выступление на ГМО средних групп

Хуснутдинова Айсылу Дикафовна

Новые ориентиры взаимодействия ДОО и семьи:  внедрение Программы просвещения родителей  (законных представителей) детей младенческого,  раннего и дошкольного возрастов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_novyh_orientirah_vzaimodeystviya_doo_i_semi.docx21.07 КБ
Файл semya1.pptx617.1 КБ

Предварительный просмотр:

О новых ориентирах взаимодействия ДОО и семьи:  внедрение Программы просвещения родителей  (законных представителей) детей младенческого,  раннего и дошкольного возрастов

Программа Просвещения родителей/законных представителей детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации, представляет собой документ, направленный на оказание помощи педагогам дошкольного образования в определении содержания и форм просвещения родителей.

Ключевыми нормативными документами, определяющими принципы,  направления, цели и задачи, содержание и формы взаимодействия  ДОО и семьи являются:

- Семейный кодекс Российской Федерации в силу

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"           Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  

- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО).

        Просветительская деятельность выступает значимой частью профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций, одной из мер государственной поддержки семей, инструментом формирования единого образовательного пространства страны и позиции осознанного ответственного  родительства.

Просветительская деятельность осуществляется вне реализации образовательных программ, поэтому Программа просвещения не является образовательной программой. Она выступает инструментом, используя который педагоги дошкольных образовательных организаций могут оперативно находить содержание для подготовки коллективных и индивидуальных просветительских мероприятий, ответов на вопросы родителей о воспитании и развитии детей, выбирать оптимальные формы просвещения, творчески перерабатывать материал с учетом специфики решаемых просветительских задач, особенностей контингента родителей, возникающих образовательных ситуаций и запросов.

        В 2024 году Программа просвещения проходила апробацию в 39 детских садах 5 регионов страны. С сентября 2024 года к апробации присоединяются еще 18 регионов. К 2030 все детские сады должны быть вовлечены в реализацию программы просвещения родителей.

Программа состоит из пояснительной записки и восьми разделов.

В пояснительной записке обоснована актуальность программы, обозначены цели, задачи просветительской работы, ее принципы.

Первый и второй разделы включают материалы, направленные на оказание методической помощи педагогам.

Первый раздел содержит описание сущности феномена родительства и родительских функций. Обозначается ценность семьи и семейных отношений в современном обществе. Данный материал важен для организации грамотного взаимодействия с родителями, понимания особенностей современного родительства. В разделе раскрываются понятия «родительская компетентность», «осознанное и ответственное родительство», систематизируются содержание и приемы родительского контроля, регуляторов поведения детей, описываются эффективные методы воспитания  и задачи родительства. Также обозначены понятия семейные ценности, семейные традиции, представлено их содержание и показано значение приобщения детей к семейным ценностям и традициям.

Второй раздел посвящен характеристике процесса просветительской работы с родителями, ее содержания, форм и методов. В нем предлагается описание способов изучения особенностей семейного воспитания, уровня педагогической культуры родителей, выявления и анализа запросов родителей. В разделе содержится также классификация и описание основных форм просвещения родителей, рассматриваются вопросы применения цифровых инструментов для повышения эффективности просвещения родителей.

Третий раздел включает основные содержательные вопросы, связанные со здоровьем, развитием и воспитанием в семье детей разных возрастов (от рождения до окончания дошкольного периода детства). Даются ответы на вопрос о том, что такое образовательная среда, каковы ее основные компоненты и каким образом можно организовать образовательную среду в домашних условиях. Дается характеристика основных компонентов физического и психологического здоровья детей. Представлена информация о рациональном питании детей различных возрастов, необходимом для здоровья балансе питательных веществ, значимости и специфике режима дня в разные возрастные периоды, обозначены способы здоровьесбережения в условиях семьи, поддержания в семье здорового образа жизни, формирования у детей в семье полезных привычек. Раскрываются вопросы безопасности детей (в быту, природе, социуме, информационном/цифровом пространстве). Обозначаются возрастные особенности детей младенческого и раннего возрастов, основные линии и задачи развития ребенка. Дается информация о теории привязанности и комплексе оживления, о явлениях госпитализма и эмоциональной депривации. Представлены вопросы грудного вскармливания и отлучения от груди, приучения детей к туалету, формирования навыков самообслуживания и гигиены, неразрывности физического и психического развития в раннем возрасте, раскрываются вопросы подготовки детей к переходу в дошкольную образовательную организацию (далее – ДОО).

В третьем разделе также рассматриваются особенности развития детей дошкольного возраста, кризисы детского развития, освещаются вопросы личностного развития детей. Описываются основные подходы к воспитанию и направления воспитательной работы с детьми в семье. Раскрываются вопросы влияния семьи на познавательное развитие детей, формы и методы духовно-нравственного, патриотического, трудового, художественно-  эстетического воспитания в семье. Показана специфика гендерного воспитания в семье. Освещены темы развития речи и формирования интереса к чтению у детей дошкольного возраста в семье, коммуникативного развития и социализации ребенка, роли и специфики игровой деятельности в дошкольном детстве. Раскрываются пути подготовки ребенка и семьи к обучению в школе. Представлена тема игры, ключевые вопросы детского сообщества, особенности взаимодействия детей со сверстниками, детская субкультура. Вся информация в разделах ориентирована на просвещение родителей нормотипичных детей.

Четвертый раздел содержит информацию об особенностях просвещения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе детей-инвалидов.

Пятый раздел рассматривает вопросы правовой и государственной поддержки семей.

Шестой раздел содержит информацию для ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы родителей.

В седьмом разделе дается описание форм и способов, инициирующих родительскую активность, таких как: родительские клубы, движения, родительские объединения по интересам, родительские форумы, волонтерские движения и фестивали, совместные проекты родителей с детьми.

Внутри разделов с третьего по седьмой представлены ключевые понятия по теме, примерная тематика и формы взаимодействия с родителями.

Восьмой раздел включает в себя списки рекомендованной литературы для родителей и педагогов.

Вышеперечисленная структура текста в Программе позволяет отбирать содержание, формы и тематику общения с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возрастов. ДОО имеют право выбора содержания, тематики, форм просвещения родителей с учетом образовательных запросов родителей, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, их потребностей и интересов, решаемых организацией образовательных задач, возможностей педагогического коллектива. Предлагаемая тематика и формы взаимодействия и педагогического просвещения родителей являются примерными и могут быть творчески преобразованы педагогами.

К Программе будут разработаны методические рекомендации, которые помогут педагогу определиться с местом и временем просветительской деятельности в структуре работы, планированием просвещения родителей (законных представителей) воспитанников дошкольных образовательных организаций, алгоритмом выбора содержания и форм просвещения.

        Взаимодействие родителей и воспитателей редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий, кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О новых ориентирах взаимодействия ДОО и семьи: внедрение Программы просвещения родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов

Слайд 2

Единое образовательное пространство на территории Российской Федерации Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023), ст. 63 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации " (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024 ) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями) Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО ) Программа просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возрастов, посещающих ДОО

Слайд 3

Просвещение родителей:

Слайд 4

Разделы:

Слайд 5

О новых ориентирах взаимодействия ДОО и семьи: внедрение Программы просвещения родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов