр:

План индивидуальной работы педагога - наставника Л. И. Родиной

с обучающимся на 2023 - 2024 учебный год

«учитель-ученик»

№ пп

Мероприятие

Срок реализации

ответственный

1

Подготовительный этап

Сентябрь 2023г.

Наставник

2

Подготовка стенгазеты "Наши учителя" ко Дню учителя с сочинениями учеников «Портрет идеального учителя"

Сентябрь- октябрь 2023

Наставник, наставляемый

3

Подготовка к школьному туру олимпиады по истории и обществознания. Участие в школьном туре олимпиады по истории и обществознанию.

Октябрь 2023г

Наставник

4

Подготовка к муниципальному туру олимпиады по истории и обществознанию. Участие в муниципальном туре олимпиады по истории и обществознанию.

Ноябрь 2023г

Наставник

5

Работа с документацией;

Проведение консультаций по предмету.

Декабрь 2023 - февраль 2024

Наставник

6

Подготовка к Итоговой аттестации (ЕГЭ)

Октябрь 2023 - май 2024

Наставник

7

Подготовка к краеведческой конференции

Февраль 2024г.

Наставник, наставляемый

8

Участие в конкурсе исследовательских работ «Отечество»

Февраль 2024г.

Наставник

9

Заключительный этап:

оформление проделанной работы

Июнь 2024

Наставник

Ответственный:

Учитель-наставник:__________________

Ознакомлен:

Обучающийся:_________________

Дата: ____________________



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каштановская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Воликова С. А.»

Индивидуальная образовательная траектория обучения

по истории

для10– 11 класса

Срок реализации: сентябрь 2023 – май 2024 год

Учитель: Родина Любовь Ивановна

Рассмотрено:                                                                           Согласовано

На заседании ШМО                                                              заместитель директора по УВР

Протокол №1 от                                                                    /________/

«___» _________ 2023

2023 год

Пояснительная записка

   Данная индивидуальная образовательная траектория обучения составлена для учащейся 10 класса Гутник Дарьи и направлена на углубленное изучение истории, подготовку к успешному участию к олимпиадам различного уровня, на получение высшего балла  ЕГЭ по истории.

    Данная программа поможет учащейся заполнить существующий пробел в освоении нестандартных и трудных тем. Значительное внимание уделено вопросам, смежным с программным материалом.

    Индивидуальная программа построена в соответствии с программой курса истории для общеобразовательных учреждений под редакцией  Торкунова А. А. Данилова и О. Н. Журавлёвой, И. Е. Барыкиной. Программа рассчитана на дополнительное углубленное изучение истории 1 час в неделю, 68 часов за два учебных года. На летние месяцы запланированы занятия для самоподготовки.

    Цель программы–подготовка учащейся к экзамену по истории, к олимпиадам через актуализацию знаний по основным темам курса: углубление представления учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний посредством работы над проблемными задачами и тестовыми заданиями.

Задачи программы:

- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

- сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до конца XX века;

- акцентировать внимание учащихся на тех учебных аспектах и  темах, которые являются для них трудными, сложными;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации.

Формы работы:

  1. Лекции
  2. Индивидуальные консультации
  3. Решение олимпиадных задач
  4. Просмотр иллюстраций
  5. Работа с Интернет ресурсами

Ожидаемые результаты: призовые места на школьном и муниципальном этапах предметных олимпиад, участие в интернет олимпиадах, высокие баллы на  ЕГЭ.

Требования к результатам:

Личностные результаты: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.); формирование исторической  компетентности; осознание своей идентичности как гражданина страны; локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Метапредметные результаты: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения  проблемных ситуаций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; ориентироваться на разнообразие  точек зрения и мнений; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; уметь осуществлять сравнение; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии; осуществлять расширенный поиск информации; выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент.

Предметные результаты: учащиеся должны знать: основные понятия и термины, используемые в исторической науке; основные этапы и особенности исторического процесса в России; содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды её истории; основные хронологические рубежи, календарные даты истории России; составлять хронологические и синхронистические таблицы; читать историческую карту с опорой на легенду; составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности; соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;  сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия; излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе; сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия; определять, объяснять, аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку;решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности.

Литература:

А.Н. Сахаров «История России конец  XVII – XIX век»- М.: Просвещение , 2010 .

А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В.  Мироненко «История России XX – начало XXI века.- М.: Просвещение ,2009 .

М.Н. Чернова, В.Я. Румянцев «Работа с документами на уроках истории».- М.: Айрис пресс 2008 .

Сахаров «История России XX – начало  XXI века»  - М.: Просвещение, 2010 .

Кацва Л.А.  История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающий в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.

В.А. Бердинских История России с древнейших времен до конца ХIХ века. Практикум. 10 класс. М.: Дрофа, 2010.

Полный справочник школьника по подготовке  к итоговой аттестации по истории для учащихся 10-11 классов, М.: Просвещение, 2016 г.

В.В.Кириллов «История Отечества в схемах и таблицах», М.: Просвещение, 2012г.

Календарно-тематическое планирование                                                  

№ пп

        Тема занятия

Дата проведения

план

факт

2022 – 2023 учебный год

1

Введение. Структура КИМа. Критерии оценивания.

03.09

2

Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество.

10.09

3

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства.

17.09

4

Владимир I. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Владимир Мономах.

24.09

5

Политическая раздробленность Руси.

01.10

6

Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Экспансия с Запада. Александр Невский.

08.10

7

Начало объединения русских земель. Иван Калита.

15.10

8

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.

22.10

9

Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель.

29.10

10

Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497г.

12.11

11

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Опричнина.

19.11

12

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири ).

Выполнение заданий первой части . Работа на бланках.

26.11

13

Смутное время

03.12

14

Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский.  Россия при первых Романовых.

10.12

15

Соборное уложение 1649г.  Юридическое оформление крепостного права

17.12

16

Церковный раскол. Никон и Аввакум.

24.12

17

Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин

14.01

18

Внешняя политика России в XVIIв. Вхождение Левобережной Украины в состав России.  

21.01

19

Становление древнерусской культуры: фольклор, живопись, письменность, зодчество. Формирование культуры Российского государства. Летописание. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Фёдоров.

28.01

20

Тестирование в форме ОГЭ по тематическому блоку «История России VIII-XVII вв.».

04.02

21

Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Абсолютизм. Создание регулярной армии и флота. Северная война.

11.02

22

Дворцовые перевороты. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя.

18.02

23

Социальные движения. Е.И. Пугачев.

25.02

24

Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков.

04.03

25

Внутренняя политика в первой половине XIX в. М.М. Сперанский

11.03

26

Отечественная война 1812 г. Движение декабристов.

18.03

27

Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы.

01.04

28

Начало промышленного переворота. Присоединение Кавказа. Крымская война.

08.04

29

Реформы 1860–1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества.

15.04

30

Общественные движения второй половины XIX в. Россия в военно-политических блоках. Промышленный подъем. Формирование монополий. С.Ю. Витте.  Русско-японская война.

22.04

31

Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Революция 1905–1907 гг. Государственная дума. П.А. Столыпин. Аграрная реформа. Россия в Первой мировой  войне.

29.04

32

Светский характер культуры. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры. Наука и образование. М.В. Ломоносов. Н.И. Лобачевский. Д.И. Менделеев.  Литература и искусство.

06.05

33

Тестирование в форме ОГЭ по тематическому блоку «История России XVIII -  начале XX вв.».

13.05

34

Работа с историческими источниками

20.05

Самоподготовка (летнее задание)

Выполнение олимпиадных заданий прошлых лет

июль

Выполнение заданий по работе с картой. Работа с иллюстративным материалом

август

2023 – 2024 учебный год

35

Революция в России в 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы. Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В.И. Ленин

36

Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. Распад Российской империи. Гражданская война. Красные и белые.

37

«Военный коммунизм». Новая экономическая политика. Образование СССР. Поиск путей построения социализма.

38

Формирование централизованной (командной) экономики. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Коренные изменения в духовной жизни.

39

Власть партийно-государственного аппарата. И.В. Сталин. Массовые репрессии.

40

 СССР в системе международных отношений в 1920–1930-х гг.

41

СССР во Второй мировой войне. Начало, этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Битва за Москву.

42

Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Коренной перелом в ходе войны. Советский тыл в годы войны. Партизанское движение.

43

СССР в антигитлеровской коалиции. Изгнание захватчиков с советской земли.

44

Итоги Великой Отечественной войны. Советские полководцы Вов.  Г.К. Жуков. Послевоенное восстановление хозяйства.

45

Тестирование в форме ЕГЭ по тематическому блоку «История России 1914 -1945гг.».

46

«Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущев.

47

«Застой». Л.И. Брежнев. Кризис советской системы.

48

Внешняя политика СССР в 1945–1980-е гг. Холодная война. Разрядка.

49

Перестройка. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения».

50

Демократизация политической и культурной  жизни. М.С. Горбачев

51

Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ.

52

Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б.Н. Ельцин

53

Переход к рыночной экономике. Принятие Конституции Российской Федерации.

54

Российская Федерация в 2000 – по настоящее время: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе.

55

Тестирование в форме ЕГЭ по тематическому блоку «История России 1945-2000-е гг.».

56

Выполнение заданий катрографического характера (задания 13 – 16)

57

Работа с иллюстрациями

58

Выполнение заданий на установление соответствия между историческими источниками и их характеристиками 

59

Выполнение заданий на установление соответствия между памятниками культуры и их характеристиками

60

Выполнение заданий на установление лишних в ряду терминов по определённому критерию

61

Выполнений заданий на установление соответствия между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами

62

Выполнение заданий на заполнение таблицы элементами предложенного списка

63

Выполнение заданий на установление исторического термина по данному определению понятия

64

Выполнение заданий задач (задание 23)

65

Выполнение заданий на аргументацию (задание 24)

66

 Написание исторического сочинения (задание 25)

67

Пробный ЕГЭ

68

Анализ пробного ЕГЭ. Работа над ошибками