«Создание условий для эмоционального комфорта дошкольников "

Хуснутдинова Айсылу Дикафовна

Выступление на базовой плащадке по теме «Создание условий для эмоционального комфорта дошкольников "  среда педагогов и старших воспитателей

Комфортная образовательная среда» Формула успешного развития дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstuplenie.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Коучинг – сессия. 25-30 минут

Тема. «Комфортная образовательная среда» Формула успешного развития дошкольника.

Ход мероприятия.(Хуснутдинова Айсылу Дикафовна воспитатель 4 группы)

Приветстви (1-2мин.).             

  Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии. Сегодня я предлагаю вам поработать в новой для нас форме – в форме коучинг - сессии. т.е. в формате интерактивного общения, дискуссии.

Сессия несет в себе элементы дружеского, доверительного общения.

Принцип «Сделай за меня», «Расскажи, как надо» здесь не действует, но есть правило «У нас не будет неправильных ответов.»

Сегодня наша встреча посвящена вопросу «Комфортная образовательная среда в ДОО», Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую  сможете использовать в своей работе, а так же  поделитесь своим опытом по созданию комфортной образовательной среды.

- У вас на столе находятся грецкие орехи, возьмите по одному ореху

внимательно его рассмотрите, изучите его структуру, постараться запомнить все его индивидуальные чёрточки. Орехи складываются обратно, перемешиваются.

Задача каждого участника – найти свой орех.

- Кто как свой орех запоминал, кто какой стратегией пользовался, чтобы

найти свой орех  (запоминал особенности, или просто

ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный).

На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другим. Так и дети: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои особенные черточки,

своя красота и потенциал, своя индивидуальная способность. Поэтому в

дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и

обучения детского коллектива в целом, а также предоставлена возможность

проявить индивидуальность и творчество каждому воспитаннику.

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в

дошкольном учреждении - правильная организация развивающей среды. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые будут способствовать полной реализации развития детей.

Сегодня на нашей сессии мы будем использовать детали лего.

И так ваше первое задание.

-Выберете любую деталь лего, которое вам понравиться.

А теперь попробуйте соотнести эту деталь с понятием комфортная эмоциональная среда. (если затрудняются задать наводящие вопросы.

Какая деталь? цвет форма, для чего и др, цвет, форма, многофункциональность, детальность, мобильность. И др.

Например я выбрала вот эту деталь- Дверь.

Эта деталь яркая? Среда должна быть яркой. Она открывается и закрывается, так как и среда ………

Закрываем от посторонних глаз. Устойчивая - безопасная

 Справились. И так давайте подведем итог. Что же такое комфортная эмоциональная среда для дошкольника.

В ФГОС ДО под термином «Развивающая Предметно Пространственная Среда» понимается часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и пр., для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития»

создаваемая в дошкольной образовательной организации комфортная среда должна быть:

-содержательно-насыщенной – включать средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые

позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и

творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с

материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе

развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и

соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии

с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

-трансформируемой – обеспечивать возможность изменений наполнения пространства в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

-вариативной – обеспечивать свободный выбор детей различных пространств, игрушек, оборудования и других материалов,

стимулирующих различные виды активностей;

-полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих средств (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

-доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том

числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

-безопасной – все элементы оснащения должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Задание номер 2.Постройтее модель лестницы используя элементы лего квадратной и прямоугольной формы. На выполнение задания дается 3 минуты.

Давайте соотнесем ваши постройки с компонентами или условиями комфортной эмоциональной среды.

Итог. Построение комфортной среды зависит от человека, но есть компоненты на которые мы должны опираться.

И вот первый компонент. Эмоционально - поддерживающий компонент.

К этому компоненту относятся эмоционально поддерживающие взаимоотношения между участниками совместной жизнедеятельности в ДОУ.

Придерживаться демократического стиля общения с детьми– не над, а рядом, вместе, глаза в глаза. Общаясь с детьми, мы воспитатели организуем с ними контакт «на уровне глаз». Маленький ребенок испытывает потребность быть принятым, получить эмоциональную поддержку и внимание окружающих. Следует подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы в группе принадлежит воспитателю, его собственному эмоциональному настрою, отношению к детям, эмоциональным особенностям поведения и речи, а также эмоциональной устойчивости. Особое значение имеет материнская функция педагога, проявляющаяся в теплом, сердечном и эмоционально поддерживающем отношении к каждому малышу, в готовности прийти на помощь.

Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе

Уважать в каждом ребенке личность. Оценивать поступок, а не личность ребёнка.

2 компонент в создании КС. Это эмоционально настраивающий. Под ним подразумевается особенности внешней обстановки – благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы и пр.

 3 компонент Эмоционально стабилизирующий- Основное содержание данного компонента- обеспечение стабильности окружающей среды, способствующее устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта. Ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, ежедневное чередование которых несет стабильность, уверенность. Кроме того, режим дня позволяет удовлетворить потребность ребенка владеть ситуацией (знать, что можно ожидать, какие события произойдут).

При этом повторяемость должна соблюдаться по форме: наличие режимных моментов – питание, сон, прогулки, занятия, – но по содержанию они должны отличаться друга от друга.

 4 компонент Эмоционально активизирующий компонент среды в доу.- разнообразие занятости детей. Игры, сюрпризные моменты, утренний круг.

Лучшей формой организации эмоционального поведения детей является игра, поэтому целенаправленное использование различных игр является обязательным условием создания эмоционально развивающей среды ДОУ. В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными.

Таким образом, эмоциональное благополучие – понятие гораздо более объемное, включающее в себя весь спектр вопросов психологической безопасности. У каждой команды лестница получилось разной. Потому что мы с вами разные.

Задание 3. Групповое задание Построить свою комфортную модель группы  – при хорошей материальной  технической базе. 10 минут. Презентация работ 1 минута.

Итог. Развивающая предметно-пространственная среда не может быть построена окончательно. При организации развивающей предметно-пространственной среды необходима сложная, многоплановая, авторская и высоко творческая деятельность участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды

     А завершить  нашу сессию  с  короткой притчи (психологический настрой):

«Жил мудрец, который знал все . Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

                Вот так и в наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя спокойно, тепло и уютно, комфортно. Это и  есть формула успешного воспитания наших дошкольников. Спасибо за внимание.